Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Методологические основы социальной психологии

  • 👀 352 просмотра
  • 📌 288 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Методологические основы социальной психологии
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Методологические основы социальной психологии» docx
Тема 6. Методологические основы социальной психологии    План: 1. Основные методы социально-психологического исследования: наблюдение, социометрия, опросные методы, контент-анализ. 2. Методы воздействия: групповая дискуссия (групповое решение), деловая (ролевая) игра, бизнес-тренинг, технология командообразования. Понятийный аппарат: социометрия, социограмма, контент-анализ, групповая дискуссия, имитация, деловая (ролевая) игра.   Основные методы социально-психологического исследования: наблюдение, социометрия, опросные методы, контент-анализ Социометрия. Социометрический метод был разработан Джекоба Леви Морено (1892-1974). Социометрия – это метод для измерения связей предпочтения, возникающих в ситуациях выбора партнера в той или иной деятельности или ситуации. Традиционно социометрия начинается с социометрического вопроса. Каждого члена группы спрашивают: «С кем бы Вы хотели участвовать в той или иной деятельности, оказаться в той или иной ситуации?» (выбор) или: «С кем бы Вы не хотели участвовать … оказаться ряжом….» (отклонение) или: « Как вы считаете, кто Вас выбрал (не выбрал)…» (аутосоциометрический выбор – отклонение) и т.д. Итак, предлагаются следующие типы ответов респондентов: 1)    Выбор; 2)    Отклонение; 3)    Ожидание выбора или отклонения; 4)    Отсутствие ожидания выбора (отклонения). При выборе критериев необходимо прежде всего исходить из задач исследования и подбирать их в зависимости от того, какую структуру группы (функциональную, аксиологическую или аффективную и т.д.) нужно изучить. Кроме того, следует учитывать и некоторые общие ре­комендации при составлении вопросника. Морено категорически на­стаивал на том, что нельзя задавать вопросы типа «Кто ваши лучшие друзья?» или «Кто из группы вас больше всего привлекает?». Даже если перед исследователем стоит традиционная задача выявления эмоцио­нальных связей, вопросы нужно соотносить с конкретными ситуация­ми работы, развлечений, общения и т.д. Положение исследователя по отношению к группе должно отвечать следующим условиям: 1. Он не должен быть членом опрашиваемой группы. 2.Желательно, чтобы это был неизвестный группе человек. 3.Он должен пользоваться определенным доверием группы. В технической, процедурной части необхо­димо учесть следующие моменты: 1. Ответы на вопросы (они зачитываются экспериментатором) да­ются респондентами письменно с указанием номера вопроса. Предва­рительно рекомендуется рассадить группу испытуемых свободно, что­бы ответы они давали самостоятельно. 2.Членов группы следует предупредить, чтобы они указали свою фамилию, обосновав это требование тем, что без знания, кому принад­лежит ответ, нельзя обработать и проанализировать полученные дан­ные. При этом необходимо гарантировать сохранение тайны ответов. Иногда исследователи прибегают к шифровке листков, которые разда­ют испытуемым, с тем чтобы им не нужно было указывать свою фами­лию. Это создает лучшие условия для искренних ответов. 3.При ответе на вопросы испытуемые указывают фамилии членов своей группы в порядке предпочтения или отвержения. Под первым номером указываются наиболее предпочитаемые или отвергаемые лица и т.д. (в порядке ослабления предпочтения или отвержения). 4.Каждый член группы может сделать столько выборов (отклоне­ний), сколько он считает нужным (непараметрическая социометрия). 5.Предварительно следует отметить на доске отсутствующих чле­нов группы, особо указать на этот список, чтобы отсутствующие были также учтены в ответах. 6.Респондентам необходимо избегать ответов типа «любого», «всех». Социометрическая процедура может иметь целью: >       измерение степени сплоченности-разобщенности в группе; >       выявление "социометрических позиций", то есть соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются "лидер" группы и "отвергнутый"; >       обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры. Социометрическая карточка(или социометрическая анкета) составля­ется на заключительном этапе разработки программы. В ней каждый член группы должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.). Критерии определяются в зависимости от программы данного иссле­дования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе. Социометрическая карточка   № Тип Критерии Выборы 1 Работа а) Кого бы Вы хотели выбрать своим бри­гадиром? б) Кого бы Вы не хотели выбрать своим бригадиром?         2 Досуг а) Кого бы Вы хотели пригласить на встре­чу Нового года? б) Кого бы Вы не хотели пригласить на встречу Нового года?         При опросе без ограничения выборов в социометрической карточке пос­ле каждого критерия должна быть выделена графа, размеры которой по­зволили бы давать достаточно полные ответы. При опросе с ограничением выборов справа от каждого критерия на карточке чертится столько вертикальных граф, сколько выборов мы предлагаем разрешить в данной группе. Определение числа выборов для разных по численности групп можно произвести, пользуясь специальной таблицей (см. ниже). Величины ограничения социометрических выборов   Число членов групп Социометрическое ограничение 5 - 7 1 8-11 2 12- 16 3 17 - 21 4 22 - 26 5 27 - 31 6 32-36 7   Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количествен­ной обработки являются табличный, графический и индексологический. Социоматрица Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Пример дан в таблице (см. ниже). Результаты выборов разносятся по матрице с по­мощью условных обозначений. Пример социоматрицы   При заполнении матрицы выборы обозначают обычно синим цве­том, отклонения — красным. Порядок появления предпочитаемых или отвергаемых членов груп­пы в ответах испытуемых можно использовать для количественной об­работки материала. Если анализируются, например, три первых выбо­ра (отвержения), то первому выбору (отвержению) приписывается 3, второму — 2, третьему — 1 балл и 0,5 — всем последующим выборам (отвержениям). При заполнении матрицы ответы каждого испытуемого переносят­ся на строку данного испытуемого (в клетки, соответствующие фами­лиям членов группы, указанным в верхней строке матрицы). При этом, как было отмечено, первый выбор отмечается цифрой 3, второй — цифрой 2 и т.д., четвертый и все последующие выборы отме­чаются «+» и оцениваются в 0,5 балла. Таким же способом, но знаками и цифрами красного цвета отмечаются отклонения, исходящие от дан­ного испытуемого. Для каждого критерия (за исключением вопроса на социальную перцепцию) составляется отдельная матрица. В этом слу­чае цвет не имеет значения. Для отметки случаев, когда данный человек считает себя избран­ным другим, пользуются скобками. Скобки (ожидания) заносятся в столбике данного испытуемого в местах пересечения со строчками тех членов группы, которые, по его мнению, выбрали его. Тем же способом, но красным цветом отмечаются отклонения. Взаимные выборы обозна­чаются подчеркиванием. Итоговые суммарные данные по каждому ис­пытуемому заносятся в нижние строки и правые столбцы матрицы. Скобки ставятся в столбике респондента. Если скобка оказалась пустой (см. матрицу выборов), то это значит, что выбор не угадан, если заполнена — угадан. Выбор может оказаться взаимным, но при этом ожидания выбора может и не быть. Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно нагляд­ную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммар­ные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов. Основное достоинство социоматрицы - возможность представить вы­боры в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социо-грамма - карта социометрических выборов (социометрическая карта), производится расчет социометрических индексов. Социограмма- схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма поз­воляет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости ("щите") с помощью спе­циальных знаков Социограммная техника является существенным дополнением к таб­личному подходу в анализе социометрического материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлении. Анализ социограммы начинается с отыскания центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положи­тельные группировки из 2, 3 членов, реже 4 и более членов (см. рисунок ниже).    Контент-анализ – метод исследования содержания текстов документов. Его отличительные особенности – выделение смысловых единиц содержания текста (категорий) и последующий систематический замер частоты и (или) объема их упоминаний в исследуемых документах. Контент-анализ можно применять только в случае, если исследуемый материал обладает большим объемом исследуемого материала и однопорядковостью посчитываемых смысловых единиц. Контент-анализу могут подвергаться следующие документы: - все виды печатных и рукописных документов; - фотодокументы, произведения изобразительного искусства; - грампластинки, магнитофонные записи, лазерные диски; - аудиовизуальные (кино- и видеодокументы, компакт-диски, сайты Интернет). Содержащиеся в текстах документов данные обрабатываются, систематизируются и интерпретируются в соответствии с целью и контекстом исследования. Суть процедуры контент-анализа заключается в том, чтобы: - сформулировать ключевые, концептуальные понятия исследования, которые принято называть категориями контент-анализа (Н, пол, возраст, индивидуальные характеристики и др., в зависимости от цели исследования); - надежно и систематически зафиксировать частоту и (или) объем упоминаний этих категорий в отдельных элементах текстов анализируемых документов и во всей их совокупности. Полученные таким образом данные подвергаются статистической обработке, и результаты интерпретируются в соответствии с целями исследования. (Подробно этапы контент-аналитического исследования см. кн. «Социальная психология: Практикум». М., 2006, С.139-144, или у Ядова В.А. (см. его книгу «Стратегии социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социологической реальности» М., 2003).   При составлении анкеты лучше использовать рекомендации Ядова В.А. (см. его книгу «Стратегии социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социологической реальности» М., 2003).   Методы воздействия: групповая дискуссия (групповое решение), деловая игра, бизнес-тренинг, технологии командообразования Специфической характеристикой групповой дискуссии можно считать то, что в ней происходит коллективное сопоставление информации, мнений, идей, предложений ее участников. Общая цель дискуссии – нахождение истины, раскрытие и решение проблемы, поиск оптимальной альтернативы. В организационном плане развитие дискуссии можно подразделить на следующие этапы: 1)    определение целей и темы; 2)    сбор информации по обсуждаемой проблеме; 3)    упорядочение, интерпретация и оценка полученной в ходе дискуссии информации; 4)    подведение итогов дискуссии: сопоставление ее целей с результатами. Имитативное исследование - деловая (ролевая) игра. Имитация – это конструирование некоторых ситуаций, имеющих место в реальной жизни. В имитации участников просят сыграть роль, или действовать так, как будто все происходит на самом деле. Принципы организации и проведения бизнес-тренинга. Можно выделить несколько видов тренинга и соответственно их ведущих: Тренинг как дрессура. Формирование определенных моделей по­ведения, которые должны соответствовать стандарту и быть отработа­ны до автоматизма. Ведущий — «дрессировщик». Тренинг как тренировка. Формирование и отработка умений и на­выков эффективного поведения. Ведущий — «тренер». Тренинг как активное обучение. Участники группы либо овладе­вают знаниями в новой области, либо актуализируют и структурируют имеющиеся знания. Обучаемый, как правило, помещается в среду, близ­кую к естественным жизненным ситуациям. Ведущий — «консультант». Тренинг для самораскрытия. Самостоятельный поиск участника­ми способов решения собственных профессиональных и личностных проблем. Ведущий — «фасилитатор». Тренинг желательно начинать с трех важных процедур: знакомства, сбора ожиданий и формирования правил работы в группе. Основными формами обу­чения признаны «аквариум», дебаты и мозговой штурм. «Аквариум». Команда делится на две подгруппы. Одна занимается решением какой-либо проблемы, вторая — наблюдает за действиями первой. После выполнения задания проводится обсуждение получен­ных результатов и процесса групповой работы. Дебаты — обмен мнениями между группами, придерживающими­ся разных мнений. Мозговой штурм — форма групповой дискуссии, направленная на выработку новых вариантов решений для проблемной ситуации. Метод обучения — это способ воздействия на слушателей для дости­жения поставленных в каждом конкретном случае целей занятия. В своей работе бизнес-тренер чаще всего использует следующие методы: • лекция — наиболее часто применяемый метод обучения, благо­даря которому тренер сообщает слушателям большое количе­ство информации за короткое время; • семинар — метод, который ориентирован на более активное вклю­ чение слушателей в диалог с тренером и друг с другом. Может применяться для упорядочивания теоретического материала, об­ мена информацией, выработки умений и контроля знаний; • разбор конкретной ситуации — это письменно представленное описание определенных условий из жизни организации, группы людей или отдельных индивидов, ориентирующее слушателей на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения; • игры — уникальный метод передачи социального опыта, как практического (по овладению средствами решения задач), так и этического, связанного с определенными правилами и норма­ ми поведения в различных ситуациях. В ходе игры происходит ускоренное освоение предметной деятельности благодаря актив­ ному включению слушателей в игровой процесс; • просмотр учебных кино- и видеофильмов с дальнейшим анали­ зом, формулированием выводов и написанием рекомендаций; • психогимнастика — вспомогательные упражнения, способству­ ющие формированию или восстановлению у человека бодрого и работоспособного состояния; • мастерская — работа с отдельными темами, в которых основ­ ной акцент делается на практические аспекты; • психодиагностика — метод выявления и измерения индивиду­ ально-психологических особенностей личности; • групповая дискуссия — способ организации совместной деятель­ ности, цель которого заключается в интенсивном и продуктив­ ном решении групповой задачи. Оценка эффективности тренинга. Методы оценки: • тесты, проводимые до и после обучения и показывающие, на­сколько увеличились знания обучающихся; •  наблюдение за поведением прошедших обучение сотрудников на рабочем месте; •  оценка эффективности программы обучающимися с помощью анкетирования или в ходе открытого обсуждения;  • оценка эффективности работы сотрудника руководителем или, если возможно, клиентами. Если критерии до начала обучения не разрабатываются, обучение скорее всего не будет эффективным. После его завершения и оценки результаты необходимо использовать для дальнейшего планирования профессионального обучения. Прежде всего следует разделить поня­тия «эффект» и «эффективность» тренинга. Под психологическим эф­фектом тренинга понимают возможные изменения в человеке, возни­кающие под воздействием тренинга. Можно выделить различные эффекты тренинга [8]: • типичный эффект для каждого вида тренинга; • универсальный эффект для всех тренингов; ◦ кратковременный эффект, когда изменения, возникающие под воздействием тренинга, не постоянны и исчезают через некото­ рое время; ◦ долговременный эффект, когда возникающие изменения необра­ тимы и сохраняются в течение периода, гораздо более длитель­ ного, чем продолжительность самого тренинга. Наиболее полной и популярной в отношении оценки эффективно­сти тренинга на сегодняшний день считается схема Киркпатрика, пред ложенная им еще в 1959 г. Автор выделяет четыре уровня оценки эф­фективности тренинга: 1)         уровень реакций участников тренинга; 2)    уровень приобретения знаний и умений к концу тренинга; 3)    уровень поведения на рабочем месте после тренинга; 4)    уровень результатов для организации. Как и цикл Колба, эта схема — основа для построения многих сис­тем оценок эффективности. Чтобы получить, по возможности, объек­тивную картину сильных и слабых сторон проводимого обучения, ме­тоды оценки должны отвечать следующим критериям: • содержать исчерпывающую полезную информацию; • давать широкую возможность для свободного высказывания; ◦ не должны быть излишне подробными, потому что от этого у слушателей исчезает желание принимать в этом участие. Есть апробированные методы, которые имеет смысл использовать в конце тренинга: • обратная связь; • мишень или дартс; • барометр; • оценочная анкета и т.д. При обратной связи слушатели дают устную оценку тренингу. Тре­нер задает схему обратной связи, и участники по очереди высказывают свое мнение. Например, отвечая на вопроса «Какое самое яркое впе­чатление от тренинга и что бы вы порекомендовали изменить в следу­ющий раз?», участники оценивают свое эмоциональное состояние и высказывают основные замечания. Преимущество этого метода — его быстрота. Мишень или дартс. На доске или ватмане рисуют концентрические круги, которые характеризуют баллы оценки рассматриваемого пара­метра. Разбив эти круги на секторы, обозначающие темы, понятность, информативность, практичность и т.д., можно получить достаточно объемную характеристику проведенного занятия. Для этого надо по­просить слушателей отметить фломастером то место на мишени, кото­рое соответствует их оценке параметра. Барометр позволяет оценить один из аспектов при подведении ито­гов. Это может быть степень удовлетворенности слушателей формой по­дачи материала, качеством преподавания, практичностью материала, его доступностью для понимания и т.д. Слушатели подходят к рисунку по очереди и цветными фломастерами отмечают свою оценку занятия или, например, интерес к теме. Метод довольно эффективен, когда на подведе­ние итогов остается немного времени, и в целом очень результативен. В общем случае оце­нивание проводится на одной из следующих стадий: перед началом программы; в последний день программы; после ее завершения.   Вопросы для самопроверки: 1. Какие задачи решает социометрия? 2. Опишите технологию проведения социометрии. 3. В каких случаях эффективнее применять контент-анализ? Приведите пример применения контент-анализа в работе менеджера. 4. Какие виды тренингов Вы знаете? 5. Как оценить эффективность проведенного тренинга? Ответ на вопрос для самопроверки № 2 выполняется письменно в задании "Контрольный вопрос к Лекции 6 (1)". Ответ на вопрос для самопроверки № 5 выполняется письменно в задании "Контрольный вопрос к Лекции 6 (2)".  
«Методологические основы социальной психологии» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot