Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Культурно-просветительная, политико-просветительная, социальная работа в 1917 – 1941 гг.

  • 👀 881 просмотр
  • 📌 824 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Культурно-просветительная, политико-просветительная, социальная работа в 1917 – 1941 гг.» docx
Лекция № 6. Культурно-просветительная, политико-просветительная, социальная работа в период 1917 – 1941 гг. Сфера досуга и свободного времени стала радикально меняться в советский период, когда она превратилась в объект государственного регулирования и культурной политики. Первое десятилетие было отмечено значительной активностью самого населения в области культуры, в т.ч. и культурно-досуговой деятельности. Повсеместно в городе и деревне создавались клубы, избы-читальни, народные дома и библиотеки; коллективные органы управления этими учреждениями - советы, правления - избирались на общих собраниях их посетителей. Однако партийные и государственные органы планомерно сдерживали эту инициативу. Созданный в 1918 г. Народный комиссариат просвещения РСФСР, а при нем Внешкольный отдел во главе с Н.К. Крупской, преобразованный в 1920 г. в Главный политико-просветительный комитет республики, стремились с самого начала централизовать работу учреждений культуры. Рекомендовалось формировать советы и правления клубов по классовому принципу, вводить в их состав в обязательном порядке представителей партийных и комсомольских ячеек для проведения руководящей линии Коммунистической партии. Главполитпросвет был создан на правах отдела ЦК партии, а учреждения культуры должны были выполнять идеологические функции. Невосполнимой утратой для культуры России явился фактор оттока интеллигенции. Страна переживала тяжелые экономические трудности: гражданская война, голод, разруха, отсюда слабая материально-техническая база культуры. Не хватало бумаги, печатных станков, музыкальных инструментов, около 75% населения России было безграмотным. В национальных окраинах процент грамотности был еще ниже, среди чувашей, например, насчитывалось только 7% грамотных, среди таджиков - 3%, якутов - 0,7%; 48 национальностей вообще не имели своей письменности. Однако в различных источниках называются разные показатели процента грамотности населения России. Невосполнимой утратой для культуры России явился фактор оттока интеллигенции. В старых учебных пособиях делался акцент на то, что ученые, музыканты, художники, писатели, актеры и другие представители российской интеллигенции не поняли сути революции, ее созидательного характера и бросили Родину, растерялись и даже предали ее. Однако умалчивалось о том, что многие представители интеллигенции были буквально выдворены из России, а те, кто остался, бедствовали, голодали и умирали, не получив поддержки и понимания новой власти. В 1922 г. более 100 крупнейших ученых были вывезены, в том числе такие известные ученые, как И.А. Бердяев, из России на пароходе. Из 45 членов Академии наук 7 человек в первый год после революции умерли от голода. К этому удару можно отнести и систему запретительства их деятельности в области культуры. За два месяца после революции были закрыты 120 газет, а за 1917-18 гг. - 337 различных органов печати. «Философский пароход» – собирательное название насильственного выдворения из страны выдающихся деятелей российской философии, культуры и науки. Поясняя этот шаг Советской власти, один из её лидеров Л. Троцкий отмечал, что «мы этих людей отправили, так как расстрелять их не было повода, а вытерпеть было нереально». «Те элементы, которые мы высылаем или будем высылать, – заявил он, – сами по себе политически ничтожны. Но они – потенциальные орудия в руках наших возможных врагов. В случае новых военных осложнений... все эти непримиримые и неисправимые элементы окажутся военно-политической агентурой врага. И мы будем вынуждены расстреливать их по законам войны. Вот почему мы предпочитаем сейчас, в спокойный период, выслать их заблаговременно. И я выражаю надежду, что вы не откажетесь признать нашу предусмотрительную гуманность и возьмете на себя ее защиту перед общественным мнением» Культурно-просветительная работа. Система мероприятий, содействующих коммунистическому воспитанию и политическому просвещению трудящихся, подъёму их общего культурного уровня, развитию творческих способностей, организации досуга, составная часть идеологической деятельности Коммунистической партии и Советского государства, профсоюзов, комсомола. Направленная деятельность клубных учреждений, массовых библиотек, парков и садов культуры и отдыха; музеев, кинотеатров, театров и др. учреждений культуры, а также радио и телевидения, организованная вне учебных заведений деятельность, способствующая культурному росту человека. Становление и развитие культурно-просветительной работы как самостоятельной области идеологической деятельности начались после победы Октябрьской революции 1917 и непосредственно связаны с осуществлением в СССР культурной революции. Главные задачи и важнейшие принципы определены В. И. Лениным, развиты в решениях съездов Коммунистической партии, в постановлениях ЦК КПСС по идеологическим вопросам. Ленин рассматривал культурно-просветительную работу как часть партийного дела и вместе с тем как осуществление культурно-воспитательной функции Советского государства. Эта важнейшая идея была положена в основу созданного в системе Наркомпроса РСФСР в ноябре 1920 Главного политико-просветительного комитета, объединившего функции партийного и государственного руководства этой областью. Значительный вклад в разработку теории и практики культпросветработы внесла Н. К. Крупская, руководившая с первых дней Советской власти Внешкольным отделом Наркомпроса РСФСР, а с 1920 — Главполитпросветом. Революция в политической власти и экономике окончательно побеждает и завершается, когда глубоко преобразует сознание общества, его мораль и нравственность, верования и обычаи, традиции, привычки повседневного поведения людей. Понятие «культурная революция» возникло в ходе Октябрьской революции 1917 г. образом обозначается коренной переворот в духовной жизни общества, во всех его сферах: в социально-экономическом укладе, политической системе, общественном управлении. Эти революционные изменения должны появиться и закрепиться в новой морали и нравственности, повседневной жизни человека, в его отношении к труду, обществу, к самому себе. Новый экономический и политический уклад полностью побеждает и может успешно развиваться, когда он широко поддерживается и регулируется общественным мнением, новыми традициями и обычаями, нормами жизни, верованиями и привычками, личными убеждениями людей. У них возникает готовность сознательно и активно поддерживать и развивать социальную справедливость данного общественного строя. «Культурная революция» была объявлена в стране в 1923 г. Она ни в коей мере не должна была проходить в духе «просветительства» народа его «элитой» (хотя и было Министерство просвещения). Магистральная линия «культурной революции» - непосредственное приобщение массы трудящихся к управлению хозяйственной, государственной и общественной жизнью, к социальному творчеству. Это фундаментальная основа рождения новой культуры, воспитания «нового человека». В русле данного направления должно происходить приобщение к мировым, историческим достижениям науки, культуры, искусства Разрушительная сила послереволюционного процесса. Под видом уничтожения старых памятников разрушались монастыри, церкви и храмы, сносились памятники; культурные ценно­сти, иконы вывозились за границу, разворовывались фонды библио­тек. К 1920 г, было ликвидировано около 700 монастырей, разорено большое число дворянских усадеб, уничтожены ценные архитектур­ные сооружения. Происходила ломка традиций, отрицалась рели­гия, идеи «массы противопоставлялись идее «личности». Победившая партия утверждала свою идеологию, используя все средства воздействия, различные учреждения культуры и обще­ственные движения, в т.ч. клубы, библиотеки, художественную са­модеятельность. Российское телеграфное агентство выпустило ог­ромное количество политических плакатов. Работал огромный аги­тационный аппарат, включая и политизированные в 20-е годы учре­ждения культуры (агитпоезда, агитпароходы и др.). Партия и правительство ставили и решали задачи создания государственной системы народного образования, самообразования, системы культурно-досуговых учреждений, приобщения народа к знаниям и культуре. Об этом свидетельствует Программа РКП(б), принятая в 1919 г. на VIII съезде партии, в которой был специальный раздел в области развития просвещения, науки и культуры. Фактически внешкольное образование (так называлась тогда деятельность культурно-досуговых учреждений) было включено в общегосударственную систему народного просвещения, обеспечивающую единую систему его управления. Были национализированы многие театры, кино, народные дома, музеи, богатейшие коллекции произведений искусст­ва, в частности Третьяковская галерея, галереи Щукина, Морозова, Остроухова в Москве, Эрмитаж - в Петрограде. Эти учреждения стали доступны для народа. Было введено бесплатное их посещение. Политпросветработа. После 1917 года в России была создана новая сеть учреждений культуры и учебных заведений, которые готовили кадры для новой социалистической системы культпросветработы. Создание этой системы отразилась на названии первых профессиональных менеджеров СКД российского государства. Под общим названием "политпросветработники" выделялись организаторы библиотечного дела, клубного дела, музейного дела и т.д. Данный период продолжался вплоть до начала 1930-х годов. Одновременно с задачами политического просвещения, решались общекультурные задачи. Поэтому параллельно с названием "политпросветработа" (ППР) использовалось словосочетание "культпросветработа" (КПР). Деятельность по ликвидации неграмотности. СНК принял два декрета по этому во­просу: «О мобилизации грамотных на борьбу с безграмотностью», «О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР» (1918, 1919 гг.). Была введена чтецкая повинность, привлечено все грамотное население для осведомления населения о мероприятиях советской власти. Ликвидация неграмотности становилась делом государственным и обязательным. Все граждане от 8 до 50 лет были обязаны учиться, обучение проводилось за счет средств государства. При этом рабочий день обучающихся сокращался на два часа с сохранением заработной платы. В июле 1920 г. создается Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. Государством были отпущены средства на эту работу, напечатано около 5 млн. букварей для взрослых, улучшено народовольственное снабжение работников ликбеза. С 1918 г. стали открываться пункты по ликвидации неграмотности, школы для малограмотных при учебных заведениях, фабриках, заводских клубах, избах- читальнях и библиотеках. К концу 1920 г. в РСФСР было свыше 40 тыс. ликпунктов, в которых обучалось 1 млн. 157 тыс. человек., но и этого было недостаточно, т.к. существовало огромное количество неграмотного населения, особенно в деревне. Наиболее успешно проводилась ликвидация неграмотности в Красной Армии. К ноябрю 1919 г. в Красной Армии имелось около 4 тыс. красноармейских школ грамоты, а в 1920 г. их было уже около 6 тыс. Ликвидация неграмотности среди взрослого населения была для досуговых учреждений делом новым и трудным, однако она принесла немалые успехи и повысила авторитет их работников. Всего за первые три года, начиная с 1918 г., научились грамоте около 7 млн. человек. Забота об элементарном образовании народа и приоритет этой задачи легко объяснимы – прежде всего, грамотность была не целью, а средством: «массовая неграмотность находилась в вопиющем противоречии с политическим пробуждением граждан и затрудняла осуществление исторических задач преобразования страны на социалистических началах». Новой власти требовался новый человек, полностью понимавший и поддерживающий политические и экономические лозунги, решения и задачи, этой властью ставившиеся. Помимо крестьянства, основной «целевой» аудиторией ликбеза были рабочие (впрочем, здесь ситуация была относительно неплохой: профессиональная перепись 1918 г. показала, что 63% городских рабочих (старше 12 лет) были грамотны). В декрете с подписью председателя СНК В.И. Ульянова (Ленина) декларировалось следующее: каждый населенный пункт, где количество неграмотных было больше 15, должен был открыть школу грамоты, она же пункт по ликвидации неграмотности – «ликпункт», обучение шло 3-4 месяца. Под ликпункты рекомендовалось приспосабливать всевозможные помещения: заводские, частные дома и церкви. Обучающимся сокращали рабочий день на два часа. По всей видимости, за год после принятия декрета никаких заметных действий по его выполнению сделано не было, и через год, 19 июля 1920 г. появился новый декрет – об учреждении Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (ВЧК л/б), а также ее отделов «на местах» (их называли «грамчека») – теперь комиссия занималась общим руководством работой. При ВЧК л/б имелся штат разъездных инструкторов, помогавших своим районам в работе и следивших за ее выполнением. Что же именно имелось в виду под «безграмотностью» в системе ликбезов? В первую и главную очередь это было самое узкое понимание – азбучная неграмотность: на начальном этапе ликвидации целью было обучить людей технике чтения, письма и простого счета. Окончивший ликпункт (теперь такой человек назывался не безграмотным, а малограмотным) умел читать «ясный печатный и письменный шрифт, делать краткие записи, необходимые в обыденной жизни и в служебных делах», мог «записать целые и дробные числа, проценты, разобраться в диаграммах», а также «в основных вопросах строительства Советского государства», то есть ориентировался в современной общественно-политической жизни на уровне усвоенных лозунгов. Термин «культурное строительство» появился в первых директивных документах партии и государства и означал планомерное воздействие на всю духовную жизнь общества со стороны партийных, государственных структур и общественных организаций. Определяющая роль в этой триаде отводилась коммунистической партии. Ее программные цели, принципиальные установки по вопросам культуры возводились в степень государственной политики. Именно на партию возлагалась задача «руководить всей политической и культурной работой органов государственной власти». Идеологическая направленность культурного строительства была определена еще на VIII съезде РКП(б). В Программе съезда было заявлено, что в области культуры партия будет твердо добиваться «самой широкой пропаганды коммунистических идей». За семь послевоенных лет состоялось шесть всесоюзных съездов, столько же конференций, несколько десятков пленумов ЦК, десятки республиканских и сотни губернских и областных съездов и конференций. Не было ни одного из них, где бы не рассматривались вопросы культурно-просветительской работы, не признавалось бы идеологическое начало в культурном строительстве. Культпоходы 20-30-х годов. Целью культпохода была ликвидация неграмотности и связанное с ней бескультурье в быту. Культпоход в деревню начался по инициативе молодежи, комсомольцев в 1928 г. В дальнейшем в задачи культпохода входила помощь культурно-досуговым учреждениям в создании материальной базы (закупка книг, музыкальных инструментов). Нередко эта серьезная работа проводилась компанейски, стихийно, беспланово. Результаты культпоходов. Значительно повысился общий культурный уровень населения, было открыто большое количество учреждений культуры, чайных вместо грязных пивных лавок, столовых и общежитий. В течение 1928-1932 гг. разными типами школ ликбеза было охвачено свыше 30 млн. человек. РСФСР, УССР и некоторые другие к концу 30-х гг, в основном завершили ликвидацию неграмотности среди населения в возрасте от 9 до 49 лет; несколько отставали в этом отношении отдельные национальные республики, особенно среднеазиатские. Определенную роль в развитии культурно-досуговой сферы сыграла организация съездов по внешкольному образованию, конференции и специальные совещания. 1 Всероссийский съезд Пролеткульта (1920 г.), совещание заведующих отделов внешкольного образования (1920 г.) официально закрепили политизацию культуры и культурно-досуговой сферы. Исходя из их решений основными направлениями работы клубов, библиотек, изб-читален были: политическое просвещение, антирелигиозная, производственная и агротехническая пропаганда, пропаганда здорового быта, работа среди женщин, организация отдыха и развлечений и развитие художественной самодеятельности. Результаты работы учреждений культуры оценивались в основном по результатам экономической и политической жизни. Важная сфера их работы - организация их досуга и творчества - отодвигалась на задний план. Сеть учреждений культурно-досуговой сферы была безусловно недостаточной в связи с экономическими трудностями. На основе декрета «О централизации библиотечного дела в РСФСР» (1920 г.) предусматривалось объединение всех библиотек страны, находящихся в различных ведомствах, в единую библио­течную сеть РСФСР. К концу 1920 г. в стране имелось около 15 тыс. стационарных библиотек и более 13 тыс. библиотек при избах-читальнях: в них насчитывалось более 15 млн. экземпляров книг. В 1920-1930-е гг. Государственная библиотека СССР имени В.И. Ленина - ведущее научное учреждение. Прежде всего это крупнейшая информационная база науки. Нет в стране ученого, который бы не обратился к этому источнику мудрости. Нет в мире руссиста, который бы не поработал в Ленинке. 27 марта 1934 ЦИК СССР принял постановление «О библиотечном деле в СССР», направленное на улучшение системы руководства библиотеками и подготовку кадров. 1 октября 1934 была проведена Всесоюзная библиотечная перепись. В годы первых пятилеток сеть библиотек значительно расширилась: сложилась сеть массовых, профсоюзных, научных и технических библиотек. В годы Великой Отечественной войны на оккупированной территории погибла большая часть книжных фондов, для восстановления которых после войны был организован специальный Государственный фонд литературы. В 20-е гг. это были рабочие клубы, комсомольские клубы, красноармейские клубы. Развитию теории клуба значительное внимание уделяла Н.К. Крупская, бессменный руководитель государственных органов в сфере культуры (1918-1930 гг.). С 1918-1919 гг. развивается сеть изб-читален в деревне. В национальных рай­онах открылись «красные чайханы», «красные юрты», «красные яранги» и др. К концу 1917 г. в РСФСР имелось более 16 тыс. культпросвет учреждений различного типа, в 1919 г. их стало более 90 тыс., а в 1920 г. - около 95 тыс. Основным методом работы клубок, библиотек, изб-читален в 20-е гг. была политическая агитация, а в 30-е годы - пропаганда, более углубленная работа с населением, как правило, кружковая. Создавались кружки: политические, естественно­научные, антирелигиозные, санитарные, домоводства, охраны материнства и др. Клубные учреждения формировали у людей интерес к политической жизни страны через такие формы работы, как коллективные чтения, устные газеты, политгазеты, политбои, политигры, политрулетки, политаукционы и др. Пролеткульт - это культурно-просветительная и литературно-художественная организация, возникшая накануне Октябрьской революции и прекратившая свое существование в 1932 году. Теоретики Пролеткульта А. А. Богданов, В. Ф. Плетнев, Ф. И. Калинин утверждали, что пролетарская культура может быть создаваема только представителями рабочего класса. В пролеткультовских концепциях отрицалось классическое культурное наследие, за исключением тех художественных произведений, в которых обнаруживалась связь с национально-освободительным движением. В 1919 г. Пролеткульт имел 88 губернских и уездных организаций и издавал в центре и на местах 15 журналов, в том числе «Пролетарскую культуру», «Гори» и другие. Эта культурно-просветительная организация создавала рабочие клубы, театры, различные художественные студии; было сделано немало для приобщения народа к искусству. Деятельность Пролеткульта была подвергнута резкой критике даже руководством большевистской партии (письмо В. И. Ленина в ЦК РКП (б) «О пролетарской культуре» 1920 года). РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) Влиятельной творческой группой был РАПП. Организационно ассоциация оформилась на Первом Всероссийском съезде пролетарских писателей в Москве в октябре 1920 года. В разные годы ведущую роль в ассоциации играли Л. Авербах, Ф. В. Гладков, А. С. Серафимович, Ф. И. Панферов и ряд других. Призывая к борьбе за высокое художественное мастерство, полемизируя с теориями Пролеткульта, РАПП вместе с тем оставался на точке зрения пролетарской культуры. В 1932 году РАПП был распущен. Создание советского режиссерского театра. самые решительные перемены в первое революционное десятилетие произошли с русским театром. В советском режиссерском театре именно режиссеру не только необходимо было иметь изобретательную фантазию постановщика, но и творческую волю, способную сплотить театральный коллектив, а также очень высокую гражданскую и художническую активность. Всеми этими качествами обладал Е. Б. Вахтангов — создатель одноименного театра, одного из самых известных театров мира. За свою недолгую жизнь он поставил несколько спектаклей, но каждый из них (будь то «Принцесса Турандот» К. Гольдони или чеховская «Свадьба») стал образцом сценической трагедии, сценического гротеска и того, что мы сегодня называем праздничной театральностью. Ученик К. Станиславского, младший современник В. Мейерхольда, близкий друг великого русского актера М. Чехова, Е. Вахтангов воспитал целую плеяду талантливейших советских режиссеров и актеров, среди которых особо выделялись Ю. Завадский и Р. Симонов. Первый театр рабочей молодежи возник в Ленинграде в 1925 г., в 1930 г. их количество достигло 70. Прочное место в репертуаре театров занимают пьесы русской классической литературы, популярны инсценировки. Спектакль «Зори» 1920 года в Театре РСФСР-1 был подарком к 3-й годовщине Октября и имел агитационно-политический эффект. Режиссёрами выступили Вс. Мейерхольд и В. Бебутов. Они создали митинговое зрелище, а пространство между залом и сценой не было обременено рампой. В спектакле был такой персонаж как Вестник, который озвучивал последние новости о Красной Армии на южном фронте, а после актёры снова возвращались к тексту пьесы. Актёры-ораторы бросали в зал листовки с революционными лозунгами. Зрительный зал выглядел довольно своеобразно, зрители в шинелях могли свободно входить и выходить вовремя действия, толпа, озвучивавшая авторские реплики сидела в помещении для оркестра, будто вылетают лозунги из публики. Наиболее влиятельным театром к середине 1920-х стал МХАТ с его психологизмом сценической игры («Горячее сердце» А.Н. Островского, «Дни Турбиных» М.А. Булгакова, 1926, «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше, 1927). Тогда же началась «советизация» театров, прежде всего связанная с утверждением советской драматургии, вырабатывавшей канон «правильного» отражения революционного преобразования страны. Одной из форм массовых театральных представлений, очень популярной в народе, были также агитационные суды, которые стремились воспроизвести картину судебного процесса. «Подсудимыми» на агитсудах были враги революции: Капитал, Дезертир, Спекулянт, Лодырь. Устраивались суды и над героями литературных произведений. Такие представления, которые были основаны на актуальном газетном материале, назывались «Живыми газетами». Включали монологи, коллективную декламацию, частушки, фельетоны и т. п. В 1923 возникла первая профессиональная «Живая газета» - «Синяя блуза», издававшая газету с одноименным названием. Художественная самодеятельность. В 20-е гг. никакая статистика не могла учесть количества кружков и художественных студий. Преобладали театральные коллективы, однако развивались и другие жанры творческой деятельности. Кружки были многочисленными, имели от 50 до 100 участников, которые сами шили, готовили рек­визит, рисовали декорации будучи одновременно «артистами». Большинство самодеятельных коллективов не имело никаких де­нежных средств. В репертуаре театральных кружков были классические пьесы, но предпочтение отдавалось героическим. Популярностью пользовались пьесы Гоголя, Островского, Чехова, Горького. Большое место в репертуаре художественной самодеятельности занимали инсценировки, которые посвящались различным политическим и революционным событиям. Начали создаваться первые самодеятельные симфонические оркестры, любительские оперные коллективы. Происходит также количественный рост художественной самодеятельности. В 1930 г. в самодеятельных коллективах было 600 тыс. участников, а в 1936 г. их число достигло 3 млн. В 20-е гг. возникают такие виды инсценировок, как «живая газета» и «политсуд». «Живые газеты» возникали в условиях острого недостатка печатных газет и были рассчитаны в основном на малограмотную аудиторию. В дальнейшем происходит усложнение этой формы, в ней используется метод театрализации, клоунады. В 30-е гг. увеличился выпуск музыкальных инструментов, а также специальной литературы: партитур, переложений для худо­жественной самодеятельности. «Живая газета» ус­тупила место «ТВАМам» (театры рабочей молодежи) и агитбригадам. В 30-40 гг. расширяются жанры художественной самодеятельности. Наряду с драматическими, хоровыми и музыкальными коллективами возникают изостудии и танцевальные коллективы. Подготовка кадров для культурно-досуговых учреждений. Начиная с 1919 г. при совпартшколах были открыты политпросветотделения, в центре и на местах функционировали краткосрочные курсы для избачей и библиотекарей. В 1919 г. открыты Академии коммунистического воспитания в Москве и Петербурге. Еще в годы гражданской войны были созданы институты народного просвещения с факультетами внешкольного просвещения (около 40 таких институтов). В 20-е гг. при 20 педагогических техникумах открылись политпросветотделения. В 30-е гг. была создана сеть высших учебных заведений, готовящих работников культурно-досуговых учреждений. Учебные планы, программы большинства учебных курсов посвящены подготовке идеологических кадров, проводников политики партии в воспитательной работе. Такова была направленность подготовки специалистов для учреждений культуры и в последующие годы, плоть до 80- х гг. Высшая школа, традиционный источник и оплот русской интеллигенции, подверглась атаке большевиков. В 1918 году был принят декрет, отменивший любые вступительные эк­замены и дающий право любому гражданину старше 16 лет беспрепятственно поступать в любой вуз. Наркомпрос открыл много новых вузов. Рабочая молодежь поступала в университеты, но была не в состоянии воспринимать лекции, не готова к самостоятельному приобретению знаний. Пролетарии покинули студенческие аудитории, где снова воцарились выходцы из буржуазно-интеллигентских семей. Раздраженная профессура была настроена антисоветски, и университеты стали центрами оппозиции. Тогда в 1919 году были отменены ученые степени и звания, что дало возможность выдвигать на руководящие должности в вузах рабочих и «красных профессоров», не имеющих академи­ческой подготовки. Были пересмотрены составы кафедр и учебные программы, введены кафедры марксизма-ленинизма и т. д. Самая же конструктивная реформа — создание рабочих факультетов, ставших кузницами рабоче-крестьянской интеллигенции. Система рабочих факультетов — рабфаки. На рабфаки принимали молодежь по командировкам предприятий, государственных и общественных организаций. Трехлетнее обучение давало знания в объеме средней школы и приравнивалось к работе на производстве, слушатели дневных рабфаков обеспечивались стипендиями. Окончившие рабфак переводились в состав студентов вуза без вступительных экзаменов. Сеть рабочих факультетов быстро росла, в начале 1930-х годов насчитывалось около тысячи рабфаков, где обучались примерно 340 тысяч человек. Однако в конце 1930-х годов в связи с развитием средней школы рабфаки утратили свое значение и были упразднены. Первоначально на рабфаках учились один-два, затем три года. С середины 1920-х появился вечерний рабфак для работающей молодёжи, который стал быстро вытеснять дневной, так как многие хотели совмещать работу с учёбой. Выпускники рабфаков получили право без экзаменов и классовой проверки поступать в вузы. Более того, согласно особому постановлению Наркомпроса от 24 марта 1924 года, было решено «приём студентов во все высшие индустриально-технические учебные заведения РСФСР ограничить исключительно лицами, оканчивающими в 1924 году курс рабочих факультетов». Когда большевики посчитали, что «пролетаризация» высших учебных заведений успешно выполнена, рабфаковцев среди принятых первокурсников стало заметно меньше. Самих же рабфаков было много. В 1932-1933 учебном году в стране действовало более тысячи рабочих факультетов, где обучались около 350 тысяч человек. «Красная молодёжь», усевшаяся за парты рабфака, в массе своей имела немалый революционный или фронтовой опыт, чувствовала себя гегемоном в родном государстве и на многое смотрела свысока. В том числе и на предметы, которые изучала. Герои культурной революции. Большевистская власть требовала, чтобы профессиональной гуманитарной интеллигенцией неукоснительно применялись принципы коммунистического воспитания трудя­щихся (партийность, классовость, демагогичность) - учителями, литераторами, служителями искусства, библиотечными и клубными работниками. Однако это требование трудно было реализовать, потому что в 1920-е годы интеллектуальный слой пред­ставляли люди дореволюционной формации, зачастую неодобрительно относившиеся к идеологии большевизма и советской власти. Но были среди них и те, кто взял на себя эту работу. Надежда Константиновна Крупская (1869-1939 родилась в семье типичных интеллигентов 1960-х годов, вольномыслящих, гордых и бедных. Надежда Крупская с 14 лет подрабатывала репетиторством; окончив гимназию, работала «домашней наставницей», преподавала в профессиональной женской школе, давала частные уроки. Н. Крупская становится активным членом марксистских кружков, начинает пропагандировать марксизм среди ра­бочих, используя свои бесплатные уроки в вечерне-воскресной школе. В 1894 году — личное знакомство с Владимиром Ульяновым и на­чало нелегальной революционной деятельности. Н. К. Крупская десять лет бессменно возглавляла Главполитпросвет вплоть до его расформирования в 1930 году. Она довольно гуманистично представляла задачи политического просвещения, считая, что Главполитпро­свет как подсобный орган партии должен не только заботиться о просве­щении умов, о выработке в массах «правильного понимания вещей, о выработке коммунистического миросозерцания», но и бороться «за вос­питание чувств, за воздействие на сердца, за воспитание в массах ком­мунистической психологии». Вместе с тем с именем Н. К. Крупской связана пресловутая «чистка библиотечных фондов». из фондов массовых библиотек бы­ли полностью исключены все религиозные издания и все книги, в загла­вии которых встречаются слова «Бог», «Божий». Валерий Яковлевич Брюсов. Признанный мэтр символизма, эрудит и ли­тературовед стал одним из руководителей Наркомпроса, ответственным за государственную поли­тику в библиотечном деле. Во время Гражданской войны и военного коммунизма Брюсов возглавлял Московский библиотечный отдел (июль 1918-го — июнь 1919 г.), отдел научных библиотек (июнь-декабрь 1919-го), литературный отдел Наркомпроса и литературную студию. Александр Александрович Покровский (1879-1942). 1 января 1919 года он стал директором новой библиотеки, которая мыслилась как организационный и методический центр московских городских библиотек (в настоящее время — Центральная городская публичная библиотека им. Н. А. Некрасова). В 1921 году он становится постоянным консультантом библиотечного отдела Главполитпросвета. Н. К. Крупская весьма ценила своего сотрудника и писала о нем в газете «Правда»: «У А. А. Покровского громадный опыт, громадная любовь к делу, мы, коммунисты, очень многому от него научились и привыкли его ценить». Несмотря на столь лестную оценку, Крупская в начале 1930-х го­дов не захотела защитить беспартийного библиотековеда от обвинений в «антипартийном уклоне». Покровский был отстранен от научной и педагогической деятельности и скончался в августе 1942 года. Советская интеллигенция. Поколения советской интеллигенции существенно отличаются от предыдущих дворянских и разночинных поколений тем, что они не формировались в результате естественной смены поколений, а искусственно выращивались господствующей большевистской субкультурой по своему образу и подобию., Советская интеллигенция — один из результатов социального эксперимента, начатого большевиками после захвата власти. Молодые «выдвиженцы» заняли руководящие посты в партийном аппарате и народном хозяйстве, обеспечив И. В. Ста­лину нужные рычаги власти. Пользуясь этими рычагами, Сталин в 1929-1934 годах совершил «великий перелом» — не только подавил троцкизм и правую оппозицию, навязал индустриализацию и коллективизацию, но и начал формирование основ советского тоталитаризма, который по праву можно назвать сталинизмом. В феврале 1934 года со­стоялся XVII съезд ВКП(б) — «съезд победителей», закрепивший эти достижения сталинского режима. Накануне Октябрьской революции из 20 членов ЦК, избранных на VI съезде партии в августе 1917 года, образование выше среднего имели 7 человек (35 %), а низшее образование (городское начальное училище, духовное училище) — 4 человека (20 %), в том числе Сталин, Свердлов, Ногин. В марте 1921 года X съезд РКП(б) избрал ЦК в составе 25 членов, из которых высшее или незаконченное высшее образование имели 6 человек (24 %), а рабочих, ремесленников, крестьян с низшим образо­ванием представляли 10 партийцев (40 %). В составе сталинского политбюро ВКП(б) с декабря 1930 года (XVI съезд партии) по февраль 1941-го не было ни одного человека с законченным высшим образованием. Не менее вопиющая необразованность царила на среднем, во многом определяющем уровне управления: в 1939 году 71,4 % секретарей райкомов, горкомов, окружкомов и 41,1 % секретарей крайкомов и ЦК компартий союзных республик не имели даже среднего образования. Большевистское руководство не имело вузовских дипломов, но постоянно приобретало практически нужные знания путем партийной учебы, самообразования, общения со специалистами. По сути дела сталинский «генералитет» — это отряд интеллек­туалов, а «офицерство» на местах в массе своей — полуинтеллектуалы. Оказалось, что этого человеческого потенциала достаточно для того, чтобы, как писал Ленин, «управлять Россией». В том числе для того, чтобы вырастить «нового человека» — homo soveticus и героическое поколение советской интеллигенции. Выводы. 1917-1941 гг. в истории культурно-досуговой деятельности являются сложными и противоречивыми; была создана новая государственная система культурно-досуговых учрежде­ний, система руководства ими в центре и на местах. Были выработаны основные направления работы, формы и методы просвещения, воспитания и досуга. За эти годы был накоплен определенный опыт работы с населением. Учреждения культуры приобрели авторитет как центры культуры в городе и деревне. Было сделано многое для развития инициативы и самодеятельности народа в организации работы куль­турно-досуговых учреждений. Положительный опыт культурно-досуговых учреждений использовался в последующие годы и является источником преемственности в современных условиях. «Если нация не знает своей истории, она обречена», - писал В. Белинский. В равной степени это относится и к организаторам досуга, которые призваны знать, сохранять и приумножать положительные профессиональные и народные традиции. Идеологизация, формализация культурно-досуговой деятельности стали самым большим злом 30-х, а затем 40-х гг. Инициатива масс неизменно игнорировалась. Все делалось только по циркулярам и директивам «верхов». Особенно отрицательно это сказывалось на развитии художественной самодеятельности. Несмотря на некоторые ее успехи она развивалась нестабильно, отдельные ее мероприятия носили явно показательный характер; содержание было сильно политизировано, а гвоздем ее репертуара было прославление «великого отца и учителя» Сталина. Заорганизованность, политическая ангажированность деятельности культурно-досуговых учреждений 20-30-х гг. - трудные уроки истории, которые еще предстоит глубоко исследовать и анализировать современным ученым и практикам.
«Культурно-просветительная, политико-просветительная, социальная работа в 1917 – 1941 гг.» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 79 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot