Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Научный стиль как средство научной коммуникации

  • 👀 588 просмотров
  • 📌 535 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Научный стиль как средство научной коммуникации» docx
Научный стиль как средство научной коммуникации Понятие научного стиля. Стилевые черты научной речи: отвлеченно-обобщенный характер изложения, объективность, преемственность, ясность, диалогичность. Средства выражения стилевых черт в научной речи. Подстили научной речи: собственно научный подстиль, научно-популярный подстиль, научно-учебный подстиль. Научный стиль - особая функциональная разновидность языка, обслуживающая науку как деятельность. Необходимая составляющая подобной деятельности – научная коммуникация, в процессе которой регулярно употребляется определенная совокупность языковых единиц разных уровней. Система средств языка, регулярно ( относительно постоянно) функционирующих в сфере научного общения, проявляющиеся при этом их стилистические особенности и возможности, правила и приемы их организации в речевых произведениях и составляют научный стиль. Экстралингвистические стилеобразующие факторы научного стиля влияют на формирование определенных признаков, специфических стилевых черт. В научной литературе выделяют следующие стилевые черты научного стиля: отвлеченно-обобщенный характер изложения, объективность, диалогичность, ясность. Различные научные тексты: научный доклад и учебная лекция, параграф учебника и глава монографии, статья в научном журнале и статья в научно-популярном издании и другие речевые произведения, создающиеся в целях передачи научных знаний - решают различные конкретные задачи (задачи передачи объективной новой информации, накопления информации и под.) и не могут быть обращены к одному и тому же адресату. Все многообразие таких текстов с учетом различий а) в деятельности их авторов, б) в решаемых ими задачах, в) в особенностях адресата, г) в условиях продуцирования речи описывается в стилистике с опорой на понятие разновидности (подстили) научной речи. Научный стиль выступает в трех основных разновидностях, подстилях: собственно научном, научно-учебном, научно-популярном. Собственно научный подстиль обслуживает процесс выработки и сохранения объективно новых научных знаний. Это стиль научных статей, монографий, докладов на научных конференциях, стиль научных дискуссий. Участники научного общения при этом равноправны в отношении к уровню творческой научной деятельности. И автор, и адресат относятся к особому объединению людей, профессионально занимающихся научной деятельностью, – к научному сообществу. Автор речи, ученый, стремится к тому, чтобы выработанные им знания были приняты научным сообществом. Теоретическое ( отражающее наиболее общие признаки явлений действительности) содержание научной речи представлено в стилевой черте, получившей в науке наименование «отвлеченно-обобщенный характер». Этот признак обусловлен тем, что выраженная в стиле наука как форма общественного сознания оперирует прежде всего понятиями, что и представлено в предмете научной речи, характеризующемся высоким, понятийным, уровнем обобщения. В научном тексте данная стилевая черта реализуется с помощью единиц лексического и грамматического уровней языка. На лексическом уровне - с помощью 1) терминов, называющих понятия, специфичные для той или иной области знания (термины называют понятие, обобщенную форму мысли о явлениях действительности), 2) абстрактной лексики, 3) специальных лексических единиц со значением обобщенности (например, таких: регулярно, всякий, каждый, любой), 4) лексических единиц, имеющих конкретное значение в языке, но выражающих общие понятия в научной речи ( «физические тела располагаются в пространстве…»). Высокий уровень обобщения семантики лексических единиц характерен для научного стиля в целом. Так, в числе средств данного стиля многими учеными выделяется общенаучная лексика, например, общенаучные глаголы, называющие обобщенные, логические отношения между различными компонентами знания (понятиями, фактами и др.). К ним относятся слова со значением 1) общей связи (связываться и под.), 2) свойства (обозначать, заключаться и под.), 3) функции (употребляться, использоваться и под.), 4) отношения тождества (быть, являться, представлять собой и под.), 5) отношения деления понятий (делиться, бывать, относиться и под.), 6) отношения условной квалификации предмета (называться и под.), 7) отношения аналогии (соотноситься и под.). Именно лексические единицы являются основным средством выражения специфической семантики научного стиля. Их подразделение на нейтральные, общенаучные и терминологические обусловлено тем, что в научном тексте 1) формируется нейтральная словесная ткань ( с помощью нейтральной лексики), 2) представлена понятийная система той или иной области научных знаний ( с помощью терминов), 3) выражаются связи научных понятий, их отношения ( с помощью общенаучной лексики). Например, различные свойства объекта научного анализа называют и характеризуют следующие лексические единицы: - лексические единицы, называющие содержание объекта ( содержание, сущность, природа); - лексические единицы, называющие форму и состав объекта ( форма, состав, структура, элементы, компоненты); - лексические единицы, называющие происхождение объекта ( генезис, истоки, происхождение); - лексические единицы, указывающие на отношения данного обекта с другими объектами ( статус, положение, место, соотношение, связь, отношения, взаимодействие, интеграция, единство, оппозиция, специфика, особенности); - лексические единицы, называющие динамику объекта ( изменение, развитие, формирование, становление); - лексические единицы, указывающие на метод познания объекта (метод, способ, путь, подход, процедура; анализ, синтез, классификация, формализация ). Отвлеченно-обобщенный характер научного стиля обеспечивается и использованием специальных синтаксических конструкций. Например – односоставных предложений ( прежде всего неопределенно-личных в функции обобщенно-личных: «Такое явление называют …..», а также безличных предложений). В качестве проявлений отвлеченно-обобщенного характера научного стиля М.Н.Кожина называет также общий номинативный строй речи, что проявляется « в возрастании доли имен и уменьшении доли глаголов, .. в большой частотности именных сказуемых»1. К специфическим признакам научного стиля многие ученые (М.Н.Кожина, Троянская Е.С. и др.) относят объективность. Это связано с тем, новое знание, содержащееся в научном тексте, может быть принято научным сообществом ( адресатом) лишь в том случае, если оно будет представлено как существующее вне сознания автора и независимо от него (иначе говоря, существующее объективно). То есть выражение объективности научного знания связано с определенной спецификой содержания научных текстов и обеспечивается существованием в научном стиле специальных приемов и средств, использующихся в различных жанрах научной речи в разных соотношениях. Объективность научного знания проявляется в научном тексте только в том случае, если оно представлено как достоверное, не вызывающее сомнений (Многие ученые доказательство истинности нового знания о действительности называют в качестве одной из целей научной речи). Достоверность знания предполагает его принятие адресатом. В числе средств выражения достоверности знания ученые называют наличие структурно-смысловых компонентов иллюстративного и аргументативного характера, наличие средств оценки. Последние используются в научной речи в соответствии с определенными правилами. Прежде всего различные компоненты предмета научной речи оцениваются по определенным основаниям: гипотезы оцениваются как обоснованные/ необоснованные, концепции - как обладающие/ не обладающие объяснительной силой. Классификации оцениваются по основаниям, рассуждения - по непротиворечивости понятности, полноте. Результаты – по значимости, новизне. Объективность такой оценки – необходимая черта содержания научного текста. При этом используются соответствующие лексические средства с семантикой оценки, а также лексические и синтаксические средства ( вводные конструкции и под.) с семантикой некатегоричности оценок. Категоричность, в своею очередь, выражается отсутствием каких-либо средств оценки истинности знания. Очевидно, что наличие или отсутствие подобных средств в научном тексте обусловлено степенью его полемичности. Так, для того, чтобы представленное в тексте статьи новое научное знание было принято научным сообществом, оно должно быть строго аргументировано, обосновано. Для научной литературы справочного характера достаточно констатации. Научное знание воспринимается научным сообществом при условии обозначения в тексте связи позиции автора с позицией предшественников, обозначения преемственности знания, обозначения того или иного контекста его существования с помощью имен собственных, цитат и ссылок на предшественников, различных средств оценки позиций ученых, средств согласия/несогласия с предшественниками, (именно В.В.Виноградов.., соглашаясь в принципе.., наиболее убедительно… и под.). Многие ученые в качестве стилевой черты научной речи называют ясность изложения ( О.Д.Митрофанова, Р.А.Будагов). Этот признак выражен с помощью таких средств, как ориентирующие термины, структурная общность терминов (морфема, фонема, граммема и под.), структурно-смысловые компоненты, в которых представлены знания эмпирического уровня ( факты), аналогия как конструктивный прием ( ср.: «Без таких связующих слов текст будет напоминать шоссе без дорожных знаков, предупреждающих о спуске, подъеме, повороте и т.д. – Москвин В.П.), клишированные средства, которые способствуют «ускорению процесса понимания в связи с высокой степенью предсказуемости»2. К последним относят стандартные метафорические выражения ( ключ к решению проблемы, найти рациональное зерно, столкновение точек зрения, путь научного поиска, плоды науки, построить концепцию, зрелая теория, поверхностные знания, плодотворная гипотеза, ломка представлений, сопротивление фактов и др.), устойчивые наименования (научная новизна, практическая значимость и под.). Еще одной стилевой чертой является диалогичность научной речи. Диалогичностью научной речи называют «выраженное в тексте средствами языка взаимодействие общающихся в коммуникативно-познавательном процессе, понимаемое как соотношение двух и более смысловых позиций»3. Смысловые позиции – это позиции участников коммуникации. К средствам диалогичности относятся обращения, риторические вопросы, вопросно-ответная комплексы, формы глаголов второго и первого лица - все то, что может выразить стремление автора речи побудить адресата к ответной реакции и таким образом повысить его коммуникативную активность, обеспечивать восприятие речи. В научной литературе описано несколько форм диалогичности: диалог автора и адресата (Я – Ты), диалог автора с упоминаемые лицом (например, автором цитаты: Я – Он), диалог нескольких упоминаемых лиц (Он-Он), диалог автора со своим вторым Я (Я-Я).
«Научный стиль как средство научной коммуникации» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot