Международный опыт аудита эффективности
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
1
2
1. Аудит эф ф ект ивност и в меж дународной практ ике
3
В ряде государств доля АЭ достигает 50-60% в
совокупном объеме проверок вы сших
органов ФК
4
1. Аудит эф ф ект ивност и в меж дународной практ ике
повы шение пот енциала общест венного развит ия, рост
пот ребности в качественны х изменениях во всех
сф ерах;
ст ремление следоват ь общепринят ы м меж дународны м
принципам в ф ормировании и исполнении
государст венного бюдж ет а, совершенствование МСФО
и ст андарт ов аудит а;
развит ие мет одов программно-целевого
бюдж ет ирования необходимост ь обоснования
результ ат ов в бюдж етны х программах новое качест во
5
ГФК (АЭ и результ ат ивности государст венны х расходов)
1. Аудит эф ф ект ивност и в меж дународной практ ике
При проведении АЭ основное внимание уделяется качественной
оценке социально-экономического процесса в
значительном временном диапазоне
(2-5 лет). Это позволяет оценить:
насколько эффективно, результативно и полно
использованы государственные средства для
достижения социально-экономических целей;
прозрачность использования государственных
финансовых и материальных ресурсов;
насколько исполнительные органы способны
эффективно использовать средства
налогоплательщиков для достижения поставленной
крупной социально-экономической цели.
6
Основная цель АЭ: улучшить качественные характеристики
функционирования организаций ОС.
Объ екты АЭ: направления и программы общественных расходов,
отражающие реализацию государственной политики, отдельные
организации, ведомственный менеджмент.
Предмет АЭ: крупные социально-экономические программы,
финансируемые за счет государственных средств или их отдельные
элементы, а также использование государственной собственности.
Бюджетные обязательства, обобщенные в программах,
рассматриваются как инструменты реализации гос политики и
достижения ее целей. Гос организации с позиций АЭ оцениваются
как совокупность деловых процессов, имеющих установленную
миссию и в ходе которых используются кадровые, финансовые и
материальные ресурсы. Бюджетный менеджмент изучается как
совокупность решений и действий по использованию ресурсов на
основе действующих правил, норм и ограничений.
7
• применение комплексного подхода к оценке эффективности
(расходов и бюджетных решений), использование системы
количественных и качественных показателей;
• применение экспертных оценок соотношения «выгодыэффекты» при выборе критерия оценки достижения
результатов, приоритетными являются социальные критерии
эффективности;
• уровневый подход к контролю и оценке: социальноэкономическая общественная значимость, макроэкономический
эффект, социальные выгоды, результаты (последствия), оценка
управленческой деятельности, финансовый результат;
• гибкость выбора объектов контроля, применяемых методов и
способов контроля; демократичность и дискуссионность в
выводах, минимизация субъективизма в анализе;
• разнообразие исследовательских методов и способов анализа:
использование аналитического, нормативного, программного и
др. подходов, инструментария организационного и
управленческого элементов аудита;
• наличие обширной и разноплановой информационной базы,
независимых, внешних источников информации. Составной 8
В зарубежных странах при проведении АЭ
осуществляется проверка всего спектра материалов
(документов, фактов или информации), которыми
оперируют органы власти.
Заключения и выводы не должны содержать оценок
достоинств проводимого политического курса или
утвержденных ГП.
При проведении АЭ рекомендовано руководствоваться
Ревизионными стандартами ИНТОСАИ, где АЭ
определяется как ф орма проверки использования
ресурсов при реализации задач и обязательст в,
при этом проверяется экономичность,
продукт ивност ь и результативность использования
всех государственных ресурсов
9
Главной идеей АЭ является необходимость
создания дейст венного механизма конт роля
за органами исполнительной власти по выполнению
ими государственных функций и эффективному
использованию государственных ресурсов.
Методики контроля и анализа выстраиваются так,
чтобы результ ат ы проверок дали
возмож ност ь публичной власт и
разрабат ы ват ь мероприят ия по
совершенст вованию управленческих
т ехнологий на всех уровнях и внедрять их в свою
действительность
10
АЭ в странах, где применяются принципы
результ ат ивного и программного
бюдж ет ирования, имеет особенности:
при проведении АЭ анализируется эффективность
управления и использования бюджетных средств;
наличие инструментов и показателей оценки
деятельности проверяемых ведомств;
может различаться терминология по АЭ в условиях
результативного бюджетирования.
Например, в Авст ралии – «АЭ работы», Великобрит ании и
Канаде – «аудит выгоды от использования денег», Швеции –
«аудит исполнения» или «аудит управления»
11
Несмотря на определенные различия в
законодательном регулировании АЭ, существуют
общие подходы, реализация которых обязательна
при проверках эффективности использования
бюджетных средств.
Но даже при наличии общих подходов выделяют
лучшие практ ики разработки и применения АЭ в
деятельности высших органов ФК
12
1 эт ап:
•подготовительные мероприятия,
•разработка показателей, формулировка целей и направлений
аудита,
•разработка требований к информации и информационное поле
анализа.
На 1 эт апе – Разработка стандартов АЭ деятельности, методик его
проведения, предложений по изменению нормативно-правовой
базы.
На 1 эт апе – формируется система требований к квалификации
инспекторов и ревизоров.
2
эт ап:
экспериментальные
контрольные
мероприятия.
Рекомендации, представленные по результатам проверок, могут не
стать основанием для санкций, однако они включаются в процесс
обсуждения деятельности организаций.
3 эт ап: АЭ полностью включен в систему контрольных мероприятий
в рамках бюджетного процесса.
13
2. Национальны е особенности АЭ
14