Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Методы диагностики социальной сферы

  • 👀 261 просмотр
  • 📌 218 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Методы диагностики социальной сферы» pdf
Методы диагностики социальной сферы Харченко Вера Сергеевна Доцент кафедры экономики труда и управления персоналом 1 Что будем изучать? • Цель дисциплины – изучение способов изучения социальной сферы организаций • Задачи: 1. Освоить принципы подготовки проекта исследования социальной сферы организации (лекции, контрольная работа) 2. Ознакомиться со спецификой методов, используемых для изучения социальной сферы организации (самостоятельная работа, практика) 3. Закрепить принципы подготовки инструментария (самостоятельно) 2 Что будем делать: Лекции • Что такое HR-исследование • Разработка проекта исследования – элементы этапы Домашнее задание • Знакомство с принципами подготовки анкет (в презентации) • Обзор любого метода сбора информации (на выбор из списка) • Подготовка инструментария В следующий раз (практика) 1. Обзор методов исследований (по плану) 2. Подготовка инструментария 3. Презентация ваших мини-проектов исследования Экзамен • Небольшой проверочный тест 3 Социальная сфера организации - ? трудовой потенциал сотрудники коллектив компетенции отношения лидерство взаимодействие менеджмент человеческие ресурсы настроения работодатель стиль управления работники 4 Социальная сфера организации ? это целостная совокупность взаимообусловленных социальнотрудовых процессов и социально-трудовых отношений, отражающих все стороны взаимодействия субъектов трудовой деятельности со средствами и предметами труда и все аспекты их взаимоотношений Сидоркина И. Н., Зарипова Н. Ш. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОРГАНИЗАЦИИ, СУЩНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ // УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ – ОСНОВА РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ. 2017. №7. (https://elibrary.ru/item.asp?id=29118387) специфическая область связей и отношений, складывающихся между субъектами производственной деятельности на предприятиях по воспроизводству/ развитию трудового потенциала и жизни работающих людей, а также использованию их возможностей и способностей в процессе труда Б. Г. Тукумцев 5 Как изучают работу, занятость, сотрудников? 6 Уровни анализа макроуровень мезоуровень микроуровень • Росстат, http://www.gks.ru/ Статистика по занятым, отраслям • РМЭЗ, https://www.hse.ru/rlms/, подробный анализ работающих россиян • Опросы общественного мнения (ФОМ / fom.ru, ВЦИОМ / wciom.ru, Левада-центр / levada.ru) • Понимание настроений работающих, занятых • • • • Исследования внутри/для организаций, компаний Прикладные исследования Широкий комплекс применяемых методов исследования HR-исследования 7 Несколько примеров исследования россиян 8 ВЦИОМ Если говорить о Вашей основной работе, то удовлетворены ли Вы своей нынешней работой в целом? Скорее удовлетворен Скорее не удовлетворен Затрудняюсь ответить 100% 80% 60% 40% 70 69 72 71 71 74 77 73 80 2004 2005 2007 2009 2012 2013 2014 2015 2018 20% 0% Деньги или интерес, или что мотивирует нас работать? Пресс-выпуск ВЦИОМ №2832 от 13 Мая 2015 // Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=32 9 ФОМ, 1.12.2015 г. 10 Особенности HR-исследований 11 Основные функции социологических исследований:  Отражение реального состояния социальных явлений, процессов и определение факторов, воздействующих на их изменение.  Выявление ведущих тенденций развития общественных отношений.  Обоснование планов, управленческих решений и оценка эффективности их реализации.  Анализ и прогнозирование социальных ситуаций. 12 HR-исследования инструмент оценки влияния персонала на эффективность работы компании. Данные исследований помогают руководителям HRдепартаментов оперативно реагировать на происходящие в компании изменения и своевременно принимать управленческие решения по оптимизации методов работы с персоналом. Официальный сайт НАФИ // Режим доступа: https://nafi.ru/hr-issledovaniya/ 13 Для чего используются HRисследования 1. выявление особенностей восприятия сотрудниками стратегии компании 2. мониторинг имиджа компании как работодателя (HR-бренда) 3. оценка текущего состояния организационного климата и эффективности внутренних коммуникаций персонала 4. измерение уровня удовлетворённости сотрудников условиями труда, действующей системой вознаграждений, стилем руководства 5. определение уровня лояльности сотрудников компании (замер индекса eNPS), выявление драйверов и барьеров лояльности 6. анализ текущего уровня производительности труда и факторов, влияющих на неё 7. оценка эффективности выстроенной системы менеджмента 8. определение уровня заработных плат и разработка систем мотивации HR-исследования. Сайт НАФИ // Режим доступа: https://nafi.ru/hr-issledovaniya/ 14 Методология исследований. Как понять, что нужно изучать и как? 15 Методология исследования: последовательность деятельности исследователя стратегия научного поиска логическая организация деятельности исследователя 16 Этапы социологического исследования (структура) I. подготовительный; II. этап сбора первичной социологической информации (полевой); III. подготовка собранной информации к обработке и ее обработка; IV. анализ обработанной информации, оформление итоговых документов, фоpмулиpование выводов и рекомендаций. 17 ПРОЕКТ HR-ИССЛЕДОВАНИЯ 18 Социологическое (эмпирическое) исследование это система логически последовательных методологических, методических и организационнотехнических процедур, связанных между собой одной целью: получить достоверные данные об изучаемом социальном явлении или процессе для их последующего использования. 19 Прикладное исследование • как правило, оперативное исследование, проведенное на одном объекте (фирма, банк, вуз) с целью социальной диагностики ситуации, объяснения конкретного явления и подготовки практических рекомендаций • (например, повышение мотивации к труду наемных работников, улучшение отношения к учебе студентов). • Прикладное исследование не ставит целью приращение нового знания, научных открытий, в нем применяются уже известные знания, оформленные в типовые методики. 20 Любое исследование Начинается с ответов на 2 главных вопроса: Что изучать? Как изучать? 21 На основе ответов Программа исследования, или проект исследовательской деятельности 22 Описание сути исследования и последовательности действий закрепляется в специальном документе… 23 Программа (соц) исследования изложение теоретико-методологических предпосылок исследования в соответствии с его основными целями; выдвижение гипотез исследования; указание процедуры исследования; указание логической последовательности операций для проверки гипотез. Проект исследования! 24 Необходимость составления программы • Это документ, содержащий методологические и пpоцедуpные предпосылки исследования • В ней отpажается стpуктуpная оpганизация знаний и навыков, необходимых для проведения исследования, закладывается механизм получения выводов. • Это модель творческой деятельности исследователя. 25 Структура программы исследования ЧТО ? Раздел Содержание раздела Методолог ический Постановка проблемы Определение цели, постановка задач Определение объекта и предмета исследования Интерпретация основных понятий Гипотезы КАК ? Методичес кий Построение и обоснование выборки Обоснование методов сбора данных Инструментарий (анкета, гайд интервью и пр.) Описание способов обработки и анализа данных Рабочий план исследования 26 Тема исследования • У каждого эмпирического исследования есть тема! • Краткое, лаконичное отражение сути исследования • Неправильно сформулированная тема может направить разработку всей программы исследования в неверное русло 27 Пример Сложно точно (корректно) реализовать исследования на темы: • Оценка сотрудников компании N работы • Мнение сотрудников о своей работе • Отношение к руководителю широко сформулировано для исследования 28 Помочь в формулировке темы могут заказчики • Обычно заказчик определяет не тему, а проблему исследования. • Например: "Выясните, почему сотрудники стали работать неэффективно», или «почему сотрудники стали увольняться чаще, чем в прошлом году» • Но такая постановка еще слишком обща и неопределенна. 29 Проблема может быть выражена в различных вариантах тем: • • • • • «Уровень вовлеченности сотрудников компании» «Лояльность сотрудников» «Факторы удовлетворенности работой» «Причины увольнения сотрудников« …. 30 Почему важна тема? • От того, как будет сформулирована тема исследования, зависит вся последующая работа исследователя. • Поэтому ему необходимо уточнить у заказчика, что же ему хочется узнать в наибольшей степени, подсказать ему возможные вариации проблемы, совместно выбрать подходящую тему и утвердить ее, согласовав. 31 Критерии формулировки темы исследования: 1. наличие проблемы (социальный элемент), 2. наличие объекта исследования (носитель социальной проблемы), 3. логическая связь между структурными компонентами в формулировке темы (обозначенной проблемой и объектом исследования), 4. лаконичность формулировки 32 Цель исследования • Цель – это общая напpавленность исследования, пpоект действия, т.е. то, чего тpебуется достичь. • Постановка прикладной цели подчеркивает необходимость получить информацию, чтобы определить направления выхода из конкретной ситуации. 33 Например 1. Анализ мнений сотрудников компании NNN о проведенном корпоративном мероприятии 2. Изучение удовлетворенности различными аспектами работы сотрудников отдела продаж и сбыта 3. Оценка сотрудников компании XYZ взаимодействия c непосредственным руководителем 4. Анализ модели организационной культуры компании «ABC» 34 Задачи • • • • Формулируют вопросы, ответ на которые должен быть получен для реализации целей исследования. Задачи любого исследования состоят в получении нового знания различного типа: знание отдельных фактов, воспроизведение системы фактов, теоретический вывод. Формулировка задач – каркас будущего исследования. Качественно поставленные задачи помогут сформулировать гипотезы, а они, в свою очередь, структурируют инструментарий исследования (например, анкету). 35 Например, Цель - анализ мнений сотрудников компании NNN о проведенном корпоративном мероприятии Задачи: 1. Оценить удовлетворенность информированием о мероприятии (формат, каналы, периодичность и т.п.) 2. Проанализировать общую оценку мероприятия и отдельные активности, которые были реализованы в рамках мероприятия 3. Выяснить сильные и слабые стороны реализованного мероприятия 4. Провести сравнительный анализ по подразделениям, стажу, должности, возрасту, семейному положению 36 Важно! V цели ∑ задач V цели ∑ задач V цели ∑ задач 37 Объект • Социальная проблема не может существовать сама по себе, она предполагает носителя – какую-то группу людей, общность. • Hо объект может быть носителем и других социальных проблем, которые уточняются через предмет исследования. 38 Например? 39 Сотрудники компаний* * Если речь идет об HR-исследованиях 40 Предмет исследования • Это те свойства и стороны объекта, которые наиболее полно выражают изучаемое социальное явление • Например, лояльность, вовлеченность, удовлетворенность и т.п. 41 Предмет исследования позволяет определить ключевые понятия для дальнейшей интерпретации 42 Интерпретация и операционализация • Интерпретация понятий – процедура истолкования, уточнения смысла понятий, лежащих в основе социологического исследования. • В ходе интерпретации исследователь, давая теоретическое объяснение изучаемым явлениям, пытается обнаружить эти явления, найти их признаки в обыденной жизни людей. 43 44 Цель интерпретации • Социальная проблема формулируется в абстрактных понятиях • Hевозможно задавать вопросы респонденту, употребляя эти слова. • Ключевое понятие нельзя «пощупать». 45 46 Например •Потребности •Лояльность •Удовлетворенность •Готовность рекомендовать •Профессиональное выгорание •Бренд работодателя •Мотивация •Корпоративная культура •… 47 Интерпретация система конкретных явлений, фактов, фрагментов социальной реальности, доступных непосредственному восприятию, учету, регистрации, измерению; вербальные высказывания, поступки людей, результаты деятельности, непосредственные действия участников проблемной ситуации. 48 Пример Лояльность Готовы ли вы рекомендовать работу в нашей компании своим друзьям, знакомым при появлении подходящей вакансии? Оцените по шкале от 1 до 10, где 1 – точно не будете рекомендовать, а 10 – точно порекомендуете 49 Гипотезы • Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть в ходе исследования. • Гипотезы будут отражать состояние отдельных элементов изучаемой системы или их связь между собой. 50 Например  Сотрудники оценивают мероприятие выше, чем каждую активности по отдельности  Сотрудники с большим стажем оценивают мероприятие выше, чем те, у кого стаж меньше  Нет различий в оценке мероприятия в целом в подразделениях компании  Руководители оценивают мероприятие ниже, чем специалисты  И т.п. 51 Следующая задача: выбрать кого изучать и какие методы для нужны 52 Выборка Слишком большая выборка потребует излишних затрат, а слишком маленькая снизит качество результатов исследования. Для общероссийских опросов используется выборка в 1600 респондентов, которые дают точность с ошибкой в 3-5% 53 Выборка это такое подмножество заданной совокупности (популяции), которое позволяет делать выводы относительно всей совокупности. 54 Выборка Отвечает на 2 вопроса: • Сколько отбираем? • Как отбираем? 55 Сколько отбираем Генеральная совокупность – вся совокупность единиц наблюдения, имеющая отношение к данной проблеме. Она бывает ограничена территорией, временем, отраслью или профессией, функциональными рамками. Выборочная совокупность – часть генеральной совокупности, выступающая в качестве непосредственного объекта изучения по разработанной методике или программе отбора. Расчеты выборки по формулам с учетом главных параметров генеральной совокупности 56 В компании/организации Генеральная совокупность – это кто? А выборочная – кто? 57 Итак Генеральная совокупность – это все сотрудники, которых мы хотим изучить. Если исследование по всей компании – все сотрудники Если исследование в подразделение – 100% сотрудников этого (изучаемого) подразделения Выборка – это те, кого мы ОТОБРАЛИ! 58 ЧАСТО В компаниях проводятся сплошные опросы, т.е. применяется невероятностная выборка 59 КАК отбираем • Вероятностная (с определенной долей случайности) • Невероятностная (целевая, конкретная группа) • СПЛОШНАЯ (все) 60 Главный принцип вероятностной выборки равные шансы попадания в выборочную совокупность любого из элементов генеральной совокупности. 61 Репрезентативность выборки • это свойство, позволяющее переносить результаты, полученные на ограниченном числе объектов (на выборочной совокупности), на всю генеральную совокупность. 62 Объем выборки Объемом выборки (N) называется общее число единиц наблюдения, включенных в выборочную совокупность. Он зависит от степени однородности генеральной совокупности (чем однороднее, тем меньше объем выборки), необходимой степени точности результатов, числа признаков выборки. Объем выборки рассчитывается в зависимости от значимых признаков по довольно сложным формулам и составляет, как правило, не менее 5% генеральной совокупности. 63 Объем выборки это не охват! 64 В чем разница Часто HR-исследования проводятся на сплошных выборках (т.к. все сотрудники компании, или сотрудники конкретного подразделения) Для оценки валидности данных используется понятие охвата – доля сотрудников, которые приняли участие в исследовании, от общего числа (генеральной совокупности) Выборка моделируется ДО начала исследования и основная задача исследователя соблюсти представленность заданных характеристик в выборке 65 Методы: • • • • • • • • • Опрос Социометрический опрос Интервью Фокус-группы Метод открытых групповых дискуссий (ОГД), Анализ документов, Социальный эксперимент Наблюдение О них самостоятельно, ДЗ … 66 Инструментарий • набор специальных документов, с помощью которых реализуются основные методы исследования и осуществляется сбор эмпирических данных об изучаемом объекте. • Инструментарий является практическим средством реализации эмпирических методов: • анкеты, опросные листы, бланки интервью; карточки, дневники наблюдений; социометрические карточки; таблицы экспертных оценок и пр. 67 План реализации исследования Обозначаются основные задачи по реализации исследования в соответствии со структурой исследования Вернемся к началу 68 Этапы социологического исследования (структура) подготовительный; этап сбора первичной социологической информации (полевой); III. подготовка собранной информации к обработке и ее обработка; IV. анализ обработанной информации, оформление итоговых документов, фоpмулиpование выводов и рекомендаций. I. II. 69 Таким образом, Этап Содержание Подготов ительны й Пример! Основные результаты Сроки Ответственный, исполнитель Подготовка программы исследования, согласование основных документов исследования Программа исследования, анкета, форма сбора данных 1-21 октября 2019 Иванов А.С. Полевой Сбор эмпирических данных Рассылка анкеты (бумажная/онлайн) 22-30 октября 2019 Петров И.И., Смирнова Е.А. Обработк аи анализ данных Анализы данных по задачам исследования База данных, одномерный анализ, линейные распределения, аналитический отчет 31 октября – 14 ноября 2019 Петров А.С., Смирнова Е.А. Представ ление результа тов Подготовка итоговых документов с результатами исследования Аналитический и презентационный отчет 15-16 ноября 2019 Иванов А.С, 70 Важно до начала исследования (особенно, если вы проводите его первый раз или у вас немного опыта) провести «ПИЛОТАЖ» 71 Пилотажное исследование экспериментальная проверка созданного инструмента исследования (например, анкеты) на малой выборке (50-100 чел.) цель – проверка качества подготовки инструментария Результаты пилотажа к основными результатами не добавляются 72 Домашнее задание К 24.10.2020 1. Мини-проект исследования (структура на следующем слайде) 2. Подготовьте обзор по любому из методов сбора информации 3. Самостоятельно прочитайте про подготовку анкет (отдельная презентация и поиск информации в литературе) 4. Макет (дизайн, черновик) инструментария 73 1. Структура проекта исследования До 26.10.2020 Сдать Тема Постановка проблемы (почему это важно изучить) Цель исследования, задачи Объект исследования и предмет исследования Построение и обоснование выборки Обоснование методов сбора данных Инструментарий (анкета, гайд интервью и пр.) 74 2.1. Обзор метода сбора информации 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Онлайн-опрос Телефонный опрос Анкетирование Социометрический опрос Фокусированное интервью Глубинное интервью Фокус-группы, Метод открытых групповых дискуссий (ОГД), Анализ документов, Наблюдение 24.10.2020 Обсуждаем ваши работы Выберите метод из списка Все методы – социологические! Не журналистские, не психологические 75 2.2. Обзор метода сбора информации 24.10.2020 Обсуждаем ваши работы Подготовьте обзор по следующей структуре: 1. Определение метода – суть, механика реализации, требования к использованию 2. Преимущества (достоинства) и ограничения (недостатки) метода 3. Пример исследования, в котором использовался этот метод (указать название работы, автора, данные о публикации) – это пункт преимущество, но не обязательно Все методы – социологические! 76 Справка: Метод – его инструментарии 24.10.2020 Обсуждаем ваши работы 1. Онлайн-опрос – форма онлайн-опроса, онлайн-анкета (ссылка) 2. Телефонный опрос – бланк телефонного опроса 3. Анкетирование - анкета 4. Социометрический опрос – социометрическая карточка 5. Фокусированное или глубинное интервью – гайд (путеводитель) интервью 6. Фокус-группы, ОГД – сценарий фокус-группы/ОГД 7. Анализ документов – бланк анализа/контент-анализа 8. Наблюдение – бланк наблюдения Все методы – социологические! 77 Вопросы? 78
«Методы диагностики социальной сферы» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 335 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot