Справочник от Автор24
Эконометрика

Конспект лекции
«Предмет и задачи. Определение эконометрики.Области применения эконометрических моделей.»

Справочник / Лекторий Справочник / Лекционные и методические материалы по эконометрике / Предмет и задачи. Определение эконометрики.Области применения эконометрических моделей.

Выбери формат для чтения

pdf

Конспект лекции по дисциплине «Предмет и задачи. Определение эконометрики.Области применения эконометрических моделей.», pdf

Файл загружается

Файл загружается

Благодарим за ожидание, осталось немного.

Конспект лекции по дисциплине «Предмет и задачи. Определение эконометрики.Области применения эконометрических моделей.». pdf

txt

Конспект лекции по дисциплине «Предмет и задачи. Определение эконометрики.Области применения эконометрических моделей.», текстовый формат

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА «БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ» Конспект лекций по дисциплине «Эконометрика» для студентов специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Составитель: Коновалова А.С. Тверь 2009 ________________________________________________________________________________________________ Раздел 1. Предмет и задачи курса Тематические вопросы: Определение эконометрики. экономическая теория. Эконометрика и статистика. экономико-математические методы. Области применения моделей. Методологические вопросы построения моделей: обзор используемых методов. Эконометрика и Эконометрика и эконометрических эконометрических 1.1.Цель и задачи курса........................................................................1 1.2.Предмет курса: основные понятия и методы эконометрических исследований.......................................................................................3 1.1. Цель и задачи курса Дисциплина "Эконометрика" позиционируется в рамках дисциплин естественнонаучного цикла. Миссия дисциплины заключается в повышении общепрофессионального кругозора специалиста в области эконометрического инструментария для анализа экономических процессов. Общая цель изучения дисциплины – овладение основными статистическими и эконометрическими методами в экономических исследованиях. Изучение эконометрики имеет целями: овладение совокупностью математических методов, используемых для количественной оценки экономических явлений и процессов; обучение эконометрическому моделированию, т.е. построению экономикоматематических моделей, параметры которых оцениваются средствами математической статистики; обучение эмпирическому выводу экономических законов; подготовку к прикладным исследованиям в области экономики. Задачи преподавания эконометрики состоят в том, чтобы показать сущность эконометрики как науки, позиционирующейся между экономикой, статистикой и математикой; научить студентов использовать данные или наблюдения для построения количественных зависимостей для экономических соотношений, для выявления связей, закономерностей и тенденций развития экономических явлений; выработать у студентов умение формировать экономические модели, основываясь на экономической теории или на эмпирических данных, оценивать неизвестные параметры в этих моделях, делать прогнозы и оценивать их точность, давать рекомендации по экономической политике и хозяйственной деятельности. Конспект лекций по дисциплине «Эконометрика» для студентов специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Составитель: Коновалова А.С. Раздел 1. Предмет и задачи курса ________________________________________________________________________________________________ В соответствие с Государственным стандартом образования РФ, дисциплина является компонентой естественнонаучного цикла «Общие математические и естественнонаучные дисциплины» («ЕН.Ф.05. Эконометрика»). Эконометрика взаимосвязана с дисциплинами, изучающими экономическую теорию, статистические и экономикоматематические методы исследовательской деятельности: • эконометрика вносит эмпирическое содержание в экономическую теорию (экономическая теория как предмет исследования), • экономическая статистика выступает информационного обеспечения эконометрики, • математическая статистика представляет инструментарий, связанный с регрессионным анализом, построением и анализом моделей временных рядов и систем одновременных уравнений, • математическая экономика выступает как инструментарий математической формализации взаимосвязей между экономическими переменными. как элемент Так, согласно учебному плану, дисциплина «Эконометрика» базируется и дополняет практические аспекты исследовательской деятельности, изучаемой в рамках дисциплин «Экономическая теория», «Математика», «Статистика». Эконометрика, наряду с макро- и микроэкономикой, является фундаментальной дисциплиной современного экономического образования. Знания, полученные при ее изучении, будут использованы в процессе дальнейшей подготовки студентов по специальностям экономического направления. В результате изучения данной дисциплины студент должен: иметь представление о месте и роли эконометрики в современной системе экономического образования; уметь выявлять причинную зависимость (корреляционную и функциональную); уметь определять основные наиболее важные признаки статистических совокупностей; уметь всесторонне исследовать связи между явлениями путем неизолированного изучения отдельного явления; отбирать из совокупности наиболее значимые свойства и причины. Эффективное применение эконометрических методов для оценки взаимосвязей между социально-экономическими явлениями и разработки прогнозов и экономических гипотез зависит от знания сущности метода и его возможностей в оценке информации. При исследовании взаимосвязей между результативными показателями и различными объясняющими факторами учитывается и то, что их зависимость вызвана взаимосвязанным влиянием одних явлений на другие, поэтому необходимо владение основными методами для оценки взаимосвязей и зависимостей регрессионным и корреляционным анализом. Так, предполагается, что студент, приступающий к изучению эконометрики, знаком с курсами линейной алгебры, теории вероятностей и математической статистики, а 2 Конспект лекций по дисциплине «Эконометрика» для студентов специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Составитель: Коновалова А.С. Раздел 1. Предмет и задачи курса ________________________________________________________________________________________________ также владеет математическим анализом в пределах вузовского курса для экономических специальностей. стандартного 1.2. Предмет курса: основные понятия и методы эконометрических исследований ◊Эконометрика — наука о применении статистических и математических методов в экономическом анализе для проверки правильности экономических теоретических моделей и способов решения экономических проблем. ◊Эконометрика — это самостоятельная научная дисциплина, объединяющая совокупность теоретических результатов, приемов, методов и моделей, предназначенных для того, чтобы на базе экономической теории, экономической статистики, математико-статистического инструментария придать конкретное количественное выражение общим качественным закономерностям, обусловленным экономической теорией. Взаимосвязь эконометрики с экономической теорией, статистикой и экономико-математическими методами: • эконометрика вносит эмпирическое содержание в экономическую теорию (экономическая теория как предмет исследования), • экономическая статистика как элемент информационного обеспечения эконометрики (выбор необходимых статистических показателей и обоснование способа их измерения, определение плана статистического обследования и т.д.), • математическая статистика представляет инструментарий, связанный с регрессионным анализом (классическая модель регрессии и классический метод наименьших квадратов, обобщенная модель регрессии и обобщенный метод наименьших квадратов), построением и анализом моделей временных рядов и систем одновременных уравнений, • математическая экономика как инструментарий математической формализации взаимосвязей между экономическими переменными (НО эконометрические модели основываются на эмпирических данных). 3 Конспект лекций по дисциплине «Эконометрика» для студентов специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Составитель: Коновалова А.С. Раздел 1. Предмет и задачи курса ________________________________________________________________________________________________ Количествен ные аспекты экономичес ких явлений Методы сбора и обработки экономичес ких данных Экономическая теория Экономикоматематичес кие модели Математическая экономика Эконометрика Экономическая статистика Инструмента рий моделирова ния Математическая статистика Области применения эконометрических моделей напрямую связаны с целями эконометрического моделирования, основными из которых являются: • прогноз экономических и социально-экономических показателей, характеризующих состояние и развитие анализируемой системы; • имитация различных возможных сценариев экономического развития анализируемой системы. социально- Основной целью эконометрики является модельное описание конкретных количественных взаимосвязей, обусловленных общими качественными закономерностями, изученными в экономической теории. Задачи эконометрики: • построение эконометрических моделей, т. е. представление экономических моделей в математической форме, удобной для проведения эмпирического анализа (задача спецификации), • оценка параметров построенной модели, делающих выбранную модель наиболее адекватной реальным данным (задача параметризации), • проверка качества найденных параметров модели в целом (задача верификации), • использование построенных моделей для объяснения поведения исследуемых экономических показателей, прогнозирования и предсказания, а также для осмысленного проведения экономической политики. 4 модели и самой Конспект лекций по дисциплине «Эконометрика» для студентов специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Составитель: Коновалова А.С. Раздел 1. Предмет и задачи курса ________________________________________________________________________________________________ Методологические вопросы эконометрических исследований. В любой эконометрической модели, в зависимости от конечных прикладных целей ее использования все участвующие в ней переменные подразделяются на: • экзогенные переменные, задаваемые извне, автономно, определенной степени управляемые (планируемые); • эндогенные переменные, значения которых формируются в процессе и внутри функционирования анализируемой социальноэкономической системы под воздействием экзогенных переменных и во взаимодействии друг с другом, являются предметом объяснения в эконометрической модели; • предопределенные переменные выступают в роли фактороваргументов или объясняющих переменных; • лаговые эндогенные переменные входят в уравнения анализируемой эконометрической системы, но измерены в прошлые моменты, а следовательно, являются уже известными, заданными. в Эконометрическая модель служит для объяснения поведения эндогенных переменных в зависимости от значений экзогенных и лаговых эндогенных переменных. 5 Конспект лекций по дисциплине «Эконометрика» для студентов специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Составитель: Коновалова А.С. Раздел 1. Предмет и задачи курса ________________________________________________________________________________________________ Типы эконометрических моделей: 1. Регрессионные модели с одним уравнением. В таких моделях зависимая представляется в виде функции (объясняемая) переменная у y = f(x,b) = f(x1,...,xk,b1,...,bk), где х,,х2,...,хк - независимые (объясняющие) переменные, b1,...,b к параметры. В зависимости от вида функции f(х,b) модели делятся на линейные и нелинейные. 2. Модели временных рядов. К этому классу относятся модели: • тренда: y(t) = T(t) + et, где t - время, T(t) - временной тренд заданного параметрического вида (например, линейый T(t) = a + bt), et - случайная (стохастическая) компонента; • сезонности: y(t) = S(t) + et, где S(t) - периодическая (сезонная) (стохастическая) компонента. компонента, et - случайная • тренда и сезонности: у(t) = T(t) + S(t) + et (аддитивная) или у(t) = T(t)S(t)+ et (мультипликативная), где T(t) - временной тренд заданного параметрического вида, S(t) периодическая (сезонная) компонента, et - случайная (стохастическая) компонента. 3. Системы одновременных уравнений. Модели описываются системами уравнений. Системы могут состоять из тождеств и регрессионных уравнений, каждое из которых, кроме объясняющих переменных, может включать в себя объясняемые переменные из других уравнений системы: Y1=b1y2+a1x1+e1 Y2=b2y1+a2x2+e2 6 Конспект лекций по дисциплине «Эконометрика» для студентов специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Составитель: Коновалова А.С. Раздел 1. Предмет и задачи курса ________________________________________________________________________________________________ Данные для эконометрического моделирования: 1. Пространственная выборка, или данные поперечного среза: данные регистрируются на разных объектах по разным переменным в определенный период времени. Результаты регистрации значений переменных (х1, х2,..., хр) на n статистически обследованных объектах. Так что если i - номер обследованного объекта, то имеющиеся исходные статистические данные состоят из n строк вида (xi1, xi2,..., xip), i = 1…n, где xij - значение j переменной, зарегистрированное на i обследованном объекте. То есть данные могут быть представлены в виде матрицы n х р: Такие данные не имеют временного параметра и порядок их следования не существенен. Пример: финансовые показатели работы предприятий за истекший год. 2. Временн’ая выборка, или временные ряды данных, или данные продольного среза: данные регистрируются на одном и том же объекте, но в разные периоды времени. Тогда аналогом i будет номер периода времени, к которому привязаны соответствующие данные, а n будет общим числом периодов времени. Для таких переменных. данных существенен порядок следования значений Пример: финансовые показатели предприятия за последние несколько лет. 3. Панельные данные, или пространственно-временная выборка: данные регистрируются по каждому из n объектов в течение Т периодов времени. То есть последовательность матриц вида X, отнесенных к моментам времени 1,2,...,Т: Данные сочетают в себе свойства как временных рядов, так и данных поперечного сечения. Как правило, значение Т мало. Пример: показатели социально-экономического состояния домохозяйств за три года. 7

Рекомендованные лекции

Смотреть все
Эконометрика

Эконометрическое моделирование. Регрессия. Гетероскедастичность.

Эконометрика Кисляк Н. В. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ураль...

Автор лекции

Кисляк Н. В.

Авторы

Эконометрика

Способ проверки остатков на случайный характер

Рассмотрим некоторые методы проверки выполнения предпосылок Гаусса-Маркова и приемы исследования в случаях, когда они нарушаются. Способ проверки оста...

Эконометрика

Линейное уравнение множественной регрессии

Линейное уравнение множественной регрессии В общем виде линейной уравнение множественной регрессии можно записать следующим образом: y = a1x1 + a2x2 +...

Эконометрика

Коэффициент корреляции

Коэффициент корреляции При проведении эконометрического исследования, как правило, помимо построения уравнения регрессии, рассчитывают также показател...

Эконометрика

Экономико-математическая модель. Принятие решений в условиях риска

С развитием экономической науки и электронно-вычислительной техники все большую роль начинает играть использование математических методов в экономике,...

Эконометрика

Понятие структуры явления и ее виды

Лекция 18 Понятие структуры явления и ее виды Цель: рассмотреть показатели для учета различия (подобия) структур. Задачи: изучить сложные структуры, о...

Эконометрика

Индексы и их применение в экономическом анализе

17 ЛЕКЦИЯ ИНДЕКСЫ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ Цель: характеристика общего изменения сложного социально экономического показателя и отдельн...

Эконометрика

Статистическое изучение динамики. Анализ динамики

Лекция 16. Статистическое изучение динамики. Анализ динамики Социально – экономические явления общественной жизни находятся в непрерывном развитии. Их...

Эконометрика

Статистические показатели и система показателей. Абсолютные и относительные величины.

Лекция 12 Статистические показатели и система показателей. Абсолютные и относительные величины Цель: изучить сущность и значение. Задачи: изучить клас...

Эконометрика

Случайные величины. Дискретная случайная величина

1 Случайные величины. Дискретная случайная величина Большинство явлений и процессов характеризуется количественными параметрами, которые изменяются сл...

Смотреть все