Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Корпоративные финансы. Специфические черты корпорации

  • 👀 396 просмотров
  • 📌 360 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Корпоративные финансы. Специфические черты корпорации
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Корпоративные финансы. Специфические черты корпорации» pdf
Литература  Лимитовский М. А. Корпоративный финансовый менеджмент : учеб.-практ. пособие / М. А. Лимитовский, В. П. Паламарчук, Е. Н. Лобанова; отв. ред. Е. Н. Лобанова. М. : Издательство Юрайт, 2019. - 990 с. — (Серия : Авторский учебник). — ISBN 978-5-9916-3708-4  Самылин А.И. Корпоративные финансы: Финансовые расчеты: учебник/А.И. Самылин. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 304 с.: ISBN 978-5-16-010889-6.  Екимова К. В. Финансовый менеджмент : учебник для СПО / К.В. Екимова, И.П. Савельева, К.В. Кардапольцев. М. : Издательство Юрайт, 2019. — 381 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03698-5.  Левчаев П.А. Финансы корпораций и оценка стоимости: Учебное пособие / Левчаев П.А. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016 -175 с.- ISBN 978-5-16-011612-9  Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент в 2 ч. Часть 1. Основные понятия, методы и концепции : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / И. Я. Лукасевич. — 4-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2019. — 377 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03726-5.  Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент в 2 ч. Часть 2. Инвестиционная и финансовая политика фирмы : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / И. Я. Лукасевич. — 4-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2019. — 304 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03727-2.  Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах“  Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" КОРПОРАТИВНЫЕ ФИНАНСЫ ПОНЯТИЕ «КОРПОРАЦИЯ»  Американская трактовка (Бригхэм Ю.Ф.) - зарегистрированная властями штата экономическая единица или юридическое лицо, существующее независимо от срока жизни ее владельцев, имеющее неограниченный срок жизни и ограниченную ответственность, и легко передающее долю ответственности.  Согласно российскому законодательству, юридическое лицо (ст. 48 ГК РФ) – это организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая по своим обязательствам этим имуществом; она может от своего имени приобретать права и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.  Аналогом зарубежной корпорации в России может рассматриваться такая организационноправовая форма юридического лица, как публичное акционерное общество. Специфические черты корпорации  это коммерческая организация, которая может осуществлять любые виды предпринимательской деятельности (производственное, коммерческое, финансовое, консалтинговое);  по масштабу осуществляемой деятельности - крупная;  чаще создается в форме акционерного общества или в последствии преобразуется в него из других форм;  имеет филиалы, представительства и дочерние общества;  создает, привлекает и распределяет огромные объемы финансовых ресурсов;  активно осуществляет не только основную, но также финансовую и инвестиционную деятельность.  Корпоративные финансы — это денежные отношения, в процессе которых осуществляется формирование, привлечение, распределение и использование денежных фондов в целях обеспечения финансово-хозяйственной деятельности корпорации.  Основная финансовая цель - максимизация доходов акционера (увеличение его благосостояния).  Второстепенные цели - расширение рынка, обеспечение ликвидности, ограничение на величину получаемого займа и т.д.  Нефинансовые цели могут включать благосостояние служащих компании, заботу об охране окружающей среды и качестве продукции и услуг и т.д. Функции корпоративных финансов  Формирование капитала – аккумулирование денежных фондов путем их привлечения через финансовый рынок.  С помощью распределительной функции происходит распределение капитала на основной и оборотный, определение основных стоимостных пропорций в процессе формирования доходов и поступлений, обеспечивается оптимальное сочетание интересов корпорации, её контрагентов, работников, акционеров и государства.  Контрольная функция корпоративных финансов осуществляется с помощью финансовых показателей деятельности, их оценки и разработки необходимых мер для повышения эффективности распределительных отношений. Принципы организации финансов корпорации  Принцип самоокупаемости;  Принцип финансового планирования;  Принцип разделения собственных, заемных и бюджетных средств;  Принцип самофинансирования;  Принцип ответственности за результаты деятельности;  Принцип соблюдения очередности платежей;  Принцип финансового контроля. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ КОРПОРАЦИИ Финансовые ресурсы корпораций Привлеченные Собственные Заемные средства Средства государственной поддержки Средства, предоставляемые на возмездной основе Средства, поступающие от третьих лиц Средства, предоставляемые на безвозмездной основе Источники финансирования корпораций Образуемые за счет собственных средств Уставный капитал Добавочный капитал Резервный капитал Чистая прибыль Нераспределённая прибыль Амортизация Прочие поступления Мобилизуемые на финансовом рынке Поступившие в порядке распределения Кредит Проценты за использование денежных средств Дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов Продажа собственных ценных бумаг Доходы от операций с иностранной валютой и драгоценными металлами Бюджетные субсидии Страховые взносы Поступления от ассоциаций, отраслевых структур Положительные и отрицательные характеристики собственного капитала Положительные характеристики • простота привлечения (особенно за счет внутренних источников его формирования) • обеспечение финансовой устойчивости компании, ее платежеспособности в долгосрочном периоде, а соответственно и снижение риска банкротства • повышение инвестиционной привлекательности компании Отрицательные характеристики • ограниченность объема привлечения • высокая стоимость в сравнении с альтернативными заемными источниками формирования капитала; • увеличение риска распыления капитала, потери контроля над компанией, появление возможности враждебного поглощения через покупку контрольного пакета акций Положительные и отрицательные характеристики заемного капитала Положительные характеристики • широкие возможности привлечения • обеспечение роста финансового потенциала компании для увеличения ее активов и возрастания темпов роста объема ее хозяйственной деятельности; • более низкая стоимость по сравнению со стоимостью собственного капитала. • возможность генерировать прирост рентабельности собственного капитала за счёт эффекта финансового рычага Отрицательные характеристики • риск снижения финансовой устойчивости и потери платежеспособности • активы, сформированные за счет заемного капитала, генерируют меньшую (при прочих равных условиях) норму прибыли, которая снижается на сумму выплачиваемого ссудного процента во всех его формах (процента за банковский кредит; лизинговой ставки; купонного процента по облигациям; вексельного процента за товарный кредит и т.п.). • высокая зависимость стоимости заемного капитала от колебаний конъюнктуры финансового рынка. • сложность процедуры привлечения Оценка стоимости долга Стоимость кредита СD = i  (1 – t) Стоимость облигационного займа без срока 𝑰 погашения 𝑪𝑫 = 𝑷𝟎 Стоимость облигационного займа со сроком 𝑰 𝑰+𝑷𝒏 погашения 𝑷𝟎 = 𝟏 + ⋯+ 𝒏 (𝟏+𝑪𝒅 ) (𝟏+𝑪𝒅 ) Особенности облигаций без определения срока их погашения (Статья 27.5-7. N39 –ФЗ «О рынке ценных бумаг») 1. Эмитентом облигации без срока погашения может являться организация, соответствующая следующим требованиям: - организация является хозяйственным обществом, которое осуществляет свою деятельность не менее пяти лет; - у организации в течение пяти последних завершенных отчетных лет отсутствуют случаи существенного нарушения условий исполнения обязательств по облигациям, предусмотренные пунктом 5 статьи 17.1 настоящего Федерального закона; -организации присвоен кредитный рейтинг, соответствующий национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации. наивысшему уровню по 2. ......Облигации без срока погашения не конвертируются в акции или иные эмиссионные ценные бумаги. 3. Решение о выпуске облигаций без срока погашения может предусматривать право эмитента отказаться в одностороннем порядке от выплаты процентов по таким облигациям. 4. Владельцы облигаций без срока погашения не вправе предъявлять требование о досрочном погашении таких облигаций… В России первые бессрочные долларовые облигации выпустил банк ВТБ в 2012 г. Объем: $2,25 млрд, ставка 9,5%. Вслед за ВТБ выпустили другие банки: Газпромбанк, Альфа-Банк, МКБ, ТКС Банк. Россельхозбанк, первым среди российских банков в 2016 году разместил три выпуска бессрочных субординированных рублевых облигаций. Объем: 15 млрд руб. Оценка стоимости собственного капитала 1. CAPM Ce= Rf + β (Rm - Rf)  β – показатель систематического риска  Rf – доходность безрискового актива  Rm - средняя доходность на рынке акций Бета (β) – измеряет систематический риск ценной бумаги относительно рыночных данных β < 1, Риск компании < Рыночного риска, β = 1, Риск компании = Рыночному риску, β > 1, Риск компании > Рыночного риска. Рычаговая и безрычаговая Бета 𝑉𝑒 𝑉𝑑 (1 − 𝑇) β𝑢 = ∗ β𝑒 + ∗ β𝑑 𝑉𝑒 + 𝑉𝑑 1 − 𝑇 𝑉𝑒 + 𝑉𝑑 1 − 𝑇 𝑉𝑒 β𝑢 = ∗ β𝑒 𝑉𝑒 + 𝑉𝑑 1 − 𝑇 2. Дивидендная модель с постоянным ростом 𝑫𝟏 Се = 𝑷𝟎 +𝒈 Се = D1 / (Pm (1 – ℓ)) + g  P0 (Рm) - рыночная цена одной акции (цена размещения),  D1 - дивиденд, выплачиваемый в первый год,  g – ставка роста дивиденда (в относительной величине),  ℓ– ставка, характеризующая расходы на эмиссию (в относительной величине). Средневзвешенная цена капитала компании WACC = Σ Ck wk  Ck – стоимость каждого источника средств;  wk – доля данного источника в общей сумме инвестируемого капитала. ОБОРОТНЫЙ КАПИТАЛ Рабочий капитал (WC)= ТА – ТО* Цель управления оборотным капиталом:  Минимизация риска  Максимизация неплатежеспособности доходности активов *Текущие активы – текущие обязательства Модели финансирования оборотных активов Название модели Пояснение Идеальная модель Текущие активы по величине совпадают с текущими обязательствами (чистый оборотный капитал равен нулю). Данная модель идеальна с точки зрения соответствия принципу финансирования долгосрочных целей за счет долгосрочных источников средств, текущей деятельности – за счет краткосрочных источников, однако она не реальна с практической точки зрения, поскольку не дает запаса финансовой устойчивости и ликвидности. Агрессивная модель Долгосрочные пассивы являются источником финансирования внеоборотных активов и постоянной части текущих пассивов. (чистый оборотный капитал равен постоянной части текущих пассивов). Переменная часть текущих активов должна при этом покрываться кредиторской задолженностью и, в случае ее недостаточности, краткосрочными заемными средствами. Консервативная Предполагает отсутствие кредиторской задолженности и краткосрочных заемных средств. Все потребности модель компании полностью покрываются долгосрочными источниками. В этом случае риск потери ликвидности отсутствует полностью, тем не менее с позиции рентабельности данная модель не оптимальна и означает сокращение инвестиционных возможностей компании. С практической точки зрения носит искусственный характер. Компромиссная Устанавливает равновесие между приемлемым уровнем ликвидности и рентабельности. В этом случае модель долгосрочными пассивами покрывается постоянная часть текущих пассивов и около половины переменной части. Снижение или отрицательное значение РК может быть вызвано:  убытками от основной деятельности;  инвестиционными затратами, превышающими собственные финансовые возможности (покупка дорогостоящих основных средств без предварительного накопления денежных средств на эти цели);  финансирование инвестиционных вложений за счет краткосрочных кредитов;  ростом безнадежной дебиторской задолженности;  выплатой дивидендов при отсутствии соответствующей прибыли;  финансовой неподготовленностью к погашению долгосрочных кредитов. Управление оборотным капиталом  Управление запасами  Управление дебиторской задолженностью  Управление денежными средствами  Управление кредиторской задолженностью Управление запасами Расходы по запасам: 1. Затраты на хранение (складские расходы, износ, страховка, хищения). 2. Расходы на закупку (транспортные, логистические). Модель экономически обоснованного размера заказа (Economic order quantity) D = Объем спроса в натуральных показателях CO = Стоимость размещения одного заказа CH = Затраты на хранение Q = Объем заказа Модель экономически обоснованного размера заказа (Economic order quantity) Общие годовые затраты, связанные с хранением запасов THC (Total holding cost): THC = Q*Ch / 2  Годовые затраты, связанные с оформлением партии заказа TOC (Total ordering cost): TOC = D*C0 / Q  Совокупные годовые затраты, связанные с оформлением партии заказа и хранением запасов TIC (Total inventory cost): TIC = THC + TOC  Управление дебиторкой 1. Система кредитного анализа (система анализа платежей, кредитный рейтинг). 2. Система кредитного управления (лимитирование, регулярный анализ). 3. Система сбора задолженности (эффективное администрирование, анализ дебиторки по срокам возникновения, регулярная отчетность и напоминания, правовые процедуры или проценты за просрочку, банкротство должника, стимулирование досрочных выплат). Управление дебиторкой Стоимость товарного кредита: 1. Стоимость заемных средств на срок кредита. 2. Недополученная прибыль от инвестирования неполученных денежных средств за период кредита. Этапы управления дебиторкой 1. Проведение полного анализа дебиторской задолженности, классификация задолженности, определение ее состава. 2. Определение условий предоставления кредита и инкассации для различных групп покупателей и видов продукции. Выделяется три вида кредитной политики: консервативный, агрессивный и умеренный. 3. Анализ и ранжирование покупателей в зависимости от объемов закупок, истории кредитных отношений и предлагаемых условий оплаты. 4. Прогноз поступлений денежных средств от дебиторов на основе коэффициентов инкассации, которые представляют долю денежных средств в выручке от реализации, сформировавшей этот денежный поток. Этапы управления дебиторкой 5. Оценка экономического эффекта от увеличения отсрочки платежа и ее снижения.  Эффект, полученный за счет увеличения отсрочки платежа: Эдз = Пдз – ТЗдз – ФПдз Эдз – сумма эффекта, Пдз – дополнительная прибыль, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита; ТЗдз – текущие затраты, связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга; ФПдз – сумма прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями.  Эффект, полученный от снижения дебиторской задолженности поощрительных механизмов (скидок за досрочную оплату): при использовании Э сдз = П сдз –Зск Эсдз – сумма эффекта, полученного от снижения дебиторской задолженности; Псдз – дополнительная прибыль, полученная от использования инкассированных денежных средств; Зск – потери от скидки. Этапы управления дебиторкой 6. Оценка реальной величины дебиторской задолженности и определение необходимого размера резерва по сомнительным долгам. Сумма резерва по сомнительным долгам, которая включается в состав внереализационных расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, определяется по результатам проведенной на последний день отчетного периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом: а) по сомнительной задолженности сроком возникновения до 45 дней - не увеличивает сумму создаваемого резерва; б) по сомнительной задолженности сроком возникновения от 45 до 90 дней включительно – в сумму резерва включается 50 % от суммы выявленной задолженности; в) по сомнительной задолженности сроком возникновения свыше 90 дней – полная сумма дебиторской задолженности. Преимущества действий для взыскания задолженности должны быть больше понесенных затрат 1. Скидки за досрочное погашение. 2. Факторинг. Управление кредиторкой 1. Получение удовлетворительных кредитных условий. 2. Скидки за досрочную оплату. 3. Обеспечение хороших отношений с кредиторами. Продолжение следует…
«Корпоративные финансы. Специфические черты корпорации» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 207 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot