Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тихоокеанский государственный университет»
Кафедра экономической теории и национальной экономики
ЛЕКЦИЯ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Форма обучения: очная
Составитель: к.э.н., доцент Меньшикова Е.А.
Хабаровск
2020 г.
1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Предмет экономической безопасности
2. Формирование нормативных правовых основ экономической
безопасности
3. Необходимость обеспечения экономической безопасности в современных
условиях
1. Предмет экономической безопасности
Реформирование российской экономики вызвало сложные и противоречивые явления. С одной стороны, сделаны реальные шаги в направлении становления рыночной экономики, с другой стороны, отчетливо проявились негативные последствия, вызванные просчетами и ошибками реформаторов. Появилось значительное число угроз экономике, такие, как спад производства,
высокий уровень инфляции, финансовая нестабильность. Особо остро ощущаются угрозы в социальной сфере, такие, как падение уровня жизни значительной части населения, безработица, демографический спад. Их последствия в
ряде случаев могут носить катастрофический характер.
Основные функции по формированию системы экономической безопасности взяло на себя государство в начале 1990-х гг., формируя нормативные
правовые и организационно-экономические основы обеспечения экономической безопасности. В условиях появления новых видов социально-экономических угроз в российской экономике заметно активизировались исследования в
области экономической безопасности государства, общества, регионов, отраслей, организаций и личности от внутренних и внешних угроз. В числе новых
дисциплин во многих вузах появились дисциплины, изучающие различные аспекты экономической безопасности.
Экономическая безопасность – это современная дисциплина, исследующая и изучающая законы, закономерности, принципы, факторы, а также основные элементы системы экономической безопасности, методы и механизмы
обеспечения экономической безопасности. Чтобы понять сущность категории
«экономическая безопасность», необходимо определить понятие «безопасность».
Несмотря на многовековую историю исследования категорий безопасности,
исходные положения теории безопасности разработаны в недостаточной степени. В теории и на практике рассматривается множество различных видов
безопасности, которые тесно взаимосвязаны и даже частично совпадают или
поглощают друг друга. Нередко одни и те же понятия трактуется по-разному
разными исследователями. К сожалению, в настоящее время в учебной, научной
литературе и нормативных правовых документах нет единого понимания и трактовки сущности безопасности.
2
Зачастую понятие «безопасность» трактуется как характеристика защищенности какого-либо объекта от воздействия внешних и внутренних угроз,
или, напротив, как защищенность от воздействия какого-либо объекта. В. И.
Даль определяет безопасность как отсутствие опасности, сохранность, надежность. В Толковом словаре С. И. Ожегова безопасность трактуется как состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности. Кроме
того, под безопасностью понимаются состояние и тенденции развития защищенности жизненно важных интересов социального организма и его структур от внешних и внутренних негативных факторов. Жизненно важные интересы – это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно
обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития государства и его территорий, общества, хозяйствующих субъектов, личности.
Несомненно, эти определения могут быть взяты за основу определения безопасности как такого состояния объекта, при котором ему не угрожает опасность, сохраняется его независимость, надежность, целостность, имеет место
защищенность от опасностей или существующих угроз. Безопасность любого
объекта свидетельствует о том, что он в состоянии решить стоящие перед ним
задачи, а в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, опасностей
или угроз в состоянии от них защититься или восстановить свою работоспособность.
Стремление к безопасности в различной степени характерно для всех биологических систем, однако только люди способны на основе анализа характера
и содержания опасности выбрать соответствующие приемы и методы трудовой
деятельности, защищающие от угрозы. Именно механизм осуществления безопасности людей (способы восприятия угроз и меры обеспечения защищенности) определяет грань, отделяющую социальное от биологического, и проявляет безопасность в обществе как социально-экономическое явление. Стремление к безопасности в социуме превращает ее в социальное явление.
Именно благодаря безопасности, основу которой составляет трудовая деятельность, то или иное сообщество может жить, изменяться и развиваться. Но
социальное базируется в основном на экономическом, т.е. на том, что связано с созданием и движением продукта труда. Тесная взаимосвязь в обеспечении безопасности социального и экономического означает, что сама безопасность в обществе представляет собой объективно необходимое социально-экономическое явление и в этом смысле изучается в дисциплине
«Экономическая безопасность».
Приведенные выше положения являются основой теоретического обоснования понятия «экономическая безопасность» как для государства, общества, так и отдельной организации или личности. Проблеме экономической
безопасности должно уделять внимание любое государство на любом этапе
его развития. Однако в современной России в условиях появления новых и
обострения существующих внешних и внутренних угроз обеспечение экономической безопасности приобретает особое значение, что отражается в важнейших документах стратегического планирования. Согласно Стратегии экономической безопасности Российской Федерации (далее – РФ), понятие
«экономическая безопасность» трактуется как состояние защищенности
национальной экономики от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического
пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов РФ1.
Раскрывая сущность экономической безопасности, ее можно определить, как состояние экономики, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие
страны, достаточный экономический потенциал даже при неблагоприятных
внутренних и внешних процессах. Экономическая безопасность представляет собой такое состояние экономики, которое позволяет удовлетворить совокупность экономических потребностей общества, обеспечивает его независимость, стабильное и устойчивое развитие, достойное положение в мировой
экономике, надежную защищенность от внутренних и внешних угроз, не позволяющую скатываться за критический предел. Экономическая безопасность
– это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость
национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к совершенствованию. Следует подчеркнуть, что экономическая безопасность не
есть некая абстрактная теоретическая конструкция. Защищенность национальных интересов обеспечивается способностью институтов власти создавать механизмы защиты отечественной экономики, поддержания социальнополитической стабильности общества. Важнейшие характеристики экономической безопасности:
− способность экономики развиваться устойчиво, в расширенном масштабе;
− удовлетворение экономических потребностей общества на уровне не
ниже критического предела;
− обеспечение экономической независимости;
− противостояние существующим и внезапно возникающим опасностям и угрозам.
В данной дисциплине экономическая безопасность рассматривается как
основа национальной безопасности, гарантия устойчивого и стабильного развития страны, ее независимости. При этом не умаляется значимость других
1
Стратегия экономической безопасности РФ на период до 2030 года: утверждена Указом Президента РФ
от 13 мая 2017 г. № 208. URL: http: // consultant.ru/ (дата обращения: 10.12.2019).
видов безопасности (информационной, продовольственной, энергетической,
валютно-финансовой и т. д.). В центре изучения дисциплины одна из насущных проблем российского общества, которая пока в практическом плане далека от разрешения. Изложение ее включает постановку тех или иных вопросов и пути их решения. Многие вопросы являются дискуссионными и требуют глубокого анализа путей обеспечения экономической безопасности
России. В силу сложности и взаимообусловленности социальных и экономических процессов, а также существенного влияния на экономическую безопасность факторов, не имеющих социальной или экономической природы,
выделить предмет дисциплины «Экономическая безопасность» достаточно
проблематично. Подходить к определению предмета данной дисциплины
принято, перечисляя те проблемы экономической безопасности, которые
стоят в центре внимания. В числе таких проблем классификация и оценка
угроз экономической безопасности, оценка уровня индикаторов экономической безопасности, формирование механизма обеспечения экономической
безопасности. Таким образом, предметом экономической безопасности является совокупность:
− факторов экономической безопасности;
− видов экономической безопасности;
− элементов системы экономической безопасности;
− оценок состояния и динамики индикаторов экономической безопасности;
− методов и механизмов обеспечения экономической безопасности.
Для понимания сущности экономической безопасности важно уяснить
ее связь с понятиями «развитие» и «устойчивость». Развитие – один из компонентов экономической безопасности, но не всякое развитие отвечает требованиям безопасности. Не отвечает им, например, такое развитие, которое
сопровождается нарушением экологических требований или оно социально
не ориентировано, высокие темпы роста достигаются в ходе производства
без обеспечения социально значимых ориентиров благосостояния. Если экономика не развивается, то у нее резко сокращаются сопротивляемость и приспособляемость к внутренним и внешним угрозам. Развитие – это процесс, в
ходе которого происходят существенные количественные и качественные изменения в общественной жизни или отдельных ее компонентах, однако не всякие изменения представляют собой развитие, а лишь такие, при которых социальные явления переходят на более высокие ступени своего состояния. Следовательно, развитие нужно понимать не только как производство и потребление
благ, создание минимальных условий жизни людей, а как сложное, многознач-
ное явление, включающее множество составляющих, в числе которых экологическая, демографическая, экономическая, общественная, научная и культурная составляющие.
Рассматривая связь безопасности и устойчивости, следует отметить,
что они являются важнейшими характеристиками экономики, но их не следует противопоставлять, каждая по-своему характеризует состояние экономики. Устойчивость экономики отражает прочность и надежность ее элементов, вертикальных и горизонтальных связей, способность выдерживать внутренние и внешние нагрузки, восстанавливать установившееся нормальное
состояние после внезапного нарушения каким-либо внешним или внутренним фактором. Если общество не заботится о развитии, то оно обречено на
упадок. Устойчивое развитие – это улучшение жизни людей в условиях, когда
хозяйственная деятельность не порождает превышение допустимого порога
возмущения биосферы или, когда сохраняется такой объем естественной
среды, который способен обеспечивать устойчивость биосферы с включенной
в нее хозяйственной деятельностью человека. Устойчивое развитие – это такое развитие, которое ведет к удовлетворению текущих потребностей общества без уменьшения возможностей будущих поколений удовлетворять их потребности. Необходимость достижения равенства нынешних и будущих поколений означает, что развитие должно протекать так, чтобы удовлетворение потребностей настоящего времени вызывало как можно меньшие отрицательные
последствия истощения природных ресурсов и загрязнения окружающей
среды для будущих поколений, не ставило под угрозу способность будущих
поколений удовлетворять свои потребности. Если современное развитие приводит к истощению ресурсов, то будущим поколениям должна быть предоставлена полная компенсация в той или иной форме2.
Безопасность – это состояние объекта с точки зрения способности к
самовыживанию и развитию в условиях внутренних и внешних угроз, а также
действия непредсказуемых факторов. Чем более устойчива структура экономики, тем жизнеспособнее экономика, а значит, и выше оценка ее безопасности. Нарушение пропорций и связей между разными компонентами системы ведет к ее дестабилизации и является сигналом перехода экономики
от безопасного к опасному состоянию. Чем устойчивее развитие, тем меньше
вероятность угроз. Вместе с тем устойчивость не есть стагнация, устойчивость не может быть вне развития. Любая развивающаяся система периодически переходит от одного устойчивого состояния к другому. Важно, чтобы
развитие экономики учитывало пределы хозяйственной емкости биосферы.
2
Меньшикова Е. А., Зубарев А. Е. Социальная диагностика регионов : учебник. Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2014. C. 111.
Принципы устойчивости следует распространять на все страны. Устойчивость развития стран с развитой рыночной экономикой не должна достигаться за счет развивающихся стран. Это относится, например, к размещению отходов, выбросу вредных веществ в атмосферу, размещению производств, отрицательно влияющих на природу. Это означает, что экономическая деятельность должна учитывать современные экологические требования и пределы экологической безопасности.
2. Формирование нормативных правовых основ экономической
безопасности
Практика показала, что для любой страны необходим анализ всех возможных факторов безопасности общества и государства. Резко возросшая
опасность техногенных и экологических катастроф поставила вопрос о необходимости управления безопасностью общества. В идеологии США безопасность страны является мощнейшим фактором консолидации общества. Понятие «национальная безопасность» ввел в 1904 г. Президент США Теодор
Рузвельт. В докладе США «Стратегия национальной безопасности» важнейшим положением является признание того, что глобальная и собственно американская безопасность зависит в первую очередь от утверждения лидирующей роли США в мире. Провозглашение права применения любых средств
для защиты интересов США, простирающихся на весь мир, включая применение превентивных мер боевого воздействия, опирается на экономическое и военное превосходство, волю политического руководства, единство
нации в этом вопросе. Стратегия безопасности США сводится к обеспечению
гегемонии национально-государственных интересов во всем мире. После теракта 11 сентября 2001 г. проблемы терроризма введены в качестве приоритетов в систему национальной безопасности, а в 2002 г. в США сформирована
Национальная стратегия внутренней безопасности как документ принципиально нового характера.
Понимание многих проблем безопасности (особенно в части их практического рассмотрения и решения) было найдено и в России, вся история
государственного строительства которой базировалась на осуществлении
принципа безопасности страны, а с правления Ивана IV этот принцип модифицировался в основной критерий государственного управления (т. е. безопасность страны стала основным принципом отбора вариантов управленческих решений). В России впервые в государственном лексиконе применено
понятие «интересы России» в 50–60-е гг. XIX в. величайшим дипломатом той
эпохи, канцлером A. M. Горчаковым. Национальные интересы в России
стали осознаваться и формулироваться еще до становления современного
западного государственного, в том числе и американского, устройства. Горчаков считал, что основа безопасности, в том числе и внешней безопасности
страны, кроется во внутренней готовности к отстаиванию национальных
интересов. Он говорил, что настоящая политика России не за границей, а
внутри России. Прорывом в трактовке безопасности стали труды российского ученого А. Богданова об условиях и факторах обеспечения равновесности систем, и прежде всего социальной, ибо вне этого состояния невозможно существование самой системы. Высшая форма защищенности – триединая организация – вещей, людей и идей, а нарушение равновесности системы может привести к ее негативному изменению. Термин «государственная безопасность» в России был впервые использован в «Положении о мерах
к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» в
1881 г.
В начале ХХ века теоретической основой практического построения
новой общественной формы государственности стала марксистская наука, за
кратчайшее время была создана сильнейшая держава – Советский Союз, –
опередившая многие страны мира в социальном, политическом и военном
отношениях и занявшая второе место в мире по основным экономическим
показателям. СССР не только стал примером общественного прогресса, но и
вынудил многие страны мира решать социальные задачи. Но, обеспечив прогресс человечества и усилив его безопасность, СССР не избежал распада изза нарушения внутренней стабильности и забвения в государственном управлении стратегических интересов безопасности, отсутствия целостной научно
обоснованной концепции национальной безопасности. Безусловно, в недавнем прошлом в нашей стране отдельные виды безопасности были высокоразвиты. Это касается, прежде всего, высокоорганизованных систем оборонной
и государственной безопасности. Однако не была обеспечена безопасность
общественно-политической системы. Прежде всего оказалась существенно
ниже общественно необходимого уровня экономическая защищенность
страны, что подтвердил проигрыш в соревновании двух мировых систем. В
результате крушения системы централизованного государственного управления производством и распределением ресурсов, обеспечивающих безопасность общества, эта мощнейшая конструкция рухнула.
С начала рыночных реформ в России формируется новый подход к выработке научной идеологии безопасности государства, в том числе экономической безопасности. В числе известных современных российских исследователей экономической безопасности следует отметить академиков В. А.
Легасова, Л. И. Абалкина, В. К. Сенчагова. Над научной концепцией безопасности начали работать еще в 1990 г. Группа разработчиков концентрировалась
вокруг академика Ю.А. Рыжова. Однако подготовка концепции отставала от
динамики развития реальных событий. В период политического демонтажа
СССР в 1992 г. создан Совета Безопасности РФ, его секретарь Ю. Скоков поставил вопрос о выработке новой концепции безопасности России. В 1993 г.
секретарь Совета Безопасности РФ Е. Шапошников обнародовал Основные
положения концепции безопасности. В этот же период ключевые положения безопасности в РФ нашли отражены в федеральном законе (далее – ФЗ)
«О безопасности» от 5 марта 1992 г. № 2446-1, который в настоящее время
утратил силу в связи с принятием Государственной Думой 7 декабря 2010 г.
нового ФЗ РФ «О безопасности», где указано на необходимость обеспечения
безопасности государства, общественной, экологической безопасности, безопасности личности и иных видов безопасности, предусмотренных законодательством РФ3.
Постепенно была осознана необходимость научного обоснования Концепции безопасности России и создан Научный совет Совета Безопасности
РФ под руководством B. C. Пирумова. Началась интенсивная разработка отдельных аспектов национальной безопасности, были приняты соответствующие концепции и стратегии. Так, 29 апреля 1996 г. Указом Президента РФ
№ 608 была одобрена Государственная стратегия экономической безопасности РФ, которая в настоящее время утратила силу в связи с принятием в 2017
г. Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 г. (Указ
Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208). В данной Стратегии определены
вызовы и угрозы экономической безопасности России, а также цели, основные
направления и задачи государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности.
В качестве сводного документа была утверждена Концепция национальной безопасности РФ (Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г.
№ 1300, Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24). В 2009 г. Указом
Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 утверждена Стратегия национальной
безопасности РФ до 2020 г. Эти документы в настоящее время утратили силу
в связи с принятием в 2015 г. Стратегии национальной безопасности РФ
(Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683).
Важнейший этап в современной истории России – принятие в 2013 г.
Концепции общественной безопасности в РФ (утверждена Президентом РФ
20.11.2013 г.). Основные положения указанных нормативных правовых документов в области национальной безопасности и экономической безопасности
как ее основы рассмотрены далее при описании основных целей, задач, угроз,
индикаторов экономической безопасности, а также направлений государственной политики обеспечения экономической безопасности.
3
О безопасности : федер. закон РФ от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015). URL: http: // consultant.ru/
(дата обращения: 20.12.2019).
3. Необходимость обеспечения экономической безопасности
в современных условиях
Обеспечение экономической безопасности является одной из наиболее
важных проблем развития РФ как целостного суверенного государства. Особое значение данной проблемы обусловлено универсальностью понятия
«безопасность», которое является ключевым в связке «экономика и безопасность». Все сферы жизнедеятельности человека в той или иной степени содержат индикаторы, сигнализирующие о возможных опасностях, которые
необходимо учитывать при определении и достижении целей, выдвигаемых
обществом, организациями и личностью. Значение обеспечения безопасности усиливается из-за возрастания многовариантности целеполагания и способов осуществления целей. Нельзя отдавать предпочтение тем или иным
вариантам развития экономики, осуществления инвестиций, формирования
бюджета страны без оценки их социально-экономических последствий и
индикаторов безопасности.
Безусловно, рыночная экономика содержит достаточное число инструментов, которые обеспечивают экономическую безопасность личности и
государства. Тем не менее, несмотря на высокую степень саморегулирования
рыночной экономики, существует много серьезных проблем экономической
безопасности, которые рынок не в состоянии разрешить или смягчить без вмешательства государства. Вмешательство государства в рыночный механизм с
целью обеспечения экономической безопасности является реакцией на трудности и противоречия в социально-экономическом развитии. В любой стране
могут быть непредвиденные сбои и финансово-экономические кризисы, как
это было, 1998 и 2008 гг., когда вся мировая финансово-экономическая система находилась в шоковом состоянии.
Необходимость государственных мер по обеспечению экономической
безопасности объясняется, прежде всего, решением таких макроэкономических проблем как кризисы, инфляция, безработица, социальное неравенство,
необходимость совмещения принципов экономической эффективности и социальной справедливости. Кроме того, необходимость государственных мер
по обеспечению экономической безопасности связана с микроэкономическими проблемами, в силе которых несовершенство отдельных рынков, дефекты рынков или «отказы» рынков. Примеры подобных дефектов: власть монополий, наличие внешних эффектов, асимметричность (несовершенство или
неполнота) информации, неединственность и нестабильность равновесия, неполный учет затрат и результатов. Основная деятельность государства имеет
место в тех случаях, в тех сферах, где рынки не в состоянии обеспечить создание таких общественных благ, как национальная безопасность, защита потребителей, охрана окружающей среды и др. Примером, иллюстрирующим необходимость государственных мер по обеспечению экономической безопасности, является случай краевого равновесия, или рынок товара, не имеющего
сбыта, например, технологического новшества, спрос и предложение на которое – на рис. 1.1.
S1
P
P2
V
S2
P1
D
Q
Рис. 1.1. Краевое равновесие спроса и предложения
Если производство нового товара не отлажено, серийность низка, то затраты на его производство достаточно высоки. Минимальная цена предложения Р2 выше максимальной цены спроса Р1. Поскольку товар новый, то покупатели его еще плохо знают, проявляют консерватизм и согласны заплатить за
него максимальную цену спроса Р1, что ниже минимальной цены предложения
Р2. В результате кривая спроса лежит ниже кривой предложения. Это означает,
что покупатели и продавцы не могут прийти к согласию по поводу цены товара. В данном случае складывается краевое равновесие при нулевом объеме,
т. е. товар не имеет сбыта. Если этот товар действительно высоко значим для
общества, то государство может повлиять на сдвиг равновесия, оказать поддержку производителям, введя дотацию или налоговые льготы V. Тогда кривая
предложения S1 сдвинется вниз до уровня S2 и рынок придет к равновесию при
положительном объеме.
Особую значимость государственное регулирование имеет в тех случаях, когда рыночный механизм оказывается не в состоянии регулировать
внешние эффекты, зачастую являющиеся отрицательными. Внешние эффекты
возникают, когда какая-то деятельность, связанная с потреблением или производством, имеет косвенное влияние на другие виды деятельности, не отражаемое непосредственно рыночными ценами. Термин «внешний эффект» используется, поскольку это влияние на доходы или издержки оказывается
внешним по отношению рынку. Допустим, предприятия сбрасывают загрязненные сточные воды в реки, в результате чего они становится непригодными
для купания и рыболовства. Но поскольку вряд ли есть какой-либо рынок, на
котором покупаются и продаются права на загрязнение, то возникают внешние
эффекты, которые приводят к неэффективности природоохранных мероприятий. В этом случае внешние эффекты стремится регулировать государство.
Если правительство заинтересовано в решении проблемы внешних эффектов,
то оно может попытаться найти замену отсутствующему рынку, сымитировать
функционирование конкурентного рынка. Спрос на общественные блага (чистый воздух, незагрязненные воды и почвы и т. п.) обычно предъявляется государством. Предложение со стороны предприятий по сбросу и утилизации
вредных выбросов может быть изменено с помощью тех или иных методов
государственного регулирования. Среди мер борьбы с загрязнением среды
наиболее распространены различного рода нормативы и стандарты, а также
платежи за выбросы.
Особое значение безопасности в системе ключевых понятий человеческой деятельности, а не только в философском, экономическом, социологическом и политическом аспектах особенно четко проявляется в периоды
войн, техногенных катастроф, кризисов, террористических актов. Финансовый кризис, зародившийся сначала в узкой сфере наиболее рискованных
операций (форвардных контрактов в Юго-Восточной Азии и государственных краткосрочных облигаций в РФ), прошел во многих странах мира,
включая РФ, нанеся удар по финансовой системе и ухудшив материальное
благополучие большинства граждан. О высокой опасности нарушения системы безопасности свидетельствует террористический акт 11 сентября 2001
г. в США. Это событие приобрело глобальный характер, показав, что даже
развитая экономика с мощным силовым блоком и высокотехнологичной
информационной и банковской системами не располагает надежными институтами защиты граждан от случайных факторов.
В настоящее время назрела потребность в том, чтобы многие современные знания в экономике были дополнены или скорректированы с учетом понятия «безопасность». Проектируемые технические системы, контактирующие с человеком и основанные на автоматическом управлении, не могут считаться готовыми к практическому использованию без обеспечения безопасности их эксплуатации. Например, огромное значение для экономической
безопасности имеет информационная безопасность. Компьютерные системы
являются важнейшим средством накопления, хранения, обработки и передачи информации. При этом информация, накопленная в компьютерных системах государственных служб, фирм, банков, нуждается в очень серьезной
защите. Потеря ценной информации может негативно сказаться на состоянии
экономики. В условиях повсеместного распространения электронных технологий платежей, безбумажного документооборота сбой в сети может просто
парализовать работу государственных служб, корпораций, банков, привести
к ощутимым материальным и финансовым потерям. По оценкам специалистов, потери США от компьютерных преступлений в год составляют 100
млрд долл., а потери стран Западной Европы – соответственно 35 млрд долл.
Агентство национальной безопасности в США, а также соответствующие ведомства в Англии, России и в других странах тратят значительные средства на обеспечение безопасности собственных линий связи и на добывание
полезной информации из чужих. Ключевым звеном в добывании и защите информации является криптографическое оборудование (оборудование по шифрованию и дешифровке информации, включая персональные компьютеры,
программное обеспечение, сетевое оборудование). Билль сената США № 266
от 1991 г. требует, чтобы американское криптографическое оборудование содержало ловушки, известные лишь Агентству национальной безопасности, и
это ведомство могло бы по заданию правительства перехватить и расшифровать любую информацию. На реализацию концепции информационной войны
США планируют потратить 12 млрд долл. Таким образом, закупая в США на
миллионы долларов средства для обработки информации, мы оплачиваем оружие, которое предназначено для похищения нашей информации. В США же
существует строгий запрет на использование систем зарубежного производства в государственной сфере, т. к. это может представлять угрозу государственной безопасности.
Особую актуальность для России обеспечение экономической безопасности приобрело в условиях глобализации экономики. Вхождение РФ в число
стран – членов ВТО, при всей массе положительных последствий, вызывает
большое количество новых видов угроз для ряда отраслей российской экономики. В их числе сельское хозяйство, сфера образования и ряд других. В новых
условиях необходимо формирование надежной системы обеспечения экономической безопасности страны, ее регионов и отраслей, анализ и оценка эффективности применяемых государством методов и инструментов обеспечения экономической безопасности. Применение тех или иных инструментов
обеспечения экономической безопасности должно сопровождаться тщательным анализом возможных социальных, экономических, политических и других последствий. Это связано с тем, что, как правило, вследствие государственного воздействия на экономику достигаются не только желательные, положительные результаты, но и негативные, зачастую перекрывающие значение положительных результатов.
Следует подчеркнуть, что формирование надежной системы обеспечения экономической безопасности общества и государства возможно только в
случае применения всей системы методов административно-правового и социально-экономического регулирования, направленного на достижение непротиворечивых целей.