Материально-техническое и программное обеспечение образовательного процесса студентов с ОВЗ и инвалидностью
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 2.
Тема «Материально-техническое и программное обеспечение образовательного процесса студентов с ОВЗ и инвалидностью»
Материальное обеспечение – это комплекс мероприятий, охватывающий производство, распределение, накопление и использование материальных средств в целях обеспечения функционирования и дальнейшего развития образования лиц с ОВЗ и выполнения мероприятий в образовательном учреждении.
Техническое обеспечение – это комплекс мероприятий, обеспечивающий бесперебойную эксплуатацию технических средств, своевременное техническое обслуживание, эксплуатацию и ремонт всех видов техники, привлекаемой для решения задач инклюзивного образования.
Материальное и техническое обеспечение организуется в тесном взаимодействии, и как правило представляет собой единый орган управления материально-технического обеспечения.
Материально-техническое обеспечение в данном случае – это общие характеристики инфраструктуры высшего образования, включающие параметры информационно-образовательной среды.
Руководители органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, в пределах установленных полномочий организуют инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности.
В соответствии с «Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса» (утв. Минобрнауки России 08.04.2014 № АК-44/05вн) для обучающихся с нарушениями слуха в каждом учебном помещении (в лекционных аудиториях, кабинетах для практических занятий, учебных мастерских, библиотеке и пр.) необходимо предусматривать возможность оборудования по 1 - 2 места.
Особого внимания заслуживает Приказ Минобразования и науки РФ от 9.11.15 года №1309 «Об утверждении порядка по обеспечению условий доступности объектов для инвалидов в сфере образования, по оказанию требуемой помощи». В этом документе регламентируются не только требования в плане технического, материального обеспечения образовательного процесса, но и собственно доступность профессионального учреждения образования в целом:
- менеджмент организаций, органов, которые занимаются предоставлением услуг в сфере образования, в рамках заявленных для них полномочий занимаются организацией обучения или инструктирования специалистов, которые работают с инвалидами по вопросам, которые обусловлены обеспечением доступности услуг, объектов в области образования. При этом принимают во внимание возможные расстройства функций организма, ограничения жизнедеятельности;
- руководством организаций, органов, которые предоставляют услуги в области образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий по доступности объектов – согласно требованиям, которые установлены законодательными и прочими нормативно-правовыми актами:
А) возможность беспрепятственного входа в объекты, а также выхода с данных объектов;
Б) возможность передвижения без помощи сторонних лиц по территории объекта ля осуществления доступа на место предоставления услуги, в том числе – посредством сотрудников учреждения, которые предоставляют услуги;
В) помощь инвалиду в доступе на объект, при выходе с него; передача соответствующей информации инвалиду о доступных транспортных маршрутах, которые работают в непосредственной близости от учреждения;
Г) должное размещение информационных носителей, которые применяются с целью обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к услугам, объектам, учитывая ограничения их жизнедеятельности, в том числе – повторение требуемой звуковой, зрительной информации, знаков, надписей с графики в аудио-формате (с применением шрифта Брайля и на контрастных фонах).
Прежде всего, подчеркиваем, что руководство организаций, которые предоставляют в области образования услуги для инвалидов, должны создавать соответствующие условия по доступности. Все должно отвечать требованиям, которые установлены законодательными, прочими нормативно-правовыми актами:
- помощь инвалидам, которая должна подаваться в виде информации о правилах предоставления услуг, в том числе – по оформлению требуемых документов для получения услуг, о совершении ими прочих действий, которые помогут получить указанные услуги;
- наделение инвалидов по слуху услугами с применением жестового языка (по мере потребности), в том числе – обеспечение допуска на объект тифлопереводчика, сурдопереводчика;
- наличие в одном с помещений, которое предназначено для проведения массовых мероприятий, индукционных петель, а также аппаратуры, которая усиливает звук;
- обеспечение предоставления услуг тьютора учреждением, на базе имеющихся рекомендаций в плане заключения педагогической, медицинской и психологической комиссии, индивидуальной программе, согласно которой осуществляется реабилитация инвалида;
- выдача учебников на бесплатной основе, пособий, другой литературы, технических средств обучения, предназначенных не только для индивидуального, но и коллективного пользования;
- оказание сотрудниками организаций, которые предоставляют услуги в области образования, прочей помощи, которая нужна инвалидам в плане преодоления барьеров, которые мешают получать услуги в области образования.
Лица с инвалидностью и ОВЗ, обучающиеся в высших учебных заведениях, являются студентами с повышенными образовательными потребностями. Наряду с наличием квалифицированных педагогических кадров, что проходили специальное обучение для преподавания различных дисциплинам для людей с ограниченными возможностями здоровья, ни менее важным аспектом является материально-технические обеспечение процесса их образования.
Категории студентов с ОВЗ:
1. С нарушением зрения
2. С нарушением слуха
3. С нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Лица с нарушением слуха, по сравнению с остальными категориями инвалидов, испытывают повышенные потребности в материально-техническом плане.
Материально-техническое обеспечение и средства для слабовидящих студентов:
Тифлотехнические, к которым относятся тактильный «брайлевский» дисплей (Supervario, к примеру). Такого порядка дисплеи дают возможность студенту с нарушением зрения считывать информацию, которая отображается на компьютерном экране, с помощью пальцев. Необходимая для студента-инвалида учебная информация и материалы выводятся шрифтом Брайля в сорока обновляемых ячейках дисплея.
Машина SARA – сканирует и читает материал. Она обеспечивает доступность для инвалидов обширного спектра печатных материалов и размещенных на CD в разнообразных форматах и размерах. Это могут быть документы, книги, журналы, аудиокниги и т.д. Стоит отметить, что эта машина содержит технологию оптического распознавания символов (OCR), причём есть возможность распознавать не только русскоязычный текст, но и тексты на многих иностранных языках.
Материалы, которые были сканированы устройство с печатных изданий, проходят считывание посредством специального речевого синтезатора.
Возможности устройства SARA:
• Учащийся сам настраивает громкость и темп чтения;
• Машина дает возможность произносить слова по буквам;
• Встроен режим фонового сканирования, который обеспечивает сканирование следующих страниц книги или учебника в процессе чтения предыдущей;
• Машина оснащена большими кнопками, на которых размещены тактильные символы, что дает возможность легко обнаружить их и идентифицировать.
• Автоматизированное чтение происходит через подачу звука с помощью наушников, стереоколонок. Также есть вмонтированный микрофон, необходимый для записи голосовых заметок.
• Для слабовидящих студентов существует также возможность подключения внешнего монитора. В этом случае текст отображается на экране, при этом можно менять цвет и фон, размер, стиль шрифта, а также яркость для большего комфорта восприятия информации.
• При одновременном просмотре на внешнем мониторе и чтении вслух каждое произносимое слово подсвечивается на экране.
• С помощью читающей машины незрячий или слабовидящий студент может взять любую книгу или учебные материалы в библиотеке, самостоятельно их прочитать и даже сохранить в электронном виде нужные страницы.
Принтер для печати, оснащенный рельефно-точечным шрифтом Брайля – Everest-D. Данное устройство осуществляет такие функции как печать текстов шрифтом Брайля, в том числе и двусторонняя печать, и обеспечение студентов информацией в доступной для них форме. Так, данный принтер дает возможность печатать тексты рельефно-точечным шрифтом.
Электронная телевизионная лупа. Это устройство позволяет слабовидящим инвалидам увеличивать читаемый текст, размещенный на экране монитора. Также можно изменять фон, его цвет и контрастность оттенков. Материалы, изложенные в печатном виде, можно размещать на подвижном столике, находящимся под монитором.
Ручной и стационарный видеоувеличитель. Это могут быть устройства Topaz, Onix.
Помимо перечисленных устройств, используются такие как говорящий калькулятор, плеер-органайзер для незрячих (тифлофлешплеер), средства для письма по системе Брайля (включая прибор Брайля, грифель, бумагу), брайлевская печатная машинка.
Программное обеспечение для слабовидящих:
• Программа невизуального доступа к информации, размещенной на экране монитора. В качестве одной из лучших рекомендуется использовать программу экранного доступа JAWS for Windows. Последняя дает возможность инвалидам зрения (в том числе и слабовидящим) использовать все преимущества ПК, включая сеть Интернет через вывод информации с компьютерного экрана на брайлевский тактильный дисплей или синтезатор речи. Данная программа способна обеспечивать доступ для инвалидов зрения к таким функциям ПК, как Adobe PDF, Adobe Flash, JAVA и другим.
Стоит подробнее изучить функции JAWS. Эта программа включает в себя широкий спектр команд, осуществляемых посредством использования клавиатуры. Пользователь может расширять набор существующих команд. Помимо этого, в комплект входят синтезатора речи для разных языков.
В процессе инсталляции можно использовать звуковое сопровождение, дающее возможность слабовидящему или незрячему студенту осуществлять работу без помощи посторонних людей. Следовательно, студенты с инвалидностью, а именно с нарушением зрения, могут иметь в доступе всю необходимую информацию в электронном формате – наравне с обычными пользователями.
Программа для чтения вслух. Например, Balabolka – для чтения текстовых файлов.
Программа увеличения изображения на экране (Magic). Обладает следующими свойствами:
• Увеличение масштаба экрана от 1,1 до 36 крат;
• Регулирование контрастности, яркости;
• Инверсия и сена цветовой гаммы;
• Оптимизация внешнего вида курсора и указателя мыши;
• Настройка увеличенного размера изображения и оригинального;
• Возможность одновременного перемещения увеличенной зоны посредством применения мыши или клавиатуры.
Брайлевский редактор DBT, необходимый для конвертирования текста их электронного формата в формат по Брайлю. Также эта программа выполняет следующие функции:
• Перевод стандартного шрифта в азбуку Брайля и наоборот;
• Подготовка документа любого формата для распечатки по системе Брайля;
• Поддержка нескольких языков в разных кодировках;
• Возможность сканирования учебного материала в электронный формат при отсутствии существующего электронного документа. Алгоритм работы – после сканирования документ переводится в электронный формат, после этого он проходит обработку в редакторе Брайля, распечатывается на брайлевском принтере и передается учащемуся для работы над учебным материалом. Это дает возможность студенту с нарушением зрения получать доступ к учебным материалам одновременно с остальными студентами.
Специальные технические средства для студентов с нарушением слуха:
• беспроводная система линейного акустического излучения;
• радиокласс – беспроводная технология передачи звука (FM-система);
• комплекты электроакустического и звукоусиливающего оборудования с комбинированными элементами проводных и беспроводных систем на базе профессиональных усилителей;
• мультимедиа-компьютер;
• мультимедийный проектор;
• интерактивные и сенсорные доски.
Из программного обеспечения необходимы программы, с помощью которых можно осуществлять работу по созданию и редактированию субтитров, которые конвертируют речь в текстовый и жестовый форматы на экране компьютера. Наиболее популярная программа – iCommunicator.
Эти требования по оснащению аудиторий и классов связаны с тем, что учебную информацию для инвалидов с нарушением слуха следует передавать в максимально доступной форме.
Материально-техническое обеспечение в условиях получения студентами с нарушением слуха высшего образования должно соответствовать их повышенным образовательным потребностям. Именно поэтому в структуре материально-технического обеспечения высшего образовательного учреждения должны быть отражена специфика требований к следующим условиям:
• Организации пространства, в котором обучается слабослышащий студент;
• Организации режима обучения;
• Организации учебного места;
• К техническим средствам и инструментам обучения слабослышащего студента (ассистирующие технологии и средства);
• К техническим средствам обучения, ориентированным на удовлетворение базовых потребностей слабослышащих или глухих студентов;
• К специализированным учебникам, которые дают возможность реализовать выбранный стандарт обучения.
Ассистивные технологии - необходимое условие успешного обучения глухих и слабослышащих. К ассистивным технологиям относятся устройства, программные и иные средства, использование которых позволяет расширить возможности лиц с нарушениями слуха в процессе приема информации, их адаптации к условиям жизни и социальной интеграции.
Ассистивные устройства и технологии для лиц с нарушенным слухом включают устройства и технологии, предназначенные для получения информации, в том числе учебной; приспособления, аппаратуру и технологии, используемые на коррекционно-развивающих занятиях специалистов; ассистивные устройства, предназначенные для создания комфортного пространства в условиях образовательной организации.
Существует широкая гамма разных решений технического характера, которые позволяют количественно и качественно улучшить восприятие. Кроме прочего, они способны повысить протезирующие свойства слуховых аппаратов. При этом связь может осуществляться посредством разъемов и проводов, через индивидуальный, а также общий магнитный контур, через инфракрасное излучение, через высокочастотный канал. Однако заметим, что передача крайне низких частот, а также вибраторная стимуляция тела лиц, которые имеют сильную потерю слуха, предусматривает проводной связи, которая будет иметь большую мощность. Прочие типы существующих связей не могут быть переданы посредством сверхнизких частот.
В том случае, если специалисты признают удовлетворительным применение слуховых аппаратов и наушников, то можно сразу же приступать к применению взаимодействующих между собой типов соединений со слуховым аппаратом, не имея больших потерь. К слову сказать, тот или иной случай – это решение, которое имеет обязательно в себе компромисс. Поэтому нужно принимать в отдельно взятом случае решение сугубо по ситуации, учитывая индивидуальные особенности слухового дефекта, а также требования человека. Впрочем, понятие «аудио-контур» на сегодняшний день не закреплено ни в каких нормативных документах. Аналогичная ситуация складывается с индуктивным и индукционным контуром.
На данный момент существуют определенные производители звукоусиливающей аппаратуры. В своих разработках они используют понятие «индукционный контур» - непосредственно в названии выпускаемой техники. Однако, если рассматривать описание комплектующих, то в них используется понятие «излучающий индуктивный контур». Скорее всего, по описанию такие устройства нам напоминают стационарные индукционные системы, которые создают обычное звуковое поле.
В целом, устройство с индукционным контуром – это небольшое устройство, которое обеспечивает прием поля от индуктивного контура пользователям слуховых аппаратов; применяется с целью контроля напряженности поля, качества систем индукционного контура.
Впрочем, рассматриваемая техника имеет некоторые негативные качества. Прежде всего, заметим, что подобные устройства могут эксплуатироваться исключительно людьми со слуховыми аппаратами; при этом полевая напряженность должна быть в строго заданных рамках – не высокая и не низкая. Если же человек фиксирует неправильную работу аппарата, это не всегда обусловлено его неисправностью. Помехи могут вызывать посторонние шумы и прочее.
Практика показывает, что в повседневной жизни инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата должны применять ряд технических, прочих специальных средств. К данным средствам можно отнести:
- клавиатуры, которые имеют увеличенный объем клавиш, оснащенные такими накладками, которые исключают нажатие в случайном порядке других, соседних клавиш; сенсорные клавиатуры или же такие средства ввода текста, которые в работе следуют голосовым командам;
- специальные мышки – роллеры, джойстики;
- выносные кнопки;
- специальные накладки на увеличенные в размерах ручки, что дает возможность удерживать такой предмет, использовать его при приложении минимальных усилий;
- ручки утяжеленного типа, которые в существенной степени понижают проявление при письме тремора;
- устройства обмена информацией в графическом ее виде.
Кроме прочего, инвалидам нужны некоторые виды программного обеспечения:
- программа, которая называется «виртуальная клавиатура»;
- специализированное ПО, которое дает возможность применять сокращения, а также дописывания слов, предсказывать возможные фразы и слова, судя по начальным букв;
- программные средства, которые дают возможность осуществлять грамотное воспроизведение алгоритмов, а также математических функций.
В работе ВУЗа, который среди студентов имеет инвалидов, должно обеспечиваться:
- наличие специально оснащенных кабинетов, аудиторий, в которых можно проводить практические занятия; объектов спорта, библиотек, средств воспитания, а также обучения. Прежде всего, указанные объекты должны быть адаптированы под инвалидов, а также лиц с ОВЗ;
- свободный и беспрепятственный доступ в здания образовательного учреждения для лиц с ОВЗ и инвалидов;
- условия достойного питания всех без исключения лиц, в том числе – с особым подходом к рассматриваемой категории студентов;
- условия охраны обучающихся, в том числе и инвалидов, лиц с ОВЗ;
- свободный доступ к коммуникационным, информационным сетям, в том числе и к тем, которые приспособлены для применения инвалидами, а также лицами с ОВЗ;
- образовательные электронные ресурсы, к которым обеспечивается доступ учащихся, в том числе – такие ресурсы, которые приспособлены для инвалидов, лиц с ОВЗ;
- наличие специализированных технических устройств, которые могут применяться для коллективного и индивидуального применения инвалидами, а также лицами с ОВЗ.
По словам О.А. Козыревой, можно понять, что в процессе проведения отбора технического, а также материального оснащения, которое должно быть в учебном центре, в рамках которого обучаются студенты с ОВЗ, нужно использовать определенные принципы. Суть его заключается в соотношении максимальной инвариантности, а также вариативности каждого компонента технического, материального обеспечения студентов, которые имеют ограниченные возможности здоровья.
Автор обобщает перечни материально-технического обеспечения для студентов с ОВЗ всех категорий. Для учащихся, у которых наблюдается нарушение слуха, необходимы, по его мнению, различные виды аппаратуры. Это усилители звука, мультимедийные средства и инструменты для приема и передачи учебного материала в доступной для инвалидов форме.
Также О.А. Козырева акцентирует внимание на том, «что применение разнообразных сурдотехнических средств является фактором, оптимизирующим учебный процесс для студентов с инвалидностью, который способен компенсировать утраченную или нарушенную слуховую функцию. Помимо этого, автор пишет, что технологии, обеспечивающие беспроводную передачу звука (FM-системы) – это одно из наиболее эффективных средств, которое помогает разбирать речь в рамках профессионального обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья».
Кроме прочего, О.А. Козырева пишет о том, как нужно оборудовать аудиторию, в которой преподают те или иные дисциплины для студентов, которые имеют нарушения слуха. Прежде всего, нужен радио-класс, колонки, компьютерная техника, усилители акустической техники и прочее. Потребуется аудитория документ-камера.
В процессе обучения студентов с нарушением слуха необходимо также применять видеоматериалы и технику, с помощью которой можно их демонстрировать. Автор утверждает, что видеоматериалы играет особую роль в процессе обучения студентов со слуховыми нарушениями.
По требованиям ныне действующего ФГОС для среднего профессионального образования, согласно которым указанные учреждения осуществляют проработку главных профессиональных, образовательных программ по подготовке специалистов среднего звена, подстраивающиеся под студентов с ограниченными возможностями по слуху, к техническому, материальному обеспечению образовательного процесса предъявляются некоторые требования:
- учреждение, которое реализует главную образовательную, профессиональную программу по специальности, должно иметь соответствующую техническую, а также материальную базу, которая будет обеспечивать проведение всевозможных практических и лабораторных занятий, будет осуществлять междисциплинарную, дисциплинарную, а также модульную подготовку; проводить учебную практику – прочие мероприятия, которые обусловлены учебным планом образовательного учреждения; наличие специальной техники, средств, что применяются по профилю образовательного учреждения.
Важно отметить, что материально-техническая база должна отвечать противопожарным, а также санитарным нормам. Реализация ОПОО призвана обеспечивать:
- освоение каждым учащимся профессиональных модулей при условии создания специальной образовательной среды в образовательном учреждении, в организациях образования – все зависит от специфики вида деятельности;
- выполнение каждым учащимся практических и лабораторных работ, в том числе – с обязательным элементом практических заданий, применяя компьютеры.
Так, в процессе применения электронных изданий, учреждение образования должно для каждого учащегося предоставить рабочее место в компьютерном классе. При этом такое место должно отвечать требованиям изучаемых дисциплин. Соответственно, с целью обеспечения таких возможностей образовательное учреждение должно иметь требуемый пакет лицензионного ПО.
Нельзя не отметить тот факт, что в каждом ФГОС среднего профессионального образования имеется примерный список полигонов, кабинетов и лабораторий, специальных классов, помещений другого типа, которые требуются при освоении учащимся, в том числе и инвалидам по слуху – той или иной специальности, профессии.
На практике была доказана успешность применения многоканальных усиливающих систем – так называемые FM системы. Звукоусиливающая, многоканальная система – это высококачественное средство, которое существенно помогает в жизнедеятельности слабослышащим людям. Итак, многоканальная система имеет возможность обеспечения беспроводного подсоединения к инфракрасному динамику-усилителю.
Отметим, что многоканальная звукоусиливающая система идеально подходит для работы с лицами, пользующимся КИ. Примечательно, что количество подключаемых к одному передатчику приемников не ограничивается. Кроме прочего, можно осуществлять регулировку частот. К слуховому аппарату подключение может быть прямым или с применением индукционной петли. Также можно совершать подключение приемника или передатчика к телевизору, компьютеру, телефону, прочим гаджетам. При этом отмечаем, что технологии ИК излучения совершенно не представляют опасности для человека; применение их помогает существенно повысить качество образовательного процесса.
В настоящее время набирает популярность технология по созданию ИК интерактивного класса, специализированная учебная аудитория. В качестве основы инфракрасного интерактивного класса стоит интерактивная учебная поверхность, которая позволяет непосредственно в классе организовать образовательный процесс. Самый лучший размер такой поверхности – 83 дюйма.
К самой главной характеристике, которой должна обладать интерактивная ИК учебная поверхность, можно отнести устойчивость к вандалам. При этом риск повреждения устройства должен быть минимальным; работоспособность должна сохраняться даже в случае повреждения поверхности. Следовательно, самое лучшее решение – это использовать технологию, которая дает возможность избавиться от хрупких датчиков, имеющихся на поверхности. Всякий удар по доске будет не страшен, а значит, работоспособность устройства не пострадает.
На основании СП 59.13330.2012 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», здания образовательных реабилитационных учреждений, которые сочетают обучение с компенсацией, коррекцией недостатков в развитии по указанному в работе заболеванию, проектируются по особым правилам. Прежде всего, тут предусматривается список помещений, их площадь, оборудование, организация реабилитационного, а также воспитательного, образовательного процесса, принимая во внимание специфику преподавания в конкретном учреждении.
Итак, можно отметить, что для учащихся с ОВЗ, с соматическими заболеваниями, у которых не поражены опорно-двигательные функции, а также органы чувств, очень часто нуждаются просто в том, чтобы повысить им уровень учета эргономических требований к учебным материалам. В такой ситуации студент с ОВЗ самостоятельно может выбирать тип шрифта, размер при просмотре материала на экране; убирать или перемещать рисунки; менять цвет, применяемый в оформлении текста; подбирать контрастность, яркость.
Заметим, что студенты, имеющие нарушения слуха, должны не только обеспечиваться требуемыми техническими, материальными ресурсами для получения качественного образования: нужно вместе с остальными учащимися быть конкурентоспособными, квалифицированными работниками в перспективе, которые будут иметь широкие знания, а также практические умения, навыки.
Письмо, изданное Министерством науки и образования РФ от 3.12.12 года №МК-1797/10 «О создании доступной среды», кроме прочего – устанавливает требования к техническому, материальному обеспечению профессиональных образовательных организаций, в которых происходит обучение инвалидов по слуху. Так, говорится о том, что данная категория людей не требует особого приспособления прилегающей территории. Однако для того, чтобы уверенно передвигаться по открытым территориям, которые прилегают к зданию, нужно, прежде всего, создать визуальные ориентиры, а также рекреационные зоны.
Многообразие функциональных компонентов, которые будут представлены на рекреационном объекте, нужно дополнить в перспективе пандусами, специальным мощением, поручнями, визуальными ориентирами, информационными стойками и прочим. Также потребуется зона кратковременного отдыха, общения. Предусматривается система визуальных указателей для лиц с ОВЗ.
Как видим, не целесообразно свозить формирование технической, материальной базы исключительно к архитектурному оснащению здания. Важно оснащение также сурдотехникой, аппаратурой, которая усиливает звук, прочим оборудованием. Пристальное внимание уделяется формированию комплекса условий для обучения, воспитания указанных лиц, в том числе – организации учебных и методических пособий, индивидуальным техническим средствам. Обычно такими средствами выступает всякий инструмент и продукция, технологические системы и оборудование, которые применяются человеком с ограниченными возможностями здоровья; помогает предотвратить или компенсировать, нейтрализовать или послабить ограничение жизнедеятельности.
Источники:
1. Козырева О.А. Создание инклюзивной образовательной среды как социально-педагогическая проблема // Вестник ТГПУ. — 2014. — № 1 (142). — С. 112–115.
2. Козырева О.А. Создание инклюзивной образовательной среды как социально-педагогическая проблема // Вестник ТГПУ. — 2014. — № 1 (142). — С. 112–115.
3. Методические рекомендации по обучению студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ / под ред. О.А.Козыревой: учеб. пособие для преподавателей КГПУ им. В.П. Астафьева, работающих со студентами инвалидами и студентами с ОВЗ. – КГПУ, 2015. – С. 47-49.
4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. № МК-1797/10 «О формировании доступной среды»
5. СП 59.13330.2012 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001»
6. Учебное пособие по организации обучения инвалидов по слуху в профессиональных образовательных организациях / Под руководством Р.Г. Тер-Григорьянц. Авторский коллектив: О.А. Антонова, Н.Ю. Борякова, Ю.В. Богинская, Б.А. Коростелев, Г.Л. Котова, О.Ю. Пискун, В.Э. Ромашкина, Л.И. Руленкова, И.Л. Соловьева, В.Р. Майер, Е.А. Швец. – М.: АНО НМЦ «СУВАГ», 2017.