Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Кодирование товаров

  • 👀 3744 просмотра
  • 📌 3727 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Кодирование товаров» pdf
Лекция 3. КОДИРОВАНИЕ ТОВАРОВ Кодирование – образование и присвоение кода классификационной группировке и/или объекту классификации. Код – знак или совокупность знаков, применяемых для обозначения классификационной группировки и/или объекта классификации. Целью кодирования является систематизация объектов путем их классификации, идентификации, ранжирования и присвоения условного обозначения (кода), по которому можно найти и распознать любой объект среди множества других. Необходимость в кодировании товаров и других объектов существовала давно, но особенно значимость кодирования возросла в последние десятилетия с внедрением электронно-вычислительной техники. В результате расширилось целевое назначение кодирования, которое облегчает обработку технико-экономической информации с помощью ЭВМ, повышает эффективность функционирования АСУ. Присвоение кодов осуществляется на основе определенных правил и методов. Правила кодирования состоят в следующем: • код должен иметь определенную структуру построения; • код может быть выражен с помощью различных, заранее обусловленных знаков; • код должен способствовать упорядочению объектов. Структура кода – условное обозначение состава и последовательности расположения знаков в нем. Структура кода состоит из таких элементов, как алфавит, основание, разряд и длина. Ранжирование – установление определенного порядка перечисления объектов по степени их значимости. Алфавит кода – система знаков, принятых для образования кода. В качестве алфавита для кодов наиболее часто применяют цифры, буквы или их сочетания, штрихи и пробелы. Соответственно различают цифровой, буквенный, буквенно-цифровой и штриховой алфавиты кода. Цифровой алфавит кода – алфавит кода, знаками которого являются цифры. Буквенный алфавит кода – алфавит кода, знаками которого являются буквы алфавитов естественных языков. Например, в Общероссийском классификаторе стандартов классу сельскохозяйственной продукции присвоена буква С, а продукции пищевой промышленности – Н. Буквенно-цифровой алфавит кода – алфавит кода, знаками которого являются буквы алфавитов естественных языков и цифры. Например, свежие плоды имеют код СЗ, а овощи – С4. Штриховой алфавит кода – алфавит кода, знаками которого являются штрихи и пробелы, ширину которых сканеры считывают в виде цифр. Примером могут служить штриховые коды EAN и UPA, широко применяемые в международной практике. Основанием кода называется общее число знаков в его алфавите. Последовательность расположения знаков в коде определяется его разрядом. Разряд кода – позиция знака в коде. Поскольку каждый знак характеризует какой-то заранее обусловленный признак товара, разряд кода несет определенную смысловую нагрузку. Например, по ОКП бумага типографская № 1 с оптическим отбеливанием, машинной гладкости, рулонная, массой 1 м2 60г имеет код 54 3121 1211. Разряд кода, обозначенный цифрами 54 (первая позиция), означает, что это продукция целлюлозно-бумажной промышленности. Пробел – определенное расстояние между знаками (буквами, цифрами, штрихами), которое выполняет разделительную функцию и/или выраженное в мм может означать число. В приведенном выше примере пробелы между 2й и 3-й, 6-й и 7-й цифрами разделяют знаки (54 – продукция целлюлознобумажной промышленности, 3121 – бумага и ее общая характеристика, 1211 – частные признаки бумаги). Код характеризуется также длиной. Длина кода – число знаков в коде без учета пробелов. Например, 54 3121 1211 имеет длину кода 10, а основание – 12. Таким образом, длина (Д) отличается от основания (Ос) количеством пробелов (Кп): Д = Ос - Кп Во избежание ошибок при считывании кодов обычно вводится контрольное число, используемое для проверки записи кода. Кодирование товаров и других объектов осуществляется порядковым, серийно-порядковым, последовательным, параллельным способами. Последовательный и параллельный методы отвечают соответственно иерархическому и фасетному методам классификации; порядковый метод образование кода из чисел натурального ряда и его присвоение (рисунок 7). Официальные системы классификации товаров называются классификаторами. В основу классификаторов положены системы кодирования объектов классификации. Классификатор - это нормативный документ, который содержит систематизированный перечень объектов классификации и классификационных группировок, позволяющий находить место каждому объекту и присваивать ему определенное обозначение (код). В зависимости от сферы применения различают следующие категории классификаторов: общероссийские, отраслевые и предприятий, и классификатор «Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности России» (ТН ВЭД РФ). Структура классификатора предусматривает его позицию и емкость. Позиция классификатора - наименование и код классификационной группировки или объекта классификации. Емкость классификатора - наибольшее число позиций, которое может содержать классификатор. Классификация и кодирование товаров осуществляются с помощью Общероссийского классификатора продукции (ОКП), принятом и введенном в действие с 1 июля 1994 г. В ОКП установлены группы однородных товаров, представляющие собой совокупность ассортиментных единиц, свойств ассортимента или товарных артикулов, которые и служат единицей измерения. Это систематизированный свод кодов и наименований группировок продукции, построенных на основе иерархической системы классификации. В ОКП предусмотрена пятиступенчатая иерархическая классификация с цифровой десятичной системой кодирования. На каждой ступени классификации деление осуществлено по наиболее значимым классификационным признакам. На первой ступени располагаются классы продукции (XX 0000), второй - подклассы (XX Х000), на третьей - группы (XX XX00), на четвертой подгруппы (XX ХХХ0), на пятой - виды продукции (XX XXX). Классы кодируются двухразрядными кодами от 01 до 99. Подклассы конкретизируют содержание класса. Шесть цифр кода применяют для обозначения высших классификационных группировок. Последние четыре цифры кода служат для внутривидовых обозначений и дают указание на конкретные марки, типоразмеры, модели. Для их отражения применяют отраслевые классификаторы продукции или классификаторы предприятия. Классификация и кодирование товаров для экспортно-импортных операций осуществляется с помощью Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), введенной в действие в 2000 году. Товарная номенклатура - это систематизированный перечень товаров системой цифровых кодов, позволяющих представить информацию в удобной форме для сбора, передачи, практической деятельности в автоматизированной системе. ТН ВЭД РФ используется при таможенном оформлении и контроле товаров, ведении таможенных экономических операций, таможенной статистики внешней торговли, изучении товарной структуры внешней торговли. Товарная номенклатура предусматривает пять уровней классификации товаров: 1-й уровень - разделы; 2-й уровень - группы; 3-й уровень - товарные позиции; 4-й, 5-й - более низкие уровни детализации. В ТН ВЭД товары делятся на 21 раздел и 97 групп. Классификация производится по следующим признакам: 1) по происхождению товара (товары сельского хозяйства, рыболовства, животноводства, лесного хозяйства, минералогии) - I, II и V разделы; 2) по химическому составу (жиры и масла, продукция химическом отрасли и связанных с ней отраслей) - III, VI, VII разделы; 3) по виду материала, из которого изготовлен товар - VIII; IX, X, XIII, XIV, XV разделы; 4) по функциональному назначению товара (готовые продукты и изделия) - IV, XI, XII, XVI-XXI разделы. Для точного определения кода товаров необходимо использовать три составные части ТН ВЭД: номенклатурную часть; примечание к разделам и группам; основные правила интерпретации. Длина кодового обозначения товара в классификаторе составляет десять цифровых знаков. Структуру кода можно представить следующим образом: XX XX XX ХХХХ группа позиция субпозиция подсубпозиция Разделы обозначаются римскими цифрами, а группы, позиции, субпозиции и подсубпозиции - арабскими. ТН ВЭД построена на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, используемой в мировой практике. Для автоматизированного учета товаров и объектов применяется система штрихового кодирования. Штриховой код разработан Европейской ассоциацией товарной нумерации EAN. Существуют 8- и 13- разрядные коды, представляющие сочетание штрихов и пробелов разной ширины. С помощью штрихового кодирования осуществляется контроль за состоянием хранения товаров на складах, учет и выдача товара со склада. Существуют несколько видов кодов, среди которых наиболее распространенными являются американские типа UPC и европейские коды типа EAN: - UPC-12 - универсальный product code, - EAN-13 - европейская ассоциация штриховой нумерации. Код EAN-8 применяется для малогабаритных товаров (батончики, жвачка, сигареты). EAN-14 - на транспортную тару. В российских штрихкодах код страны присваивается ассоциацией EAN, следующие пять цифр, т.е. код изготовителя, присваиваются национальным органом Внешнеэкономической ассоциацией автоматической идентификации (ЮНИСКАН) централизованно по каждому предприятию, следующие пять цифр присваиваются самим предприятием – изготовителем продукции. Контрольная цифра служит для проверки правильности штрихкода при считывании сканером с помощью специального алгоритма, а также для определения подлинности товара. Для такого анализа проводятся вычисления, представленные на примере штрихкода типа EAN-13 (код 5900501002822): 1. Определить сумму чисел, стоящих на четных позициях: 9+0+0+0+2+2= 13; 2. Полученную в п. 1 сумму умножить на 3: 13*3 = 39; 3. Определить сумму чисел, стоящих на нечетных позициях без контрольной цифры: 5+0+5+ 1+0+8 = 19; 4. Сложить суммы, полученные в П.2 и П.З: 39+19 = 58; 5. Отбросить десятки, получится число 8; 6. Из 10 вычесть полученную в п. 5 сумму: 10-8 = 2. Если полученная в п. 6 цифра совпадает с контрольной, то произведенный и промаркированный товар является подлинным. Если полученная после расчета цифра не совпадает с контрольной цифрой в штрихкоде, это означает, что товар произведен незаконно. Методы кодирования Порядковый метод кодирования – образование и присвоение кода из чисел натурального ряда. Примером порядкового метода кодирования может служить присвоение чисел (кодов) в журнале группы, темам в программе и т. п. Это самый простой и распространенный метод кодирования, не требующий определенных знаний в данной области. Он позволяет осуществлять кодирование объектов, классифицированных по одному или нескольким обусловленным или случайным признакам. Например, студенты в группе кодируются по алфавиту первых букв; остальные признаки (возраст, пол, уровень подготовки и т. п.) случайны. Методы кодирования Порядковый Серийнопорядковый Параллельный Последовательный Иерархический Фасетный Методы классификации Рис. 7. Взаимосвязь разновидностей методов кодирования и классификации Серийно-порядковый метод кодирования – образование и присвоение кода из чисел натурального ряда, закрепление отдельных серий и диапазонов этих чисел за объектами классификации с определенными признаками. Примером может служить присвоение порядковых номеров определенной группе товаров. Так, консервы рыбные получают индекс Р (рыбная промышленность), а затем определенный порядковый номер, например, 85 – лосось дальневосточный натуральный – горбуша. Последовательный метод кодирования – образование и присвоение кода классификационной группировки и/или объекта классификации с использованием кодов последовательно расположенных подчиненных группировок, полученных при иерархическом методе классификации. Для этого метода характерны все преимущества и недостатки иерархического метода классификации. Его главными достоинствами являются высокая степень упорядочения и возможность выявления общих и частных признаков. Последовательный метод кодирования может быть проиллюстрирован на примере группы товаров «Материалы лакокрасочные», которая подразделяется на подгруппы и виды по взаимосвязанным признакам (ниже приводится часть группы из ОКП): Код 23 23 23 23 23 23 23 23 23 23 23 23 1000 1100 1110 1111 1112 1113 1114 1120 1121 1122 1123 1124 К4 4 9 4 8 5 3 9 4 1 5 Материалы лакокрасочные Лаки на конденсационных смолах Лаки на природных смолах канифольные Янтарные Битумные Масляные Лаки на алкидных смолах глифталевые пентафталевые этринольные алкидно-стирольные Параллельный метод кодирования – образование и присвоение кода классификационной группы и/или объекта классификации с использованием кодов независимых группировок, полученных при фасетном методе классификации. При достаточно высокой степени упорядочения независимость группировок не позволяет выявить в полной мере общность и различия признаков. Однако для этого метода кодирования возможна любая, заранее обусловленная емкость классифицируемых объектов и позиций. Примером параллельного метода кодирования может служить деление продукции на подвиды в ассортиментной части ОКП. Каждому методу кодирования присущи определенные достоинства и недостатки. Сравнительный анализ разных методов представлен в табл. 2. Таблица 2. Достоинства и недостатки разных методов кодирования Метод Достоинства Порядковый Простота присвоения кодов. Экономичность использования 9999 кодов, принятых в классификаторах Серийно- Упорядочение объектов по Недостатки Отсутствие дополнительной информации об объектах. Невозможность выделения общности и разницы между объектами Требуется дополнительное порядковый сериям, в результате чего появляется дополнительная информация Последовательный При малой значности кода большая информационная емкость Параллельный Хорошая приспособленность для машинной обработки, гибкость кода облегчает введение необходимых изменений в фасету распределение множества по объектам по определенным признакам Жесткость кода из-за строгого фиксирования последовательно кодируемых признаков, сложность изменения в коде с целью введения новых признаков Недостаточная связь между отдельными группировками Совокупность правил и методов кодирования классификационных группировок и объектов классификации заданного множества называется системой кодирования. Классификаторы Методы классификации и кодирования находят совместное применение в классификаторах, хотя область их распространения значительно шире. Классификатор – нормативный документ, представляющий собой систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и/или объектов классификации. Структуру классификатора составляют его позиции и емкость. Позиция классификатора – наименование и код классификационной группировки или объекта классификации. Например, код 81 означает классификационную группировку продукции текстильной промышленности (без пряжи, тканей, нетканых материалов и трикотажных изделий). Емкость классификатора – наибольшее число позиций, которое может содержать классификатор. Так, при десятиразрядном построении, наиболее часто применяемом для классификаторов, все классифицируемые объекты подразделяются на десять классов, подклассов, групп, подгрупп, видов и подвидов. В результате емкость такого классификатора составит миллион позиций. Возможно, что не все позиции будут заполнены и в этом случае образуется резервная емкость классификатора, обозначающая количество свободных позиций в нем. Классификаторы подразделяются в зависимости от областей применения и назначения (рис. 8). При осуществлении товароведной деятельности могут использоваться 10 общероссийских классификаторов и один международный. Всего в социально-экономической области разработан 31 общероссийский классификатор. При проведении таможенных операций применяется ТН ВЭД – Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности. В сертификатах соответствия на импортную продукцию указываются коды ТН ВЭД и ОКП, а на отечественную – только ОКП. Коды ОКП и ОКПО (Общероссийского классификатора предприятий и организаций) используются на маркировке ряда товаров (например, консервов), а также в статистической отчетности. Поиск необходимых стандартов может производиться с помощью ОКС (Общероссийского классификатора стандартов). Коды услуг торговли и общественного питания регламентируются ОКУН (Общероссийский классификатор услуг населения). Код должности товароведа (27150) установлен ОКПДТР (Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов). Рис. 8. Классификаторы, применяемые в товароведной деятельности Кроме того, в товароведной и торговой деятельности могут использоваться ОКЕИ – Общероссийский классификатор единиц измерений, ОКДП – Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг; ОКВЭД – Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, ОКВГУМ – Общероссийский классификатор видов грузов, упаковки и упаковочных материалов; ОКЗ – общероссийский классификатор занятий. Разработка ОК включает создание и экспертизу проектов классификаторов и вносимых в них изменений, а также методическое обеспечение ведения и применения классификаторов. ОК разрабатываются по основным видам технико-экономической и социальной информации, используемым при создании государственных информационных систем и ресурсов, а также при межведомственном обмене информацией. ОК используются в правовых актах в социально-экономической области для однозначной идентификации объектов правоотношений. Применение ОК обеспечивается путем прямого использования их без изменения принятых в них кодов и наименований позиций, а также включения дополнительных объектов классификации и классификационных признаков в резервные позиции без нарушения действующих кодов и наименований. ОК носят обязательный характер. При разработке следует дать обоснование необходимости определенного вида ОК, а также обеспечивать гармонизацию с международными и региональными классификациями и стандартами по классификации. Определение по ОК кода объекта классификации осуществляется хозяйствующими субъектами самостоятельно. Наиболее часто в товарной деятельности используется ТН ВЭД и ОКП, в которых регламентируются классификационные группировки, объекты и их коды. Необходимость введения ОКП обусловлена огромным количеством выпускаемых отечественной промышленностью видов и наименований продукции (несколько десятков миллионов) и соответственно невозможностью ее учета без применения ЭВМ. ОКП служит основой информационного обеспечения учета промышленной и сельскохозяйственной продукции. В нем товарная продукция систематизирована в виде классификационных группировок и конкретных наименований продукции, а также свода кодов. ОКП состоит из двух частей: классификационной – К-ОКП и ассортиментной – А-ОКП. К-ОКП – свод кодов и наименований классификационных группировок, систематизирующих продукцию по определенным общим признакам, в основном потребительского характера. А-ОКП представляет собой свод кодов и наименований, относящихся к определенной группировке и позволяющих идентифицировать продукцию, ее типы, марки и другие элементы ассортимента. Классификационная часть ОКП была включает около 60 тыс. классификационных группировок в порядке возрастания кодов. При построении ее был использован иерархический метод классификации. Вся продукция распределена по наиболее существенным признакам на пять ступеней классификации – класс, подкласс, группа, подгруппа, вид. Классы являются первой ступенью иерархического деления в ОКП и кодируются двухразрядными кодами от 01 до 99. Например, код 81–90 присвоен продукции легкой промышленности (пряжа, ткани, изделия швейные, трикотажные и кожаные, меха, обувь и т. п.); 91–92 – продукции пищевой промышленности (продукты молочные, мясные, рыбные, хлебные и т. п.); 97–98 – продукции растениеводства и животноводства. Вторая ступень классификации – подклассы, конкретизирует содержание класса. Пример деления на классы, подклассы и другие классификационные группировки приведен ниже. Классификация продукции в К-ОКП завершается на 4-м, 5-м или 6-м разряде кода. Глубина классификации определяется необходимым и достаточным количеством признаков, позволяющих решить задачи использования классификационных группировок. В ассортиментной части (А-ОКП) применяются все последующие 5-й, 6-й и 7-й разряды кода. Если какую-либо продукцию трудно отнести к одной из классификационных группировок, ее включают в дополнительную группировку с названиями «прочая» или «различного назначения», например, 21 9000 — «Удобрения прочие». Для поиска классификационных группировок ОКП по наименованию разработан и издан «Алфавитно-предметный указатель (АПУ) к Высшим классификационным группировкам Общегосударственного классификатора продукции (ВКГ ОКП)», который представляет собой перечень наименований продукции, расположенных в алфавитном порядке с кодовым обозначением соответствующих классификационных группировок. Ассортиментная часть ОКП включает наименование продукции конкретных марок, типоразмеров, сортамента, артикулов, моделей, что позволяет идентифицировать их по коду. В А-ОКП применяют все разновидности метода кодирования, но наиболее часто — порядковый и серийно-порядковый. Последовательный и параллельный методы кодирования практически продолжают классификацию продукции в ассортиментной части, поэтому их применение допускается при сравнительно небольшой номенклатуре кодируемой продукции. Каждая позиция А-ОКП содержит десятиразрядный код изделий, двухразрядное контрольное число (КЧ), наименования изделия по нормативному документу (ГОСТ, СТО, ТУ). Наряду с ОКП, в товарной деятельности может применяться ТН ВЭД. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) — международный классификатор экспортно-импортных товаров. ТН ВЭД предназначена для установления таможенных тарифов указанных товаров при пересечении таможенной границы Российской Федерации. ТН ВЭД устанавливает коды классификационных группировок товаров, в том числе продовольственного сырья, пищевых продуктов и табачных изделий. Классификация товаров в ней осуществляется по следующим Правилам интерпретации ТН ВЭД: 1. Названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров осуществляется, исходя из текстов товарных позиций и примечаний к разделам или группам. 2. Любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой номер в некомплектном и незавершенном виде, при условии, что последний обладает основными характеристиками комплектного и завершенного товара. 3. При возможности отнесения товаров к двум и более товарным позициям их классификация осуществляется следующим образом: а) предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара по сравнению с более общим описанием; б) товары, изготовленные из различных компонентов, или наборы товаров для розничной торговли должны классифицироваться по тому материалу или составной части, которые определяют основной характер данных товаров при условии применимости этого критерия; в) при невозможности классифицирования товаров в соответствии с пунктами 3 (а, б) товары должны относиться к товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов среди товарных позиций, в равной степени приемлемых для рассмотрения при классификации данных товаров. 4. Товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с вышеизложенными правилами, классифицируются в товарные позиции, наиболее сходные с рассматриваемыми товарами. Товароведная классификация товаров Товары как объекты коммерческой деятельности могут подразделяться по множеству признаков, среди которых основной – назначение. По назначению все товары подразделяют на следующие роды: потребительские – товары, предназначенные для индивидуальных потребителей для личного использования; промышленные – товары предназначенные для назначения производства других товаров и создающие его сырьевое и технологическое обеспечение; товары для офиса – товары, предназначенные для улучшения организации административно-управленческой деятельности. Каждый род товаров подразделяется на подроды и классы. Продовольственные товары предназначены в основном для удовлетворения физиологических потребностей организма человека в энергии, пластических веществах и органолептических ощущениях (психических потребностей). Подрод непродовольственных товаров, которые называли ранее промышленными, удовлетворяет разнообразные потребности: физиологические (защита от неблагоприятных внешних воздействий окружающей среды), социальные и др. Подрод медицинских товаров предназначен для удовлетворения социальных потребностей в обеспечении здоровья человека, а также физиологических потребностей во внутренней безопасности. Класс товаров – множество товаров, удовлетворяющих обобщенные группы потребностей. В зависимости от используемого сырья и назначения классы делятся на подклассы, группы, подгруппы, виды и разновидности. Последние две группировки могут иметь наименования: номинальные и марочные. Например, подрод продовольственные товары делится на два класса: пищевые продукты и табачные изделия. Подкласс однородных товаров – множество товаров, удовлетворяющих аналогичные группы потребностей, имеющих определенные различия. Например, подкласс «Пищевые продукты растительного происхождения» удовлетворяет физиологические потребности в специфических питательных веществах, присущих только этой группе, – углеводах, растительных маслах, белках, волокнах и т. п. Группа однородных товаров – подмножество товаров, удовлетворяющих более специфичные группы потребностей, что обусловлено особенностями применяемых сырья, материалов, конструкций. Так, подкласс «Пищевые продукты растительного происхождения» подразделяется на плодоовощные, зерномучные и другие группы товаров, каждая из которых удовлетворяет потребности в определенном комплексе веществ и имеет специфичное назначение. Подгруппа товаров – подмножество товаров, имеющих общее с группой основное назначение, но отличающихся от товаров других подгрупп только им присущими признаками. Так, груша кондитерских товаров делится на две подгруппы: сахаристые и мучные товары, различающиеся соотношением основных компонентов (сахара, муки и жиров). Вид товаров – совокупность товаров, отличающихся индивидуальным назначением и идентификационными признаками. Вид товаров как часть множества обязательно имеет общее назначение с более крупными классификационными группировками, отличаясь от них индивидуальным назначением. К другим отличительным признакам вида относятся показатели, позволяющие идентифицировать вид товара. Довольно часто вид товаров распознают по внешнему виду, а вид пищевых продуктов – дополнительно по вкусу, запаху; консистенции. Хотя эти признаки и не являются безусловными, но в силу доступности и простоты их чаще всего используют на практике. Так, виды сахаристых изделий – карамель и конфеты – отличаются прежде всего внешним видом и консистенцией (структурой). Они имеют общее назначение – должны удовлетворять потребность в ощущении приятного сладкого вкуса, и индивидуальное – потребность в разной консистенции. Разновидность товаров – совокупность товаров одного вида, отличающихся рядом частных признаков. Так, по признаку «содержание начинки» различают две разновидности карамели – леденцовая и с начинкой. Наименование товаров – совокупность товаров определенного вида, отличающихся от товаров того же вида собственным названием (именем) и индивидуальными особенностями, обусловленными подбором сырья, материалов, а также конструкцией, технологией. Наименование товаров может быть номинальным и марочным. Номинальное наименование – именное обобщенное название товара, выпускаемого разными изготовителями. Например, карамель Театральная, конфеты Маска, Цитрон и др. Марочное наименование, или торговая марка – индивидуальное название товара, выпускаемого определенным изготовителем. Довольно часто на это наименование выдается патент, что обеспечивает защиту авторского права марочного наименования, например, обувь Salamander, игристое вино Абрау Дюрсо, сок Тонус. В современных условиях, когда общая широта товаров достигает в торговых организациях, особенно гипермаркетах, 50 000 - 80 000 единиц, автоматизированный учет с помощью штрих-кодовой информации требует введения понятия «товарный артикул». Товарный артикул (ТА) – ассортиментная единица товара, включающая его наименование и/или торговую марку, при необходимости градацию качества (сорт, класс качества, номер, марку и т. п.), типоразмер или количественную характеристику фасованной продукции (массу, объем, длину, ширину, высоту и т. п.), а также иные необходимые сведения. Каждому товарному артикулу присваивается свой штрих-код, что позволяет идентифицировать его на всех этапах товародвижения. Например, питьевая бутилированная вода Святой источник в упаковке вместимостью: 2; 1,5; 0,5 л будет относиться к разным товарным артикулам, различающимся количественными характеристиками и ценой. Артикул рисовой или гречневой крупы будет определяться разновидностью (шлифованный или полированный рис, ядрица или продел гречневые), сортом, фасовкой, а у риса – также типом и, возможно, страной происхождения. Для артикула одежды и обуви важными признаками будут размер, цвет, фасон, страна происхождения. Таким образом, идентифицирующие признаки товарного артикула для разных товаров неодинаковы. Наиболее доступным методом идентификации товарных артикулов на всех этапах товародвижения является маркировка, в том числе и штрих-код. Общая классификация продовольственных и непродовольственных товаров имеет большую глубину, поэтому возможно применение дополнительных классификационных группировок, например, подклассов и подгрупп разных ступеней. Такой прием впервые применен нами для классификации продовольственных товаров растительного происхождения. Классы, подклассы и группы составляют общую товароведную классификацию потребительских товаров (табл. 3 и 4). Деление групп однородных товаров на подгруппы, виды, разновидности и наименования относится к частной товароведной классификации и рассматривается в соответствующих разделах товароведения. Деление потребительских товаров на роды, подроды, классы и подклассы основано на иерархическом методе классификации. При делении на группы могут быть использованы совместно иерархический и фасетный методы. Это видно на примере групп подкласса «продовольственные товары растительного происхождения». Часто группы этого подкласса подразделяются по сырьевому признаку иерархическим методом на зерномучные товары, плодоовощные товары, табачные изделия. В то же время другие группы (вкусовые, вспомогательные и кондитерские товары) выделяются по иному признаку – назначению, что свидетельствует о применении фасетного метода, так как в целом при делении на группы использованы признаки, независимые друг от друга. Приведенная общая товароведная классификация продовольственных и непродовольственных товаров не совпадает с классификацией сельскохозяйственной и промышленной продукции в ОКП. Это объясняется тем, что товароведная классификация исторически сложилась раньше и была основана на потребностях торговли. В ОКП в наибольшей степени проявляются интересы отраслей, производящих продукцию. Поэтому обе эти классификации могут применяться каждая в своей сфере. Вместе с тем существуют и альтернативные товароведные классификации потребительских товаров. Таблица 3. Общая классификация продовольственных товаров № п/п Класс: продовольственные товары, или пищевые продукты подклассы группы однородных товаров Товары I. Вспомогательные 1 Пищевые добавки 2 Пряности 3 Приправы 4 Натуральные улучшители консистенции II. Растительного происхождения 1 Зерномучные 2 Плодоовощные 3 Вкусовые 4 Сахар и его заменители 5 Крахмал и крахмалопродукты 6 Кондитерские товары 7 Растительные масла и маргариновая продукция III. Животного происхождения 1 Пищевые животные жиры 2 Молочные 3 Мясные 4 Рыбные 5 Яйцо и яйцепродукты IV. Комбинированные 1 Продукты детского питания 2 Пищевые концентраты Таблица 4. Общая классификация непродовольственных товаров № Класс: непродовольственные (промышленные) товары п/п подклассы группы однородных товаров Товары I. Текстильные и одежно-обувные 1 Текстиль 2 Одежда 3 Обувь II. Галантерейные и ювелирные 1 Галантерейные 2 Ювелирные III. Гигиенические 1 Парфюмерные 2 Косметические IV. Культурно-бытовые 1 Часы 2 Канцелярские 3 Транспортные средства 4 Спортивные и охотничьи 5 Музыкальные 6 Фото- и кинотовары 7 Аудио- и видеокассеты Таблица 4. Общая классификация непродовольственных товаров (продолжение) № Класс: непродовольственные (промышленные) товары п/п 8 9 подклассы группы однородных товаров Книги, журналы и т. п. Товары для отдыха V. Хозяйственные 1 Мебель 2 Посуда 3 Бытовая техника (сложнотехнические товары) 4 Бытовые химические товары 5 Стройматериалы 6 Сельскохозяйственные товары VI. Нефтепродукты и смазочные материалы 1 Нефть 2 Нефтепродукты 3 Смазочные материалы VII. Биотовары 1 Цветы 2 Зоотовары 3 Предметы ухода за ними и корма Товары делятся по сферам применения на роды: потребительские товары - предназначены для личного использования индивидуальных потребителей; - товары промышленного назначения - предназначены для производства других товаров и создания сырьевого и технологического обеспечения; товары, предназначенные для улучшения организации административно-управленческой деятельности. Каждый род делится на классы. Класс товаров - это совокупность товаров, которые имеют аналогичное функциональное назначение. Так, род товаров промышленного назначения в зависимости от типа производства и его характера делится на два класса: основное оборудование, предназначенное для производства основных видов продукции, вспомогательное оборудование. Род потребительских товаров делится на три класса: продовольственные (пищевые продукты); непродовольственные; медицинские товары. Продовольственные товары — это товары, представляющие собой плевые продукты в натуральном или переработанном виде, предназначенные в основном для удовлетворения физиологических потребностей организма человека в энергии, пластических веществах и органолептических ощущениях. Непродовольственные товары — это продукты производственного процесса, предназначенные удовлетворять разнообразные потребности: физиологические (защита от неблагоприятных внешних воздействий окружающей среды), социальные и др. Медицинские товары предназначены для удовлетворения социальных потребностей в обеспечении здоровья человека, а также физиологических потребностей во внутренней безопасности. Класс «продовольственные товары» и «непродовольственные товары» делятся на подклассы (комплексы) и группы (таблица 3,4/приложение А, Б). Группы однородных товаров - это совокупность товаров определенного класса, обладающие сходным составом потребительских свойств и показателей. Вид товаров — совокупность товаров, определенной группы, объединенных общим названием, и, отличающихся индивидуальным значением или идентификационными признаками. Разновидность товаров — совокупность товаров одного вида, выделенных по ряду частных признаков. Вопросы для самопроверки Разберите общую классификацию методов товароведения и укажите классификационные признаки групп и подгрупп методов. Дайте определения основных эмпирических методов. Определите понятия «классификация», «объект», «ступень классификации» и «классификационный признак». Охарактеризуйте такие разновидности метода классификации, как иерархический и фасетный методы, укажите их достоинства и недостатки. Рассмотрите метод кодирования и его разновидности, укажите их достоинства и недостатки. Что такое структура кода? Охарактеризуйте его составные элементы. Определите понятие «классификатор» и укажите его структуру. Укажите виды классификаторов и дайте перечень основных ОК, применяемых в товароведной деятельности. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.
«Кодирование товаров» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 32 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot