Латина-аэробика. Отличительные особенности
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
[email protected] моя почта
Латина (Latina)
1. Введение. Понятия «Танцевальная аэробика» и «Танцы»
Мест, где можно научиться танцевать даже больше, чем залов, где можно своим умением похвастаться. Овладеть танцами можно двумя способами: в одной из многочисленных школ танцев или в одном из многочисленных фитнес-клубов. Рассмотрим второй вариант. Уроки танцев, адаптированные под формат фитнес-клубов удобны владельцам клубных карт, которые могут получать в одном месте самые разнообразные спортивные услуги – от бассейна до тренажеров с танцевальной паузой в перерыве.
Огромную популярность танцевальных программ среди клиенток фитнес-клубов очень хорошо объясняет основательница сети World Class Ольга Слуцкер: «Наши женщины очень любят танцевать. К сожалению, большинству из них делать это негде. На Западе у женщины любого возраста есть возможность пойти на дискотеку. Для нее не проблема найти место и компанию для танцев. У нас ситуация совершенно другая: если женщина замужем и ей больше 30 лет, танцевать ей негде – в молодежном клубе она будет чувствовать себя «белой вороной», да и муж, скорее всего, ее не поймет. Остается фитнес-клуб, где женщина с огромным удовольствием восполняет свою потребность в танце, музыке, движении…».
Танцы в фитнесе существовали всегда – взять хотя бы ту же аэробику, которая есть ни что иное, как ритмичные движения под музыку. В последнее время ассортимент танцевальных услуг значительно обновился. Теперь все существующие в мире фитнеса уроки танцев можно условно разделить на две группы: танцевальную аэробику и собственно танцы.
Танцы первой группы строятся по принципу проведения классов аэробики. Как известно, аэробика – это непрерывное движение при частоте пульса 100-140 ударов в минуту (то есть, в так называемой аэробной зоне). Доказано, что именно при такой частоте пульса, начиная с 20-25-й минуты занятия, жировые запасы сгорают наиболее интенсивно. Впрочем, в отличие от других видов аэробики, танцевальная происходит в гораздо более эмоциональной и привлекательной форме.
Различные танцевальные направления могут объединяться в одном уроке, создав новое направление – Dance Mix, или Dance Training, или Free Dance. Это комбинация самых разных танцевальных стилей (но также в формате аэробного занятия). Урок Dance Mix может состоять из двух частей (по 30 минут), в каждой из которых представлен разный танцевальный стиль. Иногда этот урок проводится в формате эстрадного танца – то есть когда смешиваются различное танцевальные стили. Именно в рамках этого «миксового» занятия можно научиться редким для фитнес-клубов танцам – от ирландских до русских народных.
Теперь – о собственно танцах. Смысл занятий этого направления – овладение танцевальными движениями определенных стилей. Одно из основных отличий уроков танцев от танцевальной аэробики заключается в том, что во время урока возможны паузы, когда ученики стоят (что в принципе недопустимо в аэробике) и спокойно разучивают новые движения. Темп занятия получается не таким быстрым, но зато хореография – более аутентичная, серьезная и интересная.
2. Принципы танцевальной аэробики
В основе танцевальной аэробики лежат различные танцевальные направления. Каждую разновидность танцевальной аэробики характеризуют движения и музыка, соответствующие определённому стилю танца. Продолжительность стандартного урока – 60 минут. Специфические танцевальные движения способствуют развитию пластичности и координационных способностей.
В танцевальной аэробике существуют свои принципы движений, а именно:
– полицентрика – движения, изначально исходящие из разных центров и осуществляемые таким образом, что разные части тела работают независимо друг от друга, часто с одинаковой скоростью и амплитудой;
– изоляция – движение, осуществляемое одной частью тела в одном суставе при неподвижном положении другой;
– мультипликация – одно движение, раскладывающееся на множество составляющих за одну ритмическую единицу;
– оппозиция – движение, намеренно нарушающее прямую линию с целью противопоставления одной части тела другой;
– противодвижение (вариант оппозиции) – движение одной части тела навстречу другой.
В одних уроках используется только один из перечисленных принципов, в других – два принципа и более.
3. Латина-аэробика
3.1. Отличительные особенности
Latina – танцевальный класс, с использованием хореографии латиноамериканских танцев.
Латиноамериканские танцы пользуются большой популярностью как у молодежи, так и у людей зрелого возраста. В чистом виде латиноамериканские танцы преподаются в танцевальных школах, студиях, где постепенно разучивают базовые элементы того или иного танца, а после их освоения и закрепления отрабатываются в паре, обувь, как правило, на высоких каблуках.
Как результат значительно возросшего интереса занимающихся к латиноамериканским танцам, в фитнес-клубах появилось новое направление – латина-аэробика. Зажигательная характерная музыка и изящная пластика движений способствуют популяризации этих уроков во многих странах. Уроки латины – одни из самых посещаемых и уступают разве что степ-аэробике.
С одной стороны, латина-аэробика обнаруживает некоторые общие черты с народными танцами (сальса, меренга, самба, мамбо и др.), из которых первоначально заимствовались многие движения, впоследствии адаптированные к урокам оздоровительной направленности, с другой стороны – имеет свои характерные особенности.
В фитнес-клубах Latina преподается в формате фитнеса и представляет из себя, чаще всего, аэробную тренировку с элементами латиноамериканских танцев и джаза. В расписании в можно встретить уроки Latin Dance, Latin Jazz, Latin Aerobic, Latina и т.п. Как правило, аэробные тренировки в фитнес-клубах, в первую очередь, ориентированы на оздоровление и сжигание жировой прослойки. Latina – не исключение.
Техника движений в латина-аэробике отличается от техники движений в соревновательных бальных танцах. В основном эти отличия сводятся к следующему: в соревновательных танцевальных композициях движения производятся на носках, коленные суставы выпрямлены, в то время как в аэробных уроках всегда осуществляется смягчённая постановка ноги с носка на пятку.
Движения в уроках латина-аэробики строятся на принципе мультипликации. В уроке отсутствует силовая часть. Ещё одной характерной особенностью данного направления является активное использование поворотов, хореографии рук и хлестообразных движений ногами. В процессе выполнения движений жестко фиксируется корпус, лопатки сведены, пресс напряжен, движения идут от талии, активно работают бедра.
3.2. Различия между любительским уровнем преподавания латины и профессиональным.
Существуют несколько уровней любого танцевального направления: начинающие, любители и профессионалы. Нас интересуют только первые два уровня. Так как фитнесс - это и есть по сути занятия на любительском уровне. И в этом большая разница между спортом и фитнессом. Спорт направлен на достижение глобальных результатов, где человек соперничает с уже достигнутыми кем-то рекордами, зачастую работая на износ. Фитнес же направлен на достижение прежде всего личного результата, отрицая какое-либо соперничество, беря за основу рациональное и бережное использование ресурсов организма.
Чтобы усвоить четко различия между профессиональным и любительским уровнем, мы разберем оба эти понятия.
Профессиональный уровень занятия танцами, в любом направлении, предполагает высокую степень подготовленности и огромную временную каждодневную трату. Человек, занимающийся на таком уровне, работает на определенный, конкретно поставленный результат. Профессиональная подготовка предполагает каждодневную работу над отдельными элементами и доведение их до совершенства. Группы занимающихся такого уровня тренируются на базе танцевальных школ и студий. В школах и студиях так же есть группы начинающих и любителей, но человек приходящий туда нацелен на определенный рост и развитие в танцах. Результатом профессиональных занятий являются участие в конкурсах, турнирах, выступления в танцевальных шоу.
Любительский уровень занятий танцами не требует особой подготовки, не требует особых временных затрат. Цель занятий данного уровня это удовольствие, физический тонус и хорошее настроение. Совершенно не обязательно повторять бесконечно одно и то же движения, чтобы сделать его безупречно. Главное схема танца. Задача инструктора, чтобы человек уловил основные направления связки, схему движений и линии рук. Все остальное нарабатывается за счет длительности посещения данного урока. Причем посещать занятия можно три, два, а иногда и один раз в неделю. Это зависит лишь от наличия свободного времени и желания. Да и самое главное это то, что танцевальная связка, раскручивающаяся на фитнес занятии, построена таким образом, что и те, кто ходит уже несколько месяцев, и те, кто пришел только что, смогут запомнить и протанцевать ее.
Однако в фитнес клубах встречаются занятия весьма продвинутого, даже студийного уровня. Это сделано для клиентов, которые, возможно, в прошлом занимались танцами серьезно, но теперь у них нет такого количества свободного времени из-за работы или семьи. Но желание позаниматься для себя, хоть иногда, огромное. На уроках продвинутого уровня конечно и нагрузка больше и отработка движений длиннее. Но все же большим спросом пользуются любительские занятия. Хотя возможен и такой вариант, что человек, будучи уже взрослым, не имеющим никакого танцевального уровня, приходит на занятия для начинающих, упорно занимается несколько уроков в неделю. Проходит какое-то время, и он уже может смело переходить в продвинутую группу. А бывает и так, что не подготовленный клиент идет сразу в сильную группу, по своему желанию, и упорствует до тех пор, пока не достигнет уровня занимающихся там.
Можно сделать вывод, что хотя и существует четкое деление танцевальных занятий по уровням, это не означает, что клиент не будет иметь возможности роста и перехода в более сильную группу. Здесь будет все зависеть от желания и упорства в тренировках.
А такое разграничение по уровням сделано лишь для удобства занимающихся. Чтобы каждый мог выбрать сам желаемую нагрузку, занятость и цели.
3.3. Структура урока
Структура урока:
1) Разминка, состоящая из полукруговых вращений головой, бедрами (так называемые восьмерки), круговых движений плечами и др.
2) Основная часть – разучивание движений и их многократное повторение в быстром темпе.
Содержание: на базовые движения классической аэробики накладываются основные движения латинских танцев: руками и корпусом, и, самое главное, бедрами. При этом связки (комбинации шагов и движений) разучиваются так же, как в аэробике: не останавливаясь
3) Заминка, часто представляющая собой самостоятельную статодинамическую композицию с последовательным использованием статических упражнений на растягивание мышц и танцевальных движений в медленном темпе.
Одна из главных частей занятия - это музыка. Она не только придает занятию характер, настроение и стилизацию, но и является для инструктора счетом и главным временным ориентиром.
Все музыкальные композиции состоят из определенных отрезков – музыкальных квадратов.
Музыкальный квадрат- это музыкальный отрезок имеющий свое логическое начало и конец, и содержащий в себе ровно 32 счета.
Обычно связка на одном занятии состоит из одного или двух (64 счета) музыкальных квадратов. Все зависит от сложности набора танцевальных элементов. Ну и от уровня группы. Если группа начинающая, то тут используются в основном базовые шаги и очень небольшие связки, иногда даже на 16 счетов (половина музыкального квадрата).
Однако в музыке, используемой профессионалами, встречается проигрыши, синкопированный ритм (разрывающийся), паузы. Профессионал легко уловит счет и не собьется. Для любительских занятий используется адаптированная музыка, которая миксуется таким образом, что музыкальные квадраты, как кирпичи у дома, идут один за другим, не теряясь даже при смене композиций.
Для того чтобы иметь более полное понятие о музыкальном квадрате, нужно будет просмотреть практический материал. А потом, слушая композицию стараться уловить счет, используя такое упражнение: сначала нужно хлопать на каждый четвертый счет, затем на каждый восьмой, на каждый третий, на каждый второй. Таким образом, вы «настроите свое ухо» на четкое восприятия музыкального квадрата.
Разложение танцевальной связки на составляющие во время обучения занимающихся называется раскрутка.
Широко используются два метода раскручивания связок, как в танцах, так и в аэробике. Это методы усложнения и сложения. Метод усложнения предполагает изначально набор не сложных элементов на 32 счета, затем происходит не прерывный процесс поочередной замены простых элементов сложными. Метод сложения предполагает поочередное изучение всех элементов танца уже в сложном виде. Мы разучиваем каждое движение отдельно, затем плюсуем его в логическую цепочку.
В танцевальном формате, в отличие от аэробики, органичнее всего использовать метод раскручивания комбинации – сложение. Тогда отработка каждого элемента становиться более доступной и более полной.
Латинское направление, как и любое другое, наполнено множеством сложных и простых движений и элементов. Но есть основные – базовые шаги, на которых основано все это разнообразие. Овладев в совершенстве этими шагами, можно создавать любые связки, изменяя и модернизируя их по желанию.
Каждый шаг выполняется на определенное количество счетов. Некоторые шаги меняют ведущую ногу, некоторые нет. (см. практический материал).
3.4. Основные шаги
В уроках латина-аэробики сформировался ряд «шагов», ставших типичными для этого вида оздоровительных занятий, некоторые из них (March, Cha-cha-cha , Mambo, Pivot и др.) используются в других видах аэробики. Рассмотрим часть из них более подробно.
Базовые шаги:
Марш – вариант ходьбы, выполнение которого начинается с постановки согнутой ноги на носок, колено повёрнуто внутрь. Затем вес тела переносится с носка на пятку, колено выпрямляется, бедро уводится в сторону.
Мамбо – выполняется на 4 сч. (нет смены ноги). «Шаг» классической аэробики, выполняемый в стилизованной манере.
Бразильский шаг – выполняется на 2 сч. (нет смены ноги). Так же, как и в мамбо работает одна нога, очень быстро переступая вокруг опорной ноги.
Латинский марш – выполняется на 2 сч. (нет смены ноги). Выполняется так же, как и обычный марш, только с подъемом на полупальцы и работой бедрами.
Меренги – выполняется на 2 сч. (смена ноги). Этот шаг сложный. Он имеет синкопированный ритм. Это значит, что за два счета нужно успеть сделать 3 переступания.
Виск – выполняется на 2 сч. (смена ноги). Так же синкопированный шаг. Очень органично для таких шагов счет раз-а-два.
1 - шаг в сторону ведущей ногой
а - шаг опорной ногой скрестно позади ведущей
2 - шаг ведущей ногой на месте.
Ча-ча-ча шаг – выполняется 2 сч. (смена ноги). В самом названии уже есть синкопа. На два счета нужно сделать три переступания, для этого шага удобнее не считать, а проговаривать «ча-ча-ча».
Самбоход – выполняется на 2 сч. (смена ноги). Синкопированный шаг. Три переступания на два счета.
Батофога – выполняется на 2 сч. (смена ноги). Шаг с продвижением. Можно двигаться вперед и назад. Ритм имеет синкопированный.
Шаг-дробина – выполняется четко в ритм на любой счет. (возможен любой вариант)
Mambo –Pivot – «шаг» классической аэробики – поворот вокруг опорной ноги. В латина-аэробике пивот часто выполняется с шага.
Little mambo – «шаг», выполняемый на три счёта:
1 - шаг ведущей ногой скрестно впереди опорной
2 - шаг опорной ногой на месте
3 - шаг ведущей ногой рядом с опорной.
Основной "шаг" самба - "шаг", выполняемый на два счёта:
1 - шаг ведущей ногой вперед/назад
а - шаг опорной ногой вперёд/назад в сторону
2 - приставить ведущую ногу к опорной.
Cross – «шаг» классической аэробики, выполняемый в стилизованной манере, В латина-аэробике перед кросс делают шаг.
Румба (кукарача) – движение бёдрами в одну и в другую сторону, напоминающее восьмёрку:
1 - шаг ведущей ногой в сторону на носок с частичным переносом веса, нога согнута коленом вовнутрь, с одновременным выпрямлением опорной ноги
и - полный перенос веса на ведущую ногу, бедро отводится в сторону назад, опорная нога ставится на носок
2 - шаг опорной ногой на месте
и - шаг ведущей ногой рядом с опорной.
Вольта – действие при котором одна нога закрещивается перед другой при движении танцора боком. Как правило, делается несколько вольт подряд, может делаться по дуге. Термин вольта пришел из итальянского, от voltare – «поворачивать.
4. История развития основных стилей латиноамериканских танцев
Чаще всего в сетках фитнес клубов мы встречаем названия данного формата урока - latina, latina club и latina solo. Все это различные направления одного танцевального стиля, а именно адаптированной фитнесс латины.
Что же такое адаптированная латина? Всем хорошо известны спортивные бальные танцы, латиноамериканская программа которых состоит из самба, румбы, ча-ча-ча, пасодобля и джайва. Начнем с краткой исторической справки о каждом танце.
4.1. Самба
До 1914 этот танец был известен под бразильским названием «Maxixe». Первые попытки представить Самбу (Samba) в Европейские танцевальные залы относятся к 1923-24 годам, но только после Второй Мировой Войны Самба стала популярным танцем в Европе. Самба имеет очень характерный ритм, который выдвинут на передний план для его лучшего соответствия национальным Бразильским музыкальным инструментам. Первоначально он назывался tamborim, chocalho, reco-reco и cabaca. Ритмичный национальный Бразильский танец Самба ныне уверенно вошел в программу современных Бальных Танцев. Самба включает в себя характерные латинские движения бедрами, которые выражены «Samba Bounce» пружинящим движением.
Движение: Ритмичное, Быстрое, Подвижное, Стелящееся.
Настроение: Радостное, Задорное, Веселое.
Жизненность: Карнавал.
Цвет: Радуга.
Подъем и Снижение: Пружинящее движение Самбы.
Год создания: 1956
История самбы – это история слияния африканских танцев, которые пришли в Бразилию с рабами из Конго и Анголы, с испанскими и португальскими танцами, привезенными из Европы завоевателями Южной Америки.
В 16 веке португальцы привозили с собой из Анголы и Конго в Бразилию много рабов, которые привезли из Африки такие танцы, как Catarete, Embolada и Batuque. Эти танцы считались в Европе очень греховными, поскольку в процессе танца танцоры касались пупками (именно пупками, а не животами).
Embolada – танец, изображающий корову с шарами на рогах для безопасности, слово «embolada» в Бразилии сейчас – синоним слова «дурацкий». Batuque это танец в круге с шагами, похожими на чарльстон, с парой, танцующей в центре круга.
Сложный танец, образованный из комбинирования движений этих танцев с дополнительными колебаниями корпуса и бедер, в 1830-ых назывался Lundu. Позднее в танец были привнесены шаги, которые делают участники карнавала Рио-де-Жанейро.
Постепенно высшее общество Рио-де-Жанейро также стало танцевать этот танец, хотя он был изменен, чтобы можно было танцевать в закрытой танцевальной позиции (которая тогда считалась единственно возможной и правильной). Танец тогда назывался Zemba Queca, и был описан в 1885 как «изящный бразильский танец». Происхождение названия «Samba» неясно, хотя «Zambo» означает «ребенок от негра и бразильской женщины» (мулат).
Танец был позже объединен с Maxixe. Это бразильский круговой танец, описанный как Two Step. Maxixe стал популярным в Европе после шоу в Париже в 1905. Он танцевался, как шаги польки, исполняемые под музыку хабанеры (Cuban Habanera). Сейчас в самбе есть движение maxixe, состоящее из шассе и пойнта.
Вариант самбы под названием Carioca (из Рио-де-Жанейро) стал известен в Великобритании в 1934. Он исполнялся Фредом Астером в фильме «Полет в Рио» («Flying Down to Rio»). В США Carioca появилась в 1938, популярность ее достигла пика в 1941, после исполнения Кармен Мирандой (Maria do Carmo Miranda da Cunha) в художественных фильмах, особенно в фильме «Той ночью в Рио-де-Жанейро» («That Night in Rio»).
Повышенное внимание к самбе в Европе появилось 1950-ых, когда ей заинтересовалась принцесса Маргарет, которая играла ведущую роль в Британском обществе. Самба была стандартизирована для международного исполнения Pierre Lavelle в 1956.
Танец в существующей современной форме все еще имеет фигуры с разными ритмами, передавая многогранное происхождение танца, например ботафога (Boto Fogo) выполняется в ритме – «четверть счета», правые роллы (Natural Rolls) в более простом «половинном ритме». Бедра выводятся между счетами, вывод имеет специальное название – «samba tic», вес находится впереди, большинство шагов делается с носка.
Самбу часто называют «южноамериканским вальсом», ритмы самбы очень популярны и легко видоизменяются, образовывая новые танцы – ламбаду, макарену. Различные варианты самбы – от байона (Baion или Bajao) до Marcha танцуются на карнавале в Рио-де-Жанейро.
Истинный характер самбы – это веселье и флирт, заигрывание друг с другом, сопровождающееся неприличными движениями таза с различными интерпретациями. Если же этого нет, самба теряет очень многое.
4.2. Ча-ча-ча
Захватывающий, синкопированный латинский танец, который возник в 1950 годах как замедленное Мамбо. Этот танец сначала был замечен в танцевальных залах Америки. Проигрывание музыки Cha-Cha-Cha должно производить счастливую, беззаботную, слегка развязанную атмосферу. Недавно было принято решение сократить название этого танца до Ча-Ча (Cha-Cha). Ча-Ча-Ча получило свое название и характер из-за особого повторяющегося основного ритма и специфического инструмента маракасы.
Движение: Яркое, Нахальное, Страстное, Четкое.
Настроение: Игривое, Веселое, Живое, Хулиганское.
Жизненность: Легкий флирт, Игра.
Цвет: Мерцающий.
Подъем и Снижение: Нет
Год создания: 1952
В 1952 известный английский преподаватель бальных танцев Пьер Лавелл (Pierre Lavelle) посетил Кубу и увидел оригинальный вариант танцевания румбы с дополнительными шагами, соответствующими дополнительным ударам в музыке, когда ритм задается ударами кастаньет, барабанов, с тремя акцентированными "клацаниями". Вернувшись в Англию, он начал преподавать этот вариант как отдельный новый танец.
Название танца возможно произошло от испанского "Chacha" - "няня" (очень сомнительно), или "chachar" - " жевать листья коки " (более-менее) или просто от "char" - "чай", но наиболее вероятно происхождение названия от быстрого и веселого кубинского танца "Guaracha"(гуарача), а так же от созвучия с щелчками соответствующих музыкальных инструментов во время шассе.
Танец Гуарача был популярен в Европе в конце прошлого столетия, в 1898 году он был внесен в программу танцевальной ассамблеи в Coupar Angus в Шотландии.
В 1954 танец впервые был описан как " мамбо с гуэро-ритмом". Гуэро (guiro) - музыкальный инструмент,сделанный из пустой высушенной тыквы. Мамбо - гаитянский танец, ставший известным в Европе в 1948 от Прадо (Prado).
Слово "Mambo" - имя жрицы, точнее богини вуду в негритянской африканской религии, ритм ранее выстукивали палками по высушенным черепам... Таким образом, ча-ча-ча происходит от религиозных ритуальных танцев Западной Африки и кубинских медленных танцев . Есть три основных варианта мамбо - single, double, and triple; тройной имеет пять шагов на один такт и именно этот вариант использовался в ча-ча-ча.
Ча-ча-ча сейчас танцуется в ритме 120 ударов в минуту. Шаги делаются на каждый удар, с сильным движением бедер, колена выпрямляются на каждом шаге. Вес расположен впереди, на носках, все шаги выполняются с носка, движение происходит вдоль пола без поднятий и опусканий. Шассе выполняется на счет "4 и", используется, чтобы подчеркнуть шаг на счет "раз", который длинее других шагов по музыке.
Во время танца пары должны передать веселый, беззаботный и развязный характер, в отличие от лиричной румбы. Если румба - соблазнение и переживание, то ча-ча-ча - это уже сами оргии.
В английском языке, в США первоначальное название сhа-cha-cha постепенно сократилось до cha-cha, что связано с изменением характера танца.
4.3. Джайв
Джайв – Международная версия танца Свинг, в настоящее время танец Джайв (Jive) исполняют в двух стилях – Международный и Свинг и очень часто сочетают оба в различных фигурах. Очень сильное влияние на Джайв оказывает такие танцы как Рок'н'Ролл и Джатербаг. Джайв иногда называют как Шестишаговый Рок'н'Ролл. Джайв – очень быстрый, потребляющий много энергии танец. Это последний танец, который танцуют на соревнованиях, и танцоры должны показать, что они не устали и готовы исполнить его с большей отдачей.
Движение: Ритмичное, Быстрое, присутствует Свинговый характер, много Бросков.
Настроение: Задорное, Шутливое, Заигрывания.
Жизненность: Веселье, Праздник, Активный Отдых.
Цвет: Яркий.
Подъем и Снижение: Нет.
Год создания: 1927
Джайв появился в 19 веке на юго-востоке США, причем одни считают, что он был негритянским, другие – что это военный танец индейцев-семинолов во Флориде (вокруг пойманного бледнолицего или его черепа). Есть версия, что негры танцевали его еще в Африке, а затем его стали танцевать индейцы.
Слово «Jive» похоже на южно-африканское слово «Jev» – «говорить пренебрежительно». Также «Jive» имеет подобное значение в негритянском сленге: «обман, хитрость», хотя возможно происхождение от английского «jibe», на сленге – «дешевые товары», «марихуана», и «крутой секс». Точно неизвестно, какое из этих слов было исходным для названия танца и поэтому неясен изначальный смысл, вкладываемый в этот танец.
В 1880-ых танец уже был конкурсным – его танцевали негры на юге США на приз, которым чаще всего был пирог, поэтому танец был известен тогда как Cakewalk (Пирожковая прогулка). При этом танец состоял из двух частей – сначала торжественная процессия пар, затем заводной танец, который участники танцевали в специально сшитых костюмах.
Музыка, сопровождающая этот танец, называлась Ragtime (rag – тряпка), возможно, потому, что участники одевали их лучшую одежду, или потому что музыка была синкопированная и «рваная». Музыка и танец были популярны среди негритянского населения Чикаго и Нью-Йорка. Этот зажигательный негритянский танец с энергичной музыкой резко контрастировал с ограниченным и строгим танцем верхних белых классов США и Великобритании.
Со смертью королевы Виктории в 1901 общество почувствовало большую свободу и огромное количество простых танцев, основанных на тех же ритмах, стало популярно и среди белых. Некоторые имели животные названия, явно сельского и пантомимического характера: хромая утка, несущаяся лошадь, медведь гризли, шаг краба, скала орла, летящая петля, турецкий шаг, прыжок кенгуру, рыбий шаг и скачки кролика.
Современный джайв все еще имеет Bunny Hug (Скачок Кролика) как один из основных шагов. Это то самое шассе в сторону – когда кролик или заяц пугается, он с места прыгает в сторону.
Все эти танцы исполнялись под музыку рэгтайм, с акцентами на ударах 2 и 4, в синкопированных ритмах. Все они использовали те же самые элементы, что сейчас есть в джайве и других латиноамериканских танцах: шаг, рокк, бросок, баунс (сокращение мышц брюшного пресса), свей (растягивание мышц корпуса – боков).
Закрытая позиция считалась неприличной и иногда леди носили специальные корсеты, чтобы не коснутся случайно телом партнера.
Существенные перемены в танцах начались с 1910, когда многие индивидуальные танцы стали танцеваться в паре, танцоры начали комбинировать фигуры, танцуя их в произвольном порядке. Каждый танцор-мужчина превратился в ведущего, в мгновенного балетмейстера. Изменение произошло как изменение интереса от шагов к ритму. Это совпало с песней Ирвинга Берлина «Alexander's Ragtime Band» в 1910, которая быстро стала всемирным хитом.
В 1934 Кэбом Каллоуэем (Cab Calloway) был описан танец, который он увидел в Гарлеме и назвал безумием нервных скачков (the frenzy of jittering bugs), эта вариация танца стала называться Jitterbug (джэтэберг), который особенно был популярен в Америке в сороковых годах.
Современная версия джайва имеет основные шаги, составленные из быстрого синкопированного шассе (шаг, приставка, шаг) влево и вправо (у партнерши наоборот), вместе с более медленным шагом назад и возвращением вперед. Бедра выводятся на счет «и» после каждого шага, вес находится сильно впереди на всех шагах, причем все шаги делаются с носка. Во время шассе (например, влево) ступня ноги, с которой делается шаг (левой), поднимается на уровень колена опорной ноги, при этом далее правая нога поднимается так же сильно и создается оптическая иллюзия «moonwalk» (лунных шагов), танцоры при этом кажутся невесомыми.
В самом начале, в 1927, танец был только молодежным. Танцоры постарше не одобряли его и пробовали запрещать по причине непрогрессивности: он танцевался на месте, что мешало другим танцорам, двигающимся по линии танца. Танец оставался молодежным и впоследствии, видоизменяясь в свинг, буги-вуги, би-боп, рок, твист, диско и хастл (Swing, Boogie-Woogie, Be-Bop, Rock, Twist, Disco and Hustle).
В этом танце на соревнованиях танцоры стараются показать, что после четырех танцев они не утомлены, и все же джайв – последний танец, и достаточно сложен для исполнения. Джайв очень сильно отличается по характеру и технике от других танцев латиноамериканской программы, часто пары, хорошо танцующие первые четыре танца, танцуют джайв слабее, а другие – наоборот.
Базовая техника латиноамериканских танцев, в отличие от европейских, впервые была упорядочена и описана Уолтером Лэрдом (Walter Laird).
4.4. Румба
Румба – это вертикальное выражение горизонтального желания.
Танец Румба (Rumba) был зарожден на Кубе. Как типичный танец «горячего климата» он стал классикой всех Латиноамериканских танцев. Румба – медленный танец, который характеризуется чувственными, наполненными любовью движениями и жестами, имеет латинский стиль движения в бедрах, является интерпретацией отношений между мужчиной и женщиной.
Движение: На месте, Плавное, Продолженное с акцентами, Скользящее.
Настроение: Чувственное, Страстное, Нежное, Подзадоривания, Соблазнения Мужчины Женщиной.
Жизненность: Любовь, Нежность, Страсть, Флирт.
Цвет: Нежный.
Подъем и Снижение: Нет
Год создания: 1913
Румба – это танец африканских негров, привезенных на Кубу в конце прошлого века. Танец подчеркивает движения корпуса, а не ног. Сложные, накладывающиеся друг на друга ритмы, выстукиваемые горшками, ложками, бутылками... были более важны для танца, чем мелодия.
Румба появилась в Гаване в 19-ом веке. Название «Rumba», возможно, происходит от названия танцевальных групп в 1807 году – «rumboso orquestra», хотя в Испании слово «rumbo» означает «путь» (в русском морской аналог – «румбы», то есть направление), а «rumba» – «куча мала», и «rhum» – это сорт ликера, популярный в Карибском бассейне, при этом любое из этих слов могло использоваться для описания этого танца. У танца два источника – испанский и африканский: испанские мелодии и африканские ритмы. Хотя основы танца – кубинские, многие движения появились на других карибских островах и в Латинской Америке вообще.
Первоначально румба – сексуальная пантомима, исполняемая в быстром ритме с преувеличенными движениями бедер в характере сексуальных агрессивных домогательств мужчины и защитных движений со стороны женщины. Сопровождающие музыкальные инструменты – maracas, claves, marimbola, и барабаны. Сельская форма румбы на Кубе – это подобие брачных танцев домашних животных, скорее представление, чем танец. Движение плечей и сокращение боков в танце – это движения рабов под тяжелой ношей груза в руках. Движение «Cucaracha» (кукарача) – это имитация раздавливания тараканов. Спот-поворот («Spot Turn») на кубинском селе залихватски танцевался вокруг обода колеса телеги! Популярная мелодия румбы «La Paloma » была известна на Кубе с 1866 года.
Вариант румбы, похожий на тот, который танцуется сегодня, появился в США в 1930-ых. После первой мировой войны появился танец «Son», танец кубинского среднего класса – с ритмом помедленнее и с движениями поприличнее. Еще медленнее – «Danzon», танец богатого, солидного Кубинского общества с очень маленькими шагами, когда партнерши почти не выводят бедра, но тщательно сгибают и разгибают ноги, показывая их стройность, грациозность и длину.
Американская румба – измененная версия танца «Son». Первая серьезная попытка популяризовать румбу в США была в 1913 (Lew Quinn and Joan Sawyer). Десятью годами позже руководитель оркестра Эмиль Колеман специально пригласил музыкантов, играющих румбу, и пару танцоров румбы. В 1925 Benito Collada открыл Клуб El Chico в Greenwich. Оказалось, что еще никто в Нью-Йорке не умеет танцевать румбу!
Реальный интерес к латинской музыке появился приблизительно с 1929 года. В конце 1920-ых Xavier Cugat сформировал оркестр, который играл только латиноамериканскую музыку в Coconut Grove (кокосовой роще) в Лос-Анджелесе и играл в ранних звуковых фильмах.
В 1935 Джордж Рафт сыграл роль учтивого танцора в фильме «Rumba», первом фильме, в котором герой получает в награду героиню из-за их общей любви к танцам. Через 52 года – фильм «Грязные танцы», когда опытный преподаватель соблазняет начинающую, затем «Strictly Ballroom» c аналогичным сюжетом, и два фильма с обратными сюжетами, когда партнеры – почти начинающие – «Dance with me» 98 года и «Let's it be me».
В Европе румба появилась благодаря энтузиазму и блестящим интерпретациям Пьера Лавелла (Pierre Lavelle) – ведущего английского преподавателя латиноамериканских танцев. Он посетил Гавану в 1947, оказалось, что румба на Кубе выполняется с акцентом на счет «два», а не на «раз», как в американской румбе. Эту технику с названиями основных фигур, полученных от Pepe Rivera из Гаваны, он стал преподавать в Англии. В 50-ых он со своей партнершей и женой Дорис Лавелл очень много выступал с показательными выступленями и уроками латиноамериканских танцев в Лондоне.
С нововведением – только перенос веса на счет «раз», без фактического шага, танец приобрел очень чувственный и романтический характер. Счет «раз» – самый сильный счет в румбе, не делая шаг на этот счет, мы подчеркиваем музыкой активное движение бедер. Вместе с медленным темпом музыки и музыкальным акцентом на работу бедер танец приобретает лирический и эротический характер. Шаги делаются на счет 2, 3 и 4. Колена выпрямляются и сгибаются на каждом шаге, повороты выполняются между счетами. Вес корпуса находится впереди, все шаги делаются с носка.
Pierre Lavelle представил истинную «кубинскую румбу», которая после долгих споров была официально признана и стандартизирована в 1955.
В современном танце многие из основных фигур несут в себе старую историю попытки женщины доминировать над мужчиной при помощи женского обаяния. Во время танца всегда есть элемент, когда партнерша «дразнит» партнера и затем убегает, мужчина сначала соблазняется, а затем партнерша его бросает и стремится к другому. Другому партнеру, судье, зрителю... На страстные эротические движения партнерши партнер через ответные движения выражает желание обладать ею, пытается доказать свою мужественность через физическое доминирование, но, увы, обычно ничего не добивается.
Румба – дух и душа латиноамериканской музыки и танца. Очаровательные ритмы и движения тела делают румбу одним из наиболее популярных бальных танцев, многие партнерши считают этот танец самым любимым.
4.5. Пасодобль
Танец испанских цыган. Драматичный Французско-Испанский стиля Фламенко марш, где мужчина изображает матадора (смелого человека) на бою с быком, дама изображает его плащ или быка, в зависимости от обстоятельств. Пасодобль (Paso Doble). В этом танце внимание акцентируется на создании, свойственной матадору, Формы тела с добавлением движений танца Фламенко в руках, локтях, запястьях и пальцах. Стопы, или точнее каблуки, используются для того, чтобы создать правильную ритмическую интерпретацию.
Движение: Ритмичное, Мощное, Стиля Фламенко, По кругу, Действия с Плащом.
Настроение: Великолепия, Парадности, Борьбы
Жизненность: Коррида.
Цвет: Алый.
Подъем и Снижение: Подъем в некоторых фигурах
Год создания: 1920
Название «Paso Doble» на испанском языке означает «два шага», а также созвучно «Paso a Dos» – «танец для двух (ног)». Эти названия связаны с маршевым характером танца на счет «раз, два» или «левой, правой».
Первое название танца – «один испанский шаг» («Spanish One Step»), поскольку шаги делаются на каждый счет.
Пасодобль был одним из многих испанских народных танцев, связанных с различными аспектами испанской жизни. Частично пасодобль основан на бое быков. Танцоры пасодобля изображают тореро и его плащ, характер музыки соответствует процессии перед корридой. Впервые бои быков появились на острове Крит, но только в 1700-ых они начали проводиться в Испании.
Танец впервые был исполнен во Франции в 1920 году, стал популярным в высшем парижском обществе в 1930-ых, поэтому многие шаги и фигуры имеют французские названия. Исполнение пасодобля только с «C» класса связано с тем, что он мало популярен среди преподавателей спортивных танцев, в основном проживающих в Англии, а не во Франции.
Основное отличие пасодобля от других танцев – это позиция корпуса с высоко поднятой грудью, широкие и опущенные плечи, жестко фиксированная голова, в некоторых движениях наклоненная вперед и вниз («представьте, что вы бык» – как говорят педагоги). Различные существующие движения можно интерпретировать как битву двух быков. Вес корпуса впереди, но большинство шагов делается с каблука.
Хореография танца соответствует мелодии испанского цыганского танца «Espana Cani», который имеет три музыкальных акцента. Эти акценты есть в пасодобле, они создают драматический, захватывающий характер танца.
Первый акцент состоит из двух частей – 4 с половиной и 6 с половиной восьмерок – фанфары о начале корриды и парад участников. Второй акцент – 8 с половиной восьмерок – битва быка с тореодором. Третий – праздник победы тореодора над быком (или наоборот).
Зрителям очень нравится этот броский, эмоциональный танец, который многие танцоры тренируют меньше всего и уделяют ему слишком мало внимания. В отличие от самбы, ча-ча-ча и румбы, которые многими педагогами интерпретируются как танцы, где главную роль исполняет партнерша, пасодобль – типично мужской танец, основной акцент в котором делается на движения партнера-тореодора, а партнерша, как в стандарте, просто следует за ним, изображая его плащ.
4.6. Сальса
На сегодняшний день в сальсе существует четыре признанных танцевальных стиля: кубинская сальса – касино (casino), лос-анджелесский стиль, нью-йоркский стиль и так называемый «фристайл». Особняком стоит руэда – способ танцевать касино «коллективно». О том, как родилась сальса, существует множество версий. Но, по крайней мере, в одном все они сходятся: прародителем сальсы следует считать кубинский сон – ритм, возникший в конце XIX века на Кубе.
Есть несколько версий происхождения названия «сальса». Общеизвестно, что salsa обозначает «соус». По одной из версий, в одном маленьком клубе Майами выступала однажды вечером группа, исполнявшая кубинскую музыку, и эта музыка настолько «завела» присутствовавший народ, что все дружно принялись кричать: «Salsa! Salsa!», подразумевая, что музыка была так же остра и горяча, как соус, которым приправляли блюда в этом заведении.
По другой версии, название произошло от очень популярного в начале века сона «Echale Salsita». Согласно этой версии, в конце 60-х в США в Мэдисон Сквер Гарден состоялся грандиозный концерт, организованный Fania All Stars, на котором латиноамериканские исполнители представили свое «новое изобретение» – ритм boogaloo – ничто иное, как модернизированный кубинский сон, смешанный с меренге, босановой, кумбьей, ча-ча-ча, мамбо и буги-вуги. Глядя, как люди с разных концов Америки самозабвенно танцуют под новый ритм, Тито Пуэнте, вспомнив слова старого сона, изрек: «Esto es una gran salsa!», что дословно переводится как «Великолепный соус!». Великий сонеро подразумевал, что как и в соусе, в ритме перемешались различные ингредиенты, рождая необыкновенно «вкусную» смесь.
4.7. Мамбо
Изобретение мамбо приписывают Пересу Прадо (Perez Prado), исполнявшем его в ночном клубе LaTropicana в Гаване в 1943. В Нью-Йорке танец сначала появился в New York's Park Plaza Ballroom – любимый притон танцоров-энтузиастов из Гарлема. Мамбо произвело фурор и в других клубах в 1947 – в Palladium и других известных местах типа The China Doll, Havana Madrid and Birdland.
Измененная версия «Мамбо» (первоначальный танец был сильно упрощен из-за большого количества акробатических элементов) была представлена публике в танцевальных студиях, курортных отелях, в ночных клубах Нью-Йорка и Майами. Успех был полным! Счастливых танцоров мамбо стали нежно называть «Mambonicks». Повальное увлечение мамбо не длилось долго и сегодня мамбо очень ограничено и исполняется только опытными танцорами. Преподаватели пришли к общему мнению, что это – один из наиболее трудных танцев, по технике и музыкальности. Одно из самых больших достижений танца мамбо – это толчок к развитию ча-ча-ча. Важный этап к развитию популярности мамбо – это фильм 87 года «Грязные танцы» («Dirty Dancing»), посвященный танцеванию и обучению мамбо, с великолепными танцевальными номерами и музыкой – «Jonny's mambo», «Time of my life» и другими. Музыке мамбо был посвящен фильм «Mambo Kings».
4.8. Меренге
Меренге – национальный танец Доминиканской Республики, и также в некоторой степени Гаити, соседа по острову. Есть две версии происхождения национального доминиканского танца меренге. Первая версия, наиболее вероятная – танец придуман рабами, собирающими сахарный тростник. Движения соответствуют шагам с цепью на ногах, из-за того, что рабы сцеплялись в единую цепь, а так же из-за того, что к ногам приковывались чугунные ядра. (Интерпретация – рабы были скованы правыми ногами, на левых – ядра, и жали тростник под удары барабана и само перемещение ряда рабов в тростник правым боком с переступанием и подтаскиванием ядра и послужило базой для шагов). Вторая история утверждает, что герой одной из многих революций в Доминиканской Республике генерал Maringie был ранен в ногу. Сельские жители, приветствовавшие его по возвращении домой, на праздновании победы из сочувствия танцевали, прихрамывая то на одну, то на другую ногу. Версия достаточно сомнительная.
Меренге существовала в Доминиканской Республике очень давно (в Гаити подобный танец называется Meringue, в переводе на русский – «безе»). Возможно, что танец имеет такое название от кондитерского изделия, сделанного из сахара и белых яйца – из-за легкого и пенистого характера танца или из-за коротких, точных ритмов.
В середине девятнадцатого столетия меренге была очень популярна в Доминиканской Республике. А также в Южной Америке и странах Карибского бассейна, как один из латиноамериканских танцев.
5. Как создать связку и как правильно ее записывать.
1 часть.
1-2 – позировка на присогнутых коленях, направленных в правую диагональ, руки подняты вверх.
3-4 – два вращения бедрами вправо, руки с вращением в кистях опускаются вниз при каждом вращении бедра.
5-6 – поочередно выбрасываем вверх руки, сначала правую, потом левую.
7-8 – поворот на 180* ( за правой рукой) с вращением руками над головой.
9-10 – виск вправо, руки активно работают вдоль корпуса.
11-12 – виск влево, руки активно работают вдоль корпуса.
13-14 – поворот на 180* ( за правой рукой) с вращением рук над головой.
15-16 – шаг вперед правой ногой с переносом веса, при этом добавляем тряску грудью.
17-18 – ботафога с правой ноги в левую сторону.
19-20 – бразильский шаг левой ногой.
21-22 – ботафога с левой ноги в правую сторану.
23-24 – бразильский шаг правой ногой.
25-26 – два шага-меренги влево.
27-28 – резкая остановка с хлестким поворотам головы, левая рука закрывает лицо, правая почти поднята вверх.
29-30 – два шага-меренги вправо.
31-32 – резкая остановка с хлестким поворотам головы, правая рука закрывает лицо, левая почти поднята вверх.
2 часть.
1-2 – проводя правой рукой по левой ноге, притягиваем ее к себе, вес тела переносим на обе стопы.
3-4 – корпусная тряска, руки согнуты в локтях, ладони словно отталкиваются от стенки.
5-8 – сложный поворот на 90* (за правой рукой), шаг левой ногой, перенос веса на правую ногу, поворот почти на двух ногах, руки работают так, словно держат огромную бразильскую юбку.
9-10 – шаг ча-ча-ча скрестно с левой ноги в левую диагональ.
11-12 – шаг ча-ча-ча скрестно с правой ноги в левую диагональ.
13-14 – шаг ча-ча-ча скрестно с левой ноги в правую диагональ.
15-16 – шаг ча-ча-ча скрестно с правой ноги в левую диагональ.
17-18 – поворот на 90* (за правой рукой), заводим правую ногу за левую и поворачиваем весь корпус.
19-20 – поворот на 90* в прыжке (за правой рукой), руки скрестно идут вниз.
21-22 – позировка, переносим вес тела на правое бедро, руки вверху, словно держат бразильскую юбку.
23-24 – тряска-дробина, ноги бьют быструю дробь, корпус работает тряску.
25-26 – шаг-сборка, шаг в левую диагональ правой ногой, при повороте в правую диагональ ноги собираем вместе, рука, словно веер, идет к лицу.
27-28 – шаг-сборка, шаг в правую диагональ левой ногой, при повороте в левую диагональ ноги собираем вместе, рука, словно веер, идет к лицу.
29-30 – с правой ноги делаем шаг вперед, относительно места на котором остановились, руки словно поднимают карнавальную юбку.
31-32 – поворот на 90* (за правой рукой), руки все так же вверху, на самый последний счет сбрасываем руки резко вниз, и корпус опускается к коленям, руки уходят под колени, словно укутывают в юбку.
Соединить первую и вторую части.
Просмотрев практический материал, должно сформироваться четкое понятие о том, как создать связку и как ее правильно разучить с занимающимися.
6. Правильное поведение тренера в отношении клиентов клуба. Грамотное ведение танцевального формата.
Одна из важных составляющих урока это поведение и внешний вид тренера. Вы всегда должны понимать, что в зале главный тренер. И он должен создавать правильную атмосферу и предугадывать конфликтные ситуации. Конфликт может возникнуть не только по отношению к вам, в связи с каким-то недовольством клиента, но и между занимающимися у вас людьми. Такие ситуации часто возникают из-за мест в зале. Кто-то занимается уже давно и облюбовал определенное место, а кто-то пришел впервые, но раньше по времени, заняв востребованное место. Такие конфликты, как правило, портят всем настрой до конца занятия. Ваша задача их предугадывать и разрешать с максимальным комфортом для всех, исходя из ситуации. Самое главное это вежливость! Будьте вежливы, внимательны и обходительны. Будьте вежливы даже тогда, когда вам хамят (случается и такое), но это конечно редкие случаи, но нужно быть готовым ко всему.
Разучивая композицию, следите внимательно, кто и как «взял» движение. Когда 75% занимающихся сделали то, то вам нужно, переходите к следующему элементу. Но не забывайте помогать тем, кто так и не смог толком понять предыдущее движение. Можно встать с таким клиентом рядом и повторить вместе с ним трудный момент. Добивайтесь того, чтобы занимающиеся у вас люди слышали музыку и держали ритм. Весело просите их улыбаться и передавать характер танца.
Нужно понимать, что вы будете вести формат урока с довольно серьезной кардио-респираторной (сердечнососудистая и дыхательная системы) нагрузкой. Будьте внимательны к здоровью клиентов клуба. Перед началом занятия вы должна уже знать о состоянии здоровья людей, находящихся в зале. Это можно сделать по методу стандартного опроса(есть ли хронические заболевания, были ли серьезные и мелкие травмы, были ли занятия спортом в прошлом), но старайтесь это делать очень деликатно. Разговаривайте подойдя к человеку, а не на весь зал. Если вы выявили человека с какими-то проблемами, старайтесь контролировать его более пристально, возможно и ограждать от какой-то излишней нагрузки. Но это не значит, что ваше внимание должно быть отдано кому-то одному. Контроль должен быть за всей группой в целом и за каждым в отдельности, а еще нужно слышать счет и передавать характер музыки.
Ваш внешний вид тоже немало важен. Одежда инструктора всегда должна быть чистой и опрятной и соответствовать формату. Вы будете вести очень яркий и зажигательны танцевальный формат. Поэтому и в вашем внешнем виде это должно как-то отражаться. Это могут быть яркие цвета в одежде, аксессуары. Ну и конечно макияж и прическа. На такой формат, как латина, тренер просто не может прийти бледным и с грязными волосами. Это важно! На вас должно быть приятно посмотреть. На вашем уроке должно быть интересно и весело. Тогда у людей, приходящих к вам на занятия впервые, будет возникать желание прийти снова и снова!