Культура предпринимательства
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Культура предпринимательства
Цель – научиться эффективным коммуникациям с точки зрения этики делового общения.
План лекции
1. Понятие и виды делового общения. Этика делового общения
2. Национальные особенности делового общения
1. Понятие и виды делового общения. Этика делового общения
Деловое общение – это межличностное общение с целью организации и оптимизации
того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой,
управленческой и др. Участники делового общения – это, как правило, официальные
должностные лица, исполняющие свои служебные обязанности.
Общие этапы делового общения:
-установление контакта
-ориентация в ситуации
-обсуждение вопроса и принятие решений
-умение выйти из контакта
Виды делового общения.
Беседа
Переговоры
Презентации
Разговор по телефону
Использование интернет-связи
Письменная информация
Собрания и совещания
Подготовка к переговорам.
два этапа:
-организационный
-содержательный
Нужно правильно определить время и место встречи (место встречи должно соответствовать
общей концепции будущей встречи)
Оптимальное время для встречи — первая половина дня.
Большое значение имеет содержание переговоров: важно определить переговорные позиции,
сформулировать предложения и аргументы к ним, подготовить инструкции для участников
переговоров, документы и материалы.
Представление.
Когда вас представляют, наиболее вежливым вариантом ответа будет: «Здравствуйте» либо
«Приятно познакомиться», (надо протянуть руку и посмотреть человеку в глаза).
Если вас не кому представить, представьтесь сами.
При первой встрече, если участники не знакомы, необходимо представиться. Первым
представляется глава принимающей делегации, затем — глава приехавшей. После этого
главы делегаций представляют своих сотрудников. Первой здесь также должна быть
представлена принимающая делегация. Сначала представляют тех, кто занимает более
высокое положение, потом тех, кто рангом ниже.
Представляя людей, называйте имя и фамилию. Улыбайтесь и говорите отчетливо. Скажите
несколько слов неличного характера о каждом из тех, кого вы знакомите. Младшего всегда
представляют старшему.
Молодые пары представляют парам старшим по возрасту. В большой группе одного
человека представляйте сразу нескольким. Если вы знакомите равных по положению людей,
представьте того, кто вам менее знаком, тому, кого вы лучше знаете.
Когда представляют вас, всегда снимайте перчатки, исключая случаи, когда они являются
элементом официальной одежды или на улице слишком холодно. Если ваши руки вдруг
заняты (папками, например), не возбраняется, если вы просто кивнете в ответ головой. В
случае, если человек, представляющий вас, вдруг забыл ваше имя, тотчас подскажите ему,
чтобы устранить неловкость. Если вы, представляя кого-либо, забыли его (ее) имя, сведите
это к шутке. Если человек не догадался подсказать вам свое имя, спросите его об этом прямо.
Правила поведения за столом переговоров.
О желании провести переговоры партнера принято извещать за две недели до
предполагаемой даты встречи. Причем место предлагает приглашающая сторона, а
подтверждает - приглашенная. Еще до начала переговоров стоит обсудить и утвердить круг
вопросов, о которые будут обсуждаться, обозначить цели встречи.
На переговоры нельзя опаздывать. Но и приходить заранее тоже не следует.
Идеальные переговоры длятся два часа. Если не удается уложиться в это время, то перед
следующим двухчасовым блоком необходимо сделать как минимум получасовой перерыв.
Курить во время переговоров можно только тогда, когда это оговорено заранее. Однако
сейчас все чаще и чаще за столом переговоров не курят и не пьют ничего, кроме
минеральной воды.
Главный элемент обстановки переговорной комнаты – стол Лучший стол для переговоров круглый или овальный.
Схема расположения партнеров: друг против друга в зависимости от их ранга или
должности.
Представитель принимающей стороны должен сидеть лицом к двери и, скажем, незаметно
подать знак секретарю, чтобы он заменил пепельницы или принес воду.
Оптимальное расстояние - 1,5-3 метра.
Безусловное правило переговоров - конфиденциальность. Поэтому, если вы решите записать
беседу на видеопленку или диктофон, стоит заранее спросить разрешения у партнера.
Деловая визитная карточка.
На деловой визитной карточке должны быть четко обозначены фамилия и имя (отчество),
название фирмы или организации и должность, полный почтовый адрес и другие сведения.
Также на ней вполне уместно использование логотипа фирмы или организации.
Деловая визитная карточка без адреса не соответствует нормам этикета (исключение
составляют дипломаты и высшие государственные должностные лица). Если меняется адрес,
и вы еще не знаете своих новых телефонов, то лучше указать официальный адрес вашей
организации, телефон секретариата или канцелярии.
Если сменился номер телефона, вы можете аккуратно вписать новый номер, зачеркнув
старый, но зачеркивать и вписывать наименование новой должности считается дурным
тоном. Следует позаботиться о том, чтобы как можно скорее были заказаны новые визитные
карточки.
Внешний вид делового человека.
Первое впечатление:
55% отводится вашему внешнему виду
38% — языку тела жестов
7% — тому, что вы скажете.
По статистике, у вас есть только 30 секунд, чтобы, при первом знакомстве, произвести
положительное или отрицательное впечатление на собеседника.
За 30 секунд люди формируют свое мнение о вас, исходя из того, что они видят. А видят они
только ваш внешний вид. Одежда, прическа, улыбка, рукопожатие, манера поведения —
его основные составляющие.
Деловые совещания.
Деловые совещания — это важнейшая форма совместного обсуждения тех или иных
производственных, коммерческих, управленческих и иных вопросов на предприятиях и в
организациях; способ выработки и принятия управленческих решений. Они играют весьма
важную роль в процессе управленческой деятельности, отличаются значительным
разнообразием по целям и формам.
Основные правила ведения делового совещания.
-Определить основные цели
-Определить вид совещания (информационное или инструктивное, оперативное, проблемное
совещание)
-Выбрать время
-Ознакомить участников совещания заранее с целями и задачами
-Планирование собственного выступления руководителя
-Правильность изложения материала
-Большое значение имеет тон разговора
-Проанализировать все нюансы эффективности выступления
-Выбрать стиль выступления
-Быть открытым и уверенным
Деловой разговор по телефону.
Раньше 8.00 и позже 22.00 звонок на домашний или мобильный телефон считается дурным
тоном. Количество гудков не должно быть более пяти (если звонят Вам, то трубку надо
поднимать до пятого звонка, желательно на третий).
Если инициатором звонка являетесь Вы, то лучше отказаться от звонка:
в первую половину дня понедельника;
во вторую половину дня пятницы;
в первый и последний час рабочего времени;
в обеденный перерыв.
В среднем деловой разговор длится от трех до семи минут. Поэтому за короткий срок Вы
должны успеть несколько раз обратиться к собеседнику по имени и четко сформулировать
свою мысль. В начале каждого разговора необходимо представиться. По российской
традиции сначала называют имя, а потом фамилию. Во время разговора человек не должен
долго молчать.
ГЛАВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ДЕЛОВОГО ЗВОНКА – это: ЦЕЛЬ ЗВОНКА, КРАТКОСТЬ
ИЗЛОЖЕНИЯ, ДЕЛОВОЙ ТОН, ЧЕТКАЯ ГРАМОТНАЯ РЕЧЬ.
Основа успешного проведения делового телефонного разговора — компетентность,
тактичность, доброжелательность, владение приемами ведения беседы, стремление
оперативно и эффективно решить проблему или оказать помощь в ее решении. Важно, чтобы
служебный, деловой телефонный разговор велся в спокойном вежливом тоне и вызывал
положительные эмоции. Вести разговор в доброжелательном тоне более важно, чем
употреблять хорошие слова и располагать их в правильном порядке. Во время делового
телефонного разговора необходимо создать атмосферу взаимного доверия.
2. Национальные особенности делового общения
Данный вопрос изучается самостоятельно.
Выводы: Этика предпринимательства не может возникнуть по субъективному желанию.
Условиями ее формирования являются: политическая и экономическая свобода, сильная
исполнительная власть, стабильность законодательства, пропаганда, право. Основными
постулатами этического кодекса предпринимателя являются следующие:
• он убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества в
целом;
• исходит из того, что люди, окружающие его хотят и умеют работать,
• верит в бизнес, расценивает его как привлекательное творчество,
• признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества,
• уважает любую собственность, общественные движения, уважает профессионализм и
компетентность, законы, ценит образование, науку и передовые технологи. Эти основные
принципы этики делового человека могут быть конкретизированы применительно к
различным сферам его профессиональной деятельности.
Вопросы для самоконтроля:
Какие виды делового общения вы знаете
Каковы особенности делового общения в странах Европы?
Каковы основные правила проведения делового совещания?
Как правильно разговаривать по телефону с точки зрения этики делового
общения?
5. Каковы особенности делового общения в странах Востока?
1.
2.
3.
4.
Рекомендуемая литература:
1. Этика делового общения. Учебное пособие. Л.Р. Фионова. Пенза 2010.
2. Организация предпринимательской деятельности : учебник / А.Н. Асаул,
М.П. Войнаренко, И.В. Крюкова, П.Б. Люлин ; под ред. А.Н. Асаула. - 5-е изд., перераб. и
доп. - Москва : Проспект, 2016. - 400 с. : табл., схем. . - ISBN 978-5-392-19550-3 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=443691 (26.09.2018).
3. Организация предпринимательской деятельности : учебное пособие / А.И. Нестеренко,
Т.М. Кривошеева, М.В. Гаврилюк и др. ; ред. О.В. Шеменевой, Т.В. Харитоновой. - Москва :
Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 294 с. : табл., схем. - Библиогр. в
кн. - ISBN 978-5-394-01147-4 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=452586 (26.09.2018).