Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Философия как теоретическая форма мировоззрения

  • 👀 1007 просмотров
  • 📌 983 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Философия как теоретическая форма мировоззрения» pdf
Лекция 1 1. Философия как теоретическая форма мировоззрения Философия – одна из самых древних и интересных областей человеческого знания, духовной культуры. Она насчитывает 25 столетий истории развития. Возникнув в станах Древнего Востока, своего наивысшего расцвета философия достигает в Древней Греции. В трудах древнегреческих ученых впервые появляются и сами термины “философ”, “философия”. В буквальном смысле слово философия означает “любовь к мудрости”. В древности понятие мудрость имело особый смысл, оно означало стремление к особому, интеллектуальному постижению мира, основанному на знании и бескорыстном служении истине. Причем, мудрость означала не простое накопление механической суммы знаний отдельных вещей, а стремление понять мир как целостный и единый в своей основе. В своих размышлениях мудрецы и ученые искали ответы на вопросы: в чем сущность мира? Как он устроен? Есть ли что-то общее, что свойственно всем без исключения явлениям мира? Конечен или бесконечен мир? Каково место человека в мире? Что такое истина? В чем смысл жизни человека? Что такое смерть, и есть ли бессмертие? и т.д. Сама постановка таких вопросов, а так же поиск ответов на них относится к проблеме мировоззрения. Мировоззрение более широкое понятие по сравнению с философией, поэтому определение сущности философии должно начинаться с анализа и определения мировоззрения. Мировоззрение в широком смысле представляет собой совокупность преобладающих в тот или иной период истории предельно общих взглядов на мир и человека в их сложных соотношениях. В мировоззрении соединены особенности эмоционального, психологического и интеллектуального отношения человека к миру: его чувства, разум, сомнения и убеждения, знания и оценки. Мировоззрение в значительной степени определяет принципы поведения и деятельности человека, формирует его идеалы, моральные нормы, социальные и политические ориентации и т.д. Мировоззрение формируется как особого рода отражение общественного бытия в различных областях человеческой жизни, практики, культуры. Существует два основных уровня мировоззрения: обыденное и теоретическое. Обыденное мировоззрение формируется стихийно, оно порождается непосредственными условиями жизни и передается из поколения в поколение опытом людей. Это мировоззрение называют житейским, он понимается иногда как здравый смысл, традиционные представления о мире и человеке, оно, как правило, сориентировано на практические вопросы. Приобретая знания из области обыденного мировоззрения, человек не ставит себе целью познание ради познания, открытие истины поиск закономерностей, познание осуществляется для какой-либо жизненной цели, и представление о чем-то новом происходит по ходу дела. Житейское мировоззрение не опирается на доказательства, часто наполнено противоречивыми представлениями, ориентирами, ценностями. Теоретическое мировоззрение напротив стремится к поиску истины, открытию законов и закономерностей мира, оно системно, стремится к опоре на доказательства и аргументы. Существует две основные формы теоретического мировоззрения: наука и философия. Мировоззрение является историческим феноменом, то есть представления человека о мире и о себе изменялись с течением времени. Существует три исторических формы мировоззрения: мифология, религия и философия. Мифология – это универсальная, не расчлененная, единая форма общественного сознания, которая преобладала на ранних этапах развития человечества. В современном нам мире мифология выступает мировоззрением так называемых примитивных народов. В основе этой формы мировоззрения лежит миф. Миф – это особый способ отражения мира в сознании человека, характеризующийся чувственно-образными представлениями об окружающем мире. Мифы были первой попыткой обобщить и объяснить различные явления природы и общества, когда человек еще не выделял себя из природной Среды. Мифы это воплощение бессознательных коллективных представлений народов, воплощенные в поэтической, художественной форме. Основными черта мифологического мировоззрения являются: Ориентир на гармонию человека и природы; неспособность выделить человека из природы, что вело к метафорическому сопоставлению природных и социальных объектов, очеловечиванию сил природы, частей космоса; объяснение мира сводилось к рассказам о его происхождении; мифы поддерживали и объясняли существовавшие в обществе ценности; содержание мифа всегда символично, иррационально (мистично, сверхъестественно). Миф для рассказывающих его людей был не вымыслом. Он был реален и объективен, хотя мы могли бы сказать, что в нем существуют различные степени реальности. В жизни современного нам общества миф может быть реальностью социальной и политической жизни. Таким образом, мифология – это целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазии, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции. Мифология синтезировала в себе различные функции мировоззрения. Однако они были еще недостаточно развиты. В них в основном преобладали нормативнорегулятивная и оценочная функции. Все происходящее в мифах приобретало значение своеобразного образа для воспроизведения. Наряду с повествованием о событиях, важных для людей, их настоящем и будущем, утверждалась принятая в обществе система правил и ценностей. Это было своеобразное моделирование человеческого поведения в определенных условиях. Мифы служили своего рода способом сохранения жизненного опыта народа. При этом запоминались не только представления о действительности, но и приемы мышления, которые помогали ориентироваться в окружающем мире. Следующей формой мировоззрения выступает религия. Религия – мировоззрение и мироощущение, а также специфические действия (культ), в основе которых лежит вера в сверхъестественное, одного или нескольких богов, сущность которых находится за пределами познания человека. Характерными чертами религиозного сознания являются: высокая степень абстракции, отвлеченности от реального мира; раздвоенность мира в сознании людей; фантастический характер образов религиозного сознания; иллюзорность (то есть переживание как реального того, что в действительности не существует); вера в сверхъестественное. Религия также стремилась объяснить мир, существование в нем сил природы, жизни и смерти. И первоначально важнейшей функцией религии и было объяснение мира. Но потом, когда люди осознали, что поклонение богам не дает им возможности обращаться к силам природы, функции религии изменились. Религия стала играть в обществе роль поддержания ценностей, утешения, облегчения жизни, а также важнейшего средства общения и объединения людей. Религия основана на чувственных образах и вере, а философия на разуме и доказательствах. Содержание же их во многом совпадает. Мифологическое и религиозное мировоззрение в своей основе обыденное, оно не ищет доказательств и рационального объяснения. Религиозное мировоззрение отличается от мифологического по способу духовного освоения действительности. Мифологические образы и представления были многофункциональны: в них в еще не развитой форме переплеталось познавательное, художественное и оценочное освоение действительности, что создавало предпосылку для возникновения на их основе не только религии, но и различных видов литературы и искусства. Религиозные образы и представления выполняют лишь одну функцию – оценочно-регулятивную. Неотъемлемой чертой религиозных мифов и представлений является их догматизм. Возникнув, религия сохраняет известный запас представлений на протяжении нескольких веков. Религиозные образы многозначны: они допускают различные их истолкования, в том числе абсолютно противоположные. Поэтому на основе одной системы религиозных догм складывается всегда множество различных направлений, например, в христианстве: католицизм, православие, протестантизм. Еще одной особенностью религиозных образов и представлений является то, что в них скрыта иррациональность, которая подлежит восприятию только верой, а не разумом. Последний вскрывает смысл образа, но не опровергает и не разрушает его. Эта особенность религиозного образа лежит в основе признания приоритета религиозной веры над разумом. Центральное место в любом религиозном мировоззрении занимает всегда образ или идея Бога. Бог здесь рассматривается в качестве первоначала и первоосновы всего существующего. Причем это уже не генетическое первоначало, как в мифологии, а первоначало – созидающее, творящее, производящее. Следующая особенность религиозно-мировоззренческого способа освоения действительности – универсализация духовно-волевой связи, представление о которой постепенно вытесняет мифологические представления о всеобщей родственной связи. С точки зрения религиозного мировоззрения, все существующее и происходящее в мире зависит от воли и желания бога. Всем в мире правит божественное провидение или устанавливаемый и контролируемый высшим существом моральный закон. Для религии характерно признание примата духовного над телесным, чего нет в мифологии. Отношение к действительности, определяемое религиозным мировоззрением, существенно отличается от иллюзорно-праксеологического способа действий, связанных с мифологическим мировоззрением. Это пассивное отношение к действительности. Доминирующее положение в религии занимают умилостивительные действия (почитание различных предметов, наделенных сверхъестественными свойствами, молитвы, жертвоприношения и другие действия). Таким образом, религиозное мировоззрение – это способ освоения действительности через ее удвоение на естественную, земную, посюстороннюю и сверхъестественную, небесную, потустороннюю. Религиозное мировоззрение прошло длительный путь развития, от первобытных до современных (национальных и мировых) форм. Возникновение религиозного мировоззрения было шагом вперед на пути развития человеческого самосознания. В религии постигалось единство между разными родами и племенами, на основе которых создавались новые общности – народности и нации. Мировые религии – христианство, например, – поднимались даже до осознания общности и провозглашения равенства перед Богом всех людей. В то же время каждая из них подчеркивала особое положение своих последователей. В отличие от двух рассмотренных нами форм мировоззрения философское мировоззрение является теоретическим и имеет ряд других качественных особенностей. Однако философия это не только теория. Научно-теоретические знания составляют лишь одну сторону содержания философии. Другой же стороной выступает иной компонент сознания – духовно-практический. Он выражает смысло-жизненный, ценностноориентирующий тип философского сознания в целом. Особенностями философии являются также творческий характер ее выражения, философствование всегда должно быть свободно от любой внешней для него цели. Оно не может твориться по заказу, иначе оно станет идеологией. Философия всегда стремится к доказательности, подтверждению своих знаний логически. И вместе с тем она не имеет открытых истин, решенных проблем, закрытых вопросов. В целом, философия – теоретическая форма мировоззрения; учение о наиболее общих принципах бытия, познания, оценивания, об отношении человека к миру, о законах развития природы, общества, мышления. Цель философии – вывести человека из сферы обыденности, натолкнуть его на необходимость осмысления своей жизни. Для человечества в целом философия имеет своими задачами целостное, системное объяснение мира; философия стремится исследовать наиболее общие законы явлений, отношений и взаимосвязей мира. Для обозначения этих свойств, отношений, связей она вырабатывает соответствующие им логические понятия – философские категории; бытие, сознание, материя, время, движение и др. Философские категории не имеют чувственного аналога, их можно только мыслить. Философия – это учение о сущности мира и о человеке. Но предмет исследования философии не сам мир и человек, а система отношений “мир-человек”. Философия ищет проблемы там, где их, казалось бы, не существует, усложняет то, что казалось простым. Философская истина объективна, но переживается каждым по-своему. Философско-теоретической трансформацией фундаментальной мировоззренческой проблемы является основной вопрос философии, в котором отношение "человек - мир" преобразуется в отношение "дух - тело", "сознание - природа", "мышление - бытие". То или иное решение этого вопроса образует основу философского учения. В истории философии прослеживаются несколько вариантов решения проблемы соотношения материального и духовного, выступающей в качестве первой стороны основного вопроса философии. Однако все они являются либо монистическими (исходящими из признания одного начала мира), либо дуалистическими (исходящими из признания двух начал мира). Да и философский монизм неоднороден. На протяжении существования философского знания он выступал как материализм и как идеализм в двух его разновидностях: объективный и субъективный. Материализм исходит из признания первичности материального начала, рассматривает природу как вечную, ни кем не сотворенную. Идеализм первичным, определяющим объявляет духовное, лишь за ним признавая возможность саморазвития; природа же оценивается как пассивная, сотворенная. Однако идеалисты расходятся в его толковании. Одни считают, что духовное начало, обусловливающее все происходящее в мире явлений, существует в виде человеческого сознания, ощущений, восприятий, представлений. Это – субъективные идеалисты. Другие – это духовное представляют в виде ничейного, так называемого абсолютного сознания, духа, чистой идеи и т.п. Это – объективные идеалисты. В философии предполагалась попытка соединить оба подхода, что выразилось в дуалистических учениях. Дуализм – философское учение, представители которого рассматривают материальное и идеальное начала как не зависимые, равноправные, существующие параллельно друг другу. Основной вопрос философии включает в себя, помимо вопроса о первичности материального и духовного, также вопрос о познавательном отношении человека к миру. Материалисты рассматривают познание мира как отражение в человеческом сознании независимой от него реальности. Идеалисты же выступают против теории отражения, истолковывают познавательную деятельность то как комбинирование чувственных данных, то как конструирование объектов познания посредством априорных (доопытных) категорий, то как чисто логический процесс получения новых выводов из имеющихся аксиом и допущений. Сторонники агностицизма отрицают (частично или полностью) возможность познания мира разумом. Должного внимания заслуживает и вопрос о том, как мир устроен, какие существуют связи и отношения между предметами и явлениями, процессами, какие законы характеризуют этот мир с точки зрения движения и развития. Иначе говоря – вопрос об общей структуре мира и состоянии, в котором последний находится. Этот вопрос нашел свое решение в двух основных концепциях – диалектической и метафизической. Диалектика – концепция, согласно которой мир по своей структуре представляет единое целое, где все взаимосвязано и взаимообусловлено, а с точки зрения состояния – он находится в движении, развитии. Согласно метафизике, мир по своей структуре – это совокупность не связанных между собой взаимопереходами предметов, явлений, процессов. Что касается состояния мира, то метафизика признает движение и развитие только в ограниченных рамках, как уменьшение и увеличение, как повторение. Решение проблемы общей структуры мира, включающего в себя и человека, и состояние, в котором он находится, представляет собой относительно самостоятельный вопрос. Он может решаться в принципе одинаково при различном подходе к основному вопросу философии. То есть материализм может быть метафизическим и диалектическим. Точно так же и идеализм может быть как метафизическим, так и диалектическим. Следовательно, материализм и идеализм, метафизика и диалектика суть различные способы раскрытия отношения «человек – мир». Это отношение является универсальной проблемой для всех эпох человеческой истории – от возникновения человека и до тех пор, пока не прекратится его существование. Хотя на каждом этапе истории оно наполняется конкретным содержанием и осознается по-разному, осмысление его есть необходимое условие жизнедеятельности общества в его поступательном развитии. Типы и способы философского осмысления мира определяются общими философскими парадигмами (парадигма – исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе). Целостность, системность предмета философии обусловливает ее сложноорганизованную, многоуровневую, полиаспектную структуру, которую можно представить следующим образом (таблица 1): Таблица 1. Полиаспектная структура философии Философские Предмет науки изучения Онтология Объективная реальность Социальная Субъект философия (общество) Философская Субъект антропология (человек) Гносеология Познавательное отношение Праксеология Этика Аксиология Преобразование Общение Ценностноориентационная деятельность Подфункции Аспект основного вопроса философии Онтологическая Как возможен человек с его сознанием в этом мире? Социологическая Как соотносятся общественное сознание и общественное бытие? Гуманитарная Как соотносятся индивидуальное сознание и бытие природы и общества? Гносеологическая Как возможно адекватное познание? Праксеологическая Как возможно эффективное преобразование мира? Этическая Как возможно нравственное общение? Аксиологическая Как возможна реализация ценностей, ключевых жизненных смыслов человека? Эстетика Эстетическое освоение Эстетическая Как возможна деятельность по законам красоты? В различных философских системах указанные дисциплины в разной степени выражены, по-разному связаны друг с другом, приобретают разное содержание и направленность.Что касается методов, с помощью которых философия изучает свой предмет, то они сводятся к средствам получения знания. Вопрос о методе философского познания – это и вопрос о самой возможности решать философские проблемы научно. Для разрешения вопроса о том «является ли философия наукой» можно привести следующие аргументы (таблица 2). Таблица 2. Аргументация философии как науки Аргументы “За”: Аргументы “Против”: обе стремятся к познанию истины в философии не существует открытых, разрешенных проблем опираются на доказательства философия не может быть воспринята всеми одинаково, не имеет критерия объективности имеют систематически изложенные теории философия не имеет единой теории, доктрины, парадигмы Имеют предмет, методы изучения, специалистов, учебные пособия и заведения не существует единого философского языка излагаются особым наукообразным языком философия может не иметь применения в практике человека выявляют законы и закономерности явлений мира философия оценочна, т.е. стремится приобщить человека к высшим нравственным и духовным ценностям Таким образом, можно сделать вывод, что философия – это особая форма мировоззрения, субъективная, оценочная, доказательная, основанная на рациональных и творческих возможностях человека и возможная лишь в условиях свободны, дискуссии, спора. Литература 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Белов М.В. Философия как она есть. - Пермь, 1996. Ильенков Э.В. Философия и культура. - М., 1991. Калинин Б.А., Петушкова Н.Е. Русская философия в вузовском курсе. Учебное пособие. - Ставрополь, 1995. Косарев А. Философия мифа. - М., 2000.. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М., 1991. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. - М., 1990. Ортега - и - Гассет Х. Что такое философия. - М., 1991. Тормасов Б.А. Философы и философия. - М., 1998. Философия и мировоззрение. - М., 1990. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991.
«Философия как теоретическая форма мировоззрения» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 293 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot