Мифология науки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекции Честякова
Мифология науки
Парадигма науки – это общая модель, включая общепризнанные теории, методы исследования, элементы мировоззрения. Предмет исследования социологии - общество
Теоретическое основание общества по Конту
Первая стадия -теологическое : фетишизм, политеизм, монотеизм (1300)
Вторая стадия - метафизическая (1300-1800) абстракто-умозрительной
Третья стадия – с 1800 г. позитивистки
Конт потребовал, чтобы наука добывала знания, как их добывают естественные науки, опираясь на принцип обще значимости и доказательности. То есть утопические теории, которые учили как жить обществу, сменили исследование как есть, выявление закономерностей в развитии общества.
Методы: массовые опросы и статистическая обработка, а также включенное наблюдение, метод личной документации, форсированное интервью, фокус-группа
Социальные теории: Концепция эволюционизма Спенсера. Общество развивается от простого к сложному и в процесс развития дифференцируется и интегрируется. Ввели понятия «социальный институт» и «социальный контроль»
Формальная социология (Георг Зиммель и Фердинанд Теннис), предлагала исследовать «истые формы социальности», то есть то, что повторяется в огромном разнообразии взаимодействия. Вели понятия «Общественные отношения»
Основные понятия
«Социальный институт» — это совокупность социальных норм, регулирующие отношения между людей Он шире правовых норм, так как включает в себя и юридические нормы, и традиции, обычаи, мораль
Социальный контроль – совокупность норм и правил, которые регламентируют взаимоотношения между людьми. Это нормы – санкции. Они включают в себя юридическое наказание и общественное порицание.
«Санкции» Ф Теннис разделил нормы по их характеру -качеству: священность-светскость ( например, богохульство, вкушение запрещенных продуктов) лояльность (измена, предательство); аморальность (распущенность, безответственность) Вышеупомянутые нормы защищены правом и общественной моралью
Этика (свод правил, может относиться и к профессии) не защищена законом, а только сводом правил. Санкциями является бойкот
Нормы приличия (приняты в определенных обществах). Санкции – порицание , насмешка
Общественные отношения — это различные социальные взаимосвязи, возникающие в социальном взаимодействии, связанные с положением людей и функциями, выполняемыми ими в обществе
Человек имеет потребности. Они определяют цели и мотивы действий. Реализуя их, он вступает во взаимоотношения с другими людьми. Эти взаимоотношения порождают общественное соглашение или договор, который приобретает устойчивую форму, организуя действия коллективного типа. Скрепляются эти действиями правами и обязанностями каждого лена коллектива.
Община и общество Ф. Тенниса
Главный вопрос Тенниса – как обществу удается сохранять равновесие, что является главной движущей силой развития?
Поиск ответа на этот вопрос привел к введению двух понятия: Социальная воля и социальное согласие
Социальная воля – это стремление различных субъектов общественной жизни к достижению обусловленных их потребностями целей. Результат выработки решения – социальное согласие
Для изучения общества ученый ввел новый метод, который потом использовал Вебер – метод идеальных типов»
Сущность метода: взять тип общества и разложить его на отдельные составляющие. Элементы , независимо существуют они в единичном виде разложить по шкале от несовпадающих по краям, а имеющие общие черты в середине.
Идеальные типы, которые призваны были служить масштабом для познания и описания реалий.
Ученый вводит понятие община и общество, которое в основе которых лежит производное социальной воли. Общие цели объединят группу людей, формируют общие ценности, которые пронизывают сознание каждого индивида. Принадлежность к данном социуму, соблюдение его норм и правил становится сущностью человека, основой его бытия. Сущностное развитие приводи к формированию общественных институтов, которые преобладают в обществе.
Согласно Ф. Теннису, в общине господствуют непосредственно личные и родственные отношения, а в обществе преобладают формальные институты.
По мере развития взаимоотношения между людьми усложняются. Общество переходит на новую ступень развития. Ученый вводит новое понятия, которое можно перевести, как общество в значении крупномасштабной и сложно организованной ассоциации людей, объединенных социальными институтами, общественным разделением труда и профессиональной специализацией, системой экономического обмена, бюрократической иерархией и классовой стратификацией.
Общество типа «Гемайншафт» придает решающее значение традиционным обычаям, верованиям и неписаным законам, а «Гезельшафт» — юридическим законам. Если первое отличается ограниченной специализацией, складывающейся главным образом на основе родственных связей, то для второго характерны специализация профессиональных ролей и отделение последних от семейных ролей.
В обществе типа «Гемайншафт» культура формируется на основе религиозных ценностей, а в «Гезельшафт» — на светских. Главными социальными институтами в «Гемайншафт» являются семья, соседи и община; в «Гезельшафт» складываются крупные объединения и ассоциации (деловые круги, правительство, политические партии, добровольные ассоциации).
Основные различия между ними состоят в следующем:
1) Gemeinschaft предполагает, что люди живут в соответствии с общинным принципом и мирскими ценностями, а общество типа Gesellschaft основано на стремлении к личной выгоде;
2) Gemeinschaft придает основное значение обычаям в то время, как Gesellschaft основано на формальных законах;
3) Gemeinschaft предполагает ограниченную и неразвитую специализацию в то время, как в Gesellschaft проявляют специализированные профсссиноальные роли;
4) Gemeinschaft опирается на религионые, a Gesellschaft — на светские ценности;
5) в основе Gemeinschaft лежит семья и община, а в основе Gesellschaft — крупные корпоративные и ассоциативные формы объединения людей.
Ф. Теннис использует термины Gemeinschaft и Gesellschaft, чтобы провести разграничения между традиционным и современным обществом. Понятие Gemeinschaft (община) применяется к крестьянской деревенской общине, а понятие Gesellschaft (общество) — к индустриальному городскому обществу.
Общность может строиться по следующим основаниям:
1) на географической близости (село, коммуна, приход, нация);
2) на психологической близости;
3) на кровнородственной близости (семья);
4) на духовной близости (круг друзей и единомышленников).
Термин «Gemeinschaft» применяется у Ф. Тенниса по отношению к
таким разным социальным единствам, какими выступают семья, корпорация, церковь, сельское товарищество, родовая, деревенская, политическая, христианская и городская общины. Все они — сплоченные совокупности, социальные солидарности, образованные на основе естественных человеческих отношений. В общность, строго говоря, не вступают — в ней оказываются автоматически, хотят того или ист. С общностью люди связаны родовыми узами, избегнуть которых они не могут. Индивид, естественно, принадлежит к своей семье, своей деревне, своей родине, своей расе — и принадлежность эта природная, непроизвольная.
Общество представляет собой сознательное социальное объединение, основанное на договоре и вступлении членов. В него входят свободно, по собственной воле — но могут и не входить. Общество — продукт целиком и полностью искусственный. Его намеренно создают, затем часто изменяют.
Общество основано не на соседстве, близости или кровном родстве — оно базируется на интересе. Людей сближают интересы, стремление к выгоде, рациональный расчет, общая профессия или место работы. В обществе должны быть официальные, деловые отношения
Социальное действие М. Вебера
Вебер вел понятие «социальное действие». Для того, чтобы объяснить развитие и сущность общества М.Вебер дал определение его структуры. По его мнению, общество делится на классы. (Социальные классы)Но в отличие от классов К. Маркса классы различаются по отношению к средствам производства и уровню жизни, по образу жизни и по убеждению.
Реакция людей на один и тот же раздражитель одинакового уровня и образа жизни будет одинаковым. Группа, единая по уровню жизни, закрытая. Но в нее могут вступить люди, которые разделяют образ жизни. Прием доход не влияет на образ жизни впрямую. Партии – совершенно сознательно формируемые политические объединения.
Взаимодействие между социальными группами называется социальное действие. В основе ее лежит рационализм.
Сам Вебер определял социальное действие следующим образом:
«Социальное действие... соотносится по своему смыслу с поведением других субъектов и ориентировано на него». Иными словами, действие становится социальным, когда в своем целеполагании затрагивает других людей или обусловлено их существованием и поведением»
Оно имеет смысл и ориентировано на других людей.
Движущая сила социального действия – социальная мотивация. Она может быть подлинной и декоративной
Пытаясь понять, как исследовать мотивацию, Вебер создал новую методологию «интерпретированные социальные явления» или «социальные законы» - это не что иное, как статистические закономерности, которые соответствуют общему смыслу интерпретации этих явлений и законов
Выявить закономерности можно с помощью идеального типа. Идеальный тип у М. Вебера служит методологическим принципом как социологического, так и исторического познания.
Задача историка, как считал М. Вебер, состоит в установлении связей между индивидуальными историческими образованиями, а идеальный тип служит средством раскрытия генетической связи исторических явлений, выявить степень отклонения от идеального типа
Структура социального действия обязательно включает в себя следующие элементы:
актора;
потребность актора, выступающую непосредственным мотивом действия;
стратегию действия (осознанная цель и средства ее достижения);
индивида или социальную группу, на которые ориентировано действие;
конечный результат (успех или неудача).
Ученый выделяет четыре вида социального действия:
целерациональное — использование определенного ожидаемого поведения других людей для достижения целей;
ценностно-рациональное — понимание поведения, действия как собственно ценностно-значимого, основанного на нормах морали, религии;
аффективное — особенно эмоциональное, чувственное;
традиционное — основанное на силе привычки, принятой норме. В строгом смысле аффективное и традиционное действия не являются социальными.
Рационализация— форма развития, или социального прогресса, который осуществляется в рамках определенной картины мира, каковые в истории различны. Идеализированное пространство — Это целерациональное действие.
М. Вебер заметил, что рационализм, тяга к рациональном ведению хозяйства свойственно капиталистам, исповедующим протестантизм
Понятие легитимного порядка
Под легитимным порядком Вебер предлагает понимать значимый порядок, которые представляет собой не просто единообразное социальное поведение, как-то обычай или нрав, а поведение, которое связано с иррациональным осмыслением происходящего факта. Значимость порядка определяется для индивида поведением, которое будет служить ему эталоном или образцом, достойным подражания.
Порядок, признанный легитимным, оказывает воздействие на поведение человека не какими-то специальными средствами принуждения. Такие средства всегда существуют в обществе, но совершенно недостаточны для достижения консенсуса его членов, поскольку последний достигается, в первую очередь, формированием мотивации к подчинению, а вовсе не страхом наказания.
М Вебер выделил три типа легитимности власти: традиционная, харизматическая и легальная
Чарлз Кули. Первичная группа. Теория общественного мнения
Общественное мнение… является коллективным синтезом личных мнений». «Общественное мнение… это не просто агрегация отдельных индивидуальных суждений, это – организация, совместный продукт коммуникации и взаимного влияния.
Мнение является продуктом коллективного взаимодействия, процесса коммуникации, которые придают частным мнениям иное качество - «организации».
Дюркгейм о коллективном сознании
Коллективное сознание — это «психический тип общества, который имеет свои свойства, свой собственный способ развития, свои условия существования». Объект коллективного сознания представляет собой особую, «отдельную реальность», он существует независимо от нашей воли и сознания, но осуществляется только в индивидах.
Индивиды притягиваются друг к другу благодаря общим верованиям и сходным чувствам. Последние и составляют условия существования коллектива, важнейшую предпосылку их духовного бытия. Чем больше коллективное сознание как «голос общественной совести» регламентирует социальную жизнь общества, тем сильнее и крепче связь индивида с группой.
Малые части общества, организованные внутри себя, также стремятся к целостности и солидарности, как и общество в целом; в них развивается групповое сознание.
От степени солидарности зависит состояние общества:
— нормальное
— патологичное.
Дюркгейм ввёл новое понятие для социологии — аномия (патология общества) — ощущение отсутствия норм. Оно возникает в переходные и кризисные периоды, когда старые нормы и ценности перестают действовать, а новые ещё не установились.
Патологичные формы состояния общества:
— социальное неравенство,
— рутинизация труда,
— деградация рабочей силы,
— классовые конфликты.
Основной путь оздоровления общества — реформы.
Социальные факты
«Социальным фактом», по определению Дюркгейма, является всякий образ действия, четко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее давление и имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от него.
Социальные факты подразделяются на:
— факты коллективного сознания (идеи, чувства, легенды, верования, традиции) и
— морфологические факты, обеспечивающие порядок и связь между индивидами: численность и плотность населения, форма жилища, географическое положение ит.д.
Факты коллективного сознания включают следующие классы явлений:
— общие идеи и чувства,
— моральные максимы и верования,
— моральные нормы,
—юридические кодексы поведения,
— экономические мотивы людей и интересы людей.
Флориан Знанецкий. Ценности и установки.
Ценности – это все явления, которые не относятся к природному, естественному миру.
Установка - это индивидуальное соответствие социальной ценности. Деятельность любого вида - связующее звено между ними" [1, p. 22]. «Установка - это психологический процесс»,
Ценности функционально необходимы для поддержания социального порядка
Каждая группа имеет ценности
"Ситуация - это ряд ценностей и установок, с которыми индивид или социальная группа имеют дело в процессе деятельности и с учетом которых эта деятельность планируется, а также оцениваются ее результаты. Любая конкретная деятельность - это разрешение ситуации. Ситуация включает в себя факты трех типов: (а) объективные условия, в которых действуют индивид или общество, т.е. вся совокупность ценностей - экономических, социальных, религиозных, интеллектуальных и т.д., - которые в данный момент прямо или косвенно воздействуют на состояние сознания индивида или группы; (б) ранее существовавшие установки индивида или группы, которые до настоящего времени активно влияли на его (или "ее" - группы) поведение и (в) определение ситуации, т.е. более или менее ясное представление об условиях, а также осознание установок". Действие "может иметь место только в том случае, если эти условия отобраны, интерпретированы и скомбинированы определенным образом и если достигнута некоторая систематизация этих установок, так что какая-то одна из них становится преобладающей и подчиняет себе все остальные
Юзеф Халасинский. Формирование национального самосознания
Национальное самосознание - это продукт социальной подвижности, пространственной и психологической. Национальное самосознание - это уже самосознание индивидов, обладающих автономной личностью"
Нация - предполагает сознательное объединение людей данной, вновь нарождающейся культуры. Нарождающейся, безусловно, не на пустом месте, а как более или менее удачный синтез прежде существовавших культурных систем и элементов.
Формирование нации - это средство преодоления процесса массовой маргинализации населения путем выработки комплекса идей, способствующих появлению национального самосознания и ощущения моральной общности.
Питирим Сорокин, Социальная мобильность
В числе первых теоретиков социологии Сорокин ввел понятие социального пространства, которое представил научному миру как «вселенную неопределенного вида, состоящую из народов населяющих землю». Согласно его теории в пространстве индивидуум занимает определенное место, как в горизонтальном, так и вертикальном измерении. При этом позиция любого члена социума определяется Сорокиным как «социальное положение», которое в свою очередь представляет собой совокупность связей как внутри групп, так и внешних связей с группами, отличными от группы индивидуума. Ввиду этого вводятся такие понятия, как социальное восхождение и социальный спуск.
Попытка создание общей теории
Социальное действие — это нечто ограниченное временем и пространством, как бы клетка, ячейка или даже точка, оказывающаяся, однако, центром, в котором пересекаются все взаимодействия таких крупных структур, как общество, личность и культура.
что приходится принимать во внимание актору, совершающему социальное действие:
Во-первых, это его собственные интересы и потребности. Причем, по возможности, в широком плане: то действие, о котором идет речь в данный момент, плюс те действия, которые совершаются одновременно с ним, плюс те, которые предполагается совершить в будущем;
Во-вторых, необходимо принимать во внимание действия других людей, чтобы, по крайней мере, им не повредить. Это важно, поскольку чревато ответными санкциями и сопротивлением со стороны других. Так что очень желательно получить их поддержку и содействие;
В-третьих, необходимо соблюдать интересы общества, выраженные в разного рода законах и положениях.
Выводы применительно к теме дипломной работы
Если предположить, что идеологическая компания было социальным действием с целью легитимизировать изменения, внедрить в общество новые традиции, заставить их принять осознано, сделать абсолютной ценностью, то нашем исследовании нам необходимо исследовать