Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Международные стандарты планирования
производственных процессов. MRP/ERP системы
Оглавление
1.
Обзор стандартов ................................................................................................................... 2
2. Управление промышленными предприятиями в стандарте MRP II .................................. 4
3. Современная структура модели MRP/ERP......................................................................... 11
3.1
Управление запасами.................................................................................................... 11
3.2
Управления снабжением .............................................................................................. 12
3.3
Управление сбытом ...................................................................................................... 12
3.4
Управления производством ......................................................................................... 13
3.5
Планирование ................................................................................................................ 14
3.6
Управление сервисным обслуживанием .................................................................... 15
3.7
Управление цепочками поставок ................................................................................ 15
3.8
Управление финансами ................................................................................................ 16
1. Обзор стандартов
MRP (Material Requirement Planning) – планирование потребностей в
материалах и ресурсах
MRP
(Manufacturing
II
Resource
Planning)
–
планирование
производственных ресурсов
ERP (Enterprise Resource Planning) – система планирования ресурсов
организации
CSRP (Customer Synchronized Resource Planning) – планирование
ресурсов организации, синхронизированное на потребителя
ERP II (Enterprise Resource and Relationship Processing) – управление
внутренними ресурсами и внешними связями организации
Внедрение
Классические
ERP-системы,
в
отличие
от
так
называемого
«коробочного» программного обеспечения, относятся к категории «тяжелых»
заказных программных продуктов, их выбор, приобретение и внедрение, как
правило, требуют тщательного планирования в рамках длительного проекта с
участием партнерской компании — поставщика или консультанта. Поскольку
КИС строятся по модульному принципу, заказчик часто (по крайней мере, на
ранней стадии таких проектов) приобретает не полный спектр модулей, а
ограниченный их комплект. В ходе внедрения проектная команда, как
правило,
в
течение
нескольких
месяцев
осуществляет
настройку
поставляемых модулей.
Достоинства
Использование
ERP
системы
позволяет
использовать
одну
интегрированную программу вместо нескольких разрозненных. Единая
система может управлять обработкой, логистикой, дистрибуцией, запасами,
доставкой, выставлением счёт-фактур и бухгалтерским учётом.
Единая! система безопасности, включенная в ERP, позволяет противостоять
как внешним угрозам (например, промышленный шпионаж), так и внутренним
(например, хищения). Совместно в связке с CRM-системой и системой
контроля качества, ERP позволяют максимально удовлетворять потребности
клиентов.
Недостатки
Множество проблем, связанных с ERP, возникают из-за недостаточного
инвестирования в обучение персонала, а также в связи с недоработанностью
политики занесения и поддержки актуальности данных в ERP...
Ограничения:
Небольшие компании не могут позволить себе инвестировать
достаточно денег в ERP и адекватно обучить всех сотрудников.
Внедрение может оказаться очень дорогим.
Иногда
ERP
сложно
или
невозможно
адаптировать
под
документооборот компании и ее специфические бизнес-процессы.
Система может страдать от проблемы "слабого звена" -- эффективность
всей системы может быть нарушена одним департаментом или
партнером.
Сопротивление департаментов в предоставлении конфиденциальной
информации уменьшает эффективность системы.
Проблема совместимости с прежними системами.
Зарубежные ERP-системы
В числе самых известных программных продуктов, реализующих
концепцию ERP, следует назвать в первую очередь системы mySAP ERP,
MySAP All-in-One и SAP BusinessOne компании SAP AG и Oracle E-Business
Suite, JD Edwards и PeopleSoft Enterprise компании Oracle. На российском
рынке в сегменте среднего и малого бизнеса (SMB) лидирует компания
Microsoft с системами Microsoft Dynamics AX (Axapta) и NAV (Navision).
В числе других решений можно отметить системы infor:COM, MAX+,
SSA ERP LN (Baan) и SyteLine от фирмы Infor.
Существуют также менее универсальные решения, делающие ставку на
расширение функциональности с конкретной отраслевой спецификой. Пример
— система IFS Applications компании IFS с расширенной функциональностью
для производства и ремонтов.
Российские ERP-системы
Ряд российских программных систем также реализуют в той или иной
мере
функциональность
вышеперечисленных
ERP.
Так,
систему
1С:Управление производственным предприятием 8.0 некоторые считают
полнофункциональной ERP-системой.
Еще примеры российских ERP системы Фрегат – Корпорация, АВА
Системы.
2. Управление промышленными
стандарте MRP II
предприятиями
в
MRP
Концепция Material Resource Planning (MRP) (конец 60-х) обеспечивала
планирование потребностей предприятий в материалах. Преимущество минимизация
издержек,
связанных
со
складскими
запасами
сырья,
комплектующих, полуфабрикатов и прочего, а также с аналогичными
запасами, находящимися на различных участках непосредственно в
производстве.
В основе MRP лежит понятие Bill Of Material (BOM), то есть
спецификации изделия, которая показывает зависимость внутреннего для
предприятия спроса на сырье, комплектующие, полуфабрикаты и т.д. от плана
выпуска (бюджета реализации) готовой продукции. При этом важную роль
играет фактор времени, поскольку несвоевременная доставка материалов
может привести к срыву планов выпуска готовой продукции. Для учета
временной зависимости производственных процессов, MRP информационной
системе,
«необходимо
знать»
технологию
выпуска
продукции
(технологическую цепочку), то есть последовательность технологических
операций и их продолжительность. На основании плана выпуска продукции,
BOM и технологической цепочки в MRP – системе осуществляется расчет
потребностей в материалах в зависимости от конкретных сроков выполнения
тех или иных технологических операций (план потребностей, используется
как стержень и в современных системах MRPII). MRP следует двум
важнейшим принципам:
логике зависимого спроса, т.е. если есть потребность в конечном изделии,
значит есть потребность во всех его компонентах;
обеспечивать требуемые компоненты как можно позднее, чтобы уровень
запасов был минимальным.
Рисунок 1
Серьезный недостаток MRP. При расчете потребности в материалах не
учитываются
загрузка
и
амортизация
производственных
мощностей,
стоимость рабочей силы, потребляемой энергии и т.д.
MRP в замкнутом цикле (конец 70-х)
Термин “замкнутый цикл” означает интегрированную систему с
обратной связью от одной функции к другой, т.е. формировании
производственной программы в масштабах всего предприятия и контроля ее
выполнения на уровне подразделений. Информация передается обратно через
вычислительную систему, но при этом никакие действия не предпринимаются.
Принятие решения о корректировке плана остается за человеком.
MRPII
-
Manufacturing
Resource
Planning
(планирование
производственных ресурсов) - это специально разработанный набор методов
управления
бизнесом,
которые
поддерживаются
вычислительными
системами. В рамках MRP II можно уже планировать все производственные
ресурсы предприятия: сырье, материалы, оборудование, людские ресурсы, все
виды потребляемой энергии и пр. Прогнозирование, планирование и контроль
производства осуществляется по всему циклу, начиная от закупки сырья и
заканчивая отгрузкой товара потребителю.
Функции КИС стандарта MRP II
1. Планирование продаж и производства
2. Управление спросом
3. Составление плана производства
4. Планирование потребностей в материалах
5. Спецификация продуктов
6. Управление складом
7. Плановые поставки
8. Управление на уровне производственного цеха
9. Планирование производственных мощностей
10.Контроль входа/выхода
11.Материально-техническое снабжение
12.Планирование распределения ресурсов
13.Планирование и контроль производственных операций
14.Финансовое планирование
15.Моделирование
16.Оценка результатов деятельности
Обычно MRPII применяется на производственных предприятиях, в
чисто коммерческих предприятиях аналогичную функцию выполняют
системы DRP (планирование ресурсов для управления коммерческой
деятельностью).
В
общем
виде
система
управления
предприятием,
построенная в соответствии со стандартом MRPII, имеет следующий вид
(рисунок 2):
Рисунок 2 - Система управления предприятием
Ниже
приводится
краткая
характеристика
перечисленных
функциональных блоков MRPII.
Бизнес-планирование. Процесс формирования плана предприятия
наиболее высокого уровня. Планирование долгосрочное (до нескольких лет),
план составляется в стоимостном выражении. Наименее формализованный
процесс выработки решений.
Планирование спроса. Процесс прогнозирования (планирования) спроса
на определенный период (как правило, на квартал или на год).
Планирование продаж и производства. Бизнес-план и план спроса
преобразуются в планы продаж основных видов продукции (как правило, от 5ти до 10-ти). При этом производственные мощности могут не учитываться или
учитываться укрупнённо. План носит среднесрочный характер.
Далее план продаж по видам продукции преобразуется в объёмный или
объёмно-календарный план производства видов продукции. Под видом здесь
понимаются семейства однородной продукции. В этом плане впервые в
качестве планово-учётных единиц выступают изделия, но представления о них
носят усреднённый характер. Например, речь может идти о всех легковых
переднеприводных автомобилях, выпускаемых на заводе (без уточнения
моделей). Часто этот модуль объединяется с предыдущим (как на приведенной
схеме).
План-график выпуска продукции. План производства преобразуется в
график выпуска продукции. Как правило, это среднесрочный объёмнокалендарный план, задающий количества конкретных изделий (или партий) со
сроками их изготовления.
Планирование потребностей в материальных ресурсах. В ходе
планирования на этом уровне определяются в количественном выражении и
по срокам потребности в материальных ресурсах, необходимых для
обеспечения
графика
выпуска
продукции.
Входными
данными
для
планирования потребностей в материалах являются спецификации изделий
(состав и количественные характеристики комплектующих конкретного
изделия) и размер текущих материальных запасов.
Планирование производственных мощностей. Как правило, в этом
модуле выполняются расчёты по определению и сравнению располагаемых и
потребных производственных мощностей. С изменениями этот модуль может
применяться не только для производственных мощностей, но и для других
видов производственных ресурсов, способных повлиять на пропускную
способность предприятия. Подобные расчёты, как правило, производятся
после формирования планов практически всех предыдущих уровней с целью
повышения надёжности системы планирования. Входными данными при
планировании производственных мощностей являются также маршрутизация
выпускаемых изделий.
Управление заказами клиентов. Здесь реальные потребности клиентов
сопоставляются с планами выпуска продукции.
Управление на уровне производственного цеха. Здесь формируются
оперативные планы-графики. В качестве планово-учетных единиц могут
выступать детали (партии), сборочные единицы глубокого уровня, детале(партие) операции и т. п. Длительность планирования невелика (от нескольких
дней до месяца).
Оценка исполнения. По сути, в данном модуле оценивается реальное
исполнение всех вышеперечисленных планов с тем, чтобы внести
корректировки во все предыдущие циклы планирования.
Связь между уровнями в MRPII обеспечивается универсальной
формулой, на которой строится система. Задача планирования на каждом
уровне реализуется как ответ на четыре вопроса:
1. Что необходимо выполнить?
2. Что необходимо для этого?
3. Что есть в наличии?
4. Что необходимо иметь?
В роли ответа на первый вопрос всегда выступает план более высокого
уровня. Этим и обеспечивается связь между уровнями. Структура ответов на
последующие вопросы зависит от решаемой задачи.
MRPII – центральная часть любой КИС на производственных предприятиях.
Объединение процедур обработки заказов на продажу, бухгалтерского учета,
закупок и выписки счетов-фактур с производством на основе одной базы
данных реального времени позволяет управлять деятельностью предприятия.
MRPII включает финансовое планирование и возможность анализа по
запросам
“что-если”.
Но
это
управление
не
распространяется
на
конструкторские разработки, составление сметы, кадры, сбыт и распределение
продукции, обслуживание, т.е. подразделения не объединены в одну систему.
Именно эти вопросы решались разработчиками ERP систем в 90-х годах,
чтобы обеспечить полностью интегрированные системы для управления
производственными предприятиями, в основе которых были заложены
принципы MRPII.
Рисунок 3
Преимущества MRP II
улучшение обслуживания заказчиков за счет своевременного исполнения
поставок;
сокращение
цикла
производства
и
цикла
выполнения
заказа,
следовательно, более гибкая реакция на спрос;
сокращение незавершенного производства, т.к. работа не будет выдаваться,
пока не потребуется “точно ко времени” для удовлетворения конечного
спроса;
значительное сокращение запасов, что позволяет более экономно
использовать складские помещения и сокращает расходы на хранение;
сбалансированность запасов – уменьшение дефицита и устаревших
запасов;
повышение производительности, т.к. людские ресурсы и материалы будут
использоваться в соответствии с заказами с меньшими потерями; также
возможно использовать анализ “что-если”, чтобы проверить, соответствует
ли производство задачам предприятия по получению прибыли;
По существу, эти преимущества позволят одновременно добиться улучшения
исполнения поставок, сокращения запасов, длительности циклов, текущих
затрат и получить более высокую прибыль.
3. Современная структура модели MRP/ERP
Сегодня модель MRP/ERP включает в себя следующие подсистемы,
которые часто называют также блоками или сериями:
1. управления запасами;
2. управления снабжением;
3. управления сбытом;
4. управления производством;
5. планирования;
6. управления сервисным обслуживанием;
7. управления цепочками поставок;
8. управления финансами.
3.1
Управление запасами
Эта подсистема обеспечивает реализацию следующих функций
(рисунок 4):
1) Inventory Control – мониторинг запасов;
2) Physical Inventory – регулирование и инвентаризация складских
остатков.
При решении задач управления запасами –производятся:
обработка и корректировка всей информации о приходе, движении и
расходе сырья и материалов, промежуточной продукции и готовых
изделий;
учет запасов по складским ячейкам, выбор индивидуальных стратегий
контроля,
пополнения
и
списания
запасов
по
каждой
позиции
номенклатуры сырья и материалов, и т.д.;
учет нормативной и текущей фактической стоимости запасов;
отслеживание
прохождения
отдельных
партий
запасов
и
серий
изготавливаемой продукции.
Рисунок 4 - Управление запасами
3.2
Управления снабжением
Подсистема реализует следующие функции (рисунок 7.5):
1) Purchase Orders - заказы на закупку;
2) Supplier Schedules - график поставок;
3) MRP - планирование потребности в материалах, понимаемое как
управление заявками на закупку.
Рисунок 7.5 - Управление снабжением
3.3
Управление сбытом
Базовыми функциями этой подсистемы являются:
1) Sales Quotations -квотирование продаж;
2) Sales Orders / Invoices -заказы на продажу (счета фактуры);
3) Customer Schedules -график продаж потребителям;
4) Configured Products -конфигурирование продуктов;
5) Sales Analysis -анализ продаж;
6) Distributed
Resource
Planning
(DRP)
-управления
ресурсами
распределения.
Потребитель
Рисунок 6 - Управление сбытом
3.4
Управления производством
В этой подсистеме реализуются следующие функции (рисунок 7.7),
соответствующие различными типам производственных процессов:
1) Product Structures - спецификация изделий, определяющая, какие
материалы и комплектующие используются в производимом изделии;
2) Routings / Work Centers - операции/центры переработки, включает в
себя описание цехов, участков, рабочих мест;
3) Formula / Process - технологические процессы производства
продукции с маршрутизацией по рабочим центрам для объемного
(процессного) производства.
4) Work Orders – наряд-задание (сменное задание) на производство работ
для позаказного и мелкосерийного производства;
5) Shop Floor Control - управление трудозатратами (диспетчирование);
6) Repetitive - поточное производство (для серийного и массового
производства).
7) Quality Management - управление качеством, то есть описание
различных проверок изделий во время производственного процесса.
Рисунок 7 - Управление производством
3.5
Планирование
В модели MRP/ERP предусматривается сквозное планирование,
согласование и оперативная корректировка планов и действий снабженческих,
производственных и сбытовых звеньев предприятия.
Подсистема планирования реализует следующие функции:
1) Product Line Planning (PLP) – финансовое планирование товарно номенклатурных групп (ТНГ);
2) Master Scheduling Planning (MSP) – главный календарный график или
объемно календарное планирование;
3) Distribution Resource Planning (DRP) – планирование распределения
ресурсов (RCP);
4) Materials Requirements Planning (MRP) – планирование потребности
материалов;
5) Capacity Requirements Planning (CRP)– планирование потребления
мощностей.
Эту функциональность можно условно отнеси к трем уровням
планирования, отражающим иерархию планов в ERP-модели (рисунок 7.8).
Рисунок 8 - Иерархия планов в ERP-модели
3.6
Управление сервисным обслуживанием
Эта подсистема активно используется компаниями, которые не только
производят и продают свою продукцию, как, например, производители
продовольствия,
но
и
обеспечивают
послепродажное
техническое
обслуживание и техническую поддержку своей продукции. Подсистема
обеспечивается полный спектр необходимых функций: от создания графика
технического обслуживания, заказа комплектующих, учета контрактов на
обслуживание и формирования счетов до учета прибыли, получаемой от
послепродажного обслуживания.
3.7
Управление цепочками поставок
Эта подсистема предназначена для
обеспечения
эффективного
управления материальными и соответствующими им информационными
потоками: от поставщика через производство к потребителю. Реализованная в
подсистеме идеология «управления глобальными цепочками поставок» дает
промышленным предприятиям возможность представлять свою деятельность
в виде так называемых эффективных цепочек логистики: от поставщиков
сырья и комплектующих до продажи готовых изделий конечному
потребителю. При этом обеспечиваются широкие возможности управления
транснациональными компаниями, координации распределенного между
многими дочерними компаниями производства.
3.8
Управление финансами
В соответствии с идеологией MRP/ERP эта подсистема полностью
интегрирована со всеми остальными и позволяет оперативно получать
информацию о финансовых потоках, связанных с потоками материальными
(рисунок 7.9), о текущем финансовом состоянии компании, и помогает
находить оптимальные финансово -экономические решения. Сквозное
управление материальными потоками находит свое отражение в управлении
финансовыми потоками (движении денежных средств).
В подсистеме реализована функциональность:
1) General Ledger – главная бухгалтерская книга, предназначенная для
отражения финансовых транзакций и ведения бухгалтерского учета;
2) Multiple Currency – мультивалютность, для ведения учета в разных
валютах;
3) Accounts Receivable -дебиторская задолженность;
4) Accounts Payable -кредиторская задолженность;
5) Payroll -заработная плата;
6) Cost Management -управление себестоимостью;
7) Cash Management -управление платежами;
8) Fixed Assets -учет основных средств.
Рисунок 9 - Обращение финансовых и материальных потоков
Модель MRP/ERP реализована в ряде информационных систем (ERP –
систем)
корпоративного
уровня.
Согласно
статистическим
данным,
полученным при анализе использования ERP-систем в США, результатом
внедрения таких систем на предприятиях является сокращение объемов
запасов в среднем на 17 %, уменьшение затрат за закупку сырья и материалов
на 7 %, повышение рентабельность производства в среднем на 30% и качества
выпускаемой продукции на 60%.
Достоинством и одновременно недостатком классических систем ERP
(SAP R/3, BAAN, Oracle Application) является их универсальность. У них есть
модели для любого типа производственного процесса, и количество
автоматизированных
рабочих
мест
определяется
исключительно
финансовыми возможностями заказчика. Проект с использованием такой
системы не может обойтись дешевле 500 тысяч долларов, а чаще всего стоит
несколько миллионов долларов. Эти системы оптимальны для компаний,
ведущих масштабный бизнес.
Для компаний среднего масштаба или имеющих не слишком
диверсифицированный бизнес больше подходят другие системы ERP. Эти
продукты более специализированы и предназначены для самого массового
сегмента рынка -среднего и малого бизнеса, то есть для компаний с годовым
оборотом от 3 до 10 млн. долларов и количеством работающих от 100 до 1000
человек. Типовая стоимость проекта по внедрению такой системы составляет
от 50 до 250 тысяч долларов.