Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Механистическая картина мира и ее критика в начале XIX века

  • 👀 543 просмотра
  • 📌 497 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Механистическая картина мира и ее критика в начале XIX века» docx
Механистическая картина мира и ее критика в начале XIX века В XVI веке происходит оформление нового мировоззрения – механистической картины мира, в XVII веке – данная точка зрения на устройство мира приобретает фундаментальные основания. Во-первых, происходит смена геоцентрической модели на гелиоцентрическую, чему способствуют исследования Николая Коперника и Тихо де Браге, а затем Галилео Галилея и Иоганна Кеплера. В свою очередь Фернан Магеллан1, совершив кругосветное путешествие «экспериментом» подтвердил шарообразность Земли. Дальнейшее развитие математики уже в XVIII веке, устраняет неточности предыдущих гелиоцентрических моделей. Утверждается не только познаваемость мира, но и приоритетная роль науки в прогрессе общества и культуры. Экспериментальный метод в совокупности с достижениями математики (точность вычислений и возможность работать с новыми физическими моделями) стали основой математизации физики. И. Ньютон, развивая общую физическую картину мира на принципах механицизма, создает фундамент для последующего развития естествознания в классической форме. Кроме того, в начале XVIII века обозначалась другая важная для естествознания проблематика – совмещение теории магнетизма и электричества, обозначенная У. Гилбертом. Эксперименты с «эффектом янтаря» или статическим электричеством показали взаимосвязь физических явлений, что впоследствии будут концептуализировано И. Ньютоном (то есть, создана единая теория, объясняющая физический мир). Приведем формулировки трех знаменитых законов механики: 1. Всякое тело продолжает удерживаться в своём состоянии покоя или равномерного и прямолинейного движения, пока и поскольку оно не понуждается приложенными силами изменить это состояние [Закон инерции]. 2. В инерциальной системе отсчёта скорость изменения импульса материальной точки равна равнодействующей всех приложенных к ней внешних сил [Дифференциальный закон движения]. 3. Действию всегда есть равное и противоположное противодействие, иначе – взаимодействия двух тел друг на друга между собою равны и направлены в противоположные стороны [Закон взаимодействии тел2]. Трактат И. Ньютона «Математические начала натуральной философии» не только завершил целостность механистической картины мира, но и обозначил ключевые свойства естествознания и критерии достоверного знания. Обобщив достижения за период XVI-XVII веков, следует выделить ключевые свойства и характеристики естествознания данного исторического периода до начала XIX века: 1) приоритет экспериментального метода в исследованиях; 2) механистическая картина мира (весь мир представляется по аналогии с механизмом, закономерности которого познаваемы); 3) физика, еще определяемая с натуральной философией (философией о природе), начинает согласовываться с математикой (математизация физики); 4) устанавливается гелиоцентрическая модель мира и господствующая позиция о взаимосвязи всех физических явлений; 5) активно развивается прикладное знание, то есть совершенствуются орудия труда и в целом производство, появляются новые технологии, способы доставки товаров и изделий, измерительные приборы. В период XVII-XVIII веков формируется комплекс исследовательских подходов, методов и способов апробации результатов наблюдений и экспериментов, то есть совершенствуется методологическая база естествознания. На становление современной формы естествознания и методологии науки оказали влияния такие ученые, естествоиспытатели и философы как: Р. Декарт (1596-1650), Ф. Бэкон (1561-1626), Т. Гоббс (1588-1679), Б. Паскаль (1623-1662), Д. Юм (1711-1776), Д. Дидро3 (1713-1784) и Г. Лейбниц (1646-1716) и др. В XVII веке происходит переход к новой исторической эпохе – Новое время, а в целом данный исторический период получил названия Просвещения. В XVII веке появляются не только естественнонаучные дисциплины, но формируются и гуманитарно-социальные науки. Стоит отметить, что естествознание и гуманитарное знание в период XVI-XVIII веков дополняют друг друга и взаимообусловлены. Например, Т. Гоббс создал знаменитое произведение (в жанре социальная утопия) – «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского». Первая часть данной работы, обосновывала материалистическую картину мира и, посредством рационально-логического доказательства, отстаивалась гелиоцентрическая модель и принципы механицизма (на основании сенсуализма4 и приоритета экспериментального метода). Достижением эпохи Просвещения и своеобразным отражением приоритета научно-обоснованного мировоззрения служит первая Энциклопедия («Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел»), состоящая из 35 томов. Период издания охватывает примерно 30 лет (предположительно последний том напечатан в 1780 году, а первый в 1751 году). В состав Энциклопедии вошли статьи известнейших ученых, философов, публицистов и общественных деятелей эпохи Просвещения. В подготовке проекта Энциклопедии и ее последующего издания активно участвовали Дени Дидро и Жан Лерон Д’Аламбер, а также Луи де Жокур. Среди других известных авторов статьей Энциклопедии отметим Вольтера (Франсуа-Мари Аруэ), Ж.-Ж. Руссо и Ш. де Монтескье. Подобные проекты отражают тенденцию XVIII века к накоплению (кумулятивная тенденция) научного знания и попытке систематизации (обобщение и концептуализация) уже имеющегося опыта в естественных и гуманитарных дисциплинах. Естествознание уже устойчиво ассоциируется с наукой и выражает фундаментальность научного исследования (особенно в областях естественнонаучных и практико-прикладных дисциплин). Начало XIX века было ознаменовано господством материалистической точки зрения на устройство мира, механицизм как мировоззрение постепенно сменяется множественностью материалистических теорий. Увеличение количества не только практико-прикладных исследований, но и теоретических систем, объединяющих и обобщающих экспериментальные данные предшествующей эпохи, вызвали первые противоречия в согласованности различных научных отраслей. Примечательно, что именно с XIX века принята формулировка «научная отрасль знания», которая в дальнейшем станет общепринятой (в XX веке). Можно говорить, что смена механистической на научную картину мира происходит именно в XIX веке. Тем не менее, XVIII и XIX века ознаменованы «расцветом» естествознания, а наука приобретает все большее значение в жизни общества, развивая социальные и экономические отношения, а также научное знание непосредственно согласуется с развитием технологий и «техники» (в дальнейшем историческом развитии, данные феномен станет предметом тщательного анализа в науке и философии5). Физика и математический анализ становятся неотъемлемой частью строгости, последовательности и системности науки. Проблематика электромагнитного поля, возможность согласования механики Ньютона с зарождающимися теориями относительности в понимании пространства и времени, а также развития математического анализа, появление эволюционизма, стали причинами нарастания количества противоречий. Одной из причин критики становится появление эволюционизма, в противоположность строгому детерминизму6, а также выявление высокой непредсказуемости систем (особенно живых организмов) в химии, биологии и математике. Появляются первые математические попытки анализа необратимых систем и явлений, обладающих высокой вероятность событий и их изменений. Во второй половине XIX века формируется неклассическая «наука» (по преимуществу неклассическая физика), где даются попытки устранить противоречия и привести различные отрасли естествознания в единую картину мира, которая в дальнейшем получит название научной картины мира. Причинами перехода к неклассической физике становится формулирование новых законов (например, закон Кулона, закон Ампера, закон электромагнитной индукции, законы постоянного тока, теория эфира7 и прочие) которые подтверждались экспериментально, но возникали затруднения их согласованности. Стоит отметить, что созданные основания в начале и появившаяся критика классической механики приведет к «кризисной ситуации» в естествознании во второй половине XIX века. В попытке найти решения, будут достигнуты конвенциональные соглашения8 в отношении согласованности различных научных теорий, что ознаменует вторую крупную научную революцию или смену научно-исследовательских программ и научной парадигмы.
«Механистическая картина мира и ее критика в начале XIX века» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 293 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot