Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Продуктивная деятельность в развитии личности ребенка дошкольного возраста

  • 👀 289 просмотров
  • 📌 234 загрузки
  • 🏢️ Многопрофильная Академия непрерывного образования
Выбери формат для чтения
Статья: Продуктивная деятельность в развитии личности ребенка дошкольного возраста
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Продуктивная деятельность в развитии личности ребенка дошкольного возраста» docx
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация «Многопрофильная Академия непрерывного образования» Лекция 1. Тема: Теоретические основы развития продуктивной деятельности Вопросы: 1. Понятие, значение продуктивной деятельности в развитии личности ребенка дошкольного возраста. 2. Виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование. Вопрос 1. Понятие, значение продуктивной деятельности в развитии личности ребенка дошкольного возраста    Дошкольный возраст, как отмечается многими психологами и педагогами (В.С.Мухиной, Л.С.Выготским, В.В.Давыдовым, А.П.Усовой, А.В.Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, Д.Б.Элькониным) является сензитивным периодом для становления многих видов деятельности. Продуктивные виды деятельности, а именно изобразительная и конструктивная, весьма значимы для дошкольника, они способствуют всестороннему развитию его личности, развитию познавательных процессов (воображения, мышления, памяти, восприятия), раскрывают их творческий потенциал. Занятия различными видами художественной деятельности и конструированием создают основу для полноценного и содержательного общения детей с взрослыми и сверстниками.    Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.   Предпосылками продуктивных видов деятельности выступают потребность ребенка в самостоятельности и активности, подражание взрослому, освоение предметных действий, формирование координации движений руки и глаза.   Изобразительная и конструктивная деятельности достаточно давно интересуют педагогов и психологов (Т.С.Комарова, В.С.Мухина, Е.А.Флерина и другие). Основные исследования сосредоточены главным образом на возрастной эволюции детского рисунка. Некоторые авторы шли по линии психологического анализа процесса рисования, лепки, конструирования и аппликации (Э.Нейман, Н.М.Рыбников). Следующая категория работ по изучению продуктивной деятельности дошкольников шла по линии измерения одаренности (Ф.Гуденаф). Здесь рекомендовалось использовать рисование, как тест на умственное развитие.   Вопрос 2. Виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование Рисование. Основная задача обучения рисованию - помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности - формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами. Лепка. Сам процесс лепки вызывает у детей радость от ощущения собственной силы, под воздействием которой комочек глины расплющивается, скатывается в шарик, столбик и т. д. Они с большим интересом занимаются лепкой. Малышей увлекает возможность отрывать от глины куски, соединять их. Ребенок наблюдает изменение первичного кома глины, и это также производит на него впечатление (был шарик, сжал его между ладонями - получилась лепешка, раскатал комок - получился столбик или шарик). Интерес детей к действию с глиной и ее свойствам нужно использовать и направлять на формирование желания изображать предметы. Иначе, если ребенку дать увлечься лишь ее свойствами, то он будет размазывать ее, разбрасывать по полу и т. д. Воспитатель начинает занятия лепкой не с изображения предметов, а сначала учит отрывать от кома глины небольшие кусочки, вновь соединять их в комок, раскатывать между ладонями, получившиеся формы раскладывать на доске. На этих занятиях дети знакомятся со свойствами глины, учатся брать ком глины в левую руку, а правой отщипывать от него небольшие кусочки, раскатывать между ладонями прямыми и вращательными движениями. Аппликация (от лат. appllcatio — накладывать, прикладывать) — один из видов прикладного искусства, используемый для художественного оформления различных предметов (одежды, мебели, посуды и т. д.) при помощи прикрепления к основному фону вырезанных декоративных или тематических форм. Своеобразие аппликации заключается как в характере изображения, так и в технике ее исполнения. Процесс выполнения аппликации включает два этапа: вырезывание отдельных форм и прикрепление их к фону. Простота и легкость исполнения аппликации делают ее доступной для детского творчества. Ребята могут как использовать готовые формы, окрашенные в определенные цвета, так и создавать композиции, вырезывая элементы узоров, сюжетных изображений и т. д. Таким образом, занятия аппликацией способствуют, с одной стороны, формированию изобразительных умений и навыков, с другой — развитию творческих способностей детей. Конструирование. Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова constructio - построение. Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки). Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей. В ней мы находим связь с художественной, конструктивно-технической деятельностью взрослых. Детское конструирование может быть изобразительным и техническим. Конструктивная деятельность дошкольников носит характер ролевой игры: в процессе создания постройки или конструкции дети вступают в игровые отношения - не просто определяют обязанности каждого, а выполняют те или иные роли, например бригадира, строителя, мастера и т. д. Поэтому конструктивную деятельность детей иногда называют и строительной игрой. Лекция 2. Тема: Содержание продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста Вопросы: 1. Содержание и значение рисования как вида продуктивной деятельности. 2. Содержание и значение лепки как вида продуктивной деятельности 3. Содержание и значение аппликации как вида продуктивной деятельности 4. Содержание и значение конструирования как вида продуктивной деятельности. Вопрос 1. Содержание и значение рисования как вида продуктивной деятельности В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида: рисование отдельных предметов, сюжетное и декоративное. Каждому из них свойственны специфические задачи, которые определяют программный материал и содержание работы. Основная задача обучения рисованию - помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности - формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами. Виды рисования. Сюжетное рисование.Задачи и содержание обучения сюжетному рисованию. Основная цель сюжетного рисования - научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности. Известно, что все окружающие предметы находятся в определенной связи друг с другом. Отношение к какому-либо предмету или явлению во многом зависит от понимания именно этой связи. Возможность установления смысловых связей между различными предметами и явлениями развивается у ребенка постепенно. Поэтому сюжетное рисование с учебными целями вводится не ранее чем в средней группе, причем вначале как изображение 2-3 предметов, расположенных рядом. Естественно, что детям должны быть известны приемы изображения предметов, являющихся главными действующими героями сюжета, иначе трудности в изображении незнакомых предметов отвлекут их от выполнения основной задачи. Однако не следует ограничивать сюжетное рисование изображением только тех предметов, которые дети уже изображали. Ребенок должен уметь нарисовать главное в сюжете, а все детали он выполняет по своему желанию. Умение выделять главное в сюжете связано с развитием восприятий и аналитико-синтетического мышления. Они у маленького ребенка еще слишком поверхностны; он прежде всего воспринимает то, что непосредственно доступно зрению, осязанию, слуху, и часто узнает предмет по некоторым несущественным деталям, запомнившимся ему. Точно так же ребенок воспринимает и передает сюжет в рисунке. Выделить главное, понять отношения и связи объектов сюжета - задачи довольно сложные для дошкольника. Они могут быть решены детьми старшей группы. В сюжетном рисовании важно правильно передать пропорциональные соотношения между предметами. Эта задача усложняется тем, что при изображении сюжета надо показать не только разницу в их размерах, существующую между ними в жизни, но и увеличение или уменьшение предметов в связи с расположением в пространстве. Для этого ребенок должен уметь сравнивать, сопоставлять объекты изображения, видеть смысловую связь между ними. Декоративное рисование.Задачи обучения декоративному рисованию в детском саду. Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребенка чувство прекрасного. Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции. Знакомя детей с произведениями декоративного искусства различных областей и народностей нашей страны, педагог должен воспитывать в ребятах любовь к Родине, уважение к труду людей, создающих эту красоту. Перед педагогом, обучающим детей декоративному рисованию, стоят следующие задачи: -развивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах; -развивать чувство цвета; -развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своем творчестве; -совершенствовать технические навыки в рисовании кистью и карандашом. Обучая детей декоративному рисованию, педагог должен развивать у них умение видеть взаимосвязь между всеми компонентами узора, цветом, композицией, элементами формы. Ребенок должен почувствовать и понять, как в зависимости от назначения и формы предмета изменяется украшающий его орнамент. Отсюда он познает значение, целесообразность оформления, связь формы и содержания. Вопрос 2. Содержание и значение лепки как вида продуктивной деятельности Лепка отдельных предметов. Изображение предметов в лепке для ребенка является более простым, чем в рисовании. Здесь он имеет дело с реальным объемом, где нет надобности прибегать к условным средствам изображения. Наиболее легко дети овладевают изображением предметов конструктивной и растительной форм и с большими трудностями - изображением фигур человека и животного. Это связано со сложностью строения, пластичностью их форм; ребенку бывает трудно понять сложное анатомическое строение животных. Исследования и опыт работы с детьми показывают, что дошкольников можно научить относительно правильному изображению человека и животного. При лепке живых существ дети передают лишь наиболее яркие, характерные признаки, а форма основных частей остается обобщенной. Поэтому важно, чтобы воспитатель учил детей изображению основных форм предметов с их яркими, характерными признаками. На занятиях дошкольники должны научиться передавать пропорции предметов, овладевать определенными техническими умениями. Эти общие задачи конкретизируются для каждой возрастной группы. Например, для первой младшей группы научить детей лепить простейшие формы (цилиндр, диск, шар). Для средней группы - уточнять представление о форме предметов и их строении. Для старшей группы - видеть сходство и различие предметов, их положение в пространстве, замечать характерные признаки. Постепенно дети учатся создавать выразительные образы. Как подсказывает опыт, занятия лепкой можно начинать с двухлетними детьми. В этом возрасте у малышей появляется желание вылепить из глины предметы, которые их окружают. Но изображение получается неотчетливым. Во время лепки для ребенка 2-3 лет наиболее значительными являются свойства материала (вязкость, пластичность, величина, вес), но не форма и строение предметов. Этот период, как и в рисовании, называется доизобразительным, но в лепке он проходит быстрее. Это объясняется тем, что знакомство с объемным, осязаемым материалом, его пластичностью быстрее вызывает у ребенка осмысленный интерес и его действия становятся более логичными. В этот период, как уже указывалось, детей увлекают свойства материала, они отрывают от общего кома глины отдельные кусочки, нагромождают один на другой, раскатывают на дощечке, расплющивают рукой о доску. Если дети осваивают материал под руководством взрослого, то они быстрее переходят к изобразительному периоду. Сам процесс лепки вызывает у детей радость от ощущения собственной силы, под воздействием которой комочек глины расплющивается, скатывается в шарик, столбик и т. Виды лепки. Сюжетная лепка.Изображение сюжета в лепке имеет свою специфику по сравнению с рисованием. В последнем изображение сюжетной композиции часто бывает связано с использованием условных приемов изображения предметов, находящихся на земле и в воздухе. В лепке это не всегда удается сделать. Например, изобразить летящий самолет ребенок не может. Но ребята в некоторых случаях при показе предметов в полете поднимают скульптуры на подставке или палочке-каркасе, но этот условный прием не всегда можно использовать, особенно если в сюжете не один предмет в воздухе, а несколько. Работа над сюжетной лепкой требует от детей большого умственного напряжения, так как для композиции нужно отобрать наиболее выразительные предметы. Сюжетная лепка проводится с детьми старших групп. Декоративная лепка.Одним из средств эстетического воспитания является знакомство детей с народным прикладным искусством, разными его видами, в том числе мелкой декоративной пластикой народных умельцев. Красивые, обобщенные формы птиц, животных с условной яркой росписью ангобом и глазурью, радуют детей и положительно влияют на развитие их художественного вкуса, расширяют кругозор и фантазию. Ребятам нравятся декоративные сосуды, созданные гончарами разных народов. Они охотно рассматривают простые, а порой замысловатые формы солонок, кружек и других изделий, с интересом знакомятся с декоративными пластинками. Дети старшей и подготовительной групп могут сами создать интересные изделия, используя их в играх или как настенные украшения, сувениры для взрослых и своих товарищей. Декоративная лепка учит детей работать творчески: предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка и в процессе работы следовать ему, решать условно форму предмета и роспись (например, солонка изображается в виде цветка, крылья птицы или жука могут быть расписаны растительным или геометрическим орнаментом). Декоративная лепка учит работать с инструментом, некоторые украшения можно наносить специальными печатками в виде трубочек, квадратов, треугольников и др. Вопрос 3. Содержание и значение аппликации как вида продуктивной деятельности Дошкольники овладевают всеми процессами выполнения аппликации — вырезыванием и наклеиванием форм. Подготовительными упражнениями к освоению этого вида деятельности являются игры с мозаикой, при помощи которой дети, раскладывая готовые геометрические формы, знакомятся с их особенностями, цветом, способами расположения, принципами создания узора. Овладению процессом аппликации помогает вырезывание без наклеивания (дети режут бумагу, изготовляя для игры билеты, флажки и т. п., учатся пользоваться ножницами). В детском саду используют такие виды аппликационных работ, как наклеивание готовых форм (декоративное — из геометрических и растительных форм и предметное — из отдельных частей или силуэтов) и вырезывание и наклеивание форм (отдельных предметов, сюжетное, декоративное). Дошкольники могут вырезывать формы по частям или в виде силуэта. Составление предмета из отдельных частей для них легче, как и всякое конструктивное изображение в рисовании или лепке. Силуэтное вырезывание сложнее для детей, так как им все время необходимо сопоставлять общие контуры предмета с пропорциями отдельных его частей. Поэтому вырезывание сложных форм предусматривается программой только в подготовительной группе. Аппликация содержит большие возможности для развития фантазии, воображения, творческих способностей детей. Так, узор может быть составлен как из готовых геометрических, так и из растительных форм, вырезанных самими ребятами. Использование готовых форм в декоративных работах позволяет дошкольникам сосредоточить все внимание на ритмичном чередовании элементов в узоре, подборе красивых цветовых сочетаний. Навыки, приобретенные на занятиях аппликацией, дети используют в других видах деятельности, главным образом в конструировании, при изготовлении теневого театра, световых украшений, елочных игрушек. Вопрос 4. Содержание и значение конструирования как вида продуктивной деятельности Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова constructio-построение. Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки). Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей. В ней мы находим связь с художественной, конструктивно-технической деятельностью взрослых. В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают: конструирование из строительных материалов; конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов; конструирование из природного материала. Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников. Детали строительных наборов представляют собой правильные геометрические тела (кубы, цилиндры, бруски и т. д.) с математически точными размерами всех их параметров. Это дает возможность детям с наименьшими трудностями, чем из других материалов, получить конструкцию предмета, передавая пропорциональность его частей, симметричное их расположение. Существует множество наборов для всех возрастных групп детского сада: настольных, для игр на полу, во дворе. Среди них тематические («Архитектор», «Подъемные краны», «Юный кораблестроитель», «Мосты» и др.), которые используют как самостоятельный вид материала для конструирования, а иногда и в качестве дополняющего основной строительный набор. Как правило, в строительных наборах отдельные элементы крепят путем наложения друг на друга, приставления одного к другому. Кроме строительных наборов, рекомендуются «Конструкторы», имеющие более прочные способы соединения. Чаще всего используются деревянные с наиболее простыми способами крепления. Применяются и металлические, у которых крепления более сложные - с помощью винтов, гаек, шипов и т. д. В игре «Конструктор» дети учатся решать более сложные конструктивные задачи, знакомятся с различными способами соединения деталей, создают всевозможные подвижные конструкции, тогда как строительные наборы предназначены для сооружения в основном неподвижных построек. Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов является более сложным видом конструирования в детском саду. Впервые дети знакомятся с ним в средней группе. Бумага, картон даются в форме квадратов, прямоугольников, кругов и т. д. Прежде чем сделать игрушку, нужно заготовить выкройку, разложить и наклеить на ней детали, украшения, сделать нужные надрезы и только затем сложить и склеить игрушку. Весь этот процесс требует умения измерять, пользоваться ножницами. Все это значительно сложнее, чем конструирование построек путем составления их из отдельных готовых форм. Коробки, кусочки проволоки в цветной обмотке, пенопласта, поролона, пробки и т. д. фактически представляют собой полуфабрикат. Соединяя с помощью клея или проволоки коробки, катушки между собой, дополняя их разнообразными деталями другого материала, дети получают интересные игрушки - мебель, транспорт и другие изделия. Природный материал в качестве строительного можно использовать для игр детей, начиная со второй младшей группы. Это прежде всего песок, снег, вода. Из сырого песка дети строят дорогу, домик, садик, горку, мосты, с помощью форм (песочниц) - пирожки и др. В более старшем возрасте дети замораживают подкрашенную воду, приготавливая цветные льдинки, которыми украшают участок. Из снега делают горку, домик, снеговика, фигурки зверей. Используя в своих играх природный материал, дети знакомятся с его свойствами, учатся заполнять свободное время интересной деятельностью. Они узнают, что песок сыпучий, но из сырого песка можно лепить, воду можно наливать в разную посуду, и на холоде она замерзает и т. д. Начиная со средней группы, дети делают игрушки из природного материала: веток, коры, листьев, каштанов, шишек сосны, ели, ореховой скорлупы, соломы, желудей, семян клена и т. д. Особенности поделок из этого материала в том, что используется его естественная форма. Качество и выразительность достигается умением подметить в природном материале сходство с предметами действительности, усилить это сходство и выразительность дополнительной обработкой с помощью инструментов. Особенно большое значение эта деятельность имеет для развития фантазии у ребенка. Перечень различных видов конструирования в детском саду показывает, что каждый из них имеет свои особенности. Однако основы деятельности едины: в каждой ребенок отражает предметы окружающего мира, создает материальный продукт, результат деятельности предназначается в основном для практического применения. Значение конструктивной деятельности.Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности. Биографии многих выдающихся техников-изобретателей показывают, что способности эти иногда проявляются еще в дошкольном возрасте. Примером может служить детство выдающихся изобретателей: А. С. Яковлева, И. П. Кулибина, В.А.Гасиева, Т.А.Эдисонаи других. Каковы же некоторые важные качества личности, которые формируются в конструктивно-технической деятельности взрослых, особенно в деятельности творческого характера, и закладывают основы для формирования технических способностей? Для творческой конструктивно-технической деятельности взрослых характерна тонкая наблюдательность, выработанная на основе большой точности восприятия и понимания технической сущности предметов. Конструктор должен уметь представить не только структуру машины, конструкции, но и техническую сторону их: как, с помощью чего скрепляются части? Какая из них является основной для всей конструкции? Какими средствами достигается подвижность частей, конструкции в целом? Как размещаются все части конструкции не только во фронтальной плоскости, но и в пространстве трех измерений? Конструктивно-техническая деятельность требует относительно высокой сосредоточенности внимания. Прежде чем приступить к созданию конструкции, необходим точный расчет, продуманность, при выполнении ее требуется определенная последовательность и точность в работе. Любая неточность ведет к серьезным просчетам. Для творческой конструктивно-технической деятельности взрослых характерно развитое пространственное воображение, выражающееся в способности к произвольному оперированию образами пространственного воображения в соответствии с поставленной целью. Прежде чем сконструировать новую машину, создатель должен отчетливо представить ее и мысленно проследить за работой машины. Только убедившись в удачном решении конструктивной задачи в целом, конструктор дает согласие на претворение мысленно созданного в реальный продукт. Воображение конструктора должно быть одновременно и предельно конкретным, и крайне абстрактным, т. е. он должен обладать не только развитым пространственным воображением, но и высокой степенью гибкости мышления, которое проявляется не только в умении мысленно создавать различные конкретные вариации общей схемы машины, но и в умении вовремя отказаться от таких вариантов, которые осуществить в данных условиях невозможно. Лекция 3, 4. Тема:Мониторинг овладения продуктивными видами деятельности детьми дошкольного возраста Вопросы: 1. Понятие и содержание мониторинга продуктивных видов деятельности. 2. Технология мониторинга продуктивных видов деятельности. Примечание: лекционный материал представлен в Приложении 1 Основная литература 1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 2000. 2. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2001. 3. Комарова Т.С. Филипс О.Ю. Эстетическая развивающая среда в ДОУ. – М.: Педагогическое общество России, 2007. 4. Парамонова Л.А. Теория и методика формирования творческого конструирования в дошкольном возрасте. – М.: Академия, 2001 Дополнительная литература 1. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика. – М., 1997. 2. Болышева Т.В. Учимся по сказке. – СПб., 2001. 3. Детское творческое конструирование. – М.: Карапуз, 1999. 4. Дошкольная педагогика // Под ред. В.И. Ядешко, Ф.А. Сохина. – М., 1986. 5. Конструирование // Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. М.: Просвещение, 1979 6. Кряжева И.Л. Мир детских эмоций. – Ярославль. 2000. 7. Иванова, В.Т. О красоте профессии воспитателя, или Беседы обо всем на свете. – СПб.: 2011. 8. Крылова, Н.М. «Лесенка успеха» или Три грани научно-методической системы детского сада [Текст]. – СПб., 2011. 9. О системе обучения конструированию // Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / Под ред. Н.Н. Поддьякова. – М.: Педагогика, 1980 10. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко. - М., 2002. 11. Творческое конструирование: психологические и педагогические основы его формирования. Конструирование из строительного материала // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 3
«Продуктивная деятельность в развитии личности ребенка дошкольного возраста» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Сазонова Н.П.
Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot