Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Организация социально-нравственного воспитания детей раннего и дошкольного возраста

  • 👀 206 просмотров
  • 📌 182 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Организация социально-нравственного воспитания детей раннего и дошкольного возраста
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Организация социально-нравственного воспитания детей раннего и дошкольного возраста» pdf
ЛЕКЦИЯ 4 ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Гайченко Светлана Владимировна [email protected] ЗАДАЧИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения. Вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ Средства нравственного воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп: 1. Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и другие средства можно объединить в группу художественных средств 2. Средством нравственного воспитания дошкольников является природа 3. Собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность 4. Атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью Методы и приемы нравственного воспитания: академик Б. Т. Лихачев исходит из логики целостности педагогического процесса, а также логики его организации при решении задач нравственного воспитания и самовоспитания. Согласно этому основанию он выделяет три группы методов: - методы организации и самоорганизации воспитательного коллектива (коллективная перспектива, коллективная игра, соревнование, единые требования); - методы доверительного взаимодействия (метод уважения, педагогическое требование, убеждение, обсуждение, конфликтные ситуации); - методы воздействия (разъяснение, снятие напряжения, актуализация мечты, обращение к сознанию, к чувству, к воле и поступку) Методы и приемы нравственного воспитания: В. Г. Нечаева выделяет две группы методов нравственного воспитания дошкольников: -организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности); -формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок (беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций) Методы и приемы нравственного воспитания: Классификация В.И.Логиновой: - методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью); -методы формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, беседа); -методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрения, наказания) Условия эффективного социальнонравственного воспитания: — любой метод должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав; —метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логического завершения; —для использования метода должны быть заранее подготовлены условия, средства; —метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации; Условия эффективного социально-нравственного воспитания: —методы воспитания следует применять тактично; —при подборе методов следует учитывать степень целосности формируемого качества; —проектируя, подбирая методы, важно предвидеть всевозможные результаты воздействия их на конкретного ребенка; —применение методов нравственного воспитания требует терпения и терпимости; —преобладающими в нравственном воспитании дошкольников должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребенка способам действия; —методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Условия социально-нравственного воспитания в детском саду, соответствующие данным задачам Гуманизация отношений детей и взрослых в образовательном процессе ДОО Наличие программ социальнонравственного воспитания и парциальных программ Реализация модели личностноориентированного воспитания ребенка и соответствующей модели предметно-развивающей среды Систематическая диагностика социально-нравственного развития ребенка, его откликаемости на социально-педагогические воздействия Содержательная жизнь в детском саду и семье, предполагающая интеграцию направлений социального, гендерного и нравственного, трудового, патриотического и духовного воспитания Положительный пример окружающих Учет возрастных и индивидуальных особенностей социального и нравственного развития ребенка и детской группы Коллективный образ жизни и сотрудничество в разнообразных видах деятельности Сотрудничество семьи и ДОО Задача педагога создание культурной среды развития для каждого ребенка и оказание ему помощи и поддержки в активном освоении культурного опыта. Задача педагога — речевая и поведенческая культура взрослых(педагогов, родителей); — продуманная, рациональная организация образа жизни детей в детском саду; —разнообразная предметно-развивающая среда, удовлетворяющая актуальные потребности дошкольников в общении и деятельности, интересы мальчиков и девочек; — взаимодействие педагогов и родителей дошкольников; — проектирование содержательной жизни детей СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Успех в воспитании свободной личности, а именно такую личность мы и хотим получить, зависит от исходной методологической позиции, с которой мы смотрим на ребенка ВОСПИТАНИЕ ГУМАННОСТИ Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, к природе, к самому себе. С точки зрения гуманизма это отношение выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте эмпатии Ранний возраст Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается с раннего возраста. Главное направление в методике проявлять по отношению к ребенку любовь, ласку, чаще употреблять ласковые слова, поглаживание, хвалить малыша за каждое проявление доброжелательности к людям (улыбнулся, отдал игрушку), обучать способам выражения сочувствия, внимания (погладить плачущего, поблагодарить, попрощаться, поздороваться и т.д.) В младшем дошкольном возрасте важно, чтобы социальный опыт ребенка пополнился множеством единичных положительных поступков. Ведущими методами воспитания у детей младшего возраста являются пример взрослых и организация педагогических ситуаций. Эффект названных методов усиливается оценкой взрослых и их похвалой. Средствами воспитания гуманных отношений в младшем дошкольном возрасте являются сам взрослый как носитель положительного способа поведения МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ В этом возрасте дети способны не только на обобщение своего опыта отношений, но и на их анализ, на объяснение причин замеченных в них недостатков. Воспитатель организует этические беседы с детьми. Беседы можно проводить в разных формах индивидуально, с подгруппой в 5-6 человек или фронтально. Содержанием этической беседы могут стать возникшие в группе отношения между детьми, мораль художественных произведений или произведения изобразительного искусства СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ Содержание нравственного воспитания Виды Игра Воспитательные возможности разных видов деятельности Приучает ребенка к самостоятельному удовлетворению личных потребностей, учит к совместным играм, умению подчиняться правилам игры; дети начинают чувствовать себя равноправными членами коллектива; формирует привычку внимательного отношения к сверстникам, к вещам; приучает ребенка к эмпатическому взаимодействию Игра ребенка, направленная на взаимоотношения со сверстниками. В младшем дошкольном возрасте при этом основной акцент делается на радость совместных игр, в старшем дошкольном возрасте внимание ребенка привлекается к этической стороне процесса Содержание Труд Прививает трудовые навыки по поддержанию общего порядка, имеет общественную направленность Учение Закладывает основы самосознания и рефлексии, мировоззрения, развивает умения сочувствовать, сопереживать, сорадоваться В младшем дошкольном возрасте Системные знания – помощь взрослому в протирании мебели, расстановке игрушек, стирке мелких вещей и т.д. Формируется умение сосредотачиваться на одном занятии, доводить дело до конца. В старшем возрасте – уборка групповой комнаты, участка, приготовление пищи, ремонт книг, игрушек. Формируется представление о значимости труда для всех и лично для каждого, умение замечать и устранять беспорядок Художественная деятельность Удовлетворяет эстетические потребности человека; развивает мелкую моторику и уточняет представление об окружающих предметах; развивает творческие способности; умение работать в коллективе Изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, поролона и др. Оформление выставок, участие в изменении предметноразвивающей среды группы, дизайн помещений, украшение участка детского сада к праздникам. Средства социально-нравственного воспитания (на примере средств патриотического воспитания Микросреда Ранний возраст Я Мама, папа Члены семьи Дом Соседи Двор Младший возраст + Группа Детский сад Кружки Улица Район Мезосреда Макросреда Средний возраст Старший возраст + Город Регион Климат Страна Традиции Культура + Символика страны Народы мира Мировая культура Планета космос Средства социально-нравственного воспитания ознакомление детей с разными сторонами социального окружения, общение с людьми (детьми и взрослыми); организация их деятельности (игры, труд и т.д.), включение тетей в предметно-практическую деятельность, практика коллективных творческих дел и игра; общение с природой; художественные средства: народный фольклор, музыка, кино и диафильмы, художественная литература, изобразительное искусство и др. Средства нравственного воспитания Собственная деятельность Пример взрослых 2 варианта: 1) Знакомство с процессом труда взрослых (В.И. Логинова, М.В. Крулехт); 2) Знакомство с человекомтружеником, его отношением к труду (С.А. Козлова). При этом решаются интеллектуальнонравственные задачи Художественная литература Успехов!!
«Организация социально-нравственного воспитания детей раннего и дошкольного возраста» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Сазонова Н.П.
Автор(ы) И. О. Карелина
Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot