Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Анализ лекции № 10. "О сознании и бессознательном".
Одним из ключевых вопросов в психологии является вопрос о сознании и бессознательном. Более того, он является довольно-таки спорным. Перед всеми психологами стоит дилемма - что позволяет человеку иметь сознание, что вынуждает человека иметь сознание, что превращает возможность сознания в реальный процесс, в умение человека, есть ли какие-то средства осуществления сознания?
Я полностью согласен (если вы парень, если нет, измените), что возможность сознание задается генотипом человека. Более того, существуют необходимые условия для сознания, например, если активность живого существа не будет достаточной, сознание не будет развиваться. Именно из этого выходит вывод, что для развития сознания нужна трудовая деятельность; она является незаменимым инструментом сознания.
Одним же из признаков сознания, как я считаю, является появление языка и умение человека говорить. Здесь нужно подчеркнуть, что язык стал средством создания и существования понятийных образов мира, то есть стал средством человеческого способа открытия для себя мира, средством создания каждым человеком сознательной картины мира.
Наряду с сознанием существует и бессознательная сторона нашей личности. Мы ведь не замечаем, как дышим, моргаем, какую позу мы занимаем, мы не осознаем наших физиологических процессов тела. Это относится к бессознательному, так как далеко не все поддается нашему сознательному обнаружению и контролю.
Тема сознания и бессознательного интересует многих психологов и по сей день, так как является прекрасной пищей для размышления и изучения. И если понятие сознания и сознательности уже имеют какие-то определенные очертания, то бессознательное еще изучается, причем многие руководствуются работами Г. Лейбница, З. Фрейда и Д. Узнадзе, которые внесли большой вклад в развитие этой темы.
Анализ лекции № 4. "Поведение и деятельность. История исследований".
Я полагаю, всем известно, что поведение развивает нашу психику, причем особенно интересен анализ поведения всех живых существ.
Безусловно, поведение само возникает как новый и необходимый для выживания способ адаптации. Стоит отметить, все исследования в психологии начинаются с осознания и анализа поведения, как некой первичной реальности, фиксируя и наблюдая.
Я считаю, стоит сразу же сделать оговорку, что если человек действует на основе разума и воли, как важной части нашей души, то к животным подобное неприменимо. Здесь нужно руководствоваться понятием инстинктов. Недаром зоологи и психологи рассматривают инстинкты как реальность, подлежащую изучению.
Интересно отметить, что еще с 17 века существует понятие рефлекса, как новая модель устройства животных и их поведения. Рефлекс представлял собой внешнюю причинность поведения, наличие морфологического поведения и объяснение сложного поведения комбинацией простых рефлексов как элементов, из которых можно собрать любую комбинацию. Однако с середины 20 века термин "рефлекс" остался лишь как обозначение врожденных простых реакций живых существ, и, честно говоря, я согласен с такой трактовкой.
Говоря о рефлексе, нельзя не упомянуть условные рефлексы и условные сигналы. Этой темой заинтересовался еще И.М. Сеченов, В. М. Бехтерев, а наибольшую известность получили труды другого российского ученого - И.П. Павлова, который ввел еще и понятие "безусловные сигналы", которым соответствовали безусловные врожденные рефлексы.
Еще стоит отметить и деятельность, как понятие, раскрывающее и подчеркивающее активность человека, и вместе с тем как необходимый способ существования человека, при котором деятельность не только обеспечивает субъекта деятельности предметами потребности через их производство, но и преображает самого человека, требуя от него новых знаний и умений, новых потребностей и прочего. Именно поэтому я нахожу деятельность очень важной в процессе человеческого развития.
Анализ лекции № 6. "Поведение и психика животных".
Как я узнал из лекции, самой простой формой поведения является врожденное поведение. То есть, по сути, это генетически обусловленное поведение, которое осуществляется без предварительного обучения.
Я считаю, нужно отметить, что генетически обусловленное поведение подразделяется на четыре поведенческие ситуации:
• внешний раздражительно без предварительного обучения вызывает адекватное поведение;
• поведение, возникающее спонтанно без внешнего стимула из среды;
• умение многих животных без предварительного обучения выполнять нужные двигательные акты;
• правильная ориентировка многих живых существ без предварительного обучения в своей среде проживания.
Интересно подчеркнуть и то, что генетически заданное поведение включается самим изменением среды и позволяет сразу отвечать на возникшую угрозу или появление пищи. Но здесь нужно отметить и то, что живые существа руководствуются не только лишь ГЗП, но и теми навыками, которые приобрели уже благодаря своему развитию.
Можно привести пример приобретаемым навыкам, например, животные должны учиться установлению биологического потребностного значения окружающих их объектов, то есть, установлению биологического смысла. Но иногда врожденное и приобретенное вступают в конфликт. Например, снегирь, выращенный в гнезде канарейки исполняет не свою песню, а песню канарейки.
Можно сделать вывод, что животным предоставляется лишь "скелет" навыков, которые нужно развить уже при жизни, то есть природой предусмотрено дообучение видотипичному поведению. Каждое живое существо должно найти свои способы и приемы поведения, которые она использует в нетипичных ситуациях.