Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 2
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ 4
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ 11
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ 26
ЛИТЕРАТУРА 36
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
ДИДАКТИКА – (греч. didaktikos — получающий, относящийся к обучению) – является теорией образования и обучения, отраслью педагогики.
Предметом дидактики выступает обучение как средство образования и воспитания человека, т. е. взаимодействие преподавания и учения в их единстве, которое обеспечивает организованное учителем усвоение учащимися содержания образования.
МЕТОД (греч. methodos – путь исследования или познания) – является совокупностью относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, которые подчинены решению конкретной задачи. В педагогической науке проблема разработки методов воспитания и обучения, а также их классификации является одной из главных.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – представляют собой систему последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, которые обеспечивают усвоение содержания образования, развитие умственных способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС – является совокупностью учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, которая направлена на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом.
ПЕДАГОГИКА – 1) наука, которая изучает объективные законы развития конкретно-исторического процесса воспитания, органически связанные с законами развития общественных отношений и становления детской личности, а также опыт реальной общественной воспитательно-обучающей практики формирования подрастающих поколений, особенности и условия организации педагогического процесса;
2) совокупность теоретических и прикладных наук, которые изучают воспитание, образование и обучение;
3) наука о воспитательных отношениях, которые возникают в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека;
4) учебный курс, преподаваемый в педагогических учебных заведениях и других учреждениях по профилирующим программам.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС – представляет собой целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, который характеризуется совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, что способствует наиболее полному развитию и самореализации личности воспитанника. Процесс, который реализует цели образования и воспитания в условиях педагогических систем, в которых происходит взаимодействие воспитателей и воспитуемых.
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ – представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, имеющих различный уровень и направленность; сети реализующих их образовательных учреждений, которые имеют различные организационно-правовые формы, типы, виды; система органов управления образованием и подведомственных данной системе учреждений, предприятий и организаций.
УРОК — является динамичной и вариативной основной формой организации учебного процесса, при которой в рамках точно установленного времени учитель занимается с определенным составом учащихся — с классом — по твердому расписанию, при этом используются разнообразные методы и средства обучения для решения поставленных задач образования, развития и воспитания.
УЧЕНИЕ – представляет собой особым образом организованное познание; познавательную деятельность обучаемых, направленную на овладение суммой знаний, умений и навыков, способов учебной деятельности.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
На качество образовательного процесса оказывают непосредственное влияние методы обучения.
Методом обучения (греч. путь) – называют процесс взаимодействия учителя и учеников, в результате которого реализуется передача и усвоение знаний, умений и навыков, составляющих содержание обучения.
Методы обучения характеризуются:
- направленностью на усвоение определенных элементов содержания образования в их конкретном воплощении;
- организуемым педагогом характером учебно-познавательной деятельности учащихся, зависящим от способа усвоения этих элементов содержания.
Следовательно, метод обучения как система будет включать в себя такие признаки, как: цель, единство преподавания и учения, характер способа усвоения, обращенного на каждый элемент содержания образования.
В дидактике довольно распространенным является также понятие «прием обучения». Для разграничения этих двух понятий необходимо понимать следующее:
- Прием – является составной частью метода;
- Различные приемы могут включаться в состав методов.
- Метод переходит в прием, в случае, если он будет использоваться как составная часть другого метода.
- Прием также может переходить в метод, в случае, если он будет доминировать на занятии.
Существуют различные классификации методов обучения по различным основаниям: в зависимости от источника передачи информации, в зависимости от назначения, в зависимости от типа познавательной деятельности, в зависимости от дидактических целей, с использованием сочетания методов преподавания и методов учения, основанные на целостном деятельностном подходе и др.
Классификация методов обучения
Традиционно в отечественной педагогике выделяют три группы методов обучения.
1.Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- в зависимости от источника изложения учебного материала (словесные, наглядные, практические).
- в зависимости от характера учебно-познавательной деятельности (репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др.).
- в зависимости от логики изложения и восприятия учебного материала (индуктивные и дедуктивные);
2. Методы контроля над эффективностью учебно-познавательной деятельности: устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;
3. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: конкретные поощрения, формирующие мотивацию, чувство ответственности, интерес к овладению знаниями, умениями и навыками.
Учеными предложены и другие классификации, имеющие в основе один или несколько признаков. Рассмотрим некоторые из них.
1. Классификация методов в зависимости от источника передачи и характера восприятия информации (Е.Я. Голант, Е.И. Перовский).
Выделяются следующие признаки и методы:
а) Пассивный метод (заключается в пассивном восприятии) – слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснения; демонстрационный);
б) Активный метод (заключается в активном восприятии) – работа с учебными материалами, наглядностью; лабораторный метод.
2. Классификация методов в зависимости от дидактических задач (М.А. Данилов, Б.П. Есипов.).
В основе классификации последовательность приобретения знаний на конкретном этапе (уроке):
а) приобретение знаний;
б) формирование умений и навыков;
в) применение приобретенных знаний;
г) творческая деятельность;
д) закрепление;
е) проверка знаний, умений и навыков.
3. Классификация методов в зависимости от источника передачи информации и приобретения знаний (Н.М. Верзилин, И.Т. Огородников).
К методам данной классификации относят:
а) словесный метод – живое слово учителя, работа с книгой;
б) практический метод – изучение окружающей действительности (наблюдение, эксперимент, упражнение).
4. Классификация методов в зависимости от типа (характера) познавательной деятельности (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер).
Характер познавательной деятельности является при этом отражением уровня самостоятельной деятельности учащихся. В данную классификацию входят следующие методы:
а) объяснительно-иллюстративный метод (информационно-репродуктивный);
б) репродуктивный метод (границы мастерства и творчества);
в) метод проблемного изложения знаний;
г) частично-поисковый метод (эвристический);
д) исследовательский метод.
5. Классификация методов, в зависимости от сочетания методов преподавания и соответствующих им методов учения (М.И. Махмутов).
В данной классификации выделяют следующие методы:
а) методы преподавания (информационно - сообщающий, инструктивно-практический, объяснительный, объяснительно-побуждающий, побуждающий);
б) методы учения (исполнительный, репродуктивный, продуктивно-практический, частично-поисковый, поисковый).
6. Классификация методов в зависимости от организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; методов ее стимулирования и мотивации; методов контроля и самоконтроля (Ю.К. Бабанский).
В данной классификации выделено три группы методов:
а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- словесные (беседа, рассказ, лекция, семинар);
- наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.);
- практические (упражнения, лабораторный практикум и др.);
- репродуктивные методы и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному), а также методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;
б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к учению (при этом применяется широкий спектр методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению), методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении;
в) методы контроля и самоконтроля: устный контроль, самоконтроль, письменный контроль и самоконтроль, лабораторно-практический контроль и самоконтроль.
7. Классификация методов обучения, сочетающая источники приобретения знаний, уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся, а также логический путь учебного моделирования (В.Ф. Паламарчук и В.И. Паламарчук).
8. Классификация методов, включающая в себя формы сотрудничества в обучении (предложена Л. Клинбергом).
а) Монологические методы: лекция, рассказ, демонстрация.
б) Формы сотрудничества: индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная.
в) Диалогические методы: беседа.
9. Классификация методов, предложенная К. Сосницким (Польша) выделяет два метода учения:
а) искусственный (школьный);
б) естественный (окказиальный).
В соответствие с данными методам существуют два метода обучения:
а) преподносящий;
б) поисковый.
10. Классификация методов преподавания, которую изложил во «Введении в общую дидактику» В. Оконь (Польша), включает в себя четыре группы:
а) методы усвоения знаний, в основе которых познавательная активность, имеющая репродуктивный характер (беседа, лекция, дискуссия, работа с книгой);
б) методы самостоятельного овладения знаниями (проблемные), в основе которых творческая познавательная активность при решении проблем:
- классический проблемный метод (по Дьюи), измененный с учётом польской системы образования. Данный метод предполагает: создание проблемной ситуации; формирование проблемы; формулировку гипотезы решения проблемы; упорядочение и использование полученных результатов в новых задачах теоретического и практического характера;
- метод случайностей (Англия и США) – является достаточно простым и заключается в рассмотрении небольшой группой учащихся описания какого-либо случая: формулировку учащимися вопросов объяснения этого случая, поиск ответа, возможных решений, сопоставление решений, обнаружение ошибок в рассуждениях и т.д.;
- ситуативный метод – заключается в том, что учащихся вводят в сложную ситуацию, при этом они должны оценить ситуацию и принять нужное решение, определить последствия решения, найти другие способы решения;
- банк идей – является методом мозгового штурма; основанном на групповом формировании идей для решения задач, проверке, оценке и выборе нужных идей;
- микро-преподавание – представляет собой метод творческого обучения сложной практической деятельности. Данный метод используется чаще в педагогических вузах (осуществляется видеозапись фрагмента школьного урока для осуществления последующего группового анализа и оценки);
- дидактические игры - игровые моменты в учебном процессе служат процессу познания, учат уважать установленные нормы, способствуют сотрудничеству, приучают уметь выигрывать и проигрывать (игры, симулятивные игры, деловые игры;
в) оценочные методы (доминация эмоционально-художественной активности): импрессивные, экспрессивные, практические и учебные методы;
г) практические методы (методы реализации творческих задач) – основаны на преобладании практическо-технической деятельности, которая изменяет окружающий мир и создаёт его новые формы. Данные методы заключаются в выполнении различных работ (работа по дереву, выращивание растений, изготовление тканей), разработке моделей работ (рисунок), решении и выборе лучших вариантов, построении модели и проверки ее функционирования, конструировании заданных параметров, индивидуальной и групповой оценке выполнения задания.
11. С учётом того, что целостный педагогический процесс обеспечивается единой классификацией методов, включающей в себя в обобщенном виде остальные классификационные характеристики методов, Б.Т. Лихачевым предложена классификация, составляющая классификацию классификаций. Данная классификация содержит:
- классификацию по соответствию методов обучения логике общественно-исторического развития.
- классификацию по соответствию методов обучения специфике изучаемого материала и форм мышления.
- классификацию методов обучения по их роли и значению в развитии сущностных сил, психических процессов, духовно-творческой активности.
- классификацию методов обучения в зависимости от возрастных особенностей.
- классификацию методов обучения в зависимости от способов передачи и получения информации.
- классификацию методов обучения в зависимости от степени эффективности их идейно-воспитательного воздействия.
- классификацию методов обучения в зависимости от этапов обучающе-познавательного процесса (первичное усвоение, воспроизведение, учебно-творческое выражение).
У всех вышеперечисленных классификаций методов обучения есть, как и недостатки, так и положительные стороны. Универсальной классификации не может быть, так как процесс обучения представляет собой постоянно изменяющуюся, совершенствующуюся конструкцию.
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
В настоящее время в системе образования происходит постоянное развитие новых форм обучения, наряду с этим модифицируются и традиционные формы.
Под формами обучения понимают как механизм упорядочения учебного процесса в отношении позиций его субъектов, их функций, а также завершенности циклов, структурных единиц обучения во времени.
В дидактике не существует однозначной классификации (типологии) форм организации обучения. Поэтому необходимо рассмотреть формы обучения во всем их многообразии.
Формы обучения могут быть классифицированы по различным основаниям:
1. В зависимости от способа получения образования выделяют следующие формы обучения: очную, заочную, вечерне-сменную и другие формы. В эту категорию относят и самообразование.
Для того чтобы человек мог свободно продвигаться в образовательном пространстве, необходимы разнообразные формы образования.
Сегодня, в условиях рыночной экономики, не каждый может оплачивать очную форму обучения. Даже при условии бесплатного получения образования не все семьи могут обеспечить расходы, связанные с обучением.
В результате этого можно видеть развитие заочного, вечернего и других форм обучения, позволяющих учиться без отрыва от работы.
Так, заочное обучение, при условии его качественной организации, во всём мире оценивается как «высокая технология» получения образования. При этом необходимо отметить непрерывный рост количества студентов, которые обучаются по этой форме. Другие же формы обучения кроме экстерната, занимают промежуточное положение между очным и заочным обучением. В том числе вечернее (сменное) обучение.
За рубежом существует много различных форм обучения, которые дают возможность учащимся и студентам выбирать из них наиболее оптимальную для обеспечения удобного режима обучения без отрыва от работы. В качестве примера можно привести part-time education (обучение частичного времени), при котором обучающийся несколько дней в неделю учится, остальные же работает; сокращенный курс очного обучения (по количеству академических часов аудиторных занятий); «сэндвич» и «блок» - варианты сочетания очного и заочного обучения; вечернее обучение.
Так, например, в Англии, где без отрыва от работы обучается большая часть молодежи, насчитывается 9 форм.
В России учащиеся старших классов могут перейти из обычных школ в вечерние, которые сейчас получили название открытые школы. Такие школы позволяют в сокращенные сроки получить аттестат зрелости и быстрее начать свою профессиональную деятельность.
Довольно интересной и перспективной представляется система «открытого обучения».
Открытый университет в Англии, способствовал появлению открытых колледжей и университетов, а также отделений открытого обучения во многих обычных университетах и колледжах других стран. Данная форма обучения охватила в разных странах охвачено уже более 25 млн. человек.
Открытое обучение представляет собой дальнейшую модернизацию системы заочного обучения.
Главными отличиями открытого обучения от заочного являются следующие особенности:
- чтобы начать обучение не требуются никакие свидетельства об образовании;
- обучающийся имеет возможность самостоятельно выбирать содержание курсов и модулей, выбирать средства обучения, срок обучения и его темп, а также время, удобное для сдачи экзаменов. Обучающийся может временно прекратить учёбу по каким-либо обстоятельствам, после чего он сможет вернуться к ней снова;
- каждый курс или модуль обеспечивается комплектом учебных материалов (кейсы), которые включают пособия на печатной основе, аудио -, видео - и слайд-фильмы, компьютерные программы. Данные комплекты дают возможность учащимся студенту осваивать материал самостоятельно;
- консультации тьютора (наставник-консультант) сопровождают весь процесс самостоятельного изучения учебных курсов, что происходит с помощью телефона или Интернета. Тьютор осуществляет проверку письменных заданий, а также организует группы взаимопомощи студентов, которые изучают один и тот же курс.
2. В зависимости от количества образовательных учреждений, в которых проходит обучение учащийся, проходя одну образовательную программу, выделяют:
- обычную форму (наиболее распространенная): предполагает одну образовательную программу – одно образовательное учреждение (школа, профессиональное училище, колледж, университет);
- другие формы, при которых обучающийся может посещать сразу несколько образовательных учреждений, при этом он проходит одну образовательную программу.
Примером являются широко распространенные ранее межшкольные учебно-производственные комплексы, в которых старшеклассники разных школ проходили трудовое обучение.
В настоящее время во многих городах ресурсные центры, университетские комплексы, научно-учебные комплексы, в которых обучающиеся из разных образовательных учреждений, в том числе разных уровней образовательных программ, имеют возможность обучаться на сложном, дорогостоящем оборудовании.
После введения в старших классах общеобразовательных школ профильного обучения, во многих регионах России стали создавать муниципальные (территориальные) сетевые структуры общеобразовательных школ, предоставляющие учащимся возможность посещения занятий по профильным дисциплинам в разных школах.
Так, за рубежом (США, Англия) широко распространены виртуальные университеты, виртуальные колледжи, которые являются сетевыми объединениями (консорциумами) университетов и колледжей.
Виртуальные учреждения предоставляют возможность обучаться сразу в нескольких образовательных учреждениях благодаря распределенному (комбинированному) учебному плану. При этом образовательные учреждения, которые входят в объединение признают все экзамены и зачеты, сданные в другом учреждении, являющимся членом консорциума.
3. В зависимости от системы обучения (система обучения определяется как механизм организации обучения в пределах целостной образовательной программы – начального образования, общего среднего образования, среднего профессионального образования и т.д.) выделяют следующие формы:
3.1. По участию или неучастию педагога (педагогов) в процессе учения:
- Самообразование (самоучение) – представляет собой целенаправленную учебную деятельность, управляемую личностью без участия педагога.
К основным формам самообразования относят: изучение дополнительной литературы, прослушивание лекций и докладов, консультации специалистов, просмотр спектаклей и кинофильмов, посещение музеев, выставок, а также различные виды практической учебной деятельности – проведение опытов, экспериментов, овладение какими-либо видами работ, орудиями труда. Самообразование является составным компонентом системы непрерывного образования, соединяющее базовое общее и профессиональное образование и периодическое повышение квалификации специалистов.
- Самостоятельна учебная работа – относится к высшей форме учебной деятельности (как и самоучение). Самостоятельная работа представляет собой индивидуальную или коллективную учебную деятельность, осуществляемую без непосредственного руководства педагога, но по его заданиям и под его контролем.
Самостоятельная работа имеет различные формы организации: фронтальная – учащиеся выполняют одно и то же задание; групповая – для выполнения задания обучающиеся организуют группы; парная; индивидуальная – каждым обучающимся выполняется отдельное задание.
Самостоятельная работа проходит в классах, аудиториях (лаборатории, кабинеты, мастерские), во время внеклассных и внешкольных мероприятий, дома. Наиболее распространенными видами самостоятельной работы являются: работа с учебником, справочной литературой или первоисточниками, решение задач, выполнение упражнений, написание сочинений и изложений, выполнение курсовых и дипломных работ, наблюдения, лабораторные занятия, конструирование, моделирование и т.д.
- Учебная деятельность происходит с помощью педагога (педагогов). Учение (обучение) с помощью педагогов подразделяется на индивидуализированные системы обучения и коллективные системы.
3.2. Индивидуальные формы обучения:
- индивидуальная форма предполагает работу учителя с обучаемым индивидуально, часто на дому. Индивидуальное обучение представляет собой форму дополнительной работы, обычно с детьми, нуждающимися в особой помощи (при определенных заболеваниях или инвалидности), так как они не могут посещать аудиторные занятия.
Также, индивидуальную форму имеет обучение в музыкальном образовании – при этом учитель музыкальной школы, преподаватель музыкального училища занятия проводят с каждым учеником отдельно. Индивидуальное обучение – единственная форма работы научного руководителя, консультанта с аспирантами и докторантами.
- индивидуально-групповая форма предполагает деятельность педагога с учениками разного возраста, уровня подготовленности собираются в одном месте и один педагог, поочередно работая с каждым и давая им задания, может обучать группу учащихся. Индивидуально-групповая форма достаточно активно используется в колледжах и ВУЗах, в работе со студентами старших курсов на выпускающих кафедрах, в курсовом и дипломном проектировании, в работе руководителя научной школы с аспирантами и молодыми учеными.
- собственно индивидуализированные формы обучения – представляют собой широкий класс систем обучения, сложившийся с начала XX в.
Индивидуализированное обучение реализуется в различных модификациях:
• Дальтон-план (начало XX в. – 30е гг. XX в.), предполагает самостоятельное распределение учащимися времени и порядка учебной работы при консультационной помощи учителя, гибкую систему организации и учета индивидуального продвижения учащегося по мере выполнения заданий.
• Бригадно-лабораторный метод (использовался в СССР в общеобразовательных школах, в ВУЗах и техникумах в 20-х – начале 30-х гг. XX в) предполагает создание бригады учащихся во главе с бригадиром.
При бригадно-лабораторном методе оценивалась работа бригады в целом, индивидуальный же учет труда каждого ученика отсутствовал, поэтому в бригадах работали только активные и сильные ученики, студенты.
• Батавия-план (Batavia Plan) - распространился в начале XX в. Данная форма предполагала работу с классом или группой увеличенной численности двух преподавателей. Основным учителем осуществлялась фронтальная работа с классом на уроке, ассистентом же проводились индивидуальные занятия с отдельными учащимися после уроков. Сочетание коллективного обучения с индивидуальным позволяло оказать всем учащимся помощь в изучении материала.
• Келлер план – представляет собой персонализированную систему обучения, предложенную в 1968 г. американским психологом и педагогом Ф.С. Келлером в обобщенном виде как общедидактическую систему учебной работы в высшей школе.
Данная система ориентирована на индивидуальную работу учащихся и студентов в собственном темпе; лекций при этом используются только с целью мотивации и общей ориентации обучающихся. Количество лекций составляет около 6 за семестр, посещение их не является обязательным.
Келлер-план получил распространение в ВУЗах США. Экспериментальные проверки, которые проведились в 70-х – середине 80-х гг. XX в., подтверждали высокую эффективность Келлер-плана в сравнении с традиционным обучением.
• Бригадно-индивидуальное обучение – представляет собой систему индивидуализированного обучения, разработанную в 80-х гг. XX в. в США. В данной системе индивидуальное обучение сочетается в ней с организацией деятельности учащихся в малых группах – бригадах. Материал для изучения разбивается на программированные порции – разделы. Обучаемые прорабатывают материал в собственном темпе.
Члены бригады работают по парам, обмениваясь проверочными листами, проверяют друг у друга выполнение контрольных заданий. Если ученик достигает необходимого результата при самостоятельной работе и взаимопроверке, то он допускается к заключительной проверке, проводимой назначенным учителем (хорошо успевающий ученик). Учитель в это время работает с отдельными учащимися. В конце каждой недели проходит подведение итогов работ бригад, оцениваются результаты последних проверочных работ.
Данная система обучения разрабатывалась для тех случаев, когда разброс успеваемости в классе, группе был очень большим, что не позволяло преподавателю вести работать со всем классом одновременно.
Сегодня, различные формы индивидуализированного обучения широко используются на занятиях в компьютерных классах, а также во время выполнения лабораторных, лабораторно-практических и практических работ в учреждениях, как общего, так и профессионального образования.
3.3. Коллективные системы обучения:
- коллективная классно-урочная система обучения. Концепция классно-урочной системы обучения, а также её характеристики обосновал в XVII в. чешский педагог Ян Амос Коменский.
Характерными чертами классно-урочной системы являются:
• в группах (классах) с постоянным составом входят учащиеся, примерно одинаковые по возрасту и уровню подготовленности к обучению. Работа учителя осуществляется со всем классом (фронтально) или же с группами внутри классов, при этом группам даются разные задания;
• основная форма обучения – урок (отрезок обучения в 40-45 минут), который представляет относительно законченную по содержанию и способу построения единицу учебного процесса;
• содержание образования подразделяется на отдельные дисциплины;
• всё обучение разделено на учебные годы, четверти, учебные дни, каникулы, а занятия ведутся по единому плану и расписанию;
• учителем осуществляется руководство учебной деятельностью, объясняется новый материал, даются задания, контролируется их выполнение.
К достоинствам классно-урочной системы следует отнести: четкую организованность и упорядоченность учебной работы, организующую роль педагога, экономичность обучения.
Однако есть и недостатки, заключающиеся в следующем: ограниченные возможности индивидуального подхода, ориентация на «средних» учеников, работа в едином темпе, вербальный (словесный) характер деятельности, определенная искусственность в делении всех занятий на 40-45 минутные отрезки.
Перечисленные недостатки классно-урочной системы всегда вызывали критику и поиск более совершенных форм обучения.
Существуют различные модификации классно-урочной системы.
Так, в конце XVIII – начале XIX в. английским священником А. Беллом и педагогом Д. Ланкастером была предпринята попытка расширить возможности массового обучения на основе модернизации классно-урочной системы. В основе белл-ланкастерской системы находится то, что учитель обучал только группу старших учащихся, которые, получив соответствующие инструкции, проводили занятия с младшими. В результате этого, один учитель мог обучать сотни учеников.
Однако, выигрывая в массовости, обучение при такой организации сильно теряло в качестве, поэтому широкого распространения данная система не получила, хотя до сих пор имеют место попытки ее своеобразного возрождения.
Другой современной модификацией классно-урочной системы является система, при которой создаются классы, группы для изучения конкретного предмета, курса у конкретного учителя, преподавателя, которые участвуют в одном занятии, после окончания, которого группа распадается и собирается в следующий раз только на следующем занятии по этому предмету, курсу у данного учителя, преподавателя.
Когда происходит сдача экзамена, зачета группа расформировывается. Такую форму обучения – условно называемую «предметная» можно адаптировать к запросам и возможностям каждого учащегося, студента. Классы, группы могут состоять из учащихся разных возрастов, студентов разных курсов.
- лекционно-семинарская форма обучения (курсовая) – является основной формой обучения в высших учебных заведениях, начиная с XIII – XIV веков, когда в Европе возникли первые университеты.
Несмотря на постоянную критику, споры о назначении и месте лекционно-семинарской формы, особенно лекций в системе вузовского обучения, данная система продолжает существовать, как и урок в средней школе и в базовом профессиональном образовании.
Лекционно-семинарская форма ориентирована на более высокий уровень интеллектуального развития обучающихся – студентов и отличается большей степенью самостоятельности студентов.
При этом лекционно-семинарская система имеет много сходных черт с классно-урочной формой:
• учебные группы имеют постоянный состав, куда входят студенты, примерно одинаковые по возрасту и уровню подготовленности (при проведении лекций однородные группы объединяются в потоки);
• к основным формам занятий относят лекции, семинары, практические занятия и лабораторные работы одинаковой продолжительности (1,5 часа или пара - 2 раза по 45 минут);
• содержание обучения разделено на отдельные дисциплины;
• период обучения делится на учебные годы (курсы), семестры (полугодия), учебные дни, каникулы; а занятия ведутся по единому плану и расписанию;
• контроль осуществляется в конце каждого семестра в форме зачетных и экзаменационных сессий.
К разновидностям лекционно-семинарской (курсовой) формы относят предметно-курсовую систему обучения, используемую при заочном и очно-заочном обучении.
При данной форме учебный процесс происходи таким образом, что дисциплины учебного плана и соответствующие им итоговые зачеты и экзамены распределены по годам обучения (курсам) с соблюдением преемственности, а зачеты и экзамены в пределах одного курса сдаются учащимися и студентами по мере индивидуальной готовности. На основе этой формы чаще всего организуется высшее заочное образование, а также обучение в вечерних (открытых) общеобразовательных школах.
4. В зависимости от механизма декомпозиции (разбиения) содержания обучения выделяют следующие формы:
- форма с дисциплинарным механизмом, при которой содержание обучения разделяется на отдельные дисциплины (учебные предметы, курсы) – этот механизм называют также условно предметным обучением. Рассмотренные выше формы обучения будут относиться к предметному обучению;
- форма с комплексным механизмом (комплексная система обучения), которую также еще называют условно объектным обучением, при котором декомпозиция содержания обучения осуществляется по выделяемым объектам, например, изучение родного города, трудовая деятельность семьи и т.д.
Идеи комплексного (объектного) обучения стали появляться, начиная с XVIII в. и связаны с именами П. Робена, Н.Ф. Герберта, Дж. Дьюки, К.Д. Ушинского (система объяснительного чтения) и др.
5. Выделяются формы обучения по основанию непосредственного или опосредованного общения обучающихся с педагогом и/или учебными материалами:
- обычная, традиционная форма – при которой обучающийся непосредственно встречается с педагогом, у него есть перед глазами книги и другие средства обучения;
- форма опосредованного общения с педагогом и средствами обучения - соответствующая современному принципу «доставки образовательных услуг на дом», что является чрезвычайно важным сегодня в России ввиду ее огромной территории, слабой дорожно-транспортной сети и низкой территориальной мобильности населения.
К формам опосредованного общения относят, в первую очередь, дистантное обучение – обучение, отличающееся преимущественно разделенным во времени и пространстве опосредованным учебными текстами общением обучающих и обучающихся. Управление обучением происходит через проведение установочных лекций и с помощью инструктивных материалов, которые рассылаются по почте или/и через современные средства коммуникации, а также в ходе периодических очных контактов обучающих и обучающихся. К данной форме можно отнести Интернет-обучение, в том числе самоучение, телевизионные образовательные программы и т.д.
6. В зависимости от числа педагогов, одновременно проводящих учебное занятие, выделяют следующие формы:
- традиционная форма – подразумевающая, что одно занятие проводит один педагог (учитель, преподаватель, тьютор и т.д.);
- бинарная форма – при которой одно занятие проводят два и более педагогов; - лекция-панель (США) – при данной форме в дискуссии принимают участие несколько высококвалифицированных преподавателей-экспертов, которые высказывают перед студентами собственное мнение. Обсуждение тех или иных проблем известными специалистами позволяет показать обучающимся всё разнообразие мнений, подходов к их решению.
7. В зависимости от постоянной или эпизодичной работы педагога с данным контингентом обучающихся, выделяют следующие формы:
- традиционная форма – при которой один педагог ведет учебную дисциплину постоянно и полностью;
- разовая форма, при которой для проведения отдельных разовых занятий приглашают других педагогов, в том числе так называемых «гостевых профессоров» – крупных ученых-специалистов в той или иной области, которые рассказывают о подходах к решению тех или иных проблем в различных странах; также приглашают знаменитых писателей, художников и т.п.
8. Выделяют формы обучения по основанию «монолог-диалог»:
- традиционная форма – монологическое обучение: учитель, лектор говорит, показывает – все обучающиеся слушают и записывают, или ученик отвечает урок – учитель и все остальные учащиеся слушают;
- диалогическая форма занятий, включающая и интерактивные формы учения-обучения, происходящие в процессе обмена информацией, идеями, мнениями между субъектами учебного процесса. При этом диалог бывает как непосредственным вербальным диалогом, так и опосредованным диалогически организованным (интерактивным) письменным текстом, включая работу в режиме реального времени в сети Интернета.
К диалоговым формам можно отнести также клубные формы учебной работы, мастерские, гостиные и т.п.
9. В зависимости от места проведения учебных занятий выделяют:
- стационарные занятия – происходящие в одном и том же месте (школа, университет);
- выездные занятия – экскурсии, выездные занятия на предприятиях, в других образовательных учреждениях, производственная практика обучающихся, летние учебные лагеря, воскресные школы, выездные школы (например, школы молодых ученых).
10. В зависимости от целевой направленности выделяют такие формы, как:
- вводные занятия;
- занятия по формированию знаний и умений;
- занятия по обобщению и систематизации знаний и умений;
- заключительные занятия;
- занятия по контролю освоения учебного материала: контрольные работы, тестирование, собеседования, коллоквиумы (групповая форма собеседования педагога с обучающимися), зачеты, экзамены, защита рефератов, курсовых и дипломных работ;
- самооценивание обучающимися.
11. В зависимости от вида учебных занятий выделяют следующие формы: урок, лекция, семинар, лабораторная и лабораторно-практическая работы, практическое занятие, консультация, конференция, тьюториал (активное групповое занятие, которое направлено на приобретение опыта обучающимися по применению концепций в модельных стандартных и нестандартных ситуациях), игра, тренинг (специальная система упражнений по развитию у обучающихся творческого рабочего самочувствия, эмоциональной памяти, внимания, фантазии, воображения и т.п.) и т.д. Также, каждую из этих форм можно расклассифицировать и по другим основаниям.
Рассмотренные выше независимые классификации форм обучения показывают тот огромный арсенал форм обучения, который накоплен в педагогике, в практике образования, как отечественной, так и зарубежной.
Современные социально-экономические условия приводят к тому, что знания, квалификация становятся главным капиталом специалиста. Сегодня на первое место выходит самостоятельная работа обучающихся, способность к самоорганизации учебной деятельности.
Учебно-воспитательный процесс в корне преобразился: позиция «учитель впереди ученика» меняется на позицию «ученик впереди» (кроме, конечно, начальной школы).
Учитель, преподаватель должен сориентировать, направить учащегося, студента – вводными и обзорными лекциями, а затем предоставить ему возможность самостоятельной работы и время от времени консультировать, подправлять в его самостоятельном движении с помощью индивидуальных и групповых консультаций, организацией учебной работы в интерактивных формах, в малых группах и командах и т.д.
Следует отметить, что дальнейшее использование форм учебной работы будет смещаться по направлению: развития различных многообразных форм получения образования (открытое образование, экстернат); смещения акцентов на самоучение и самостоятельную работу обучающихся; рациональное сочетание дисциплинарного (предметного) и объектного (модульного) обучения; развития дистантного обучения; развития нетрадиционных форм учебных занятий; смещение акцентов в контроле достижений обучающихся на их самооценивание.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Методы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения (дидактическими средствами). Средства обучения – являются источниками получения знаний, формирования умений.
Средства обучения представляют собой объекты, которые созданы человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
При классификации средств обучения используются различные основания.
По субъекту деятельности средства обучения подразделяются на две группы:
1. Средства преподавания. К примеру, оборудование демонстрационного эксперимента. Данные средства использует учитель для объяснения и закрепления учебного материала.
2. Средства учения. К примеру, оборудование лабораторного практикума. Данные средства использует учащийся для усвоения новых знаний.
Некоторые ученые подразделяют их на средства, которыми пользуется обучающий для эффективного достижения целей образования (наглядные пособия, технические средства), и индивидуальные средства обучаемых (школьные учебники, тетради, письменные принадлежности и т.п.).
К числу дидактических средств относят и такие, с которыми связана как деятельность обучающего, так и обучаемых (спортивное оборудование, кабинеты, компьютеры и т.д.).
Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:
- Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.)
- Электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)
- Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay, HDDVD и т.п.)
- Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)
- Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)
- Учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.)
- Тренажёры и спортивное оборудование (автотренажёры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.)
- Учебная техника (автомобили, тракторы, и т.д.)
Существует и другой подход к типологии средств обучения (Пидкасистый П.И.), при котором средства обучения разделяются на материальные и идеальные:
- К идеальным средствам обучения относят те усвоенные знания и умения, которые используются педагогом и учащимися для усвоения новых знаний (чертежи, условные схемы, диаграммы, произведения искусства, речь, письмо и т. п.). Идеальные средства – представляют собой «мысли о мыслях»: чтобы учитель мог их изложить, необходимо их представить в соответствующей форме.
Например, при материализации – средства представлены в виде абстрактных символов (графики, схемы, коды, чертежи и др.).
При другой форме – вербализации – средства представлены в виде речевого изложения (рассуждение, анализ, доказательство).
- Материальные средства обучения – являются физическими объектами, которые используют учитель и ученик для детализированного обучения (учебники, пособия, таблицы, макеты, модели, учебно-технические средства, помещения, мебель, учебно-лабораторное оборудование, расписание, средства наглядности и т. п.).
Материальные и идеальные средства обучения дополняют друг друга. Эффективность воздействия распределяется следующим образом: материальные средства связаны с возбуждением интереса и внимания, осуществлением практических действий; идеальные средства – с логикой рассуждения, пониманием материала, культурой речи, запоминанием.
Между двумя этими типами средств обучения не существует четких границ: часто именно их взаимное влияние способствует формированию определенных качеств личности. Первоначально идеальные средства используются для общения. Учитель воздействует на сознание учащихся, добиваясь понимания материала. Затем учащийся использует материализованные средства, которые позже становятся вербализованными. После чего следует самостоятельная познавательная деятельность по решению задач, ответу на вопросы и т. п.
Средства обучения наряду с живым словом педагога - важный компонент образовательного процесса и элемент учебно-материальной базы любого образовательного учреждения.
Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения влияют на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.
Наиболее эффективными по воздействию на обучающихся являются современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективными средствами обучения и воспитания.
Использование тех или иных средств обучения часто ориентируется на методы, которые используются в обучении. Некоторые средства обучения создаются целенаправленно для конкретных методов обучения.
В связи с большим количеством новых средств обучения становится все труднее выбрать наиболее достойные из них.
Функция педагога состоит не только в том, чтобы выбрать наиболее подходящие средства обучения (в основном это зависит от уровня развития учеников), но и в том, чтобы дать как можно более подробную оценку тем средствам обучения, которые не применяются в конкретном процессе обучения.
Эффективность использования технических средств обучения будет зависеть от следующих факторов:
1) длительности их использования во время урока (частое использование технических средств обучения ведет к снижению интереса учащихся к учебному материалу, редкое использование создает эффект чрезвычайного события, отвлекает внимание учащихся от процесса обучения);
2) времени их использования (использовать технические средства необходимо в середине или в конце урока, уже после объяснения теоретического материала);
3) сочетания технических средств обучения с традиционными средствами обучения (учебник, таблица, доска, экскурсия);
4) применения различных видов технических средств обучения в течение всего урока (рекомендуется применять различные виды технических средств обучения, чередуя их с объяснениями учителя).
ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Современные условия рыночной экономики вызывают необходимость интеграции в мировые инновационные процессы, которым подчинены все сферы экономики.
В связи с этим, образовательная система РФ не должна быть в стороне от глобальных инновационных процессов. Необходимость в инновационном развитии и совершенствовании в сфере образования обусловлена также и жесткой конкурентной средой. Поэтому, инновации являются единственным инструментом, который способен вывести российскую образовательную систему на качественно новый уровень.
Инновация – (от лат. innovati — нововведение). Известно два подхода к понятию «инновация»: инновация как процесс (АВ Лоренс, М. М. Поташник, В. А. Сластенин, О. Г. Хомерики) и инновация как само новшество (к. Ангеловски, А.Ф., Балакирев, С. Д. Ильенкова).1
Инновационный характер образования должен обеспечить его конкуренцию с другими социальными институтами.
В условиях современной социально - экономической ситуации позитивная ориентация молодежи на получение образования является особо важной, для формирования ее необходимо использовать не только содержание, но и формы, технологии обучения.
Развитие новых методов, форм образования становится насущной необходимостью.
Говоря о повышении качества, доступности, эффективности образования, его непрерывном и инновационном характере, необходимо помнить о том, что это важные факторы, которые обеспечивают национальную безопасность России, рост благосостояния наших граждан.
Особый статус приобретает инновационный процесс в связи с новыми государственными образовательными стандартами. Введение новых образовательных стандартов требует от преподавателя улучшения качества образования, внедрения новых методов обучения и воспитания подрастающего поколения. Изменение роли образования спровоцировало развитие инновационного процесса.
До сих пор главным в образования было развитие знаний, умений, навыков. Теперь же образование ориентировано на развитие технологий и методов воздействия на личность, которая будет готова и способна к саморазвитию и самоопределению и настроена на успех в любой области приложения своих возможностей.
Под педагогическими инновациями понимают целенаправленное, осмысленное, определённое изменение педагогической деятельности (и управления этой деятельностью) через разработку и внедрение в образовательных учреждениях педагогических и управленческих новшеств: нового содержания обучения, воспитания, управления; новых способов работы, новых организационных форм и пр.
Соответственно, развитие инновационных процессов может рассматриваться как способ обеспечения модернизации образования, повышения его качества, эффективности и доступности.
Таким образом, в деятельность образовательных учреждений стали вводить новые инновационные элементы.
В образовательной деятельности принято выделять следующие виды инноваций:
- внутрипредметные инновации – представляют собой инновации, которые реализуются внутри предмета, что обусловлено спецификой его преподавания. В качестве примера можно привести переход на новые учебно-методические комплексы и освоение авторских методических технологий;
- общеметодические инновации – подразумевают внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе, так как их использование возможно в любой предметной области. Примером будет являться разработка творческих заданий для учащихся, осуществление проектной деятельности;
- административные инновации – представляют собой решения, которые принимаются руководителями различных уровней, способствующие эффективному функционированию всех субъектов образовательной деятельности;
- идеологические инновации – представляют собой инновации вызванные обновлением сознания, веяниями времени, являются первоосновой всех остальных инноваций, так как без осознаний необходимости и важности первоочередных обновлений невозможно приступить непосредственно к обновлению.
Инновации в образовании рассматриваются как новшества, специально спроектированные, разработанные или случайно открытые в порядке педагогической инициативы.
В качестве содержания инновации могут быть: научно-теоретические знания в некой новизне, новые эффективные образовательные технологии, выполненный проект, эффективный и педагогический опыт, готовый к реализации.
В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из главных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения, поскольку создает основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской воспитанников.
Главными направлениями инноваций в образовании сегодня являются:
- ориентир обучающихся на различные варианты применения своих знаний;
- непрерывное обновление знаний;
- развитие личностного потенциала обучаемого;
- универсализация.
Инновации в образовании внедряются непосредственно в организацию учебного процесса, в учебные программы и методики. Изменения могут коснуться характера педагогической деятельности, системы финансирования и оценки качества образовательных услуг.
В настоящее время наибольшее распространение получили следующие инновационные образовательные технологии:
- применение информационно-коммуникационных технологий в предметном обучении;
- использование информационно-аналитического обеспечения учебного процесса и управление качеством обучения;
-личностно-ориентированные технологии;
- проведение мониторинга интеллектуального развития;
- использование воспитательных технологий, связанных с вовлечением обучаемых в дополнительные формы развития личности;
- дидактические технологии;
- осуществление психолого-педагогического сопровождения внедрения инновационных технологий в образовательный процесс.
Вышеуказанные направления позволяют не только повысить уровень преподавания, но и охватывают гораздо большее количество людей, желающих приобрести знания.
Удачным решением инновационного развития образовательного процесса выступает дистанционный метод преподавания. Сдача экзаменов, тестирование и консультирование в онлайн режиме приобретает большую популярность, и требует новых подходов и технологий.
Модернизация, которая происходила последние несколько лет, стала по сути одним непрерывным инновационным процессом, что является особенно важным в свете нового государственного образовательного стандарта.
К инновационным процессам можно отнести все, что связано с передовым опытом. Можно сказать, что в большинстве случаев современный образовательный процесс является инновационным, поскольку его целью является передача новых знаний обучаемым, овладение ими новыми умениями, формирование новых свойств их личности.
Внедрение инновационных образовательных методов продиктовано требованиями времени. Введение новых образовательных стандартов невозможно без роста качества образования, использования новых технологий обучения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахмадбекова М. Г. Проблемы технологии выбора методов обучения // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки . 2014. №4 (41). С.153-158.
2. Бекетова О. А. Инновация в образовании: понятие и сущность / О. А. Бекетова // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 1-2.
3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 176 с.
4. Кузнецова С. Л. Современное состояние теории методов обучения // МНКО . 2011. №4-1. С.141-145.
5. Мамадалиев К. Р. Инновационные технологии в обучении // Молодой ученый. – 2012. – №11. – С. 450-452.
6. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. – М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. – 268 с.
7. Сауренко Н. Е. Тенденции развития современного образования. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. Выпуск № 4 / том 74 / 2011.
8. Соколова Н.Ф., Соколова С.А. Формирование компетенций, связанных с управлением инновациями на производстве у студентов экономических специальностей в процессе обучения на основе облачных технологий // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. – 2014. – Т. 3. – № 5. – С. 91-95.
9. Соколова С.А., Горячева Е.В. Организационные изменения: классификация и политика изменений // Развитие экономики региона: взгляд в будущее: материалы II Городской научно-практической конференции. – Волгоград: ВолгГАСУ, 2013. – С. 131-133.
10. Сопетченкова И. В. ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки . 2010. №2. С.515-523.
11. А.М.Новиков ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. 2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://internika.org/ (Дата обращения: 05.12.2015).