Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Объект системных исследований

  • 👀 461 просмотр
  • 📌 407 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Объект системных исследований» pptx
Объект системны х исследований Объектом системных исследований Являются различного рода системы, включая социально-экономические, организационные, информационнотехнические и другие системы, их инфраструктура и ресурсное обеспечение; производственно-технологическая, управленческая и другие виды деятельности; процессы подготовки и принятия решений, как системы правил, процедур и приемов; • информационные технологии и системы обработки информации. Системное мышление позволяет выделять наиболее важные составляющие ее части и их взаимосвязи. • Умение строить и исследовать модели сложных систем, планировать и управлять ими на основе принимаемых решений, оценивать их последствия, внедрять новые информационные технологии. Является важной основой развития государства. Основы системного анализа • Составляющим понятием предмета «основы системного анализа» является слово «система», которое появилось в Древней Элладе 2000—2500 лет назад и первоначально означало: сочетание, организм, устройство, организация, строй, союз. Оно также выражало определенные акты деятельности и их резуль­таты (нечто, поставленное вместе; нечто, приведенное в порядок). Первоначально слово «система» было связано с фор­мами социально-исторического бытия. • Система может быть адекватно представлена только во взаимосвязях со своим окружением. Только при таких условиях могут быть выявлены причины возникающей проблемы, источники и направления ее развития. На этой основе могут быть определены цели, способы и требуемые ресурсы для решения выявленной проблемы. При этом процесс решения проблемы должен быть систематизирован, технологичен, проведен системный анализ и только тогда может быть получен ожидаемый эффект. • Система - это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. При этом целостность, как характеристика системы, проявляется в возникновении новых интегративных качеств, не присущих образующим ее элементам. • Например, принцип единой системы таможенных органов неразрывно связан с общими принципами, на которых основывается таможенное дело России: единой таможенной политики, единой таможенной территории, единого таможенного законодательства, единого тарифного регулирования и сочетания его с мерами экономической политики. Системный анализ • Системный анализ в таможенном деле, позволяет в конечном итоге установить связи между факторами подсистем управляющей и управляемой системы. Определить механизмы использования накопленных теоретических знаний в области системного анализа для нужд и практики таможенного дела. Предмет системных исследований • Предмет системных исследований — это явления и процессы, которые происходят в социальноэкономических, организационных, информационно-технических и других сложных системах, включающие их общесистемные характеристики и взаимодействие с окружением; закономерности их деятельности (функционирования). Развития и управление такими системами осуществляется с использованием современных методов и средств обработки информации. Принцип системности • Отражает всеобщность взгляда на объекты, явления и процессы мира как на систему со всеми присущими ей закономерностями. Вкладываются знания в выявление и постановку проблемы, в ее формализацию, анализ, поиск множества альтернативных способов решения умение строить и исследовать модели сложных систем, планировать и управлять на основе принимаемых решений, оценивать их последствия, внедрять новые информационные технологии Исторические этапы становления методологии системны х исследований в науке и управлении. Рождение понятия «система» (2500 —2000 гг.до н. э.) • Слово «система» появилось в Древней Элладе и означало сочетание, организм, организация, со­юз. Выражало и некоторые акты деятельности (нечто, поставленное вместе, приведенное в по­ рядок). Связано с формами социальноисторического бытия Тезисы Демокрита (460 —370гг. до н. э.), Аристотеля (384 —322 гг. до н. э) • Перенос значения слова с одного объекта на другой совершается поэтапно. Метафоризация (перенос скрытое уподобление, метафораобразное сближение слов на базе их переносного значения, напри­мер: «свинцовая туча») была начата греческим фи­лософом Демокритом. Он уподобил образование сложных тел из атомов или с образованием слов из сло­гов. Аристотель трансформировал метафору в фи­лософской системе. Важно, что именно в античной философии был сформулирован тезис — целое больше суммы его частей Концепции эпохи Возрож дения • Трактовка бытия как космоса сменяется на систему мира как независимое от человека, обладающее оп­ределенной организацией, иерархией, структурой Бытие становится не только предметом философского размышления (для постижения целостности), но и специально-научного анализа (каждая дисцип­лина вычленяет определенную область) Идеи Н. Коперника (1473 —1543) • Новая трактовка системности — в создании гелиоцентрической картины мира. Земля, как и дру­гие планеты, обращается вокруг Солнца. Он создал Гелиоцентрическую сис­тему мира, объяснив, что Земля, как и другие планеты, обращается вокруг Солнца и, кроме того, вращается вокруг своей оси. Идеи Г. Галилея(1564 —1642),И. Ньютона(1642 —1727) • Галилей и Ньютон преодолели телеологизм (учение о конечных причинах) Николая Коперника в его астрономии, выработали определенную концептуальную систему с категориями — вещь и свойства, целое и часть... Вещь трактовалась как сумма отдельных свойств (забыли тезис античности???). Отношение выражало воздействие некоего предмета на другой, первый из которых являлся причиной, а второй — следствием. Очень важно: на первый план выдвигался каузальный, а не телеологический спо­соб объяснения Немецкая классическая ф илософ ия • Глубокая и основательная разработка идеи системной организации научного знания. Структура научного знания стала предметом специального философского анализа Идеи И. Ламберт а (1728 —1777) • Всякая наука, как и ее часть, предстает как система, трактуемая как целое! Идеи И. Кант а (1724 —1804) • Кант не только осознал системный характер научного знания, но и превратил эту проблему в методологическую, выявив процедуры системного конструирования знания. Однако он считал, что принципы образования систем являются характеристиками лишь формы, а не содержания знания Идеи И. Фихте (1762 —1814) • Фихте поправил И. Канта, считая, что научное знание есть системное целое. Однако он ограни­чил системность знания систематичностью его формы. Это привело к отождествлению системности научного знания и его систематического изложения, т. е. внимание обращалось не на научное исследование, а на изложение знания Идеи Г. Гегеля (1770 —1831) • Гегель исходил из единства содержания и формы знания, тождества мысли и действительности. Трактовал становление системы в соответствии с прин­ципом восхождения от абстрактного к конкретному. Но отождествляя метод и систему, телеологически истолковывая историю знания, он не смог предло­жить методологические средства для формирова­ ния системных образований Теорет ическое естест вознание XIX —XX вв. • Различение объекта и предмера познания, повыше­ние роли моделей в познании, фиксация наличия особых интегративных характеристик, исследование система образующих принципов (порождение свойств целого из элементов и свойств элементов из целого), возможность предсказания. Целое понимается уже не как простая сумма, а как функциональная совокупность, которая формируется не­которым заранее задаваемым отношением между элементами. Марксист ы • Человек в процессе производства может действовать лишь так, как действует сама природа. Теоретики марксизма выдвинули принципы анализа системности как научного знания: историзм, единство содержания и формы, трактовка системности как открытой системы. Марксистская гносеология содержит определенные принципы анализа системности научного знания. К ним относятся историзм, единство содержательной и формальной сторон научного знания, трактовка системности не как замкнутой системы, а как развивающейся последовательности понятий и теорий. При таком подходе системность знаний предполагает дальнейшее совершенствование системы понятий. Русский врач, ф илософ ской идеи А . А . Богданов (1873 —1928) • Богданов выразил многие важные идеи системности в такой науке как кибернетика, сформулированные Н. Виннером и У. Эшби, значительно раньше, хотя и в иной форме. Предвосхитил основателя Основ Технических систем С Л. Берталанфи в работе по тектологии (от греч. «строитель»). Основная идея Богданова — признание необходимости подхода к любому явлению со стороны его организованности (системности — других авторов). Под организованностью он понимает свойство целого быть больше суммы своих частей. Чем больше целое разнится от суммы, тем более оно организованно • Чем больше целое разнится от сум­мы своих частей, тем больше оно организовано. Текстология рассматривает все явления как непрерывные процессы организации и дезорганизации. Принципы организованности и динамичности тесно связаны с принципом целостного рассмотрения отдельных явлений и всего мира вообще. • Общ теория системности и текстология — это две науки об организованно­сти, системности явлений, кибернетика же — наука об управлении этими объектами. Таким образом, предмет кибернетики уже, то, что обусловлено большей широтой понятия «организация системы», чем понятия «управление». Текстология как общая теория включает в сферу своего внимания не только кибернетические принципы, т. е. принципы управления систем, но и вопросы их субординации (иерархических порядков), их распада и возникновения, обмена со средой и веществом и т.д. Авст рийский биолог и ф илософ Л. Фон Идеи Л. Берт аланф и (1901 —1972) • Берталанфи первым из западных ученых разработал концепцию организма как открытой системы и сформулировал программу построения ОТС (основы теории систем). Проводил мысль о неразрывности естественнонаучного [биологического) и философского (методологичес­кого) Сначала создал теорию открытых систем, граничащую с современной физикой, химией и био­логией. Классическая термодинамика исследовала лишь закрытые системы Авст рийский биолог и ф илософ Л. Фон Идеи Л. Берт аланф и (1901 —1972) Организм представляет собой открытую систему, остающуюся постоянной при непрерывном изменении входящих в него веществ и энергии (так называемое состояние подвиж­ного равновесия). Позже он обобщил идеи ТОС (теор.откр.сист) и выдвинул программу построения ОТС, являющейся всеобщей теорией Авст рийский биолог и ф илософ Л. Фон Идеи Л. Берт аланф и (1901 —1972) • Проблемы органи­зации, целостности, динамического взаимодействия были чужды классической физике. Он пришел к кон­цепции синтеза наук, которую в противоположность «редукционизму», т.е. сведению всех наук к физике, он называет «перспективизмом». ОТС освобождает ученых от массового дублирования работ, экономя астрономические суммы денег и времени. Его не­достатки: неполное определение «системы», отсут­ ствие особенностей саморазвивающихся систем, теоретические исследования не всех видов «связи» и пр. Но главный недостаток: утверждение автора, что ОТС выполняет роль философии современной науки. Но это не так, ибо для философского учения с методах исследования необходимы совершение иные (новые) исходные понятия и иная направлен­ность анализа: абстрактное и конкретное, специфи­чески мысленное знание, связь знаний ОТС. Концепции современ­ност и • Идеи системногоподхода нашли свое отражение в работах сле­дующих авторов: Р. Акоффа, В. Афанасьева, С. Вира, И. Блауберга, Д. Бурчфилда, Д. Гвишиани, Г. Гуда, Д. Диксона, А. Зиновьева, Э. Квейда, В. Кинга, Д. Клиланда, В. Кузьмина, О. Ланге, В. Лекторского, В. Лефевра, Е. Липатова, Р. Макола, А. Малиновского, М. Месаровича, Б. Мильнера, Н. Овчинникова, С. Оптнера, Г. Поварова, Б. Радвига, А. Рапопорта, В. Розина, В. Садовско­го, М. Сетрова, В. Топорова, А. Уемова, Б. Флейшмана, Ч. Хитча, А. Холла, Б. Юдина, Ю. Черняка, Г. Щедровицкого, У. Эшби, Э. Юдина • В их идеях, системный подход легко провозглашается в общем виде, но очень трудно реализуется в конкретной форме, т. к. многоаспектная ориентация требует специальной научной, организационной, технической, педагогической подготовки и др. условий в совокупности с целенаправленными мероприятиями по ресурсному обеспечению сис­темной деятельности. Начиная от исследования конкретного объекта и кончая ликвидацией, наступаю­щей после физического или морального его устаревания. Домашнее задание • 1. Что изучает предмет Основы системного анализа. • 2.Что является обьектом исследования системного исследования в таможенной службе. • 3.Как вы понимаете «Системное мышление» • 4. Нарисуйте схему «Таможенных органов» , раскройте их сущность как Система. Домашнее задание • 5.В чем заключается потенциал таможенной службы • 6. Что означало понятие «Система в Древней Элладе» Предмет системного анализа в таможенном деле Принятие решения Системны й анализ — есть совокупность процедур, базирующихся на системных идеях, подходе, теориях и методах, объединенных целями и задачами анализа реального объекта, процесса или явления как системы. • Системный анализ занимается: • проблемами теории и методологии системных исследований социально-экономических, организационных, информационнотехнических и других сложных систем (объектов анализа); • проблемами применения методов анализа, моделирования, прогнозирования, оптимизации в процессе их исследования (инструментов анализа); • проблемами принятия решений и целенаправленного воздействия человека на объекта: исследования с целью повышения эффективности их функционирования и развития (целей анализа). Система в таможенном деле
«Объект системных исследований» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 98 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot