Объект и предмет экономики образования
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Дисциплина
«Экономические основы
образования»
Преподаватель
Махова Анна Владимировна
Лекции – 14ч.
Практические занятия – 32ч.
Форма контроля - зачет
Лекция № 1 (2ч.)
Тема «Экономика
образования в системе
экономических наук.
Система образования
Российской Федерации»
План:
1.
Экономика образования – как
наука. Объект и предмет экономики
образования.
2. Система образования РФ
3. Управление системой образования
4. Образование – как общественное
благо.
1
1. Экономика образования – как наука. Объект и
предмет экономики образования.
Образование – это «процесс», «результат»,
«ценность», «система».
Образование – это целенаправленный процесс
воспитания и обучения в интересах человека,
общества,
государства,
сопровождающийся
констатацией
достижения
гражданином
(обучающимся)
установленных
государством
образовательных
уровней
(образовательных
цензов). (Закон РФ «Об образовании»)
Проблемы
воздействия
образования
на
экономический рост и производительность труда
интересовали ученых царской России, таких Д.И.
Менделеев, В.Чернолусский, А.И.Чупров, и др.
В 1924 году к экономическим исследованиям в сфере
образования обратился академик С.Г. Струмилин. Им
впервые в отечественных исследованиях было
предложено
рассчитывать
приращение
национального дохода за счет образовательного
фактора, что позволяло говорить об эффективности
вложений в образование.
Проблемы образования в нашей стране долгое
время являлись предметом педагогической науки.
В 60-70-е годы 20 в. проблемы образования стали
рассматриваться в рамках возникшей тогда новой
отрасли
экономической
науки
экономики
образования
В СССР труд в образовании
считался непроизводительным (т.е. не
создающим продукт и национальный
доход), в отличие от отраслей
материального производства
Бюджетное
финансирование
осуществлялось
по
остаточному
принципу.
В последние годы проблемы образования
актуальны:
1)почему на систему образования нужно тратить
общие деньги и что общество получает взамен
2)сколько денег нужно системе образования для
того, чтобы она достигла высокого уровня,
какого именно уровня она должна достичь и в
какие сроки;
3)на что именно нужно потратить выделяемые
деньги, а если их будет недостаточно, то как
лучше распорядиться теми средствами, которые
имеются
1) что должна и что способна делать система
образования;
2) чем определяются ее потребности в
ресурсах;
3) как учебные заведения взаимодействуют
между собой, с государством, с другими
субъектами;
4) как система образования получает и
расходует ресурсы, на что и т. п.
Проблемы экономики образования в
период перехода к рыночным отношениям
разрабатывали Н.А. Александрова, Г.В.
Балашов, С.А. Беляков, В.М. Зуев, А.П.
Панкрухин, и другие.
Благодаря их работам, впервые в истории
отечественного законодательства, понятие
«экономика», применительно к образованию
было закреплено в Законе РФ «Об
образовании»
раздел
IV
назван
«Экономика системы образования».
Министр образования РФ – Ливанов Дмитрий
Викторович с 21 мая 2012г. по настоящее
время
Министр образования РФ с 9 марта 2004г. по
21 мая 2012г. – Фурсенко Андрей
Александрович
Экономика образования – это наука,
изучающая
отношения,
связанные
с
производством, распределением, обменом и
потреблением благ созданных в сфере
образования.
Экономика
образования
исследует
движение материальных и денежных средств,
направляемых обществом на расширенное
воспроизводство квалифицированной рабочей
силы через систему образования
Задачи экономики образования
систематизация знаний об образовании
установление экономических закономерностей
между экономическими процессами и явлениями
в сфере образования
исследование особенностей действия
экономических законов в сфере образования
поиск и анализ факторов, способствующих росту
эффективности функционирования
образовательных учреждений
Объект изучения экономики образования - сфера
образования или ее отдельные части.
Предмет изучения экономики образования –
отношения, складывающиеся в этой сфере по поводу
производства, распределения, обмена и потребления
создаваемых в ней благ.
Предмет изучения экономики образования специфика производительных сил и производственных
отношений в отрасли, создающей образовательные
услуги и удовлетворяющей потребности личности и
общества в них при ограниченных ресурсах,
выделяемых на эти цели
Предмет экономики образования включает
следующие составляющие:
• критерии и уровень эффективности ресурсных
вложений в отрасль и ее отдельные подсистемы;
• необходимый уровень бюджетного финансирования
образования;
• источники внебюджетного финансирования;
• государственную
политику
стимулирования
инвесторов образования;
• методы и технологии прогнозирования ресурсных
потребностей учреждений образования при различных
уровнях их хозяйственной самостоятельности.
• Экономика образования использует
общенаучные методы познания:
- метод научной абстракции;
- анализ и синтез;
- индукцию и дедукцию;
- исторический и логический методы
- Основная экономическая функция сферы
образования – воспроизводство «человеческого
капитала».
2. Система образования РФ
Система
преемственных
образовательных
программ и гос.
образовательных
стандартов
Система органов
управления
образованием и
подведомственных
им учреждений и
предприятий
Система
образования
Участники
образовательного
процесса –
педагоги и
обучающиеся
Сеть
образовательных
учреждений
различных
видов, типов,
форм
Признаки системы образования в начале XXIв.
1)Демократизация
–общедоступность,
система непрерывного образования
2)Диверсификация
–
личностноориентированная система разноуровневых
программ
3)Интернационализация – академическая
мобильность учащихся и преподавателей
4)Личностная ориентированность
5)Инновационность
6)Коммуникативность
–
единый
образовательный процесс
•Социальный
заказчик
—
родители.
Отдают
предпочтение школе адаптивного типа с ярко выраженной
гуманистической направленностью, а не гимназиям и
лицеям.
•Социальный заказчик — высшие учебные заведения.
Высокий уровень знаний.
•Социальный
заказчик
—
потенциальный
работодатель. Заинтересован не столько в академических
знаниях выпускников, сколько в их предприимчивости и
ответственном отношении к делу.
•Социальный заказчик — армия. Заинтересована в
физическом здоровье юношей.
•Совокупный социальный заказчик — сама жизнь.
Владение жизненно важными знаниями, умениями и
навыками
Приоритетные направления образовательной
политики РФ
➢обеспечение государственных гарантий доступности
качественного образования
➢создание
условий
для
повышения
качества
образования
➢формирование
эффективных
экономических
отношений в образовании
➢обеспечение
системы
образования
высококвалифицированными кадрами
➢управление развитием образования на основе
распределения ответственности между субъектами
образовательной политики
Проблемы системы образования в России
Уровень 1. В системе общего образования
➢снижение уровня образования выпускников начала
XXIв. по сравнению с выпускниками 1980-х гг.
➢негативное влияние возросшей на последние 15 лет
учебной и информационной нагрузки на здоровье
школьников
➢снижение конкурентоспособности отечественного
образования
➢слабая материально-техническая база учебных
заведений
Уровень 2. В системе начального
профессионального образования
➢падение
объемов
производства
в
отраслях
производственной сферы, сокращение прямых заказов
на подготовку рабочих и финансовой помощи со
стороны крупных и средних предприятий
➢нарастание технологического отставания от развитых
стран
➢недостаточное государственное финансирование
➢потеря престижности начального профессиональнотехнического образования
➢слабая материально-техническая база учебных
заведений и низкая оплата труда преподавателей
Уровень 3. В образовательных учреждениях
среднего профессионального образования
➢недостаточное государственное финансирование и
слабый контроль за процессом реструктуризации
среднего образования
➢сокращение подготовки специалистов для отраслей
материального производства
➢рост платного обучения по гуманитарным
специальностям
➢слабая материально-техническая база учебных
заведений и низкая оплата труда преподавателей
Уровень 4. В системе высшего профессионального
образования
➢увеличение технологического разрыва с экономически
развитыми странами
➢недостаточное
государственное
финансирование
вузов (50-60% от планового бюджета), вынуждающее
развивать платное образование по непрофильным для
вузов специальностям
➢слабая материально-техническая база
➢миграция научно-педагогического состава за рубеж
➢снижение уровня научно-методической работы в
вузах
➢значительная дифференциация в уровне и качестве
столичных и периферийных вузов
Исследователи выделяют 5 составляющих,
которые должны быть учтены в образовательной
стратегии со стороны государства:
1. нельзя допускать снижение роли государства в
руководстве системой образования
2. нельзя допускать снижения социального и
экономического статуса педагогического персонала
3. нельзя допускать разрыва между образованием, с
одной стороны, и наукой, культурой и экономикой – с
другой
4. нельзя допускать снижения воспитательного
потенциала образования
5. нельзя допускать ущемления прав и свобод
молодежи из малообеспеченных семей
Государственная система управления
образованием
Цели образования в Российской Федерации
Федеральные государственные органы управления
образованием
Государственные органы управления образованием субъекта
РФ
Местные муниципальные органы управления образованием
Администрация ОУ и созданные в нем общественные
структуры
Болонский процесс
19 июня 1999г в Болонье (Италия) министры
образования 29 европейских стран подписали
Болонскую декларацию «О создании единого
европейского
пространства
высшего
образования». Россия присоединилась в 2003г.
Цель Болонского процесса – создание единого
европейского
образовательного
пространства,
направленного
на
увеличение
способности
выпускников к трудоустройству, повышение их
мобильности и конкурентоспособности
Ключевые положения Болонского процесса:
➢Создание единой схемы получения высшего
образования:
1.- до получения первой академической степени
(бакалавриат)
2. – после получения первой академической степени
(магистратура)
3. – докторская степень
➢Повышение качества высшего образования
➢Введение единой системы учета трудоемкости
учебной работы (зачетная единица –кредиты)
➢Расширение мобильности
➢Обеспечение трудоустройства выпускников
➢Обеспечение привлекательности европейской
системы образования
Национальная доктрина образования на период до
2025г.
непрерывность
образования в
течение жизни
обеспечение
исторической
преемственности
поколений
Цели
образования
воспитание
патриотов России
многообразие
типов и видов
образовательных
учреждений
Ожидаемые результаты реализации Доктрины
➢Качество образования подразумевает создание
демократической системы образования
➢Доступность
образования
заключается
в
возможности
получения
всеми
гражданами
бесплатного образования
➢Изменение
направленности
государственной
политики в области образования
3. Управление системой образования
Менеджмент - современная структура управления
образовательным учреждением, ориентированная на
лучшее удовлетворение общественных потребностей
путём производства образовательных услуг в условиях
рыночной экономики.
Руководитель образовательного учреждения менеджер
Менеджмент в сфере образования включает в
себя следующие основные компоненты:
➢прогнозирование и планирование деятельности
учебных заведений;
➢рациональная расстановка кадров, распределение
обязанностей,
установление
связей
между
подсистемами и управлениями связями;
➢организация системы образовательной информации
и эффективности её использования;
➢мониторинг, контроль, анализ и своевременная
корректировка для предупреждения или ликвидации
недостатков;
➢надлежащая квалификация и опыт менеджеров
образовательных учреждений
Уровни менеджеров образовательного
учреждения
Директор и его заместители
Руководители
метод.объединений
Учителя и другие
пед.работники
4. Образование – как общественное благо.
Образовательные услуги создаются в процессе
научно-педагогического труда, являющегося в свою
очередь разновидностью научного труда.
Образовательный
продукт
–
это
часть
интеллектуального продукта, адаптированная к
соответствующему сегменту образовательных услуг
Конечный
образовательный
продукт
–
образованность
индивида,
и
промежуточный
образовательный
продукт
как
результат
промежуточных
этапов
образовательного
производства, выраженный в образовательных товарах
и услугах
Образовательная услуга - совокупность
знаний, умений, навыков и определенного объема
информации,
которые
используются
для
удовлетворения специфической
потребности
человека и общества в интеллектуальном развитии и
приобретении профессиональных умений и навыков.
Черты образовательной услуги:
➢ несохраняемость
➢ неосязаемость
➢ неотделимость от источника
➢ непостоянство качества
Международная образовательная карта – три
основных образовательных центра
Рынок
Поставщики
Китай, Индия Малайзия,
Американский рынок
Япония
Австралия,
Новая Сингапур,
Ближний
Зеландия, Япония
Восток, Африка
страны-члены ЕЭС, в том
Европейский рынок
числе и Россия
Сравнительная характеристика конкурирующих
на мировом рынке образовательных моделей
Модель
образования
американская
немецкая
Сходство
Различия
Двухуровневая
Функциональность
система подготовки:
прагматизм
бакалавриат,
Функциональность
магистратура
гуманизм
Экономические эффекты от
обучения иностранных
студентов
Социальные эффекты от
обучения иностранных студентов
Образование - один из основных Распространенность
английского
источников увеличения доходов.
языка
сокращает
финансовые,
временные и физические затраты
как
студентов,
так
и
ряда
англоязычных стран-экспортеров
Оптимизация затрат на подготовку Увеличение объема международного
собственных национальных кадров образования является как причиной,
так
и
следствием
мировой
конвергенции.
Получение дополнительных доходов Воспроизводство в иностранных
от
проживания
иностранных студентах системы ценностей,
студентов в стране
присущих конкретным системам,
делает их работниками рынка,
утратившими связь с собственным
культурным ареалом
Основные
проявления
глобализации
в
образовании:
1. возникновение глобального рынка образования
(как традиционного, так и виртуального)
2. появление образовательных транснациональных
корпораций (ТНК)
3. информатизация образования (как ресурс
управления и как технология обучения);
4. конвергенция (схождение, взаимопроникновение
образовательных и общественных систем)
5. интеграция (интернациональная кооперация как в
системах образования, так и в обществе);
6. стандартизация (как образовательных систем,
так и культурных ценностей).
Фильтр – это аттестационное испытание, которое
позволяет утверждать, что учащийся готов к
переходу на следующую ступень.
Проблема
фильтра
экономические
характеристики его прохождения.
Сигнал – это тем или иным способом оформленное
или
неоформленное
в некоторых
случаях
свидетельство об окончании ступени.
Проблема сигнала - это его признание обществом.
В практической жизни мы не имеем возможности
каждый раз пропускать обучающегося через тот
или иной фильтр, поэтому мы вынуждены
доверять сигналам.