Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Объект системны х исследований
Объектом системных исследований
Являются различного рода системы, включая
социально-экономические,
организационные, информационнотехнические и другие системы, их
инфраструктура и ресурсное обеспечение;
производственно-технологическая,
управленческая и другие виды
деятельности; процессы подготовки и
принятия решений, как системы правил,
процедур и приемов;
• информационные технологии и
системы обработки информации.
Системное мышление позволяет
выделять наиболее важные
составляющие ее части и их
взаимосвязи.
• Умение строить и исследовать модели
сложных
систем,
планировать
и
управлять ими на основе принимаемых
решений, оценивать их последствия,
внедрять
новые
информационные
технологии. Является важной основой
развития государства.
Основы системного анализа
• Составляющим понятием предмета «основы
системного анализа» является слово «система»,
которое появилось в Древней Элладе 2000—2500
лет назад и первоначально означало: сочетание,
организм, устройство, организация, строй, союз.
Оно также выражало определенные акты
деятельности и их результаты (нечто,
поставленное вместе; нечто, приведенное в
порядок). Первоначально слово «система» было
связано с формами социально-исторического
бытия.
• Система может быть адекватно представлена
только во взаимосвязях со своим окружением.
Только при таких условиях могут быть выявлены
причины возникающей проблемы, источники и
направления ее развития. На этой основе могут
быть определены цели, способы и требуемые
ресурсы для решения выявленной проблемы. При
этом процесс решения проблемы должен быть
систематизирован, технологичен, проведен
системный анализ и только тогда может быть
получен ожидаемый эффект.
• Система - это множество элементов,
находящихся в отношениях и связях
друг с другом, образующих
определенную целостность, единство.
При этом целостность, как
характеристика системы, проявляется в
возникновении новых интегративных
качеств, не присущих образующим ее
элементам.
• Например, принцип единой системы
таможенных органов неразрывно связан
с общими принципами, на которых
основывается таможенное дело России:
единой таможенной политики, единой
таможенной территории, единого
таможенного законодательства,
единого тарифного регулирования и
сочетания его с мерами экономической
политики.
Системный анализ
• Системный анализ в таможенном деле,
позволяет в конечном итоге установить
связи между факторами подсистем
управляющей и управляемой системы.
Определить механизмы использования
накопленных теоретических знаний в
области системного анализа для нужд и
практики таможенного дела.
Предмет системных исследований
• Предмет системных исследований — это явления
и процессы, которые происходят в социальноэкономических, организационных,
информационно-технических и других сложных
системах, включающие их общесистемные
характеристики и взаимодействие с окружением;
закономерности их деятельности
(функционирования). Развития и управление
такими системами осуществляется с
использованием современных методов и средств
обработки информации.
Принцип системности
• Отражает всеобщность взгляда на объекты,
явления и процессы мира как на систему со
всеми присущими ей закономерностями.
Вкладываются знания в выявление и постановку
проблемы, в ее формализацию, анализ, поиск
множества альтернативных способов решения
умение строить и исследовать модели сложных
систем, планировать и управлять на основе
принимаемых решений, оценивать их
последствия, внедрять новые информационные
технологии
Исторические этапы становления методологии
системны х исследований в науке и
управлении.
Рождение понятия «система»
(2500 —2000 гг.до н. э.)
• Слово «система» появилось в Древней
Элладе и означало сочетание, организм,
организация, союз. Выражало и
некоторые акты деятельности (нечто,
поставленное вместе, приведенное в по
рядок). Связано с формами социальноисторического бытия
Тезисы Демокрита (460 —370гг. до н. э.),
Аристотеля
(384 —322 гг. до н. э)
• Перенос значения слова с одного объекта на другой
совершается поэтапно. Метафоризация (перенос
скрытое уподобление, метафораобразное
сближение слов на базе их переносного значения,
например: «свинцовая туча») была начата греческим
философом Демокритом. Он уподобил образование
сложных тел из атомов или с образованием слов из
слогов. Аристотель трансформировал метафору в
философской системе. Важно, что именно в
античной философии был сформулирован тезис —
целое больше суммы его частей
Концепции эпохи Возрож дения
• Трактовка бытия как космоса сменяется
на систему мира как независимое от
человека, обладающее определенной
организацией, иерархией, структурой
Бытие становится не только предметом
философского размышления (для
постижения целостности), но и
специально-научного анализа (каждая
дисциплина вычленяет определенную
область)
Идеи Н. Коперника (1473 —1543)
• Новая трактовка системности — в
создании гелиоцентрической картины
мира. Земля, как и другие планеты,
обращается вокруг Солнца. Он создал
Гелиоцентрическую систему мира,
объяснив, что Земля, как и другие
планеты, обращается вокруг Солнца и,
кроме того, вращается вокруг своей
оси.
Идеи Г. Галилея(1564 —1642),И.
Ньютона(1642 —1727)
• Галилей и Ньютон преодолели телеологизм (учение
о конечных причинах) Николая Коперника в его
астрономии, выработали определенную
концептуальную систему с категориями — вещь и
свойства, целое и часть... Вещь трактовалась как
сумма отдельных свойств (забыли тезис
античности???). Отношение выражало воздействие
некоего предмета на другой, первый из которых
являлся причиной, а второй — следствием. Очень
важно: на первый план выдвигался каузальный, а не
телеологический способ объяснения
Немецкая классическая ф илософ ия
• Глубокая и основательная разработка
идеи системной организации научного
знания. Структура научного знания
стала предметом специального
философского анализа
Идеи И. Ламберт а
(1728 —1777)
• Всякая наука, как и ее часть, предстает
как система, трактуемая как целое!
Идеи И. Кант а
(1724 —1804)
• Кант не только осознал системный
характер научного знания, но и
превратил эту проблему в
методологическую, выявив процедуры
системного конструирования знания.
Однако он считал, что принципы
образования систем являются
характеристиками лишь формы, а не
содержания знания
Идеи И. Фихте
(1762 —1814)
• Фихте поправил И. Канта, считая, что
научное знание есть системное целое.
Однако он ограничил системность
знания систематичностью его формы.
Это привело к отождествлению
системности научного знания и его
систематического изложения, т. е.
внимание обращалось не на научное
исследование, а на изложение знания
Идеи Г. Гегеля
(1770 —1831)
• Гегель исходил из единства содержания и
формы знания, тождества мысли и
действительности. Трактовал становление
системы в соответствии с принципом
восхождения от абстрактного к
конкретному. Но отождествляя метод и
систему, телеологически истолковывая
историю знания, он не смог предложить
методологические средства для формирова
ния системных образований
Теорет ическое естест вознание XIX —XX
вв.
• Различение объекта и предмера познания,
повышение роли моделей в познании, фиксация
наличия особых интегративных характеристик,
исследование система образующих принципов
(порождение свойств целого из элементов и
свойств элементов из целого), возможность
предсказания. Целое понимается уже не как
простая сумма, а как функциональная
совокупность, которая формируется некоторым
заранее задаваемым отношением между
элементами.
Марксист ы
• Человек в процессе производства может действовать лишь
так, как действует сама природа. Теоретики марксизма
выдвинули принципы анализа системности как научного
знания: историзм, единство содержания и формы, трактовка
системности как открытой системы. Марксистская
гносеология содержит определенные принципы анализа
системности научного знания. К ним относятся историзм,
единство содержательной и формальной сторон научного
знания, трактовка системности не как замкнутой системы, а
как развивающейся последовательности понятий и теорий.
При таком подходе системность знаний предполагает
дальнейшее совершенствование системы понятий.
Русский врач, ф илософ ской идеи А . А .
Богданов (1873 —1928)
• Богданов выразил многие важные идеи системности в
такой науке как кибернетика, сформулированные Н.
Виннером и У. Эшби, значительно раньше, хотя и в
иной форме. Предвосхитил основателя Основ
Технических систем С Л. Берталанфи в работе по
тектологии (от греч. «строитель»). Основная идея
Богданова — признание необходимости подхода к
любому явлению со стороны его организованности
(системности — других авторов). Под
организованностью он понимает свойство целого быть
больше суммы своих частей. Чем больше целое
разнится от суммы, тем более оно организованно
• Чем больше целое разнится от суммы
своих частей, тем больше оно
организовано. Текстология рассматривает
все явления как непрерывные процессы
организации и дезорганизации. Принципы
организованности и динамичности тесно
связаны с принципом целостного
рассмотрения отдельных явлений и всего
мира вообще.
• Общ теория системности и текстология — это две
науки об организованности, системности явлений,
кибернетика же — наука об управлении этими
объектами. Таким образом, предмет кибернетики
уже, то, что обусловлено большей широтой понятия
«организация системы», чем понятия «управление».
Текстология как общая теория включает в сферу
своего внимания не только кибернетические
принципы, т. е. принципы управления систем, но и
вопросы их субординации (иерархических порядков),
их распада и возникновения, обмена со средой и
веществом и т.д.
Авст рийский биолог и ф илософ Л. Фон
Идеи Л. Берт аланф и (1901 —1972)
• Берталанфи первым из западных ученых разработал
концепцию организма как открытой системы и
сформулировал программу построения ОТС (основы
теории систем). Проводил мысль о неразрывности
естественнонаучного [биологического) и
философского (методологического) Сначала создал
теорию открытых систем, граничащую с современной
физикой, химией и биологией. Классическая
термодинамика исследовала лишь закрытые системы
Авст рийский биолог и ф илософ Л. Фон
Идеи Л. Берт аланф и (1901 —1972)
Организм представляет собой
открытую систему, остающуюся
постоянной
при
непрерывном
изменении
входящих
в
него
веществ и энергии (так называемое
состояние подвижного равновесия).
Позже он обобщил идеи ТОС
(теор.откр.сист)
и
выдвинул
программу
построения
ОТС,
являющейся всеобщей теорией
Авст рийский биолог и ф илософ Л. Фон
Идеи Л. Берт аланф и (1901 —1972)
• Проблемы организации, целостности, динамического
взаимодействия были чужды классической физике. Он пришел к
концепции синтеза наук, которую в противоположность
«редукционизму», т.е. сведению всех наук к физике, он называет
«перспективизмом». ОТС освобождает ученых от массового
дублирования работ, экономя астрономические суммы денег и
времени. Его недостатки: неполное определение «системы», отсут
ствие особенностей саморазвивающихся систем, теоретические
исследования не всех видов «связи» и пр. Но главный недостаток:
утверждение автора, что ОТС выполняет роль философии
современной науки. Но это не так, ибо для философского учения
с методах исследования необходимы совершение иные (новые)
исходные понятия и иная направленность анализа: абстрактное и
конкретное, специфически мысленное знание, связь знаний ОТС.
Концепции
современност и
• Идеи системногоподхода нашли свое отражение в
работах следующих авторов: Р. Акоффа, В.
Афанасьева, С. Вира, И. Блауберга, Д. Бурчфилда,
Д. Гвишиани, Г. Гуда, Д. Диксона, А. Зиновьева, Э.
Квейда, В. Кинга, Д. Клиланда, В. Кузьмина, О.
Ланге, В. Лекторского, В. Лефевра, Е. Липатова, Р.
Макола, А. Малиновского, М. Месаровича, Б.
Мильнера, Н. Овчинникова, С. Оптнера, Г. Поварова,
Б. Радвига, А. Рапопорта, В. Розина, В. Садовского,
М. Сетрова, В. Топорова, А. Уемова, Б. Флейшмана,
Ч. Хитча, А. Холла, Б. Юдина, Ю. Черняка, Г.
Щедровицкого, У. Эшби, Э. Юдина
• В их идеях, системный подход легко
провозглашается в общем виде, но очень
трудно реализуется в конкретной форме, т. к.
многоаспектная ориентация требует
специальной научной, организационной,
технической, педагогической подготовки и др.
условий в совокупности с целенаправленными
мероприятиями по ресурсному обеспечению
системной деятельности. Начиная от
исследования конкретного объекта и кончая
ликвидацией, наступающей после физического
или морального его устаревания.
Домашнее задание
• 1. Что изучает предмет Основы системного
анализа.
• 2.Что является обьектом исследования
системного исследования в таможенной
службе.
• 3.Как вы понимаете «Системное
мышление»
• 4. Нарисуйте схему «Таможенных органов»
, раскройте их сущность как Система.
Домашнее задание
• 5.В чем заключается потенциал
таможенной службы
• 6. Что означало понятие «Система в
Древней Элладе»
Предмет системного анализа в таможенном деле Принятие решения
Системны й анализ — есть
совокупность процедур, базирующихся
на системных идеях, подходе, теориях
и методах, объединенных целями и
задачами анализа реального объекта,
процесса или явления как системы.
• Системный анализ занимается:
• проблемами теории и методологии системных исследований
социально-экономических, организационных, информационнотехнических и других сложных систем (объектов анализа);
•
проблемами применения методов анализа, моделирования,
прогнозирования, оптимизации в процессе их исследования
(инструментов анализа);
• проблемами принятия решений и целенаправленного
воздействия человека на объекта: исследования с целью
повышения эффективности их функционирования и развития
(целей анализа).
Система в таможенном деле