Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Классификация промышленных зданий. Подъемно-транспортное оборудование промзданий

  • ⌛ 2016 год
  • 👀 909 просмотров
  • 📌 840 загрузок
  • 🏢️ ТулГУ
Выбери формат для чтения
Статья: Классификация промышленных зданий. Подъемно-транспортное оборудование промзданий
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Классификация промышленных зданий. Подъемно-транспортное оборудование промзданий» pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тульский государственный университет» Институт горного дела и строительства Кафедра «Городское строительство и архитектура» Сычева Т. Н. доцент кафедры ГСиА КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине «Архитектурно-строительное проектирование гражданских и промышленных зданий» Уровень профессионального образования: высшее образование- бакалавриат Направление подготовки: 08.03.01 Строительство Профиль подготовки: Городское строительство и хозяйство Промышленное и гражданское строительство Квалификация выпускника: бакалавр Форма обучения: заочная Тула 2016 г. Пятый семестр Лекция № 1 План лекции 1. Классификация промышленных зданий. 2. Подъемно-транспортное оборудование промзданий. Классификация промышленных зданий Промышленные здания подразделяют по отраслям производства, которые являются составными частями народного хозяйства. Всего есть 15 крупных отраслей (черная металлургия, цветная, деревообрабатывающая, электроэнергетика, машиностроение и т.д.),более мелких отраслей приблизительно 160 (например, в машиностроение входят: станкостроение, автомобилестроение, тракторостроение и т.д.). Подразделение на более мелкие отрасли происходит по назначению продукции, виду сырья, однородности технологических процессов и другим признакам. Независимо от отраслевой принадлежности здания входящие в комплекс предприятия делят по назначению на следующие группы: ― основные производственные (в них изготавливают товарную продукцию) и вспомогательные производственные ( например, цех ремонтный , инструментальный, заготовительный); ― энергетические здания (котельные, электростанции, трансформаторные подстанции, насосные, компрессорные). Вспомогательные здания. В них располагаются помещения административные, конторские, бытовые помещения и устройства ( душевые, пункты питания, здравоохранения и др.). Здания транспортно-складского хозяйства: гаражи, склады продукции, полуфабрикатов и сырья, пожарные депо. Различают промздания одноэтажные и многоэтажные. Этажность зданий определяется технологическим процессом. Встречаются здания смешанной этажности. В зависимости от числа пролетов различают здания сплошной и павильонной застройки. По наличию подъемно-транспортного оборудования промышленное здание называют крановым, если оно оборудовано мостовым или подвесным краном, бескрановым – если такого оборудования нет. По материалу основных несущих конструкций различают следующие виды промзданий: ― здания с ж/б каркасом. Он может быть сборный, сборно-монолитный, и монолитный; ― здания со стальным каркасом; ― здания с кирпичными стенами и покрытием по железобетонным, металлическим или деревянным стропильным конструкциям. Отдельная группа – промышленные сооружения( галереи, эстакады, тоннели, устройства для установки оборудования) и специальные сооружения ( резервуары, газгольдеры, бункеры, водонапорные башни, дымовые трубы, градирни и др.). Подъемно-транспортное оборудование промышленных зданий. Внутри промышленных зданий грузы, сырье, готовая продукция, оборудование при монтаже и демонтаже перемещают с помощью подъемнотранспортного оборудования. Часто это оборудование называют «внутрицеховой транспорт». Этот транспорт можно разделить на две группы: ― периодического действия; ― непрерывного действия. К первой группе относят: напольный безрельсовый и рельсовый транспорт (автокары, автопогрузчики, тележки), подвесное подъемно- транспортное оборудование (тали, кошки, подвесной кран), краны мостовые, козловые и др. Ко второй группе относятся конвейеры всех видов, пневматический и гидравлический транспорт. Лекция № 2 План лекции 1. Технологический процесс и требования к промышленным зданиям. 2. Влияние технологического процесса и среды на объемно-планировочное решение промзданий. 3. Отличие промышленных зданий от гражданских зданий. Технологический и процесс и требования к промышленным зданиям К промышленным зданиям предъявляются требования, которые можно условно разбить на 4 группы: ― технологические; ― технические; ― архитектурно-художественные; ― экономические. Влияние технологического процесса и среды на объемно-планировочное решение промзданий Долговечность промышленных зданий заключается в способности сохранять прочность, устойчивость и соответствовать своему назначению в течение длительного времени. Воздействие агрессивной среды вызывает значительные расходы по содержанию и ремонту промзданий. Так например, стоимость ремонта завода по производству кислоты равна стоимости строительства. На территории промышленного предприятия располагаются здания с различной степенью агрессивности промышленной среды. Взаимное расположение этих зданий, взаимное расположение промышленной зоны и жилой застройки назначают с учетом преобладающего направления ветров. Отличия промышленных зданий от гражданских зданий Промышленными зданиями называют такие здания, в которых в результате происходящих в них функциональных процессов выпускается какая-либо продукция. Промышленные здания имеют следующие отличия от гражданских зданий: внешний облик, большие размеры в плане, сложность инженерного оборудования (выделение агрессивных веществ, необходимость подачи большого количества теплоты, воды, пара, наличие большого шума и вибрации, повышенная пожаро- и взрывоопасность). Приведенные факторы отрицательно сказываются на долговечности строительных конструкций промзданий. Наличие заводского и внутрицехового транспорта, что приводит к возникновению шума , вибрации , динамических нагрузок на конструкции здания. Лекция № 3 План лекции 1. Особенности модульной координации , унификации и типизации промышленных зданий. 2. Привязка конструктивных элементов к разбивочным осям. Особенности модульной координации, унификации и типизации промышленных зданий Для удобства унификации объем промышленного здания расчленяют на отдельные части. Основным объемно-планировочным элементом (пространственной ячейкой) называют часть здания с размерами равными высоте этажа, пролету и шагу. В зависимости от их расположения бывают торцовые, боковые, угловые, средние и температурные (около температурных швов). Температурным блоком называют часть здания состоящую из нескольких объемно-планировочных элементов, расположенных между продольными и поперечными температурными швами и стенами здания – торцовой и продольной. В промышленных здания унифицированы: пролеты и высоты здания, шаг колонн, нагрузки, действующие на конструкции и грузоподъемность кранов. Привязка стен к разбивочным осям кратна 0,25 м и бывает: “0”, “250” (0,25 м), “500” (0,5 м). Привязка осей подкрановых балок к разбивочным осям тоже кратна 0,25 м. Это расстояние может быть 750 (0,75 м) 1000 (1,0 м) и более( в случае, когда устраиваются проходы вдоль крановых путей). Для отдельных цехов допускается взаимно-перпендикулярное расположение пролетов. Перепад высот менее 1,2 м обычно не устраивают, т.к. они усложняют и удорожают решение здания. Перепады высот более 1,2м, необходимые по технологическим условиям, обычно совмещают с температурными швами. Привязка конструктивных элементов к разбивочным осям Большое влияние на сокращение числа типоразмеров конструктивных элементов, а так же на их унификацию оказывает расположение стен и колонн по отношению к разбивочным осям (привязка). Унификация промышленных зданий предусматривает определенную систему привязки конструктивных элементов к модульным разбивочным осям. Эта система позволяет получить идентичное решение конструктивных узлов и обеспечивает возможность взаимозаменяемости конструкций. Для одноэтажных промышленных зданий установлены привязки: колонн крайних и средних рядов, наружных и торцовых стен, колонн в местах устройства температурных швов и в местах перепада высот между пролетами одного или взаимно перпендикулярного направления. Размеры привязок зависят от размера колонны, который определяется нагрузкой на нее. Нагрузка на колонну зависит от грузоподъемности кранов, шага колонн, высоты здания и размера самого пролета. Нулевая привязка позволяет исключить (свести к минимуму) применение доборных элементов или дополнительных построечных работ по закрытию промежутков между элементами. При привязке “0” наружная грань колонны совмещается с продольной разбивочной осью, а внутренняя поверхность стены условно совмещается с наружной гранью колонны. Колонны, предназначенные для крепления торцевых стен, называются фахверковыми. Их смещают внутрь пролета на расстояние 500 мм между осью колонны и разбивочной осью. Из-за необходимости увеличить размеры оголовка колонны при увеличении ее длины и грузоподъемности мостового крана размеры привязок увеличиваются и назначаются 250 мм, 500 мм и более. Привязка «250» означает расстояние 250 мм между наружной гранью колонны и разбивочной осью и условно 250 мм от разбивочной оси до внутренней грани стены. Между стеной и колонной существует конструктивный зазор 30 мм). Средние ряды колонн бывают в здании, состоящем из нескольких пролетов одинаковой высоты. На средние колонны опираются с двух сторон элементы покрытия. Привязка этих колонн центральная (осевая) - разбивочная ось совпадает с осью симметрии колонны. Лекция № 4 План лекции 1. Деформационные швы. Температурные швы. 2. Решение поперечного температурного шва. 3. Продольный температурный шов. 4. Примыкание пролетов разной высоты. Температурные швы Для ограничения усилий, возникающих в конструкциях от перепада температур ,здание разделяется на отсеки, размеры которых зависят от материала каркаса, теплового режима здания, климатических условий. Эти размеры определяются расчетом. Максимально возможные размеры температурных отсеков без температурных швов: ― в зданиях с ж/б каркасом максимальная длина – 72 м, максимальная ширина – 144 м; ― со стальным каркасом максимальная длина – 144 м, максимальная ширина – 210 м. Решение поперечного температурного шва Поперечный температурный шов устраивается на двух смежных рамах, - на двух колоннах, смещенных внутрь температурного блока на 500 мм. Ось остаётся одна и та же и как бы относится к двум торцам примыкающих зданий Продольный температурный шов Продольный температурный шов устраивается в многопролетных зданиях с пролетами одинаковой высоты со вставкой (расстоянием между разбивочными осями) 350 мм, 600 мм, 850 мм и т.д. в зависимости от привязки смежных пролетов. 350 мм – если примыкают пролеты с «0» привязкой с двух сторон. 600 мм – если примыкают пролеты с «0» привязкой с одной и «250» с другой. 850 мм – если примыкают пролеты с привязкой «250» с двух сторон. Примыкание пролетов разной высоты Примыкание решается на двух колоннах со вставкой между осями, размер которой зависит от привязки примыкающих пролетов и толщины стены. Размер вставки вычисляется по формуле С   П   стены  30  вставка : 50 . Примыкание зданий разной высоты с металлическим каркасом может быть решено не одной колонне. Одна стропильная конструкция опирается на колонну жестко, а другая на подвижной опоре катке. Лекция № 5 План лекции 1. Вспомогательные здания промышленных предприятий. 2. Санитарная характеристика производственных процессов. 3. Состав бытовых помещений вспомогательных зданий. Вспомогательные здания промышленных предприятий. Состав бытовых помещений вспомогательных зданий. Состав санитарно-бытовых помещений: ― гардеробные; ― душевые; ― умывальные; ― уборные; ― курительная; ― места для размещения устройств питьевого водоснабжения помещений; ― помещения для обогрева или охлаждения; ― помещения для обработки, хранения и выдачи специальной одежды. Санитарно-бытовые помещения проектируют в зависимости от группы производственных процессов по санитарной характеристике. Лекция № 6 План лекции 1. Создание генерального плана предприятия. 2. Ситуационный план. Назначение и содержание. 3. Проезды и проходы на территорию предприятия. Создание генерального плана предприятия Генеральный план предприятия разрабатывается, как правило, в составе следующих чертежей: 1. Ситуационный план. 2. Планировка и застройка (горизонтальная планировка). ― Вертикальная планировка: картограмма перемещения грунтов; ориентация поверхности; сводный план инженерных сетей; благоустройство территории. Ситуационный план. Назначение и содержание Ситуационный план характеризует состояние территории в месте расположения проектируемого предприятия (топографию места) и проектные предложения по её дальнейшему использованию. Ситуационный план определяет взаимное расположение и рациональные и производственные связи проектируемого предприятия с другими предприятиями, вспомогательными объектами, местами расположения трудящихся и общей сетью дорог. Ориентация предприятия по площадке должно приниматься с учётом его внешних связей и природных условий. По условиям рельефа площадки наиболее правильна такая ориентация, при которой продольные оси зданий и сооружений по возможности совпадают с направлением горизонталей. Общая ориентация предприятия по направлению преобладающих ветров принимается с учётом проветривания его территории. Наиболее вредные производства и вспомогательные объекты должны располагаться с подветренной стороны других объектов. Склады легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также охладительные пруды и искусственные водоёмы размещают с таким учётом, чтобы жидкость при растекании не угрожала предприятию или населённому месту. Входы на территорию предприятия следует располагать по его границе так, чтобы при минимальном их количестве обеспечить кратчайшие и наиболее безопасные условия перехода по промышленной площадке без пересечения с грузонапряжёнными авто- и железными дорогами. Размещение зданий – по красной линии проездов, образующих планировочный квартал. При расположении в квартале нескольких зданий и сооружений разрывы между ними должны назначаться минимально допустимыми для размещения технологических установок, вспомогательных объектов и коммуникаций и с соблюдением требований пожарной безопасности и санитарных норм. Выступающие части зданий не должны выходить за пределы красных линий проездов. Железнодорожные вводы в здание проектируют в крайний от его угла пролёт, чтобы избежать потерь территорий от кривых участков путей. Проезды и проходы на территорию предприятия Дороги могут устраиваться по кольцевой, тупиковой и смешанной системе. При смешанной системе должно быть не менее одной кольцевой дороги, охватывающей основную часть застраиваемой территории. Лекция № 7 План лекции 1.Виды фундаментов промзданий. 2.Сплошные фундаменты. 3.Столбчатые фундаменты. Виды фундаментов промзданий Трудоемкость устройства фундаментов составляет 6-8 % от всего здания, а расход бетона может достигать 20-35% общего объема. Каркасная конструкция здания предполагает применение отдельно стоящих фундаментов под колонну. Но применяют и другие фундаменты. Ленточные фундаменты устраивают под несущие стены, выполненные из штучных материалов ,например, из кирпича. Столбчатые фундаменты устраивают под каркас одно- и многоэтажных зданий. Сплошные фундаменты Сплошные фундаменты в виде сплошной плиты под все здание применяют с целью устранения неравномерности осадки отдельных элементов фундамента. Сплошной фундамент бывает в виде плиты балочной и с выступающими ребрами. Сплошной фундамент устраивают в случае больших нагрузок на фундамент; в случае нерегулярной сетки колонн (если здание неправильной формы); если здание с подвалом строится при высоком уровне грунтовых вод. Сплошной фундамент уравновешивает напор грунтовых вод. Часто применяют сплошные фундаменты коробчатого сечения под инженерные сооружения, например ,башни или дымовые трубы. Столбчатые фундаменты Различают сборные, монолитные, сборно-монолитные столбчатые фундаменты. Глубина заложения зависит от действующих нагрузок ,несущей способности грунта и от глубины промерзания, а также от наличия подземных помещений и прокладки инженерных сетей. Площадь подошвы зависит от прочности грунтов и нагрузок на фундаменты. Лекция № 8 План лекции 1. Железобетонные колонны одноэтажных промышленных зданий. 2. Фахверковые колонны 3. Металлические колонны одноэтажных промышленных зданий. Железобетонные колонны одноэтажных промышленных зданий В одноэтажных промышленных зданиях применяется большое количество типов колонн. Разнообразие колонн определяется местом колонны в составе здания, ее высотой, нагрузкой от перекрытий и стен, наличием кранового оборудования и технологических устройств. Применяются колонны прямоугольного, круглого сечения и двухветвевые. Высотой колонны называют высоту помещения от пола до низа несущей конструкции покрытия. Этот размер кратен 600 мм. По назначению в каркасе колонны можно разделить на основные и вспомогательные. Основные колонны воспринимают нагрузку от покрытия, стен, мостовых кранов. Вспомогательные служат для крепления стен. Они воспринимают нагрузку только от стен. Вспомогательные колонны называют фахверковые – торцевые и продольные. Основные колонны каркаса бывают для бескрановых и крановых зданий. Железобетонные колонны крановые применяют в зданиях, оборудованных мостовыми кранами. Минимальная высота колонн – 4,8 м. У крановых колонн от консоли верхняя часть – надкрановая, нижняя – подкрановая. Сечение подкрановой части больше надкрановой. Ось подкрановой балки располагается на расстоянии 750 мм от разбивочной оси. С увеличением высоты здания увеличивается сечение колонны (т.к. увеличиваются нагрузки). Если колонна прямоугольного сечения будет очень высокой, существенно увеличится и гибкость колонны, она будет неустойчивой. Увеличение сечения колонны в плоскости рамы необходимо до 1300 –1900 мм. Для уменьшения веса колонны выпускают двухветвевой конструкции, состоящей из двух ветвей, соединенных горизонтальными распорками. Расположение распорок определяется гибкостью ветвей между ними. Ниже уровня пола длина колонны – 1350 мм. Двухветве- вые сквозные колонны могут быть укороченными на 60 см – для подстропильной конструкции. Размеры сечения надкрановой части крайних колонн: 350 – для привязки «0», 600 –«250» (крайние), а средних - 600 мм. Колонны круглого сечения полые (в виде трубы) центрифугированные. Могут быть использованы для крановых зданий, для этого они изготавливаются с консолью. Высота колонн – 3,6 - 18,0 м. Размеры консолей и привязка колонн круглого сечения такие же, как и у колонн прямоугольного сечения, т.к. круглые колонны предназначены для использования стандартного кранового оборудования. Фахверковые колонны В одноэтажных зданиях помимо основного каркаса имеется дополнительный каркас или фахверк. Фахверк – это каркас стен. Он устраивается в плоскостях продольных торцовых стен. Необходимость устройства фахверка диктуется большими расстояниями между стойками основного каркаса в продольных стенах при их шаге свыше 6-9 м, а также в торцовых стенах. Колонны фахверка придают стенам устойчивость, обеспечивают крепление панелей или ригелей обшивных стен, передают на основной каркас все нагрузки, действующие на стены. Шаг фахверковых колонн чаще всего 6 м, но бывают и другие расстояния, увязанные с проемами ворот, окон и т.п. Верхние части колонн закрепляются в уровне покрытия гибкими связями. Железобетонные фахверковые колонны применяют обычно до высоты 9,6 м, при большей высоте – металлические постоянного сечения, сварные двутаврового сечения. Они обладают большой гибкостью. Если высота металлической фахверковой колонны больше 12 м, то в уровне приблизительно половины ее высоты устраивают горизонтальную ветровую ферму. Ремонтная площадка, расположенная в торце, заменяет ветровую ферму и работает аналогично. Ветровая ферма повышает устойчивость фахверковых колонн против действия горизонтальных нагрузок. Ремонтная площадка крепится к фахверковым колоннам. Металлические колонны одноэтажных промышленных зданий. Это колонны стального каркаса одноэтажных промышленных зданий. Применяется стальной каркас при строительстве в труднодоступных и сейсмических районах, а также в районах, удаленных от баз строительной индустрии. Использование металлических конструкций несущих и ограждающих элементов в сочетании с эффективными утеплителями позволяет существенно снизить вес здания по сравнению с традиционными железобетонными и обычными теплоизоляционными материалами. Виды стальных колонн: сплошные постоянного и переменного сечения; сквозные (решетчатые) переменного сечения; раздельные переменного сечения. Раздельная колонна представляет собой сквозную колонну, внутри которой располагается сплошная колонна для опирания стропильных конструкций покрытия. Лекция № 9 План лекции 1. Привязка колонн и стен многоэтажного промышленного здания. 2. Подкрановые балки, их виды. Привязка колонн и стен многоэтажного промышленного здания Осевая привязка колонн назначается при нагрузке на перекрытие до 1000 кг/м3. Сечение колонн у многоэтажных зданий обычно 300х300 или 400х400. В многоэтажных зданиях зазор между колоннами и стеной – 20 мм. Сетка колонн может быть 6х6 м, 3х6 м, 12х6 м. Нулевая привязка назначается для крайних колонн зданий с нагрузкой на перекрытие от 1000 кг/м3 до 2500 кг/м3. Выбор привязок ( «0» или осевая ) зависит от нагрузки , от разрезки каркаса на конструктивные элементы , от способа их соединения (например , колонны могут быть на 1 или 2 этажа высотой, ригели могут быть прямоугольного и таврового сечения, опирание ригелей может быть сверху или на консоль колонны). Подкрановые балки, их виды Подкрановые балки предназначены для движения мостовых кранов по уложенным на них рельсам и располагаются вдоль пролетов зданий. Они способствуют обеспечению пространственной жесткости здания. Подкрановые балки могут быть железобетонными и стальными и работать как разрезные или неразрезные балки. Неразрезные балки из железобетона не нашли широкого применения. Стальные балки чаще неразрезные, так как имеют меньшую высоту сечения. Неразрезная подкрановая балка труднее в изготовлении из-за трудоемкости осуществления жесткого соединения отдельных элементов, делающего балку неразрезной. Балки бывают сплошного и сквозного сечения. Пролет балок 6, 12 и более метров. При больших пролетах применяют также подкрановые фермы. Лекция №10 План лекции 1.Несущие конструкции покрытий промзданий, основные виды. 2.Балки, фермы, арки, рамы. 3.Подстропильные конструкции. 4.Кровля 5.Фонари Несущие конструкции покрытий промзданий, основные виды Несущие конструкции покрытий промзданий подразделяют на следующие группы: стропильные, подстропильные и несущие элементы ограждающей части покрытия. Конструктивные системы несущих конструкций покрытий различают в зависимости от работы конструкции в одном, двух или нескольких направлениях как плоскостные (балки, рамы, арки, рамы ) и пространственные (оболочки, складки, купола, своды, висячие системы ). С позиции наличия или отсутствия усилия распора в конструкции различают распорные и безраспорные конструкции. Плоскостными называют конструкции, работающие только в одной вертикальной плоскости, проходящей через опоры. Пространственные конструкции работают одновременно в двух или нескольких направлениях . В распорных конструкциях под действием собственного веса и внешних вертикальных нагрузок на опорах возникают кроме вертикальных еще и горизонтальные составляющие реакции, которые называются распором. У безраспорных конструкций горизонтальные составляющие реакции опоры отсутствуют. Современные конструкции покрытия выполняют из бетона, стали, алюминиевых сплавов, древесины. Деревянные конструкции применяют для сравнительно небольших пролетов при строительстве в районах, богатых лесом, а также для предприятий и зданий, в которых при эксплуатации происходит коррозия металла и железобетона. Алюминиевые сплавы применяют для конструкций специального назначения. Балки, фермы, арки, рамы Балки – самые простые конструкции покрытия. Они эффективны при определенной величине пролета: железобетонные – до 18 м, стальные – до 15 м, деревянные – до 12 м. Железобетонные балки покрытия бывают плоские, односкатные, двухскатные, с ломаным нижним поясом. Балки пролетом 6, 9, 12 м устанавливают с шагом 6 м, а пролетом 18 м – с шагом 6 и 12 м. При наличии подвесного транспорта – с шагом 6 м. Железобетонные фермы более эффективны по сравнению с балками. Пролеты 18, 24, 30 и 36 м. Фермы пролетом 18 м легче балок, но более трудоемки в изготовлении. Применение таких ферм целесообразно в том случае, когда в пределах покрытия необходимо разместить трубопроводы коммуникаций, воздуховоды. Стальные фермы бывают различные. Треугольные фермы пролетом 18-36 м устраивают под кровлю из металлических или асбестоцементных листов над неотапливаемыми зданиями. Полигональная ферма пролетом 18-36 м применяется под кровлю из листовых материалов и значительно увеличивает кубатуру здания. У металлодеревянной фермы верхний пояс и сжатые раскосы выполняются из брусьев, растянутые вертикальные элементы –из круглой стали, нижний пояс – из бруса или круглой стали. Арки бывают железобетонные сборные и монолитные, металлические, деревоклееные. Арки целесообразно применять при пролетах 40 м и более. Арки бывают с шарнирами на опорах и в середине пролета, двухшарнирные с шарнирами на опорах, бесшарнирные. Рамы бывают одно- и многопролетные. Это конструкция, которая имеет жесткое соединение стойки с ригелем, перекрывает пролеты более 100 м. Арки больших пролетов выполняются из стали сквозные и сплошные (при пролетах до 90 м) и применяются в конструкциях ангаров. Железобетонные арки пролетом 12, 18, 24 м применяют для сельскохозяйственных зданий. Подстропильные конструкции Подстропильные конструкции устанавливаются в случае, когда по технологическим соображениям необходимо увеличить шаг внутренних колонн до 12, 18 м и служат для опирания стропильных конструкций. Для стальных стропильных конструкций применяют подстропильные из стали, а для железобетонных – железобетонные, причем применяется сочетание стропильных балок и подстропильных балок и аналогично ферм. Шаг стропильных конструкций соответствует шагу наружных колонн. Они опираются на нижний пояс подстропильных конструкций, это уменьшает высоту здания. Кровля Различают теплые и холодные кровли. Холодные кровли – для неотапливаемых зданий или зданий с избыточным выделением тепла, тёплые кровли – для отапливаемых зданий. Главным образом устраивают рулонные кровли, иногда из асбестоцементных листов и мастичные. В зависимости от уклона различают следующие виды крыш: 1. скатные – максимальный уклон покрытия при кровле из рулонных материалов до 25% (или 1:4), больше допускается на отдельных участках, например борт фонаря; 2. малоуклонные крыши – около 1,5% до 5%; 3. плоские крыши – менее 1,5%. Материал для рулонной кровли: рубероид, гидроизол, толь, толь-кожа, изол, битуминизированная стеклоткань, плёнка из синтетических материалов и другие. Число слоёв рулонных материалов, наклеиваемых на мастиках зависит от уклона и принимается при уклоне до 2% - 2 слоя, при уклоне до 2,5% - 3 слоя, при уклоне около 1,5% - 4 слоя и более. Утеплённые кровли Утеплённые кровли для помещений с нормальным температурновлажностном режимом можно устраивать без слоя пароизоляции. Швы между плитами заливают цементно-песчаным раствором, чтобы покрытие было жёстким и работало как единое целое. Иногда применяются комплексные кровельные плиты с прикреплённым сразу слоем утеплителя. Применяют также плиты из лёгкого («тёплого») бетона. Дополнительные слои водоизоляционного материала укладывают в местах примыкания кровли к стене, прокладке труб, при перепаде высот, в ендовах. Обязательно с усилением – втопленным в мастику гравием. Легкосбрасываемые кровли Над взрывоопасными участками производства устраивают легкосбрасываемые кровли из асбестоцементных листов с утеплителем из трудносгораемых материалов. Эти листы укладывают над специальными отверстиями диаметром 0,4 – 1,45м в железобетонных ребристых плитах или поверх интервалов между плитами шириной 1,5м. Для безопасности работы на кровле оставляемые проёмы накрывают рулонной арматурной сеткой. Водонаполненные кровли Применяют в районах с расчётной температурой наружного воздуха в 13 часов самого жаркого месяца +25 °С и выше. Слой воды на кровле до 300 мм обеспечивает надёжную защиту зданий от перегрева. На зиму воду спускают в специальные воронки, которые устанавливаются на покрытии (1 воронка на 1000 м 2 площади кровли). Водоотвод с покрытий промышленных зданий Отвод воды бывает наружный и внутренний. Наружный водоотвод принимают неорганизованным при высоте здания не более10 м. Организованный наружный водоотвод устраивают с помощью желобов и водосточных воронок. Для неотапливаемых зданий обычно проектируют свободный сброс воды с кровли. Внутренний отвод воды с покрытий не отапливаемых зданий допускается при наличии производственных тепловыделений, обеспечивающих положительную температуру в здании или при специальном обогреве водосточных воронок и труб. При устройстве внутреннего водоотвода расположение водоприёмных воронок, отводных труб и стояков, которые собирают и отводят воду в ливневую канализацию, назначают в соответствии с размерами площади покрытия и поперечным профилем. Воронки должны быть расположены равномерно на пониженных участках кровли. По каждой продольной оси следует располагать не менее двух воронок на участке, ограниченном стенами или деформационными швами. Установка одной воронки допускается при площади участка водосбора менее 700 квадратных метров. Расстояние между водоприёмными воронками должно быть не более 24 м при скатных покрытиях и 48 м при плоских. Фонари Необходимость устройства фонарей должно быть обоснована путём технико-экономического сравнения с учётом технологических, санитарно – гигиенических требований и природно-климатических условий района строительства. Фонарями называют остеклённые или частично остеклённые надстройки на покрытии здания. По назначению фонари бывают различные. Световые – для освещения производственных площадей удалённых от оконных проёмов. Аэрационные – для обеспечения необходимого воздухообмена в помещениях. Комбинированные – светоаэрационные. Фонари располагают, как правило, вдоль пролётов здания. Они не доходят до торцов на 6 или 12 метров. Аэрационные фонари Одним из основных показателей качества аэрационных фонарей является их аэрационная эффективность. Она зависит от сопротивления проходу воздуха через фонарь и от устойчивости его работы на вытяжку независимо от направления ветра. Сопротивление проходу воздуха зависит от размеров и формы фонаря, от конструкции и степени открывания створок. Устойчивость работы зависит от незадуваемости открытых проёмов ветром. Светоаэрационные фонари Для аэрации можно использовать зенитные фонари, в которых колпаки устраивают открывающимися или в стаканной части предусматривают регулируемые жалюзи. Светоаэрационный фонарь В.В. Батурина, незадуваемый при любых направлениях ветра, состоит как бы из двух половинок прямоугольного фонаря, поставленных с разрывом. Внутренние стороны имеют открывающееся створки, а внешние - глухое остекление. Торцевые стенки глухие. Недостаток фонаря – занесение снегом при метелях. Лекция №11 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. План лекции Стены промышленных зданий Стены из кирпича и блоков (камней) Стены из крупных панелей Опирание панелей на каркас Облегчённые вертикальные ограждения Остеклённые поверхности стен. Ворота Стены промышленных зданий Конструкция выбирается в зависимости от климатических условий и внутреннего режима помещения. По сравнению со стенами гражданских зданий они подвергаются более сложному комплексу воздействий внешних и внутренних, силовых и несиловых. Например, воздействие агрессивных химических веществ и микроорганизмов; динамические, акустические, тепловые воздействия, вибрация. Поэтому конструктивное решение стен зависит от характера технологического процесса и природно-климатических условий. Стены из кирпича и блоков (камней) Для устройства стен устраивают пилястры с наружной и внутренней стороны для обеспечения устойчивости. По своему конструктивному решению мало отличаются от стен гражданских зданий. Такие стены применяют для небольших отдельно стоящих зданий и для участков стен с большим количеством технологических отверстий, дверей, ворот и других проёмов, а также в зданиях с повышенной влажностью и агрессивной внутренней средой. Кладка стен применяется как правило сплошная. Стены могут быть несущими, самонесущими и иногда навесными. Навесные стены опираются, передают свою массу на колонны каркаса, кроме стен нижнего яруса (цоколя), который опирается на фундамент. Блоки для стен промышленных зданий изготавливают из лёгких или ячеистых бетонов (керамзитобетона, бетона на зольном гравии и других). Толщина блоков наружных стен 300; 400; 500 мм., а внутренних – 300 мм. Высота блоков 600 и 1200 мм. Бывают блоки рядовые, угловые, перемычечные, парапетные, карнизные, цокольные. Стены из блоков чаще всего проектируют самонесущими. Стены из крупных панелей Применяют для отапливаемых и неотапливаемых зданий. Они бывают по конструктивному решению навесные и самонесущие. Навесные стены устраивают имеют небольшую толщину и изготавливаются из лёгких материалов. Самонесущие панельные стены применяют в зданиях с влажностным и мокрым режимом. Устройство навесных панельных стен нецелесообразно, так как требуется устройство стальных опорных столиков, которые в процессе эксплуатации будут подвергаться коррозии. Панели чаще всего применяют однослойные – из керамзитобетона, шлакобетона, перлитобетона и другие. Более эффективны трёхслойные стеновые панели, у которых наружный и внутренний слой из бетона соединены между собой гибкими металлическими связями. Пространство между слоями бетона заполнено эффективным утеплителем. Для неотапливаемых зданий используют тонкие панели из железобетона при длине 6 м толщиной 70 мм, при длине 12 м толщиной 300 мм включая рёбра, без рёбер - 100 мм. Опирание панелей на каркас Горизонтальные и вертикальные швы рекомендуется заполнять эластичными материалами (пароизолом, гернитом, полиуретаном и др.). Цементно-песчаные растворы в швах применяют только в тех случаях, если нет упругих синтетических прокладок или при толщине стеновых блоков более 400 мм. Различают следующие варианты крепления. Основной вариант крепления стеновых панелей – при помощи гибких анкеров. Приваркой к закладной детали колонны опорной консоли «столика». Закладные детали устанавливают у колонн на высоте, кратной 0,6 м., т.е. на высоте вероятного расположения горизонтальных швов. Установка сцепа из уголков – крепление на уголках. Облегчённые вертикальные ограждения Их применение уменьшает нагрузку на каркас. Для неотапливаемых зданий и зданий с избыточными выделениями тепла в конструкциях облегчённых стен используют с утеплителем из пенополистирола асбестоцементные, алюминиевые и стальные листы. Для отапливаемых зданий применяют асбестопенопластиковые, асбестодеревянные, асбестометаллические, алюминиевые, каркасные и бескаркасные (типа «сэндвич») панели. Остеклённые поверхности стен Для достижения необходимой освещённости и аэрации остеклённые поверхности наружных стен промышленных зданий делают значительно больших размеров, чем гражданских зданий. Остекление с проемами и ленточное.В целях унификации переплётов их размеры назначают кратными по ширине 500 мм и по высоте 600 мм. Ворота Устраивают для ввода в промышленное здание транспортных средств, перемещения оборудования и прохода большого числа людей. Их размеры увязывают с требованиями технологического процесса и унификации конструктивных элементов стен. По способу открывания ворота подразделяют на: ― распашные; ― раздвижные; ― складчатые (многостворчатые); ― подъёмные; ― шторные. Ворота могут быть утеплёнными и холодными; с калитками и без них. Рама ворот может быть из дерева, металла или железобетона (наиболее распространены). Лекция №12 1. 2. 3. 4. План лекции Металлические подкрановые балки крановых Железобетонные подкрановые балки Обвязочные балки Стальные связи железобетонного каркаса Металлические подкрановые балки Разрезные балки более просты, индустриальны, но по сравнению с неразрезными имеют несколько больший расход стали. Сплошные подкрановые балки двутаврового сечения прокатные или составные сварные или клепаные. Решетчатые балки бывают в виде ферм или шпренгельные. Решетчатые балки экономичнее по расходу стали. Они применяются при пролетах балок 12 м и более, но при грузоподъемномти крана не более 50 т. Во всех остальных случаях применяются сплошные стальные подкрановые балки. Способ крепления рельса к подкрановой балке зависит от типа рельса. Возможны следующие способы: подвижный - стальными планками и прижимными болтами, крюками; неподвижный – путем приварки рельса к коротышам уголков, прикрепленным к верхней полки балки болтами. Приварка рельсов применима для кранов малой грузоподъемности (не более 30 т) и брусковых квадратных рельсах. Для предотвращения возможного тарана краном торцовой стены на торцовых балках устанавливают стальные концевые упоры с буфером из деревянного бруса типа железнодорожного тупика. Они страхуют здание в случае отказа автоматических тормозных устройств. Железобетонные подкрановые балки Железобетонные балки дороже и массивнее металлических, они менее долговечны при динамических крановых нагрузках и применяются при шаге колонн 6 и 12 м и кранов грузоподъемностью до 30 т. Высота сечения балки зависит от грузоподъемности крана и пролета балки, то есть шага колонн. По месту в здании балки подразделяются на торцовые (у торцевых стен), рядовые и температурные (у деформационных швов). Они отличаются наличием и расположением закладных элементов, предназначенных для крепления рельсов и троллей, для опирания на колонны и установки крановых упоров. Для кранов грузоподъемностью 10-30 т применяют рельсы специального профиля, а грузоподъемностью 5-10 т - железнодорожные рельсы широкой колеи. В пределах температурного отсека рельсы сваривают в одну плеть. Стык рельсов над деформационным швом обжимается стальными фигурными накладками. Обвязочные балки Обвязочные балки применяют в самонесущих стенах из кирпича или мелких блоков для их опирания , а также в местах устройства проемов и перепада высот смежных пролетов.Они выполняют роль перемычек. Их изготавливают разрезными. Размеры и форму сечения принимают в зависимости от толщины устанавливаемых на них стен и величины передаваемой нагрузки. При большой высоте стен из штучных материалов обвязочные балки располагают на высоте 8 м и далее через 4 м. Устанавливают обвязочные балки на опорные столики и крепят к колоннам каркаса с помощью монтажных деталей, которые привариваются к закладным деталям в балках и колоннах. Обвязочные балки являются и элементами создания пространственной жесткости каркаса вместе с диском покрытия, ветровыми фермами, подкрановыми балками и подстропильными конструкциями. Стальные связи железобетонного каркаса Каркасы зданий должны обладать пространственной жесткостью. В бескрановых зданиях высотой до 9,6 м при отсутствии подстропильных конструкций применяют распорки из стали или железобетона по верху всех колонн про- дольных рядов .При высоте бескрановых зданий более 9,6 м и любой высоте крановых зданий устанавливают стальные связи в одном из средних шагов каждого температурного отсека. Они обеспечивают каркасу здания геометрическую неизменяемость и продольную жесткость, собирают все горизонтальные усилия с покрытия и продольных рам и передают их на фундаменты. В крановых зданиях связи расположены в подкрановой части колонн, а при больших нагрузках - и в надкрановой части. По своему конструктивному решению связи могут быть крестовыми (при шаге колонн 6 м ) и портальными (при шаге 12 м ). При портальных связях легче организовать пропуск напольного транспорта. При малоуклонном покрытии высотой на опоре более 900 мм в крайних шагах температурных отсеков устраивают вертикальные связи по фермам Лекция №13 1. 2. 3. 4. 5. План лекции Требования предъявляемые к полам промышленных зданий. Полы сплошные или бесшовные. Полы из штучных материалов. Полы из рулонных и листовых материалов. Устройство деформационных швов в полах Требования предъявляемые к полам промышленных зданий Помимо требований к полам гражданских зданий предъявляют специальные требования: ― повышенная механическая прочность при воздействии статических и динамических нагрузок; ― хорошая сопротивляемость истиранию; ― несгораемость и жаростойкость; ― стойкость к физико-химическим и биологическим воздействиям; ― во взрывоопасных производствах полы не должны давать искр при ударах и движении безрельсового транспорта; ― полы должны быть диэлектрическими; ― по возможности должны быть бесшовными. Основные слои конструкции пола: ― покрытие; ― прослойка; ― стяжка; ― гидроизоляция; ― подстилающей слой; ― тепло- и звукоизоляционный слой; ― основание. Основанием под полы одноэтажных зданий обычно служит естественный грунт. В слабые грунты основания обычно добавляют гравий или щебень, затем уплотняют катками, вибраторами или трамбовками. Подстилающий слой (подготовка) располагается поверх основания и предназначена для распределения нагрузок по основанию. В зависимости от типа и материала покрытия полы классифицируют и делят на три основные группы. Полы сплошные или бесшовные Они могут быть: а) на основе естественных материалов: гравийные, щебёночные (в местах проезда транспорта), глинобитные (в горячих цехах), земляные, глинобетонные, комбинированные. Все эти материалы одновременно служат подстилающим слоем. б) на основе искусственных материалов: бетонные и цементно-песчаные, сталебетонные, мозаичные, цементные, шлаковые, асфальтовые, асфальтобетонные, дёгтебетонные, ксилолитовые , полимерные (в виде мастик, растворов, бетонов). Полы из штучных материалов. Каменные: ― булыжные применяют при интенсивных динамических воздействиях на полы, проезды с интенсивным движением транспорта на гусеничном ходу; ― кирпичные – несгораемые холодные полы с различными свойствами (на ребро или плашмя); ― брусчатые – высокие температуры в помещениях, воздействие химических веществ, пути движения тяжёлого транспорта. При увлажнении скользкие. Размеры брусчатки 150  200  100 (200) из гранита, базальта, диабаза и других прочных материалов. Укладываются камни по бетонной или песчаной подготовке на подстилающий слой из песка, цементнопесчаная или мастичная прослойка; ― клинкерные. Из плиток и плит: ― бетонных 3  3м, 1,5  1,5м   100  160мм ; ― железобетонных; ― мозаичных – террацо; ― асфальтовых ― асфальтобетонных; ― дёгтебетонных; ― ксилолитовых; ― керамических; ― лещадных из каменного литья (расплавленного шлака); ― чугунных; ― стальных; ― пластмассовых; ― древесноволокнистых плит. Деревянные: торцевые; дощатые. Полы из рулонных и листовых материалов. Рулонные – из линолеума, из релина, из синтетических ковров. Устройство деформационных швов в полах Устраивают в сплошных или плитных полах, в зонах значительных механических воздействий на пол – с окаймляющимися уголками, без воздействий – без уголков. Деформационный шов либо разрезает всю конструкцию пола, либо располагается в подстилающем слое (полы из штучных материалов). В деформационный шов вводят компенсатор из не коррозирующего материала: кровельной оцинкованной стали, оклеенной с двух сторон рулонными материалами на битумной или дёгтевой мастике или нержавеющей стали   0,6  0,8мм . Деформационный шов заполняется битумной или дёгтевой мастикой с добавлением песка, каменной муки и волокнистых веществ (асбеста, опилок). Лекция №14 План лекции 1. Промышленное предприятие и его размещение. 2. Транспортные схемы. Промышленное предприятие Промышленным предприятием называется совокупность орудий и средств производства, зданий, сооружений и других материальных фондов, используемых для выпуска какой – либо продукции. Не допускается строительство промышленных предприятий на территориях, где имеются полезные ископаемые или стволы шахт, обнаружены явления активного карста, расположены памятники истории, культуры и архитектуры, заповедных зонах и др. Транспортные схемы Для передвижения рабочих и служащих по территории промышленного предприятия создают сеть пешеходных и транспортных сетей. Они должны быть безопасными и удобными для движения людей и транспорта. Пути для транспорта должны быть изолированы от пешеходных путей и одновременно обеспечена удобная и безопасная связь между путями пешеходов и пассажирским транспортом. Пересечение интенсивных людских и грузовых потоков устраивают в разных уровнях. Цехи, в которых работает наибольшее количество людей, располагают ближе к проходным. Территория промышленного предприятия делится на зоны также по степени вредности (санитарное зонирование) и пожарной опасности отдельных производств (противопожарное зонирование). Различают внешний транспорт и внутризаводской. Внешний – рельсовый, безрельсовый и водный – служит для связи предприятия с местами получения сырья и отправки готовой продукции потребителям. Внутризаводской транспорт располагают на территории предприятия. Это может быть: ― железнодорожный; ― автомобильный; ― конвейерный; ― гидравлический; ― пневматический; ― монорельсовый; ― канатно-подвесной транспорт. Выбор осуществляется с учётом местных условий путём техникоэкономических сравнений. Автодороги бывают подъездные (соединяют предприятие с дорогами общей сети) и внутренние (располагаются на территории предприятия). Их проектирование осуществляется по СНиП 2.05.02 – 85 «Автомобильные дороги. Нормы проектирования». На территории предприятий автомобильные дороги устраивают по тупиковой, кольцевой и смешанной схемам. Инженерные сети прокладывают в общих коллекторах, траншеях, каналах или на эстакадах с соблюдением санитарных и противопожарных норм. Составляют совмещённый план коммуникаций, позволяющий правильно увязать расположение сетей между собой, по отношению к зданиям и сооружениям и рационально использовать территорию. Вертикальная планировка является одним из важных мероприятий по инженерной подготовке территории. При этом используется естественный рельеф местности и обеспечивается отвод атмосферных вод с территории предприятия. Уклоны поверхности площадки принимают: 0,05  i  0,003 для глинистых грунтов; 0,03  i  0,003 для песчаных и вечномёрзлых грунтов; 0,01  i  0,003 для лёсса и мелких песков. Лекция №15 План лекции 1. 2. 3. 4. Тротуары Озеленение территории Вертикальная привязка Водоотвод Тротуары Ширина определяется по числу полос движения из расчёта: ширина каждой полосы 0,75 м. и прохода по ней 750 человек, работающих в наибольшею смену, но не менее 1,5м. При установке на тротуаре столбов освещения или других ширина тротуара увеличивается на 0,5 – 1,2 м. Возле зданий заводоуправлений, столовых, проходных, контор и др. тротуары следует уширять. Размер площадок перед зданиями равен 0,15 м 2 на одно место или на одного работающего. Максимальный продольный уклон тротуара 0,06 м. Максимальный поперечный уклон тротуара 0,015 – 0,02 м. Озеленение территории Озеленять незастроенную территорию предприятий следует дифференцированно. Высокие формы озеленения – в защитных зонах и на площадках отдыха. Основной вид озеленения – газон партерный и луговой. Рядовая посадка кустарников вдоль тротуаров – применяется при расположении их ближе 3м. от края дорог. Декоративная посадка деревьев и кустарников, устройство цветников – только в качестве архитектурных элементов в общем ансамбле застройки. Вертикальная планировка При проектировании вертикальной планировки применяют методы: ― проектных горизонталей; ― профилей; ― комбинированный. Для назначения отметок вертикальной планировки учитываются следующие факторы: ― транспортно – технологические связи между отдельными производствами предприятия; ― инженерно –геологические и гидрогеологические условия; ― особенности здания (с подвалом или без); ― допустимые разницы отметок полов цехов; ― расстояние между красными линиями; ― наличие или отсутствие между красными линиями железнодорожных путей (особенности вертикальной планировки промышленных зданий). Планировка определяется протяжённостью здания, необходимостью устройства заезда транспорта внутрь здания. Вертикальная планировка – это инженерное мероприятие по искусственному изменению и преобразованию существующего рельефа местности. Основные задачи вертикальной планировки: ― организация водостока с территории по уклонам дорог в направлении стока по поверхности к водосточной сети; ― обеспечение удобного и безопасного движения транспорта и пешеходов путём придания допустимых уклонов дорог; ― преобразование площадки строительства и приспособление рельефа к требованиям застройки; ― создание рельефа, наиболее благоприятствующего прокладке подземных коммуникаций. Общим принципом при проектировании вертикальной планировки любой территории является соблюдение баланса земляных масс, т.е. равенство объёмов насыпей и выемок, сохранение плодородного слоя почвы, зелёных насаждений. Водоотвод Водосточная система может быть открытой и закрытой. Дождеприёмные колодцы устанавливаются в пониженных местах у въездов на территорию предприятия, квартала, на перекрёстках. Необходимо не допускать образование бессточных участков. Цель вертикальной планировки – приспособить естественный рельеф местности к требованиям строительства и обеспечить отвод атмосферных вод с территории предприятия. Уклоны поверхности площадки следует принимать: ― не менее 0,003; ― не более 0,05 для глинистых грунтов; ― не более 0,03 для песчаных грунтов. При проектировании вертикальной планировки следует предусматривать наименьший объём земляных работ и минимальное перемещение грунта в пределах осваиваемого участка. Лекция №16 План лекции 1. 2. 3. 4. Теплогазоснабжение. Устройства систем вентиляции. Котельные. Подземные каналы и туннели. Теплогазоснабжение Источники газоснабжения: ― месторождения природного газа; ― заводы искусственного газа, получаемого в результате сжигания твердого топлива. Источники теплоснабжения населенных мест: ― теплоэлектроцентрали районного и городского значения; ― котельные различной значимости. Для теплогазоснабжения (отопление, горячее водоснабжение) и газоснабжения зданий энергоноситель доставляется к потребителю подземными и надземными трубопроводами. Устройства систем вентиляции К зданиям и сооружениям систем теплогазоснабжения и вентиляции относится: ― котельные; ― газораспределительные здания; ― насосно-водоподготовительные здания; ― дымовые трубы; ― теплоэлектроцентрали; ― каналы теплоснабжения; ― опоры под трубопроводы; ― емкости для газа и другие. Теплоэлектроцентрали и газовые заводы располагаются в периферийных районах или вне города и изолируют от жилых районов санитарно-защитными зонами. Котельные Котельные – здания, предназначенные для размещения котельных установок (генераторов, преобразующих в теплоту энергию топлива). Это может быть отдельно стоящее здание, сблокированное с другими зданиями, встроенное в подвал здания. Комплекс сопутствующих сооружений зависит от вида топлива – газ, мазут, твердое топливо. Это такие сооружения, как железнодорожная колея; разгрузочная эстакада; хранилище угля или мазута; дробильное хозяйство; установки для шлако- и золоудаления; дымовые трубы высотой до 45 м и другие. Встроенные котельные должны иметь естественное освещение и отделены от смежных помещений противопожарными стенами с пределом огнестойкости  4 часов и междуэтажным перекрытием с пределом огнестойкости  1,5 часа. Котельные относятся к категории взрывоопасных зданий, поэтому покрытия бесчердачных котельных устраивают из легкосбрасываемых элементов. При наличии оконных поемов или фонарей выше обмуровки котлов возможно применение более массивных конструкций покрытий. Строительные конструкции котельных в связи с взрывоопасностью зданий проектируются с учетом специальных требований. Подземные каналы и туннели Подземные каналы и туннели служат для прокладки кабелей, трубопроводов различного назначения, отвода сточных вод, транспортировки разнообразных продуктов и отходов производства. Унифицированные каналы и туннели должны удовлетворять технологическим требованиям и выполняться из достаточно простых и экономичных конструкций. Конструктивные решения каналов и туннелей выбирают так, чтобы их можно было возводить из минимального числа сборных элементов и по возможности исключать устройство монолитных участков. Каналы называются непроходимыми, так как не предназначены для прохода обслуживающего персонала. Их высота обычно менее 2 м. Туннели предусматривают проход внутри них обслуживающего персонала и имеют достаточную для этих целей высоту. Туннели из лотковых элементов решены аналогично каналам. Однако установка лотковых элементов выполняется с перевязкой вертикальных швов. В подземных каналах деформационные швы на расстоянии  30 м друг от друга; в подземных каналах и туннелях  через 50 м. В туннелях устраивают выходы и монтажные проемы. Лекция №17 План лекции 1.Опоры трубопроводов. 2. Эстакады. 3. Кронштейны. 4. Вытяжные башни. 5. Дымовые трубы. 6. Резервуары сжиженного газа. Опоры трубопроводов Для наземной прокладки трубопроводов используют отдельно стоящие опоры, эстакады и кронштейны. Редко они могут быть металлические, чаще – железобетонные. Для одного или нескольких трубопроводов довольно большого диаметра ( 200 мм) опоры делают из железобетона. Иногда выполняют из двух двутавров, соединенных решеткой из уголков. Для компенсации температурных деформаций трассу трубопровода разбивают на температурные блоки длиной 36 – 120 мм. Эстакады Эстакады имеют пролетное строение в виде балок, ферм и применяются при небольшом диаметре или небольшом количестве труб <10. Шаг опор эстакады 12, 18 и 24 м. Эстакады бывают одно- и многоярусными. Под опорные части трубопроводов устраивают поперечные балки траверсы. Шаг траверс 3000 – 6000 м. Температурные блоки длиной 36 – 120 м. Подвижные скользящие опорные части трубопроводов выполняют в виде металлических столиков, приваренных к трубе. Столики опираются на стальные листы траверсы, позволяющие им скользить. Кронштейны Кронштейны служат для крепления трубопроводов по стенам зданий. Обычно их выполняют из уголков или швеллеров и заделывают в гнезда глуби- ной до 30 см, которые заполняют бетоном. Если кронштейны крепятся к колоннам, то осуществляется приварка кронштейна к закладным деталям колонн. У типовых колонн такие закладные не привариваются. Их размещение обычно назначают при привязке типовых колонн к конкретным объектам, что удлиняет сроки проектирования. Вытяжные башни Вытяжные башни и дымовые трубы отводят в верхние слои атмосферы ненужные газы от вентиляционных и тепловых установок, защищая нижние слои атмосферы от загрязнения. Высота современных башен и труб достигает 200– 300 м при внешнем диаметре вверху 7 – 10 м. Дымовые трубы В дымовых трубах ствол выполняют стальным, кирпичным или железобетонным. Стальные трубы высотой до 60 м применяют в отопительных котельных малой производительности. Это термостойкие трубы. Отличаются удобством возведения, но подвержены коррозии. Кирпичные трубы – тепло- и кислостойкие, поэтому долговечны. Применяют для отвода высоко агрессивных газов. Головка трубы высотой 15 – 20 м от верха трубы подвергается интенсивному воздействию отводимых газов и должны покрываться снаружи, а иногда и изнутри кислотостойкими составами или выполняться из кислотостойкого кирпича. Высота кирпичных труб до 80 – 100 м. При большей высоте экономичнее использовать железобетонные трубы. В настоящее время они наиболее распространены. Резервуары для сжиженного газа В последнее время используется большое количество газа в основном природного в связи с интенсивным развитием энергетики и химической промышленности. Потребление газа никогда не бывает равномерным, даже в течение суток. Это приводит к необходимости хранить его в довольно больших количествах. Обычный газ обладает низким энергосодержанием в единице объема, поэтому для его хранения в естественном состоянии потребовались бы огромные емкости. Поэтому сжижение газа уменьшение его объема примерно в 600 раз дает большой экономический эффект и получает широкое распространение во всем мире. Известны различные типы изотермических резервуаров для хранения сжиженного газа. К таким сооружениям предъявляют повышенные требования по надежности и безопасности в эксплуатации. Они должны быть прочными, плотными газонепроницаемыми, иметь хорошие теплоизоляционные качества. Между стальным днищем и железобетонной стенкой внутренней емкости устанавливают компенсатор температурных деформаций. Шестой семестр ЛЕКЦИЯ №1. Конструктивные и строительные системы полносборных зданий. 1.1. Классификация несущих остовов. 1.2. Классификация строительных систем. 1.3. Системы взаимной увязки и координации размеров строительных конструкций. ЛЕКЦИЯ №2. Крупнопанельные здания. 1. Конструктивные схемы крупнопанельных зданий, их характеристика. 2. Системы разрезки стен на панели. ЛЕКЦИЯ №3 1. Конструкции стеновых панелей. 2. Перекрытия крупнопанельных зданий. ЛЕКЦИЯ №4 1. Конструкции вертикальных стыков стеновых панелей. 2. Конструкции горизонтальных стыков стеновых панелей. ЛЕКЦИЯ №5 1. Фундаменты крупнопанельных зданий. Требования. 2. Ленточные фундаменты. 3. Сплошные фундаменты ЛЕКЦИЯ №6 1. Крупнопанельные фундаменты. 2. Свайные фундаменты. Основные элементы, область применения. 3. Сваи и их виды. Ростверк. Лекция №7 1. Сборные конструкции и элементы полносборных зданий. Железобетонные лестницы из мелкоштучных элементов. 2. Лестницы из крупноразмерных железобетонных элементов. Лестничные марши, плиты лестничных площадок. 3. Крупнопанельные перегородки. Лекция №8 1. Конструкции балконов и лоджий, основные элементы. 2. Конструкции балконов в каркасных и бескаркасных зданиях. 3. Лоджии, их типы, основные элементы. 4. Эркеры. ЛЕКЦИЯ №9 1. Железобетонные крыши, их виды. 2. Крыши с холодным, открытым и теплым чердаком. 3. Особенности конструкции чердачных покрытий. ЛЕКЦИЯ №10 1. Раздельные крыши. 2. Совмещенные покрытия. 3. Решение водостока. ЛЕКЦИЯ №11 1. Кровли, кровельные материалы. Рулонные и безрулонные кровли. 2. Плиты покрытия, конструкции, область применения. 3. Эксплуатируемые крыши. ЛЕКЦИЯ №12 1. Крупноблочные здания. Конструктивные схемы. 2. Системы разрезки стен на блоки. 3. Типы блоков, материалы и конструкции. ЛЕКЦИЯ №13 1. Стыки блоков, требования к конструкции. Типы и конструкции стыков блоков. 2. Решение покрытий, перекрытий, фундаментов крупноблочных зданий. ЛЕКЦИЯ №14 1. Объемно-блочные здания. Конструктивные схемы зданий. 2. Типы конструкций блоков, применяемые материалы. 3. Опирание блоков друг на друга, передача нагрузок. 4. Покрытия и фундаменты зданий из объемных блоков. ЛЕКЦИЯ №15 1. Каркасно-панельные здания (серия 1.020-1). Унифицированные объемно-планировочные параметры. 2. Обеспечение жесткости несущего остова. Конструкции стен жесткости. 3. Конструктивные элементы каркаса, решение перекрытий. ЛЕКЦИЯ №16 1. Окна, конструкции стен, лестниц в каркасно-панельных зданиях по серии 1.020-1. 2. Стыки элементов, решение деформационных швов. ЛЕКЦИЯ №17 1. Архитектурно-художественные особенности полносборных зданий. 2. Элементы инженерного оборудования зданий повышенной этажности. 3. Перспективы развития строительства и проектирования полносборных зданий. Седьмой семестр ЛЕКЦИЯ №1 1. Функциональные основы проектирования общественных зданий и сооружений 1.1. Классификация общественных зданий. 1.2. Группировка помещений. Функциональное зонирование. ЛЕКЦИЯ №2 Основные планировочные элементы общественных зданий. Структурные узлы 1. Входная группа. 2. Группа основных помещений. 3. Группа вспомогательных помещений. 4. Подземные помещения. 5. Системы группировки помещений. ЛЕКЦИЯ №3 Коммуникационные связи общественных зданий и комплексов 1. Горизонтальные коммуникации 2. Коридоры 3. Вертикальные коммуникации. Проектирование лестниц. ЛЕКЦИЯ №4 1. Лифты и их виды. 2. Основные строительные элементы лифтов. 3. Эскалаторы, движущиеся тротуары. ЛЕКЦИЯ №5 1. Пожарная безопасность и эвакуация людей из зданий. 2. Методы оценки проектных решений общественных зданий. ЛЕКЦИЯ №6 Архитектурные конструкции общественных зданий и сооружений. 1. Здания с крупными зальными помещениями. 2. Плоские покрытия больших пролетов. 3. Рамные конструкции. 4. Пространственные конструкции. Купола оболочки. 5. Металлические складчатые покрытия, перекрестно-стержневые конструкции. 6. Многоэтажные и высотные здания. ЛЕКЦИЯ №7 1. Обеспечение условий наилучшей видимости в помещениях больших размеров. 2. Обеспечение условий наилучшей слышимости в зальных помещениях. 3. Конструкции балконов в зрительных залах. 4. Конструкции трибун в спортивных здания и сооружениях. Курс лекций составлен на основании программы дисциплины «Архитектурностроительное проектирование гражданских и промышленных зданий», разработанной в ТулГУ на кафедре ГСиА. Рассмотрено на заседании кафедры «Городское строительство и архитектура» Протокол № Зав.кафедрой от « » 2012 г. В.В.Соколовский
«Классификация промышленных зданий. Подъемно-транспортное оборудование промзданий» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 269 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot