Методологические основы социальной психологии
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция № 2
Тема: Методологические основы социальной психологии
Цель:
- обучающая: ознакомление студентов с основными принципами, методами и методиками социально-психологического исследования
- развивающая: формирование и развитие навыков владения методами исследования социальных объектов.
- воспитывающая: приобщение к этике социально-психологического исследования
План:
1. Определение понятий «методология», «метод» и «методика» в социальной психологии.
2. Характеристика основных методов исследования социальной психологии.
Содержание лекции
1. Определение понятий «методология», «метод» и «методика» в социальной психологии.
Существует три различных подхода к пониманию термина «методология».
1. Общая методология - некоторый общий философский подход, общий способ познания, принимаемый исследователем. Общая методология формулирует некоторые наиболее общие принципы, которые применяются в исследованиях. В качестве общей методологии различные исследователи принимают различные философские системы.
2. Частная (или специальная) методология - совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знания. Частная методология - это реализация философских принципов применительно к специфическому объекту исследования. Это тоже определенный способ познания, но способ, адаптированный для более узкой сферы знания. В социальной психологии в связи с ее двойственным происхождением специальная методология формируется при условии адаптации методологических принципов, как психологии, так и социологии. К методологическим принципам социальной психологии относятся: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития сознания в деятельности. В соответствии с принципом детерминизма сознание человека обусловлено общественным бытием. Применительно к социальной психологии это означает, что социальное окружение, существующее в виде «макросреды» и «микросреды» оказывает влияние на сознание личности и группы, формирование потребностей. Принцип единства сознания и деятельности означает, что они образуют органическое целое - не тождество, но единство. Они взаимосвязаны и ваимообуславливают друг друга. Принцип развития сознания в деятельности означает, что сознание каждой отдельной личности представляет собой продукт как исторического развития человечества, так и индивидуального развития данной личности.
3. Методология - как совокупность конкретных методических приемов исследования, что чаще в русском языке обозначается термином «методика».
Методы, применяемые в социальной психологии для сбора эмпирических данных, являются в известной мере междисциплинарными и применяются не только в социальной психологии, но и в других науках, например, в социологии, психологии и педагогике. Существуют различные классификации методов социальной психологии. Одни авторы подразделяют их на две группы: методы сбора информации и ее обработки (Г. М. Андреева, 1995; В. А. Ядов, 1995). Другие выделяют, например, такие методы, как наблюдение, эксперимент и опрос (включая анкетирование, интервью, социометрию и тесты) (Е.С. Кузьмин, 1973).
2. Характеристика основных методов исследования социальной психологии.
Наиболее известная классификация методов предполагает выделение трех групп методов: методы эмпирического исследования (наблюдение, анализ документов, опрос, групповая оценка личности, социометрия, тесты, аппаратурные методы, эксперимент); методы моделирования; методы управленческо-воспитательного воздействия (А.Л. Свеницкий, 1977).
Характеристика основных методов исследования.
Метод наблюдения. Наблюдение в социальной психологии - метод сбора информации путем непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрации социально-психологических явлений (фактов поведения и деятельности) в естественных или лабораторных условиях. Основными недостатками метода считают:
а) высокий субъективизм при сборе данных, привнесенный наблюдателем (эффекты ореола, контраста, снисходительности, моделирования и др.) и наблюдаемыми (эффект присутствия наблюдателя);
б) преимущественно качественный характер выводов наблюдения;
в) относительная ограниченность в обобщении результатов исследования.
Метод анализа документов. Данный метод является разновидностью способов анализа продуктов человеческой деятельности. Документом называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитных или фотоносителях (В.А. Ядов, 1995). Все методы анализа документов разделяются на традиционные (качественные) и формализованные (качественно-количественные). В основе любого метода лежат механизмы процесса понимания текста, т. е. интерпретации исследователем информации, содержащейся в документе.
Количественные методы анализа текстовых материалов получили широкое распространение в 30-40-х годах в связи с разработкой специальной процедуры, названной контент-анализом (дословно термин означает анализ содержания). Контент-анализ - это способ перевода в количественные показатели текстовой информации с последующей статистической ее обработкой. Контент-анализ может использоваться как самостоятельный метод, например, в исследовании социальных установок удитории того или иного органа или субъекта коммуникации. Однако чаще и наиболее успешно он используется в сочетании с другими методами, например, наблюдение, опрос и др.
Метод опроса. Весьма распространенный метод в социально-психологических исследованиях. Суть метода заключается в получении информации об объективных или субъективных (мнениях, настроениях, мотивах, отношениях и т. д.) фактах со слов опрашиваемых. Среди многочисленных видов опроса наибольшее распространение имеют два основные типа:
а) опрос «лицом к лицу» - интервью, очный опрос по плану, проводимый исследователем в форме вопросов-ответов с опрашиваемым (респондентом);
б) заочный опрос - анкетирование с помощью предназначенного для самостоятельного заполнения вопросника (анкеты) самими респондентами. Область применения опроса в социальной психологии:
а) на ранних стадиях исследования, для сбора предварительной информации или пилотажного испытания методического инструментария;
б) опрос как средство уточнения, расширения и контроля данных;
в) как основной метод сбора эмпирической информации.
Основные виды интервью в социально-психологическом исследовании - стандартизированное и нестандартизированное интервью. Применение стандартизированного интервью: наиболее целесообразно в случаях, когда необходимо опросить большое количество людей и затем подвергнуть данные статистической обработке. Используется в качестве основного метода сбора первичной информации. Применение нестандартизированного интервью: применяется на ранних стадиях исследования, когда необходимо предварительное знакомство с изучаемой проблемой. Используется с целью дополнения и контроля данных, собранных другими методами.
Метод социометрии. Относится к инструментарию социально- психологического исследования структуры малых групп, а также личности как члена группы. Область измерения социометрической техникой - диагностика межличностных и внутригрупповых отношений. С помощью социометрического метода изучают типологию социального поведения в условиях групповой деятельности, оценивают сплоченность, совместимость членов группы. Метод разработан Дж. Морено как способ исследования эмоционально непосредственных отношений внутри малой группы (Дж. Морено, 1958). Измерение предполагает опрос каждого члена малой группы с целью установления тех членов группы, с которыми он предпочел бы (выбрал) или, напротив, не захотел участвовать в определенном виде деятельности или ситуации. Процедура измерения включает следующие элементы:
а) определение варианта (числа) выборов (отклонений);
б) выбор критериев (вопросов) опроса;
в) организация и проведение опроса;
г) обработка и интерпретация результатов с использованием количественных (социометрические индексы) и графических (социограммы) методов анализа.
Результаты исследования могут быть представлены в виде социометрической матрицы (таблицы), куда включены все выборы и (или) отклонения, сделанные или предполагаемые членами группы, в виде социограммы, графически изображающей полученные результаты или в форме разнообразных социометрических индексов, дающих количественное представление о положении индивида в группе, а также оценку группы в целом.
Наиболее существенными недостатками метода принято считать:
а) невозможность выявления мотивов межличностных выборов;
б) возможность искажения результатов измерения из-за неискренности испытуемых или вследствие влияния психологической зашиты;
в) социометрическое измерение приобретает значение лишь при исследовании малых групп, имеющих опыт группового взаимодействия.
Метод групповой оценки личности (ГОЛ). Метод групповой оценки - способ получения характеристики человека в конкретной группе на основе взаимного опроса ее членов друг о друге. Данный метод позволяет оценить наличие и степень выраженности (развития) психологических качеств человека, которые проявляются в поведении и деятельности, во взаимодействии с другими людьми. Широкое применение ГОЛ в прикладных и исследовательских целях связано с его простотой и доступностью для пользователей, возможностью диагностировать те качества человека, для которых отсутствует надежный инструментарий (тесты, опросники) и др. Процедура метода ГОЛ предполагает оценку человека по определенному перечню характеристик, качеств (от 20 до 180) с использованием приемов прямого балльного оценивания, ранжирования, попарного сравнения и др. Для получения надежных результатов рекомендуется число субъектов оценивания в пределах 7-12 человек.
Тесты. Тест - краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени испытание. С помощью тестов в социальной психологии определяются межиндивидуальные, межгрупповые различия. Процедура тестирования предполагает выполнение испытуемым (группой испытуемых) специального задания или получение ответов на ряд вопросов, носящих в тестах косвенный характер. Смысл последующей обработки состоит в том, чтобы при помощи «ключа» соотнести полученные данные с определенными параметрами оценки, например с характеристиками личности. Итоговый результат измерения выражается в тестовом показателе. Тестовые показатели относительны. Их диагностическое значение обычно определяют через соотнесение с нормативным показателем, полученным статистически на значительном числе испытуемых.
Метод аппаратурный. Данная группа методов является развитием экспериментальных процедур исследования социально-психологических особенностей индивида, малой группы и различных социальных общностей (аудиторий). К аппаратурным моделям относятся:
а) модели сравнительной оценки индивидуальных вкладов (Арка, Лабиринт, Эстакада);
б) модели суммарного воздействия (Ритмограф, Волюнтограф);
в) модели многосвязанного управления равновесием в системе (Гомеостат);
г) модели многосвязанного управления движущимся объектом (Кибернометр, Групповой сенсомоторный интегратор). Данная аппаратура применяется в прикладных исследованиях при решении задач диагностики, комплектования и обучения групп малой численности.
Экспериментальный метод. Эксперимент - это организованное исследователем взаимодействие между испытуемым (или группой) и экспериментальной ситуацией с целью установления закономерностей этого взаимодействия. Среди специфических признаков эксперимента выделяют:
- моделирование явлений и условий исследования (экспериментальная ситуация);
- активное воздействие исследователя на явления (варьирование переменных);
- измерение реакций испытуемых на это воздействие; воспроизводимость результатов.
В зависимости от основания классификации выделяют разные типы эксперимента:
- по специфике задач - научные и практические; по характеру экспериментального плана - параллельные (наличие контрольной и экспериментальной групп) и последовательные (эксперимент «до и после»);
- по характеру экспериментальной ситуации - полевые и лабораторные;
- по числу изучаемых переменных - однофакторные и многофакторные эксперименты.
Принято считать метод эксперимента наиболее строгим и надежным методом сбора эмпирических данных. Однако использование эксперимента как основного метода сбора эмпирических данных привело в 70-е годы к кризису экспериментальной социальной психологии, о котором мы говорили в предыдущей лекции.
Контрольные вопросы
1. Назовите основные методы социально-психологического исследования
2. Каковы достоинства и недостатки включенного и невключенного наблюдения?
3. В чем особенности использования метода контент-анализа текстовой информации?
4. Каковы достоинства и недостатки очного и заочного опроса
5. Для решения каких задач используется социометрический метод?
Тестовые задания
1. К видам опроса относятся:
A) интервью;
Б) анкеты;
B) тесты.
2. К механизмам воздействия не относится:
А) убеждение;
Б) внушение;
В) заражение;
Г) подражание;
Д) гипноз.
3. Как поступает хороший наблюдатель?
А) вмешивается в поведение наблюдаемого;
Б) ищет причины явления;
В) фиксирует поведение;
Г) делает выводы о причинно-следственных взаимосвязях.
4. Недостатки метода опроса по телефону:
А)выборка не является репрезентативной;
Б) выборка слишком велика;
В_метод является слишком дорогостоящим;
Г) требует слишком больших временных затрат.
5. Что является самым большим недостатком рассылки анкет по почте:
А) люди менее честно отвечают на анкеты, присланные по почте;
Б) лишь небольшой процент людей, получивших анкет, возвращает их;
B) этот метод является дорогостоящим;
Г) многие люди не получают почту.
6. Контент-анализ можно применять только в случае, если исследуемый материал обладает следующими характеристиками...
А) большой объем исследуемого материала и однопорядковость подсчитываемых смысловых единиц.
Б) большой объем текста.
В) возможность компьютерной обработки.
Г) соответствие целям и задачам исследования.
Список литературы:
1. Ахвердова, О.А. Практикум по социальной психологии: моногр. / О.А. Ахвердова, К.С. Гюлушанян, В.В. Коленкина. - М.: Сфера, 2017. - 336 c.
2. Горбунова, М.Ю. Социальная психология / М.Ю. Горбунова. - М.: Владос-Пресс, 2018. - 223 c.
3. Еникеев, МИ. Общая и социальная психология / М.И. Еникеев. - М.: Норма, Инфра-М, 2014. - 393 c.
4. Методологические проблемы социальной психологии. - М.: Наука, 2014. - 296 c.
5. Методология и методы социальной психологии. - М.: Наука, 2015. - 248 c.
6. Методы практической социальной психологии. Диагностика. Консультирование. Тренинг. - М.: Аспект пресс, 2014. - 256 c.
Практическая работа № 2
Тема: Методологические основы социальной психологии
Цель: закрепить знания об основных методах социальной психологии.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие методологии в социальной психологии.
2. Основные методы социальной психологии
Задания для самостоятельной и исследовательской работы:
1. Выпишите из литературы определения методологии (не мене 6-ти) и проанализируйте их.
2. Заполните таблицу «Методы социальной психологии» (опишите не менее 5 основных методов).
Название метода
Характеристика метода
Сфера применения
Пример методики, основанной на использовании метода
Список литературы:
1. Ахвердова, О.А. Практикум по социальной психологии: моногр. / О.А. Ахвердова, К.С. Гюлушанян, В.В. Коленкина. - М.: Сфера, 2017. - 336 c.
2. Горбунова, М.Ю. Социальная психология / М.Ю. Горбунова. - М.: Владос-Пресс, 2018. - 223 c.
3. Еникеев, МИ. Общая и социальная психология / М.И. Еникеев. - М.: Норма, Инфра-М, 2014. - 393 c.
4. Методологические проблемы социальной психологии. - М.: Наука, 2014. - 296 c.
5. Методология и методы социальной психологии. - М.: Наука, 2015. - 248 c.
6. Методы практической социальной психологии. Диагностика. Консультирование. Тренинг. - М.: Аспект пресс, 2014. - 256 c.
Лабораторное занятие № 2
Тема: Методологические основы социальной психологии
Цель: обучить студентов применять методики социальной психологии на практике.
Задание 1. Изучение зависимости стиля коммуникации от пола говорящего или пола слушателя.
Пронаблюдать за разговорами пар испытуемых разного пола (минимум за тремя парами: женщина – женщина, мужчина – мужчина, мужчина – женщина) и записать характерные особенности речи наблюдаемых партнеров. Собранные данные проанализировать на занятии.
Оценить зависимость стиля коммуникации от трех переменных: пола говорящего (по разному ли мужчины и женщины разговаривают с людьми?), пола адресата (различия в обращении к женщинам и к мужчинам), полового состава пары.
Внесите переменные и форму оценки в бланк для результатов наблюдения и затем проведите анализ.
Коммуникационные переменные
1. Время разговора.
Как часто говорит данный собеседник. Как долго он говорит каждый раз (для измерения этого времени нужен секундомер).
2. Прерывание собеседника.
Завершение фразы за собеседника. Преждевременные ответы (человек начинает говорить до того, как его собеседник закончил). Неуместные замечания или смена темы.
3. Смена темы.
Введение новой темы. Развитие новой темы, предложенной собеседником.
4. Вопросы (иногда на них указывает только интонация).
С целью критики. С целью получения информации или
помощи. С целью выразить сомнение.
5. Просьбы.
Императивные («Принеси кофе»). Вежливые («Будь добр, принеси кофе»). Обычные обращения, связанные с желанием что-либо получить («А еще кофе не осталось?»). Намеки («Я бы выпил немного кофе»). Обоснования, поддерживающие просьбы.
6. Проявления уступчивости.
Согласие, игнорирование или отказ в ответ на просьбу. Согласие с мнениями, несогласие или компромисс.
7. Интенсификаторы (слова, увеличивающие силу утверждения: «очень», «определенно», «несомненно» и др.).
8. Проявления уклончивости (слова, уменьшающие силу утверждения: «вроде бы», «похоже, что», «немножко», «как бы», «я предполагаю», «я догадываюсь»...).
9. Вопросы, следующие за утверждением. «Так и надо делать, не правда ли?»...
Наблюдение стиля коммуникации
Пара 1:
А: Ж-Ж Б: М — Ж В:М-М
Коммуникационные переменные
А
Б
В
Задание 2. Интерпритировать и проанализировать полученные данные.
Тест «Коммуникативная компетентность
В бланке для заполнения нужно обвести кружком пункт утверждения, с которым Вы согласны, и вычеркнуть пункт, по отношению к которому у Вас есть возражения. Подсчитайте число пунктов, обведенных кружком.
1. Обычно лучше слушаешь, рисуя каракули.
2. Юмор особенно нужен для того, чтобы понизить напряжение во время заседания.
3. Уверенность в себе — лучший способ общения.
4. Недовольный никогда не заслуживает того, чтобы его выслушивали.
5. Люди, которые предлагают назначить председательствующего, очень часто желают увидеть себя на этом месте.
6. Улыбка — не обязательно признак радости.
7. Общение — это простой процесс.
8. Не любят ни слушать, ни читать о том, с чем не согласны.
9. Тот, кто приходит первым на заседание, часто — самый заинтересованный.
10. Тот, кто говорит без остановки, как правило, хочет высказать много важных мыслей.
11. Обычно, если люди Вас не слушают, значит им неинтересна тема.
12. Вещи отражают индивидуальность.
13. Умение слушать - вполне естественное умение.
14. Люди обычно забывают то, что их не интересует.
15. Тот, кто садится во главе стола, вероятно, стремится оказывать влияние на группу.
16. Чтобы продуктивно общаться, нужно в первую очередь уметь убедительно говорить.
17. Манера, в которой произносится слово, влияет на его смысл.
18. Люди, сидящие дальше всех от стола, возможно, наименее заинтересованы.
19. Если люди уязвлены, обижены, то плодотворное общение невозможно.
20. Люди говорят меньше, когда боятся, что будут раскритикованы.
21. Если человек позволяет себе уступить в споре, это может означать, что он не заинтересован в деле.
22. Не очень полезно принуждать замкнутого человека слишком часто высказывать свои мысли в группе.
23 Человек, который говорит больше всех, вероятно, стремится властвовать.
24. Если кто-то часто смотрит на часы во время собрания, это, вероятно, означает, что он хочет уйти.
25. Легче всего убедить тех людей, которые схватывают все на лету.
26. Люди обычно успешнее общаются, если они в хорошем настроении.
27. Если собеседник смотрит в сторону в то время, когда другой говорит, это обычно означает, что предмет разговора его не интересует.
28. Уверенное владение темой — почти стопроцентный залог успешного общения.
29. Обычно говорят меньше, когда разгневаны.
30. Человек, который вызывается выступить на заседании, пытается, может быть, оказать давление на аудиторию.
31. Молчание — знак согласия.
32. Можно выразить гнев так, что человек, на которого он направлен, его поймет и согласится с ним.
33. Выражение лица может изменять смысл произносимых слов.
34. Недоразумения редко возникают из-за неправильно понятого слова.
35. Боясь показать себя в невыгодном свете, люди могут сказать, что они все поняли, тогда как на самом деле это не так.
36. Если кто-либо, слушая, качает головой, это означает, что он заинтересован.
37. Лучшее средство выражения гнева состоит обычно в повышении тона.
38. Иногда важнее чувства, чем слова, которыми они выражены.
39. Когда поднимают брови, это может означать призыв к тишине.
40. Чтобы плодотворнее общаться, лучше быть экспансивным, чем замкнутым.
41. Оговорка, случайное использование одного слова вместо другого, могут обнаружить настоящие чувства говорящего.
42. Тот, кто приходит последним на собрание, вероятно, наименее заинтересован.
43. Четко понятая инструкция почти всегда выполняется.
44. Повышение голоса может быть признаком энтузиазма.
45. Оформление кабинета может кое-что рассказать о личности его владельца.
46. Недостаточно просто выслушать, надо уметь потом дать совет.
47. Повторение только что сказанного — хорошее доказательство того, что сообщение было понято.
48. Люди часто общаются, не задумываясь.
49. Криком ничего не добьешься.
50. Слово, написанное с ошибками, иногда оказывается разоблачительным.
51. Манера, с какой кто-нибудь пожимает Вам руку, отражает его индивидуальность.
52. Если во время заседания кто-то непрестанно предлагает различные способы выполнения задания, то это только замедляет работу группы и уменьшает ее производительность.
53. Можно быть очень полезным, просто слушая и не говоря ни слова.
54. Жест, даже сдержанный, может сказать больше, чем слова.
55. Лучшее средство претворять идею в жизнь - повторять ее часто, громко и уверенно.
56. Общение продуктивно только тогда, когда слушатель понимает сообщение в том же смысле, в каком его понимает говорящий.
57. Начитанность человека может свидетельствовать о его личности.
58. Люди, которые мало говорят, мало что могут предложить.
59. Даже при абсолютном несогласии люди могут выразить согласие, лишь бы прекратить дискуссию.
60. Разные люди неодинаково выражают схожие чувства.
В первых двух строках бланка все высказывания должны учитываться с обратным знаком: «согласен» означает «неверно», «не согласен» означает «верно».
1 4 7 10 13 16, 19 22 25 28
31 34 37 40 43 46 49 52 55 58
2 5 8 11 14 17 20 23 26 29
32 35 38 41 44 47 50 53 56 59 .
3 6 9 12 15 18 21 24 27 30
33 36 39 42 45 48 51 54 57 60
Степень коммуникативной компетентности: 1- 20 - низкая, 21-40 - средняя, 41-60 - высокая.
Список литературы:
1. Ахвердова, О.А. Практикум по социальной психологии: моногр. / О.А. Ахвердова, К.С. Гюлушанян, В.В. Коленкина. - М.: Сфера, 2017. - 336 c.
2. Горбунова, М.Ю. Социальная психология / М.Ю. Горбунова. - М.: Владос-Пресс, 2018. - 223 c.
3. Еникеев, МИ. Общая и социальная психология / М.И. Еникеев. - М.: Норма, Инфра-М, 2014. - 393 c.
4. Методологические проблемы социальной психологии. - М.: Наука, 2014. - 296 c.
5. Методология и методы социальной психологии. - М.: Наука, 2015. - 248 c.
6. Методы практической социальной психологии. Диагностика. Консультирование. Тренинг. - М.: Аспект пресс, 2014. - 256 c.