Справочник от Автор24
Психология

Конспект лекции
«Младенчество и раннее детство (0-3 года)»

Справочник / Лекторий Справочник / Лекционные и методические материалы по психологии / Младенчество и раннее детство (0-3 года)

Выбери формат для чтения

docx

Конспект лекции по дисциплине «Младенчество и раннее детство (0-3 года)», docx

Файл загружается

Файл загружается

Благодарим за ожидание, осталось немного.

Конспект лекции по дисциплине «Младенчество и раннее детство (0-3 года)». docx

txt

Конспект лекции по дисциплине «Младенчество и раннее детство (0-3 года)», текстовый формат

Тема. Младенчество и раннее детство (0-3 года) 1. Характеристика периода младенчества (0-1 года). 2. Характеристика раннего детства (1-3 лет). Характеристика периода младенчества Кризис новорожденности (0-2 месяца) "Развитие ребенка открывается критическим актом рождения и следующим за ним критическим возрастом, носящим название новорожденности" (Л.С. Выготский). Главнейшая особенность возраста заключается в особенной ситуации развития, которая создается благодаря тому, что ребенок в момент родов отделяется от матери физически, но не биологически. Вследствие этого все существование ребенка занимает как бы промежуточное положение между внутриутробным развитием и последующими периодами постнатального детства. Новорожденность совмещает черты того и другого (питание, сон, двигательные реакции). Состояние нервной системы новорожденного предполагает начатки психики, отличные, от психики взрослого человека. Готовность нервной системы приспосабливаться к новым условиям обеспечивается следующими рефлексами: —защитные рефлексы, направленные на удаление от раздражителя (сужение зрачка, зажмуривание век, реакция отдергивания на боль и др.); —ориентировочные рефлексы, направленные на контакт с раздражителем (поворот головы в сторону солнечного света уже в 1-3-й день жизни, открывает рот в сторону раздражителя при прикосновении источника пищи губами т.д.); —сосательный рефлекс (появляется у плода уже в 18 недель в утробе матери); —хватательный (прикосновение к ладони вызывает реакцию схватывания), —рефлекс отталкивания (ползания) при прикосновении к подошвам ног. У ребенка, в отличие от детенышей животных, безусловные рефлексы не обеспечивают специфических видовых (человеческих) форм поведения. Ведущей деятельностью, как и во всем младенческом периоде, является эмоциональное общение со взрослыми. Центральным психологическим новообразованием новорожденности является индивидуальная психическая жизнь. Индивидуальная психическая жизнь младенца имеет две существенные характеристики: а) индивидуальность, существования, включенная в социальное окружение ребенка; б) индивидуальная жизнь уже является социальной и психической в силу того, что входит частью в социальную жизнь окружающих (Л.С. Выготский). Одной из основных особенностей периода новорожденности являются безграничные возможности усвоения нового опыта. Формируются новые потребности: —в получении впечатлений; —в движении; - в общении со взрослым. Развитие зрения и слуха у ребенка, в отличие от животных, про­исходит быстрее, чем развитие телесных движений. Развитие зритель­ного и слухового аппарата происходит на основе созревания нервной системы и головного мозга. Вес мозга новорожденного составляет 1/4 часть веса мозга взрослого, хотя количество нервных клеток такое же. В 1,5-2 месяца у новорожденного появляется улыбка как выражение радостного переживания как реакция на взрослого. Постепенно вырабатывается эмоционально-двигательная реакция, которая называ­ется комплексом оживления. Комплекс оживления - это выражение первой социальной потребности в общении, граница между новорожденностью и младенческим периодами. Младенчество (2 месяца - 1 год). Социальная ситуация развития в младенчестве состоит в том, что вся жизнь и поведение младенца опосредуются взрослым либо реализуются в сотрудничестве с ним (Л.С. Выготский). В силу своей возрастной беспомощности ребенок оказывается максимально социальным существом. Поскольку все приспособления к действительности осуществляются младенцем при помощи взросло­го, то взрослый человек является для младенца всегда "психологиче­ским центром" всякой ситуации. Это означает, что отношение ребенка к миру является зависимой производной величиной от самих непо­средственных его отношений к взрослому человеку. Отсюда понятно, почему любая потребность младенца, в чем бы эта потребность ни за­ключалась, постепенно в процессе развития становится для него по­требностью в другом человеке, в контакте с человеком, в общении с ним (Л.И. Божович, Л.С. Выготский). Младенец стремится к особым личностным контактам со взрослым, добивается его внимания и одобрения. Дети ищут оценки взрослых их успехов в выполнении игровых, предметных действий. Положительное отношений взрослого к действиям ребенка вызывает у него радостное переживание (М.И. Лисина). Как показывают многочисленные и печальные факты развития детей первого года жизни, отсутствие любви и внимания взрослых, улыбок, взглядов и разговоров с младенцами ведет к серьезному отставанию многих сторон психики. Ведущей деятельностью в период младенчества является эмоциональное общение со взрослым. Внимание и доброжелательность взрослых вызывает у ребенка яркие радостные переживания, которые, в свою очередь, повышают жизненный тонус ребенка, стимулируют все его функции. Уже в комплексе оживления обнаруживается положительное отношение ребенка ко взрослому, и оно нарастает во всем периоде младенчества. Эмоциональное общение со взрослым проходит несколько стадий: • непосредственное общение (общение ради общения); • общение поводу предметов; • общение как совместная деятельность. Общение ради общения, в основе которого лежит обмен выражением нежности и ласки, так называемая ситуативно-личностная форма общения, длится недолго - от 2 до .6 месяцев, но играет очень важную роль в развитии. В общении со взрослыми малыш начинает интересоваться предметами, сначала теми, которые принадлежат взрослому, а затем и другими. Возникает стремление поделиться со взрослым своими переживаниями и способность сопереживать ему. В конце первого полугодия, когда ребенок осваивает манипуляции с предметами, характер общения со взрослым преобразуется. Общение ради общения уступает место общению по поводу предметов, игрушек. Наступает этап ситуативно-делового общения, которое обслуживает деловые интересы малыша: ребенку надо достать, выдви­нуть, вложить - все это ребенок затрудняется делать без помощи взрослого и обращается к нему. Такое сотрудничество со взрослым по поводу предмета стано­вится контекстом для появления активной речи и создает условия для развития предметной деятельности, которая будет ведущей на сле­дующем возрастном этапе. Совместная деятельность состоит в том, что взрослый руководит действиями ребенка; ребенок обращается ко взрослому за помощью и содействием. Наиважнейшее средство общения - экспрессивные действия (улыбка, вокализация, активные двигательные реакции). Эксперименты с младенцами 2 и 4,5 месяцев показали, что насыщенное (ласковое, доброжелательное) эмоциональное общение со взрослым, приводит к мощному скачку не только в эмоциональном развитии (что само по себе ценно), но и в развитии предметных действий. Большое значение в совместной деятельности ребенка и взрослого имеет способность подражать действиям взрослого. В 7-9 месяцев ребенок внимательно следит за действиями и речью взрослого. Центральными новообразованиям младенческого периода являются потребность во впечатлениях (Л.И. Божович) и потребность в общении со взрослым (B.C. Мухина). Основой общения ребенка со взрослым к концу младенчества ста­новится удовлетворение им потребности во впечатлениях. Потребность во впечатлениях побуждает исследовательскую деятельность ребенка и формирующуюся познавательную потребность, которая толкает ребенка все глубже входить в окружающую среду и овладевать ею. Однако ребенок не может сам без помощи взрослого овладевать усложняющимися формами познавательной деятельности и тем самым удовлетворять потребность в более новой и сложной информации. Для удовлетворения этой потребности он нуждается в другом человеке. Взрослый вводит ребенка в окружающий мир, организуя его восприятие и его действия. К 2-2,5 месяцам под влиянием воздействий взрослого и при его помощи складывается коммуникативная потребность. Потребность в общении, возникая на основе потребности во внешних впечатлениях, впоследствии приобретает для ребенка самостоятельное значение и имеет свой путь развития. Потребность в общении характеризуется следующими признаками: • интерес ко взрослому, эмоциональное отношение к нему, - инициативность в налаживания контактов со взрослым,; • чувствительность к его оценкам (А.Г. Рузская). Потребность в общении со взрослым в это время имеет специфический характер - по своему содержанию это потребность в доброжелательном внимании, обмене положительными эмоциями. В дальнейшем в процессе игры и обучения одобрение взрослого будет для ребенка основным показателем успешности его поведения и деятельности. Возникнув в жизни ребенка однажды, одобрение взрослого, выраженное в самых разнообразных формах - начиная от улыбки и подбадривания до словесной оценки - становится важнейшим мотивом поведения и деятельности детей, на основе которого будет формироваться притязание на признание. Помимо потребности во внимании и одобрении; ребенок начинает испытывать необходимость и в сотрудничестве со взрослым - соучастии, одновременной практической деятельности рядом с ним. Удовлетворение именно этой по­требности выводит ребенка на новый этап развития. Сочетание вни­мания, доброжелательности и сотрудничества взрослого характеризует сущность новой потребности ребенка в общении. Новообразованиями первого года жизни ребенка являются - овладение ходьбой, развитие речи, потребность в общении. Усвоение речи приобретает активный характер - ребенок берет на себя инициативу в общении. Латентный период развития речи занимает около трех месяцев. Слово является фундаментальным шагом в психическом развитии ребенка по следующим причинам: • ребенок узнает, что каждая вещь имеет свое название (т. е. открывает связь между знаком и значением - символизирующую функцию речи); • происходит увеличение словаря ребенка, направление развития речи идет от пассивного к активному. Появляется малопонятная для окружающих автономная речь, которая является переходным этапом к овладению речью. Характеристика раннего детства Изменение социальной ситуации развития проявляется в том, что ребенок (1-3 года) становится более самостоятельным в познании окружающей действительности и начинает использовать взрослого как средство общения с предметным миром. Главная особенность социальной ситуации состоит в том, что ребенок входит в предметный мир - «мир постоянных вещей», усваивая функции предметов, их названия, значения, смысл. Новое отношение ребенка к миру предметов заключается в том, что они начинают выступать для ребенка не просто как объекты, удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления (B.C. Мухина, 1985). Раннее детство - возраст социализации, т. е. приобщения детей к нормам и ценностям общества. Взрослые и их формы взаимодействия с ребенком служат эталонами поведения. Ребенок внимательно следит за тем, как поступают и общаются окружающие его люди. Однако для присвоения ребенком этих норм требуются соответствующие указания, разъяснения и образцы поведения взрослых. Наиболее эффективные методы социализации детей раннего детства заключаются в последовательном моделировании приемлемых форм поведения и установлении с малышом теплых, дружеских отношений. Внутренняя позиция ребенка основывается на понимании им того, что с требованиями, которые предъявляют к его поведению окружающие люди, необходимо считаться. Ребенок начинает постепенно осознавать и учитывать тот факт, что от характера отношений с близкими окружающими людьми зависят его успехи и неудачи. Ведущая деятельность – предметная (манипулятивная). Действуя с предметом, ребенок усваивает функцию предмета, закрепленную за ним в культуре. Предметные действия - общепринятые способы употребления предметов - осваиваются детьми через посредство взрослого человека, с его помощью и под его руководством. В совместной деятельности взрослые организовывают действия ребенка по образцу, а затем осуществляют функции поощрения и контроля за, ходом осуществле­ния и формирования этих действий. Связь действия с предметом про­ходит три фазы развития: • ребенок выполняет с предметом все известные ему действия; • употребляет предмет только по назначению, • производит различные действия, при твердом усвоении основной функции предмета. В ходе развитие предметных действий наблюдаются два типа переноса. В одних случаях имеет место перенос действия с предметом, усвоенного в одних условиях, в другие условия. Например, ребенок освоил одну схему действия причесывания настоящей расческой собственной головы, а затем начинает причесывать расческой куклу, лошадку, медведя. В других случаях осуществляется то же действие, но уже с предметом-заместителем, например, причесывать себя, куклу, лошадку, медведя, но не расческой, а зубной щеткой. Одновре­менно с этим или несколько позже происходит замещение одного предмета другим: камешек заменяет мыло, палочка - градусник и т. д. Таким образом, появляются зачатки игровой ситуации. Внутри предметной деятельности зарождаются такие новые виды деятельности, как игра рисование, лепка, конструирование. Центральными новообразованиями этого возраста являются стремление к самостоятельности, зарождение первичных параметров самосознания и самооценки. Суть кризиса трех лет заключается в попытке психологической эмансипации "Я" ребенка от окружающих его взрослых, которая сопровождается рядом специфических проявлений - негативной симптоматикой кризиса и комплексом положительных перемен. Первый комплекс симптомов кризиса, или апогей кризиса трех лет, характеризуется появлением негативизма, упрямства, строптивости, своеволия, протеста, обесценивания (ребенок начинает ругаться), деспотизма - ревности (в семье с одним ребенком - деспотизм, в семье с несколькими детьми - ревность) Л.С. Выготский. Второй комплекс - симптомы, которые вытекают из установки ребенка на самостоятельность. Из-за потребности изменения социальных отношений, ребенок вступает в ряд внешних и внутренних конфликтов. Реакции на эти конфликты могут иметь крайние проявления: ночные страхи, неспокойный сон, энурез (ночное недержание мочи); резкие затруднения речи, заикание и др. Ребенок начинает мотивировать свои поступки не содержанием самой ситуации, а отношением к другим людям. Впрочем, некоторые дети могут практически не обнаруживать негативных проявлений кризиса или быстро их преодолевать. Позитивная сторона кризиса трех лет состоит в появлении положительного качественного новообразования личности ребенка, называемого "гордостью за достижения" (М.Н. Лисина). Комплекс положительных преобразований разворачивается в трех направлениях: • к предметному миру; • к другим людям; • к самому себе. Проявляется потребность "гордости за достижения" следующим образом. Во-первых, появляется стремление к достижению результата своей деятельности - дети долго и настойчиво манипулируют предметом, перебирают варианты действия с ним, отыскивают нужный, практически не отвлекаясь. Неудача, как правило, не приводит к отказу от задуманного: дети обращаются за помощью ко взрослому, ищут другие решения и пути к конечной цели. Во-вторых, достигнув желаемого, дети стремятся тут же продемонстрировать свои успехи взрослому, без одобрения которого эти успехи в значительной степени теряют свою ценность. Отрицательное или безразличное отношение взрослого к результату их деятельности вызывает у детей аффективные переживания, побуждающие с удвоенной энергией добиваться внимания и положительной оценки. В-третьих, у детей появляется обостренное чувство собственно­го достоинства, что выражается в обидчивости: повышенной пустя­кам, бахвальстве, преувеличениях. Литература: 1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - М.: Изд. УРАО, 1997 2. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет) / И.Ю. Кулагина. -М.: Изд. УРАО, 1997 3. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до поздней зрелости / И.Ю. Кулагина. - М.: ТЦ «Сфера», М., 2001

Рекомендованные лекции

Смотреть все
Психология

Психическое развитие ребенка в младенческом и раннем возрасте

Лекция 16.04.2020 Тема «Психическое развитие ребенка в младенческом и раннем возрасте». 1. Общая характеристика социальной ситуации развития в младенч...

Психология

Психология развития и возрастная психология

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ИНГУШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра психологии к.пс.н., доцент Точиева М.М. Психология развития и возра...

Автор лекции

Точиева М.М.

Авторы

Психология

Психология новорожденного

РАЗДЕЛ 2. Психическое развитие и личностное становление на разных этапах онтогенеза Лекция 1. Психология новорожденного Общие тенденции развития прена...

Педагогика

Условия и факторы, влияющие на развитие детей раннего и дошкольного возраста

Практическая работа № 1 к теме: Условия и факторы, влияющие на развитие детей раннего и дошкольного возраста. ЛЕКЦИЯ (ЗАДАНИЕ 1 на 12 странице) Тема 1...

Педагогика

Психология дошкольного возраста

Лекции по курсу «Психология дошкольного возраста» Структура лекции 1.Социальная ситуация развития и ведущая деятельность 2.Теории детской игры 3.Психо...

Психология

Возрастная и педагогическая психология

Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Москов...

Психология

Основы психодидактики

е Департамент образования города Москвы Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской ...

Психология

Возрастная психология

Марина Хилько, Мария Ткачева Возрастная психология. Конспект лекций Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда пред...

Автор лекции

Марина Хилько, Мария Ткачева

Авторы

Психология

Исследования привязанности ребенка к взрослому в зарубежной психологии

ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ РЕБЕНКА К ВЗРОСЛОМУ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ Важнейшим новообразованием младенческого возраста является привязанность ребенк...

Психология

Психоаналитическое и гуманистическое направления возрастной психологии

Психоаналитическое и гуманистическое направления возрастной психологии Срок сдачи – Четверг, 08.10.20 План: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Проблема дв...

Смотреть все