Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Инновации в образовании

  • 👀 301 просмотр
  • 📌 257 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Инновации в образовании» pptx
Инновационны е процессы в образовании Тема 2: Инновации в образовании ИНОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ Инновации в образовании – процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения… позит ивны й результ ат развит ия, приводящий к удовлет ворению акт уальны х потребностей основны х потребителей (государст во, семья, индивид) образовательны х услуг. Прикот Олег Георгиевич (Профессор НИУ ВШЭ Спб) Инновационны й процесс в сф ере образования – а) это совокупность процедур и средст в, с помощью которых научное открытие, идея превращаются в социальное, в том числе, образовательное нововведение (обновление и изменение концепций образования, содержания учебных программ, методов и методик, способов обучения и воспитания….); б) единство трёх составляющих: создание, освоение (изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта) и применение (внедрение в практику) новшеств. Андрей Викторович Хуторской (член-корр. РАО) ФУНКЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ качест венное изменение компонентов педагогического процесса: • смы сла; • целей ; • содерж ания образования; • ф орм; • методов, технологий, средств обучения; • системы управления и т.п. ПОГОВОРИМ ОБ ИННОВАТИКЕ... Педагогическая инноватика — раздел педагогики, в котором изучается природа, закономерности возникновения и развит ия педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования. Объ ект педагогической инноват ики – процесс возникновения, развития и освоения инноваций в образовании и воспитании учащихся, ведущих к прогрессивны м изменениям качества их воспит ания и развития. Предмет педагогической инноватики – совокупность педагогических условий, средств и закономерностей, связанных с разработкой, обоснованием эффективности, освоением и КЛАССИФИКАЦИИ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ 1. • • • • • Критерий - общест венны е преобразования (Е. И. Казакова и А . П. Тряпицина) : Инновации в области целевого назначения и миссии образования; Инновации в области интегративных педагогических идей; Инновации в области содержания образования; Инновации в области организации и построении систем образования; Инновации в области образовательных технологий и оценки качества образования. Критерий – отнесенност ь к компонент ам образовательного процесса (О.Г. Хомерики, М.М. Поташник, А .В. Лорен Инновации в области содерж ания образования; Инновации в области методики, технологии, форм, методов, приемов, средств обучения и воспита Инновации в области организации учебно-воспит ательного процесса; Инновации в области управляющей системы учебного заведения (+новы е виды учебны х заведени 3. • • • • Критерий – функциональны е возмож ност и Инновации в образовании; Нововведения-условия; Нововведения-продукты; Организационно-управленческие нововведения. (Н.Ю. Посталюк) : КЛАССИФИКАЦИИ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ 4 . Критерий – репродукт ивная / проблемная ориентация образовательного процесса (М.В. Кларин) : • Инновации-модернизации (видоизменяющие учебный процесс, направленные на достижение гарантированных результатов в рамках его традиционной репродуктивной ориентации); • Инновации-т рансформации (преобразующие учебный процесс, направленные на обеспечение его исследовательского характера, организацию поисковой учебно-познавательной деятельности). 6. 1) 2) 3) 5 . Критерий – эффект ивност ь инновационного процесса (Т.Г. Новикова) : • Инновации первого порядка – модификации (повышают эффективность образования без нарушения базовых организационных принципов, без значительного изменения ролей педагога и обучающегося); • Инновации второго порядка – радикальные (направлены на изменение фундаментальных основ деятельности организаций, включая новые цели, структуру, роли). Критерии – плановост ь (1), степень распрост ранения (2), источник возникновения (5-6): Стихийны е/планируемы е изменения; Массовые/частные изменения; Внутренние/внешние. КЛАССИФИКАЦИИ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ 6 . Критерий – степень изменений, вносимы х в образовательны й процесс (систему образования): a ) 8 рангов / порядков инноваций (Н.Ю. Посталюк) : • И 0 порядка – регенерирование первоначальных свойств системы (воспроизводство традиционной образовательной системы или ее элемента); • И 1 порядка – количественные изменения в системе при неизменном качестве; • И 2 порядка – перегруппировка элементов системы / организационные изменения; • И 3 порядка – адаптационные изменения системы в новых условиях в рамках старой модели; • И 4 порядка – новый вариант решения (качественные изменения в отдельных компонентах образовательной системы, обеспечивающие расширение ее функциональных возможностей); • И 5 порядка – создание образовательных систем «нового поколения» (изменение всех или большинства первоначальных свойств системы); • И 6 порядка – создание образовательных систем «нового вида» (качественное изменение функциональных свойств системы); • И 7 порядка – создание образовательных систем «нового рода» (высшее, коренное КЛАССИФИКАЦИИ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ b ) Уровни педагогических инноваций (А .В. Хуторской) : • Усовершенст вование – изменение элементов обр. процесса, приспособление к новым условиям (новые способы создания групп в действующей групповой системе обучения); • Рационализация – установление нового правила использования пед. средств для решения традиционных задач (составление расписания занятий парами для большего погружения в изучаемые предметы с одновременной разгрузкой домашних занятий); • Модернизация – изменение элементов действующей обр. системы (изменение структуры общего среднего образования с 11 до 12 лет обучения); • Эвристическое решение – создание и использование неизвестных ранее пед. приемов, методов, средств для решения актуальных пед. задач (методика опорных конспектов Шаталова как способ изучения того же объема традиционного материала за меньшее время); • Пед. изобретение – новая технология или новое сочетание известных пед. средств для осуществления образования (система «погружения» М.П. Щетинина, agile/scrumобучение); • Пед. от кры т ие – постановка и решение новой педагогической задачи, приводящей к КЛАССИФИКАЦИИ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ 7. Критерий – управление инновационной деятельностью (А .М. Бахт ы зин) : • Ст ратегический (полит ический) уровень – инновационная деятельность как стратегия развития государства в области образования в современном мире; • Системны й (управленческий) уровень – инновация деятельность как форма управляемого развития образовательной системы (инновационный процесс затрагивает цели, структуру, задачи, технологии и HR образовательной организации); • Научны й (собст венно педагогический) уровень – инновационная деятельность – целенаправленный процесс создания, распространения и использования пед. новшеств в целях, содержании, методах и формах обучения и воспитания, организации совместной деятельности субъектов образовательного процесса в целях удовлетворения потребностей основных потребителей (государство, семья, индивид) образовательных услуг. КЛАССИФИКАЦИИ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ 8. Критерий – системност ь; • Ст ихийны е инновации – инновации, происходящие стихийно, без точной привязки к самой порождающей потребности либо без полноты осознания всей системы условий, средств и путей осуществления инновационного процесса; не всегда связаны с полнотой научного обоснования, часто происходят на эмпирической основе, под воздействием ситуативных требований (деятельность учителей-новаторов, воспитателей, родителей и т.д.); • Инновации в системе образования, являющиеся продуктом осознанной, целенаправленной, научно-культивируемой междисциплинарной деятельности. Инновационны й процесс – процесс изменений – « фазовая» природа (М. Майлз, М. Фуллан, М. Хуберман, П. Берман) Инициация • Осознание потребности в изменениях; • Вектор в сторону изменений; • Решение об осуществлении изменений; • Формирование образа предполагаемого рез-та; • Поиск путей удовлетворения потребности; • Формирование ресурсной базы. Реализация • Что нужно изменить, чтобы прийти к результату? • Разработка планов, программ, концепций, стратегий изменений; • Осуществление мероприятий по воплощению идей изменений на практике. Инстит уционализ ация • Придание новой практике, возникшей в ходе изменения, рутинного характера; • Оценка степени достижения предполагаемого результата; • Оценка результатов изменений; • Определение потенциала и направлений последующих изменений. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОТЕКАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ (Инноватика) Закон необратимой дестабилизации педагогической инновационной среды Любой инновационный процесс в системе образования вносит необратимые разрушительные изменения в инновационную социально-педагогическую среду, в которой он осуществляется. Закон финальной реализации инновационного процесса Любой инновационный процесс, в начальном звене которого находится (жизнеспособное) педагогическое новшество, должен рано или поздно, стихийно или сознательно реализовываться. Закон стереотипизации педагогических инноваций Любая педагогическая инновация имеет тенденцию превращаться в стереотип мышления и практического действия, т.е. она обречена на рутинизацию (барьер на пути реализации других новшеств). Закон цикловой повторяемости/возвращаемости педагогических инноваций Повторное возрождение новшества в новых условиях («Сократовский диалог» как новаторская форма обучения). КРИТЕРИИ ИННОВАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЛЬНОСТИ НОВИЗНА Абсолютная, локально-абсолютная, условная, субъективная. ИСКУСТВЕННО ОРГАНИЗОВАННЫЙ ПРОЦЕСС Инициируемые и контролируемые изменения, направленные на достижение определенного результата, происходящие на основе рационально-волевого действия. ОПТИМАЛЬНОСТЬ Рациональное и эффективное соотношение затраченных средств/сил и достигнутых результатов. ВЫСОКАЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ Определенная устойчивость в положительных результатов в деятельности педагога. ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ В МАССОВОМ ОПЫТЕ От отдельного педагога через инструменты апробации и объективной оценки к массовому внедрению. ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ: ПРОБЛЕМЫ СОПРОТИВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ Консервативность системы образования, до 80% педагогов не готовы и не хотят изменений; ОТСУТСТВИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ Определенная морально-психологической обстановки, подкрепленной комплексом мер орг. метод. и психол. характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс, методическая неподготовленность преподавателей, слабая информированность. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ОТБОР Данных, предоставляемых авторами инновационных проектов должно быть достаточно для оценки эффективности инвестиций. ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Несоответствие между развитием обр. учреждений и общим уровнем культурного и технического окружения (массовое производство идей, анонимность труда, электронное обучение, BYOD), СТАНДАРТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Заказчик образования – государство в лице Минобрнауки, ориентация на «полезного человека-функцию» - ФГОС, ООП, УП, формы и методы; Доминанта инновационного образовательного процесса – индивидуализация мышления и действий педагога и обучающегося, диалог и сотрудничество. РЕАЛИЗУЕМОСТЬ ПЕД. ИННОВАЦИЙ Инновация не проходит необходимой проф. экспертизы и апробации, введение нововведения не подготовлено - забвение инновации. ЗАДАНИЕ… Эт апы развит ия инновационны х процессов в образовании От 50-х г. XX в. до настоящего времени… (РОССИЯ) Инновационны е процессы в образовании Тема 2: Инновации в образовании
«Инновации в образовании» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot