Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Компоненты и модели психолого-педагогического сопровождения

  • 👀 1583 просмотра
  • 📌 1499 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Компоненты и модели психолого-педагогического сопровождения
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Компоненты и модели психолого-педагогического сопровождения» pptx
КОМПОНЕНТЫ И МОДЕЛИ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ Лекция 2 • Сопровождение широко представлено в различных аспектах жизнедеятельности, что, безусловно, является плюсом с практической точки зрения, но значительно осложняет теоретическую работу над выработкой общего подхода к определению термина «сопровождение». • Многие авторы используют определения разных видов сопровождения как синонимы, а для большинства термин «психолого-педагогическое сопровождение» является обобщающим. • Психолого-педагогическое сопровождение – это процесс взаимодействия специалиста и психически здоровых людей, направленный на создание условий для личностного развития, формирование необходимых компетенций и поддержку в сложных жизненных ситуациях. Методологические основы сопровождения • Личностно ориентированны й (личностно центрированны й) подход (К. Роджерс, И.С. Якиманская), определяющий приоритетность потребностей, целей и ценностей развития личности ребенка при построении системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, максимальный учет индивидуальных, субъектных и личностных особенностей детей. •С этих позиций сопровождение должно ориентироваться на потребности и интересы конкретного ребенка, логику его развития, а не на заданные извне задачи. • Антропологическая парадигма в психологии и педагогике (Б.С. Братусь, Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков), предполагающая целостный подход к человеку, смещение анализа с отдельных функций и свойств (внимание, память, мышление, произвольность и др.) на рассмотрение целостной ситуации развития ребенка в контексте его связей и отношений с окружающими людьми. • Концепция психического и психологического здоровья детей (И.В.Дубровина), рассматривающая в качестве предмета работы практического психолога в образовании - проблемы развития личности в условиях конкретного образовательного пространства, влияющие на состояние ее психологического здоровья, и отдающая приоритет психопрофилактике возникновения проблем, в том числе через мониторинг и коррекцию параметров образовательного пространства. • Парадигма развиваю щего образования (Д.Б. Эльконин, В.В. Давы дов), утверждающая необходимость проектирования такой системы образования, которая не только учит ребенка знаниям и умениям, но обеспечивает развитие у него фундаментальных человеческих способностей и личностных качеств, что предполагает серьезную «психологизацию» педагогической практики. • Теория педагогической поддержки (О.С. Газман, Н.Н. Михайлова), утверждающая необходимость сопровождения процесса индивидуализации личности, развитие ее «самости», создания условий для самоопределения, самоактуализации и самореализации через субъект-субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка, в которых доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом. • Проектны й подход в организации психолого- медико-социального сопровождения (М.Р. Битянова, Е.В. Бурмистрова, А.И. Красило), ориентирующий на создание (проектирование) в образовательной среде условий для кооперации всех субъектов образовательного процесса в проблемной ситуации. Компоненты сопровождения • 1. Систематическое отслеживание психолого- педагогического статуса субъекта образовательного процесса. • 2. Создание социально-психологических условий для развития личности субъекта образовательного процесса. • 3. Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи субъектам, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении, а так лицам, взаимодействующим с ними. • Функции психолого-педагогического сопровождения: • Информационная, • направляю щая, • развиваю щая. • Функции психолого-педагогического сопровождения обеспечивается взаимосвязанными сторонами сопровождения: • профессионально-психологической, • организационно-просветительской. Направления практической деятельности в рамках сопровождения • Профилактика – деятельность по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии учащихся, педагогов и родителей и созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития. • Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса • Под психологической профилактикой понимается целенаправленная систематическая совместная работа специалистов, педагогов и родителей: • – по предупреждению возможных социальнопсихологических проблем у детей; • – по выявлению детей группы риска (по различным основаниям); • – по созданию благоприятного эмоциональнопсихологического климата в педагогическом и детском коллективах. • Консультативная деятельность – это оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования • Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития. • Психологическое консультирование, помогает правильно понимать себя, должным образом оценивать свои мысли и поступки, узнать и использовать во благо свои сильные и слабые стороны, принимать правильные решения и нести за них ответственность, вырабатывать и претворять в жизнь дела, которые позволяют максимально эффективно управлять ей и делать ее лучше. • Необходимо учитывать, что речь идет о помощи участникам воспитательно-образовательного процесса, не имеющим патологических нарушений, т.е. находящимся в рамках медико-биологической нормы, но встретившимся с какими-либо трудностями психологического характера. Это могут быть проблемы детей (неуверенность в своих силах, негативизм, страхи и пр.), учащихся (школьная дезадаптация, неуспеваемость, отклоняющееся поведение), взрослых (утрата смысла жизни, низкая самооценка, конфликтные отношения с окружающими, нарушение детско-родительских отношений). К методам психологического консультирования относить: • а) дискуссионные методы; • б) игровые методы (дидактические и творческие игры, в том числе деловые, ролевые); • в) сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства). • Работа с детьми может осуществляться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Основными методами такой работы могут быть арттерапия, игровая терапия, сказкотерапия. • Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. • Игровая терапия – это метод психотерапевтического воздействия на де-тей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. • Арттерапия – специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном, и творческой деятельности. Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. • При работе с родителями продуктивными будут не отдельные мероприятия, а целостная системная работа, имеющая своей целью повышение психологической компетентности матерей и отцов. Такая работа осуществляться через информирование родителей на собраниях в школе; разработка своеобразных «учебников» для родителей; психологический тренинг • Работа с педагогами ведется с помощью социально-психологического тренинга. Это наиболее распространенный метод психо-социальных технологий, позволяющий рефлексию собственного поведения соотносить с поведением других участников группы. • Тренинги позволяют активизировать, скорректировать навыки общения, расширить поведенческий репертуар, дают ориентиры возможного поиска эффективного взаимодействия партнеров. • С научной точки зрения психологическая диагностика участников образовательного процесса – это одна из областей психологии, применяющая различные методы тестирования и измерения особенностей личности для выявления и диагностирования истинного психологического состояния человека с интеграцией и анализом результатов. • Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательного образовательного процесса. • Психологическая диагностика детей позволяет выявить индивидуально-психологические особенности ребенка, а также оценить уровень его личностного и интеллектуального развития. • Психологическую диагностику подростков можно пройти по широкому спектру проблем: • – прогноз профессиональной карьеры; • – диагностики психотипических особенностей; • – исследование психологического здоровья. • Коррекционная и развиваю щая работа планируется и ведется с учетом направлений и особенностей конкретного образовательного учреждения, специфики детского, учительского, родительского коллективов, отдельного субъекта образовательного процесса. • Цель: коррекционно-развивающей работы заключается в составлении системы работы с учащимися, испытывающими трудности обучения и адаптации. • Если в коррекционной работе психолог имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития • Психологическое просвещение является разделом профилактической деятельности специалистапсихолога, направленной на формирование у населения (учителей, воспитателей, школьников, родителей, общественности) положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания • Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ОУ и родителей, а именно: • – актуализация и систематизация имеющихся знаний; • – повышение уровня психологических знаний; • – включение имеющихся знаний в структуру деятельности. • Главная задача и смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить учителей, воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований. • Для психологического просвещения используются различные способы: • – вербальные (беседа, лекция, тематический семинар, выступление по радио, на телевидении); • – невербальные (интернет и размещение тематической информации на web-сайтах, памятки, брошюры, стенгазеты и т. п.). • Экспертиза (образовательны х и учебны х программ, проектов, пособий, образовательной среды , профессиональной деятельности специалистов образовательны х учреждений). Основанием для проектирования образовательных программ для любой ступени образования является возрастно-нормативная модель развития ребенка определенного возраста, в которой дается характеристика его развития в виде последовательности ситуаций и типов развития. Образовательная программа проектируется совместно педагогом-психологом и учителями Виды работ психолого-педагогического сопровождения: Модели сопровождения • Чтобы обратится к обзору классификаций моделей сопровождения, необходимо обозначить, что вслед за Г.К. Селевко, термин «модель» мы понимаем как некую систему (образец, пример, образ, конструкцию), которая отображает и выражает определённые свойства и отношения дугой системы, называемой оригиналом, и в указанном смысле заменят его. • 1 классификация -отраслевая классификация Педагогическая модель • исходит из гипотезы недостатка педагогической компетентности родителей и педагогов. • Субъект жалоб в таком случае обычно ребёнок. • Психолог вместе с родителями и педагогом анализирует ситуацию, намечает программу мер. Хотя сами родители и педагоги могут быть причиной неблагополучия, эта возможность открыто не рассматривается. • Психолог ориентируется не столько на индивидуальные возможности родителя ребёнка и педагога, сколько на универсальные, с точки зрения педагогики и психологии, способы воспитания • Данная модель строится на предположении о дефиците у родителей, педагогов знаний и умений по воспитанию детей и носит профилактический характер. • Она направлена на повышение психологопедагогической культуры, расширение и восстановление воспитательного потенциала, на активное включение родителей в процесс социального воспитания детей. • В этих целях используются различные формы работы : сочетание теоретических знаний, их закрепление в дискуссиях и практикумах. Социальная модель • используется в тех случаях, когда трудности того или иного субъекта образования представляют собой результат неблагоприятных внешних обстоятельств. • В этих случаях помимо анализа жизненной ситуации и рекомендаций требуется вмешательство внешних специалистов (юристов, социальных работников и пр.). Психологическая (психотерапевтическая) модель • требуется тогда, когда причины трудностей ребёнка лежат в области общения, личностных особенностях других участниках образовательного процесса. • Она предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику окружения. • Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и причинах его нарушений. Диагностическая модель • основана на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребёнке. • Объект диагностики – семья, а также дети и подростки с нарушениями и отклонениями в поведении. • Диагностическое заключение может служить основанием для принятия организационного решения. Медицинская модель • предполагает, что в основе трудностей лежат болезни. • Задача психотерапии – адаптация и оказание помощи в соответствии с диагнозом. • Психолог может использовать необходимые модели помощи семье в зависимости от характера причин, вызывающих проблемы во взаимодействии с другими субъектами образования Основным критерием следующей классификации моделей является функционирование педагогических систем, сюда входят: • Стадиальная модель представлена в исследованиях Р. X. Шакурова. Рассматривая проблемы руководства педагогическими коллективами, он указывает на 3 стадии управленческого процесса: целевую, социальнопсихологическую и оперативную • Целевая стадия связана с отражением общественных потребностей, и сводится к определению и решению организационно-педагогических задач. • Социально-психологическая стадия определяет согласование общественных и личных интересов членов педагогической организации. • Оперативная стадия предполагает реализацию целевой и социально-психологической функции и включает в себя этапы: планирование, принятие решений, исполнение и контроль. Функциональная модель Н. В. Кузьминой • Рассматривая процесс управления педагогическими системами как процесс решения множества педагогических задач, Н. В. Н.В. Кузьмина выделяет 5 функциональных компонентов, которые, отражаясь в структуре деятельности преподавателя, воспитателя, руководителя учебного подразделения, становятся основой управления учебной работой учащихся и формирования их личности. • К числу основных компонентов относятся: • гностический, • проектировочный, • конструктивный, • организаторский • коммуникативный. • В качестве системообразующего фактора выступает гностический компонент, поскольку он связан с получением информации обо всех аспектах функционирования педагогической системы. Игровое моделирование • Особенностью моделей, отражающих игровое взаимодействие участников, является тот факт, что они показывают процесс, условия, средства и организацию игрового пространства. Рассмотрим также классификацию моделей психологопедагогического сопровождения по ведущему теоретическому основанию: • Адлеровская модель • Следовательно, по теории А. Адлера, семейная атмосфера, установки, ценности и взаимоотношения в семье являются главным фактором развития личности, то есть, в семье ребёнок формирует свои идеалы, цели жизни, систему ценностей и учится жить. При этом основным понятиями адлеровского воспитания являются равенство, сотрудничество и естественные результаты. • Согласно данной модели, в первую очередь помощь и поддержка должна оказываться родителям и носить воспитательный характер – нужно научить их уважать уникальность, индивидуальность и неприкосновенность личности школьника. • Необходимо помочь каждому из родителей понять детей, войти в их образ мышления, научиться разбираться в мотивах их поступков, совершенствовать свои методы развития личности. Учебно-теоретическая модель Б.-Ф. Скиннера • Процесс состоит в обучении быстрым техникам рационального поведения. Оно меняется по мере осмысления своих поступков и поступков других субъектов образовательного процесса, их мотивов. Участники постепенно овладевают умением регулировать поведение, применяя положительное подкрепление (поощрение), отрицательное подкрепление (наказание) и отказываясь от подкрепления (нулевое внимание). В ходе обучения родители и педагоги обеспечиваются научными сведениями о регуляции поведения, знакомятся со специальной терминологией, помогающей описывать эти процессы. Модель чувственной коммуникации Т.Гордона • Изменить поведение человека можно, лишь понимая и принимая его чувства. То есть модель предполагает работу со всеми участниками образовательного процесса в отношении свободы своих чувства, осознания поведение и конкретных шагов по его изменению. То есть модель чувственной коммуникации означает диалогичность общения, его открытость, раскрепощённость чувств, их искренность. От развития чувственных коммуникаций к самовыражению каждого участника образовательного процесса стремится данная модель. Субъекты образования и особенности их сопровождения • Под субъектами психологического сопровождения понимаются специалисты, различные службы, родители и сами обучающиеся, активно взаимодействующие в процессе реализации функций психологического сопровождения в рамках достижения общей цели деятельности. • Администрация образовательного учреждения: • Директор образовательного учреждения или организации • Зам. директора по УВР • Учителя-предметники • Классный руководитель • Педагог-психолог • Медицинская служба • Социальный педагог • Государственное образовательное учреждение Центр психолого-медико-социального сопровождения • Родители • Учащиеся
«Компоненты и модели психолого-педагогического сопровождения» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot