Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Магазин «Универсам»

  • 👀 1152 просмотра
  • 📌 1091 загрузка
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Магазин «Универсам»» pdf
МАГАЗИН «УНИВЕРСАМ» Основным типом магазина для обслуживания населения в жилой зоне является универсам — магазин самообслуживания с универсальным ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров повседневного обихода торговой площадью 400 м2 и более. Универсам отвечает задаче экономии времени и сил покупателей. Он — основное предприятие местных торговых центров и обеспечивает стандартным обслуживанием население в пределах радиуса доступности 500 м. Архитектура зданий магазинов имеет свою специфику, отражающую их функциональное назначение — торговое обслуживание. Своеобразие зданий магазинов заключается в том, что они являются общественными зданиями самой массовой посещаемости. В них происходит движение потоков покупателей и потоков товарной продукции. Процесс купли-продажи прежде всего требует хорошего освещения большого фронта экспозиции товаров. Основная часть зданий магазинов (одно-двухэтажных), как правило, решается с применением больших остекленных поверхностей. Что касается крупных зданий магазинов три основных приема решения фасадов: сплошное остекление, «глухая стена» и «щелевидные окна». Первый прием — наиболее распространенный. В нем достигается максимальная естественная освещенность. Однако при большой глубине торговых залов естественное освещение приходится дополнять искусственным; такое сочетание неприятно действует на зрение. В целях увеличения фронта оборудования и экспозиции товаров служит прием решения торговых залов без естественного остекления — «глухая стена». Этот прием отрицательно сказывается на состоянии людей, изолированных от внешней среды. Третий прием — «щелевидные окна» — как бы компромиссное решение первых двух. Наиболее целесообразной формой земельного участка является прямоугольник с отношением сторон от 1 : 1 до 1 : 3. При этом в зависимости от конкретных условий он может быть расположен по фронту или в глубине застройки. Кроме правильной постановки здания, на участке должны быть зона для покупателей, зона стоянки для их автотранспорта и зона разгрузки товаров. Эти функциональные зоны следует размещать так, чтобы была обеспечена безопасность передвижения покупателей и чтобы транспорт, подвозящий товары, не пересекался с автотранспортом покупателей. Зона для покупателей предназначена для беспрепятственного движения пешеходов по тротуарам мимо магазина, для того чтобы создать благоприятные условия обозрения витрин магазина и отдельно стоящих витрин, чтобы можно было организовать мелкорозничную и сезонную торговлю и кратковременный отдых покупателей. В целях обеспечения благоприятных санитарно-гигиенических и комфортных условий для покупателей необходимо максимально благоустраивать торгово-пешеходную зону. Существенную роль в ансамбле зоны для покупателей играют озеленение и архитектура малых форм — летние павильоны, отдельно стоящие витрины, беседки со скамейками для отдыха, водоемы с фонтанами и т. д. Зона для покупателей организуется перед зданием магазина или жилого дома (со встроенным магазином) шириной не менее 6 м от красной линии. В зависимости от величины магазина и его объемно-планировочного решения, градостроительных условии и размещения участка зона для покупателей может быть с одной, двух трех или четырех сторон здания магазина. Зона для покупателей должна быть удобно связана с остановкой транспорта и стоянкой автомобилей и не пересекаться транспортными потоками. Зона стоянки для автотранспорта покупателей. С каждым годом в нашей стране увеличивается производство легковых автомобилей индивидуального пользования. В связи с этим увеличивается и число покупателей, приезжающих за покупками в магазин на индивидуальном транспорте. «Автопокупатель», как правило, поедет в тот магазин (независимо от расстояния), который предоставит максимальный ассортимент товаров и около которого есть близкая и удобная стоянка. Необходимо предусматривать удобный и безопасный подъезд и выезд автотранспорта покупателей, а также резервировать увеличение площади для автостоянок в перспективе. Открытые стоянки устраиваются в виде заасфальтированной площадки с разметкой (или без разметки) на места и проезд расположенной на расстоянии не далее 100 м от магазина Для этой цели могут использоваться также кровли магазинов и других вблизи расположенных общественных зданий. Зона разгрузки товаров — это составная часть участка магазина, на котором размещаются подъездные пути, разгрузочные платформы и площадки, пандусы, туннели, разворотные площадки и другие сооружения и устройства для разгрузки товаров. При этом уровень пола магазина, разгрузочной платформы (рампы) и кузова автомобиля должен быть на одной отметке. Последнее требование может быть обеспечено несколькими приемами и приспособлениями: - устройством лифтов или выжимных площадок тротуарного типа; - устройством выравнивающих площадок, монтируемых в рампу; - расположением разгрузочного места (площадки, на которой находится под разгрузкой автомобиль) на отметке от —1,1 до —1,2 м (при отметке пола магазина и рампы ±0). Для различных по величине и специализации магазинов даются соответствующие рекомендации по устройству мест для разгрузки товаров: в одних разгрузка предусматривается на открытой платформе под навесом, в других — в разгрузочном помещении. При въезде автомобиля в подвальное разгрузочное помещение или для подъезда к разгрузочным платформам, чтобы исключить пробуксовывание колес, уклон пандуса должен быть не более 0,16 в здании, 0,12 под навесом и 0,08 открытого. ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ПОМЕЩЕНИЙ МАГАЗИНОВ, ИХ ОБОРУДОВАНИЕ Помещения, входящие в состав зданий магазинов, подразделяются на следующие основные группы: торговые; помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже; подсобные; административные и бытовые; технические. 1. ТОРГОВЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ - главные помещения магазинов. От их размеров и планировки в первую очередь зависят удобство обслуживания покупателей, товарооборот и рентабельность магазина. В группу торговых помещений входят: торговые залы магазинов, зал приема и выдачи заказов, зал кафетерия, зал демонстрации новых товаров, помещение (или специально предусмотренная площадь в торговом зале) раскроя ткани, мастерская мелкого ремонта бытовых приборов и обуви, комната матери и ребенка и другие помещения и площади для обслуживания покупателей. ТОРГОВЫЕ ЗАЛЫ. Формы и пропорции торговых залов магазинов должны выбираться с таким расчетом, чтобы обеспечить оптимальные условия для организации продажи товаров по прогрессивному методу — самообслуживанию, а также продажу по образцам, свободный доступ к товарам и максимальную пропускную способность покупателей, особенно в часы пик. Рекомендуются пропорции торговых залов, особенно для типового проектирования, от 1:1 до 1:3 как наиболее оптимальные. Квадратная и близкая к квадрату пропорция торговых залов обеспечивает благоприятные условия для организации прогрессивных методов продажи товаров, создает ощущение простора и тесной связи с окружающей средой, условия хорошей просматриваемости интерьера и ориентации покупателей в торговом зале. Такие пропорции удобны для различных приемов расстановки торгового оборудования, организации кратчайших движений потоков покупателей, персонала, товаров, решения архитектуры интерьеров торговых залов, создания компактного объема всего здания. Проектирование магазинов с такими пропорциями торгового зала возможно только в отдельно стоящих зданиях, размещаемых на свободных участках. Разнообразие пропорций и конфигураций торговых залов можно свести к трем основным планировочным схемам: квадратной, вытянутой (вдоль застройки), глубинной (перпендикулярно к магистрали, улице). В отечественной практике проектирования отдельно стоящих зданий магазинов наиболее распространенными являются торговые залы прямоугольной конфигурации с пропорциями сторон от 1 : 1 до 1 : 3. В настоящее время (в типовых проектах) торговые залы разрабатываются с сеткой опор 6X6, 6X9, 6x12 м, поскольку она дает более экономичные решения, и подавляющее большинство заводов железобетонных конструкций и домостроительных комбинатов в стране освоили конструкции для этих сеток опор. В индивидуальных проектах в зависимости от конкретных возможностей строительной базы сетку опор увеличивают до 18— 24 м и более, применяя коробчатые настилы, фермы, оболочки и другие конструкции. Так, в зданиях магазинов высота этажей предусмотрена 3,3 м (от пола до пола или от пола до верха перекрытия), а для торговых залов площадью свыше 300 м2 — 4,2 м. При планировке торгового зала главным является организация потоков покупателей, зависящая от размещения входов, лестниц и эскалаторов, расстановки торгового оборудования, размещения расчетного узла. При традиционном методе продажи товаров входы и выходы в магазин, как правило, размещались по центру торгового зала, и это было оправдано как архитектурным решением, так и необходимостью рассредоточить покупателей по залу. В универсамах вход и выход должны быть смежными и расположены ближе к торцам (боковым фасадам) здания, при этом, как показывает отечественная и зарубежная практика, лучше у правого торца (если смотреть на главный фасад), чтобы поток покупателей проходил против часовой стрелки. Если в магазине предусмотрен кафетерий или отдел заказов, целесообразно создавать холл или расширенный тамбур, из которого можно пройти в торговый зал и кафетерий. Чтобы рассредоточить потоки покупателей, входы устраивают не только на первый этаж, но и, минуя его, сразу на второй. В этих случаях лестничную клетку размещают вне габаритов здания. Для этой же цели предусматриваются обходные галереи. Кроме оптимального расположения входов и выходов, лестниц, эскалаторов, пассажирских лифтов поток покупателей организуется расстановкой торгового оборудования. В практике существует большое разнообразие приемов расстановки торгового оборудования, которые можно подразделить на четыре основных вида: линейную, боксовую, островную и свободную. Первые два — оптимальны для организации продажи товаров методом самообслуживания. Оптимальным насыщением торгового зала оборудованием следует считать 25—30% его площади. Чем больше проходов в торговом зале, тем меньше разместится оборудования и тем больше будет приходиться (при прочих равных условиях) покупателей на 1 м фронта ознакомления и отбора товаров. Кроме того, недостаточное число оборудования для размещения товаров вынуждает чаще его загружать во время торговли, что также создает неудобства покупателям. Все сказанное в конечном итоге влияет на уменьшение пропускной способности торгового зала и снижение товарооборота. Противопожарное требование — обеспечение безопасности эвакуационного пути, который не должен превышать 40 м от самого удаленного места до выхода из торгового зала. Расчетный узел должен располагаться на пути движения покупателей к выходу из торгового зала. Наиболее четко организуются потоки покупателей при одном расчетном узле, когда движение в торговом зале проходит в одном направлении. При двух расчетных узлах происходит встречное движение потоков покупателей, при большем числе — встречное и перекрещивающееся. ТОРГОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. Развитие новых методов торговли и совершенствование системы доставки товаров требуют создания и широкого внедрения нового, современного торгового оборудования, которое в значительной мере должно повышать уровень обслуживания покупателей, производительность труда персонала, пропускную способность и, следовательно, товарооборот предприятия. Торговое оборудование должно отвечать комплексу функционально-технологических, эстетических, гигиенических, производственных и экономических требований. Действующими ГОСТами установлены функциональные размеры горок, вешал, прилавков и их элементов. Длина секций горок (расстояние между осями опорных стоек), вешал и прилавков предусмотрена единой и равняется 900 мм, максимальная ширина (глубина)—700 мм. Высота островного оборудования принимается не более 1800 мм; высота оборудования, предназначенного для привитринной расстановки в торговом зале, — до 1200 мм. ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ОКАЗАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ. Помимо своей основной функции — продавать товары, магазины постоянно расширяют объем дополнительных услуг, оказываемых покупателям. Большое распространение получают кафетерии при магазинах. Они состоят из двух помещений: зала, где обслуживаются посетители, и подсобного помещения для приготовления несложных блюд и мойки посуды. Кафетерии не только улучшают обслуживание покупателей, но и увеличивают товарооборот и рентабельность магазина в целом. Кафетерии рекомендуется организовывать только в тех магазинах, ассортимент товаров которых близок к ассортименту кафетериев, а также в магазинах с большим потоком покупателей. В универмагах с продовольственным отделом кафетерии целесообразно размещать на площади продовольственного отдела или вблизи него. Место буфетчика должно завершать линию выбора блюд, при этом начало этой линии должно быть ближе к входу в кафетерий. 2. ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ПРИЕМА, ХРАНЕНИЯ И ПОДГОТОВКИ ТОВАРОВ К ПРОДАЖЕ К этой группе относятся следующие помещения: приемочные, разгрузочные, кладовые, охлаждаемые камеры, помещения для подготовки товаров к продаже, подсобные помещения кафетериев, фасовочные, комплектовочные и экспедиции отделов заказов. Прием и разгрузка товаров и помещения для них в зависимости от величины магазинов решаются по-разному. В магазинах торговой площадью до 1350 м2 товары принимаются в помещении 16 м2 с напольными весами для перевешивания весового товара. К приемочной должна примыкать разгрузочная платформа (рампа), на которой товары разгружают под навесом. Под разгрузочным местом понимается площадка для автотранспорта, находящегося под разгрузкой Для того чтобы создать в магазинах необходимые запасы товаров, предусматриваются кладовые и охлаждаемые камеры. Охлаждаемые камеры рекомендуется проектировать в виде единого блока со входом в эти камеры через тамбур или через помещение подготовки товаров, для хранения которых предназначаются охлаждаемые камеры. Охлаждаемые камеры не допускается размещать рядом с котельными, бойлерными, душевыми и другими помещениями с повышенной температурой и влажностью, над такими помещениями или под ними. Тепло- и влагоизоляция конструкций камер должна быть непрерывной. Двери охлаждаемых камер и тамбуров должны применяться специальные, теплоизолированные: с двойным резиновым уплотнением по всему периметру и с прижимными затворами. Двери должны открываться только в сторону выхода из камер. Недостатки в организации хранения товаров и подготовки товаров к продаже (фасовке) превращают магазины фактически в торгово-складские предприятия с производственным процессом. Это невыгодно экономически, поскольку строительство 1 м2 площади кладовых в магазине обходится в несколько раз дороже, чем 1 м2 площади централизованных баз и складов. Это невыгодно и в градостроительном отношении — лучшие территории города занимаются складскими и производственными помещениями. В перспективе эти недостатки будут устранены, а функции магазинов (только продавать товары) — восстановлены; складские помещения, которые сейчас занимают в некоторых магазинах такую же площадь, что и торговые, могут быть максимально сокращены. Для спуска товаров в кладовые, расположенные в подвальном этаже, могут быть использованы наклонные подъемники. Серийно выпускаемые подъемники предназначены для спуска товаров массой до 200 кг. В магазинах с торговой площадью до 250 м2 (при наличии подвала) для механизации спуска товаров могут быть использованы тротуарные лифты. При этом товары разгружают непосредственно на платформу лифта, поднятую до уровня пола кузова автомобиля. Затем платформа с грузом опускается либо до отметки пола первого этажа магазина, либо в подвал. 3. ПОДСОБНЫЕ, АДМИНИСТРАТИВНЫЕ, БЫТОВЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ПОМЕЩЕНИЯ ПОДСОБНЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ. К этой группе относятся помещения для хранения тары, упаковочный материалов, инвентаря, белья, контейнеров; экспедиции по доставке товаров на дом; мастерские ремонта инвентаря и оборудования; рекламно-декорационная мастерская; пункт приема посуды от населения; моечные; камеры для мусора АДМИНИСТРАТИВНЫЕ И БЫТОВЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ. В группу административных и бытовых помещений входят конторские помещения, кабинет директора, столовые и буфеты для персонала, комнаты общественных организаций, главная касса, помещение пожарно-сторожевой охраны, здравпункт, гардеробные, душевые, помещения личной гигиены женщин, уборные. Административные и бытовые помещения рекомендуется проектировать, концентрируя их в единые объемы и блоки. ТЕХНИЧЕСКИЕ ПОМЕЩЕНИЯ. В группу технических помещений входят вентиляционные камеры, машинные отделения лифтов и холодильных установок, камеры кондиционирования воздуха, электрощитовая, телефонный коммутатор, радиоузел, насосная, при централизованном теплоснабжении — тепловой узел и др. ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ ЗДАНИЙ МАГАЗИНОВ 1. ОТДЕЛЬНО СТОЯЩИЕ ЗДАНИЯ МАГАЗИНОВ Объемно-планировочные решения зданий магазинов зависят от их величины и специализации. Эти решения должны обеспечивать: — удобства для покупателей (быстрое ориентирование в торговом зале, исключение сутолок и неравномерного скопления покупателей, кратчайшие графики движения); — возможность организации продажи товаров методом самообслуживания, по образцам, по предварительным заказам и другим прогрессивным методам; — возможность комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ и других трудоемких технологических процессов, применения средств горизонтального и вертикального внутри-магазинного транспорта; — рациональное взаимное расположение основных групп помещений, обеспечивающее четкую технологическую связь, движение потоков персонала и товаров без пересечения, максимальное сокращение путей движения покупателей и товаров; — трансформацию торговых и неторговых помещений, с тем чтобы в перспективе без больших затрат средств и времени увеличивать площадь первых за счет площади вторых и при необходимости делать полную перепланировку; — минимальную массу здания и расход основных строительных материалов на единицу торговой площади или объема здания; — экономию в строительстве и эксплуатации. Планировку помещений и размещение их в плане зданий магазинов необходимо осуществлять с соблюдением следующих основных требований: — торговые залы должны быть технологически связаны с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже. Их следует располагать так, чтобы при необходимости можно было изолировать от прочих помещений; — проход в административные, бытовые, подсобные и технические помещения не допускается через торговые залы и помещения для хранения и подготовки товаров к продаже; — помещения для хранения товаров не должны быть проходными; — приемочные следует располагать по возможности ближе к помещениям для хранения товаров. Помещения, входящие в одну функциональную группу (торговую, приема, хранения и подготовки товаров к продаже, подсобную, административную, бытовую и техническую), следует по возможности решать единым блоком, мелкие помещения объединять в крупные. Одна из главных проблем при проектировании магазинов — определение оптимальной этажности. Магазины, расположенные в одноэтажных зданиях без подвала, с точки зрения функционально-технологических решений — наиболее простые и удобные в эксплуатации. Отсутствие подвала и верхних этажей исключает вертикальные перемещения и перевалки товаров, упрощает пути движения товаров в торговые залы, не требует устройства лестниц и подъемно-транспортной механизации. Такие здания наиболее удобны для покупателей и для четкой организации всего торгового процесса. Однако решение магазина в одном уровне вступает в противоречие с градостроительными условиями размещения их на территории города: чем крупнее магазин, тем больше он тяготеет к центру города, тем больше требует площади для застройки и тем труднее найти место для его строительства. В центральной части города осуществляется, как правило, многоэтажная застройка, что предопределяет и этажность здания магазина, кроме того, стоимость освоения земельных участков здесь значительно дороже, чем на периферийных территориях. Другая важная проблема при проектировании зданий магазинов— взаимное размещение торгового зала и помещений для хранения товаров и подготовки товаров к продаже. Объемно-планировочные решения магазинов в полном соответствии с их функциональными и технологическими требованиями возможны только в отдельно стоящих зданиях. ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ МАГАЗИНОВ С ТОРГОВЫМИ ЗАЛАМИ, РАСПОЛОЖЕННЫМИ В ОДНОМ УРОВНЕ. СХЕМА 1. Все помещения находятся на одной отметке. Неторговые помещения примыкают к торговому залу с одной стороны. В зависимости от пропорции торгового зала и его положения в плане примыкание может происходить вдоль главного фасада или вдоль бокового. В первом случае увеличивается фронт загрузки торгового зала товарами, и если здание главным фасадом расположено по фронту застройки, то оно приобретает большее значение с градостроительных позиций (удлиняется фронт витрин и выставка товаров, увеличивается плоскость главного фасада). Такое примыкание облегчает решение вопросов обеспечения административных и бытовых помещений естественным светом. Во втором случае технологическое решение менее выгодно, чем в первом, однако такой магазин легче поставить на затесненном по фронту участке. Сочетание торговых и некоторых помещений по этой схеме дает возможность предусматривать разную высоту помещений; такое решение способствует снижению строительного объема и стоимости. В зависимости от градостроительных условий и требований здание магазина может быть обращено на главную улицу (площадь) только торговым залом или торговым залом и неторговыми помещениями. Во втором случае имеются более широкие возможности архитектурно-пространственного решения здания: сочетание больших остекленных поверхностей торгового зала с глухой стеной неторговых помещений. Эта схема взаимосвязи торговых и неторговых помещений, решенных в одноэтажном здании, характерна для относительно небольших магазинов. Таким образом, схема I при решении торгового зала в один этаж характерна для магазинов торговой площадью до 500— 600 м2, причем в целях сокращения площади застройки неторговые помещения решаются в двух-трех уровнях. СХЕМА 2 представляет собой примыкание неторговых помещений к торговым по двум смежным сторонам торгового зала. Эта схема лучше в части технологического взаимного расположения помещений, чем схема I, поскольку значительно увеличивается фронт загрузки торгового зала товарами, сокращаются пути движения товаров в торговый зал из кладовых, создается больший фронт помещений с естественным освещением, более компактна планировка здания и т. д. Такая схема дает возможность запроектировать более крупный магазин.
«Магазин «Универсам»» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 269 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot