Классификация различных видов трудовой деятельности
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 3. Классификация различных видов трудовой деятельности
1. Виды трудовой деятельности человека
Виды трудовой деятельности человека можно классифицировать следующим образом.
1. Физическая форма труда, или ручной труд – это труд, требующий значительной мышечной активности.
2. Групповая форма труда (конвейер), это разновидность физической формы трудовой деятельности, в которой люди связаны выполнением определенной работы. Она сопровождается монотонностью, ритмом, определённым темпом, и зачастую связана с быстрым утомлением и нервным истощением.
3. Механизированные формы труда.
4. Автоматизированный труд. Характеризуется монотонностью и утратой творческого начала.
5. Умственный труд. Характеризуется повышенным вниманием, большим объёмом информации, повышенным сенсорным напряжением, эмоциональностью, нервным напряжением, усиленным минеральным обменом в клетках мозга, возможностью стрессовых ситуаций.
Физическим трудом называют выполнение человеком энергетических функций в системе «человек-орудие труда». Тяжесть работы при этом определяется энергетическими затратами в процессе трудовой деятельности. Физический труд подразделяется на следующие категории: легкие (1а – затраты менее 139 Вт, 1б – от 140 до 175 Вт), средней тяжести (IIа – 175-232 Вт, IIб – 233-290 Вт), тяжелые (свыше 290 Вт).
Групповая форма труда (конвейер) – это одна из древнейших видов коллективной работы. Ярким ее примером является работа бурлаков, изображенная в картине Ильи Репина и воспетая Федором Шаляпиный в песне «Эй, ухнем». В основе своей это песня о корчевке деревьев, чтобы освободить землю под пашню. У дерева подрубали корни, затем группа людей тянула его за веревку, привязанную к вершине — и тогда «дубинушка» - дерево «сама пойдет» (само упадет). Выдерживать темп движения работникам помогали песни. Припевы из этих песен «Эй, ухнем!», «Подернем, подернем!», «Эх, дубинушка, ухнем! Эх, зеленая сама пойдет!» и т. д. перешли затем в песни волжских бурлаков, тянущих суда по рекам против течения. Эта песня своим музыкальным ритмом придавала синхронность и темп людям, прилагающим физическую силу к выполнению общей задачи и таким способом синхронно усиливала рывок, как приложенный к объекту, чтобы выполнить общую задачу с наибольшей силовой отдачей. В первом случае – это одновременная концентрация сил у людей, тянущих за веревку с целью выкорчевать дерево. Во втором случае при помощи ритма в песне происходила концентрация тягловых усилий для перемещения судна.
Групповая форма труда и сейчас нередко используется при организации физического труда нескольких человек, например, при перетаскивании кирпичей по цепочке.
Как возникло конвейерное производство. Сейчас конвейерная форма труда называется по имени Г.Форда, но на самом деле история была другой.
Первый шаг к конвейерному производству сделала компания «Olds Motor Works», которая при выпуске автомобиля Osldsmobile, в 1901 году использовала такую форму работы, которая отличалась высокой производительностью труда из-за четкого разделения процесса сборки автомобиля на маленькие операции, выполняемые последовательно. Это позволило увеличить выпуск автомобилей с 400 до 5000 в год. Позже Генри Форд подключил все свои ресурсы для того, чтобы обогнать владельца компании Рэнсома Олдса и усовершенствовал систему.
Современный пример использования этой формы труда показан на фотографии.
Особенность такой формы труда заключается в разделении общего процесса на конкретные операции, строгой последовательности их выполнения, автоматической подаче деталей к каждому рабочему месту с помощью движущейся ленты конвейера. Конвейерная форма труда требует синхронной работы участников в соответствии с заданным ритмом и темпом. При этом, чем меньше времени тратит работник на операцию, тем монотоннее работа и проще ее содержание. Монотонность - одно из отрицательных последствий конвейерного труда, которое выражается в преждевременной усталости и нервном истощении. В основе этого явления лежит преобладание процесса торможения в корковой деятельности, развивающееся при действии однообразных повторных раздражителей, что снижает возбудимость анализаторов, рассеивает внимание, уменьшает скорость реакции, и как следствие быстро наступает утомление.
Механизированные формы физического труда – это деятельность человека-оператора машины. Механизированный труд представляет собой выполнение трудовых операций с помощью различных механизмов под управлением человека. Например, рытье котлована экскаватором, вывоз древесины с помощью трейлеров, работа на фрезерном или токарном станке.
Механизированный труд характеризуется широким использованием различных машин, станков, аппаратов, измерительных инструментов. Механизация трудового процесса освобождает человека от тяжелой физической работы, а его главной функцией становится управление машиной, а также контроль за ее работой. Вместе с тем, обслуживая машины, человек осуществляет различные моторные (двигательные) действия и выполняет ряд ручных операций. Этим типом труда заняты станочники по холодной и горячей обработке металлов, работники швейного и полиграфического производства, водители транспорта, машинисты, трактористы, газоэлектросварщики и т. д.
Механизированный труд может быть двух форм: детерминированная – это деятельность по заранее известным правилам, алгоритмам действий и недетерминированная – когда возможны неожиданные события в выполняемом технологическом процессе, но в то же время известны управляющие действия при появлении неожиданных событий. Пример детерминированной формы механизированного труда: работа в кафе на кофемашине.
Недетерминированная форма – труд водителя, ведь он в неожиданных ситуациях на дороге принимает управляющие действия, хотя и в рамках инструкции к управлению автомобилем.
Автоматизированный труд – это труд, который осуществляется непосредственно оборудованием. Человек участвует в данном процессе в качестве наблюдателя, обеспечивающего контроль и настройку оборудования. Автоматизированный труд практически полностью исключает ручные действия, направленные непосредственно на предмет труда. Вся работа в данном случае выполняется при помощи автоматов, автоматизированных линий и установок. В условиях автоматизированного производства трудовая деятельность человека резко меняется - его основными функциями становятся слежение (наблюдение) за работой управляемой системы, прием и переработка информации о ходе производственного процесса, принятие соответствующих решений.
К этому типу труда относится деятельность операторов станков с программным управлением, железнодорожных и авиационных диспетчеров, операторов энергосистем, аппаратчиков химического производства и т. д.
Пример: линия по изготовлению кондитерский изделий – конфет.
Умственный труд или интеллектуальная деятельность – этот вид трудовой деятельности объединяет работы, связанные с приемом, переработкой и передачей информации и требующие напряжения внимания, памяти, сенсорного аппарата, активации процессов мышления, эмоциональной сферы (некоторые виды операторского труда, управление, преподавание, наука, учеба, творчество). Он требует от человека напряженного функционирования процессов внимания, памяти, мышления и эмоциональной сферы. К результатам умственного труда относят нематериальные объекты.
Умственный труд имеет следующие формы.
Труд диспетчера (оператора) – объединяет группы профессий, связанных с управлением машинами, оборудованием, технологическими процессами. Характеризуется повышенным нервным напряжением вследствие большой личной ответственности, особенно на атомных электростанциях (АЭС) и в авиации. Их работа отличается высоким нервно-эмоциональным напряжением, большой нагрузкой на сенсорные системы (зрение, слух).
Управленческий труд - это операции и работы, выполняемые административно-управленческими работниками. Управленческий труд выделился в период разделения и кооперации труда. Однако административно-управленческие работники, в отличие от рабочих, сами непосредственно не воздействуют на предмет труда, т.е. своими руками (с использованием средств труда) не производят материальных ценностей. Они создают необходимые организационно-технические и социально-экономические предпосылки для эффективного труда людей, непосредственно занятых выполнением производственных (коммерческих) операций.
Управленческий труд чрезвычайно разнообразен, а круг управленческих операций непрерывно расширяется. Сами операции видоизменяются вследствие, с одной стороны, трансформации методов управления и областей их применения, и, с другой стороны, в связи с возрастающим использованием новых технических средств хранения, передачи, накопления, обработки информации. Управленческий труд характеризуется личной ответственностью за принятие решения, большим объёмом информации, дефицитом времени.
Творческий труд – разделяется на два вида: труд, основанный на доминировании эмоционально-чувственного сознания и труд, основанный на доминировании рационального сознания. В первом случае человек использует способ чувственного познания определенной области для изготовления новой продукции, в которой отражено личное эмоциональное восприятие мира. От степени его эмоционального состояния в процессе изготовления творческой продукции и от уровня таланта актуализации определенных чувств зависит, как будут воспринимать эту продукцию зрители, слушатели. То есть это способ познания мира и отражения определенного объекта через чувствование. К такому виду трудовой деятельности относится работа художников, композиторов, музыкантов, артистов.
Во втором случае труд будет основан на аналитическом познании мира и производстве продукта деятельности, основанного на логическом мышлении, анализе, синтезе, обобщении. В результате формируется продукт интеллектуальной деятельности – книга, закон, теорема, конструкция, теория и т.д., которые продвигают прогресс человеческой цивилизации. Деятельность ученого, идущего от одного результата к другому, представляется обычной систематической работой. Для того, чтобы ученым нужно много и упорно учиться, читать много научной литературы, анализировать ее, обобщать, выделять главное.
Высокий уровень креативности является одним из основополагающих факторов, делающих умственный труд творческим..
Труд преподавателя, медработника характеризуется множеством контактов с людьми, большим объёмом информации, эмоциональным напряжением. Педагогическая деятельность - одна из самых трудных областей человеческого труда. Для успешного выполнения ее недостаточно глубокого знания предмета, но также необходимо умение проникать в психическое состояние учеников и использовать методы психологического воздействия для достижения целей обучения. Работа преподавателя - это не ремесло, а искусство, требующее от него больших знаний, высокой культуры и педагогического мастерства. Преподавателю принадлежит ведущая роль в формировании у студентов профессиональных знаний, воспитании активной жизненной позиции.
Труд преподавателя представляет собой особый вид высококвалифицированного умственного труда, имеющего творческий характер и отличающегося высокой степенью напряжения.
Труд медицинских работников относится к числу сложных и ответственных за жизнь пациента, видов деятельности. Он характеризуется значительной интеллектуальной нагрузкой, а в отдельных случаях требует больших физических усилий и выносливости, внимания и высокой работоспособности, часто в экстремальных условиях и стрессовых ситуациях; отдельные виды работ являются малопривлекательными.
Труд студентов и учащихся характеризуется повышенным вниманием, памятью, наличием стрессовых ситуаций. Он характеризуется напряжением основных психических функций, таких как память, внимание, восприятие, наличием стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).
Под влиянием умственной работы состояние психических функций претерпевает фазные изменения. В начале работы улучшаются внимание, запоминание, скорость выполнения тестовых задач и профессиональная работоспособность.
Длительная умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность: ухудшаются функции внимания (объем, концентрация, переключение), памяти (кратковременной и долговременной), восприятия (появляется большое число ошибок).
2. Работоспособность человека, фазы работоспособности
Любой вид трудовой деятельности имеет следующие фазы изменения трудоспособности:
1 фаза - врабатывание (для физического труда затраты времени от нескольких минут до 1,5 часа, для умственного труда до 2,5 часов);
2 фаза - высокая работоспособность (примерно 2-2,5 часа);
3 фаза - снижение работоспособности (характеризуется утомлением, ухудшением внимания, расстройством слухового и зрительного анализаторов, увеличением числа ошибок).
Статистически самая высокая производительность труда отмечается в такие дни недели как вторник, среда и четверг.
Работоспособность человека зависит также от смены и времени внутри смены:
• максимальная работоспособность в 1 смене с 8 до 12 часов, во второй смене с 14 до 17 часов;
• минимальная работоспособность отмечается в ночной смене, примерно с 3 до 5 часов.
С целью обеспечения безопасности трудовой деятельности при организации своего труда рекомендуется соблюдать следующие рекомендации:
• рабочее место должно отвечать требованиям эргономики и технической эстетики;
• сочетать физический труд с умственным, соблюдать чередование работы и отдыха, учитывая, что умственный труд требует более частых, но коротких перерывов, а физический наоборот.
3. Энергозатраты человека на трудовую деятельность и энерговозмещение. Дисбаланс энергообмена.
Традиционный, официально принятый в физиологии и эргономике подход к проблеме восстановления энергетических затрат человека гласит, что на определённый объём работы необходимо затратить определённое количество энергии, которая, в свою очередь, должна быть восстановлена строго определённым количеством пиши.
По существу, пищеварение представляется "печью", где сжигаются "дрова" - белки, жиры и углеводы, имеющие рассчитанное количество энергии (1 грамм жира даёт 9,3 ккал, 1 грамм углеводов и 1 грамм белка - по 4,1 ккал). В соответствии с этим энергия расходуется:
• на обеспечение жизнедеятельности (вместе с терморегуляцией) - примерно 50-60% (1 ккал на 1 кг массы тела в час, а во время сна примерно 0,93 ккал на 1 кг массы тела в час);
• на согревание и усвоение пищи - 10-15%;
• на трудовую и иную физическую активность - 30-40%.
Энергозатраты - очень лабильный (подвижный) показатель и зависит от многих параметров: пола, возраста, характера производственной деятельности и т.д. Средние величины энергозатрат в зависимости от физической нагрузки при выполнении разного вида работ приводятся в таблице - Энергозатраты человека
Группа труда
Расход энергии на 1 кг массы тела в сутки, ккал
Мужчины
Женщины
Интеллектуальный, умственный труд (педагоги, врачи)
35
30
Механизированный труд (токари, аппаратчики)
45
35
Частично механизированный труд
(штукатуры)
50
40
Тяжелый физический труд
(лесорубы, землекопы)
55
-
При сбалансированном питании энергию организм человека должен получать в среднем:
• из углеводов, примерно 63%;
• из жиров, ориентировочно 22%;
• из белков, примерно 15%.
Пример расчётных норм необходимого количества калорий, белков, жиров и углеводов в зависимости от тяжести труда.
Таблица. Научно обоснованные нормы энергопотребления в день для двух групп труда для взрослого населения (в килокалориях и граммах)
Группа по труду
Возраст
Для мужчин 70 кг
Для женщин 60 кг
Энергия
Белки
Жиры
Углеводы
Энергия
Белки
Жиры
Углеводы
1.Умственный труд, руководители
18-29
30-39
40-59
2800
2700
2550
81
88
83
103
99
93
378
365
344
2400
2300
2200
78
75
72
83
84
81
324
310
297
2.Строитель,плотник
18-29
30-39
40-59
3700
3600
3450
102
99
95
136
132
126
518
504
483
3150
3050
2900
87
84
80
116
112
106
441
427
406
Энергозатраты - очень лабильный (подвижный) показатель и зависит от многих параметров: пола, возраста, характера производственной деятельности и т.д. Средние величины энергозатрат в зависимости от физической нагрузки при выполнении разного вида работ приводятся в табл. 1.2.
Для жителей северных областей энергопотребление (ккал) рекомендуется увеличить на 10-15% за счёт увеличения нормы потребления жира (на 40%).
Жителям южных областей рекомендуется уменьшить норму энергопотребления на 5% за счёт уменьшения нормы потребления жира.
Расход энергии зависит от условий труда, например, энергозатраты на одну и ту же работу, но выполненную при оптимальной и неудобной позах могут различаться в несколько раз.
На тяжёлых работах и работах с вредными или опасными условиями труда запрещается применение труда женщин и лиц моложе восемнадцати лет (статья N 10 федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации).
Самый энергоёмкий орган у человека - головной мозг, при массе примерно 2% от массы тела, он потребляет около 20% от всей поступающей энергии.
Здоровье и работоспособность человека зависят от сохранения постоянной нормальной массы тела.
На основе мировой статистики отмечается следующее:
• превышение массы тела на 20% от нормы увеличивает риск заболеть диабетом в 3-5 раз, повышает смертность от сердечно-сосудистых заболеваний на 60%;
• один лишний килограмм массы тела добавляет 1% к риску преждевременной гибели;
• с избыточной массой тела живут на 10-12 лет меньше.
Следует учитывать, что если 120 лет назад люди затрачивали на работу более 90% от энергии, расходуемой на физическую активность, то в настоящее время, в экономически развитых странах, примерно 1%.
В России сейчас 26% жителей в расцвете лет и сил страдают ожирением и ещё 24% имеют избыточную массу тела. Однако последние исследования показывают, что для сохранения здоровья человека, чуть-чуть избыточная масса тела всё-таки более предпочтительна, чем её недостаток.