Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Контейнеры STL библиотеки. Коллекции на Java.
1) Использование библиотеки STL на C++
Стандартная библиотека шаблонов (STL) содержит пять основных видов компонентов:
алгоритм (algorithm): определяет вычислительную процедуру.
контейнер (container): управляет набором объектов в памяти.
итератор (iterator): обеспечивает для алгоритма средство доступа к содержимому
контейнера.
функциональный объект (function object): инкапсулирует функцию в объекте для
использования другими компонентами.
адаптер (adaptor): адаптирует компонент для обеспечения различного интерфейса.
Недостаток массива на C++ - необходимо заранее определить число элементов.
int A[100];
// далее происходит чтение чисел из файла, а там может быть 5, может 200
Последовательные контейнеры STL:
vector (вектор), list (список) и deque (двусторонняя очередь, дек).
Ассоциативные контейнеры STL:
map (ассоциативный массив), set (множество) и multimap и multiset.
Вектор - обобщенный массив с подвижной правой границей.
Имеет дополнительные методы добавки/удаления и доступа.
Основные методы vector
a) push_back - добавка в конец vector
b) pop_back - удаление последнего элемента
c) size - текущий размер vector
Пример - вектор из целых чисел и вектор из объектов Record.
#include "stdafx.h"
#include
#include // использование контейнера
1
using namespace std;
class Record
{
private:
int min,sec;
public:
Record(int m,int s);
void Display();
int Numbersec();
};
Record::Record(int m,int s)
{
min=m;
sec=s;
}
void Record::Display()
{
cout << min<<" "< v1;
// контейнер целых чисел
vector v2; // контейнер из объектов класса Record
v1.clear();
// очистка контейнеров
v2.clear();
int k,m,n,p,z;
k=2;
m=5;
n=3;
v1.push_back(k);
v1.push_back(m);
v1.push_back(n);
v1.push_back(9); // v1: 2 5 3 9
p=v1.size();
// p=4
v1.pop_back();
// v1: 253
Record a(2,55),b(3,1),c(3,8);
v2.push_back(a);
v2.push_back(b);
z=v1[1];
// обращение как к элементу массива
cout<::iterator it; // итератор для целых чисел
vector ::iterator ir; // итератор для Record
it=v1.begin(); // итератор - на начало контейнера
it++;
// встроенная операция – итератор на 1 элемент
v1.insert(it,6); // v1: 2 6 5 3 вставка
it+=2;
v1.erase(it); // v1: 2 6 5 удаление
ir=v2.end(); // итератор на конец контейнера (за последним элементом)
ir--;
v2.insert(ir,d); // v2: {2 55} {4 1} {3 1} вставка Record
int s;
s=0;
for (ir=v2.begin();ir != v2.end(); ++ir) // цикл по всем элементам контейнера
{
s+=(*ir).Numbersec(); // добавка очередного результата s - сумма всех результатов
}
cout<<'\n';
cout < tmp = v1;
v1.swap(tmp); // освобождение памяти контейнера
v2.clear();
// очистка контейнера
3
vector tmp1 = v2;
v2.swap(tmp1); // освобождение памяти
2) Краткие сведения о контейнере list, adapter, functor
В обычном массиве обеспечивается быстрый доступ к элементам массива, но операции
вставки и удаления элементов требуют значительного времени.
s=0;
for(i=0;i];[Inf1,-> ],...,[Infn,->NULL].
Вставки/удаления выполняются присваиванием указателей (быстро),
извлечение k-го элемента медленно (с головы - по указателям двигаться k раз).
Контейнер list представляет собой двусвязный список. Элемент имеет вид:
[<- Inf1,-> ] – указатель назад позволяет быстрее двигаться в обратном направлении.
adapter – дополнительные контейнеры (stack, queue, priority_queue – стек, очередь, очередь с
приоритетами)
functor – функциональный объект. Функциональный объект – объект + (), т.е. объект,
который ведет себя как функция. Еще одна концепция обобщенного программирования –
функция – все, что ведет себя как функция.
class absV
{
public:
float operator()(float f)// functor – вычисление модуля
{
4
if(f<0)
return -f;
else
return f;
}
};
int _tmain(int argc, _TCHAR* argv[])
{
float f=-12.34;
absV a; // объект класса absV
float x;
x=a(f); // объект как метод!!
}
3) Алгоритмы
Набор эффективных алгоритмов для работы с элементами контейнера или с другими
наборами данных. Реализованы наиболее быстрые алгоритмы сортировки и поиска.
а)
Сортировка с предикатом
Обычная сортировка целых чисел в контейнере:
#include "stdafx.h"
#include
#include
#include // алгоритмы
using namespace std;
......
int _tmain(int argc, _TCHAR* argv[])
{
vector v1;
v1.clear();
v1.push_back(9);
v1.push_back(6);
v1.push_back(-2);
v1.push_back(-5);
v1.push_back(3);
v1.push_back(-1);
v1.push_back(4);
v1.push_back(7); // 9 6 -2 -5 3 -1 4
sort(v1.begin(),v1.end());
// -5 -2 -1 3 4 5 6 7 9
Дан контейнер с целыми числами. Выполнить преобразование: Вначале расположить все
отрицательные числа в порядке убывания, затем положительные в порядке убывания.
#include "stdafx.h"
5
#include
#include
#include
using namespace std;
bool cmd (int i1,int i2) // предикат для сортировки если i1 надо менять с i2 - вернуть false,
иначе true.
{
if(i1>0 && i2<0) // слева +, справа - -> нужно поменять местами
return false;
else
if(i1<0 && i2>0) // слева - справа + -- не нужно поменять местами
return true;
else
return i1>i2; // оставшийся случай слева меньше чем справа - false менять местами
}
int _tmain(int argc, _TCHAR* argv[])
{
vector v1;
v1.clear();
v1.push_back(9);
v1.push_back(6);
v1.push_back(-2);
v1.push_back(-5);
v1.push_back(3);
v1.push_back(-1);
v1.push_back(4);
v1.push_back(7);
sort(v1.begin(),v1.end(),cmd); // -1 -2 -5 9 7 6 4 3
Пример сортировки для контейнера с объектами.
В контейнере объетов класса Record сортировать по возрастанию результатов (значению
метода Numbersec() )
#include "stdafx.h"
#include
#include
#include
using namespace std;
class Record
{
private:
int min,sec;
public:
Record(int m,int s);
6
void Display();
int Numbersec();
};
Record::Record(int m,int s)
{
min=m;
sec=s;
}
void Record::Display()
{
cout << min<<" "<v2;
Record a(2,55),b(3,1),c(3,8),d(4,1);
v2.clear();
v2.push_back(d);
v2.push_back(b);
v2.push_back(c);
v2.push_back(a); // v2: {4 1} {3 1} {3 8} {2 55}
sort(v2.begin(),v2.end(),con); // v2: {2 55} {3 1} {3 8} {4 1}
б)
Поиск с предикатом
Найти в контейнере целых чисел число в диапазоне [5 6]
......
bool cond(int k)
{
return (k>=5 && k<=6);
// предикат - условие поиска
7
}
.....
vector v1;
vector v2;
v1.clear();
v1.push_back(9);
v1.push_back(6);
v1.push_back(-2);
v1.push_back(-5);
v1.push_back(3);
v1.push_back(-1);
v1.push_back(4);
v1.push_back(7);
// поиск
vector::iterator ia;
ia=find_if(v1.begin(),v1.end(),cond); // поиск, удовлетворяющий условию
if(ia != v1.end()) // если найден
int v=(*ia); // v=6
в)
Некоторые другие алгоритмы
binary_search() - бинарный поиск. Элементы упорядочены, поиск - разбиение контейнера
пополам и сравнение со срединой.
1 4 7 9 11 14 18. Искать 3
3 <9 - искать в левой половине
1 4 7 9 11 14 18
3 <4 искать в левой половине
1 4 7
остался 1 элемент - не найдено.
count_if() - подсчет элементов в контейнере по условию
merge() - слияние контейнеров
unique() - удаление дублей, остается по одному элементу
remove() - удаление элементов
4) Контейнер vector библиотеки STL с объектами базового и
производного классов
В контейнер помещаются объекты классов Record и Sprint
......
// базовый класс должен быть полиморфным, т.е. должна быть по крайней мере одна
виртуальная функция
8
class Record
{
.......
virtual void Display(); // виртуальная функция
.....
};
.....
class Sprint:public Record
{
....
void Display(); // перегрузка виртуальной функции
......
};
......
в main:
vector v; // контейнер для Record и Sprint (указатели базового класса!)
// динамические объекты для заполнения.
Record *R;
Sprint *S;
R= new Record;
S=new Sprint;
R=new Record(3,25);
v.push_back(R);
S=new Sprint(2,11,7);
v.push_back(S);
R=new Record(1,4);
v.push_back(R);
S=new Sprint(1,10,3);
v.push_back(S);
// В контейнере 2 Record и 2 Sprint
vector::iterator ir;
for (ir=v.begin(); ir != v.end(); ++ir)
{
(*ir)->Display();
}
Display - виртуальная, вывод для каждого типа свой:
3 25
2 11 7
1 4
1 10 3
Вычислить количество объектов в контейнере типа Sprint.
Для определения типа объекта метод TypeId не подходит, результат всегда будет Record.
9
int Nsprint=0;
for (ir=v.begin(); ir != v.end(); ++ir)
{
if (dynamic_cast(*ir)) // Sprint ?
Nsprint++;
}
dynamic_cast - динамическое (безопасное приведение типа) от базового полиморфного к
производному.
// if (dynamic_cast(*ir)) объект приводится к Sprint ?
4) Контейнер map библиотеки STL
На Java аналог называется HashSet (Хеш таблицы), на C# Hashtable или Dictionary.
Пример Хеш таблиц.
Имеются данные о пациентах поликлиники. В массиве хранятся ФИО и номер страхового
свидетельства (СС). СС – 11 цифр, две последние – функция от первых 9.
Петров 547654319
Иванов 687654578
..............................
Варианты хранения данных.
а) Добавление к концу списка. Последовательный поиск по СС, в среднем проверять N/2
элементов. Удаление – сдвиг части массива (в цикле много операций).
б) Упорядочивание по СС. Бинарный поик по СС – быстрый вариант. Добавка элемента –
сдвиг массива (много операций в цикле). В базах данных обычно несколько индексов –
уупорядочивают по СС, ФИО и т.д. для быстрого поиска.
в) Хеширование. Пусть емкость массива всего 1000 элементов. Ближайшее простое число
997.
Вначале массив пуст.
--------- 000000000 // 0
--------- 000000000 // 1
..............................
--------- 000000000 // 997
Добавление элемента.
Иванов 253456371
10
K=253456371 % 997. – остаток от деления. K-номер элемента массива для занесения
информации.
Пусть K=281.
--------- 000000000 // 1
..............................
Иванов 253456371 // 281
..............................
При поиске номер проверяемого элемента вычисляется: K=CC % 997.
Коллизия – два номера СС дают одинаковый остаток от деления.
Петров 464597349
K=CC % 997= 281.
--------- 000000000 // 1
..............................
Иванов 253456371 // 281 Элемент занят! СС не нулевой.
..............................
В этом случае можно попытаться занести на 282, если занят на 283 и т.д.
K – ключ к хеш таблице, K=CC % 997 – метод хеширования. В контейнерах и коллекциях
ключ и метод подобраны с минимальным числом коллизий.
Dictionary – словарь.
Слово – ключ, а в контейнере – определение слова (как в энциклопедии).
5) Коллекции на Java
Типы классов коллекций
ArrayList - динамический массив , аналог Vector для C++
LinkedList - двусвязный список
AbstractSet – Множество (Объединение, пересечение и т.д.)
EnumSet - перечисление
HashSet - Хэш таблицы
TreeSet - организация данных в виде дерева
Пример использования ArrayList.
Коллекция может содержать элементы различных типов, в отличие от контейнеров C++
package javaapplication1;
import java.util.*;
public class lab9_1
{
public static void main(String[] args)
{
ArrayList a=new ArrayList();
a.add(1);
a.add("qwerty");
11
a.add(3);
a.add(2.5);
a.add(3);
a.add(5);
int k;
k=a.size(); // k=6
System.out.println(a); // 1, qwerty, 3, 2.5, 3, 5
a.remove(2.5); // удаление по значению элемента
a.remove(0); // удаление по номеру элемента
System.out.println(a); // qwerty, 3, 3, 5
}
}
Итератор
Пример использования итераторов
package javaapplication1;
import java.util.*;
public class lab9_1
{
public static void main(String[] args)
{
ArrayList a=new ArrayList();
a.add(1);
a.add("qwerty");
a.add(3);
a.add(2.5);
a.add(3);
a.add(5);
a.remove(2.5);
a.remove(0);
int s;
String gc;
s=0;
Iterator ir=a.iterator(); // итератор для коллекции a
while(ir.hasNext()) // пока есть следующий элемент
{
Object el=ir.next(); // e1 - следующий элемент коллекции
gc=el.getClass().getSimpleName(); // тип очередного объекта коллекции
if(gc.equals("Integer")) // если объект - целое число
s+=Integer.valueOf(el.toString()); // перевод Object ->String->int
}
System.out.println(s); // s=11
}
}
Пример коллекции с объектами разных типов Record и Sprint.
12
package lab9_1;
import java.util.ArrayList;
import java.util.Iterator;
class Record
{
protected int min,sec;
public void Init(int m,int s)
{
min=m;
sec=s;
}
int Numbersec()
{
return 60*min+sec;
}
}
class Sprint extends Record
{
private int dec;
public int Numbersec()
{
int k=60*min+sec;
if(dec>=5)
return k+1;
else
return k;
}
public void Init(int m,int s,int d)
{
super.Init(m, s);
dec=d;
}
}
public class lab9
{
public static void main(String[] args)
{
ArrayList b=new ArrayList();
Record r=new Record();
Sprint s=new Sprint();
s.Init(2, 5,7);
b.add(s);
r.Init(3, 7);
b.add(r);
s.Init(2, 5,4);
b.add(s);
13
r.Init(3, 9);
b.add(r);
int k=0; // количество объектов класса Sprint
String gc;
Iterator ik=b.iterator();
while(ik.hasNext()) // пока есть следующий элемент
{
Object el=ik.next();
gc=el.getClass().getSimpleName();
if(gc.equals("Sprint"))
k++;
}
System.out.println(k); // k=2
}
}
Коллекции одного типа
String sss;
sss="";
ArrayList a1=new ArrayList (); // - все объекты String
a1.add("111");
a1.add("222");
a1.add("333");
a1.remove(1);
Iterator itr=a1.iterator(); // итератор a1 типа String
while(itr.hasNext())
{
String e1=itr.next();
sss=sss+e1; // сцепление строк - нет перевода Object в String
}
System.out.println(sss); // sss -> 111333
Возможен вариант без итераторов
sss = "";
for (int i = 0; i < a1.size(); i++)
{
sss = sss + a1.get(i) ;
}
Пример сортировки по условию.
В коллекции из строк упорядочить строки по убыванию трех последних символов
package javaapplication1;
import java.util.ArrayList;
14
import java.util.Collections;
import java.util.Comparator;
class MyString implements Comparable // класс строк перегрузка сравнения
{
private String name;
MyString() // конструктор без параметров
{
}
MyString(String n) // конструктор с параметром
{
name = n;
}
public String getName()
{
return name;
}
public int compareTo(MyString d) // перегрузка метода сравнения
{
int k,k1,k2;
String s1,s2;
k1=this.name.length();
k2=d.name.length();
s1=this.name.substring(k1-3); // последние 3 символа
s2=d.name.substring(k2-3);
k=s1.compareTo(s2);
if(k>0) // если слева больше,
return -1; // то ответ - меньше, переставлять не нужно
else
return 1;
}
}
public class lab9_3
{
public static void main(String[] args)
{
ArrayList a = new ArrayList();
a.add(new MyString("qwerty333"));
a.add(new MyString("asd111"));
a.add(new MyString("zx222"));
Collections.sort(a); // сортировка по int compareTo(MyString d)
MyString f=new MyString();
for (int i = 0; i < a.size(); i++)
{
f=(MyString)a.get(i);
15
System.out.println(f.getName());
}
}
}
Вывод:
qwerty333
zx222
asd111
Возможен вариант с компаратором (Comparator) с перегрузкой compare
class MyString implements Comparator
............
public int compare(MyString d, MyString d1)
{
............
16