Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Методология проектирования предприятий автомобильного транспорта

  • 👀 2490 просмотров
  • 📌 2432 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Методология проектирования предприятий автомобильного транспорта
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Методология проектирования предприятий автомобильного транспорта» doc
4. Методология проектирования предприятий автомобильного транспорта 4.1. Требования к разработке проекта Проектирование и последующее строительство или реконструкция предприятия представляет собой важный этап в развитии, как самого предприятия, так и всей отрасли в регионе. Поэтому к процессу проектирования предприятия предъявляются очень высокие и жесткие требования. Ос­новные требования заключаются в обеспечении высокой экономической эффективности и надлежащего технического уровня проекта, максимального использования новейших достижений науки и техники для того, чтобы строящееся или реконструируемое предприятие ко времени его ввода в действие и многие годы в процессе эксплуатации было технически передовым и имело высокие показа­тели по производительности и условиям труда, уровню механизации, себестои­мости и качеству продукции. Повышение эффективности капитальных вложений, снижение себестои­мости строительства и себестоимости перевозок, организация производства об­служивания и ремонта автомобилей на высоком техническом уровне является наиболее важной проблемой автомобильного транспорта, и решение этой про­блемы обеспечивается в первую очередь качественным проектированием пред­приятия. Необходимыми условиями качественного проектирования являются: -обоснование состава, мощности и местоположения предприятия; -соответствие проекта прогрессивным формам организации производства и передовому опыту; -применение научной организации труда и управления; -эффективная технология обслуживания и ремонта подвижного состава; -рациональное использование производственных помещений; -использование современных строительных конструкций и материалов с учетом местных природно-климатических условий. Порядок подготовки предпроектных материалов и проектирование предприятия отличаются в зависимости от форм финансирования капвложений. Предприятиям, осуществляющим реконструкцию или тех.перевооружение за счет собственных средств и не нуждающимся в бюджетных, кредитных и инвестиционных средствах нет необходимости проводить такие работы как составление заявки на финансирование, разрабатывать бизнес-план и оформлять договор на финансирование. Как правило, реконструкция за счет средств предприятия осуществляется на существующей территории с использованием действующих инженерных сетей. Подготовка материалов и разработка проекта при реконструкции или тех.перевооружении предприятия за счет собственных средств может осуществляться в следующей последовательности: 1. Составление технико-экономического обоснования реконструкции или перевооружения производства. 2. Составление задания на проектирование. 3. Разработка технорабочего проекта. При осуществлении капитальных вложений за счет банковских кредитов, средств инвесторов, или бюджетного финансирования проектирование нового или реконструкция действующего предприятия осуществляется в следующей последовательности: 1. Проведение экономических изысканий. 2. Разработка технико-экономического обоснования предлагаемой фор­мы развития предприятия. 3. Составление заявки и предварительное согласование финансирования капитальных вложений. 4. Разработка бизнес-плана развития предприятия. 5. Оформление договора на финансирование. 6. Оформление отвода участка и получение разрешения на подключение к инженерным сетям и строительство объекта. 7. Составление задания на проектирование. 8. Разработка технического проекта. 9. Разработка рабочих чертежей. На основании проведенных экономических изысканий и технико-экономического обоснования готовится заявка на финансирование и проводит­ся предварительное согласование вопроса о выделении средств на развитие предприятия. После получения принципиального согласия на финансирование составляется бизнес-план предприятия. На основании бизнес-плана и прила­гаемых к нему документов принимается решение и оформляется договор на финансирование, где указывается объем и сроки финансирования, порядок и сроки возврата кредита и процентов по ним, порядок участия инвесторов в управлении предприятием и получении прибыли. С момента подписания договора на финансирование начинается основная работа по проектированию предприятия: на выбранный и согласованный с администрацией района или города участок оформляются соответствующие документы на отвод земли; выполняются инженерные изыскания; получаются разрешения на подключение к инженерным сетям (электроэнергия, вода, канализация, газ, телефон, радио и т.д.); составляются строительный паспорт на участок и архитектурно-планировочное задание на его застройку; разрабатывается задание на проектирование предприятия. Задание на проектирование - документ, на основании которого осуществляется проектирование предприятия. В задании на проектирование указывается необходимая для разработки проекта информация: реквизиты предприятия, район, пункт и площадка строительства; производственные мощности на пер­вую и последующие очереди, намечаемая специализация предприятия; основные источники обеспечения водой, теплом, газом, электроэнергией на период строительства и в процессе эксплуатации предприятия; условия очистки и сброса сточных вод; основные технологические процессы и оборудование; намечаемые сроки строительства и порядок ввода мощностей по очередям; намечаемые размеры капвложений и основные технико-экономические показатели предприятия и т.д. Задание на проектирование может содержать также указания о примене­нии тех или иных строительных конструкций и строительных материалов, об использовании типового или ранее выполненного удачного индивидуального проекта и особые требования, например предусмотреть в проекте автоматизированную систему управления производством и др. При составлении задания и проектировании необходимо учитывать, что использование типового или повторно применяемого индивидуального проек­та значительно сокращает стоимость и продолжительность разработки проекта. Задание на проектирование составляется заказчиком при непосредственном участии проектной организации. По получении задания на проектирование, проектная организация при­ступает к разработке проекта. Проектирование предприятия может осуществ­ляться в одну или две стадии. Технически сложные и крупные индивидуальные проекты разрабатываются в две стадии. На первой стадии разрабатывается технический проект, а на второй стадии  рабочие чертежи. Объекты, строящиеся по типовому или повторно используемому проекту, а также технически несложные объекты проектируются в одну стадию. Для та­ких объектов разрабатывается единый технорабочий проект. В техническом проекте разрабатываются основные проектные решения, обеспечивающие высококачественное выполнение производственной про­граммы предприятия, надлежащее осуществление технологических процессов; рациональное использование территории, зданий и сооружений; прогрессивные и экономичные объемно-планировочные и конструктивные решения зданий; эффективность капитальных вложений и высокие технико-экономические показатели предприятия. 4.2. Состав технического проекта и его технологической части Технический проект состоит из нескольких частей: технологической, строительной, сантехнической, энергетической, сметной и экономической. Расчетно-пояснительные записки всех частей проекта объединяются обычно в од­ну часть  пояснительную записку проекта. Основной и наиболее крупной частью проекта является технологическая часть. Строительная, сантехниче­ская и энергетическая части представляют собой архитектурно-строительное оформление инженерных и проектных решений, приведенных в технологиче­ской части. В сметной части излагаются сводные и детализированные расчеты затрат на выполнение проектных, строительно-монтажных работ, приобретение оборудования и другие расходы, связанные со строительством и реконструкцией. Экономическая часть проекта содержит обоснование расположения и мощности предприятия, характеристику и анализ капвложений и основных фондов предприятия, расчеты фонда оплаты труда, накладных расходов и обо­ротных средств, калькуляцию себестоимости содержания и эксплуатации под­вижного состава, технико-экономические показатели проекта. Технологическая часть проекта состоит из расчетно-пояснительной записки, схемы генерального плана, компоновочных планов отдельно стоящих зданий, планов размещения производственных участков, цехов, складских и других помещений и планировки технологического оборудования. Расчетно-пояснительная записка содержит описание проектируемого предприятия, его назначение, состав и режим работы; характеристику подвиж­ного состава и режим его эксплуатации; описание технологического процесса и его расчетные нормы; расчеты производственной программы, численности ра­бочих, площадей производственных и складских помещений; спецификацию технологического оборудования; задания по разработке строительной, сантехнической и энергетической частей проекта; показатели, характеризующие тех­нологические решения. Схема генерального плана определяет размещение предприятия, его по­мещений, зданий, сооружений на земельном участке и организацию движения на территории. Рабочие чертежи выполняются исходя из технических решений, принятых в технологической части. В них детально разрабатываются фундаменты, строительные и монтажные узлы. Рабочие чертежи по технологической части представляют собой монтажные чертежи, в состав которых входят планы расстановки оборудования с указанием спецификации, привязочных размеров, точек потребления энергии, воды, пара и т.д.; планы и разрезы отдельных производственных участков с наиболее сложным оборудованием; детали приспособле­ний и устройств, необходимых для монтажа оборудования и его эксплуатации. По рабочим чертежам ведется строительство и монтаж оборудования. Принимаемые в процессе проектирования технологические или проект­ные решения должны быть ориентированы на достижение высоких прогрессив­ных показателей работы предприятия и получение экономического эффекта от их внедрения. Экономический эффект от принятого решения может проявиться в виде повышения производительности работы парка автомобилей, снижения себестоимости перевозок, экономии топлива, запчастей и материалов, улучше­ния условий труда и качества работы. Недостаточная обеспеченность предприятия производственной базой, производственными участками, постами, оборудованием приводит к тому, что автомобили своевременно и качественно не обслуживаются, а, следовательно, увеличиваются потери из-за простоев в технически неисправном состоянии и поломок на линии. Излишние производственные мощности также ведут к поте­рям предприятия из-за дополнительных затрат на строительство, содержание и обслуживание лишних мощностей и оплаты налогов на землю и имущество. Причем излишние производственные мощности не дают ощутимого прироста производительности работы автомобилей. Поэтому при проектировании предприятия необходимо стремиться к созданию оптимальной производственной базы, способной обеспечить высокий уровень технической готовности подвижного состава при низких затратах на ее содержание. В проекте необходимо предусматривать максимальное использо­вание производственных площадей за счет двухсменной и трехсменной работы зон, цехов, участков. Так, например, при закладке в проект поточных линий ТО-1 и ТО-2, можно создать одну универсальную линию, на которой можно выполнять работы по ТО-1 и ТО-2 и предусмотреть эксплуатацию этой линии в две смены, при этом в рабочее время выполнять более сложные и трудоемкие рабо­ты по ТО-2, а в межсменное время  работы по ТО-1. При разработке проекта очень важно предусмотреть перспективу разви­тия предприятия. На основании экономических изысканий определяется пер­спектива развития автотранспортных перевозок и исходя из этого в проект за­кладывается база с учетом возможного расширения или изменения структуры и состава парка автомобилей. С целью достижения максимального эффекта в процессе строительства определяется очередность ввода в эксплуатацию строящихся или реконструируемых цехов и участков. В первую очередь предусматривается ввод производ­ственных площадей способных существенно повысить эффективность работы предприятия, увеличить прибыль или снизить себестоимость перевозок. Перво­очередной ввод отдельных наиболее эффективных объектов позволяет предприятию получать дополнительную экономическую выгоду пока завершается строительство или реконструкция предусмотренных проектом производственных площадей. Эффективность капитальных вложений и оценочные показатели проект­ных решений в первую очередь зависят от уровня инженерных решений и каче­ства исполнения технологического проекта. Технологический проект разраба­тывается специалистами автомобильного транспорта, а, следовательно, уровень их знаний, степень подготовки и опыт являются одними из решающих факто­ров в деле создания производственно-технической базы, способной наилучшим образом удовлетворить потребности конкретного автопредприятия. Технологический проект включает в себя следующие вопросы: - выбор и обоснование необходимых для расчетов проекта исходных данных; - расчет производственной программы по обслуживанию и ремонту подвижно­го состава; - расчет численности производственного персонала с их распределением по сменам и постам; - выбор организации производства и разработка технологии производственных процессов; - подбор гаражного, диагностического, станочного и другого оборудования; - расчет числа рабочих постов, поточных линий и площадей зон ЕО, ТО-1, ТО-2 и текущего ремонта автомобилей; - расчет площадей производственных, бытовых, административных помеще­ний и складов; - оптимизация производственных мощностей предприятия с учетом случайно­сти возникающих отказов и объемов работ по ТО и ТР; - разработка объемно-планировочных решений и генплана предприятия; - технико-экономическое обоснование предлагаемых технологических решений. Технологическое проектирование включает большой круг вопросов организационно-технического, технологического и экономического порядка, которые проходится решать не только при проектировании нового строительства или реконструкции, но и в процессе текущей деятельности предприятия. В качестве основных нормативных документов при технологическом проектировании используются Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, Нормы технологи­ческого проектирования автотранспортных предприятий, СНиПы и др. Контрольные вопросы 1. В какой последовательности разрабатывается проект реконструкции и перевооружения предприятия за счет собственных средств предприятия? 2. В какой последовательности выполняются работы по проектированию предприятия за счет стороннего финансирования? 3. Из каких частей состоит технический проект? 4. Из каких разделов состоит технологическая часть проекта? 5. Общие требования к разработке проектных решений 5.1. Планировка предприятия Планировка предприятия осуществляется на основании выполненных технологических расчетов с учетом оптимизации производственных мощностей. Исходя из потребности в производственных площадях, специфики предприятия, принятой технологии производства и прочего выбирается земельный участок под строительство предприятия. Определяются ориентировочные объемы и этапы строительства, а также возможные для использования строительные конструкции и материалы. Прорабатываются компоновочные решения отдельно стоящих зданий, составляется генеральный план предприятия, а затем выполняются планировки цехов, участков и зон. В процессе планировки решаются следующие вопросы: обеспечение эффективного использования и застройки земельного участка; рациональное взаимное расположение зданий, сооружений, помещений, цехов, участков и постов с учетом принятой технологии выполнения работ; обеспечение научной организации труда на рабочих местах, технологических связей и движения на территории и в зданиях предприятия; размеры, этажность и конструкции зданий и сооружений; соблюдение технологических и строительных норм и требований; минимизация затрат на проектные, строительно-монтажные и эксплуатационные затраты и т.д. Особое значение для обеспечения эффективности строительства имеет выбор земельного участка под строительство предприятия. Место расположения земельного участка определяется исходя из прогнозов развития пассажирских и грузовых потоков в строгой увязке с генпланом развития города, населенного пункта, района. При выборе земельного участка необходимо учитывать также рельеф местности. Особое внимание при выборе участка следует уделять наличию на прилегающих территориях инженерных сетей (тепло, электроэнергия, газ, вода, канализация) и возможности подключения к ним. Выделение земельного участка оформляется решением администрации города или района, затем в соответствующих муниципальных службах уточняются точки подключения к инженерным сетям и определяются требования, предъявляемые к архитектурно-планировочному решению проекта. 5.2. Объемно-планировочное решение Объемно - планировочное решение позволяет определить общий вид и объемы будущего строительства, типы и размеры строительных конструкций и материалов. Объемно-планировочное решение должно приниматься с учетом назначения и особенностей эксплуатации предприятия; природно-климатических условий и рельефа местности; обеспечения требований унификации строительных конструкций и основных параметров проектируемых зданий и сооружений; особенностей организации технологического процесса; возможности реконструкции предприятия при изменении расчетных параметров. Здания из железо-бетонных конструкций наиболее часто используются при проектировании и строительстве. В целях снижения стоимости проектных работ, изготовления строительных конструкций и выполнения строительно-монтажных работ по возведению зданий и сооружений из железо-бетонных конструкций осуществляется унификация объемно-планировочных и конструктивных решений. Унификация достигается за счет производства типовых строительных конструкций и разработки типовых проектов предприятий. Для изготовления строительных конструкций (колонн, плит перекрытия, стеновых панелей и т.д.) индивидуальных размеров и конструкций необходимо выполнить расчеты конструкций, изготовить соответствующие формы, разработать технологию, подготовить производство, специалистов и рабочих. Это связано с большими производственными затратами, что приведет к значительному удорожанию проекта. Таких затрат можно избежать, если на заводах железо-бетонных изделий будут производить несколько типоразмеров конструкций, которые будут использоваться при проектировании. Разработка проекта представляет собой длительный и трудоемкий процесс. Использование типового проекта с привязкой к местности или с небольшими изменениями в типовом проекте позволяет значительно сократить сроки проектирования и строительства предприятия. Типовые проекты разрабатываются по заказам министерств и ведомств в крупных отраслевых или специализированных проектных институтах. На автомобильном транспорте основным разработчиком типовых проектов является Государственный институт проектирования предприятий автомобильного транспорта (Гипроавтотранс). При проектировании предприятий, изготовлении строительных конструкций и строительстве используется унифицированный на территории всей страны типаж конструкций, сетка колонн и размеры пролетов. Унифицированные типоразмеры строительных конструкций и параметры зданий определены в нормативных документах Строительные нормы и правила (СНиП). При разработке индивидуальных проектов строительства или реконструкции также используются элементы типовых проектов и типовые строительные конструкции. В соответствии с требованиями СНиПа, шаг колонн в одноэтажных производственных зданиях (расстояния между разбивочными осями здания в продольном направлении) принимается равным 6 или 12 метров. Размеры пролетов (расстояния между разбивочными осями здания в поперечном направлении) могут быть 6; 12; 18; 24; 30 метров (кратно 6м.). Высота одноэтажного производственного здания определяется исходя из типа здания, особенностей технологического процесса, пролета здания, наличия и типа технологического и подъемно-транспортного оборудования. Высота до низа несущих конструкций производственных зданий зависит от выбираемого типа колонн и могут быть: 3,6; 4,2, 4,8; 6; 7,2; 8,4 м. Высота многоэтажных производственных зданий принимается 3,6 или 4,8 м., для предприятий автомобильного транспорта, как правило – 3,6м. Размеры пролетов многоэтажных производственных зданий принимаются кратными 3 м (3; 6; 9; 12; 15; 18 м.), а шаг колонн – 6 м. Этажность здания определяется с учетом технической и экономической целесообразности, технологии производства, архитектурных требований к строящемуся объекту, потребности в производственных площадях и размеров земельного участка. Нагрузка на пол в многоэтажном производственном здании не должна превышать 2,5 т/м2. Среди предприятий автомобильного транспорта в многоэтажном исполнении наиболее часто встречаются гаражи и стоянки (в том числе таксомоторных или иных автопредприятий). Здания автотранспортных предприятий в типовых проектах обычно принимается прямоугольной конфигурации в плане с параллельно расположенными пролетами. Допускается использование пролетов различных размеров. В пролетах с меньшими размерами и высотой рекомендуется размещать производственные цеха и участки, а в пролетах с большими размерами по ширине и высоте – посты и линии обслуживания и ремонта автомобилей. В каркасных железобетонных производственных зданиях предусматри­вается устройство навесных или самонесущих стеновых панелей. Навесные панели несут функции ограждений и крепятся к колоннам с внешней стороны. Самонесущие стены применяются при необходимости использования панелей большей толщины и веса, способных обеспечить тепло и шумоизоляцию. Такие стены возводятся на собственных фундаментах. Допускается также применение кирпичных самонесущих стен и стен из других (местных) материалов при условии их соответствия требованиям, предъявляемым к строящемуся зданию. Покрытие железобетонных зданий занимает особое место в процессе проектирования, строительства и эксплуатации предприятия. Затраты на покрытие составляет около 50 % от всех затрат, приходящихся на строительство и эксплуатацию здания. В зависимости от конфигурации и типа зданий покрытия подразделяются на односкатные, двухскатные, многоскатные, криволинейные и плоские. Односкатные покрытия применяются в однопролетных небольших зданиях. В типовых проектах автотранспортных предприятий обычно используются двухскатные или многоскатные покрытия. На покрытиях многопролетных зданий большой ширины и длины для обеспечения помещения естественным светом и проветривания должны быть предусмотрены световые или светоаэрационные фонари. Основными элементами покрытия являются несущие балки или фермы. На них устанавливаются железобетонные плиты покрытия, затем укладываются слой утеплителя, выравнивающий слой и кровля. Унифицированные здания из легких металлических конструкций (модули) получили широкое применение в проектировании и строительстве предприятий автомобильного транспорта начиная с 80-х годов ХХ в. Они представ­ляют собой сборные металлические конструкции, изготовляемые на заводах металлоконструкций и поставляемые в комплекте. В зависимости от заказа модули могут поставляться с легкими утепленными стеновыми панелями, оконными переплетами, воротами и элементами покрытия и т.д. Использование металлических модульных конструкций позволяет значительно сократить затраты и сроки строительства по сравнению с использованием железобетонных конструкций. При возведении модульных конструкций заливают бетонные фундаменты под стойки опор и производят сборку конструкций. За считанные дни здание из модульных конструкций может быть введено в эксплуатацию. Незаменимы модульные конструкции при чрезвычайных ситуациях, когда требуется в кратчайшие сроки построить и ввести в эксплуатацию здания производственного или иного назначения. Наибольшее распространение получили модульные конструкции при строительстве производственных зданий в регионах с мягким и умеренным климатом, т.е. там, где не предъявляются особые требования к теплоизоляции зданий. Ворота здания должны предусматриваться с учетом габаритов наиболее крупных транспортных средств с грузом, проезжающих через ворота. Размеры ворот должны превышать габаритные размеры этих транспортных средств по высоте на 0,2 м и по ширине на 0,6 м. В типовых проектах могут быть предусмотрены распашные, раздвижные или подъемные ворота. Покрытия полов в производственных цехах, участках и зонах выполняют с учетом видов и интенсивности механических и тепловых воздействий, воздействий агрессивных жидкостей и удобства очистки от загрязнений. В зонах по обслуживанию и ремонту автомобилей, механическом, моторном и агрегатном цехах рекомендуются следующие типы покрытия полов: бетонный шлифованный; бетонный мозаичный; мозаичные плиты. Для покрытия полов в кузнечно-рессорном цехе используется клинкерный кирпич или брусчатка, в аккумуляторном – керамическая кислотоупорная плитка, в деревообрабатывающем и обойном цехах – асфальтобетон, в электротехническом, топливном и медницком цехах – керамические плитки или мозаичные плиты. 5.3. Генеральный план предприятия Генеральный план предприятия является одним из основных частей проекта и представляет собой соединенное в единое целое технологическое и архитектурное решения проекта. Генеральным планом определяется порядок использования земельного участка предприятия, рациональное размещение зданий и сооружений, эффективная организация работы и взаимодействия основного, вспомогательного и обслуживающего производств, размещение зоны хранения автомобилей, пути прокладки инженерных сетей и т.д. При разработке генерального плана необходимо учитывать принятую схему производственного процесса и технологию выполнения работ; особенности местных природно-климатических условий; преобладающее направление ветров; стороны света; рельеф местности; площади производственных участков, цехов, зон обслуживания, ремонта и хранения автомобилей в соответствии с технологическими и оптимизационными расчетами. Расчетные площади производственных и складских помещений необходимо корректировать в соответствии со строительными нормами и правилами и требованиями унификации строительных конструкций. Инженерные сети должны быть предусмотрены с учетом условий, определенных соответствующими муниципальными службами при согласовании проекта, технологии производства и экономической целесообразности. Ворота для въезда и выезда из предприятия должны быть расположены с отступлением от красной линии застройки, отделяющей территорию предприятия от городской улицы или проезда не менее чем на длину наиболее длинного транспортного средства, проезжающего через эти ворота. Причем ворота въезда должны предшествовать по ходу уличного движения воротам выезда, чтобы исключить пересечение движения въезжающих и выезжающих автомобилей. Для АТП с подвижным составом более 100 автомобилей должны быть предусмотрены также запасные ворота шириной не менее 3,5 м. Минимальное расстояние от проезда до наружных стен здания или ограждения при отсутствии въезда и длине стен (ограждения) не более 20м составляет 1,5 м, а при длине более 20 м – 3 м. На территории предприятия со стороны въездных ворот и проходной рекомендуется устройство площадки для стоянки (хранения) легковых автомобилей работников и посетителей из расчета 25 м2 (удельная площадь на один легковой автомобиль) на 10 работающих. Движение автомобилей внутри предприятия желательно организовать по кольцевому одностороннему маршруту, избегая пересечения путей движения. Ширина проезжей части на территории предприятия вне производственных зданий должна быть не менее 3 м при одностороннем движении и не менее 6 м при двухстороннем движении. Степень застройки участка АТП одноэтажными производственными зданиями при закрытом хранении автомобилей обычно составляет 30…50 %, а при открытом хранении  15…20 %. Застройка участка может быть моноблочной, когда производственные цеха, участки, зоны ремонта и обслуживания и другие подразделения основного, обслуживающего и вспомогательного производств размещены в одном блоке или многоблочной, когда некоторые производственные подразделения и службы могут располагаться в отдельно стоящих зданиях. Общие затраты на строительство и эксплуатацию зданий, сооружений и инженерных сетей при моноблочном строительстве на 15…25 % меньше по сравнению с многоблочным строительством. Многоблочная застройка территории целесообразна при резко выраженном рельефе участка, когда экономически выгодно террасообразное расположение отдельных зданий различного производственного назначения; при эксплуатации на предприятии различных типов подвижного состава; при необходимости стадийного развития или реконструкции, когда строительство отдельно стоящего здания выгоднее, чем увеличении е размеров существующего здания. Мойку автомобилей, здание котельной, трансформаторную и склад горюче-смазочных материалов с заправкой при любом виде застройки рекомендуется размещать в отдельных зданиях. Здания на участке необходимо размещать с учетом технологии выполнения работ, рельефа местности, геологических условий и обеспечения выполнения минимального объема земляных работ при планировке площадки. Для уменьшения земляных и фундаментных работ длинную сторону здания рекомендуется располагать перпендикулярно к направлению уклона местности. Здания и сооружения (помещения), производственные процессы, в которых связаны с выделением в атмосферу газа, пыли, дыма, а также склады с легковоспламеняющимися и горючими веществами следует располагать по отношению к другим зданиям (помещениям) с подветренной стороны. Здания, оборудованные светоаэрационными фонарями желательно устанавливать, чтобы оси фонарей располагались перпендикулярно к преобладающему направлению ветров. Размеры фонарей, оконных проемов и расположение зданий должны обеспечивать нормальное естественное освещение помещений. Значительную часть территории комплексных АТП занимает зона хранения автомобилей. Потребная площадь зоны хранения зависит от списочного количества подвижного состава, габаритных размеров, маневренных характеристик, способа хранения, схемы расстановки подвижного состава на стоянке и определяется технологическими расчетами. Способ хранения (закрытый, под навесом, открытый с подогревом, открытый без подогрева) определяется исходя из экономической и производственной целесообразности с учетом вида и особенностей выполняемых перевозок, а также природно-климатических условий региона (табл. 1). Таблица 1 Рекомендуемые способы хранения подвижного состава Тип подвижного состава Климатический район Способы хранения Легковые автомобили и автобусы Очень холодный, умеренно-холодный, умеренный Закрытый Умеренно-теплый, умеренно-теплый влажный, теплый влажный Открытый без подогрева Жаркий сухой, очень жаркий Под навесом Грузовые автомобили Очень холодный Закрытый (для прицепов и полуприцепов – открытый) Холодный, умеренно-холодный Открытый с подогревом и частично закрытый Умеренный Открытый с подогревом Умеренно-теплый, умеренно-теплый влажный, теплый влажный Открытый без подогрева Автомобили оперативного значения (скорая помощь, пожарные и др.) Все районы Закрытый 5.4. Компоновочный план Компоновочный план выполняется для каждого отдельно стоящего производственного здания предприятия. На компоновочном плане указываются габаритные размеры здания, сетка колонн, наружные и внутренние стены и перегородки, расположение производственных и бытовых помещений, а также схематично  посты и линии технического обслуживания и ремонта, инженерные сооружения и подъемно-транспортное оборудование, связанное с конструктивными элементами здания (опорные и подвесные краны, лифты). Для многоэтажных зданий компоновка разрабатывается поэтажно. Компоновочные планы выполняются в масштабе 1:400 или 1:200. Компоновка производственного здания осуществляется в следующей последовательности: 1. В соответствии с генеральным планом предприятия, на основании принятой схемы организации технологического процесса определяется состав производственных цехов, участков и зон, запланированные для размещения в данном здании; 2. На основании технологического и оптимизационного расчетов определяется общая площадь предусмотренных в здании цехов, участков, зон, складских помещений и т.д.; 3. С учетом особенностей организации производства в здании и принятого объемно-планировочного решения определяется сетка колонн и габаритные размеры здания; 4. Исходя из требований организации технологического процесса, с учетом противопожарных и санитарных требований определяется рациональное взаиморасположение цехов, участков, зон и т.д.; 5. По выбранной сетке колонн, с учетом возможности и целесообразности расположения стен и перегородок корректируются площади производственных участков, цехов, зон и т.д.; 6. Разрабатываются варианты компоновочного плана здания; 7. Выбирается вариант, наилучшим образом соответствующий принятой схеме организации технологического процесса, противопожарным и санитарным нормам, а также требованиям ОНТП и СНиП. Взаиморасположение зон, цехов и участков зависит от принятой схемы технологического процесса, особенностей производства, технологической однородности выполняемых работ, производственных связей, строительных, санитарно-гигиенических и противопожарных требований. При составлении компоновочного плана за основу следует принимать удобное расположение постов и линий технического обслуживания и ремонта автомобилей, а, ориентируясь на это, размещать производственные цеха и участки. При этом следует учитывать, что зона TР по номенклатуре выполняемых работ должна иметь технологические связи почти со всеми цехами и участками вспомогательного производства. Для небольших предприятий объем трудоемкостей по отдельным видам работ, а соответственно, и площади производственных цехов и участков незначительны. В таких предприятиях выделение для каждого вида воздействий или работ обособленного помещения приводит к чрезмерному раздроблению здания на мелкие изолированные помещения и снижает возможности оперативного управления производственными процессами. Если площадь помещения для отдельного вида работ менее 10 м2, то эти работы целесообразно совмещать с другими технологически однородными работами. Технологически однородными считаются следующие виды работ: • крепежные, регулировочные, диагностические, ремонтные, смазочные; • слесарно-механические, агрегатные, электротехнические, топливные; • сварочные, кузнечно-рессорные, жестяницкие, медницкие; • столярно-кузовные, обойные, арматурные. Моечные, окрасочные и аккумуляторные работы в силу своей специфики и особых требований по технике безопасности выполняются только в отдельных изолированных помещениях. Посты для мойки автомобилей изолируются от постов иного назначения, а по возможности и друг от друга. Поточную линию ЕО рекомендуется располагать в обособленном помещении (здании). При наличии двух и более поточных линий ЕО, они отделяются друг от друга водонепроницаемыми экранами высотой не менее 2,5 м. Для окраски легковых автомобилей и автобусов в соответствии с технологией выполнения работ рекомендуется иметь три помещения; краскозаготовительное, окрасочное, сушильное. Аккумуляторный цех крупных и средних автотранспортных предприятий обычно состоит из трех помещений: помещения для ремонта аккумуляторов: кислотной; зарядной. В кислотной хранится и разливается кислота. В зарядной осуществляется зарядка аккумуляторов в специальных вытяжных шкафах. В мелких предприятиях зарядная и кислотная могут быть объединены. Электротехнический, топливный, агрегатный и механический цеха, в которых выполняются наиболее точные работы, следует располагать по наружному периметру здания, чтобы обеспечить их боковым естественным освещением. Боковым светом рекомендуется обеспечивать также тупиковые посты обслуживания и ремонта, оборудованные траншейными канавами или подъемниками. Посты и линии диагностики, имеющие тормозной стенд или стенд для проверки тягово-экономических качеств автомобиля и участок холодной и горячей обкатки двигателей, из-за наличия повышенного шума при работе стендов, рекомендуется располагать в отдельных изолированных помещениях. На размещение постов в зонах обслуживания и ремонта существенное влияние оказывает их обустройство канавами и подъемниками. Поточные линии ТО-1 и ТО-2 независимо от типа подвижного состава оборудуют сквозными канавами на всю длину линии. Для тупиковых постов для текущего ремонта в действующих типовых проектах предусмотрено: для легковых автомобилей обустройство канавами составляет 20 %, подъемниками  40 %; для грузовых автомобилей обустройство канавами составляет 40 %, подъемниками  20 %; для автобусов обустройство канавами составляет 80 %. Остальные посты используются как напольные. Использование напольных осмотровых устройств (гидравлических, электрических или пневматических подъемников и опрокидывателей) позволяет существенно улучшить условия работы ремонтных рабочих, повысить производительность труда и обеспечивает более гибкое реагирование производства на стохастический входящий поток требований. И если промышленностью будет освоен выпуск недорогих и надежных подъемников различной грузоподъемности, на предприятиях вместо канав преимущественно будут использоваться подъемники. 5.5. Планировка производственных зон, цехов, участков Планировка производственных зон, цехов, участков представляет собой план расстановки постов, стационарного технологического оборудования, подъемно-транспортного оборудования и производственного инвентаря. На плане показываются основные строительные размеры помещения: наружные и внутренние стены, перегородки, двери, окна, ворота, антресоли и т.д. Технологическое оборудование изображается упрощенным контуром по габаритным размерам. Каждой единице оборудования присваивается номер по спецификации к чертежу. Оборудование, как правило, нумеруется последовательно в порядке его размещения на чертеже слева направо и затем сверху вниз. Рядом с оборудованием условным знаком указывается место рабочего и места подсоединения к инженерным сетям. Перечень и количество технологического оборудования определяется по Табелю технологического оборудования и специализированного инструмента АТП, являющегося нормативным документом для технологического проектирования. Перечень и количество оборудования корректируется с учетом специфики работы предприятия, каталогов и проспектов, выпускаемых промышленностью гаражного и диагностического оборудования. При расстановке технологического оборудования на конкретном участке следует соблюдать требования ОНТП, СНиП и рекомендации по научной организации труда (НОТ)  комплексу технических, технологических, организационных санитарно-гигиенических, экономических и прочих мероприятий, направленных на повышение производительности и улучшение условий труда. При проектировании производственного помещения, наряду с соблюдением технологии выполнения работ, правил техники безопасности, противопожарной безопасности и т.д., необходимо стремиться к созданию такой планировки, при которой технологическое оборудование и оснастка будут размещены так, чтобы сократить до минимума непроизводительные потери времени на выполнение операций, переходы от оборудования к оборудованию, улучшить условия работы, повысить качество и производительность труда. Основные рабочие места в производственном помещении рекомендуется размещать на наиболее освещенных и удобных для работы участках. Вблизи рабочих мест устанавливается наиболее часто используемое оборудование. Чем реже используется оборудование, тем дальше от рабочего места оно располагается. Оснастка и инструмент на рабочем месте размещается в соответствии с последовательностью выполнения технологических операций. Контрольные вопросы 1. Каковы основные требования и порядок выполнения планировки предприятия? 2. Для чего унифицируются типоразмеры строительных конструкций, и как это учитывается при проектировании предприятия? 3. Перечислите основные преимущества и недостатки использования зданий из железобетонных конструкций и зданий из легких металлических конструкций. 4. Что представляет собой генеральный план предприятия, и какие требования предъявляются при его разработке? 5. Какие требования необходимо учитывать при планировке стоянки автомобилей? 6. Что представляет собой компоновочный план, и какие требования предъявляются при его разработке? 7. Какие требования предъявляются к взаимному размещению цехов, участков и зон? 8. Какие требования предъявляются к размещению оборудования в цехах и участках? 6. Проектирование станций технического обслуживания автомобилей 6.1. Особенности организации работ на СТОА Станции технического обслуживания автомобилей представляют собой многофункциональные предприятия, которые выполняют широкий спектр работ и услуг по обслуживанию и ремонту автомобилей. В номенклатуру услуг СТОА могут входить следующие виды работ: • уборочно-моечные; • предпродажная подготовка автомобилей; • гарантийное обслуживание и ремонт автомобилей; • послегарантийное обслуживание и ремонт автомобилей; • диагностирование технического состояния автомобилей, агрегатов и узлов; • противокоррозийная подготовка кузовов автомобилей; • восстановительный ремонт автомобилей; • капитальный ремонт агрегатов и узлов; • продажа автомобилей, запчастей, материалов и принадлежностей; • хранение автомобилей; • техническая помощь на автодорогах; • сервисное обслуживание водителей и пассажиров. Потребителями услуг СТОА могут быть как физические, так и юридические лица, как правило, не имеющие собственной производственной базы для выполнения заказываемых услуг или находящиеся вдали от своей производственной базы. Станции технического обслуживания автомобилей классифицируются в зависимости от их назначения, мощности, месторасположения и специализации (рис. 6.1.). По принципу назначения и размещения станции технического обслуживания подразделяются на городские и дорожные. Городские станции обслуживания предназначены для обслуживания автомобилей физических и юридических лиц, расположенных в черте города, дорожные станции  для оказания технической помощи автомобилям и сервисных услуг водителям и пассажирам, находящимся в пути. По размерам и производственной мощности станции обслуживания подразделяются на малые (до 5 рабочих постов), средние (от 6 до 15 постов), большие (более 15 рабочих постов). По характеру выполняемых работ городские станции могут быть фирменными, специализированными и универсальными. Фирменные станции, как правило, создаются заводами-производителями автомобилей для реализации и обслуживания своих автомобилей в данном городе или регионе. Специализированные станции обслуживают одну или несколько определенных марок автомобилей, обычно по договору с заводами-изготовителями или выполняют отдельные виды работ. В последние годы в городах России большое распространение получили небольшие (на два-три поста) станции, выполняющие отдельные виды работ, такие как мойка, замена масла, обслуживание и ремонт электрооборудования, топливной аппаратуры, тормозной системы, аккумуляторов, шин и т.д. Такие станции строятся отдельно или при АЗС и относятся к малым специализированным городским станциям. На универсальных станциях могут обслуживаться автомобили различных типов, марок и моделей. Универсальные станции могут быть созданы для обслуживания грузовых автомобилей и автобусов, для обслуживания легковых автомобилей или обслуживания всех типов автомобилей. Дорожные станции целесообразно создавать как универсальные для устранения наиболее часто возникающих в пути неисправностей и выполнения обслуживании малой трудоемкости. Дорожные станции также могут быть созданы при кемпингах и мотелях. Особое место среди дорожных станций в перспективе могут занять станции, обслуживающие междугородные и международные автоперевозки. Их целесообразно располагать на крупных междугородных и международных автомагистралях на расстоянии, соответствующем полусменной работе автомобилей (4…6 ч). Такие станции могут выполнять следующие виды работ: мойка, заправка, хранение автомобилей, хранение и переработка грузов, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, сервисные услуги водителям и пассажирам (предоставление ночлега, питания, торгового обслуживания и т.д.). Схема технологического процесса станции обслуживания представлена на рис. 6.2. После мойки автомобиль поступает на участок приема и выдачи, где производится проверка агрегатов, узлов и деталей, как заявленных, так и не заявленных владельцем, особенно влияющих на безопасность движения. Причины неисправностей и объемы работ для их устранения уточняются при диагностировании автомобиля. Объемы, сроки выполнения и стоимость работ вносятся в наряд-заказ, причем только те работы, на которые согласен владелец. После приемки, продолжительность которой в среднем составляет 20…30 мин, автомобиль устанавливается на рабочий пост, а при их занятости  временно направляется в зону ожидания или хранения. После выполнения всех необходимых работ автомобиль возвращается на участок приема-выдачи, где совместно с владельцем оценивается качество и соответствие выполненных работ наряд-заказу. При необходимости качество работ проверяется на участке диагностики.
«Методология проектирования предприятий автомобильного транспорта» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 94 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot