Методы и приемы обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема: Методы и приемы обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
Цель:
Формирование знаний о классификации методов обучения изобразительной деятельности.
План.
1. Определение методов и приемов обучения.
2. Классификация методов и приемов обучения.
3. Содержание методов и приемов обучения.
4. Критерии выбора методов обучения.
Результат образовательного процесса зависит во многом от оптимального выбора методов обучения. Воспитатель детского сада обязан четко представлять и знать содержание и направленность педагогических методов обучения и сознательно их выбирать для проведения образовательной работы с детьми.
Что такое метод обучения?
Методы обучения – это способы совместной упорядоченной деятельности педагога и детей, направленные на достижение поставленных образовательных целей.
-способ передачи определенных знаний, формирование умений, навыков у детей воспитателем – с одной стороны, и усвоение этих знаний, умений и навыков детьми – с другой стороны.
Методы обучения изобразительной деятельности – это система совместных целенаправленных действий педагога и детей, направленных на усвоение суммы знаний из области изобразительного искусства и освоение практических приемов изображения предметов, объектов и явлений окружающей действительности.
Успешное обучение обязательно предполагает активность обучающихся.
Совместная учебная деятельность
↓ ↓ ↓ ↓
Мотив методы средства формы
Педагог дети
Цель учебной деятельности:
- Усвоение суммы знаний;
- формирование умений и навыков
- развитие личностных качеств;
- формирование мировоззрения.
Все структурные элементы учебной деятельности направлены на достижение учебной цели, поэтому от них зависит результат и уровень обученности воспитанников.
Прием обучения в педагогике рассматривается как часть метода или отдельная его сторона. Например, беседа как метод состоит из отдельных вопросов, которые можно рассматривать как приемы обучения.
На наш взгляд, прием можно рассматривать как вспомогательный, дополнительный способ обучения, помогающий основному методу достичь поставленной учебной цели. Например, показ и объяснение приемов изображения предмета будут основными методами обучения на занятии, а тренировочные действия в воздухе приемами обучения.
Таким образом, между методами и приемами существует тесная взаимосвязь, они направлены на достижение конкретной учебной задачи, и в тоже время могут меняться местами в зависимости от целей, условий, возможностей детей. То есть метод может стать приемом, а прием основным методом обучения. Например, при обучении младших дошкольников метод показа приемов изображения предметов на занятиях обязателен и играет главную роль, при этом словесное объяснение лишь сопровождает данный процесс, а в старших группах показ может играть роль дополнительного приема обучения, а главным методом обучения станет словесное объяснение способа изображения.
От чего зависит выбор методов обучения изобразительной деятельности?
Выбор методов обучения зависит от многих факторов, условий.
Ключевыми из них являются:
1. Темы, цели и задач обучения на конкретном занятии
2. Возрастных, индивидуальных особенностей воспитанников, личностных качеств отдельных детей.
3. Уровня интеллектуального и общего развития детей.
4. Особенностей социального окружения, воспитательной среды: уровня развития детского коллектива в целом.
5. Состава и уровня развития педагогического коллектива, материальной и методической оснащенности учебного процесса.
6. Уровня квалификации и педагогического мастерства педагога, качества общения и взаимоотношений педагога и воспитанников.
7. Специфики вида изобразительной деятельности. У каждого вида изобразительной деятельности свои характерные средства выразительности и способы создания образа предметов.
В процессе изобразительной деятельности дети осуществляют два вида деятельности:
◦ Внешние, видимые действия изображения рукой.
◦ Внутренние, невидимые действия: восприятие предмета, продумывание содержания будущего рисунка, процессы мышления и памяти по воспроизведению образа предмета.
Методы и приемы изобразительной деятельности должны быть направлены как на внешние, так и на внутренние действия ребенка.
Классификация методов обучения.
В педагогической науке существует много разных видов классификации методов обучения в зависимости от того, какой основной признак учебной деятельности кладется в основу их деления на группы.
1. По уровню активности детей (Голант Е.Я.):
◦ Активные методы (рассказ, объяснение, показ предмета, наблюдение);
◦ Пассивные методы (практическое изображение предмета, тренировочные упражнения, беседа).
2. По источнику получения знаний (Я.А. Каменский, Н.М. Верзилин, Е.И. Перовский, Д.О. Лордкипанидзе):
• Словесные;
• Наглядные;
• Практические.
3. По дидактической цели (Данилов М.А., Есипов Б.П.):
• Методы приобретения новых знаний;
• Методы формирования умений и навыков;
• Методы применения знаний;
• Методы закрепления и проверки знаний, умений, навыков.
4. На основе целостного подхода к процессу обучения (Бабанский Ю.К.):
• Методы организации и осуществления учебно - познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические, исследовательские);
• Методы стимулирования и мотивации учебно – познавательной деятельности (познавательные игры, игровые приемы, проблемные ситуации, дискуссии, поощрение, оценка, одобрение, порицание);
• Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно – познавательной деятельности (наблюдение за деятельностью детей, проверочные задания, беседа, диагностические задания, опрос и т. д.).
5. По сочетанию способов деятельности педагога и детей ( Махмутов М.И.):
• Методы преподавания ( информационно – сообщающие, объяснительные, инструктивно – практические, побуждающие, объяснительно – побуждающие);
• Методы учения (исполнительские, репродуктивные, продуктивно – практические, частично – поисковые, поисковые).
6. По характеру познавательной деятельности учащихся (Лернер И.Я., Скаткин М.Н.):
• Объяснительно – иллюстративные (информационно – репродуктивные);
• Репродуктивные;
• Частично – поисковые;
• Исследовательские.
Именно данную классификацию положила в основу характеристики методов обучения изобразительной деятельности в детском саду Т.С. Комарова.
Классификация методов обучения изобразительной деятельности.
Информационно – Репродуктивные Частично - Исследовательские
рецептивные поисковые
Цель: Сообщение знаний Практическое Творческое Поиск новых
в готовом виде, обучение применение, решение способов
приемам изображения. воспроизведение учебной задачи. изображения.
знаний.
МЕТОДЫ
- Наблюдение - задания - проблемные самостоятельная
- Обследование - упражнения вопросы изобразительная
- Рассматривание -творческие деятельность.
- Показ способа задания
действия
- Объяснение
задания
- Беседа
- Рассказ
Отдельно рассматриваются игровые приемы обучения:
• Игровая мотивация.
• Игровая ситуация.
• Сюрприз.
• Обыгрывание результатов изобразительной деятельности.
Содержание методов обучения изобразительной деятельности.
( Работа по учебнику Т.С. Комарова Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию М., 1979. С. 47 – 60.
Задание: Внимательно прочитать текст, выделить цель данных методов обучения, методические требования по их применению в учебно – познавательной деятельности с детьми дошкольного возраста).
I. Информационно – рецептивный метод применяется с целью организации восприятия и понимания окружающей действительности, передачи детям новых знаний, обучения приемам изображения разных предметов и объектов, явлений.
Наблюдение – целенаправленное визуальное восприятие предмета. Оно должно быть:
1. Целенаправленным.
2. Кратковременным и повторяемым.
3. Тщательно продуманным и подготовленным.
4. Проводиться живо, интересно и эмоционально.
Обследование предмета – целенаправленное визуально – тактильное восприятие предмета. В основе обследования лежат мыслительные действия: синтез -1 анализ синтез -2.
Обследование включает в себя следующие этапы:
1. Восприятие предмета в целом.
2. Выделение главных частей и их свойств (формы, величины, соотношений с другими частями).
3. Выделение мелких частей и деталей, их свойств.
4. Выделение цвета предмета.
5. Целостное восприятие предмета на основе произведенного анализа.
Обследование необходимо обязательно сопровождать словом, обрисовывающим или обхватывающим жестом. После обследования целесообразно спросить детей с чего начнут рисовать предмет, как будут рисовать части предмета.
При рассматривании узоров обращается внимание на композиционное строение узора, на форму и цвет элементов их сочетание. Образец используется тогда, когда нет подлинного, реального предмета искусства или иллюстрации с его изображением.
Рассматривание картин и иллюстраций с изображением предмета производится так же, как и обследование предмета.
Показ способа изображения предмета.
Показ может быть полным, частичным. Показывать могут сами дети, после усвоения приемов изображения.
Полный показ дается тогда, когда идет первоначальное обучение приемам изображения.
Частичный показ применяется как напоминание приемов изображения или наиболее сложных элементов и приемов изображения. Показ обязательно сопровождается словесным объяснением. При этом слова должны быть четкими и совпадать с действием.
Рассказ может быть использован в разных видах:
• как вступление к деятельности, сообщение темы, задач занятия.
• Рассказ – повествование о чем – либо.
• Рассказ – заключение, как средство подведения итогов учебной деятельности.
Рассказ должен быть четким, немногословным, ярким, эмоциональным, содержательным, доступным по содержанию детям. Словам должно быть тесно, а мыслям просторно.
Беседа - диалогический метод обучения, при котором педагог посредством системы вопросов подводит детей к пониманию, усвоению нового материала, и проверяет уже усвоенные знания.
Беседа может быть групповой или индивидуальной, быть вступительной, сообщающей новые знания, закрепляющей и корригирующей имеющиеся знания. По содержанию вопросов может быть репродуктивной или поисково- познавательной.
Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными и однозначными, логичными, взаимосвязанными между собой, раскрывать учебную проблему.
II. Репродуктивные методы обучения.
Цель этих методов – это закрепление полученных знаний в практической деятельности, их воспроизведение в том виде, в котором были даны, выработка технических приемов изображения предметов.
Упражнение – многократное выполнение учебных действий с целью
овладения ими. Содержание упражнений может быть разным в зависимости от возраста детей. В младшей группе будут выполнять действия в воздухе, на ладошке, многократно будут рисовать один и тот же предмет. Например, много цветов на поляне, много мячей.
Дети старшего возраста могут создавать эскизы узоров, рисовать варианты предметов (дом одноэтажный и многоэтажный; деревья летом, весной, осенью).
Таким образом, упражнения могут быть воспроизводящими, тренировочными или носит творческий характер.
Практические задания – выполнение практических действий по определенному алгоритму. Например, дается задание получить зеленую краску путем смешивания желтой и синей красок. Построить гараж из кирпичиков.
III. Поисковые и исследовательские методы обучения используются с целью развития творческих способностей и навыков самостоятельной работы.
Могут быть предложены творческие задания: придумать свой узор для украшения предмета, придумать сюжетный рисунок к сказке, подумать, как лучше расположить лист бумаги, чтобы получился красивый рисунок, самостоятельно подобрать строительный материал для постройки.
Можно предложить детям порисовать, лепить на свободную тему, где ребенок сам придумывает содержание рисунка, выбирает способы и приемы изображения и материал.
IV. Игровые приемы обучения нацелены на создание интереса к деятельности, облегчение усвоения информации, вызова желания выполнить учебную задачу.
Игровой прием может сопровождать любой из выше перечисленных методов. Например, при внесении предмета при рисовании с натуры: приходит кукла и просит нарисовать её портрет. Упражнения в изображении предметов могут быть преподнесены в игровой форме: «покатились по дороге мячики», «расцвели на полянке цветы», «зажглись на елке огоньки».
Игровые приемы могут быть в разной форме:
1. Сюрпризных моментов – приход, внезапное появление чего –то, кого – то (любимой игрушки, необычного сказочного героя, красивой необычной волшебной вещи).
2. Создание игровой ситуации: «Мастерская игрушки», «Художники – иллюстраторы».
3. Обыгрывание результатов детской изобразительной деятельности. Например, «куклы в красивых нарядах встали в хоровод», «Игрушки поступили в магазин».
4. Игровая мотивация в начале занятия. Создание изображения для
чего – либо. Например, «Скоро новый год, нарисуем игрушки для елки», «Сделаем новогодние пригласительные билеты родителям».
Таким образом, методы обучения используются в комплексе, они взаимно дополняют друг друга и нацелены на достижение поставленных учебных и воспитательных задач конкретного занятия. От правильного выбора методов зависит результат учебно – воспитательной работы на занятиях изобразительной деятельности.
Литература.
1. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. М., 1979. С. 44 – 58.
2. Ж. Дошкольное воспитание. № 4. 1979 Ст. О методах обучения изобразительной деятельности в детском саду. №12. 1979. С. 9 Игровые приемы обучения изобразительной деятельности.
Опорные схемы для проверки знаний.
средство
Метод обучения ……….. достижения цели.
Учебная деятельность
Метод обучения = учитель ……. ………… Ученик.
Метод обучения прием обучения.
?
Средства обучения на занятиях по изобразительной деятельности.
Средства обучения – это источники получения знаний, формирования умений.
К средствам обучения изобразительной деятельности можно отнести:
1. Учебные, наглядные пособия: картины, иллюстрации, предметы, игрушки, образцы, поделки, конструкторы, скульптуры малых форм.
2. Демонстрационные устройства: видеофильмы, слайды, мольберты, фланелеграфы, станки для лепки, подставки для натуры.
3. Технические средства обучения: телевизоры, компьютеры, мультимедийные устройства, магнитофоны.