Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Новорожденность и младенчество. Период раннего детства

  • 👀 791 просмотр
  • 📌 778 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Новорожденность и младенчество. Период раннего детства» docx
Титульный лист Содержание Введение 3 Лекция «Новорожденность и младенчество. Период раннего детства» 6 1. Общее представление о феномене детства и дискуссия о продолжительности его развития в онтогенезе 6 2. Пренатальное развитие: понятие и его основные особенности 8 3. Психологический анализ возрастных периодов развития: новорожденность 9 4. Психологический анализ возрастных периодов развития: младенчество 11 5. Психологический анализ возрастных периодов развития: ранний возраст 13 Рекомендуемая литература 16 Введение Тема лекции «Новорожденность и младенчество. Период раннего детства» актуальна в связи с тем, что профессиональная деятельность психолога сложна и многогранна. Практикующий психолог в своей деятельности постоянно сталкивается с разнообразными психологическими ситуациями, требующими знания по разным психологическим дисциплинам. Знания возрастных закономерностей развития, понимание личностных особенностей развития ребенка, развития детей на разных возрастных этапах, глубокое понимание социальной ситуации развития, знания о новообразованиях и деятельности детей в тот или иной возрастной период дают возможность разрешать многие психологические задачи, которые ставит жизнь перед профессионалом психологом. Студентам психологического факультета наряду с другими учебными дисциплинами, обеспечивающими разрешение психологических задач в практике, необходимы глубокие знания по детской и возрастной психологии. Данная лекция читается в рамках дисциплины «Детская и возрастная психология» в __ семестре. Лекционный материал предназначен для студентов __ курса психологического факультета. Цель лекции: представить психологический анализ возрастных этапов развития: новорожденность, младенчество и ранний возраст; дать краткую характеристику каждого возрастного периода, отражающую: - хронологические возрастные рамки; - социальную ситуацию развития; - характеристику ведущего типа деятельности; - особенности развития познавательных процессов (восприятие, память, внимание, мышление, речь, воображение); - характеристику возрастных новообразований. Задачи лекции, реализующие основной замысел: 1. Знакомство и установление контакта с аудиторией. 2. В начале занятия объявляется тема и план лекции, литература для подготовки к семинарскому занятию. 3. Разъяснение целей лекционного занятия и методов их достижения. 4. Освещается связь содержания лекционного занятия в учебной программе и структуре курса, а также ее связь с другими дисциплинами. 4. Настрой аудитории на рабочие отношения. 5. Создание рабочей обстановки в аудитории. В основной части лекционного занятия целесообразно использовать следующие методические приемы: 1. Наладить контакт с аудиторией. 2. Излагать материал с эмоциональной окраской. 3. Установить четкие временные границы изложения материала в соответствии с намеченным планом. 4. Применять материал лекционного занятия в качестве опорного с целью усвоения изучаемой дисциплины. 5. Внутренний контроль за собственной речью и поведением. 6. Постоянное наблюдение за аудиторией. 7. Поддержание контакта с аудиторией на протяжении всего лекционного занятия. В заключительной части лекции реализовать обратную связь с аудиторией: 1. Подвести краткие итоги изложенного и сформулировать основные выводы по теме. 2. Ответить на вопросы аудитории. 3. Напомнить аудитории о методических указаниях по организации самостоятельной работы. 4. Объявление аудитории очередной темы занятий и рекомендации присутствующим ознакомиться с ее основным содержанием. Практика показывает, что глубокое усвоение студентами курса детской и возрастной психологии невозможно без дополнительной работы по проблемам лекционного курса, без самостоятельной работы над литературными источниками по проблемам семинарских и практических занятий, без овладения умениями и навыками работы с методическими материалами. В качестве источников для подготовки рекомендуются следующие литературные источники. Литература для преподава­теля 1. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т.: Т. 4: Детская психология. – 1984. 2. Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2012. 3. Мухина В.С. «Возрастная психология». – М., 2000. 4. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Глава VII. Концепция Д. Б. Эльконина. Период раннего детства. ‑ М., 2016. 5. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет). — М., 1960. Литература, рекомендуемая студентам 1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. – М., 2010. 2. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. ‑ М., 2013. 3. Коломинский Я.Л. Детская психология. – Минск, 2008. 4. Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2012. 5. Кулагина И.Ю., В.Н. Колюцкий «Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития». – М., 2011. 6. Мухина В.С. «Возрастная психология». – М., 2010. 7. Шапаваленко И.В. Возрастная психология. ‑ М., 2009. Лекция на тему ««Новорожденность и младенчество. Период раннего детства» Ключевые термины: детство, парадоксы детства, игра, игрушка, пренатальное развитие, новорождённость, рефлексы, социальная ситуация развития, младенчество, «комплекс оживления», госпитализм, сенсорика, моторика, автономная речь, кризис первого года жизни, раннее детство, ходьба, предметная деятельность, речевое развитие, сознание, «Я», восприятие, кризис трёх лет, негативизм, упрямство. Рассматриваемые вопросы: 6. Общее представление о феномене детства и дискуссия о продолжительности его развития в онтогенезе 7. Пренатальное развитие: понятие и его основные особенности 8. Психологический анализ возрастных периодов развития: новорожденность 9. Психологический анализ возрастных периодов развития: младенчество 10. Психологический анализ возрастных периодов развития: ранний возраст 1. Общее представление о феномене детства и дискуссия о продолжительности его развития в онтогенезе Детство является одним из самых сложных и интересных феноменов возрастной психологии. Д.Б. Эльконин на основе изучения этнографических материалов сделал вывод, что на самых ранних ступенях человеческого общества детства как такового в привычном нам понимании не было. Предъявляемое детям со стороны общества требование самостоятельности находило естественную форму реализации в совместном со взрослыми труде. Непосредственная связь ребенка со всем обществом, осуществляемая в процессе общего труда, исключала всякие другие формы связи, поэтому не было необходимости выделять особый статус ребенка, институты социализации детства и особый период в детской жизни. В последующем усложнение орудий труда обусловило необходимость выделения отдельного процесса овладения ими, и дети начали работать уменьшенными орудиями труда, хотя способы их употребления принципиально не отличались от способов употребления настоящих орудий. Следует обратить внимание, что эти орудия функционально существенно отличались от игрушек в примитивных обществах: они стали копиями орудий труда взрослых, и ими работали, а не имитировали процесс взрослого труда, как это имеет место в игре. В этих условиях детство начинает выделяться как стадия подготовки ребенка к труду, хотя оно короткое и дети пока в нем очень мало играют. Возраст, в котором теперь дети включаются в производительный труд, зависит в первую очередь от степени его сложности. Д.Б.Эльконин отмечал, что детство возникает тогда, когда ребенка нельзя непосредственно включить в систему общественного производства, поскольку он еще не может овладеть орудиями труда в силу их сложности. В результате этого естественное включение детей в производительный труд отодвигается. Удлинение детства во времени происходит не путем надстраивания нового периода развития над уже имеющимися, а путем своеобразного вклинивания нового периода развития, приводящего к «сдвигу во времени вверх» периода овладения орудиями производства. Детством становится период развития, когда активно усваиваются базовые элементы социального опыта до достижения субъектом социальной и психологической зрелости. Рассматривая феномен детства в историческом аспекте следует обратить внимание на два его основных парадоксах, описанных Д. Б. Элькониным. Первый парадокс состоит в следующем. Человек, появляясь на свет, наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. По физическому строению, организации нервной системы, по типам деятельности и способам ее регуляции человек - наиболее совершенное существо в природе. Однако по состоянию на момент рождения в эволюционном ряду заметно падение совершенства - у ребенка отсутствуют какие-либо готовые формы поведения. Как правило, чем выше стоит живое существо в эволюционном ряду, тем дольше длится его детство, тем беспомощнее это существо при рождении. Практически все формы поведения становятся приобретенными. Второй парадокс. В ходе истории материальная и духовная культура человечества непрерывно обогащалась, но, как ни странно, за это время новорожденный ребенок практически не изменился. Опираясь на данные антропологов об анатомо-морфологическом сходстве кроманьонца и современного европейца, можно предположить, что новорожденный современного человека ни в чем существенном не отличается от новорожденного, жившего десятки тысяч лет назад. Беспомощность человеческого существа является и величайшим приобретением эволюции: именно эта «отвязанность» от природной среды, «свобода», пластичность, готовность к изменчивости позволяет в дальнейшем человеку «стать всем» -заговорить на любом языке, овладеть любой культурной формой поведения и деятельности, присвоить любую форму опыта (кстати, именно поэтому дети, по каким-либо причинам попадающие в животную среду, так органично «сливаются» с ней). Подводя итог первому вопросу отметим, что ход человеческого развития, согласно Л.С. Выготскому, не подчиняется вечным законам природы, законам созревания организма, и ход развития ребенка носит социально-исторический характер: нет вечно детского, а существует лишь исторически детское. 2. Пренатальное развитие: понятие и его основные особенности Период пренатального развития - это период от зачатия до рождения (Г. Крайг). Созревание будущего младенца происходит в строго контролируемой среде - матке, но даже и здесь внешняя среда оказывает влияние на его развитие. Ожидания и опасения, достаток и лишения, стабильность и потрясения, здоровье и болезни в тех семьях, где предстоит родиться детям, влияют не только на их последующую жизнь, но и на пренатальное развитие. Большинство врожденных дефектов обусловлено воздействием средовых факторов в течение пренатального периода или во время родов, а также взаимодействием факторов наследственности и среды (Г. Крайг). Ученые выделяют три главные факторы риска, которые оказывают сильное влияние на весь ход внутриутробного развития: питание, стресс и возраст матери (Р. Кайл). Тератоген - это специфический фактор, нарушающий нормальное развитие плода (например вирус, химический препарат). Так, краснуха может вызвать умственную отсталость, поражение зрения, слуха, сердечной деятельности; никотин - задерживает рост, влияет на умственные способности; излучение - задерживает рост, вызывает лейкемию, задерживает умственное развитие. Принципы действия тератогенов: 1) воздействие тератогенов зависит от генотипа организма; 2) воздействие тератогенов изменяется на разных этапах внутри-утробного развития; 3) каждый тератоген влияет на определенный аспект внутриутробного развития; 4) повреждение тератогенами не всегда очевидны при рождении, но могут проявиться в дальнейшем. В завершение рассмотрения этого вопроса отметим, что после того, как ребенок появился на свет, его нервная система глубоко потрясена всем происшедшим, что дало основание осмыслять этот факт в терминах психологической травмы рождения. 3. Психологический анализ возрастных периодов развития: новорожденность Новорожденность это временной период занимающий промежуток от рождения до достижения ребенком 1 месяца. С рождения ребенок наделен способностью слышать и видеть, различать вкус и запах, чувствует прикосновение, давление и боль. Доношенные дети обладают целым рядом врожденных (безусловных) рефлексов, которые помогают ему приспособиться к новым условиям. Это пищевые рефлексы, защитные, ориентировочные. К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы. Ощущения новорожденного не дифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Так, при резком звуке ребенок прекращает движение, замирает и замолкает. Зрительное сосредоточение появляется на 3-5 неделе. Сенсорная депривация в этом периоде влечет за собой существенную задержку созревания мозга, а следовательно и психического развития. Перцептивные, эмоциональные и двигательные возможности интенсивно развиваются у здорового ребенка в ситуациях эмоционально положительного общения с матерью. Важнейшим психологическим новообразованием кризисного периода новорожденности считается возникновение ответной реакции ребенка - улыбки на обращение матери (близкого взрослого). В последующие недели складывается комплекс оживления, который служит показателем перехода к младенчеству. Термин «комплекс оживления» введен Н.М. Щеловановым, впервые описан Н.Л. Фигуриным и М.П. Денисовой. Комплекс оживления - особая эмоционально-двигательная реакция, обращенная к взрослому, который включает в себя улыбку, вскидывание ручек, перебирание ножками, гуление, вскрики. Своевременность появления и степень выраженности комплекса оживления - основной критерий нормативности психического развития ребенка в первом полугодии жизни. Таким образом, процесс рождения - тяжелый, переломный момент в жизни ребенка, поэтому психологи говорят о кризисе новорожденности. Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям ребенку помогают наследственно закрепленные механизмы - безусловные рефлексы. 4. Психологический анализ возрастных периодов развития: младенчество Младенческий возраст период жизни ребенка от 1-2 месяцев - до 1 года. Ведущая деятельность младенческого периода - непосредственно эмоциональное общение (по Д.Б. Элъконину) или ситуативно-личностное общение (по М.И. Лисиной). Период от рождения до года - подготовительный этап развития речи. Формируется речевой слух, дыхание, артикулирование звуков, интонирование, звуковое подражание. Голосовые проявления проходят ряд последовательных этапов: крик, гуление (в 4 месяца издает протяжные гласные звуки). В 6 месяцев появляется лепет - повторные слоги в ответ на обращение взрослого. К 9 месяцам складывается автономная речь (ребенок использует устойчивые звукосочетания, равные по смыслу предложению). Пассивная речь (пассивное владение словом, понимание речи) опережает в своем развитии активную речь. Если в первые месяцы жизни речь взрослого воспринимается ребенком как передача эмоционального состояния, то во втором полугодии складываются условия для ситуационного понимания речи. Активный словарь ребенка 11-12 месяцев от 4-5 до 30-40 слов. Вторая половина младенчества характеризуется расширением границ общения. Разрывается слитность взрослого и ребенка, ребенок из потенциального становится реальным субъектом общения. Развитие познавательных психических процессов и действий В первом полугодии жизни интенсивно совершенствуется восприятие ребенка, развиваются сенсорные системы. Сенсорика опережает развитие моторики. Уже к 3-4 месяцам зрительные и слуховые способности младенцев почти не отличаются от таковых у взрослых людей. Младенцы хорошо различают цвета, формы, объемы, чувствительны к новизне. Во втором полугодии складываются особые ориентировочные действия, направленные на обследование окружающего пространства и предметов. Ребенок открывает связь между собственным действием и результатом. Начинает развиваться пространственное восприятие, в частности восприятие глубины. Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений. Формируются первоначальные формы наглядно-действенного мышления. Движения рук младенца направлены к предмету, ощупывание предмета появляется на 4-м месяце. В 5-6 месяцев ребенок может схватывать предмет. Хватание — первое целенаправленное действие, является основой манипуляции с предметом. После 7 месяцев развиваются «соотносящие» действия. После 10 месяцев - первые функциональные действия. К одному году ребенок встает на ноги. На протяжении этого возраста наблюдается эмоциональное развитие. Первым механизмом памяти является узнавание, после 8 месяцев появляется воспроизведение — восстановление в памяти образа. Основные психологические новообразования первого года жизни: - освоение вертикальных поз сидения и стояния; - зрительно-моторные манипуляции; - формирование потребности в общении; - формирование фонетического слуха (по В.Г. Каменской). Возросшие сенсорные и двигательные возможности ребенка вступают в противоречие с системой отношений к нему, как к слабому и беспомощному существу, что порождает кризис первого года жизни. Младенцы, у которых родители сохраняют прежние отношения с ними, не признавая новых черт в их поведении и появившегося стремления к самостоятельности, отличаются повышенной раздражительностью и высокой тревожностью. В дальнейшем после выхода из кризиса они характеризуются недоверием к своим возможностям и своему окружению. Итак, годовалый ребенок, вступая в новый период - раннее детство, - уже многое может: он ходит; выполняет различные действия с предметами; его действия и восприятие можно организовать с помощью речи, так как он понимает обращенные к нему слова взрослых. Он начинает говорить и, хотя его речь непонятна большинству окружающих, его возможности общения с близкими людьми значительно расширяются. Центральным новообразованием данного возрастного периода является потребность в общении со взрослым, обеспечивающая познавательное и эмоциональное развитие ребенка. 5. Психологический анализ возрастных периодов развития: ранний возраст Ранний возраст период жизни ребенка от 1 года до 3 лет. Основная потребность ребенка раннего возраста - познание окружающего мира через действия с предметами. Форма общения - ситуативно-деловое общение, которое представляет собой деловое сотрудничество со взрослыми по поводу действий с предметом. Ведущая деятельность раннего возраста - предметно-орудийная деятельность. Особенно значимыми для психологического развития считаются орудийные и соотносящие действия (пить из кружки, рисовать карандашом, складывать матрешку, вкладывать фигурки в отверстие). Вначале взрослый знакомит ребенка с основной функцией предмета. Однако большое значение в психическом развитии раннего возраста имеет и использование полифункциональных предметов (так кубик может стать хлебом или утюгом). Замещающее действие свидетельствует о зарождении знаковой формы сознания. Способность к замещению рассматривается как одна из предпосылок развития игры. Зарождение новых видов деятельности Внутри ведущей предметной деятельности начинают складываться новые виды деятельности. Это игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование). Предметная игра - одна из ранних форм игры, представляет собой многократное воспроизведение общих схем использования вещей. Затем она перерастает в сюжетно-отобразительную (И.В. Шаповаленко), когда ребенок воспроизводит в действиях свои собственные наблюдения в повседневной жизни. В конце 2-ого года жизни ребенок воспроизводит действия конкретного взрослого из своего окружения. Рисование проходит несколько стадий: каракули; узнавание предмета в случайном сочетании линий; изображение по замыслу. Развитие познавательных психических процессов Восприятие ребенка в раннем детстве вплетено в ведущую деятельность. Зрительное восприятие носит непроизвольный и избирательный характер. Затем накапливается запас представлений о свойствах предметов, становится возможным целенаправленный выбор предмета по образцу - по форме, величине, цвету. Внимание и память носят в основном непроизвольный характер и вплетены в деятельность. Мышление в этом возрасте наглядно-действенное. Раннее детство - сензнтивный период для развития речи. Речь начинает выступать как основное средство познания. К 2 годам активный словарь ребенка составляет 200 слов, а к 5 годам - примерно 1200-1500 слов. После 1,5 лет появляются двухсловные предложения. К 3 годам - предложения полные и распространенные. Психологические новообразования раннего детства: отделение ребенком себя от окружающих, осознание себя как субъекта действия, сравнение с другими людьми. Кризис 3 лет протекает как кризис социальных отношений, отделения от близких взрослых и связан со становлением самосознания. Проявляется потребность в реализации и утверждении собственного «Я» («Я сам»). Симптомы кризиса (по Л.С. Выготскому): негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест, обесценивание, деспотизм. У детей начинает формироваться воля и автономия (независимость и самостоятельность). Чувство стыда и неуверенности возникают тогда, когда родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают попытки самостоятельности. Таким образом, к трем годам ребенок, несмотря на то, что он явился на свет совершенно беспомощным существом, не приспособленным к самостоятельной жизни, уже во всех отношениях является человеком с явными первыми признаками. Он имеет развитые психические процессы, сформировавшуюся систему движений ног и рук, достаточно богатую и разнообразную речь. К возрасту около трех лет у ребенка можно заметить проявления внутренней эмоциональной жизни, наличие определенных черт характерa, способностей к различным видам деятельности, социальных потребностей в общении, в достижении успехов, в одобрении, в самостоятельности, в лидировании. В этом возрасте заметным бывает проявление воли некоторыми детьми. В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий с ними. Его ведущая деятельность — предметно-манипулятивная, в рамках которой возникают первые примитивные игры. К трем годам появляются личные действия и сознание «я сам» — центральное новообразование этого периода. Возникает эмоциональная завышенная самооценка. В три года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми. Рекомендуемая литература Основная литература: 1. Возрастная и педагогическая психология (под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик). - М., 2014. 2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М.: Изд. УРАО, 2007. – 176 с. 3. Люблинская А.А. Детская психология. - М., 2011. 4. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Изд. Академия, 2008. – 456 с. 5. Немов Р.С. Психология: В 2 кн. - М., 2014. 6. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. - М.: Роспедагентство, 2006. – 374 с. Дополнительная литература: 1. Божович Л.И. Этапы формирования личности. - М.; Воронеж, 1995. 2. Венгер А.Л. Психологическая готовность детей к обучение в школе. - М., 1985. 3. Возрастная и педагогическая психология (под ред. А.В. Петровского). - М., 1979. 4. Выготский Л.С. Младенческий возраст - Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. 5. Выготский Л.С. Кризис первого года жизни - Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. 6. Выготский Л.С. Раннее детство - Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т. 4. 7. Выготский Л.С. Кризис трех лет - Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т. 4. 8. Выготский Л.С. Мышление и речь - Собр. соч.: В 6 т. - М., 1982. Т. 2. 9. Эльконин Д.Б. Развитие личности ребенка-дошкольника. Избр. психол. тр. - М. 1989.
«Новорожденность и младенчество. Период раннего детства» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Марина Хилько, Мария Ткачева
Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot