Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 6
Моделирование инновационных процессов
Инновационный процесс – это процесс преобразования научного знания
в инновацию, который можно представить, как последовательную цепь
событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного
продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной
практике, либо удовлетворяет потребности человека.
Инновационный процесс можно трактовать двояко.
1.
С позиций закономерности цикличности инновационных
колебаний он представляет собой реализацию совокупности изменений в
продукте, технике и технологии, основанных на радикальных инновациях,
влекущих за собой появление качественно новых продуктов, изменение
структуры издержек, условий производства, потребления.
2.
Применительно к жизненному циклу конкретного новшества
инновационный процесс можно трактовать как цепь событий по реализации
изменения, формирующего новый способ удовлетворения сложившихся
общественных потребностей либо создающего новые.
Инновационный процесс складывается из взаимосвязанных и
взаимообусловленных отдельных элементов, которые образуют единое
комплексное целое.
При этом инновационный процесс не заканчивается внедрением, т.е.
появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной
мощности новой технологии. Этот процесс не прерывается и после
внедрения, ибо по мере распространения новшество совершенствуется,
делается
более
эффективным,
приобретает
ранее
неизвестные
потребительские свойства. Это открывает для него новые области
применения и рынки, а, следовательно, и новых потребителей, которые
воспринимают данный продукт, технологию или услугу как новые именно
для себя.
Диффузия инновации – процесс, посредством которого нововведение
передается по коммуникационным канала м между членами социальной
системы во времени, т.е. распространение уже однажды освоенной и
использованной инновации в новых условиях или местах применения.
Исследователь 60-х Эверетт Роджерс (Everett Rogers) и его книга
«Диффузия инноваций». Синим отмечают последовательные группы
потребителей новых технологий, желтым – доля рынка, которая постепенно
достигает насыщения.
Согласно Роджерсу, только 2,5% населения на самом деле
«инноваторы». Почти в пять раз больше людей (13,5%) – так называемые
«ранние освоители», которые буквально набрасываются на инновации, как
только понимают, как они работают. 34% населения можно отнести к
«раннему большинству» – они транслируют инновации в массы, выступая в
роли проводников. Другие 34% – «позднее большинство», эта группа людей
1
осваивает инновации не сразу, а постепенно. Оставшиеся же 16% Роджерс
обозначает как «запаздывающие».
Форма и скорость распространения инновации зависит от мощности
коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации
хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому
использованию этой информации и т. п. Это обусловлено тем, что
хозяйствующие субъекты, действующие в реальной экономической среде,
проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную
способность к их усвоению.
В реальных инновационных процессах скорость процесса диффузии
определяется различными факторами:
а) формой принятия решения;
б) способом передачи информации;
в) свойствами социальной системы,
г) свойства самого нововведения:
относительные преимущества по сравнению с традиционными
решениями;
совместимость со сложившейся практикой и технологической
структурой,
сложность,
накопленный опыт внедрения и др.
д) взаимодействие инновации с соответствующим социальноэкономическим окружением, существенным элементом которого являются
конкурирующие технологии.
Согласно теории нововведений Шумпетера диффузия нововведения
является процессом кумулятивного увеличения числа имитаторов,
внедряющих новшество вслед за новатором в ожидании более высокой
прибыли.
Таким образом, инновационный процесс направлен на создание
требуемых рынком продуктов, технологий или услуг и осуществляется в
тесном единстве со средой: его направленность, темпы, цели зависят от
социально-экономической среды, в которой он функционирует и развивается.
В целом процесс создания инновационного продукта прошел долгий
путь развития.
В прошлом инновация представляла собой движение по линейной
траектории от нового знания к новому продукту.
Линейный инновационный процесс образца начала ХХ века в общем
виде обычно записывают в виде цепочки, где маркетинг продукта
располагается вслед за его промышленным производством:
ФИ – ПИ – Р – Пр – С – ОС – ПП – М – Сб,
(1)
где ФИ и ПИ – фундаментальные и прикладные исследования; Р –
разработка продукта; Пр – проектирование (традиционно используемая в
2
литературе аббревиатура НИОКР (научно-исследовательские и опытноконструкторские разработки) включает комплекс работ на фазах прикладных
исследований (ПИ), разработки (Р) и проектирования (Пр)); С –
строительство; ОС – освоение; ПП – промышленное производство продукта;
М – маркетинг; Сб – сбыт.
Традиционный подход к внедрению новой продукции всегда
предусматривал
«проталкивание»
предложения
при
известном
сопротивлении спроса.
К настоящему времени, согласно мнению японских специалистов, в
частности Ф. Кодаме, подход к инновационному процессу и внедрению
новой продукции коренным образом изменился (рис. 1).
Формирование спроса
Тестирование
Идея
Формирование
спроса
Разработка концепции
продукции
Оценка
Производство
Оценка
Обработка информации
Рис. 1 - Новая схема инновационного процесса и внедрения новой продукции
Сегодня ученые выделяют (в соответствии с изменяющимся
характером инновационного процесса от простого к более сложному) ряд
уровней научно-технического прогресса.
Так, Рой Росвелл определяет соответственно пять его уровней
(моделей). Их можно представить в хронологическом порядке следующим
образом (табл. 1).
Рассматривая модели, можно заметить, что значение и доля рыночного
«участия» в них меняется. В последней модели маркетинг, например,
присутствует
на
всех
стадиях
инновационного
процесса:
от
фундаментальных исследований до послепродажного обслуживания.
Таблица 1
Поколения моделей инновационного процесса
№
Название
Годы
Характеристика
3
Модель, подталкиваемая технологиями
(technology pushmodel).
Линейная,
1955 –
Простой линейно-последовательный процесс с упором на
I подталкиваемая
середина
роль НИОКР и отношением к рынку лишь как к
технологиями
60-х
потребителю технологической активности производства.
Реакция на сигналы рынка слабая.
Та же линейно-последовательная модель, но с упором на
Линейная с
Конец
важность рынка (need pull model), на потребности
II
60-х – начало
упором на
которого реагирует НИОКР.
70-х
Инновационный процесс этого поколения подталкивается
рынок
необходимостью – матерью всех изобретений.
70-е –
В значительной степени это комбинация моделей I и II с
III Сопряженная
середина
акцентом на связи технологических возможностей с
80-х
потребностями рынка (coupling model).
Акцент внимания на параллельной деятельности
интегрированных групп и внешних горизонтальных и
вертикальных связях. Параллельная работа над идеей
групп специалистов в нескольких направлениях.
Середина
Японская
Подход ускоряет решение задач, что важно для быстрого
80-х –
IV
(передового
выхода на рынок.
настоящее
опыта)
Ускоренному решению задач по модели способствует
время
форма подготовки кадров, основанная на выпуске не
отдельных инженеров, а укомплектованной команды
специалистов, готовых как к созданию новой фирмы, так
и к работе в крупных корпорациях.
Стратегическая интеграция и установление связей
(strategic networking model).
К параллельному процессу добавляются новые функции.
Настоящее
Стратегических
Это процесс ведения НИОКР с использованием
V
время –
сетей
новейших информационных систем, Интернета и т.п.
будущее
Новаторы обмениваются электронными данными с
партнерами, поставщиками и в значительной мере – с
потребителями.
Коммерциализация результатов происходит здесь на всех стадиях,
тогда как в модели первого поколения НИОКР слабо реагирует на
потребности и спрос рынка (рис. 2). Рынок «обнаруживал» себя здесь лишь
на стадии реализации как потребитель результата нововведений,
представленных продуктами и технологиями. Соответственно и маркетинг
выступал как завершающее звено рассматриваемой цепи перед стадией
реализации продукта.
Фундаментальные
исследования
Прикладные
исследования
Промышленный образец
Опытный
образец
Производство
Маркетинг
Сбыт
4
Рис. 2 - Первое поколение инновационного процесса
В следующей модели, как это отображено в работе А. Сенина (рис. 3),
маркетинг предшествует стадии производства.
Открытие или
изобретение
Возможность
Идеи
Разработка
продукции
Потребности
и спрос
Использование
Идеи
Рис. 3 - Второе поколение инновационного процесса
А далее, в модели третьего поколения – интерактивной (рис. 4) – уже
обнаруживается акцент на связи технологических способностей и
возможностей с потребностями рынка.
Новая
потребность
Концепция идеи
Возможности
новой технологии
Потребности общества и рынка
Разработка
Производство
Маркетинг
и продажи
Рынок
Уровень развития технологии и
производства
Рис. 4 - Третье поколение инновационного процесса
(интерактивная модель инновационного процесса)
Сторонники подобной модели инновационного процесса утверждали,
что поиск нового технологического решения базируется как на новых, так и
существующих знаниях. Вследствие этого процесс НИОКР (линейная
модель) следует запускать только после того, как станет ясно, что рыночный
запрос невозможно удовлетворить, опираясь на знания, уже накопленные
фирмой.
В четвертой модели границы рынка существенно расширяются (рис. 5).
5
Рис. 5 - Нелинейная инновационная модель (по А.А. Дынкину)
Таким образом, в настоящее время инновационный процесс стал
непростым – нелинейным, в нем исследования рынка, разработка новых
продуктов и технологий, производство и сбыт оплетены системой прямых и
обратных связей, при этом многие процессы ведутся параллельно.
Применительно к современным моделям в качестве отдельной стадии,
предшествующей
фундаментальным
разработкам,
специалисты
МГУ настоятельно добавляют ещё стадию производства знаний, т.к. в
условиях новой экономики они,
являющиеся базой будущей
интеллектуальной собственности (ИС), представляют собой самый
дорогостоящий товар и носитель возможностей реализации современной
инновационной модели.
Представленные модели являются общими и характерными для
экономик, находящихся на этапе соответствующего уровня научнотехнического прогресса. Данные модели, их переход из одного
качественного состояния в другое, отражает не что иное, как объективную
взаимосвязь производительных сил и производственных отношений, их
адекватность друг другу. В них отражается объективный процесс движения
рыночных отношений как определяющей части соответствующей социальноэкономической системы.
Сегодня многие специалисты в сфере инноваций справедливо пишут о
том, что о коммерциализации ИС необходимо задумываться уже на этапе
поисковых работ. Достаточно популярной становится точка зрения, согласно
которой чисто фундаментальных исследований нет, и исследовательские
работы должны продумываться с каким-то (хотя бы гипотетически
обозримым) прикладным приложением. От термина «фундаментальные
исследования» начинают отказываться в пользу термина «поисковые
6
исследования», т.е. экономическая функция науки с каждым годом получает
все большее признание.
Риски в инновационной деятельности
Современная экономическая ситуация, в том числе российская,
характеризуется высокой неопределенностью рыночных, технологических,
природно-климатических и других факторов. Поэтому такое явление как
риск характерно для любого вида деятельности.
Особое внимание риску следует уделить в ходе формирования и
реализации инновационной деятельности, без которой сегодня не
представляется возможным осуществление предпринимательства.
Предпринимательство – это особая система хозяйствования,
основанная на инновационной деятельности, которая может охватывать или
воспроизводство в целом, или какой-то отдельный момент производства,
обмена, распределения, потребления с целью получения прибыли.
Основными чертами предпринимательства являются: открытость новому
знанию, информационная компетентность, способность порождать новое
знание, внутренняя мотивация к созданию нового знания, толерантность
(терпимость) к информационной избыточности и неопределенности.
Предпринимательская деятельность всегда осуществляется в условиях
высокой неопределенности, а, следовательно, ее органическим компонентом
является риск.
Риск – это оцененная любым способом вероятность достижения
неблагоприятного и положительного результата. Необходимо уметь
управлять рисками хозяйственной деятельности.
Управление риском – процесс воздействия на факторы риска с целью
повышения вероятности получения положительного результата.
Факторы рисков – одна из самых сложных частей и в то же время одно
из ключевых направлений работы по управлению риском. Проводить
факторный анализ гораздо сложнее, чем какой-либо иной, поскольку одни и
те же факторы оказывают в различных условиях неодинаковое влияние на
рынок или могут из решающих стать абсолютно незначительными.
Необходимо знать взаимосвязь и взаимное влияние различных факторов,
отражающих связи между различными государствами, историю их развития,
определять совокупный результат тех или иных экономических мер и
устанавливать связь между абсолютно несвязанными на первый взгляд
событиями.
Факторы риска можно разделить на внешние и внутренние (рис. 6).
Внешние факторы риска – экономические, политические, техногенные,
информационные, социально-демографические, природно-климатические и
другие факторы макросреды и микросреды объекта риска.
Прикладной анализ внешних для данного предприятия факторов риска
целесообразно
проводить
в
контексте
общего
описания
его
функционирования.
7
Внутренние факторы риска – это факторы, появление которых
обусловлено или порождается деятельностью самой организации (персонала,
технологий, организационно-технического уровня производства, системы
менеджмента и др.)
Проблема управления риском заключается в оптимизации соотношения
«риск-прибыль», то есть следует сопоставлять потери, в результате худшего
варианта реализации событий и прибыль при наилучшем раскладе.
Внешние факторы риска
Внутренние факторы риска
макроэкономические
квалификационные
политические
технологические
техногенные
организационные
социально-демографические
информационные
инновационные
управленческие
природно-климатические
финансовые
конкурентные
ресурсные
инвестиционные
психологические
Рис. 6 - Факторы риска
Рассмотрим основные этапы процесса управления риском,
представленные на рис. 7.
1.
Анализ деятельности, сопряженной с риском – это начальный
этап, имеющий целью получение необходимой информации о структуре,
свойствах объекта и имеющихся рисках. Собранной информации должно
быть достаточно для того, чтобы принимать адекватные решения на
последующих стадиях.
Анализ включает:
1.1. Выявление потенциальных рисков;
1.2. Оценку потенциальных рисков.
Выявление и оценка риска тесно связаны между собой, и не всегда
представляется возможным разделить их на самостоятельные части общего
процесса. Часто анализ идет в двух противоположных направлениях – от
оценки к выявлению и наоборот. В первом случае уже имеются убытки, и
8
необходимо выявить причины. Во втором случае на основе анализа системы
выявляются риски и возможные последствия.
1. Анализ деятельности, сопряженной с риском
1.1. Выявление потенциальных рисков
1.2. Оценка потенциальных рисков
2. Определение метода управления риском
2.1. Избежание риска
2.2. Снижение риска
2.3. Принятие риска
3. Принятие управленческого решения
4. Реализация принятого решения
5. Контроль результатов и применение корректирующих воздействий
Рис. 7 - Схема процесса управления рисками
1.1. Выявление потенциальных рисков.
На данном этапе определяются все риски, которые могут возникнуть в
ходе рассматриваемой деятельности. Для всестороннего охвата рисков
следует воспользоваться их классификацией. Классификация рисков может
быть основана на выделении различных критериев (рис. 8).
9
Рис. 8 - Классификация рисков
10
1.2. Оценка потенциальных рисков.
Оценка потенциальных рисков – количественное или качественное
описание выявленных рисков. Качественное описание осуществляется
методом составления карты рисков (рис. 9).
Рис. 9 - Карта рисков инновационного проекта
В ходе количественной оценки рисков определяются такие их
характеристики, как вероятность и размер возможного ущерба и прибыли.
Для этого применяются рассмотренные ранее показатели:
1)
Дисперсия (σ2)– это мера разброса данной случайной величины,
то есть её отклонения от математического ожидания. Средневзвешенная
величина квадратов отклонений действительных результатов от ожидаемых;
2)
Среднеквадратическое отклонение (σ) (абсолютное значение
отклонения) — это квадратный корень из дисперсии;
3)
Коэффициент вариации (позволяет определить уровень риска по
отношению к доходности проекта) (СV).
2. Определение метода управления риском с целью минимизировать
возможный ущерб в будущем. Выделяют три основных метода: избежание
риска, снижение степени риска, принятие риска.
Избежание риска означает отказ от реализации проекта (мероприятия),
связанного с риском. Избежание риска является наиболее простым и
радикальным направлением в системе управления риском. Оно позволяет
полностью избежать возможных потерь и неопределенности. Вместе с тем
избежание риска означает отказ от прибыли для предприятия. Поэтому при
необоснованном отказе от проекта имеют место потери от неиспользованных
возможностей. Следует учитывать, что избежание одного риска, может
привести к возникновению других.
Снижение степени риска предполагает сокращение вероятности и
объема потерь. Существует четыре способа (метода) снижения риска:
11
1)
диверсификация;
2)
объединение риска или страхование; 3) распределение риска; 4)
поиск информации.
Диверсификация (diversification) — это метод, при котором
экономические субъекты используют свои финансовые средства в разных
сферах, чтобы в случае потери в одной из них компенсировать это за счет
другой сферы. Например, рекомендуется покупать акции различных
акционерных компаний, чтобы в случае потери ценности по части акций
компенсировать это за счет роста курса акций другой или других компаний.
Объединение риска (risk pooling) — это метод, при котором риск
делится между несколькими участниками, так что в случае проигрыша
потери, приходящиеся на долю каждого, не так велики. На этом способе
основывается существование различных коллективных фондов, касс
взаимопомощи. Обычная страховая компания в своей деятельности также
использует объединение риска: большое количество индивидов объединяют
свой риск, уплачивают страховые взносы, а страховой случай имеет
сравнительно небольшой процент и компенсируется из общей «кассы».
Распределение риска (risk spreading) — это метод страхования,
применяемый в случае возможного крупного ущерба, когда одной компании
не под силу взять на себя полностью обязательства по страхованию.
Например, предприятие страхует свою деятельность от пожара, причем
размеры предприятия таковы, что возможные потери могут быть весьма
существенными. Предприятий подобного типа мало или рассматриваемое
предприятие единично в своем роде, поэтому объединение рисков применить
невозможно. Тогда оно обращается в крупную страховую ассоциацию, и риск
возможной потери распределяется между компаниями, входящими в нее.
В таком случае каждая компания получает в качестве вознаграждения
за участие в распределении рисков часть страхового взноса страхующегося
предприятия и принимает на себя обязательство в той же пропорции
компенсировать ущерб от возможных потерь в случае пожара. Риск
оказывается распределенным между рядом страховых компаний.
Поиск информации также способствует снижению риска. Мы уже
отмечали, что большинство ошибочных решений связано с недостатком
информации. Получение ее может значительно снизить величину риска.
Информация — редкое благо, за которое приходится платить. Поэтому,
чтобы определить количество необходимой информации, следует сравнить
ожидаемые от нее предельные выгоды с ожидаемыми предельными
издержками, связанными с ее получением.
2.3. Принятие риска означает оставление всего или части риска за
предприятием. В этом случае предприятие принимает решение о покрытии
возможных потерь собственными средствами.
3. Этап принятия решения о степени достаточности мер
предполагает обоснование выбора способа управления риском на основе
составления кривой риска.
12
Кривая риска – это кривая распределения вероятностей потери (рис 10).
Она представляет собой графическое изображение зависимости вероятности
потерь от их уровня, показывающее, насколько вероятно возникновение тех
или иных потерь.
Вероятность
потерь
Вероятные
Безрисковая
потери
Зона
зона
допустимого
Зона
риска
критического
Зона катастрориска
фического риска
Рис. 10 - Кривая риска
Уровень
потерь (ΔПР)
Чтобы установить вид типичной кривой вероятности потерь,
рассмотрим прибыль как случайную величину и построим вначале кривую
распределения вероятностей получения определенного уровня прибыли (рис.
11).
При построении кривой распределения вероятностей получения
прибыли приняты следующие предположения:
1.
Наиболее вероятно получение прибыли, равной расчетной
величине - ПРр. Вероятность (Вр) получения такой прибыли максимальна,
соответственно значение ПРр можно считать математическим ожиданием
прибыли.
2.
Вероятность получения прибыли, большей или меньшей по
сравнению с расчетной, тем ниже, чем больше такая прибыль отличается от
расчетной, т. е. значения вероятностей отклонения от=- расчетной прибыли
монотонно убывают при росте отклонений.
3.
Потерями прибыли (ΔПР) считается ее уменьшение в сравнении с
расчетной величиной ПРр. Если реальная прибыль равна ПР, то
ΔПР=ПРр-ПР.
(2)
4.
Вероятность
исключительно
больших
(теоретически
бесконечных) потерь практически равна нулю, так как потери заведомо
имеют верхний предел (исключая потери, которые не представляется
возможным оценить количественно).
13
Рис. 11 - Схема вероятности получения определенного уровня прибыли
Рассмотрим зоны риска:
Безрисковая зона – это область, в которой потери не ожидаются, где
результат хозяйственной деятельности положительный.
Зона допустимого риска – это область, в пределах которой величина
вероятных потерь не превышает ожидаемую прибыль, а значит,
коммерческая деятельность имеет экономическую целесообразность.
Зона критического риска – это область возможных потерь,
превышающих величину ожидаемой прибыли. В этой зоне предприниматель
рискует не получить никакого дохода, и, следовательно, понести прямые
убытки в размере всех произведенных затрат.
Зона катастрофического риска – это область экономической
катастрофы, связанной не только с имущественными потерями, но и с
угрозой банкротства, когда потери превышают собственный капитал
организации.
Конечно принятые допущения в какой-то степени спорны, ибо они
действительно могут не соблюдаться для всех видов риска. Но, в общем, они
верно отражают общие закономерности изменения предпринимательского
риска и базируются на гипотезе, что прибыль как случайная величина
подчинена нормальному или близкому к нормальному закону распределения.
4.
Этап реализации принятых решений предполагает постановку
задач среди менеджеров и распределение необходимых ресурсов.
На данном этапе непосредственно реализуются все запланированные
мероприятия, большую роль в этом играет процесс мотивации персонала.
5.
Заключительным этапом управления риском являются контроль
и корректировка результатов реализации выбранной стратегии с учетом
обновления информации. Контроль состоит в получении информации от
менеджеров о произошедших убытках и принятых мерах по их минимизации.
Оценка эффективности управления рисками включает определение
эффективности достигнутого уровня защищенности организации как
отношение полученных результатов к затратам на управление риском.
14
Эффективность управления рисками = Полученные результаты
/Затраты на управление риском
(3)
Эффективность системы управления рисками неотделима от
эффективности самой хозяйственной организации в целом, но в то же время
оказывает на нее определенное влияние. Эта эффективность может быть
оценена по степени достижения намеченных целей, конечным результатам
деятельности предприятия, а также по доходу (убыткам) от рисковых
операций.
Таким образом, управление рисками – это важная составляющая
инновационного процесса, которая позволяет предотвратить необоснованный
авантюризм и повысить эффективность деятельности.
Хотя новые прорывные знания создаются, в основном, в секторе
научных исследований, именно предприятия являются ключевыми игроками
в инновационном процессе. Инновационный потенциал и технологические
способности в развитых странах сосредоточены именно в компаниях, и во
многих секторах особую роль играет малый и средний бизнес. Поэтому
менеджмент инноваций в организации является определяющим фактором
развития в условиях глобальной экономики, ориентированной на знания.
15