Общие положения о таможенных платежах. Таможенная пошлина. Виды таможенных пошлин
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 2.2 - Таможенные платежи
1. Общие положения о таможенных платежах
2. Таможенная пошлина
3. Виды таможенных пошлин
1. Таможенные платежи
При перемещении товаров через таможенную границу они подлежат декларированию таможенным органам. Декларирование товаров может производиться путем заявления в таможенной декларации самим декларантом либо таможенным брокером (представителем), причем перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только теми сведениями, которые необходимы для целей исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства РФ.
Помимо оформления и декларирования обязательным условием для перемещения товаров через таможенную границу, является уплата таможенных платежей.
Основные положения, касающиеся уплаты таможенных платежей содержатся в ТК ТС и ФЗ «О таможенном регулировании».
В ст. 70 ТК ТС установлены виды обязательных платежей, взимаемых таможенными органами в связи с осуществлением таможенного регулирования в таможенном союзе ЕврАзЭС и составляющих понятие "таможенные платежи".
Определения таможенных платежей в ТК ТС не содержится; в нем лишь перечислены виды таможенных платежей. Перечисленные в ст. 70 ТК ТС платежи объединяет то, что все они взимаются, как правило, таможенными органами в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенного союза.
В перечне таможенных платежей объединены обязательные платежи, которые различаются как по юридической природе, так и по экономическому содержанию. Среди таможенных платежей выделяются три основные группы:
1) таможенные пошлины - обязательные платежи, взимаемые таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу (ст. 4 ТК, п. 1 подп. 25);
2) налоги (НДС и акцизы), установленные законодательством о налогах и сборах государств - членов таможенного союза;
3) таможенные сборы - обязательные платежи неналогового характера, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также за совершение иных действий, установленных ТК и (или) законодательством государств - членов таможенного союза (ст. 72 ТК).
Следует отметить, что одно из основных понятий таможенного права - "таможенные платежи" - оказалось неунифицированным в рамках таможенного союза. В законодательстве Российской Федерации понятие "таможенные платежи" используется не только в таможенном законодательстве. Оно встречается, например, в БК РФ (ст. 78), НК РФ (ст. 2, 38, 346.16 и др.), КоАП РФ (ст. 16.22), УК РФ (ст. 194).
Плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых возложена эта обязанность.
Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов устанавливаются в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза.
Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу.
Иными словами, в качестве объекта обложения выступают товары, ввозимые на таможенную территорию таможенного союза или вывозимые с таможенной территории таможенного союза (подп. 22 п. 1 ст. 4 ТК ТС). При этом уточняется, что под товарами в таможенном законодательстве понимаются: любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств - членов таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу (транспортные средства, морские суда и т.д.) (подп. 35 п. 1 ст. 4 ТК ТС).
Базой для исчисления таможенных пошлин, налогов в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика).
По общему правилу таможенные пошлины, НДС, акцизы, взимаемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу, исчисляются плательщиками таможенных пошлин, налогов самостоятельно. Исключения из этого правила могут быть предусмотрены как в ТК ТС, так и в международном договоре.
Так, например, в п. 1 ст. 316 ТК ТС устанавливается: если в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, не требуется подача декларации на товары, таможенные пошлины, налоги исчисляются и начисляются таможенным органом, осуществляющим таможенные операции в месте (учреждении) международного почтового обмена с использованием таможенного приходного ордера.
Все случаи возникновения обязанности уплатить таможенные пошлины и налоги перечислены в ТК и объединены в ниже приведенной таблице.
Диспозиция
Лицо, обязанное уплатить таможенные пошлины и налоги
Момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов
Нормативный акт
Незаконное перемещение товаров через таможенную границу
Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает солидарно у лиц, незаконно перемещающих товары, лиц, участвующих в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза - также у лиц, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза
Ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза
ст. 81 ТК
Вывоз товаров таможенного союза с таможенной территории таможенного союза
Прибытие товаров на таможенную территорию таможенного союза
Перевозчик
Пересечение товарами таможенной границы
ст. 161 ТК
Убытие иностранных товаров с таможенной территории таможенного союза
Перевозчик
Выдача таможенным органом разрешения на убытие товаров с таможенной территории таможенного союза
ст. 166 ТК
Помещение иностранных товаров на временное хранение
Перевозчик или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров на момент регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение
Регистрация таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение.
ст. 172 ТК
Владелец склада временного хранения
Размещение товаров на складе временного хранения
Лицо, осуществляющего временное хранение товаров в местах, не являющихся складами временного хранения
Регистрация таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение
Выпуск товаров до подачи таможенной декларации
Декларант
Дата выпуска товаров
ст. 197 ТК
Помещение товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления
Декларант
Регистрация таможенным органом таможенной декларации
ст. 211 ТК
Помещение товаров под таможенную процедуру экспорта
Декларант
Регистрация таможенным органом таможенной декларации
ст. 214 ТК
Помещение иностранных товаров под таможенную процедуру таможенного транзита
Декларант
Регистрация таможенным органом транзитной декларации
ст. 227 ТК
Помещение товаров таможенного союза под таможенную процедуру таможенного транзита (в соответствии с подп. 5 п. 2 ст. 215 ТК)
Декларант
Регистрация таможенным органом транзитной декларации
ст. 228 ТК
Помещение иностранных товаров под таможенную процедуру таможенного склада
Декларант
Регистрация таможенным органом таможенной декларации
ст. 237 ТК
Владелец таможенного склада
Размещение товаров на таможенном складе
Помещение товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории
Декларант
Регистрация таможенным органом таможенной декларации
ст. 250 ТК
Помещение товаров под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории
Декларант
Регистрация таможенным органом таможенной декларации
ст. 261 ТК
Помещение товаров под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления
Декларант
Регистрация таможенным органом таможенной декларации
ст. 274 ТК
Помещение товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска)
Декларант
Регистрация таможенным органом таможенной декларации
ст. 283 ТК
Помещение товаров под таможенную процедуру временного вывоза
Декларант
Регистрация таможенным органом таможенной декларации
ст. 290 ТК
Помещение иностранных товаров под таможенную процедуру реэкспорта
Декларант
Регистрация таможенным органом таможенной декларации
ст. 300 ТК
Помещение иностранных товаров под таможенную процедуру беспошлинной торговли
Декларант
Регистрация таможенным органом таможенной декларации
ст. 306 ТК
Перемещение через таможенную границу товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию в письменной форме, в сопровождаемом и несопровождаемом багаже, а также в качестве товаров, доставляемых перевозчиком
Декларант
Регистрация таможенным органом пассажирской таможенной декларации
ст. 360 ТК
Случаи прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов перечислены в п. 2 ст. 80 ТК. По общему правилу такая обязанность прекращается в случае уплаты или взыскания таможенных пошлин, налогов в размерах, установленных таможенным законодательством. Она может быть прекращена также при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, не сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению этими товарами.
К другим основаниям для прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов отнесены:
- уничтожение иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения;
- помещение товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла до регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;
- отказ в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, в отношении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, возникшей при регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;
- обращение товаров в собственность государства - члена таможенного союза;
- обращение взыскания на товары, в том числе за счет стоимости товаров.
Наконец, обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов может быть прекращена в виду незначительного характера задолженности (размер неуплаченной суммы таможенных платежей не превышает сумму, эквивалентную 5 евро) или признания такой задолженности безнадежной.
Особые случаи прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов могут быть предусмотрены ТК. Так, например, в соответствии со ст. 211 ТК обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов прекращается у декларанта в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием льгот по уплате таможенных платежей, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, - по истечении пяти лет со дня выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления. Другой пример: согласно ст. 306 ТК обязанность по уплате таможенных платежей в отношении иностранных товаров, помещаемых под таможенную процедуру беспошлинной торговли, прекращается у декларанта при задержании товаров таможенными органами при проведении таможенного контроля
В ТК ТС сроки уплаты таможенных пошлин, налогов предусмотрены в специальных нормах, предусматривающих основания возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов применительно к отдельным юридическим фактам:
1) незаконное перемещение товаров через таможенную границу (ст. 81 ТК);
2) прибытие товаров на таможенную территорию (ст. 161 ТК);
3) убытие иностранных товаров с таможенной территории таможенного союза (ст. 166 ТК);
4) временное хранение товаров (ст. 172 ТК);
5) выпуск товаров до подачи таможенной декларации (ст. 197 ТК);
6) помещение товаров:
- под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (ст. 211 ТК);
- под таможенную процедуру экспорта (ст. 214 ТК);
- под таможенную процедуру таможенного склада (ст. 237 ТК);
- под таможенную процедуру переработки на таможенной территории (ст. 250 ТК);
- под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории (ст. 261 ТК);
- под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления (ст. 274 ТК);
- под таможенную процедуру временного ввоза, допуска (ст. 283 ТК);
- под таможенную процедуру временного вывоза (ст. 290 ТК);
7) помещение иностранных товаров:
- под таможенную процедуру таможенного транзита (ст. 227 ТК);
- под таможенную процедуру реэкспорта (ст. 300 ТК);
- под таможенную процедуру беспошлинной торговли (ст. 306 ТК);
8) помещение товаров таможенного союза под таможенную процедуру таможенного транзита (ст. 228 ТК);
9) совершение операций с временно ввезенными транспортными средствами международной перевозки (ст. 344 ТК);
10) при таможенном декларировании товаров для личного пользования (ст. 360 ТК).
По общему правилу таможенные пошлины, налоги уплачиваются (взыскиваются) в государстве - члене таможенного союза ЕврАзЭС, таможенным органом которого производится выпуск товаров или на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу.
Ст. 73 ТК ТС посвящена авансовым платежам, которые (в соответствии с ТК ТС) могут уплачиваться только при экспорте. Они вносятся в счет уплаты предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов в валюте государства - члена таможенного союза, на территории которого эти платежи предполагается использовать.
Авансовые платежи не идентифицируются плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов в отношении конкретных товаров. Их особенностью является то, что они являются имуществом лица их внесшего и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей или денежных средств, внесенных в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов, до тех пор, пока лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу (например, путем подачи от его имени таможенной декларации или заявления на возврат авансовых платежей) либо сам таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи.
За плательщиком сохраняется право контролировать авансовые платежи. По его требованию таможенный орган обязан представить письменный отчет о расходовании денежных средств, уплаченных в качестве авансовых платежей (однако не более чем за период, установленный для возврата авансовых платежей). При возврате авансовых платежей применяются нормы ст. 90 ТК, устанавливающие порядок возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств.
К предметам законодательного регулирования на уровне государства - члена таможенного союза отнесены вопросы: установления самих авансовых платежей; определения периода их возврата; порядка и сроков представления отчетов о расходовании авансовых платежей; распоряжение невостребованными суммами авансовых платежей; установления форм уплаты авансовых платежей.
Порядок уплаты и возврата авансовых платежей в Российской Федерации установлен ст. 121-122 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Авансовые платежи уплачиваются на счета Федерального казначейства. По письменному заявлению лица, внесшего авансовые платежи, таможенный орган не позднее 30 дней со дня получения такого заявления обязан предоставить отчет о расходовании авансовых платежей, но не более чем за три года, предшествующие указанному заявлению. Форма отчета о расходовании авансовых платежей утверждается ФТС России.
В случае несогласия лица, внесшего авансовые платежи, с результатами отчета таможенного органа проводится совместная выверка расходования денежных средств этого лица. Результаты такой выверки оформляются актом по форме, утверждаемой ФТС России.
Возврат авансовых платежей осуществляется, если соответствующее заявление подано лицом, внесшим авансовые платежи, или его правопреемником в течение трех лет со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей. По истечении указанного срока невостребованные суммы авансовых платежей учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату не подлежат.
В ТК ТС закреплено определение льгот по уплате таможенных платежей, под которыми понимаются:
а) тарифные преференции;
б) тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин);
в) льготы по уплате налогов;
г) льготы по уплате таможенных сборов
К льготам по уплате таможенных платежей отнесены тарифные преференции. Под преференциями (от лат. praeferre - предпочитать) в международной торговле понимаются льготы, предоставляемые одним государством другому на началах взаимности либо в одностороннем порядке без распространения на третьи страны.
Тарифные преференции - это льготы по уплате ввозных и вывозных таможенных пошлин, которые применяются в зависимости от страны происхождения товара, перемещаемого через таможенную границу, и устанавливаются в отношении всех товаров или отдельных их видов. Предоставление тарифных преференций является одним из инструментов осуществления торговой политики.
Тарифные преференции могут распространяться на товары, происходящие из государств, образующих вместе с данным государством зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза, а также товары, происходящие из развивающихся стран-пользователей национальной или международной (многосторонней) системой преференций.
В Российской Федерации законодательные основы национальной системы тарифных преференций установлены в ст. 36 Закона РФ "О таможенном тарифе".
Другой разновидностью льгот по уплате таможенных платежей являются тарифные льготы, под которыми понимаются льготы по уплате ввозных и вывозных таможенных пошлин. Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с ТК и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза. Основываясь на положениях статей 5 и 6 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года, Правительство Республики Беларусь, Правительство Республики Казахстан и Правительство Российской Федерации подписали Протокол о предоставлении тарифных льгот от 12 декабря 2008 года.
Предоставление тарифных льгот предусматривается многими международными договорами Российской Федерации - как многосторонними, так и двусторонними. В качестве примера многостороннего договора можно привести Венскую конвенцию о дипломатических сношениях 1961 года, в которой содержатся нормы, предоставляющие тарифные льготы дипломатическим органам и их сотрудникам.
Льготы по уплате налогов, относящихся к таможенным платежам, определяются законодательством государств - членов таможенного союза. В НК РФ льготы по уплате НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, установлены в ст. 149-151, а по уплате акцизов на ввозимые товары - в ст. 183-185.
Законодательством государств - членов таможенного союза определяются также льготы по уплате таможенных сборов, еще одной разновидности льгот по уплате таможенных платежей. Случаи освобождения от уплаты таможенных сборов в Российской Федерации установлены в ст. 131 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (например, ввоз культурных ценностей для экспонирования).
2. Таможенная пошлина
Таможенная пошлина представляет собой инструмент таможенно-тарифного регулирования, осуществляемого в Российской Федерации и других государствах таможенного союза путем установления ввозных и вывозных таможенных пошлин.
Таможенная пошлина - обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза и в иных случаях, определенных в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации (ст. 5 Закона о таможенном тарифе).
Таможенные пошлины исчисляются декларантом или иными лицами, ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов, самостоятельно.
Таможенная пошлина рассчитывается как произведение таможенной стоимости и ставки таможенной пошлины.
Ставки таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ в соответствии с положениями Закона РФ "О таможенном тарифе". Они являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу РФ, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом "О таможенном тарифе".
На территории РФ действует Таможенный тариф - свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на таможенную территорию Евразийского экономического союза из третьих стран, систематизированных в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
Ставки таможенных пошлин применяются на день принятия таможенной декларации таможенным органом, если иное не установлено нормативными актами.
В ст. 71 ТК определены виды ставок таможенных пошлин - адвалорные, специфические и комбинированные. Отметим, что перечисленные в ст. 71 виды ставок могут относиться не только к таможенным пошлинам, но и акцизам.
Адвалорная ставка (ad valorem) устанавливается в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров. Таможенная пошлина в отношении товаров, облагаемых по адвалорным ставкам, рассчитывается как произведение таможенной стоимости товара на соответствующую ей ставку.
Специфические ставки таможенной пошлины устанавливаются в денежном выражении в зависимости от физических характеристик в натуральном выражении - количества, массы, объема или иных характеристик.
Денежным выражением специфической ставки служит евро или доллар США. Например, в Едином таможенном тарифе таможенного союза ставка ввозной таможенной пошлины для автобусов, предназначенных для перевозки более 120 человек и с момента выпуска которых прошло более 5 лет (код ТН ВЭД - 8702 10 192 2), выражена в евро за 1куб.м., а для тростникового сахара (код ТН ВЭД - 1701 11) - в долларах США за 1000 кг.
Величина таможенной пошлины, рассчитываемой по специфической ставке, не зависит от цены товара, ввозимого на таможенную территорию таможенного союза или вывозимого с этой территории. Использование специфических ставок делает поступления в бюджет от взимания таможенных пошлин менее зависимыми от ценовой конъюнктуры. Кроме того, использование специфических ставок позволяет бороться с уклонением от уплаты таможенных платежей путем занижения контрактных цен на импортные и экспортные товары.
Комбинированная ставка предполагает сочетание адвалорного и специфического обложения. В этом случае используются как стоимостные, так и количественные показатели товаров, перемещаемых через таможенную границу.
В зависимости от содержащихся в таможенном тарифе специальных указаний при расчете ввозной таможенной пошлины по комбинированной ставке адвалорная и специфическая компоненты могут складываться (кумулятивная комбинированная ставка) либо взиматься та из них, которая имеет наибольшую величину (альтернативная комбинированная ставка). В Едином таможенном тарифе таможенного союза используется альтернативная комбинированная ставка - "С1 в процентах, но не менее С2 в евро за количество товара".
При применении альтернативной комбинированной ставки (например, 10%, но не менее 3 евро за 1 шт.) сначала исчисляется размер таможенной пошлины по адвалорной ставке в процентах к таможенной стоимости, а затем исчисляется размер таможенной пошлины по специфической ставке. Для определения суммы таможенной пошлины, подлежащей уплате, используется большая из двух полученных величин.
При исчислении сумм таможенных пошлин, взимаемых по специфическим ставкам, установленным за килограмм массы товара, или комбинированным ставкам со специфической составляющей в евро за килограмм массы товара, в качестве основы используется масса товара с учетом его первичной упаковки, то есть упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи.
3. Виды таможенных пошлин
Таможенные пошлины бывают двух видов: сезонные и специальные.
Сезонные пошлины устанавливаются для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Правительством РФ. Срок действия сезонных пошлин не может превышать шести месяцев в году.
Сезонные пошлины появились в российском таможенном законодательстве еще в 1991 году и применяются, как правило, в отношении сельскохозяйственных продуктов и ряда других товаров. Они связаны с сезонными ценами на некоторую продукцию сельского хозяйства, циклически меняющимися по временам года. В период действия сезонных пошлин ставки обычных таможенных пошлин по данным товарным позициям не применяются.
В целях защиты экономических интересов Российской Федерации к ввозимым товарам могут временно применяться специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, которые относятся к методам нетарифного регулирования ВЭД.
Смысл и содержание рассматриваемых мер могут быть раскрыты следующим образом: это совокупность особых видов пошлин и квот, вводимых государством с целью защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции, наносящей существенный ущерб национальному производству.
В зависимости от конкретных условий и факторов, негативно влияющих на состояние российской экономики, определяется та или иная мера, призванная нейтрализовать их воздействие. В общем виде такие факторы можно отнести к двум группам:
1) факторы недобросовестной конкуренции - демпинговый или субсидируемый экспорт иностранных товаров, наличие которых влечет за собой введение антидемпинговых или компенсационных мер;
2) факторы обычной (добросовестной) конкуренции - возросший импорт товаров, для защиты от которого предусмотрена специальная защитная мера.
Рассмотренное принципиальное отличие обуславливает специфику самих мер и во многом объясняет некоторые особенности их регламентации.
Содержание мер защиты национальной экономики наглядно отражены в приведенной ниже таблице:
Факторы и условия введения меры по защите внутреннего рынка
Вид и содержание меры по защите внутреннего рынка
- возросший импорт непосредственно конкурирующего товара;
- причинение либо угроза причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики
Специальная защитная мера - мера по ограничению возросшего импорта на таможенную территорию РФ посредством:
- импортной квоты;
- специальной пошлины;
- демпинговый импорт аналогичного товара;
- причинение или угроза причинения материального ущерба отрасли российской экономики или существенное замедление создания такой отрасли
Антидемпинговая мера - мера по противодействию демпинговому импорту посредством:
- одобрения ценовых обязательств, принятых экспортером;
- антидемпинговой пошлины;
- субсидируемый импорт аналогичного товара;
- причинение или угроза причинения материального ущерба отрасли российской экономики или существенное замедление создания такой отрасли
Компенсационная мера - мера по нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) на отрасль российской экономики посредством:
- одобрения обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего иностранного государства (союза иностранных государств) или экспортером;
- компенсационной пошлины
В настоящее время специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры превратились в весомый инструмент конкурентной борьбы в мировой торговле с явно выраженной протекционистской направленностью.
Особенность специальных защитных мер по сравнению с иными предусмотренными комментируемым законом мерами заключается в том, что они применяются в условиях добросовестной конкуренции товаров российского производства с товарами иностранного производства, импортируемыми на таможенную территорию РФ. Эта особенность определяет само содержание рассматриваемых мер, а также способы их реализации - путем импортной квоты или специальной пошлины.
Применение специальной пошлины принципиальным образом отличается от повышения ставки таможенной пошлины; первая применяется как способ реализации специальной защитной меры в рамках нетарифного метода государственного регулирования внешнеторговой деятельности, вторая представляет собой метод тарифного регулирования указанной деятельности. Несмотря на то, что таможенные пошлины, как и специальные пошлины, устанавливаются в целях регулирования внешней торговли товарами, в том числе для защиты внутреннего рынка и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике, их правовая природа и порядок введения различны.
Существенным фактором для применения специальной защитной меры в виде предварительной специальной пошлины является перспектива необратимости общего ухудшения ситуации с производством непосредственно конкурирующего товара на территории РФ.
Предварительная специальная пошлина взимается таможенными органами по правилам, установленным таможенным законодательством РФ в отношении взимания таможенной пошлины.
Согласно ч. 2 ст. 50 ТК ТС специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины устанавливаются в соответствии с международными договорами государств-членов таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза и взимаются в порядке, предусмотренном ТК ТС для взимания ввозной таможенной пошлины.
Согласно ст. 116 Федерального закона N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» предварительная специальная пошлина, установленная Комиссией Таможенного союза, уплачивается на счет Федерального казначейства. В случае если по результатам расследования, предшествующего введению специальных защитных мер, будет установлено, что основания для введения специальных защитных пошлин отсутствуют, уплаченная сумма предварительной специальной пошлины подлежит возврату плательщику в порядке, установленном ст. 148 данного Федерального закона. В случае если по результатам указанного расследования принято решение о применении специальных защитных мер, сумма предварительной специальной пошлины подлежит зачислению на счет, определенный международным договором государств - членов Таможенного союза.
Предварительная специальная пошлина, применяемая в Российской Федерации в одностороннем порядке, уплачивается на счет Федерального казначейства. В случае если по результатам расследования, предшествующего введению специальных защитных мер, будет установлено, что основания для введения специальных пошлин отсутствуют, уплаченная сумма предварительной специальной пошлины подлежит возврату плательщику в порядке, установленном ст. 148 Федерального закона 311-ФЗ.
Суммы предварительной специальной пошлины до завершения расследования и принятия окончательного решения Правительством РФ о введении специальной защитной меры хранятся на депозитных счетах таможенного органа, в который они были уплачены, и не перечисляются в федеральный бюджет.
Предварительная специальная пошлина, признанная излишне уплаченной, возвращается по заявлению плательщика, поданному в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров. Форма данного заявления приведена в приложении N 2 к приказу ФТС России от 22.12.2010 N 2520. Возврат излишне уплаченной предварительной специальной пошлины производится на счет плательщика (его правопреемника), указанный в заявлении о возврате в валюте Российской Федерации. Возврат излишне уплаченной предварительной специальной пошлины по желанию плательщика (его правопреемника) может производиться в форме зачета в счет исполнения обязанностей по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней, процентов. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных ввозных таможенных пошлин по желанию плательщика (его правопреемника) может производиться в форме зачета в счет исполнения обязанностей по уплате ввозных таможенных пошлин. Зачет излишне уплаченных или излишне взысканных ввозных таможенных пошлин в счет исполнения обязанности по уплате вывозных таможенных пошлин, налогов не допускается.
Возврат излишне уплаченной предварительной специальной пошлины не производится:
1) при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере указанной задолженности;
2) если сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, составляет менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных пошлин, налогов физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц;
3) в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.