Контрольные и корректирующие действия в системе экологического менеджмента.Организация экологического мониторинга,учет и отчетность по охране окружающей среды
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 7. Контрольные и корректирующие действия в системе экологического
менеджмента. Организация экологического мониторинга, учет и отчетность по
охране окружающей среды.
Мониторинг окружающей среды – это регулярное, планомерное наблюдение и
контроль над состоянием природной среды, природных ресурсов, позволяющие оценить
их состояние и измерение.
Различают следующие виды мониторинга:
1. Биосферный (глобальный)
2. Санитарно-токсикологический (показатель качества окружающей
человека среды)
3. Импактный (в особо опасных для состояния среды зонах и точках)
4. Базовый (фоновый) (слежение за общебиосферными природными
явлениями без учета антропогенных факторов)
5. Биологический (с помощью индикаторов на базе биосферных
заповедников за биологическими объектами)
6. Экологический (организованный мониторинг окружающей среды)
Цель экологического мониторинга – обеспечение своевременной и достоверной
информацией системы управления экологической безопасностью.
Задачи экологического мониторинга:
• Наблюдение за источниками и факторами антропогенного воздействия
• Наблюдение за состоянием природной среды и происходящих в ней
процессов под влиянием факторов антропогенного воздействия
• Оценка фактического состояния природной среды
• Прогноз состояния природной среды .
В России создана единая республиканская система наблюдения и контроля за
состоянием природной среды, которая включает:
• Систему государственного инспекционного контроля
• Сеть государственного мониторинга природных ресурсов и среды
• Ведомственные системы контроля выбросов/сбросов загрязняющих
веществ
• Систему оперативного обнаружения, анализа и прогноза последствий
чрезвычайных ситуаций, связанных с аварийным загрязнением.
2 Информационное обеспечение в области природопользования и охраны
окружающей среды
Мировой и Российский опыт формирования экологической отчетности
Под экологической отчетностью в зарубежной практике понимается публикация
экологической информации в области экологической политики, обязательств и
показателей деятельности предприятия. Раскрытие информации в большинстве случаев
добровольно (законодательно оно установлено только в Дании). Формы представляемых
докладов не унифицированы. Для компаний термин экологическая отчетность
предоставляет большие возможности использования информации как для внутреннего
управления, так и во взаимоотношениях компании с другими фирмами и учреждениями.
Зарубежные компании рассматривают экологическую отчетность как новый инструмент
для нахождения экономически эффективных решений экологических проблем.
1
Предоставление общественности финансовой отчетности и отчета о состоянии
окружающей среды является относительно новой, но эффективной практикой реализации
многих проектов.
В России формирование открытости в экологической политике и, следовательно,
в параметрах выбросов загрязняющих веществ, а также финансировании
природоохранных мероприятий начато в ОАО «Газпром» и некоторых нефтяных
компаниях. Однако эти положительные начинания нуждаются в дальнейшем
совершенствовании.
Следует также отметить, что Европейской комиссией и Агентством по охране
окружающей среды США уже апробирована сводка руководящих документов
(стандартов, рекомендаций), разработанных профессиональными бухгалтерами
Австралии, Европы и США. Однако, судя по пока немногочисленным публикациям, эти
документы также весьма далеки от совершенства. Это связано с тем, что оценка
эффективности природоохранных мероприятий, проектов и программ чаще всего
производится на основании эффективности капитальных вложений в эти мероприятия и
индексов доходности. Последние, в свою очередь, базируются на показателях
предотвращенных экономических ущербов, не учитывающих многие стороны истинного
экологического ущерба, который оценить в денежном выражении практически
невозможно.
Выделяют четыре направления в современном экологическом учете:
• финансовый учет;
• управленческий учет (учет производственных затрат);
• учет потока основных средств;
• экологическая отчетность.
Экологический учет на уровне государства. На уровне государства экологический
учет, как уже говорилось выше, подразумевает вычисление «зеленого» ВВП. Речь может
идти также и об «очищенной» прибыли, т.е. о получении характеристик национального
дохода, макроэкономических показателей, которые бы учитывали и потери, связанные с
загрязнением. Такие скорректированные показатели могут довольно серьезно отличаться
от действующих характеристик состояния экономики страны. При этом возможно
вычисление и стоимостных показателей (при условии денежного выражения
экономического ущерба от чрезмерных техногенных нагрузок), и определение
натуральных показателей. Одним из обязательных условий для осуществления этого вида
учета является наличие денежной оценки используемых природных ресурсов. Для этой
цели необходимы разработка кадастров природных ресурсов и постоянные корректировки
сведений о стоимости и состоянии ресурсов. Кроме того, необходимы методики расчета
стоимостных показателей ущерба от техногенных нагрузок на ОС, которые адекватно
отражали бы стоимость потерянных ресурсов и недополученной продукции.
Финансовый экологический учет. Современные инициативы в области финансового
учета затрат на охрану окружающей среды и потенциальные обязательства связаны с
необходимостью большего раскрытия информации, а также с модификацией отчетности
(расширения и детализации) за счет предоставления дополнительных данных. Важнейшей
проблемой в области финансового экологический учет являются регистрация и оценка
потенциальных экологических обязательств.
Управленческий экологический учет. Основными направлениями развития
внутреннего экологического учета являются совершенствование системы распределения
расходов на охрану окружающей среды в частном секторе (совершенствование учета
«скрытых» затрат на охрану окружающей среды) и интернализация общественных
издержек.
Виды экологической отчетности предприятий
Различают два основных вида экологической отчетности предприятий:
2
• государственная (обязательная);
• инициативная (добровольная).
Государственная экологическая отчетность – это совокупность различных
информационных документов о планах и результатах природоохранной деятельности
предприятия. Данный вид экологической отчетности является одним из основных
инструментов государственного регулирования воздействия производства на
окружающую среду и одним из основных источников информации при проведении
эколого-экономического анализа производств. В формах государственной статистической
отчетности по охрану окружающей среды и использованию ресурсов содержится
информация, отражающая потребление ресурсов, объемы и характер эмиссий
загрязняющих веществ, план природоохранных мероприятий и др. Однако одним из
основных недостатков данной системы является недостоверность информации. В
частности, как уже говорилось выше, информация по выбросам и сбросам зачастую
подается в искаженном виде.
В настоящее время в Российской Федерации принято к обязательному ведению
около 20 форм государственной статистической отчетности в области охраны
окружающей среды и использования ресурсов.
В соответствии с природоохранным российским законодательством предприятия
представляют в органы экологического контроля и надзора следующие виды
государственной экологической отчетности:
1.
План общих природоохранных мероприятий (представляется ежегодно);
2.
Отчет о проведении природоохранных мероприятий, например форма 2ТП (рекультивация) «Сведения о рекультивации земель, снятии и
использовании плодородного слоя почвы»;
3.
Нормативная экологическая документация;
4.
Отчетность по воздействию на окружающую среду, в т.ч.:
на атмосферу:
• инвентаризация источников загрязнения атмосферы (один раз в пять лет);
• проект ПДВ (один раз в пять лет);
• график контроля выбросов на соответствие проекту ПДВ (ежегодно);
• график контроля аварийных выбросов на границе санитарно-защитной
зоны предприятия (ежегодно);
• форма 2-ТП-воздух (для предприятий, имеющих валовой выброс более
100 т/год или выбрасывающих особо опасные загрязняющие вещества ежегодно).
по загрязнению водных объектов:
• проекты ПДС (спецводопользователи – один раз в пять лет);
• график контроля сточных вод (ежегодно);
• форма 2-ТП-водхоз (спецводопользователи – ежегодно).
• Кроме этого подготавливаются формы №3-ОС «Отчет о ходе
строительства водоохраняемых объектов и прекращении сброса
загрязненных сточных вод».
отчетность о работе с отходами:
• планировка мест временного размещения отходов с реализованным
проектом временного хранения (ежегодно);
• проект лимитов размещения отходов (один раз в пять лет);
• договоры, акты сдачи отходов, талоны сдачи отходов на полигон
(периодически);
• 2-ТП «Отчет об образовании и удалении токсичных отходов».
• Финансовая экологическая отчетность:
отчетность по затратам на охрану окружающей среды:
3
•
•
№4-ОС «Отчет о текущих затратах на охрану природы и экологических
платежах»;
• 18-КС «Отчет о капитальных вложениях на мероприятия по охране
природы и рациональному использованию природных ресурсов»;
• расчет платежей за ожидаемый выброс в атмосферу (на будущий год);
• расчет платежей за выбросы в атмосферу по фактическим выбросам (за
прошедший год);
• аналогичные расчеты за выбросы в атмосферу от передвижных
источников, сбросы в водные объекты, за временное захоронение отходов.
отчеты по земельным ресурсам:
• №22 «Отчет о наличии земель и распределении их по категориям,
землевладельцам, угодьям, собственникам, землепользователям» по
состоянию на первое января соответствующего периода.
отчетность по лесному хозяйству:
• №1-ЛХ «Отчет о проведении лесовосстановительных работ»;
• №3-ЛХ «Отчет о рубках ухода и санитарных рубках леса»;
• №4-ЛХ «Отчет об остатках древесины на лесосеках и очистке мест
рубок»;
• №5-ЛХ «Отчет о лесных пожарах»;
• №7-ЛХ «Отчет о проведении лесохозяйственных работ»;
• №12-ЛХ «Отчет о лесозащите» и др.
отчетность по добыче ресурсов недр:
1-п «Отчет предприятия (объединения) по продукции».
Из всех перечисленных документов, играющих роль экологических отчетов,
формально отчетами являются формы 2-ТП (воздух, 2-ТП (водхоз), отчет о проведении
природоохранных мероприятий и расчет фактических экологических платежей.
В России на сегодняшний день не существует комплексного обязательного
экологического отчета. Данный вид экологической отчетности, рассчитанный на узкий
круг специалистов, не дает возможности его активного использования в системе
производственного управления, в том числе с целью получения дополнительных
преимуществ (экономических, экологических, социальных).
Экологическая состоятельность в последнее время стала оказывать большое
влияние на позиции компаний на фондовых рынках и в инвестиционных проектах наряду
с экономической состоятельностью. Одним из наиболее эффективных способов
демонстрации экологической состоятельности является инициативная экологическая
отчетность.
Инициативный экологический отчет – документ, разрабатываемый
предприятием на добровольной основе и содержащий детальную достоверную
информацию об экологических аспектах деятельности предприятия. К отличиям
инициативной экологической отчетности от государственной относится следующее:
• осуществляется на добровольной основе;
• тиражируется и распространяется;
• форма и содержание отчета устанавливаются предприятием в
соответствии с собственными целями и задачами;
• регулярно публикуется;
• достоверность информации подтверждается независимой третьей
стороной;
• самостоятельный выбор способа отчета.
Впервые инициативные экологические отчеты стали появляться в конце 80-х
годов, а в начале 90-х насчитывалось уже более ста компаний, периодически
выпускавших
инициативную
экологическую
отчетность.
Целью
создания,
4
распространения и использования инициативной экологической отчетности зарубежными
компаниями было получение следующих дополнительных возможностей:
а) демонстрация экологической состоятельности компании;
б) использование при экологической сертификации и самосертификации;
в) формирование благоприятного экологического имиджа компании;
г) использование политических и экономических преимуществ;
д) вовлечение всего персонала в природоохранную деятельность;
е) информирование о планах и результатах экологической деятельности
компании любых заинтересованных физических и юридических лиц;
ж) получение дополнительной прибыли.
Структура и содержание инициативной экологической отчетности очень
разнообразна и зависит от размера компании, видов производственной деятельности,
декларируемых принципов экополитики. Однако есть ряд общих разделов:
1. Введение;
2. Обращение (заявление) президента компании;
3. Краткий обзор деятельности компании: размер компании, основные
финансовые показатели, структура компании, число и расположение основных дочерних
предприятий (с картой), данные о количестве служащих, краткое описание
производственной деятельности;
4. Экологическая политика: перечень основных принципов экологической
политики, дата принятия и пересмотра экологической политики;
5. Экологические цели и задачи;
6. Система экоменеджмента: структура системы экоменеджмента, программа
выполнения принципов экоолитики, образовательные экопрограммы, подготовка и
сертификация по стандарту ISO 14001 или его национальному аналогу;
7. Результаты природоохранной деятельности в соответствии с поставленными
целями и задачами: описание природоохранных мероприятий, направленных на
уменьшение техногенного воздействия;
8. Статистические данные об уровне воздействия на окружающую среду:
информация по выбросам, сбросам и образованию отходов по приоритетным веществам (
в динамике за несколько лет);
9. Использование ресурсов и энергии: описание и ход проведения энерго- и
ресурсосберегающих
программ,
данные
по
вторичному
использованию
и
рециркулированию сырья и материалов;
10. Защита здоровья и безопасности персонала: описание и ход реализации
программ, направленных на защиту здоровья и безопасности персонала и членов их
семей, управление экологическими рисками;
11. Результаты экологического аудирования;
12. Достижения и отличия компании в области защиты окружающей среды:
краткий исторический обзор природоохранной деятельности, перечень наград, знаков
отличия, призов, полученных компанией за успехи в области охраны окружающей среды;
13. Подтверждение данных, представленных в экологическом отчете, третьей
стороной;
14. Термины и сокращения.
Деятельность
в
области
экологической
отчетности
систематизирует
природоохранную деятельность, что ведет к более рациональному использованию
материальных и энергетических ресурсов, уменьшению отрицательного воздействия на
окружающую среду, уменьшению брака, снижению аварийности. Все это вместе
значительно снижает экономические издержки предприятий.
5