Методологические основы статистики. Задачи статистического исследования
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Предмет, метод и задачи статистики
1. Возникновение и исторические этапы развития статистики
Зарождение статистики
Возникновение статистики как науки
Краткий экскурс в историю отечественной статистики
2. Предмет статистики
Статистика как совокупность сведений
Статистика как род деятельности
Статистика как наука о массовых явлениях
3. Методологические основы статистики
Статистический метод
Закон больших чисел
Статистическая закономерность
4. Задачи статистики
Задачи статистического исследования
Задачи статистического анализа
5. Принципы организации статистической деятельности
Принципы организация статистики за рубежом
Организация статистики в России
1. Возникновение и исторические этапы развития статистики
Зарождение статистики. Слово «статистика» происходит от латинского слова «status» (статус), что означает состояние, положение вещей, событий. От корня этого слова образовалось итальянское слово «stato» - государство, управляемая область. Лиц, обладающих знаниями об устройстве и состоянии дел в различных государствах, т.е. государственных деятелей, политиков называли «statista» (статиста). От этого же корня образовалось и существительное «statistica» (статистика). Первоначально при помощи
статистики характеризовали состояние государств. Таким образом статистика и основа ее учет возникли вместе с возникновением государства из практических потребностей общественной жизни.
Уже в древнем мире появилась потребность подсчитывать численность племени или жителей государства, учитывать людей, пригодных к военному делу, определять количества скота, размеры земельных угодий и другого имущества. Информация такого рода была необходима для сбора дани или налогов, строительства укреплений и других сооружений ведения войн и т.п. В дальнейшем, по мере развития и усложнения общественной жизни, круг учитываемых явлений постепенно расширяется.
В этой связи хочется привести один общеизвестный исторический факт. Иисус Христос родился в Вифлиеме в период проведения переписи населения, причем перепись
проводилась по месту рождения, а Иосиф и Мария родились в Вифлиеме. Напомню, что наше летоисчисление ведется от рождества Христова.
Возникновение и развитие международной торговли вызвало потребность в информации об иностранных государствах, их населении, городах, торговле и т.д. Такого рода сведения стало собирать с XIII в. правительство Венецианской республики. Позднее, в XVI в. сначала в Италии, а затем в Голландии, которые в то время играли важную роль в
международной торговле, начали издавать сборники, содержащие сведения о географии, политическом устройстве, населении, промышленности, сельском хозяйстве, торговле и путях сообщения разных стран. В дальнейшем и другие страны стали издавать такие же справочники.
Особенно возрастает объем собираемой информации с возникновением капитализма. Потребности нового общественного строя, пришедшего на смену феодализма, основой которого было натуральное хозяйство, вынуждали органы государственного управления и предприятия собирать для практических нужд обширную и разнообразную информацию о рынках труда и сбыта товаров, сырьевых ресурсах.
Современную статистику отличает от «государствоведения» прошлых столетий не только в огромной степени выросшая полнота и разнообразность содержащихся в ней сведений, а, прежде всего то, что к ней относятся сведения, которые получают количественной выражение. Так, к статистике не относят перечень и расположение на карте отдельных территориальных частей государства, но относят количественные данные о распределении по этим частям населения, промышленности и т.д.
Что касается объекта, к которому относится совокупность статистических сведений, современное понятие о статистике, наоборот, шире первоначального. Во-первых, в настоящее время говорят о статистике не только государств, но и отдельных регионов, городов .Во-вторых, при широкой трактовке под статистикой понимают количественные данные вообще о некоторой серии явлений того или иного рода: о статистике солнечных пятен , медицинской статистике, физической статистике, статистике миграции птиц и т.п.
В настоящее время термин «статистика» имеет несколько, хотя и связанных с друг другом, различных значений, основные из них три: 1 под статистикой понимают науку, основные принципы которой мы с вами и будем изучать, 2 статистикой является практическая деятельность по собиранию и обобщению данных о различных явлениях и процессах общественной жизни, 3 часто под статистикой понимают совокупность числовых показателей, характеризующих те или иные явления и процессы или параметр совокупности (или в бытовом понимании цифры и числа).
Возникновение статистики как науки. Статистика – самостоятельная общественная наука, имеющая свой предмет и метод исследования. В середине XVII в. Англии возникло научное направление, получившее название «политической арифметики». Начало этому направлению положили Вильям Петти (1623-1687 гг.) и Джон Граунт (1620-1674 гг.). «Политические арифметики» на основе изучения информации о массовых общественных
явлениях стремились открыть закономерности общественной жизни и таким образом ответить на вопросы, возникающие в связи с развитием капитализма.
Наряду со школой «политических арифметиков» в Англии в Германии развилась школа описательной статистики или «государствоведения». Возникновение этой науки относится к 1660 г.
Развитие политической арифметики и государствоведения привело к появлению науки статистики.
Впервые слово «статистика» было введено в обиход в 1749 году немецким ученым Ахенвалем, выпустившим книгу о государствоведении. «Отцом современной статистики» считают бельгийского ученого (историка и астронома) Адольфа Кетле (1796-1874 гг.). В
своих «письмах о теории вероятностей» он разработал вопросы практического применения теории вероятностей к общественным наукам.
Адольф Кетле является основателем официальных статистических обществ и статистических учреждений. Он особенно известен своей знаменитой теорией «среднего человека», представляющего «статистическую проекцию в меру честного и в меру умного буржуа».
Дальнейшее развитие статистической науки осуществлялось усилиями многих ученых. Значительный вклад в ее развитие сделали отечественные статистики: И.К.Кирилов (1689-1737 гг.), И.Ф.Герман (1755-1815 гг.), Д.П.Журавский (1810-1856 гг.), П.П.Семенов-Тян-Шанский (1827-1914 гг.), Ю.Э.Янсон (1835-1893 гг.), В.С.Немчинов (1894-1954 гг.) и многие другие.
Они сформулировали многие важные положения, которые легли в основу современной научной статистики.
Краткий экскурс в историю отечественной статистики. На Руси во второй половине IX в. в летописях встречаются сведения о сборе дани (летопись по Ипатьевскому списку и Лаврентьевской летописи 963,981 гг. Единицей обложения, т.е. единицей счета был дым, плуг и т.п. ,что являлось признаками оседлого образа жизни и хозяйства. С XIII века к переписям прибегали часто. «Книги сошного письма» и «сказки» - основа для писцовых книг конца XV и начала XVI вв. Подворные переписи XVII в. XVIII в. регистрация естественного движения населения. При Петре I – подушные вместо подворных переписей (душа мужская). Этот способ был господствующим свыше 140 лет. С развитием промышленности наладился и учет промышленности.
2. Предмет статистики
Статистика как совокупность сведений. Статистика имеет дело, прежде всего с количественной стороной явлений и процессов общественной жизни. Данные статистических справочников языком цифр характеризуют размеры и количественные соотношения (объемы, структуру, темпы развития и т.п.) явлений общественной жизни и проявляющиеся в них закономерности.
Общей чертой сведений, составляющих статистику, служит то, что они всегда относятся не к одному единичному (индивидуальному) явлению, а охватывают сводными характеристиками целый ряд таких явлений или, как говорят, их совокупность. Индивидуальное явление отличается от совокупности своей неразложимостью на самостоятельно существующие и аналогичные друг другу составные элементы. Совокупность же состоит именно из таких элементов. Исчезновение одного из элементов совокупности не уничтожает ее как таковую. Так, население страны остается ее населением, даже если одно из входящих в его состав лицо покинуло страну и переселилось за ее пределы.
Разные совокупности и их единицы в реальности сочетаются и переплетаются друг с другом подчас в весьма сложных комплексах. Так, говоря о промышленности, статистика рассматривает ее как совокупность предприятий, каждое из которых образует одну из входящих в нее единиц.
Обратившись далее к исследованию предприятия, мы находим на нем совокупность рабочих, станков и т.п. В совокупности станков отдельный станок образует одну из единиц, но производимую на нем продукцию можно представить как совокупность изделий и т.д.
Специфическая черта статистики состоит в том, что во всех случаях ее данные относятся к совокупности. Характеристики отдельных индивидуальных явлений попадают в поле ее зрения лишь в качестве основания для получения сводных характеристик совокупности. В этом состоит связь учета (бухгалтерского, первичного, хозяйственного и т.п.).
Например, регистрация брака имеет определенное значение для данной конкретной пары, вступающей в него. К статистике же относятся лишь сводные данные о числе заключенных браков. Величина прибыли от конкретной сделки интересует конкретного предпринимателя как составляющая его дохода. Сумма прибыли от всех сделок является
статистической характеристикой финансовых результатов деятельности предприятий.
Таким образом, статистику образуют сводные характеристики совокупностей объектов и явлений, относящихся к жизни общества, или, шире, тех или иных совокупностей вообще.
В ряде случаев термин «статистика» употребляется в несколько более узком смысле, связанном с обработкой результатов серии индивидуальных наблюдений. «Статистикой» называют некоторый параметр y, зависящий от x1, x2,…, xn. В этом смысле термин «статистика» применяется главным образом в математической статистике.
Статистика как род деятельности. Под статистикой понимают также процесс собирания и обработки данных, необходимых для получения статистики в обоих рассмотренных смыслах.
Статистику и учет часто смешивают, однако ставить знак между двумя этими понятиями нельзя.
Различные события, факты, явления общественной жизни оставляют после себя какой-то след в виде определенной записи, в которой данный факт был зарегистрирован. Так, рождение, смерть, заключение брака подлежат регистрации в ЗАГСе, поездка на транспорте сопровождается получением билета с определенным номером, поступление товаров в магазин отмечается в накладной, во время переписи населения сведения заносятся в специальный бланк и т.п.
Регистрация, запись отдельных фактов называется учетом. Однако цели этой регистрации отличаются друг от друга.
В одних случаях регистрация производится, чтобы отметить факт и придать ему определенное оформление. Например, листок нетрудоспособности выдается как подтверждение факта заболевания для расчета с работником по выздоровлению, налоговая декларация заполняется для контроля за правильностью и полнотой уплаты налогов.
В других случаях регистрация носит другой характер. Так, например, при регистрации цен в розничной торговле каждый отдельный случай записи цен на тот или иной вид товара не представляет интереса. Регистрация цен производится для установления какой-то средней цены на продукт.
Аналогично в переписи населения данные регистрации одного человека не представляют интереса. Записи производятся для того, чтобы на основе итогов всех записей составить представление о численности и составе населения. Иными словами, речь идет об учете для статистики. Такого рода учет фактов называется статистическим.
Следует отметить, что статистика зиждется на учете, но при учете для статистики целью является итоговая, обобщающая характеристика всей совокупности в целом и ее отдельных групп, и каждая запись является средством для достижения этой цели.
Собирание статистической информации, имеющей значение для государства, для отдельных его частей, регионов или городов, получает специальную систему организации. Для этой цели создается сеть специальных органов. В России – это органы государственной статистики, во главе с Государственным комитетом Российской Федерации по статистике (Госкомстатом России).
Статистика как наука. В широком смысле статистика – наука, изучающая
массовые явления, т.е. явления, происходящие в совокупности объектов. В более узком или специальном смысле статистика определяется как наука, исследующая с количественной стороны массовые общественные явления.
Определение статистики как науки было сформулировано в 1954 году на Научном совещании по вопросам статистики: «Статистика – самостоятельная общественная наука. Она изучает количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной. Статистика изучает количественную сторону общественных общественного производства, в единстве производительных сил и производственных отношений, и явлений культурной и политической жизни общества.
Статистика изучает также влияние природных и технических факторов на количественные изменения общественной жизни и влияния развития общественного производства на природные условия общества».
Это определение не потеряло своего значения и актуальности и в настоящее время.
Общественная жизнь выражается в различного рода массовых явлениях и процессах, например: производство, изменение численности населения, внутренняя и внешняя торговля, перевозка грузов и пассажиров и т.д. Каждое из этих явлений состоит из массы однородных элементов, которые взятые вместе в известных границах времени и пространства, образуют статистическую совокупность. Единицы совокупности, образуя некоторое целое, по ряду своих свойств и особенностей отличаются друг от друга. Так, например, предприятия промышленности делятся на предприятия различных отраслей, выпускающих различную продукцию, предприятия одной отрасли распределяются по объему выпуска этой продукции и т.д.
Таким образом, отдельные элементы статистической совокупности, имея определенную качественную сторону, объединяющую все элементы в статистическую совокупность, в то же время обнаруживают определенные различия. Изучение статистической совокупности на основе этих различий составляет важную задачу статистической науки.
Статистическая наука разрабатывает методы получения сводных, итоговых показателе, характеризующих различные стороны общественной жизни.
3.Методологические основы статистики
Статистический метод. Статистическая наука выработала свои особые приемы и способы исследования, которые в совокупности образуют ее метод и методологию.
Исследовать явления методами статистики – значит исследовать его как явление массовое, то есть требуется наблюдать множество элементов или само явление во множестве его повторений. Из этого следует отличие статистического метода от метода индукции (судить о явлении в целом по проявлению единичного факта).
В познании любого массового явления конкретного вида используются общие положения статистики как науки, установленные для всех массовых явлений. Одновременно сама статистика обогащается опытом ее применения в изучении каждого нового массового процесса.
Важнейшими элементами статистической методологии являются: массовое наблюдение, группировки, применение обобщающих (сводных) характеристик.
Поскольку статистика имеет дело с количественными характеристиками, она широко применяет в своих исследованиях положения и методы математики. Особенно широкое применение находят в статистике теория вероятностей и математическая статистика, которые занимаются изучением абстрактных множеств единиц и действующих в них общих количественных закономерностей. Установленные этими отраслями математики законы, правила и методы статистика использует при решении своих специфических задач. В частности, важную роль играет в статистике закон больших чисел.
Закон больших чисел выражает общий принцип, в силу которого в большом числе явлений при некоторых общих условиях почти устраняется влияние случайного фактора. Достигается это в результате того, что в большом числе случаев происходит взаимопогашение индивидуальных отклонений величин одного и того же вида от общей их меры.
Многие характеристики общественных явлений, например, средний уровень цен, средняя заработная плата, средняя урожайность зерновых, зависят от массы индивидуальных явлений, величины которых более или менее отклоняются от общей их меры. При изучении явлений такого рода статистика использует закон больших чисел. Опираясь на этот закон, статистика выявляет характерные для определенных условий закономерности, типичные количественные соотношения и уровни явлений.
Так, статистика выявила устойчивое соотношение родившихся мальчиков и девочек, урожайности зерновых культур, стоимости 1-го квадратного метра жилья в домах с разными материалами стен и т.п. Эти закономерности называются статистическими.
Следует знать что, этот закон получил свое математическое доказательство в теории вероятностей. Его выражает ряд теорем: теорема Бернули (1713); теорема Пуассона (1837); теорема Чебышева (1867).
Известно, что из последней теоремы можно получить две предыдущие как ее частные случаи. Теория вероятностей, рассматривая в чисто количественном аспекте закон больших чисел, выражает его цепью математических теорем.
Статистика же основывается на этих теоремах в изучении конкретного массового явления.
Статистической закономерностью называется закономерность, проявляющаяся лишь в большой массе явлений через преодоление свойственной ее единичным элементам случайности.
В одних случаях перед статистикой стоит задача измерения ее проявлений, само же ее существование теоретически ясно заранее, то есть необходимо количественно подтверждение гипотезы. Так, спрос на товары есть по самой своей природе явление массовое. Можно заранее сказать, что при увеличении цены на конкретный товар спрос уменьшиться. Но меру уменьшения спроса можно установить только путем специального
исследования методами статистики.
В других случаях закономерность может быть найдена эмпирическим путем. Например, установлено, что с увеличением дохода семьи в ее бюджете процент расходов на питание снижается.
4. Задачи статистики
Задачи статистического исследования. Статистическое исследование включает в себя:
- разработку программы статистического наблюдения (определение объекта, единицы и формы наблюдения, разработку методик расчета запрашиваемых показателей и предполагаемые результаты обработки полученных данных);
- сбор массовых данных о статистической совокупности (непосредственно статистическое наблюдение);
- обработку данных (сводку, группировку);
- анализ полученной информации.
Таким образом, в задачи статистического исследования входят:
- разработка методологии статистического изучения того или иного процесса или явления,
- проведение статистического наблюдения, - осуществление статистического анализа полученных результатов наблюдения.
Последняя и важнейшая ступень статистического исследования, ради которой и проводятся все предыдущие этапы, является статистический анализ.
Задачи статистического анализа. Анализ складывается из нескольких последовательных этапов, основные из них:
- формулировка цели и задач анализа,
- осуществление анализа на основе выбранных направлений,
- обобщение результатов анализа в виде выводов и предложений.
При установлении цели и задач экономико-статистического анализа важно как можно точнее сформулировать тему исследования, определить границы изучаемого объекта и конечное назначение данной аналитической работы. От того, насколько конкретно сформулирована цель и задачи анализа, зависит его качество, действенность и полнота.
В традиционные и практически обязательные задачи анализа входит:
- определение уровня или масштабы исследуемого явления или процесса,
- характеристика структуры наблюдаемого объекта,
- исследование динамики явления для выявления закономерности происходящих процессов,
- сравнительный анализ исследуемого объекта наблюдения с аналогичными (с зарубежными, с нормативом и т.п.),
- выявление взаимосвязи основного объекта исследования с другими объектами.
Все эти задачи решаются с помощью статистических методов исследования, изучение которых и составит в основном предлагаемый курс общей теории статистики.
5.Принципы организации статистической деятельности
Принципы организация статистики в России и за рубежом Долгое время в период перехода России на рыночные отношения статистическое ведомство в России руководствовалось в своей деятельности основополагающими принципами официальной статистики в странах с экономикой переходного периода, одобренными Статистической комиссией ООН в 1994 году. Этот документ аккумулировал все главные принципы, которыми руководствовались страны с рыночной экономикой и которые отражались в их законах о статистике.
В 2007 году они легли в основу Федерального закона «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» №282-ФЗ.
ПРИНЦИП 1 - актуальность, объективность и доступность: "Официальные статистические данные, отвечающие требованиям практической значимости, должны составляться и предоставляться официальными органами статистики на основе беспристрастности для обеспечения права граждан на открытое получение информации".
ПРИНЦИП 2 - профессионализм: "Необходимо принять решение о методах и порядке сбора, обработки, хранения и предоставления статистических данных, строго руководствуясь принципами профессионализма, включая научные принципы и профессиональную этику".
ПРИНЦИП 3 - использование статистических стандартов: "Для обеспечения правильной трактовки данных статистические ведомства должны предоставлять информацию в соответствии с научными стандартами, установленными для источников, методов и порядка составления статистики".
ПРИНЦИП 4 - правильное использование и интерпретация статистических данных: "Статистические ведомства имеют право комментировать искажения в трактовке и использовании статистических данных".
ПРИНЦИП 5 – эффективность статистических наблюдений: "Статистические данные могут собираться из любых источников информации, будь то статистические обзоры или данные административного характера. При этом источники данных должны выбираться с учетом качества, своевременности, эффективности затрат, а также нагрузки на респондентов".
ПРИНЦИП 6 – конфиденциальность: "Индивидуальные данные, собираемые статистическими ведомствами, должны быть строго конфиденциальными и использоваться исключительно в целях статистики, независимо от того, касаются ли они физических или юридических лиц".
ПРИНЦИП 7 – законодательство и гласность: "Законы, нормативно-правовые документы, определяющие работу статистической системы, подлежат обнародованию".
ПРИНЦИП 8 – координация на национальном уровне: "Для достижения последовательности и эффективности функционирования статистической системы в рамках государств должна проводится координация работы статистических ведомств".
ПРИНЦИП 9 – координация на международном уровне: "Использование статистическими ведомствами каждой отдельной страны международных концепций, классификаций и методов способствует достижению последовательности и эффективности работы статистических систем на всех официальных уровнях".
ПРИНЦИП 10 – международное сотрудничество в области статистики: "Двустороннее и многостороннее сотрудничество в области статистики способствует усовершенствованию официальных статистических систем во всех странах".
Основные принципы официальной статистики ориентируют национальные статистические ведомства на обеспечение высокого качества статистической информации, объективность и доверие со стороны общества.
Естественно, все указанные принципы относятся и к региональной статистике. В настоящее время РОбычно описание организации статистики страны проводят, используя следующие термины: централизация и децентрализация; концентрация и де концентрация.
Под "централизованной" статистической системой понимается система, в которой большая часть статистической и аналитической работы проводится в одном ведомстве, чаще всего в центральном аппарате системы.
При этом во многих странах национальная система статистики включает в себя не только национальную статистическую службу, но также и статистические службы в министерствах и ведомствах. Такая организация статистики господствовала у нас в стране до 1992 года. Все учетные документы в стране утверждались главным статистическим ведомством (ЦСУ СССР, а затем Госкомстатом СССР).
При «децентрализованной» системе соответствующие министерства (министерство сельского хозяйства, транспорта, энергетики, здравоохранения и т.п.) учреждают в своей структуре специальные отделы статистики. Так в настоящее время Росстат (бывший Госкомстат России) и другие органы исполнительной власти, ответственные за формирование официальной статистики, организуют статистическую работу в соответствии с Федеральной программой статистических работ.
Таким образом, при централизованной системе за официальную государственную статистику отвечает одно учреждение в стране, а при децентрализованной – компетенция и ответственность в области статистики распределена между несколькими государственными учреждениями (министерствами, ведомствами, службами и т.п.).
Несмотря на то, что в России официальная статистика стремиться к децентрализации, Росстат принимает нормативные правовые акты по вопросам государственной статистики, обязательные для выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими лицами. Кроме того, Росстату дано право осуществлять контроль законодательства в области статистики и применять меры административного воздействия за нарушение порядка представления статистической информации. Таким образом, Росстат осуществляет координацию и методологический надзор за статистической деятельностью в стране.
Децентрализацию деятельности не следует путать с географической деконцентрацией, которая означает самостоятельность в статистической деятельности региональных статистических служб. Ярким примером такой организации является Германия.
Деконцентрация является реалией, присущей большинству крупных стран - членов Европейского Сообщества и даже некоторым небольшим.
В нашей стране функционирует концентрированная система статистики. Положением определено, что Росстат реализует возложенные на него функции непосредственно через территориальные органы, которые составляют федеральную систему государственной статистики.
Термины концентрация и деконцентрация в международной практике имеют и другое значение, имеющее отношение к порядку прохождения потоков статистической информации.
В этом смысле под концентрацией понимается сбор первичной статистической информации от респондентов национальным статистическим ведомством, а затем распределения этой информации по региональным отделениям.
Соответственно, деконценрацией потоков считается сбор информации региональными статистическими структурами и передача ее снизу вверх в национальное ведомство. При этом часть информации оседает в региональных статистических службах.
Официальная статистика для разных целей может использовать как концентрированный, так и деконцентрированный способ получения информации.
Международные контакты стимулируют страны совершенствовать национальные статистические системы. Международные организации могут и оказывают заметную помощь национальным статистическим ведомствам, пропагандируя основные принципы официальной статистики и ориентируя страны на разработку и внедрение соответствующего им законодательства.
В Российской Федерации правовой основой международного статистического взаимодействия является Закон Российской Федерации «Об участии в международном информационном обмене», принятый Государственной Думой 5 июня 1996 года.
Сфера международного сотрудничества весьма широка, но при этом она должна быть сбалансирована с общей программой развития официальной статистики в стране.
В настоящее время дальнейшее совершенствование организации статистики в России осуществляется в соответствии с Федеральной Целевой Программой "Развитие государственной статистики России в 2007-2011 годах".
Организация статистики в России. Исторически в России сложилась система государственной статистики, представляющая собой сеть иерархически и функционально взаимосвязанных организаций, занимающихся сбором, разработкой и распространением
статистических данных, характеризующих темпы и пропорции социально-экономического и демографического развития страны и ее положения в современном мире.
Система сформирована в соответствии с административно-территориальным делением страны в целях обеспечения органов государственной власти и управления всех уровней, средств массовой информации, научной общественности, коммерческих структур, населения и международных организаций полной и объективной статистической информацией по вопросам социально-экономического развития Российской Федерации, ее регионов, отраслей и секторов экономики
Существующая в России система государственной статистики имеет 3
уровня (см. схему на рис.1.):
1. Федеральный: центральный аппарат и его подведомственные учреждения.
2. Территориальный: 82 территориальных органов государственной статистики, по числу субъектов РФ.
3. Районный: порядка 2000 районных (городских) отделов статистики.
Административный
уровень
Статистические единицы
Федеральный
Федеральная служба государственной статистики (Росстат) – бывший Государственный комитет Российской Федерации по статистике и его подведомственные учреждения:
Главный межрегиональный центр обработки и распространения информации (ГМЦ) Росстата;
Информационно-издательский центр «Статистика России» (ИИЦ «Статистика России»);
Институт проблем социально-экономической статистики Росстата (НИИ статистики);
Научно-исследовательский и проектно-технологический институт информационной системы Росстата (НИПИстатинформ);
Колледжи, техникумы, учебные центры.
Региональный
Региональные статистические службы (821 территориальных органов государственной статистики)
Районный
Районные (городские) отделы статистики (порядка 2000 отделов)
Рис. 1. Организация государственной статистики в России
Высшим органом государственной статистики Российской Федерации в настоящее время является Федеральная служба государственной статистики (официальное сокращение - Росстат).
Росстат возглавляет и координирует получение статистических данных в территориальном разрезе. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009г. №1555-р, в Сводном реестре опубликована информация по исполнению Росстатом приоритетной государственной услуги по предоставлению официальной статистической информации гражданам и организациям.
Территориальные органы государственной статистики являются федеральными органами исполнительной власти. Они осуществляют руководство официальным статистическим учетом на территории субъекта Федерации, т.к. эта деятельность, в соответствии со статьей 71 Конституции РФ, отнесена к ведению Российской Федерации. В областях, краях, национальных республиках действуют комитеты по статистике соответствующего уровня со свойственной им внутренней структурой.
Функции статистики в любом государстве осуществляют, прежде всего, статистические органы. Эти функции вытекают из конечной цели функционирования государственных органов статистики - предоставление информации:
• предоставление органам государственного управления информации, необходимой им для принятия решений по широкому кругу вопросов, связанных с формированием экономической политики, разработкой различных государственных программ, планов и мер по их реализации;
• обеспечение информацией о развитии экономики и социальной сферы руководителей предприятий и компаний, менеджеров, организаторов производства и бизнесменов, необходимой для изучения внешней среды, в которой функционируют компании и предприятия;
• информирование об основных итогах и тенденциях социально-экономического развития широкой общественности, научно-исследовательских учреждений, общественно-политических организаций и отдельных лиц.
• предоставление информации о состоянии и развитии экономики в международные экономические организации во исполнение обязательств, принятых странами при вступлении в международные организации.
Первой функцией государственной статистики, зафиксированной в п.1. Положения о Федеральной службе государственной статистики, является формирование официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах. Эта функция определяет систему статистических показателей, с помощью которых возможно характеризовать и анализировать рыночную экономику.
Функции государственной статистики тесно связаны с государственным строем и устройством. Так, в СССР одной из главных функций статистики был контроль выполнения государственного плана, который в то время являлся законом. Переход России к рыночной экономики трансформировал деятельность статистических органов и изменил их функции. В условиях рынка основное внимание уделяется обеспечению информацией для разработки экономической политики, мер по предотвращению негативных тенденций в развитии рынка, а также для принятия решений по широкому кругу вопросов, связанных с управлением экономикой на макро-уровне, а также социальным проблемам. Функция контроля сохранена лишь как контроль в сфере государственной статистической деятельности.
В Российской Федерации служба государственной статистики осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральная служба государственной статистики в соответствии с предоставленными законодательством Российской Федерации полномочиями осуществляет следующие функции:
• формирует официальную статистическую информацию о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах;
• представляет официальную статистическую информацию Президенту, Правительству и Федеральному Собранию Российской Федерации, иным органам государственной власти, органам местного самоуправления, средствам массовой информации, организациям и гражданам, а также международным организациям;
• разрабатывает и утверждает официальную статистическую методологию для проведения федеральных статистических наблюдений при формировании официальной статистической информации, а также согласовывает официальную статистическую методологию, формируемую и утверждаемую субъектами официального статистического учета, обеспечивает соответствие указанной методологии международным стандартам и принципам официальной статистики;
• координирует деятельность в сфере официального статистического учета при разработке совместно с субъектами официального статистического учета федерального плана статистических работ и утверждает формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению;
• осуществляет подготовку, проведение и подведение итогов Всероссийских переписей, а также их методологическое обеспечение;
• разрабатывает и ведет в установленном порядке общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
• обеспечивает заинтересованных пользователей данными бухгалтерской отчетности юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации;
• размещает заказы на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для обеспечения нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд;
• обобщает практику применения законодательства Российской Федерации
в статистической сфере деятельности;
• осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на Службу функций;
• организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок;
• обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную тайну, обеспечивает режим хранения и защиты полученной информации, составляющей служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, и иной конфиденциальной информации;
• организует профессиональную подготовку работников, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку,
• обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности подведомственных организаций по их мобилизационной подготовке;
• взаимодействует государственной власти иностранных государств и международными организациями в своей сфере деятельности;
• обеспечивает пользователей официальной статистической и иной информацией в установленном порядке и на основе договоров об оказании информационных услуг
• выполняет функции администратора доходов федерального бюджета от оказания информационных услуг;
• осуществляет работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы.
При осуществлении своих функций и в соответствии с законодательством Федеральная служба государственной статистики имеет право:
• получать от респондентов первичные статистические данные и административные данные, в том числе содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, к коммерческой тайне, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц при условии их обязательного обезличивания, и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами, в целях формирования официальной статистической информации;
• организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, анализов и оценок в установленной сфере деятельности;
• давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
• осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов и подведомственных организаций;
• привлекать в установленном порядке для проработки вопросов в установленной сфере деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;
• применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;
• создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;
• разрабатывать и утверждать в установленном порядке знаки отличия в установленной сфере деятельности.
Деятельность государственной службы статистики направлена на достижение стратегических целей развития страны, в связи с этим постоянно совершенствование функционирования статистической системы. В настоящее время важнейшей задачей совершенствования является соединение функций разработки и предоставление статистической информации с ее углубленным анализом.