Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Методологические основы научного исследования

  • 👀 796 просмотров
  • 📌 779 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Методологические основы научного исследования
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Методологические основы научного исследования» pdf
Аннотации лекций. Лекция 1 Методологические основы научного исследования План: 1.Методология 2. Функции и виды методологии 3. Философия и методология Общее понятие о науке, понятия «методология науки», «методология исследования», «методология психолого-педагогического исследования. Философские основы научного исследования. Уровни методологии. Функции методологии. Виды методологии: бинарная, тринитарная. Структура методологии педагогической науки. Методология и методы исследования. Выбор и обоснования методологической программы магистерской диссертации. Сущность методологии. Многозначность понятия методологии. Методология науки. Философская методология. Общенаучная и частнонаучная методология. Методология как исходные научно-теоретические и мировоззренческие основания научного поиска. Методология как система методов исследования и преобразования педагогических явлений, процессов, отношений. Особенности современной методологической ситуации. Актуальные методологические проблемы педагогики. Критерии непротиворечивости в выборе методологических основ исследования. Задание для студентов: 1. Составить список понятий, связанных с темой лекции и дать их определение или толкование. 2. Составить двухчастный дневник по конспекту лекции. Лекция 2 Современные методологические подходы в научных исследованиях План 1.Системный подход: сущность, виды, преимущества 2. Синергетический подход как новый уровень системного понимания 3. Личностно–деятльностный подход 4. Ведущие подходы в педагогических исследованиях Основные методологические подходы педагогических исследований. Различие подхода и методологии. Идеи, принципы и методы системного подхода. Теоретические основания системной методологии. Идеи и методы синергетики в педагогических исследованиях. Культурологический, личностно-деятельностный и компетентностный подходы. Феноменология воспитания и аксиологический подход в педагогических исследованиях. Перспективы компетентностного подхода как совремнной методологии педагогического исследования закономерностей и особенностей развития совремнных образовательных учреждений. Задания для студентов: • Составьте коллаж на основе конспекта лекции коллаж - это схематически фиксированное отображение некоторой части предметного содержания, объединенное ключевым понятием или проблемой. Можно выбрать один из вариантов коллажа: 1) «солнечная система» в центре которой - «ядро» с ключевым понятием и «лучами» - дополнительной информацией; 2) «слепое пятно», где часть информации заполнена, а часть - нет; 3) «вспышка», где заполняется как ядро, так и лучи и некоторые другие. Лекция 3. Логика и научный аппарат научного исследования План 1.Формы познания, специфика научного исследования как формы познавательной деятельности 2. Структура научного исследования 3. Определение логики, этапов исследования 4. Виды и значимость различных форм научной деятельности Формы познания, специфика научного исследования как формы познавательной деятельности, принципы и требования к исследовательской деятельности, научный аппарат исследования: сущность, проблема исследования, актуальность и тема исследования. Структура научного исследования: объект, предмет, гипотеза, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, достоверность результатов, положения, выносимые на защиту. Выделение проблемы исследования как области непознанного. Постановка проблемы как исходный этап исследования и основа выбора исследовательской темы. Объектная и предметная области педагогического исследования. Целевой компонент исследования. Соотношение цели и задач исследования. Функции гипотезы. Типы гипотез в научном исследовании. Требования, предъявляемые к гипотезам. Определение логики, этапов, последовательности решения задач в зависимости от типа исследования. Выбор методов, адекватных цели и задачам исследования. Роль семинаров, симпозиумов, научных конференций и совещаний в проведении исследований. Участие в семинарах и совещаниях. Правила подачи заявок и материалов на конференции. Задания для студентов: 1. проведите анализ и составьте логическую цепочку исследования на основе одного из авторефератов, тематика которого близка вашей диссертации. Лекция 4–5. Методы научного познания: сущность, содержание, основные характеристики. План 1. Классификация методов научного познания 2. Общая характеристика методов педагогического исследования 3. Гуманитарные методы педагогического исследования Классификация методов научного познания. Специфика и основные формы теоретического познания, его ключевые категории и понятия. Общенаучные логические методы и приемы познания. Общая характеристика методов педагогического исследования. Различные подходы к классификации методов исследования. Метод, методика, исследовательская процедура. Характеристика и функции методов исследования. Возможности и ограничения различных методов. Этические нормы и регулятивы в использовании различных методов педагогического исследования. Гуманитарные методы педагогического исследования как отражение взаимосвязи педагогики с различными областями человекознания, процесса гуманитаризации науки. Педагогика и герменевтика. Педагогическая интерпретация различных текстов: автобиографий, воспоминаний, сочинений, самоотчётов, эмпатических бесед, результатов творческой деятельности, дневников, художественной и документальной прозы и др. Эвристическая ценность гуманитарных методов. Опытная работа в гуманитарном научном исследовании. Требования к оформлению магистерской диссертации. Существенные различия квалификационных работ. Задания для студентов: 1. Подберите из интернет –источников примеры различных вариантов проведения опытной работы в педагогическом исследовании. Составьте аналитическую записку, в которой отразите адекватность использования избранных сценариев эксперимента. 1 Семинар Теория и практика образования как источник проблем научного исследования Вопросы для обсуждения: 1. Научно-педагогические журналы и монографические исследования как источник современных проблем образования. 2. Образовательная практика как источник проблематики научного исследования. 3. Международные исследования образования и их использование в определении проблематики педагогического исследования. Задание: 1. Составьте аннотированный список научных журналов, которые могут вами использоваться для определения темы и в работе над диссертацией. 2. Прочитайте раздел монографии У. Эко о выборе темы дипломных работ и выпишите четыре правила выбора темы. Необходимо ли им следовать при выборе темы диссертации? Какой тип темы исследования (диплом-компиляция или диплом -исследование) может быть использован в педагогических исследованиях? 3. Составьте кластер практических проблем в современном образовании, которые нуждаются в исследовании. 4. Составьте микротезаурус двух ведущих понятий вашего исследования. Он может быть представлен в виде таблицы: Автор и название источника Содержание понятия 5. Охарактеризуйте пять сайтов, которые вы сможете использовать для работы по теме вашего исследования. Литература: 1. Методология и методы научного исследования [Электронный ресурс]: Курс лекций / В. К. Новиков - М.: Московская государственная академия водного транспорта, 2015. - 210с. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/46480 2. Методология психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для студентов и аспирантов вузов / Л. А. Шипилина; Омск. гос. пед. унт. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. - 137с. 3. Методология психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению Педагогика / Л. А. Шипилина - 3-е изд., стереотип. - М.: Наука, 2011. - 203с.: ил. 4. Методология профессионально-педагогических исследований [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлениям 6.44.03.044; 6.44.04.04-"Профессиональное обучение (по отраслям); 6.44.06.01-"Образование и пед. науки" / Л. А. Шипилина; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2018. - 282с. - Режим доступа: https://icdlib.nspu.ru/view/icdlib/7078/read.php 2 семинар Методологические подходы педагогического исследования Вопросы для обсуждения: 1. Общенаучный системный подход, варианты использования системного подхода в педагогических исследованиях. 2. Возможности синергетики в психолого-педагогических исследованиях. 3. Особенности и область применения культурологического и аксиологического подходов. 4. Психологические концепции как основа педагогических исследований (личностно-деятельностный, деятельностный, личностный и др.) подходы. Задания к семинару: 1. Изучите литературу к семинару по характеристике ведущих методологических подходов в педагогическом исследовании и заполните таблицу (не менее 5 подходов). № Подход Основные характеристики подхода 2. Обоснуйте возможность применения в вашей диссертации одного из современных методологических подходов, как выбор подхода может повлиять на логику и структуру вашей работы. Литература: 1. Методология и методы научного исследования [Электронный ресурс]: Курс лекций / В. К. Новиков - М.: Московская государственная академия водного транспорта, 2015. - 210с. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/46480 2. Методология психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для студентов и аспирантов вузов / Л. А. Шипилина; Омск. гос. пед. унт. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. - 137с. 3. Методология психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению Педагогика / Л. А. Шипилина - 3-е изд., стереотип. - М.: Наука, 2011. - 203с.: ил. 4. Методология профессионально-педагогических исследований [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлениям 6.44.03.044; 6.44.04.04-"Профессиональное обучение (по отраслям); 6.44.06.01-"Образование и пед. науки" / Л. А. Шипилина; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2018. - 282с. - Режим доступа: https://icdlib.nspu.ru/view/icdlib/7078/read.php Семинар 3 Научные тексты: правила и принципы работы с ними и создания (4 часа) 1. Виды источников научной информации и основные принципы работы с научной информацией. 2. Основные приемы работы с текстовым источником. 3. Правила составления аннотации, рецензии, научной статьи. 4. Оформление библиографического списка работы. 5. Работа и оформление интернет-источников. 6. Подготовка научного доклада, участие в работе научных конференциях. Задание: 1. Составьте план статьи по теме вашего исследования, выпишите вопросы, которые автор поставил в статье, на все ли из них вы получили ответ. 2. Напишите рецензию на эту статью. Литература: 1. Методология и методы научного исследования [Электронный ресурс]: Курс лекций / В. К. Новиков - М.: Московская государственная академия водного транспорта, 2015. - 210с. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/46480 2. Методология психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для студентов и аспирантов вузов / Л. А. Шипилина; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. - 137с. 3. Методология психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению Педагогика / Л. А. Шипилина - 3-е изд., стереотип. - М.: Наука, 2011. - 203с.: ил. 4. Методология профессионально-педагогических исследований [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлениям 6.44.03.044; 6.44.04.04-"Профессиональное обучение (по отраслям); 6.44.06.01-"Образование и пед. науки" / Л. А. Шипилина; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2018. 282с. - Режим доступа: https://icdlib.nspu.ru/view/icdlib/7078/read.php 4 семинар Методы исследования (4 часа) Вопросы для обсуждения: 1. Методы научного познания: сущность, содержание, основные характеристики 2. Специфика и основные методы теоретического познания, его ключевые категории и понятия. 3. Специфика и классификация методов эмпирического исследования. 4. Использование методов смежных дисциплин в педагогических исследованиях. Задание : 1. Используя один из вариантов методики контент-анализа (Рабочая тетрадь) проведите анализ 1 понятия вашего исследования. 2. Используя план анализа статьи (Рабочая тетрадь) проведите анализ одной из статей по теме вашего исследования. 3. Разработайте анкету (от 5-10 вопросов) для проведения пилотажного исследования, направленного на обоснование актуальности вашей диссертации. 4. Заполните диаграмму «Методы исследования»: Методы исследования представля пре ют собой включают обеспечи вают 1. 2. 3. 1. 2. 3. 1. 2. 3. предполага ют 1. 2. 3. Литература: 1. Методология и методы научного исследования [Электронный ресурс]: Курс лекций / В. К. Новиков - М.: Московская государственная академия водного транспорта, 2015. - 210с. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/46480 2. Методология психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для студентов и аспирантов вузов / Л. А. Шипилина; Омск. гос. пед. унт. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. - 137с. 3. Методология психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению Педагогика / Л. А. Шипилина - 3-е изд., стереотип. - М.: Наука, 2011. - 203с.: ил. 4. Методология профессионально-педагогических исследований [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлениям 6.44.03.044; 6.44.04.04-"Профессиональное обучение (по отраслям); 6.44.06.01-"Образование и пед. науки" / Л. А. Шипилина; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2018. - 282с. - Режим доступа: https://icdlib.nspu.ru/view/icdlib/7078/read.php 5 семинар Научный аппарат исследования (4 часа) 1. Актуальные направления научных исследований и современные требования к актуальности диссертации 2. Противоречие исследования 2. Правила формулировки проблемы исследования 3. Определения объекта и предмета исследования 4. Формулировка цели и задач исследования 5. Обоснование практической значимости исследования Задание: 1. Разработайте проспект оглавления вашей диссертации, сформулируйте возможные результаты по каждому параграфу. 2. Сформулируйте несколько противоречий, которые актуализирует проблему вашего исследования, для этого посмотрите в авторефератах, как формулируются противоречия. 3. Выпишите из авторефератов по теме, близкой теме вашего исследования, разные виды гипотез. Литература: 1. Методология и методы научного исследования [Электронный ресурс]: Курс лекций / В. К. Новиков - М.: Московская государственная академия водного транспорта, 2015. - 210с. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/46480 2. Методология психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для студентов и аспирантов вузов / Л. А. Шипилина; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. - 137с. 3. Методология психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению Педагогика / Л. А. Шипилина - 3-е изд., стереотип. - М.: Наука, 2011. - 203с.: ил. 4. Методология профессионально-педагогических исследований [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлениям 6.44.03.044; 6.44.04.04-"Профессиональное обучение (по отраслям); 6.44.06.01-"Образование и пед. науки" / Л. А. Шипилина; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2018. 282с. - Режим доступа: https://icdlib.nspu.ru/view/icdlib/7078/read.php 6 семинар Организация экспериментальной работы 1. Значение и виды экспериментов в научном исследовании 2. Этапы подготовки и проведения опытного исследования 5. Методика построения логики экспериментального исследования 6. Особенности этапа преобразования педагогической действительности в психолого-педагогическом исследовании. Задание 1. Проанализируйте варианты проведения экспериментов в педагогическом исследовании, обоснуйте преимущества одного из них для вашего исследования (Рабочая тетрадь). 2. Составьте план экспериментальной части своего исследования. Литература: 1. Методология и методы научного исследования [Электронный ресурс]: Курс лекций / В. К. Новиков - М.: Московская государственная академия водного транспорта, 2015. - 210с. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/46480 2. Методология психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для студентов и аспирантов вузов / Л. А. Шипилина; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. - 137с. 3. Методология психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению Педагогика / Л. А. Шипилина - 3-е изд., стереотип. - М.: Наука, 2011. - 203с.: ил. 4. Методология профессионально-педагогических исследований [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлениям 6.44.03.044; 6.44.04.04-"Профессиональное обучение (по отраслям); 6.44.06.01-"Образование и пед. науки" / Л. А. Шипилина; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2018. 282с. - Режим доступа: https://icdlib.nspu.ru/view/icdlib/7078/read.php 7.семинар Оценка качества научного исследования 1.Оценка актуальности научного исследования 2. Оценка значимости результатов научного исследования. 3. Оценка экспериментальной части исследования. 4. Подготовка выступления и презентации для защиты результатов исследования. Задание: 1. Выберите автореферат на сайте ВАК РФ. Оцените актуальность одной из диссертаций по предложенной схеме (Рабочая тетрадь), насколько полно раскрыты все параметры актуальности темы. Проанализируйте практическую значимость результатов этого же диссертационного исследования по таблице В.М. Полонского (Рабочая тетрадь). Литература: 1. Методология и методы научного исследования [Электронный ресурс]: Курс лекций / В. К. Новиков - М.: Московская государственная академия водного транспорта, 2015. - 210с. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/46480 2. Методология психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для студентов и аспирантов вузов / Л. А. Шипилина; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. - 137с. 3. Методология психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению Педагогика / Л. А. Шипилина - 3-е изд., стереотип. - М.: Наука, 2011. - 203с.: ил. 4. Методология профессионально-педагогических исследований [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлениям 6.44.03.044; 6.44.04.04-"Профессиональное обучение (по отраслям); 6.44.06.01-"Образование и пед. науки" / Л. А. Шипилина; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2018. 282с. - Режим доступа: https://icdlib.nspu.ru/view/icdlib/7078/read.php
«Методологические основы научного исследования» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 193 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot