Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Новшества и инновация. Типы людей по отношению к инновациям

  • 👀 1076 просмотров
  • 📌 1006 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Новшества и инновация. Типы людей по отношению к инновациям
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Новшества и инновация. Типы людей по отношению к инновациям» ppt
Новшества и инновация Т.М.Захожая Нововведение (инновация)  целенаправленное изменение, вносящее в среду новые стабильные элементы, вследствие чего происходит переход системы из одного состояния в другое. Нововведение (инновация)   Это изменение образовательной системы, но не любое, а целенаправленно осуществляемое с целью повышения ее эффективности в целом или каких-то ее частей. Это изменение осуществляется посредством внедрения (освоения) новшества А.В.Хуторской       По типам взаимодействия участников педагогического процесса: в коллективном обучении, в групповом обучении, в тьюторстве, в репетиторстве, в семейном обучении и т.д. По функциональным возможностям: нововведения-условия (обеспечивают обновление образовательной среды, социокультурных условий и т.п.), нововведения-продукты (педагогические средства, проекты, технологии и т.п.), управленческие нововведения (новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование). По способам осуществления: плановые, систематические, периодические, стихийные, спонтанные, случайные. По масштабности распространения: в деятельности одного педагога, методического объединения педагогов, в школе, в группе школ, в регионе, на федеральном уровне, По объему новаторских мероприятий: локальные, массовые, глобальные и т.п. По степени предполагаемых преобразований: корректирующие, модифицирующие, модернизирующие, радикальные, революционные. Факторы успешности инноваций Первая группа факторов – это объективные факторы среды.  Инновационная политика организации, которая может быть как интенсивной, так и экстенсивной.  Тип и характер производства. Чем сложнее технологии производства, тем большие трудности при внедрении нововведений они испытывают.  Экономическое состояние предприятия. Для сферы нематериального производства ключевыми являются не экономические, а идеологические и мотивационные установки персонала.  Особенности конкретного производства (профессиональные традиции, содержание трудовой деятельности, квалификационная структура коллектива, характер решаемых задач). Вторая группа – это субъективные факторы.  Пол и возраст.  Личностные качества (склонность к риску, заинтересованность в служебном росте, высокий профессионализм, установку на нововведения).  Квалификация и образование. Для руководителя прогрессивного типа важны знания в области управления, бизнеса, а также владение иностранными языками. Типы людей по отношению к инновациям     Новаторы – люди, для которых характерен постоянный поиск возможностей усовершенствования производства и управления; они разрабатывают технологические, организационные и иные новинки, вносят инициативные предложения и добиваются их внедрения. Энтузиасты – люди, которые принимают новое независимо от его проработки, обоснованности, возможностей использования, его полезности. Для энтузиастов новинка ценна сама по себе, как продукт творческой мысли. Энтузиасты, как правило, берут на себя нелегкий труд по пропаганде еще не окрепших, слабо обоснованных идей. Рационализаторы – это работники, принимающие новаторские предложения только после тщательного анализа их полезности, возможностей использования, экономического и социального эффекта, вероятных трудностей на пути внедрения. Нейтралы – это те люди, которые действуют в зависимости от того, что им приказали или как на них повлияли. Отношение нейтрала к новинкам осторожное, инициативы он не проявляет. Но если ему прикажут, то он сделает то, что от него потребуют. Типы людей по отношению к инновациям    Скептики – люди, которые не склонны на слово верить ни одному полезному предложению, даже очевидному для всех. Скептик может стать хорошим контролером проектов и предложений как человек, сомневающийся во всем, с чем он сталкивается. Консерваторы – их скептицизм практически не имеет границ. Даже если инновация продумана до мелочей и просчитана до копейки, они ее отвергнут. Ретрограды – обращен в прошлое, но не ради изучения опыта, а для поиска оснований своим принципам – «старое заведомо лучше нового», «новое – это хорошо забытое старое», «все велосипеды давно изобретены» и т.п. Он активен, как новатор, но его активность расходуется на то, чтобы повернуть все назад, в прошлое Психологические барьеры по отношению к нововведениям Психологический барьер – это совокупность действий, ожиданий и эмоциональных переживаний работника, у которого скрыто или явно выражаются негативные социально-психологические состояния, вызванные инновацией. причины сопротивления персонала организационным нововведениям могут быть трех типов:  Экономические: а) боязнь безработицы; б) боязнь сокращения продолжительности рабочего дня и, следовательно, заработка; в) боязнь интенсификации труда и сокращения прогрессивной его оплаты.  Причинами личностного характера: а) восприятие критики их личных методов работы как обиды; б) боязнь того, что приобретенные за много лет навыки и умения окажутся ненужными и их профессиональная компетентность будет ущемлена; в)нежелание тратить силы на переобучение; г) боязнь роста интенсивности труда; д) страх перед неопределенностью и непонимание сути и последствий нововведения;  Социальные причины неприятия инноваций     стремление сохранить привычные социальные связи, и, следовательно, свой статус боязнь, что инновации изменят функциональные обязанности и понизят удовлетворение работой недовольство слабостью личного участия и незначительностью своей роли при внедрении инновации уверенность в том, что новации выгодны организации, а не работнику и не обществу Новшество (В.С.Лазарев)   средство, введение которого в образовательную систему, при соответствующем использовании, способно улучшить результаты ее работы. Оно - материализованная идея возможного улучшения результатов работы какой-либо образовательной системы. новшество - понятие относительное. То, что для одной школы является новшеством, для другой - давно уже действующий в ней компонент. Свойство новшеств  представляют собой потенциальное средство повышения эффективности педагогических систем. Как только они теряют это свое свойство, они перестают быть новшествами для кого-либо. Жизненный цикл новшества        зарождение нового, освоение его на определенном объекте, диффузия (распространение на другие объекты), рутинизация (превращение нововведения в традицию) (С.Д. Поляков). старт, возникновение, быстрый рост (в борьбе с оппонентами и скептика ми), зрелость, насыщение, связанное с более или менее широким продвижением в практику, кризис и финиш, связанные, как правило, со снятием нововведения, как такового, в новой, более эффективной, нередко более общей системе (В.И. Загвязинский). Распространение новшеств в педагогическом процессе требует издание необходимых учебных средств и дидактических материалов,  доведение информации о новшестве до потенциальных потребителей,  создание учебных программ для подготовки учителей, оказание консультативной помощи школам. Распространение новшества может идти успешно или нет. Поэтому должен осуществляться анализ хода распространения новшества, должны выявляться факторы, мешающие этому, и реализоваться меры по их устранению.  Процесс внедрения новшеств Предварительный этап - экспериментальное внедрение  Этап полного внедрения. По результатам предварительного внедрения принимается решение о переходе к полному внедрению или же отказу от новшества.   Последняя фаза – институализация новшества, т.е. переход от режима внедрения в режим постоянного применения Контролируемость внедрения новшества  процесс внедрения новшества может быть разбит на промежуточные этапы, для которых будут определены частные результаты, позволяющие оценивать ход процесса и перспективы внедрения.   результативность – это характеристика действий, целенаправленных процессов, показывающая в какой мере достигнутые результаты соответствуют цели эффективность – это характеристика действий, целенаправленных процессов, отражающая соотношение между целью, результатами и затратами на их достижение Субъекты инновационного процесса в системе высшей школы Общие основания современного образовательного процесса      ориентированность высшего образования на развитие личности будущего специалиста, соответствие содержания вузовского образования современным и прогнозируемым тенденциям развития науки и технологии, оптимальность сочетания общих, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса в вузе, рациональность применения современных методов и средств обучения на различных этапах подготовки специалистов, соответствие результатов подготовки специалистов требованиям конкурентоспособности. Современный выпускник должен         Быстро адаптироваться в меняющихся условиях Быть готовым к постоянному обновлению знаний Саморазвиваться, генерировать новое знание Ориентироваться в потоке информации Самостоятельно критически и творчески мыслить Быть коммуникабельным и контактным Уметь работать в разных командах Быть активным в достижении поставленных целей      Активность Самостоятельность Ответственность Инновационность Творческие способности  Позиция студента как субъекта деятельности Студент как субъект учебной деятельности должен       уметь самостоятельно ставить учебные задачи уметь планировать поиск их решения уметь осуществлять учебную деятельность уметь осуществлять рефлексию собственного способа действий уметь учиться иметь устойчивую мотивацию на получение профессии Задачи, решаемые преподавателем в ходе профессионально-педагогической деятельности        проектировочные организационные управленческие коммуникативные контрольно-оценочные аналитические рефлексивные Требования к преподавателю      Осознание значимости проводимых преобразований в высшей школе для собственной профессиональной деятельности. Владение современными технологиями обучения. Создание условий для организации учебной деятельности студента как субъекта учебной деятельности. Организация методического обеспечения содержания дисциплины в парадигме современных образовательных технологий. Владение методами и формами организации самостоятельной работы студентов. Принципы построения педагогического взаимодействия студент – преподаватель     Принцип диалогизации – предоставление равноправных позиций преподавателя и студента Принцип проблематизации – содержание образования не должно быть представлено студентам в «готовом» виде Принцип действенности содержания – знания являются только частью образования, они должны проявляться в деятельности и проверяться в наличии опыта Принцип субъектности и самостоятельности – в организации образовательного процесса должны быть созданы условия для развития познавательной самостоятельности студента Отличительные признаки современных образовательных технологий     акцент на характере деятельности преподавателя, организатора различных видов деятельности обучаемых, обучающийся - субъект деятельности личностное и профессиональное развитие обучающегося является одной из главных образовательных целей. информация в технологиях используется как средство организации деятельности, а не как цель обучения. Инновационные технологии активного обучения квази профессиональной и учебнопрофессиональной деятельности студентов       активизация поведения и мышления учащихся; Высокая степень их вовлеченности в учебный процесс (активность студента сопоставима с активностью преподавателя); обязательность взаимодействия учащихся между собой и/или с преподавателем; наличие предпосылок для поэтапной оценки успешности и полноты усвоения материала; повышенная степень мотивации, эмоциональности и творческого характера занятий; направленность на освоение материала в максимально сжатые сроки. Субъекты инновационного развития школы Системное развитие школы В.С.Лазарев    Процесс скоординированных изменений в компонентах педагогической системы и связях между ними, для достижения более высоких результатов на каждой ступени образования Комплекс скоординированных по срокам и результатам проектов таких изменений программа развития школы Системное развитие школы осуществляется регулярно и предполагает планирование изменений на средне – и долгосрочную перспективу На организационном этапе инновационной деятельности в школе      Анализ сложившейся ситуации в школе и возникших противоречий между потребностями в изменениях и реальными возможностями их проведения Целевая установка педколлектива на предстоящие изменения и эксперименты Формирование мотивационной и теоретической готовности к разработке новшеств Формирование коллектива учителей – новаторов, способных к рождению инноваций Разработка новшеств и создание программ экспериментальной работы по приоритетным направлениям Разработка программы развития ОУ 1) проблемный анализ состояния школы; 2) разработка концептуального проекта модернизированной образовательной системы школы; 3) разработка стратегии, основных направлений и задач перехода к новой школе; 4) формирование целей первого этапа построения новой школы; 5) формирование плана действий. Ленточны й план-график работ Годы и месяцы Работы 2007 год 8 9 10 2008 год 11 2 1 1..................... 2..................... 3..................... 4.................... 5..................... 6..................... 7..................... 8.................... Продолжительность работы Резерв времени 2 3 4 5 6 7 8 9 Оформление результатов разработки программы 1.Паспорт программы. 2.Информационная справка о школе. 3.Анализ состояния образовательной системы школы и основные направления ее развития. 4.Проект желаемой образовательной системы школы. 5.План модернизации образовательной системы школы. 6.Система контроля и регулирования процессов изменений в образовательной системе школы. 7.Ожидаемые результаты преобразований.
«Новшества и инновация. Типы людей по отношению к инновациям» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 90 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot