Компоненты и модели психолого-педагогического сопровождения
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
КОМПОНЕНТЫ И МОДЕЛИ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Лекция 2
• Сопровождение широко представлено в различных
аспектах жизнедеятельности, что, безусловно,
является плюсом с практической точки зрения, но
значительно осложняет теоретическую работу над
выработкой общего подхода к определению термина
«сопровождение».
• Многие авторы используют определения разных
видов сопровождения как синонимы, а для
большинства термин «психолого-педагогическое
сопровождение» является обобщающим.
• Психолого-педагогическое сопровождение – это
процесс взаимодействия специалиста и психически
здоровых людей, направленный на создание условий
для личностного развития, формирование
необходимых компетенций и поддержку в сложных
жизненных ситуациях.
Методологические основы сопровождения
• Личностно
ориентированны й
(личностно
центрированны й) подход (К. Роджерс, И.С.
Якиманская), определяющий приоритетность потребностей, целей и ценностей развития личности ребенка
при построении системы психолого-педагогического
сопровождения
образовательного
процесса,
максимальный учет индивидуальных, субъектных и
личностных особенностей детей.
•С
этих
позиций
сопровождение
должно
ориентироваться на потребности и интересы
конкретного ребенка, логику его развития, а не на
заданные извне задачи.
• Антропологическая парадигма в психологии и
педагогике (Б.С. Братусь, Е.И. Исаев, В.И.
Слободчиков), предполагающая целостный подход к
человеку, смещение анализа с отдельных функций и
свойств (внимание, память, мышление,
произвольность и др.) на рассмотрение целостной
ситуации развития ребенка в контексте его связей и
отношений с окружающими людьми.
• Концепция психического и психологического
здоровья детей (И.В.Дубровина),
рассматривающая в качестве предмета работы
практического психолога в образовании - проблемы
развития личности в условиях конкретного
образовательного пространства, влияющие на
состояние ее психологического здоровья, и отдающая
приоритет психопрофилактике возникновения
проблем, в том числе через мониторинг и коррекцию
параметров образовательного пространства.
• Парадигма развиваю щего образования (Д.Б.
Эльконин, В.В. Давы дов), утверждающая
необходимость проектирования такой системы
образования, которая не только учит ребенка знаниям
и умениям, но обеспечивает развитие у него
фундаментальных человеческих способностей и
личностных качеств, что предполагает серьезную
«психологизацию» педагогической практики.
• Теория педагогической поддержки (О.С. Газман,
Н.Н. Михайлова), утверждающая необходимость
сопровождения процесса индивидуализации
личности, развитие ее «самости», создания условий
для самоопределения, самоактуализации и
самореализации через субъект-субъектные
отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и
ребенка, в которых доминирует равный,
взаимовыгодный обмен личностными смыслами и
опытом.
• Проектны й подход в организации психолого-
медико-социального сопровождения (М.Р.
Битянова, Е.В. Бурмистрова, А.И. Красило),
ориентирующий на создание (проектирование) в
образовательной среде условий для кооперации всех
субъектов образовательного процесса в проблемной
ситуации.
Компоненты сопровождения
• 1. Систематическое отслеживание психолого-
педагогического статуса субъекта образовательного
процесса.
• 2. Создание социально-психологических условий для
развития личности субъекта образовательного
процесса.
• 3. Создание специальных социально-психологических
условий для оказания помощи субъектам, имеющим
проблемы в психологическом развитии, обучении, а
так лицам, взаимодействующим с ними.
• Функции психолого-педагогического сопровождения:
• Информационная,
• направляю щая,
• развиваю щая.
• Функции психолого-педагогического сопровождения
обеспечивается взаимосвязанными сторонами
сопровождения:
• профессионально-психологической,
• организационно-просветительской.
Направления практической деятельности в
рамках сопровождения
• Профилактика – деятельность по предупреждению
возможного неблагополучия в психическом и
личностном развитии учащихся, педагогов и
родителей и созданию психологических условий,
максимально благоприятных для этого развития.
• Цель:
предотвращение возможных проблем в
развитии
и
взаимодействии
участников
воспитательно-образовательного процесса
• Под психологической профилактикой понимается
целенаправленная систематическая совместная
работа специалистов, педагогов и родителей:
• – по предупреждению возможных социальнопсихологических проблем у детей;
• – по выявлению детей группы риска (по различным
основаниям);
• – по созданию благоприятного эмоциональнопсихологического климата в педагогическом и детском
коллективах.
• Консультативная деятельность – это оказание
помощи обучающимся, их родителям (законным
представителям), педагогическим работникам и
другим участникам образовательного процесса в
вопросах развития, воспитания и обучения
посредством психологического консультирования
• Цель: оптимизация взаимодействия участников
воспитательно-образовательного процесса и оказание
им психологической помощи при выстраивании и
реализации индивидуальной программы воспитания и
развития.
• Психологическое консультирование, помогает
правильно понимать себя, должным образом
оценивать свои мысли и поступки, узнать и
использовать во благо свои сильные и слабые
стороны, принимать правильные решения и нести за
них ответственность, вырабатывать и претворять в
жизнь дела, которые позволяют максимально
эффективно управлять ей и делать ее лучше.
• Необходимо учитывать, что речь идет о помощи
участникам воспитательно-образовательного
процесса, не имеющим патологических нарушений,
т.е. находящимся в рамках медико-биологической
нормы, но встретившимся с какими-либо трудностями
психологического характера. Это могут быть проблемы детей (неуверенность в своих силах,
негативизм, страхи и пр.), учащихся (школьная
дезадаптация, неуспеваемость, отклоняющееся
поведение), взрослых (утрата смысла жизни, низкая
самооценка, конфликтные отношения с окружающими,
нарушение детско-родительских отношений).
К методам психологического консультирования
относить:
• а) дискуссионные методы;
• б) игровые методы (дидактические и творческие игры,
в том числе деловые, ролевые);
• в) сенситивный тренинг (тренировка межличностной
чувствительности и восприятия себя как
психофизического единства).
• Работа с детьми может осуществляться как в
индивидуальной, так и в групповой форме.
Основными методами такой работы могут быть
арттерапия, игровая терапия, сказкотерапия.
• Сказкотерапия – метод, использующий сказочную
форму для интеграции личности, развития творческих
способностей, расширения сознания,
совершенствования взаимодействия с окружающим
миром.
• Игровая терапия – это метод психотерапевтического
воздействия на де-тей и взрослых с использованием
игры. В основе различных методик, лежит признание
того, что игра оказывает сильное влияние на развитие
личности.
• Арттерапия – специализированная форма
психотерапии, основанная на искусстве, в первую
очередь изобразительном, и творческой деятельности.
Основная цель арттерапии состоит в гармонизации
развития личности через развитие способности
самовыражения и самопознания.
• При работе с родителями продуктивными будут не
отдельные мероприятия, а целостная системная
работа, имеющая своей целью повышение
психологической компетентности матерей и отцов.
Такая работа осуществляться через информирование
родителей на собраниях в школе; разработка
своеобразных «учебников» для родителей;
психологический тренинг
• Работа с педагогами ведется с помощью
социально-психологического тренинга. Это наиболее
распространенный метод психо-социальных
технологий, позволяющий рефлексию собственного
поведения соотносить с поведением других
участников группы.
• Тренинги позволяют активизировать, скорректировать
навыки общения, расширить поведенческий
репертуар, дают ориентиры возможного поиска
эффективного взаимодействия партнеров.
• С научной точки зрения психологическая
диагностика участников образовательного
процесса – это одна из областей психологии,
применяющая различные методы тестирования и
измерения особенностей личности для выявления и
диагностирования истинного психологического
состояния человека с интеграцией и анализом
результатов.
• Цель: получение информации об уровне психического
развития детей, выявление индивидуальных
особенностей и проблем участников воспитательного
образовательного процесса.
• Психологическая диагностика детей позволяет
выявить индивидуально-психологические особенности
ребенка, а также оценить уровень его личностного и
интеллектуального развития.
• Психологическую диагностику подростков можно
пройти по широкому спектру проблем:
• – прогноз профессиональной карьеры;
• – диагностики психотипических особенностей;
• – исследование психологического здоровья.
• Коррекционная и развиваю щая работа
планируется и ведется с учетом направлений и
особенностей конкретного образовательного учреждения, специфики детского, учительского, родительского
коллективов, отдельного субъекта образовательного
процесса.
• Цель: коррекционно-развивающей работы
заключается в составлении системы работы с
учащимися, испытывающими трудности обучения и
адаптации.
• Если в коррекционной работе психолог имеет
определенный эталон психического развития, к
которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на
средневозрастные нормы развития для создания
таких условий, в которых ребенок сможет подняться
на оптимальный для него уровень развития
• Психологическое просвещение является разделом
профилактической деятельности специалистапсихолога, направленной на формирование у населения (учителей, воспитателей, школьников,
родителей, общественности) положительных
установок к психологической помощи, деятельности
психолога-практика и расширение кругозора в области
психологического знания
• Цель: создание условий для повышения
психологической компетентности педагогов,
администрации ОУ и родителей, а именно:
• – актуализация и систематизация имеющихся знаний;
• – повышение уровня психологических знаний;
• – включение имеющихся знаний в структуру
деятельности.
• Главная задача и смысл психологического просвещения
заключается в том, чтобы знакомить учителей,
воспитателей, родителей с основными
закономерностями и условиями благоприятного
психического развития ребенка, популяризовать и
разъяснять результаты психологических исследований.
• Для психологического просвещения используются
различные способы:
• – вербальные (беседа, лекция, тематический семинар,
выступление по радио, на телевидении);
• – невербальные (интернет и размещение тематической
информации на web-сайтах, памятки, брошюры,
стенгазеты и т. п.).
• Экспертиза (образовательны х и учебны х
программ, проектов, пособий, образовательной
среды , профессиональной деятельности
специалистов образовательны х учреждений).
Основанием для проектирования образовательных
программ для любой ступени образования является
возрастно-нормативная модель развития ребенка
определенного возраста, в которой дается
характеристика его развития в виде
последовательности ситуаций и типов развития.
Образовательная программа проектируется совместно
педагогом-психологом и учителями
Виды работ психолого-педагогического
сопровождения:
Модели сопровождения
• Чтобы обратится к обзору классификаций моделей
сопровождения, необходимо обозначить, что вслед за
Г.К. Селевко, термин «модель» мы понимаем как
некую систему (образец, пример, образ, конструкцию),
которая отображает и выражает определённые
свойства и отношения дугой системы, называемой
оригиналом, и в указанном смысле заменят его.
• 1 классификация -отраслевая классификация
Педагогическая модель
• исходит из гипотезы недостатка педагогической
компетентности родителей и педагогов.
• Субъект жалоб в таком случае обычно ребёнок.
• Психолог вместе с родителями и педагогом
анализирует ситуацию, намечает программу мер. Хотя
сами родители и педагоги могут быть причиной
неблагополучия, эта возможность открыто не
рассматривается.
• Психолог ориентируется не столько на
индивидуальные возможности родителя ребёнка и
педагога, сколько на универсальные, с точки зрения
педагогики и психологии, способы воспитания
• Данная модель строится на предположении о
дефиците у родителей, педагогов знаний и умений по
воспитанию детей и носит профилактический
характер.
• Она направлена на повышение психологопедагогической культуры, расширение и
восстановление воспитательного потенциала, на
активное включение родителей в процесс социального
воспитания детей.
• В этих целях используются различные формы
работы : сочетание теоретических знаний, их
закрепление в дискуссиях и практикумах.
Социальная модель
• используется в тех случаях, когда трудности того или
иного субъекта образования представляют собой
результат неблагоприятных внешних обстоятельств.
• В этих случаях помимо анализа жизненной ситуации и
рекомендаций требуется вмешательство внешних
специалистов (юристов, социальных работников и
пр.).
Психологическая (психотерапевтическая)
модель
• требуется тогда, когда причины трудностей ребёнка
лежат в области общения, личностных особенностях
других участниках образовательного процесса.
• Она предполагает анализ семейной ситуации,
психодиагностику личности, диагностику окружения.
• Практическая помощь заключается в преодолении
барьеров общения и причинах его нарушений.
Диагностическая модель
• основана на предположении дефицита у родителей
специальных знаний о ребёнке.
• Объект диагностики – семья, а также дети и подростки
с нарушениями и отклонениями в поведении.
• Диагностическое заключение может служить
основанием для принятия организационного решения.
Медицинская модель
• предполагает, что в основе трудностей лежат болезни.
• Задача психотерапии – адаптация и оказание помощи
в соответствии с диагнозом.
• Психолог может использовать необходимые модели
помощи семье в зависимости от характера причин,
вызывающих проблемы во взаимодействии с другими
субъектами образования
Основным критерием следующей классификации моделей является
функционирование педагогических систем, сюда входят:
• Стадиальная
модель
представлена
в
исследованиях Р. X. Шакурова. Рассматривая
проблемы
руководства
педагогическими
коллективами,
он
указывает
на
3
стадии
управленческого процесса: целевую, социальнопсихологическую и оперативную
• Целевая стадия связана с отражением общественных
потребностей, и сводится к определению и решению
организационно-педагогических задач.
• Социально-психологическая стадия определяет
согласование общественных и личных интересов
членов педагогической организации.
• Оперативная стадия предполагает реализацию
целевой и социально-психологической функции и
включает в себя этапы: планирование, принятие
решений, исполнение и контроль.
Функциональная модель Н. В. Кузьминой
• Рассматривая процесс управления педагогическими
системами как процесс решения множества
педагогических задач, Н. В. Н.В. Кузьмина выделяет 5
функциональных компонентов, которые, отражаясь в
структуре деятельности преподавателя, воспитателя,
руководителя учебного подразделения, становятся
основой управления учебной работой учащихся и
формирования их личности.
• К числу основных компонентов относятся:
• гностический,
• проектировочный,
• конструктивный,
• организаторский
• коммуникативный.
• В качестве системообразующего фактора выступает
гностический компонент, поскольку он связан с
получением информации обо всех аспектах
функционирования педагогической системы.
Игровое моделирование
• Особенностью моделей, отражающих игровое
взаимодействие участников, является тот факт, что
они показывают процесс, условия, средства и
организацию игрового пространства.
Рассмотрим также классификацию моделей психологопедагогического сопровождения по ведущему
теоретическому основанию:
• Адлеровская модель
• Следовательно, по теории А. Адлера, семейная
атмосфера, установки, ценности и взаимоотношения в
семье являются главным фактором развития
личности, то есть, в семье ребёнок формирует свои
идеалы, цели жизни, систему ценностей и учится
жить. При этом основным понятиями адлеровского
воспитания являются равенство, сотрудничество и
естественные результаты.
• Согласно данной модели, в первую очередь помощь и
поддержка должна оказываться родителям и носить
воспитательный характер – нужно научить их уважать
уникальность, индивидуальность и
неприкосновенность личности школьника.
• Необходимо помочь каждому из родителей понять
детей, войти в их образ мышления, научиться
разбираться в мотивах их поступков,
совершенствовать свои методы развития личности.
Учебно-теоретическая модель Б.-Ф.
Скиннера
• Процесс состоит в обучении быстрым техникам
рационального поведения. Оно меняется по мере
осмысления своих поступков и поступков других
субъектов образовательного процесса, их мотивов.
Участники постепенно овладевают умением
регулировать поведение, применяя положительное
подкрепление (поощрение), отрицательное
подкрепление (наказание) и отказываясь от
подкрепления (нулевое внимание). В ходе обучения
родители и педагоги обеспечиваются научными
сведениями о регуляции поведения, знакомятся со
специальной терминологией, помогающей описывать
эти процессы.
Модель чувственной коммуникации
Т.Гордона
• Изменить поведение человека можно, лишь понимая и
принимая его чувства. То есть модель предполагает
работу со всеми участниками образовательного
процесса в отношении свободы своих чувства,
осознания поведение и конкретных шагов по его
изменению. То есть модель чувственной
коммуникации означает диалогичность общения, его
открытость, раскрепощённость чувств, их искренность.
От развития чувственных коммуникаций к
самовыражению каждого участника образовательного
процесса стремится данная модель.
Субъекты образования и особенности их
сопровождения
• Под субъектами психологического сопровождения
понимаются специалисты, различные службы,
родители и сами обучающиеся, активно
взаимодействующие в процессе реализации функций
психологического сопровождения в рамках
достижения общей цели деятельности.
• Администрация образовательного учреждения:
• Директор образовательного учреждения или организации
• Зам. директора по УВР
• Учителя-предметники
• Классный руководитель
• Педагог-психолог
• Медицинская служба
• Социальный педагог
• Государственное образовательное учреждение Центр
психолого-медико-социального сопровождения
• Родители
• Учащиеся