Справочник от Автор24
Философия

Конспект лекции
«Философия: смысл и предназначение»

Справочник / Лекторий Справочник / Лекционные и методические материалы по философии / Философия: смысл и предназначение

Выбери формат для чтения

docx

Конспект лекции по дисциплине «Философия: смысл и предназначение», docx

Файл загружается

Файл загружается

Благодарим за ожидание, осталось немного.

Конспект лекции по дисциплине «Философия: смысл и предназначение». docx

txt

Конспект лекции по дисциплине «Философия: смысл и предназначение», текстовый формат

1. ФИЛОСОФИЯ: СМЫСЛ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ Ключевые слова: философия, онтология, гносеология, антропология, аксиология, праксиология, мифология, религия, эпистемология (попытайтесь, используя философский словарь, самостоятельно найти определения этих понятий). 1.1. Предмет философии Вопрос о том, что такое философия и что считать предметом философского размышления, предстает перед начинающим философом во всем многообразии умозаключений. Основная трудность этого вопроса, не позволяющая однозначно ответить на него, состоит в том, что философия является учением о мире в целом, об общих принципах и закономерностях бытия мира и его познании. Однако критерий целостного понимания мира определяется самим человеком. Человек в этом случае предстает и как продукт природной и социальной эволюции, и как субъективное личностное начало, для которого философия становится системой миропонимания. Именно миропонимание как способ обобщенного, целостного представления об окружающем мире требует субъективного и творческого анализа исследуемой реальности. В результате субъективизм – это и есть та серьезная проблема, которая не позволяет всем людям одинаково оценивать реальность, а следовательно, и одинаково понимать, что является философией, однозначно определять предмет философского размышления. Отсюда становится понятным, почему множество людей, занимающихся философией профессионально, предлагают собственное видение того, что считать философией. Вот несколько примеров различного понимания предмета философии: Г.В.Ф. Гегель, один из важнейших представителей немецкой классической философии, полагал, что философия – это эпоха, схваченная в мышлении; М. Хайдеггер, немецкий мыслитель ХХ века, следуя за античным философом Аристотелем, утверждал, что философия является процессом постоянного спрашивания (вопрошания); наш отечественный мыслитель М.К. Мамардашвили понимал философию как процесс сознания вслух или проговаривания человеком происходящего вокруг него; Л. Витгенштейн, австрийский философ ХХ века, доказывал, что философия является логическим прояснением мыслей. Вместе с тем, субъективизм в понимании предмета философии заканчивается там, где начинается сам процесс философствования, который основывается на рационально-теоретическом освоении действительности. Использование логических конструкций и представлений, ориентированных на современные научные знания о мире, позволяет оценивать философию не только как область субъективных абстракций, но, прежде всего, как пространство выявления объективных закономерностей мира. Философия сегодня – это область исследовательской деятельности, формирующая свои принципы и заключения на базе конкретно-научного материала. Она, как новый этап в развитии теоретической мысли, отражает состояние современного ей общества и создает методологический фундамент для научного обоснования преобразовательной деятельности человека и человечества. 1.2. Происхождение слова «философия» Трудность понимания предмета философии, с которой сталкивается современный человек, имеет во многом исторический характер. Перед первыми мыслителями, начинающими критически осмысливать реальность, остро встал вопрос о том, как называть ту деятельность, которой они заняты. Этот процесс называния означал рациональную осмысленную вербализацию самого характера деятельности философствующего человека. Без четкого называния невозможно было бы определить, в каких пределах можно мыслить, оставаясь при этом философом. Попробуем понять, что означает слово “философия”. Оно происходит от двух греческих слов phileo – люблю и sophia – мудрость. Таким образом, “философия” буквально означает любовь к мудрости. Однако на разных этапах человеческого существования слово “sophia” наполнялось разными смыслами, отчего менялся и общий исходный смысл философствования. Например, во времена Гомера слова “sophia” и “sophos” употреблялись в значении какого-либо действия или каких-либо способностей (так, Гомер пишет о корабельном зодчем, который благодаря Афине “разумеет всю мудрость (sophia)”. Это означает, что он мудр, именно как зодчий, и хорошо знаком со своим делом). Позднее Солон (политический деятель VII в. до н.э.) употребляет слово “sophiе” в значении поэтического творчества, которое навевается музами. В дальнейшем употребление слова “sophia” означает умение обращаться с людьми (например, у Феогнида (VI в. до н.э.)). Впервые, как считали Цицерон и Гераклит Понтийский, философию философией, а себя философом начал называть Пифагор в VI в. до н.э. Предание гласит, что на вопрос, является ли он мудрецом, т.е. познавшим природу вещей, Пифагор ответил: “Я не мудрец, а любитель мудрости (иначе, философ)”. Однако более правдивым кажется то, что само словосочетание “phileo sophia” появилось лишь во времена демократических Афин в эпоху политика Перикла, а именно в V в. до н.э. Лишь в IV в. до н.э. Платон начинает употреблять слово “философия” в привычном для нас сегодня смысле – любовь к мудрости. 1.3. Основные проблемы философии Появление названия определило характер философствования. Практически ни одна область человеческой деятельности, ни одно явление мира не ускользнуло от взгляда первых мудрецов и поздних философов. Любая сфера человеческой деятельности служит источником появления как общемировоззренческих, так и философских вопросов. Философские вопросы и проблемы являются порождением многообразных потребностей человека. Эти проблемы тесно связаны с обыденным мировоззренческим опытом субъекта. Истоками данных проблем выступают: 1) индивидуально-экзистенциальные, 2) социально-классовые, 3) внутринаучные, 4) художественно-эстетические отношения субъектов. Весь комплекс философских проблем может быть сведен в пять больших групп: 1) онтологические – проблемы бытия: первопричины мира, существования реальности и т.д; 2) антропологические, социально-философские – философские проблемы человека: человек в развивающемся мире, отношения Человек-Общество и т.д; 3) аксиологические – исследование ценностей; 4) гносеологические – проблема возможностей познания; 5) праксеологические – проблемы организации деятельности. Ядром всех проблем выступает основной вопрос философии (как его называл Ф.Энгельс), фокусирующий онтологическое и гносеологическое отношение материи и сознания. Этот вопрос можно сформулировать так: Все остальные вопросы становятся философскими только потому, что их оказывается возможным рассмотреть сквозь призму онтологического и гносеологического отношения человека к бытию. Однако какова бы ни была роль этого основного вопроса, считать его единственным, а потому выделять единственную проблему в философии, нельзя. Каждая историческая эпоха ставит перед человечеством вечные проблемы, решение которых и является важной задачей философии. К таким проблемам относятся: проблемы человеческого существования, смысла жизни, свободы, взаимоотношения философии и культуры, философии и естествознания, а также проблема осмысления того, что считать “миром в целом”. Разрешимость этих проблем зависит от конкретной эпохи, от конкретного уровня развития общества и науки. Смена научных представлений о мире приводит к смене привычных ответов на основные философские вопросы, после чего человечество вновь приступает к поиску ответов на эти же самые вопросы и предпринимает новые попытки решения основных философских проблем. 1.4. Философия как мировоззрение. Типы мировоззрения Представляя собой сложное духовное явление, мировоззрение включает в себя: убеждения, идеалы, цели, мотивы поведения, нравственные и моральные нормы и др. В свою очередь, все эти элементы определяют духовный облик и жизненную позицию человека и общества, а само мировоззрение является важным условием освоения и изменения человеком мира. Основным фактором освоения мира является момент его чувственного восприятия, который дает возможность человеку обнаружить и ощутить то, что происходящее вокруг него – это так называемый первый уровень мировоззрения. Когда мир уже ощущается, перед человеком и человечеством возникает необходимость этот мир оценить и понять – это второй уровень мировоззрения. В результате исследователи отмечают двухступенчатую структуру мировоззрения: 1-я ступень – миороощущение – чувственное восприятие окружающей действительности; 2-я ступень – миропонимание – рациональное и логическое обоснование происходящих процессов. Философия дает определенный каркас представлений об устройстве мира и тем самым является неотъемлемой частью мировоззрения. Вместе с тем, философия объединяет мировоззренческие установки, формирующиеся в сознании человека из различных источников, например, естественнонаучных, научно-технических. Своеобразным источником являются и формы общественного сознания: политические, религиозно-мифоло-гические и т.д. Наряду с философией можно выделить следующие исторические типы мировоззрения: мифологию и религию. К одному из типов мировоззрения относится и так называемое обыденное мировоззрение, проявляющееся в форме здравого смысла и направленное на решение практических задач. Среди перечисленных типов мировоззрения философия занимает наиболее важное место, поскольку позволяет критически осмыслить имеющиеся знания и логически обосновать представление о мире. В табл.1.1 приводятся основные отличительные черты исторических типов мировоззрения, позволяющие оценить значение каждого из них. Таблица 1.1 ФИЛОСОФИЯ МИФОЛОГИЯ РЕЛИГИЯ ЗАДАЧИ Исследование мира, его закономерностей, определение места человека в мире Объяснение явлений окружающего мира, осознание места человека в мире Объяснение причин существования мира, морально-этическая регламентация человеческого поведения МЕТОДЫ Теоретико-логический анализ происходящих процессов в мире, аргументированное доказательство сделанных выводов Фантастическое упрощение мира, опирающееся на веру Идеалистическое обоснование мира, опирающееся на веру; «организованное поклонение» высшим силам ВРЕМЯ И ИСТОЧНИКИ ПОЯВЛЕНИЯ VII-VII в. до н.э. древнеиндийские, древнекитайские, древнегреческие мыслители – авторы конкретных философских систем Доисторический период. Анонимна Первобытная культура. Легендарные пророки Каждый тип мировоззрения в меру своих возможностей позволяет человеку и человечеству дополнить представление о мире, но лишь философию отличает доказательность, логическая обоснованность, аргументированность и системный характер знаний. Поэтому философия, формируя целостное понимание мира, является ядром мировоззрения, его теоретической основой. 1.5. Функции философии в культуре Философия является особым видом духовной деятельности человечества. Она способствует формированию человеческой культуры, активно влияя на общественно-историческую практику людей, выполняя многообразные функции. Можно выделить две большие группы функций философии: 1) Мировоззренческая функция, которая подразделяется на: а) гуманистическую, т.е. относящуюся к острым для каждого человека вопросам, например, вопросам жизни и смерти, свободы и др.; б) социально-аксиологическую функцию. Основная цель этой функции – разработка представлений о ценностях (аксио) человечества, уяснение принципов нравственности и эстетики, анализ их изменчивости и жизнеспособности, а также адаптация данных представлений к конкретной исторической ситуации. Социально-аксиологическая функция, в свою очередь, расчленяется на подфункции: • конструктивно–ценностную; • интерпретаторскую; • критическую. в) культурно-воспитательную функцию, призванную включить человека в процесс общественных отношений; г) объяснительно-информационную, которая корректирует мировоззрение человека, приводя его в соответствие с уровнем современного научного понимания мира. 2) Методологическая функция философии, которая делится на: а) эвристическую – направленную на приобретение новых знаний об окружающем нас мире и являющуюся фундаментом для будущих новых научных открытий; б) координирующую – способствующую координации (сопоставлению, соотнесению) различных научных исследований между собой; в) интегрирующую функцию, направленную на сведение знаний различных наук в русло общечеловеческого знания. Значение данной функции трудно переоценить. Объединяя знание различных наук между собой, философия дает общую эпистемологическую (episteme – знание) окраску научному познанию человечества и тем самым стимулирует рост в культуре вообще знания о мире; г) логико-гносеологическую (gnosis – познание) функцию философии, которая предлагает пути логического понимания мира. Перечисленные функции философии направлены на поиск истины как главной ценности всякого научного знания. В данном случае не имеет значения, идет ли речь об истине происхождения мира или истинности существования человека, его бытия. Важно, чтобы при поиске истины присутствовали наиболее ценные составляющие всякого научного знания. Этими составляющими являются систематичность, доказательность и применимость на практике получаемого знания. Долгое время длятся дискуссии на тему, является ли философия наукой. Отвечая на этот вопрос, необходимо помнить об основных функциях философии, предлагающих доказательную базу в определении всякого философского знания. Эти же функции позволяют включить новое знание в систему взаимосвязанных научных теорий, подвергая новое знание практической проверке. Поскольку философия в поисках истины руководствуется теми же важными составляющими, что и всякое научное знание, то очевидно, что она является одной из ветвей науки. История философии насчитывает уже более 2,5 тыс. лет. За это время появлялось и исчезало множество философских течений, решающих проблемы онтологического и гносеологического свойства, а также дающие ответы на экзистенциальные (ex(s)istentia – существование) вопросы. Каждая теория в философском течении, каждая вновь возникшая проблема «продвигала» человечество в направлении позитивного, взвешенного понимания окружающего мира. При этом всякое знание представляло собой звено общей картины мира. Каждое такое звено, каждое философское течение, включенное в общий процесс накопления человечеством знаний, должно быть всесторонне исследовано. Опыт этих течений послужит основой для последующих философских направлений. Что же такое история философии? Г.В.Ф. Гегель вывел три ценностные составляющие историко-философского процесса: 1) Историко-философский процесс есть закономерное поступательное развитие, в котором все философские системы оказываются внутренним образом связанными между собой. 2) Каждая философская система является самосознанием исторически конкретной эпохи, отсюда существует связь между философией и историей человечества, с одной стороны, и историей отдельного общества или государства, с другой. 3) Философские системы прошлого не умирают и не игнорируются последующими философскими направлениями, а входят в их основу. На основании предложенных Гегелем составляющих можно дать определение тому, что же такое история философии. Можно вывести следующие исторические типы философии: • философия Древнего Востока (древнеиндийская и древнекитайская); • античная философия; • философия Средних веков; • философия эпохи Возрождения; • философия Нового времени; • современная философия; • русская философия. Каждый из этих типов отличался рядом особенностей, связанных с условиями общественно-исторического развития человечества. Поэтому каждый тип представляет собой веху человеческой мысли на определенном рубеже истории. Вопросы и задания 1. Исследованием каких вопросов призвана заниматься философия? Попробуйте сформулировать проблемы, которые, на ваш взгляд, являются философскими. 2. В чем состоит отличие философии от мифологии и религии? 3. Каково назначение философии? 4. Что является основным вопросом философии и почему? 5. Перечислите основные функции философии.

Рекомендованные лекции

Смотреть все
Философия

Философская антропология

Философская антропология (краткий конспект лекции) Философская антропология: понятие, предмет, основные подходы. Философская антропология направлена н...

Философия

Философская антропология. Проблема человека

1 Лекция 17. Философская антропология. Проблема человека Вопросы: 1. Проблема человека в истории философии. 2. Биологическое и социальное в человеке 3...

Философия

Философия средних веков

1 Тема 3. Философия средних веков. Основные вопросы: 1. Основные черты христианского мировоззрения и средневековой философии. 2. Патристика. Философия...

Философия

Философия античности

Тема 2. Философия античности. 1. 2. 3. 4. Основные вопросы: Общая характеристика и предпосылки античной философии. Ранняя классика и натурфилософия. К...

Философия

Философия как явление культуры

Тема 1. Философия как явление культуры. Основные вопросы: 1.Понятие и предмет философии. 2.Философия и мировоззрение. 3.Философия в системе культуры. ...

Философия

Русская философия конца XIX — начала XX в.в.

Тема 7. Русская философия конца XIX – начала XX в.в. Основные вопросы: 1. Предпосылки и особенности русской философии. Западники и славянофилы. 2. Фил...

Философия

Философия Возраждения и Нового времени (XVII-XVIIIв.в.)

Тема 4. Философия Возрождения и Нового времени (XVII-XVIII в.в.) Основные вопросы: 1. Культура Возрождения: предпосылки, общая характеристика и особен...

Философия

Основы философии

КУРС ЛЕКЦИЙ по дисциплине «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ» с заданиями для самоподготовки и самоконтроля Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студ...

Философия

Западная философия конца XIX – XX веков. Русская философия. Смысл жизни

НССУЗ НП «Региональный финансово-экономический техникум» ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ (Третья лекция) __________________________________ http://rfet.ru © РФЭТ © В...

Философия

Аспекты рассмотрения человека как объекта философии

СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 1. Определение понятия «человек» 4 2. Значение архетипов в работе К. Юнга 6 3. Аспекты рассмотрения человека как объекта философ...

Смотреть все