Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Философская антропология. Проблема человека

  • 👀 623 просмотра
  • 📌 556 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Философская антропология. Проблема человека» pdf
1 Лекция 17. Философская антропология. Проблема человека Вопросы: 1. Проблема человека в истории философии. 2. Биологическое и социальное в человеке 3. Антропосоциогенез и развитие сознания 4. Деятельность как способ бытия человека, ее виды. 5. Сущность человека и смысл его бытия в мире 6. Проблема свободы человека Постижение человека – это центральная проблема философии. Постановка ее содержится уже в словах Сократа: «Познай самого себя». Стремление человека познать свою природу всегда было одним из главных стимулов развития философской мысли. Рассмотрение проблем человека имеет длительную традицию. Начиная с древнейших времен, возник вопрос: « Что есть человек?». Многообразие ответов, принадлежащих различным философским школам и направлениям, свидетельствует о сложности проблемы, возможности различных аспектов рассмотрения. В одних случаях человеческое отождествляется с духовным, идеальным, разумным; в других – приоритет отдается природно-телесным или социально-экономическим факторам. По-разному рассматривается соотношение внутренних и внешних условий, обстоятельств, детерминирующих человеческие качества. При всем различии взглядов на сущность человека его личностные качества анализируются подавляющим большинством философов через деятельность индивида, направленную на окружающий мир. Отсюда определение человека как совокупности системы общественных отношений (экономических, политических, социальных, ценностно-нравственных, религиозных и других). В современной науке существует свыше 800 дисциплин, изучающих человека в различных его аспектах. Философию интересует не столько то, что представляет собой человек с точки зрения медицины, биологии и пр., а, прежде всего следующие проблемы: 1. возникновение человека, 2. соотношение в нем биологического и социального начал, 3. сущность человека, 4. смысл его бытия в мире, 5. наличие или отсутствие в его бытии свободы и др. 1. Проблема человека в истории философии. Размышления о человеке, возможностях его деятельности, ценностно-смысловой ориентации, надеждах на будущее составляют основное содержание философии. Начиная с древнейших времен, возникает проблема человека, заключающая неисчерпаемое многообразие аспектов и подходов своего рассмотрения Как известно, традиции европейской философской антропологии зародились в античный период. Одним из последовательных представителей материалистического монизма в учении о человеке являлся Демокрит. Он утверждал, что тело и душа состоят 2 из атомов и разрушаются после смерти. Главная цель в жизни заключается в достижении счастья, хорошего, радостного расположения духа (эвтюмия). Средство ее достижения – это размеренное отношение к миру и самому себе (мера во всем), достигаемое с помощью разума. Платон, напротив, определяющим признаком человека считает бессмертную душу, которая и предопределяет его качества, социальный статус и предназначение. В бессмертии души и смертности тела заключен, по Платону, извечный трагизм человеческого существования. Впоследствии эта идея была систематически развита в средневековом (христианском) мировоззрении. Аристотель в определении человека обращает внимание на его социальную (общественную) природу и способность к мышлению. Отсюда: человек – это общественное животное, наделенное разумом. В учении Аристотеля обращалось внимание на определяющую роль общественных отношений на формирование личности, подчеркивался приоритет социального целого над индивидом. Одновременно проповедовались идеи так называемого разумного эгоизма, нашедшие свое дальнейшее развитие в последующих теориях (например, Эпикур). Средневековая трактовка человека связана с именами Августина Блаженного и Фомы Аквинского. Аврелий Августин, являясь последователем Платона, противопоставляет материальное и духовное в человеке и определяющую роль отводит душе. В автобиографическом труде «Исповедь» рассматривает собственное становление как личности. Здесь мы находим и глубокий самоанализ и убедительные примеры внутренних противоречий. Представители экзистенциализма рассматривают Августина как своего непосредственного предшественника. Фома Аквинский рассматривает душу и тело в нераздельном единстве и использует для обоснования христианского учения о человеке философию Аристотеля. Душа – двигатель тела, его активная, творческая форма, которая, в свою очередь, получает окончательное осуществление только лишь через и посредством телесной организации. Философская антропология философии Нового времени развивается под воздействием нарождающихся раннебуржуазных отношений, развивающегося научного знания. Возникает новая культура, получившая название гуманизма. Ее представители с антропоцентрических позиций пытаются разрешить проблемы человека на земной основе и, в противоположность учению об изначальной греховности, утверждают и обосновывают его естественное стремление к добру и счастью. Возрастает также внимание к изучению интересов, жизненных установок личности, ее индивидуальных запросов и потребностей. Индивидуалистическая концепция человека представлена в трудах Т.Гоббса. В противоположность Аристотелю он отрицал общественный характер личности и главными признаками считал индивидуализм и агрессивный эгоизм – «война всех против всех» . Ему принадлежит классическая формула, гласящая «человек человеку – волк». Подобное состояние является, по мнению Гоббса, следствием конкуренции между людьми в условиях развивающихся новых экономических (капиталистических) отношений. 3 Основателем новоевропейского антропологического рационализма по праву считается Р.Декарт. Он утверждает, что мышление является единственно достоверным критерием человеческого существования. Психофизическую проблему философ рассматривает через дуализм души и тела – различных субстанций, составляющих единство и взаимодействующих друг с другом. Тело рассматривается как некий механизм; сознание воздействует на него и, в свою очередь испытывает обратное влияние. Механистический взгляд на человека наиболее полное выражение получил в механистическом материализме, согласно которому существует лишь одна материальная субстанция, а человеческий организм – это самозаводящаяся машина, сравнимая с часовым механизмом. Подобная позиция характерна для французских материалистов XVIII века (Гольбах, Гельвеций, Дидро). Они также утверждали, что человек и его поступки абсолютно детерминированы природой и поэтому отрицали свободу воли. Человек, в учениях этих философов, провозглашался лишенным первоначальной греховности и изначально наделен добротой. Новая страница в исследовании проблемы человека была открыта немецкой классической философией. По И. Канту вопрос о том, что есть человек, выступает в философии в качестве основного. Его рассмотрению философ предваряет методологическую установку, состоящую в утверждении нравственно-природного дуализма. Основная мысль последнего заключается в том, что человек как составная часть чувственного мира подчинен природной необходимости, а как носитель духовности нравственно свободен, автономен и независим. Всякая личность, в силу этого, является самоцелью и не может служить только лишь средством для достижения сколь угодно благих целей и намерений. Исходным принципом поведения должен быть категорический императив – это внутреннее формальное повеление. Главная задача антропологии заключается в выявлении того, что «делает или должен делать из себя самого» человек как свободное существо, тогда как физиология изучает, что делает из человека природа. В человеке, по мнению философа, сочетается склонность к злу и задатки добра. Задача нравственного воспитания – это преодоление зла добром. Признаком последнего является чувство вины, которое овладевает людьми. Человек со спокойной совестью и уверенностью в постоянной правоте не может быть моральным. Самосознание, по Канту, порождает эгоизм в различных формах, с которым необходимо бороться до преодоления. Антропологическая концепция Г. Гегеля тесно связана с рационализмом. Именно мышление отличает человека от природного мира и является основанием и причиной всех человеческих качеств. Развитие, становление личности Гегель связывает с осознанием индивидом себя как существа «бесконечного, всеобщего, свободного». В социальном плане это утверждение означает признание приоритета общественного целого над индивидом. Проповедником материалистического монизма выступил Л.Фейербах, рассматривающий человека как чувственно-телесное существо, часть природы. 4 Антропологический материализм Фейербаха, направленный против идеализма Гегеля, в тоже время не учитывал реальных социальных связей и деятельностей и сводил их лишь к отношению Я и ТЫ. Такое абстрактное понимание не раскрывало всего богатства человеческой природы. Русская религиозная философия главное внимание уделяла рассмотрению сущности человека. Так, Ф.М. Достоевский исходит из двойственности человеческой природы, сочетающей в себе противоположные начала: добро и зло, бога и дьявола. Особенно сильно эти начала проявляются тогда, когда человек «отпущен на свободу». Русские философы религиозного направления подлинный смысл человеческой жизни видели в соединении человека и бога. Эта традиционная проблема рассматривалась через соотношение понятий богочеловека и человекобога. По В.Соловьеву эти понятия выражают совершенно различные существа. Богочеловек – это единство божественной и человеческой природы Иисуса Христа, явление духовного человека, объемлющего собой все возрожденное человечество, идеальный и недостижимый прообраз будущего человечества. Человекобог знаменует высшую ступень развития человечества, постоянно восходящего к своему идеалу. Диалектика этого процесса рассматривается В.Соловьевым в концепции всеединства. Н. Бердяев, развивая идеи возрожденческого антропоцентризма, мечтал соединить культ святости (бог) с культом гениальности (человек). Человекобог не имел ничего общего с сверхчеловеком Ницше. Известный русский философ С.Л.Франк полагал, что в ницшеанстве старый гуманизм, обоготворяющий человека как природное существо, разлагается и предстает в качестве злого титанизма, отрицающего всЁ святое в человеческой жизни, да и саму идею человека. Русская философия подчеркивала деятельностный характер становления личности человека, осуществляемое через преодоление страданий, заблуждений, диких капризов. Прекрасно об этом написал Достоевский в «Записках из подполья»: «Все-то дело человеческое, кажется, только в том и состоит, чтобы человек поминутно доказывал себе, что он – человек, а не штифтик». В XIX-XX веке возникают различные направления антропологии, которые находят свое выражение в натуралистических, материалистических, позитивистских и прагматических учениях. Эти концепции характеризуются рассмотрением человека как деятельного существа (homo faber). Сущность человека, в соответствии с этим подходом, определяется не разумом и его проявлениями, выступающими в качестве эпифеноменов (побочного, производного явления) чувственного отражения окружающего мира, а его биологической инстинктивной природой. Все, что называется мышлением, чувствами, желаниями, высшими эмоциональными проявлениями рассматривается лишь как «символический язык инстинктивных импульсов» (Ницше, Гоббс), символикой, в основе которой находятся инстинкты и ощущения. Человек – это существо, создающее символы (язык). Знаки, слова, понятия составляют совершенные инструменты человеческой деятельности. Несмотря на различия, перечисленные направления в основу человеческой деятельности помещают 5 естественно-материалистические основания – инстинкты, биологические особенности (фрейдизм), социально-экономические отношения (марксизм). Их объединяет также представление об истории как о целостном процессе поступательного движения к возвышенной цели, вера в значимость ценностно-смысловой компоненты общественного развития. Эти идеи в различных формах присутствуют в учениях Канта, Гегеля, Конта, Спенсера, Дарвина, Маркса и других. В XIX веке получает завершение концепция Сверхчеловека (Ницше), которая имеет глубокие корни в философских учениях прошлого. Античность, христианство, идеология Возрождения по-разному, в соответствии с требованиями эпохи, формулируют концепцию сверхчеловека. Ницшеанская концепция носит ярко выраженный атеистический характер. Формула Ницше «Бог умер!» означала провозглашение сверхбожественного существа – сверхчеловека, воплощающего в себе «высочайшие проявления» человеческих качеств, которыми должны ориентироваться люди в своей деятельности. Наконец, следует отметить и концепции личности, по существу отвергающие саму идею прогрессивного развития человека. Человек определяется как «тупиковое» существо. Т.Лессинг, например, определяет человека как «постепенно свихнувшуюся разновидность хищной обезьяны, помешанной на так называемом духе». Голландский анатом Л.Больк делает вывод, что «человек – это инфантильная обезьяна с нарушенной системой внутренней секреции». Смысл этой концепции заключается в том, что поскольку человек не способен подобно животным приспособиться к окружающей среде, постольку он в своей деятельности замещает собственные органы искусственными инструментами: язык, орудия труда, социальные институты и т.д. Разум – это показатель неизлечимой болезни, свидетельство неспособности человека приспособиться к окружающей действительности. Религия, искусство, наука, философия, государство, в целом культура – все это возникает в результате биологической слабости человека, фатального отсутствия перспективы его биологического развития. Духовные предпосылки подобных взглядов были созданы в учениях Шопенгауэра, Боргсона, Ницше, хотя им нельзя приписать многие выводы, последовательно доведенные до своего завершения последователями. Основоположником современной антропологии является Макс Шелер (1874-1928), внесший значительный вклад в разработку проблем этики, социологии, психологии. Собственно философии человека посвящена книга «Место человека в космосе». Антропологические идеи Шелера получили широкое признание виднейших философов XX века – Бердяева, Хайдеггера, Бахтина и других. XX век, утверждает Шелер, выявил несостоятельность предшествующих концепций человека. И в результате человек становится «совершенно и безусловно проблематичным, когда он больше не знает, что он собой представляет, но зато одновременно знает о том, что он этого не знает». Необходима выработка нового понимания человека, а это можно сделать только на основе преодоления предшествующих представлений, концепций и теорий. К основным концепциям человекознания, по Шелеру, относятся: - христианско-теологическая, 6 - рационально-гуманистическая, - позитивистко-натуралистическая, - де градационная, - сверхчеловека. Подобная классификация позволяет наилучшим образом раскрыть критерии, направленность, многообразие взглядов и представлений о сущности человеческой личности, выявить дальнейшие теоретические перспективы развития антропологии. 2. Биологическое и социальное в человека Наличие в человеке двух начал – биологического и социального – свидетельствует о противоречивости, антиномичности человеческого бытия. С одной стороны, человек – создание природы. Он есть животное, принадлежащее к одному из 10 млн. видов живых организмов, населяющих Землю, - виду Homo sapiens (род гоминид, отряд приматов, класс млекопитающих). Современные исследования показали, что биологическое отличие человека от высших обезьян (на хромосомном уровне) составляет всего около 1%., и что в организме человека нет ничего такого, что с необходимостью порождало бы у него разумность и способность к созидающей деятельности. Но если биология человека не способна объяснить человека как существо мыслящее и деятельное, то правомерно утверждать, в противоречии с вышесказанным, что человек не есть создание природы. Он творит себя сам по законам своего собственного неприродного бытия – бытия социального. Вне общества, без особых социальных форм организации жизни, без культурной среды, в которой он усваивает язык, нормы нравственности, идеи и идеалы, навыки поведения, общения, деятельности и пр., человек – не более чем животное. В повседневной жизни как синонимы часто употребляются понятия «человек», «индивид», «личность», но в действительности терминологически они вполне различимы и несут неодинаковую смысловую нагрузку. Человек – это понятие, обозначающее факт принадлежности к человеческому роду биосоциальное существо, субъект исторического процесса, создатель всех форм материальной и духовной культуры. Индивид – это понятие, обозначающее отдельно взятого человека, единицу человеческого рода, одного из многих. Личность – это человеческий индивид, рассматриваемый с точки зрения его социальных качеств (интеллектуальных, нравственно- волевых, социо-культурных), проявляющихся в индивидуальных особенностях его сознания и поведения. Люди появляются на свет как индивиды (как отдельные представители человеческого рода), обладающие индивидуальностью (то есть набором неповторимых, уникальных психофизических особенностей, способностей, задатков). Формирование личности начинается в первые годы жизни и осуществляется в ходе процесса социализации – усвоения норм и правил поведения в обществе, приобщения к системе социо-культурных ценностей и овладения системой социальных ролей – стереотипов поведения в различных ситуациях (в семье, на работе, в общественных местах и т.п.). 7 Личность иногда определяют как систему социальных ролей человека в группах, мнением которых о себе он дорожит. И это не случайно: в европейских языках слово «личность» восходит к понятию «персона», что означало маску актера в театре. А в русском языке термин «личность» образован от слова «лик». Отсюда пошло выражение «потерять лицо», то есть утратить свой социальный статус, «упасть» в глазах других людей, потерять человеческое достоинство. Выражения «сильная личность», «выдающаяся личность», «ничтожная личность» и т.п. свидетельствуют о том, что в понятии «личность» часто фиксируются те качества человека, которые вызывают уважение (или неуважение) со стороны других людей. Личностью в широком, социально-философском смысле этого термина становится каждый человек, за исключением случаев тяжелых врожденных дефектов головного мозга. В течение жизни те или иные качества личности могут быть утрачены, вплоть до так называемого «распада личности» вследствие алкоголизма, наркомании, тяжелых психических заболеваний. Юридически это фиксируется признанием недееспособности человека: он лишается гражданских прав, освобождается от судебной ответственности и т.п. Вместе с тем, целый ряд личностных качеств зависит от физиологических особенностей организма, в том числе и нервной системы (например, темперамент). На базе темперамента в процессе жизни и деятельности вырабатывается характер – это совокупность устойчивых черт личности, определяющая типичные для нее способы поведения. Индивидуальные психологические особенности личности выражаются также в способностях – это свойствах личности, благоприятствующих успешному выполнению какой-либо деятельности. Есть данные, свидетельствующие о том, что наследственность в значительной мере определяет даже такие качества личности, как агрессивность, смелость и трусость, альтруизм и эгоизм, наклонность к алкоголизму и т.п. Однако фатальной неизбежности в развитии личности психофизиологические задатки не создают. Природные свойства организма – это биологический фундамент личности, который определяет возможности и задатки ее развития, а социальная среда, воспитание и образование, усилия самого человека, – в какой мере эти возможности будут реализованы. Таким образом, человек рождается как «дитя природы» и начинает существовать по ее законам. Но в процессе своего развития он покидает «биологическую колыбель» и выходит на арену общественной жизни, где над законами природы надстраиваются законы социального бытия. Оставаясь созданием природы, человек становится также созданием и, одновременно, создателем общества и самого себя. В этом противоречии заключается одна из главных особенностей бытия человека. 3. Антропосоциогенез и развитие сознния Как возникла вышеобозначенная противоречивость человеческого бытия, как удалось человеку вырваться из животного состояния и подчинить свое природное бытие социальному? Современная наука утверждает, что возникновение Homo sapiens произошло в ходе эволюции отряда приматов семейства гоминид. Первым представителем зарождающегося человеческого рода был Homo habilis – «Человек умелый», способный 8 создавать примитивные орудия труда, затем возник Homo erectus – «Человек прямостоящий» (питекантроп). Одна из его ветвей – неандертальский человек побочная, тупиковая ветвь эволюции, наш «кузен», другая ветвь дала в итоге начало виду Homo sapiens. Его потомки – кроманьонцы, заселявшие Европу около 40 тыс. лет назад, являлись уже людьми современного типа. Большинство ученых склоняются к мнению, что современное человечество происходит от единого генетического корня, а «прародиной» людей 1,5 мил. лет назад стала Африка. Считается, что в процессе антропогенеза особенно большое значение имели два обстоятельства: ухудшение условий существования гоминид (скорее всего в связи с изменением климата) и действие генетических механизмов эволюции (пока не очень ясных науке), которые обусловили цефализацию – рост головного мозга. Главным фактором, который обеспечил выживание в изменившихся условиях, стала трудовая деятельность. Труд явился силой, которая сформировала человеческое сознание, благодаря нему человек стал человеком. (Этот вывод сделал впервые Ф.Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»). Труд: 1. во-первых, предполагает систематическое употребление и изготовление орудий труда; 2. во-вторых, – коллективный характер деятельности; 3. в-третьих, - общественное разделение видов деятельности; 4. в-четвертых – необходимость сохранения и передачи новому поколению жизненно важной информации о трудовой деятельности. Все это делало необходимым развитие памяти, совершенствование трудовых навыков, постоянного общения. Появление языка и речи, которые выполняют не только коммуникативную функцию, но и выступают средством мышления, формой хранения и передачи социальной информации – важнейший этап в становлении человека. Вместо того, чтобы обеспечивать выживаемость за счет инстинктов, эволюция человека пошла по другой линии: выживаемость за счет интеллекта, накопления и передачи культурного опыта. Другим важнейшим условием эволюции человека стало формирование социальных связей и отношений, то есть, возникновение общества, - новой, по сравнению с природной, социокультурной среды обитания, которая формировала в человеке новые, «сверхприродные», социально-культурные потребности. В условиях общественной жизни человек стал развиваться под контролем двух взаимодействующих программ: биологической и социокультурной. Именно социокультурные перемены, а не биологические свойства человека, наполнили его жизнь содержанием, которым не обладает жизнь животных. Таким образом, будучи генетически связан с другими формами жизни на Земле, человек выделился из них благодаря орудийной деятельности, сплочению в общество, появлению членораздельной речи и абстрактного мышления. 4. Деятельность как способ бытия человека, ее виды. Деятельность является основой человеческого бытия, она выступает формой выражения его сущности. Сложность человеческой природы наиболее полно раскрывается в многообразии форм и видов деятельности человека. Деятельность человека существенно отличается от 9 поведения животных, которое характеризуется, прежде всего, приспособлением к миру, адаптацией к уже сложившейся окружающей среде. Деятельность же всегда предполагает сознательное изменение природного мира как среды обитания человека, а также совершенствование общественной системы, которая, по сути, является главным показателем плодотворности человеческой активности. Таким образом, в отличие от животного, поведение которого обусловлено исключительно бессознательным мотивом, человеческая деятельность имеет в своем основании сознательно сформулированную цель и план, способствующий ее достижению. При этом зачастую человек использует разнообразные вспомогательные средства, способствующие более полному и быстрому достижению цели. Любой вид деятельности предполагает наличие и взаимосвязь следующих компонентов: - человека (или субъекта) с его целями, ценностями, знаниями и навыками; - операций целесообразной деятельности; - объектов, на которые направлена деятельность субъекта в процессе этих операций. Все усилия человека завершаются результатом или продуктом деятельности. В научной сфере - это научные знания, открытия; в искусстве - это оригинальные художественные произведения; в политической сфере - это новые политические идеи, властные полномочия и т. п. Таким образом, необходимо выделить следующие важнейшие характеристики понятия деятельности: 1. Деятельность есть специфически человеческая форма отношения к миру, содержание которой составляет целенаправленное и целесообразное преобразование мира, творение людьми собственных общественных отношений и самих себя. 2. В отличие от биологически мотивированного поведения в животном мире, деятельность предполагает свободное целеполагание, проектирование целей. Она всегда произвольна. 3. Способ деятельности определяется не биологическими задатками, а исторически выработанными социокультурными программами. Эти программы не только реализуются в деятельности, в ней они вырабатываются и изменяются. 4. Деятельность способна к неограниченному саморазвитию. В этом обнаруживается ее принципиальная открытость и универсальность. Первой и последней целью любой деятельности выступает удовлетворение той или иной потребности. Потребностью называется объективная нужда человека в чем-либо. Современные ученые выдвигают несколько классификаций потребностей: - по субъектам (индивидуальные, групповые, коллективные, общественные); - по объектам (материальные, духовные). Удовлетворение потребностей осуществляется в рамках определенной сферы общественной жизни. Отсюда виды деятельности могут быть условно определены как экономическая, социальная, политическая, духовная. Понятно, что по мере усложнения общественных отношений виды деятельности все более дифференцируются. У первобытных людей вообще проблематично различить указанные формы, пребывающие в неразделенном единстве. В современном же мире спецификация 10 деятельной активности людей достигает наивысшей степени. В плане организации их жизни это обеспечивает определенные преимущества. Принцип разделения труда, актуализирующийся в системе сотрудничества «узких» специалистов всех отраслей общественной деятельности, способствует повышению объективного качества достигаемых результатов. Таким образом, разнообразие видов деятельности людей во многом обусловливает степень развитости общества. Помимо видов человеческой деятельности следует выделять ее формы. Многообразие форм деятельности обусловлено сложностью человеческой природы. В отличие от видов деятельности, каждая из которых связана с удовлетворением той или иной потребности, формы деятельности сопряжены с основными человеческими способностями. Известно много типологий способностей. Одна из таких типологий выделяет следующие способности: интеллектуальные, физические, коммуникативные, творческие. Вступая в различные соотношения, способности определяют следующие формы деятельности: − трудовую (труд); − познавательную (познание); − коммуникативную (общение); − творческую (творчество). Трудовая деятельность (труд) выступает как базовая форма человеческой деятельности. Все прочие ее формы обладают признаками «труда», отличающими человека от животного. Труд – это процесс, в котором человек своей собственной активностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой, целенаправленно воздействует на предметы природы и преобразует их. В процессе труда человек «вкладывает» в предмет свои физические и духовные силы, они переходят в предмет, превращаются в особые, порожденные трудом, свойства предмета. Благодаря этому, человек изменяет предмет, приспосабливает его к своим нуждам и потребностям. В то же время труду присущ и противоположный процесс: человек включает в состав своей деятельности, превращает в свои собственные знания и умения то, что до этого принадлежало предмету. А это предполагает опору на опыт предшествующих поколений, ибо природа предстает перед человеком как освоенная человеческим трудом, и он застает при включении в общественную жизнь сложившуюся систему производства, необходимые правила н приемы трудовой деятельности. Следовательно, труд всегда носит общественный характер, т. е. является процессом, протекающим в обществе и при помощи средств, созданных обществом. Познание - это активное отражение или воспроизведение действительности в идеальным образом в сознании человека. О нем более обстоятельный разговор впереди. Общение – это такая форма деятельности, при которой происходит обмен идеями и эмоциями. Духовное общение выполняет важные социальные функции: обмен информацией, передача опыта, организация людей для какой-либо деятельности. Никакая сфера деятельности людей не может быть осуществлена вне общения. Наряду с социальными функциями, общение выполняет психологические функции, т. е. осуществляет определенное воздействие на психическое состояние человека. 11 Игра – форма физической и интеллектуальной деятельности, лишенная прямой практической целесообразности и предоставляющая индивиду возможность самореализации за рамками его актуальных социальных ролей. Игра трактуется как форма существования человеческой свободы, высшая страсть, самоценная деятельность. Игра классифицируется на игры–состязания, игры–подражания (театр), азартные игры, обучающие и деловые игры, игры человеческого воображения. Она создает специфическое игровое пространство, моделирующее реальность, дополняющее ее или противостоящее ей. Игра имеет немалую ценность в качестве элемента творческого поиска, она способствует построению возможных моделей исследуемых явлений, конструированию новых художественных или философских систем или просто спонтанному самовыражению индивида. 5. Сущность человека и смысл его бытия в мире Проблема сущности человека всегда занимала значительное место в истории философской мысли наряду с онтологической и гносеологической проблематикой. Она и по сей день остается актуальной как в теоретическом, так и в индивидуально-личностном аспекте, ибо, не смотря на значительное количество концепций, единого и окончательного ответа на нее до сих пор нет. Дело в том, что решение проблемы смысла человеческого существования во многом зависит от общей мировоззренческой установки мыслителя: материалист он или идеалист, атеист или верующий, к какой именно религиозной конфессии принадлежит – к христианству, буддизму, исламу, иудаизму и т.п. Многое зависит от того, как сложилась жизнь человека, реализация его жизненных планов, да и просто от личных пристрастий. В каждом конкретном случае мы будем иметь совершенно иную концепцию сущности и смысла бытия человека. Не смотря на многообразие философских антропологических теорий, можно выделить шесть основных наиболее распространенных концепций, раскрывающих сущность человека и его назначение в мире. 1) Концепция homo sapiens – «человек разумный» относится к числу наиболее древних. Еще античные мыслители (Сократ, Платон, Аристотель и др.) полагали, что сущность человека, его особое положение в природе объясняется наличием у него интеллекта. Действительно, именно благодаря разуму человек может проникать в сущность природных процессов, планировать свои действия, предвидеть их последствия и результаты. Как существо разумное человек способен и должен контролировать свои поступки, соизмерять собственные желания с интересами других людей. Наличие интеллекта выделяет человека среди других существ даже с точки зрения религиозной философии, где человеческий разум трактуется как «искра Божественного Разума». Эта концепция со временем получила научное признание, и ныне словосочетание «homo sapiens» стало официальным определением родовой и видовой сущности человека. Именно в рамках этой теории произошло осознание человеком себя в качестве «царя природы», назначение которого – покорять природную стихию и властвовать над ней. 12 2) Религиозная концепция - тоже одна из самых древних, но не утратившая своей актуальности и поныне, сущностным началом в человеке считает наличие в нем бессмертной души. Ряд религиозных верований (иудаизм, христианство, ислам) рассматривают человека как единственное живое существо, получившее от Бога этот бесценный дар. Душа является ареной борьбы сил добра и зла – Бога и Дьявола. Поэтому назначение человека в земной жизни состоит в преодолении своей греховности и свободном выборе в пользу добра, то есть в «спасении» своей души, чтобы после смерти телесной оболочки человека, она могла воссоединиться с Богом. Особое место рассматриваемая проблема занимает в христианских воззрениях. Христианское понимание смысла человеческого бытия связано не с эмпирической внешней жизнью мира, а с областью внутренней, духовной жизни человека. Именно преодоление мирской бессмыслицы делает бытие верующего человека осмысленным в его стремлении использовать дарованную Господом возможность сохранить бессмертную душу и достичь вечной жизни как абсолютного добра. Обретение подлинного смысла жизни с христианских позиций связано с подавлением человеком своего «животного», «тварного» начала и с приобщением к Богу. Но в индо-буддийском религиозном варианте абсолютно все живые существа (кроме растений) обладают бессмертными душами, которые после гибели одного материального тела, переселяются в другое, в соответствии с кармой. Поэтому уникальность человека с позиций этой концепции определяется наличием у него разума, позволяющего сделать добровольный выбор в пользу добра и изменить свою карму в лучшую сторону. Конечную цель - полное освобождение от земной жизни и уход в нирвану, слияние с высшей духовной реальностью, может осуществить только человек – в этом и состоит его абсолютная уникальность и назначение в мире с точки зрения индо-буддийского миросозерцания. 3) Теория homo faber – «человек работающий» (или «человек трудящийся») возникла в первой половине Х1Х века и разрабатывалась представителями различных философских школ, в первую очередь, позитивизмом и марксизмом. С точки зрения этой концепции главным отличительным свойством человека является практика, трудовая деятельность, суть которой заключается не в использовании природных явлений в своих целях (это могут и животные), а в преобразовании природного материала и изготовлении орудий труда. В марксизме труд объявлялся основным фактором человеческой эволюции, обеспечившим как изменение внешнего облика человекообразных обезьян, так и возникновение у них абстрактного мышления, сознания, языка и человеческого общества (так называемая «трудовая теория антропосоциогенеза»). Труд трактовался К.Марксом как специфически человеческая форма жизнедеятельности, как способ существования человека. В соответствии с таким пониманием человеческой сущности смысл человеческого бытия заключался в преобразовании окружающего мира - «покорении» природы и кардинальном изменении социальных отношений. Разумное начало в человеке, таким образом, не отвергалось, но рассматривалось как нечто вторичное по отношению к трудовой деятельности. Марксизм видит подлинный смысл человеческого бытия в максимальном содействии решению задач общественного 13 развития, в созидательном труде, формирующем предпосылки всестороннего развития личности. Реализуя на этом пути свое назначение, свое призвание, человек обретает смысл собственного бытия. 4) Психоаналитическая концепция - оригинальная версия сущности человека, которую предложил в начале ХХ века основатель психоанализа З.Фрейд. В трех предыдущих концепциях человек рассматривался как существо разумное, понятное для себя и для окружающих (поскольку его деятельность контролируется сознанием, то понятны и мотивы совершенных им поступков). Но с точки зрения Фрейда, человек – «не хозяин в своем доме», ибо мотивы его поступков лежат в области бессознательного и самим человеком не осознаются. Сфера бессознательного в человеке, по Фрейду, - главный элемент его психики, а сознание – всего лишь «верхушка айсберга». В бессознательном находятся инстинкты и желания, доставшиеся нам «в наследство» от животных предков. Это, прежде всего, инстинкт продолжения рода («силы Эроса») и инстинкт самосохранения – главный источник агрессии («силы Танатоса»). Бессознательное начало («Оно»), обладая огромными запасами энергии (особенно сексуальной – «либидо»), фактически определяет скрытое содержание всех его поступков. Деятельность людей в сфере искусства, науки, политики и пр. трактуется как результат «сублимации» бессознательных импульсов, энергию которых человечество в ходе эволюции научилось направлять в социально одобряемые виды активности. Учение З.Фрейда было творчески переработано его последователями, представителями «неофрейдизма» Э.Фроммом, К.Г.Юнгом и др., но главное – определяющая роль бессознательного начала в поведении человека – осталась почти без изменений. 5) В философии русского космизма (начало ХХ в.) человек трактуется как центр мировой эволюции, действия которого определяют судьбы мироздания в преддверие грядущей глобальной катастрофы. «Космизм» человека - его сущностное начало трактовался русскими мыслителями по-разному: - религиозные мыслители этого направления (В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский и др.) делали акцент на божественной сущности человека, которую он должен в себе осознать, актуализировать и, став «Богочеловеком», спасти гибнущий мир от распада в бездне греха. представители естественнонаучного варианта русского космизма (К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский и др.) развивали идею о неразрывной взаимосвязи космоса и человека – самого сложного продукта космической эволюции и единственного носителя разума. Разум человека в рамках этой концепции носит не божественный характер, а выступает как космический феномен, причем, не только по происхождению, но и по его способности влиять на судьбы универсума. Человек в этой интерпретации предстает как космическое по своей сути существо, единственное, которое способно вынести жизнь (и разум) за пределы биосферы, в космос. Именно в этом его уникальность и предназначение. Ближайшая задача человека – осознать свою космическую сущность и взять на себя задачу по спасению мира от грядущих катастроф. 14 Космические варианты понимания смысла человеческого бытия были высказаны и в наше время. В частности, известный отечественный философ Э.В.Ильенков увидел его в собирании сил для начала нового цикла расширения Вселенной. Высказывались мнения и о том, что смысл бытия состоит в деятельности людей по недопущению (или сокращению) процесса сжатия Вселенной и т.п. В последние десятилетия этот арсенал значительно расширился за счет ряда глобальных проблем современности, решение которых тоже может составить «космический» смысла бытия человека. Спасение Земли от военной угрозы, от перенаселения, сбережение и возрождение мира естественной природы, - также придает «космичность» существованию человека на нашей планете. 6) Экзистенциальная концепция человека получила широкое распространение в западноевропейской культуре во второй половине ХХ века. Ее популярность во многом связана с литературной и общественной деятельностью французских философовэкзистенциалистов, нобелевских лауреатов в области литературы Ж.-П.Сартра и А. Камю. С точки зрения Ж.П.Сартра уникальность человека состоит в том, что он – единственное существо, у которого существование предшествует сущности. Более того, как отмечал Ж.-П.Сартр, такой сущности как «человек» вообще нет. Человек – это «проект», существо, устремленное в будущее и постоянно «выбирающее себя», свою сущность. Причем, выбор этот происходит не один раз в жизни (скажем, при выборе профессии), а постоянно. Каждым своим поступком человек вынужден выбирать между добром и злом, мужеством и трусостью и т.д., вплоть до самой смерти. По сути дела, именно эта свобода выбора и делает человека человеком, определяет его специфику, отличая от других существ, у которых нет выбора - кем быть и каким быть. Проблема поиска смысла человеческого бытия связана с проблемой конечности жизни, смертности человека. Всю трудность вопроса о смысле жизни человек понастоящему начинает осознавать именно тогда, когда задумывается о смерти. Но окончательного и однозначного ответа на этот вопрос, как мы видели, нет, и даже вера в посмертное существование не снимает с человека проблемы своего назначения в этом мире. Смысл жизни индивидуален: он существует для индивида и у каждого – свой. Смысл жизни субъективен: его нет, пока субъект сам не выберет его для себя; многие люди, «не нашедшие себя» в жизни, ведут «бессмысленное» существование. Чтобы найти смысл жизни, человек должен быть личностью, способной наполнить свою жизнь смыслом. В конечном счете, каждый сам для себя должен решить: кто он и зачем живет в этом мире. Как писал Ф.М.Достоевский, «человек есть тайна, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». 6. Проблема свободы человека Размышляя о смысле своего бытия и принимая решение реализации своих жизненных планов, человек не должен забывать о двух обстоятельствах: - - во-первых, о том, что его жизнь имеет границы, и он способен реализовать избранный им идеал лишь в этих границах; 15 - во-вторых, что реализация выбранной им цели своего личного бытия может быть ограничено внешними обстоятельствами - интересами других людей, исторической эпохой, социальными коллизиями и т.п. Мыслителей, поэтому, издавна волновал один из центральных вопросов специфики человеческого бытия: обладает ли человек свободой, в том числе – свободой выбора? Свобода человека – один из «проклятых» вопросов философии, споры вокруг которого начались ещё со времён Сократа. В истории философской мысли по этому поводу сложились две основных, взаимоисключающих друг друга концепции: фатализм и волюнтаризм. Фатализм - (лат. fatum – рок, судьба) – мировоззрение, рассматривающее каждое событие в мире, каждый человеческий поступок как проявление «рока», «судьбы», некого изначального предопределения, исключающего из существования человека случайность и возможность свободного выбора своего жизненного пути. Существуют несколько типов фатализма: 1) Мифологический фатализм (со временем превратившийся в бытовой, «обывательский») трактует предопределение как «рок» или судьбу. На заре человеческой культуры этот тип фатализма был распространен повсеместно. Так, древние греки верили, что не только люди, но даже сам Зевс не смог бы изменить своей судьбы. Все нити судеб находились в руках трех особых богинь - мойр (греч. moira – доля, участь): - Клото пряла нить жизни, - Лахесис определяла жребий, - Атропос в назначенный срок обрезала нить жизни. Многие античные мифы рассказывают о полной бесполезности всех усилий человека избежать предназначенной ему доли (например, миф о царе Эдипе). Эта разновидность фатализма позже перешла в различные оккультные доктрины (астрологию, хиромантию и т.п.), а также укоренилась в обыденном человеческом сознании. И сегодня многие пытаются «узнать» свою судьбу, увлекаясь гороскопами или прибегая к различным видам гадания. 2) Теологический фатализм рассматривает все события истории и человеческой жизни как результат божественного предопределения. В христианской теологии сегодня идёт борьба между сторонниками абсолютного предопределения (кальвинизм) и воззрением, допускающим некоторые проявления свободной воли человека, в частности, право свободного выбора между добром и злом (католицизм, православие, лютеранство). Но в фундаментальных построениях общей концепции человеческой истории все разновидности христианства глубоко фаталистичны, ибо сценарий будущего уже написан в Апокалипсисе: конец света, второе пришествие Христа, его последняя битва с Сатаной (Армагеддон) и т.п. 3) Философский вариант фатализма возник на основе отождествления причинности и необходимости (закономерности) Так, древнегреческий философ Демокрит, настаивая на всеобщем характере причинно-следственных связей, пришел к выводу, что раз все имеет свою причину, то случайности, как в жизни человека, так и в окружающем его мире, нет. Демокрит считал, что случайным в своей жизни люди называют то, причину чего они не знают. Логическим - 16 следствием подобного вывода становилась идея предопределения, но не божественного, а естественно-природного, где судьбу, жизненный путь человека можно «просчитать». Мировоззрением, основанном на противоположных фатализму выводах, является волюнтаризм. Волюнтаризм – (лат. voluntas – воля) – мировоззрение, противоположное фатализму и не только признающее у человека наличие свободной воли, но и постулирующее право личности на абсолютную свободу действий не считаясь с объективными обстоятельствами. На практике волюнтаристская позиция приводит к этическому релятивизму, политическому волюнтаризму и т. п. Стремясь преодолеть разрыв в трактовке соотношения свободы и необходимости, представленный в концепциях фатализма и волюнтаризма, голландский мыслитель Б.Спиноза впервые дал определение свободы как «осознанной необходимости». Как позже разъяснял суть этой идеи Ф.Энгельс, свобода человека состоит не воображаемой независимости от природных или общественных законов, а в знании этих законов и выстраивании своей деятельности в соответствии с ними Проблему свободы человека как независимости от внешних обстоятельств не следует смешивать с проблемой свободы воли, которая заключается в том, обусловлены или нет какими-то посторонними причинами сами намерения человека, его мысли и желания, его воля. Допущение свободы воли – необходимое обоснование нравственности, условие возможности изменения личности. Как заметил русский мыслитель Н.Бердяев, «без свободы зла человек был бы автоматом добра». Если человек не мог поступить иначе, чем он поступил, если мотивы его волеизъявления обусловлены независящими от него внешними или внутренними факторами, то ему нельзя это действие вменить в вину или поставить в заслугу – здесь всякая нравственная оценка будет неправомерна. С проблемой свободы воли связана судьба высших духовных ценностей (добро, справедливость, мужество и т. п.); от её решения зависит признание за человеком вины и ответственности, способности людей к творчеству и подвигу. Таким образом, проблема свободы воли тесно переплетается с проблемой ответственности личности за свои действия, переходя из теоретической сферы в область сугубо практическую (нравственную и юридическую). Проблема взаимосвязи свободы и ответственности стала одной из центральных в философии ХХ века. Так, с точки зрения классика французского экзистенциализма Ж.-П. Сартра, человек просто «обречён» быть свободным, ибо свобода составляет неотъемлемую внутреннюю сущность человека и специфику его бытия. Это, в свою очередь, предполагает и абсолютную ответственность человека за себя и мир в целом. То есть «бремя свободы» и «бремя ответственности» неразрывны. Отсюда – феномен «бегства от свободы»: стремление некоторых людей «быть как все», переложить ответственность за свои поступки и даже преступления на других людей, на внешние обстоятельства. Проблема свободы и ответственности весьма актуальна в наши дни, когда особенности и тенденции развития цивилизации объективно обуславливают возрастание меры ответственности каждого за свое собственное поведение и общественный прогресс в целом. 17 Выводы: 1. Человек – результат природной эволюции, биосоциальное существо, обладающее сознанием как особым свойством отражения действительности идеальным образом. 2. Деятельность – это осознанная целеполагающая обеспечивающая его существование и развитие. активность человека, 3. Смысл жизни – это осознание человеком причин и необходимости своего существования.
«Философская антропология. Проблема человека» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Артемов А. А., Сотникова Н. Н.
Автор(ы) Быкасова Л. В.
Смотреть все 293 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot