Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Промышленные здания, естественное освещение. Одноэтажные производственные здания.

  • 👀 538 просмотров
  • 📌 458 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Промышленные здания, естественное освещение. Одноэтажные производственные здания.
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Промышленные здания, естественное освещение. Одноэтажные производственные здания.» pdf
Лекция 4 (5 курс ПГС) Промышленные здания, естественное освещение. Одноэтажные производственные здания. Промышленные здания в зависимости от этажности могут быть одноэтажными и многоэтажными. В современной практике преобладают одноэтажные здания (80% от общего объема строительства), так как они имеют определенные преимущества: лучшие условия для размещения оборудования, организации производственных потоков, применения транспортных и грузоподъемных устройств. В одноэтажных зданиях обеспечивается большая маневренность при изменении технологического процесса. По характеру застройки территории промышленного предприятия одноэтажные промышленные задания подразделяются на здания сплошной и павильонной застройки. Здания сплошной застройки представляют собой многопролетные корпуса большой ширины и длины. Такие здания бывают либо бесфонарные, рассчитанные на искусственное освещение и проветривание производственных помещений, либо с устройством различных систем верхнего света и аэрации, обеспечивающих естественное освещение и проветривание. Здания сплошной застройки, как правило, имеют внутренний водоотвод с многоскатной или плоской кровлей. Здания павильонной застройки имеют сравнительно небольшое количество пролетов, обеспечивающих боковое освещение естественным светом и проветривание с забором воздуха через проемы в стенах и вытяжку через аэрационный фонарь или шахты в кровле. Водоотвод часто устраивают наружный. К этому типу зданий относятся основные производственные корпуса некоторых отраслей промышленности, к которым предъявляются повышенные требования с точки зрения освещения и проветривания (химия, металлургия и др.), а также подсобные и складские помещения (см. Дятков С.В., Михеев А.П. «Архитектура промышленных зданий» М.:АСВ, 1998г. Стр. 37-65 «Освещение и воздухообмен в промышленных зданиях»). К достоинствам павильонной застройки относятся: лучшие условия санитарно-гигиенического режима, меньшая пожароопасность, возможность большей изоляции цехов с производственными вредностями, пожаро – и взрывоопасных. В зависимости от характеристики технологического процесса одноэтажные промышленные здания по объемно-планировочному решению могут быть пролетного, ячейкового, зального и комбинированного типа. Здания пролетного типа применяются в тех случаях, когда технологические процессы направлены вдоль пролета. Размеры пролетов выбираются в зависимости от характера технологического процесса и габаритов технологического оборудования и изделий. Размеры пролетов – от 12 – 36 м и более. Шаг внутренних опор – 6, 12 м и более, но кратен 6 м. Пролетный тип здания характеризуется преобладанием пролета над шагом колонн. В бескрановых зданиях без подвесного оборудования и с подвесным подъемно-транспортным оборудованием грузоподъемностью до 5 т применяется сетка 12 х 6, 24 х 6, 18 х 12, 24 х 12 м. В зданиях, оборудованных мостовыми кранами грузоподъемностью до 50 т включительно применяют сетку: 18 х 12, 24 х 12, 30 х 12, 36 х 12 м. Оптимальной для большинства производств является сетка 18 х 12 или 24 х 12 м. При проектировании одноэтажных промышленных зданий следует учитывать, что укрупненная сетка колонн позволяет лучше использовать производственную площадь, способствует большей гибкости производства. Транспортная связь между отдельными участками в зданиях пролетного типа достигается при помощи мостовых и подвесных кранов. Конвейеров или напольного транспорта. Здания зального типа характеризуются большими пролетами (от 36 до 100 м и более). Применяется этот тип здания, когда необходима большая производственная площадь без внутренних опор (например, ангары, эллинги и т.п.). Большие пролеты залов перекрываются пространственными конструкциями. Пролет и шаг колонн каркаса в зданиях зального типа применяется кратным 6 м. Здания зального типа получают в последнее время распространение в отраслях промышленности, в которых технологический процесс не связан с крупногабаритным оборудованием или продукцией. Это объясняется тем, что большие размеры производственных помещений позволяют свободно использовать пространство, то есть размещать любые технологические процессы. Здания зального типа с укрепленной сеткой колонн (24х12, 30х12 м), позволяют располагать в них сборно-разборные многоэтажные этажерки для размещения технологического оборудования. Здания со сборноразборными этажерками имеют более легкие перекрытия по сравнению с многоэтажными, благодаря чему снижается вес здания, а следовательно стоимость строительства. В зданиях с крупной сеткой колонн легко осуществлять модернизацию, изменять технологический процесс, внедрять новую технологию без перестройки основных конструкций зданий. Развитие массового и непрерывного поточного производства часто требует размещение технологических линий и движения транспорта в двух взаимно перпендикулярных направлениях. Мостовые краны не обеспечивают этого. Поэтому необходимо переход на другой более гибкий – подвесной или напольный – транспорт. В связи с этим появляется новый вид здания сплошной застройки с квадратной или близкой к этому сеткой колонн и одинаковой высотой до низа покрытия с подвеской к нему подъемно-транспортного оборудования. Такая структура объемнопланировочного решения получила название ячейковой, а здания – гибкий или универсальный. В зданиях ячейкового типа наибольшее распространение имеют сетки колонн 12 х 12, 18 х 18, 24 х24, 30 х30, 36 х 36 м. Отличительной особенностью гибких цехов является то, что любое существенное изменение в технологическом процессе не отражается на конструкциях здания. Кроме того, достигается технологическая маневренность, унификация объемно-планировочного и конструктивного решения, повышение эффективности использования производственных площадей, снижение стоимости строительства. Полезная площадь гибких цехов предназначается только для размещения технологического и транспортного оборудования. Вспомогательные помещения размещаются на антресолях в межферменном пространстве или в пристройках. Антресоли располагаются обычно у наружных стен здания или между предприятиями, блокируемыми в одно здание. Антресоли могут также устраиваться над подсобно-производственными помещениями, внутрицеховыми и в «метровой» зоне работы кранового оборудования. Конструктивная схема антресолей – каркасная, с сеткой колонн 6 х 6 м, при сборно-разборных конструкциях. Здания ячейкового типа проектируют с естественным и искусственным освещением. Характерной особенностью освещения производственных участков в гибких цехах является применение в них так, называемых «плавающих» систем верхнего освещения, расположение которых не зависит от пролетов и их величины. Применение таких систем позволяет получить равномерную освещенность по всей площади цеха. В зданиях комбинированного типа объемно-планировочное решение может сочетать признаки зданий пролетного типа с типом зальных, пролетного типа с ячейковыми и т.д. Основные положения по унификации, понятие УГС для различных отраслей промышленности. Унификация промышленных зданий основывается на модульной системе и имеет две формы: отраслевую и межотраслевую. Отраслевая унификация – унификация объемно-планировочных и конструктивных решений Промздания в пределах данной отрасли промышленности. Межотраслевая унификация – создание унифицированных промышленных зданий для различных отраслей промышленности. Создание межотраслевой системы унификации объемно-планировочных и конструктивных решений позволяет сократить число типоразмеров конструкций, снизить стоимость строительства. Для удобства унификации объем Промздания расчленяется на отдельные части или элементы. Объемно-планировочный элемент (пространственная ячейка) – часть здания с размерами, равными высоте этажа, пролету, шагу. Планировочный элемент (планировочная ячейка) – горизонтальная проекция объемно-планировочного элемента. Температурный блок – часть здания, состоящая из нескольких объемнопланировочных элементов, расположенных между поперечными и продольными температурами швами или между температурами швами и торцовой или продольной стороной здания. Основные стадии унификации: линейная, пространственная, объемная. Линейная унификация – унификация отдельных параметров. Основные параметры и модули для одноэтажных и промышленных зданий: Пролет: 6, 12, 18, 24, 30, 36 и более. Шаг: 6, 12, 18 и более. Модуль: 6 м. высота (от пола до низа несущей конструкции покрытия на опоре) – 3; 3,6; 4,2; 4,8; 5,4; 6 и более (для бескрановых зданий) высота для крановых зданий – 8,4; 9; 9,6 и др. Модуль по высоте – 0,6 м. Пространственная унификация – сокращение количества сочетаний параметров по пролетам, высотам и шагам колонн, создание унифицированных объемно-планировочных элементов. Объемная унификация – унификация по пути уменьшения типов зданий, создание условий для их блокирования. Объемная унификация осуществляется (унифицированных габаритных секций). на основе создания УГС Унифицированная секция является объемной частью здания и состоит из нескольких пролетов постоянной высоты. Габариты секции зависят от характера технологического процесса и конструктивного решения здания и чаще всего, представляет собой температурный блок. Длина УГС – расстояние между поперечными температурными швами, максимальная ширина – расстоянию между продольными температурными швами. В зависимости от применяемых сеток колонн, а также от характера блокирования в здании, УГС разделяются на следующие типы: 1 тип – многопролетные для зданий сплошной застройки, рассчитанные на блокирование секции с любой стороны. 2 тип – одно, двух и многопролетные, блокируемые только вдоль пролета, 3 тип – одно и многопролетные, пристраиваемые к многопролетным секциям. а) 1 2 1 2 3 4 12 3 4 125 б) в) 121 1 2 144 72 6 2 3 4 5 6 1 6 12 144 72 1 8 9 10 11 12 12 30 72 72 а) секции 1 типа 3 5 6 8 9 1 10 144 144 30 2 4 12 5 1 б) секция 2 типа в) секции 3 типа На каждую унифицированную секцию разработаны чертежи и издания массовым тиражом, что сокращает объем проектной документации, сроки проектирования. Пример: а)для предприятий машиностроения следующие унифицированные секции: 144 х 72, 72 х 72 м. утверждены 12 11 б)для одноэтажных предприятий химической промышленности 72 х 72, 72 х 144 м; в)для предприятий легкой и пищевой промышленности: 60 х 24, 60 х 72, 60 х 144, 72 х 24 м и т.д. Как уже было отмечено, практика проектирования подтверждает, что многие унифицированные типовые секции и пролеты, разработанные для конкретных отраслей промышленности, могут применяться и для других отраслей т.е. УГС и УТ П могут быть межотраслевыми. Общие принципы промышленных зданий. компоновки объемов одноэтажных Объемно-планировочные и конструктивные решения одноэтажных промышленных зданий в значительной степени зависит от требований, определенных технологическим процессом. Требования эти могут быть различными: обеспечение кондиционированного метеорологического режима и состава воздуха, обеспечение усиленной аэрации: обеспечение максимальной естественной освещенности и т.д. В одних случаях габариты изделий определяют необходимое пространство (ангары), в других – габариты оборудования (прокатные цехи). Несмотря на многообразие производств и соответственно объемнопланировочных и конструктивных решений зданий, можно выявить некоторые общие принципы этих решений, справедливые для ряда производств: 1. Блокирование в одном промышленном здании. а) некоторых производственных помещений, обслуживающих один технологический процесс б) некоторых цехов с разными технологическими процессами в) разных промышленных предприятий г)объединение однородных вспомогательных цехов (ремонтных, складских и т.д.) разных производительных процессов. Опыт показывает, что с помощью блокирования возможно, уменьшение площади заводской территории до 30 %, сокращение периметра наружных стен на 50 %, снижение стоимости строительства на 15-20%. Блокирование целесообразно в тех случаях, когда характеристики технологических процессов относительно близки между собой и когда условия строительства не вызывают при этом серьезных трудностей. 2. Принцип унификации, осуществляемый на основе УГС и УТП. Унификация способствует повышению гибкости и универсальности объемно-планировочных. И конструктивных решений промышленных зданий, что имеет большое значение для ускорения научно-технического прогресса. Объемно-планировочные и конструктивные параметры здания не должны стеснять или ограничивать процессы модернизации производства. Повышение универсальности или гибкости производственных зданий достигается за счет увеличения сетки колонн и в необходимых случаях за счет повышения высоты помещения. Если позволяет технологический процесс, объемно-планировочное решение должно быть возможно проще по своей форме, т.е. быть прямоугольным в плане с параллельно-расположенными пролетами одинаковой ширины и высоты. В этом случае значительно упрощается конструктивное решение, повышается степень сборности конструкций, сокращается количество их типоразмеров. Важным общим принципом объемно-планировочных решений является изоляция вредностей одних производственных помещений от других. Производства, при которых в воздух могут выделяться ядовитые газы, пары и пыль в концентрациях, превышающих предельно допустимые нормы, располагаются в отдельных помещения, изолированных от других помещений здания соответствующим ограждающими конструкциями. Значительное влияние на объемно-планировочные и конструктивные решения промышленных зданий оказывают природно - климатические характеристики места строительства: температурный и ветровой режим, количество осадков, инсоляция и др. В суровых климатических условиях предпочтительны здания с меньшей площадью наружных стен в целях снижения теплопотерь и, следовательно, повышения экономичности здания в эксплуатации. Повторяемость, скорость и направление ветров, а также закономерности снегопереноса оказывают влияние на выбор профиля покрытия. Характеристики светового климата определяют решение естественного освещения, размеры светопроемов и фонарей. Влияние на объемно-планировочные и конструктивные решения оказывают требования пожарной безопасности. В соответствии с ними определяются: наибольшая допускаемая площадь этажа между противопожарными преградами, требуемая степень огнестойкости конструкций и т.д. Помещения, опасные в пожарном отношении, следует располагать в одноэтажных зданиях у наружных стен. Из здания на случай возникновения пожара необходимо предусмотреть возможность безопасной эвакуации людей, для чего предусматриваются эвакуационные пути и выходы. Требования пожарной безопасности в конструктивных решениях промышленных зданий сказываются прежде всего в устройстве противопожарных преград (брандмауэров) и противопожарных зон. Противопожарные преграды, выполняемые из несгораемых конструкций, разделяют объем здания на отдельные части, ограничивая при возникновении пожара распространение огня пределами одной части здания. Противопожарные зоны устраивают шириной не < 6 м. Они перерезают здание по всей его ширине или длине. На участках противопожарных зон – применяются конструкции из несгораемых материалов. Подъемно - транспортное оборудование промышленных зданий. Для перемещения грузов внутри промышленных зданий используют подъемно - транспортные оборудование или, иначе, внутрицеховой транспорт. Внутрицеховой транспорт может быть подразделен на две группы: 1)транспорт периодического действия 2)транспорт непрерывного действия. К первой группе относятся: напольный безрельсовый и рельсовый транспорт (автокары, автопогрузчики и т.д.), подвесной транспорт (тали, подвесные краны), мостовые краны и др. Ко второй группе относятся конвейеры, пневматической и гидравлический транспорт. Выбор того или иного вида транспорта зависит от технологического процесса и влияет на объемно-планировочное решение и конструкции промышленного здания. Однако целесообразно применять такие виды транспорта, которые оказывали бы наименьшее влияние на объемно - планировочное решение и конструктивное решение здания, т.е. отказываться, где это возможно, от применения мостовых кранов и тех видов транспорта, которые утяжеляют конструкции, затрудняют модернизацию технологического процесса. Поэтому в настоящее время отдается предпочтение напольному безрельсовому и рельсовому, конвейерному, пневматическому и гидравлическому транспорту. Напольный транспорт Напольный транспорт передвигается непосредственно по полу и дает возможность доставлять грузы в любую точку здания, не оказывает влияние на строительную часть здания за исключением конструкции пола, однако ведет к потере производственной площади. Напольный транспорт подразделяется на: рельсовый, безрельсовый и прицепной. Рельсовый транспорт. Направление его связано с колеей, устройство которой требует значительных строительных работ (портальные краны, вагонетки и т.д.). К безрельсовому транспорту относятся: автопогрузчики, тележки, платформы и т.д. Прицепной транспорт состоит из тягача с прицепными тележками или платформами, которые образуют поезд. Напольный транспорт является наиболее гибким видом транспорта. Тали делаются с ручным приводом или электроприводом, стационарными и передвижными. Тали закрепляются на тележке, которая передвигается по нижней полке двутавровой балки (монорельсу). Монорельс подвешивается к нижнему полу несущих конструкций покрытия. Монорельсовая дорога обслуживает лишь узкую полосу рабочего пространства, расположенную вдоль монорельса, что является ее недостатком и ограничивает область ее применения. Подвесные краны (кранбалки) применяются при пролетах зданий до 30 м и относительно небольшой массе поднимаемо груза (до 10 т.). Они состоят из основной двутавровой стальной балки, снабженной на концах катками, которые движутся по нижней полке стальных балок (рельсов), подвешенных к несущими элементам покрытия. По нижней полке основной балки движется электрическая таль. Подвесные краны позволяют перемещать грузы вдоль пролета цеха и поперек него, охватывая таким образом всю рабочую площадь. Мостовые краны – наиболее распространенные средства транспорта. Грузоподъемность мостовых кранов достигает 600 т., возможные пролеты – до 50 м. В зависимости от грузоподъемности мостовые краны могут быть малой (5-50 т.), средней (50-250 т.) и большой грузоподъемности (250-500 т.). Краны грузоподъемностью 15-500 т снабжаются двумя крюками, один из которых имеет большую грузоподъемность, другой – меньшую (Условное обозначение: пример - 30/5 т.). Мостовые краны имеют крюки или снабжаются грейферами, грузовыми электромагнитами, лапами и др. грузозахватными устройствами. Мостовые краны перемещаются вдоль цеха по рельсам, уложенным на подкрановые балки, которые опираются на консоли колонн каркаса или пилястры стен. При применении мостовых кранов увеличивается высота здания и усложняется его конструктивное решение. В зависимости от интенсивности работы мостовые краны подразделяются на краны весьма тяжелого непрерывного действия, весьма тяжелого, тяжелого, среднего и легкого режимов работы. Режим работы крана определяется продолжительностью его работы в единицу времени эксплуатации цеха. Размещение мостовых кранов. Размещение кранов определяется требованиями технологии. В одном пролете можно расположить несколько мостовых кранов. Если потребное количество кранов не удается разместить в одном ярусе, их размещают в двух или трех ярусах. Если необходима одновременная работа на одной и той же площади нескольких кранов, то ниже мостового крана располагают консольно–катучие краны и консольные краны. К специальным кранам относятся: консольно-поворотные краны, устанавливаемые на стены или специальные колонны, козловые краны, консольно-катучие краны и краны – штабелеры. Многоэтажные производственные здания, их характеристика и область применения. Конструктивные системы, унификация объемно – планировочных параметров, понятия об УГС Многоэтажные производственные здания составляют примерно 20% от общего объема промышленного строительства. В настоящее время наблюдается тенденция увеличения объема строительства многоэтажных производственных зданий. Область их применения – в производствах с относительно легким технологическим оборудованием, в случаях организации технологического процесса по вертикали, а также при ограниченных размерах территории застройки. Основные объемно – планировочные структуры многоэтажных производственных зданий: - регулярная; - регулярная, в сочетании с блокировкой с одноэтажным производственным зданием; - регулярная с верхним этажом большого пролета; - нерегулярная. Многоэтажные производственные здания регулярного типа имеют ячейковую или пролетную структуру при сетках колонн каркаса 6х6 м, 6х9 м, 7,2х7,2 м, 7,2х9 м и др. и высота 3,6; 4,2; 4,8; 5,4 м и др. Высоты этажей в предлах всего объема здания – одинаковые. Блокировка многоэтажного здания с регулярной объемно – планировочной структурой с одноэтажным зданием применяются при сплошной застройке одноэтажного производственного здания, способствует сокращению площади застройки, протяженности дорог и коммуникаций и тем самым площади строительства. Многоэтажные здания регулярного типа с верхним большепролетным этажом с краном получили особое распространение в химической промышленности. Нижние этажи имеют регулярную объемно – планировочную структуру с сетками колонн 6х6 м; 6х9 м и др., верхний этаж имеет пролет 12,18 или 24 м, оборудован мостовым или подвижным краном, конструкции верхнего этажа аналогично принимаемым в одноэтажных производственных зданиях. Разновидностью указанного типа здания является двухэтажное производственное здание с верхним этажом, имеющим более крупные пролеты, чем в 1 этаже. На первом этаже размещается тяжелое технологическое оборудование, на втором – более легкое или крупногабаритное (но легкое) оборудование. Примером может служить Московский завод малометражных автомобилей, имеющий на первом этаже сетку колонн 12х12 м, на втором – 12х24м. Многоэтажные здания с нерегулярной объемно – планировочной структурой проектируются, как правило, для предприятий горнорудной, угольной, коксохимической промышленности и др. Высоты этажей в объеме здания могут иметь разные значения. Нередко поперечный профиль этих зданий имеет значительные перепады высот, обусловленные требованиями технологических процессов, необходимостью устройства встроенного оборудования – бункеров, резервуаров и другого подобного оборудования больших размеров. Высота этажей в таких зданиях колеблется в широких пределах и может быть равной 20 м и более. Многоэтажные производственные здания могут быть малой, средней и большой гибкости, которая в той или иной степени позволяет изменить технологический процесс без изменения основных несущих конструкций здания. Здания малой гибкости имеют, как правило, ячейковое построение с небольшими размерами пролетов и шагов и квадратной сеткой колонн – 6х6 м, 7,2х7,2 м и др. Такие здания строятся чаще всего для производств, выпускающих малогабаритные изделия. Здания средней гибкости имеют большие размеры пролетов и шагов. Сетки колонн – 12х6; 18х6; 12х12 и 18х18 м. При квадратной или близкой к ней сетке колонн междуэтажные перекрытия делаются кессонными или безбалочными. Такие здания предусматриваются для производств, выпускающих средне и крупногабаритные изделия легкого веса. Здания большой гибкости строятся с пролетами 24, 30 и 36 м. Высота несущих конструкций междуэтажных перекрытий (ферм) – 2,4-3,3 м позволяет в целях рационального использования объема здания устраивать технические этажи, предназначенные для прокладки коммуникаций, размещения бытовых помещений и др. Здание большой гибкости состоит из чередующихся по высоте основных производственных и технических зданий. Габаритные схемы многоэтажных производственных зданий (УГС) характеризуются количеством пролетов, их размерами, количеством этажей и их высотами, а также наличием подъемно-транспортного оборудования. Сетка колонн назначается в зависимости от нормативной полезной нагрузки на 1 м2 перекрытия. Размеры пролетов кратны 3м, шагов – 6м. Наиболее массовые сетки колонн – 6х6 и 6х9м. Высоты этажей назначаются в соответствии с требованиями модульной координации размеров – кратными укрупненному модулю 6м, но не < 3м. Конструктивные системы многоэтажных производственных зданий каркасная, стеновая, с неполным каркасом. Преобладающей является каркасная конструктивная система. Требования, предъявляемые к каркасам – прочность, устойчивость, долговечность, оптимальность, экономичность. Классификация каркасов по материалам и способу возведения – железобетонные (сборные, сборно-монолитные, монолитные), металлические. Железобетонные каркасы с балочными перекрытиями. Характеристика колонн – на 1, 2, и 3 этажа, крайние и средние, для крановых и бескрановых частей здания. Характеристика фундаментов – монолитные и сборные, фундаментные балки трапециевидного и таврового сечения при шаге 6 и 12м. Характеристика элементов перекрытий и покрытий – ригели прямоугольного сечения, ригели с полками, фермы в зданиях с техническими этажами, плиты, плиты перекрытий ребристые и плоские с пустотами. (С.В. Дятков, А.П. Михеев. «Архитектура промышленных зданий АСВ», М.: 1998г. стр. 227-250). Безбалочные сборные каркасы – характеристика надколонными плитами, приемы раскладки плит. колонн с Каркасы со сборно-монолитными безбалочными перекрытиями. Ограждающие зданий: конструкции многоэтажных производственных Требования, предъявляемые к ограждающим конструкциям. Стены их крупных панелей. Номенклатура панелей. Приемы разрезки стен на крупные панели (горизонтальная и вертикальная разрезка). (С.В. Дятков, А.П. Михеев. «Архитектура промышленных зданий АСВ», М.: 1998г. стр. 278-309). Стены из крупных блоков. Номенклатура блоков. Приемы разрезки стен на крупные блоки (см. учебное пособие Мастаченко В.Н., Кодыш Э.Н. и др. Проектирование зданий железнодорожного транспорта: Учебное пос. – М.: УМК МПС России, 2000). Лекция 4 (5 курс ПГС) Промышленные здания, естественное освещение. Одноэтажные производственные здания. Промышленные здания в зависимости от этажности могут быть одноэтажными и многоэтажными. В современной практике преобладают одноэтажные здания (80% от общего объема строительства), так как они имеют определенные преимущества: лучшие условия для размещения оборудования, организации производственных потоков, применения транспортных и грузоподъемных устройств. В одноэтажных зданиях обеспечивается большая маневренность при изменении технологического процесса. По характеру застройки территории промышленного предприятия одноэтажные промышленные задания подразделяются на здания сплошной и павильонной застройки. Здания сплошной застройки представляют собой многопролетные корпуса большой ширины и длины. Такие здания бывают либо бесфонарные, рассчитанные на искусственное освещение и проветривание производственных помещений, либо с устройством различных систем верхнего света и аэрации, обеспечивающих естественное освещение и проветривание. Здания сплошной застройки, как правило, имеют внутренний водоотвод с многоскатной или плоской кровлей. Здания павильонной застройки имеют сравнительно небольшое количество пролетов, обеспечивающих боковое освещение естественным светом и проветривание с забором воздуха через проемы в стенах и вытяжку через аэрационный фонарь или шахты в кровле. Водоотвод часто устраивают наружный. К этому типу зданий относятся основные производственные корпуса некоторых отраслей промышленности, к которым предъявляются повышенные требования с точки зрения освещения и проветривания (химия, металлургия и др.), а также подсобные и складские помещения (см. Дятков С.В., Михеев А.П. «Архитектура промышленных зданий» М.:АСВ, 1998г. Стр. 37-65 «Освещение и воздухообмен в промышленных зданиях»). К достоинствам павильонной застройки относятся: лучшие условия санитарно-гигиенического режима, меньшая пожароопасность, возможность большей изоляции цехов с производственными вредностями, пожаро – и взрывоопасных. В зависимости от характеристики технологического процесса одноэтажные промышленные здания по объемно-планировочному решению могут быть пролетного, ячейкового, зального и комбинированного типа. Здания пролетного типа применяются в тех случаях, когда технологические процессы направлены вдоль пролета. Размеры пролетов выбираются в зависимости от характера технологического процесса и габаритов технологического оборудования и изделий. Размеры пролетов – от 12 – 36 м и более. Шаг внутренних опор – 6, 12 м и более, но кратен 6 м. Пролетный тип здания характеризуется преобладанием пролета над шагом колонн. В бескрановых зданиях без подвесного оборудования и с подвесным подъемно-транспортным оборудованием грузоподъемностью до 5 т применяется сетка 12 х 6, 24 х 6, 18 х 12, 24 х 12 м. В зданиях, оборудованных мостовыми кранами грузоподъемностью до 50 т включительно применяют сетку: 18 х 12, 24 х 12, 30 х 12, 36 х 12 м. Оптимальной для большинства производств является сетка 18 х 12 или 24 х 12 м. При проектировании одноэтажных промышленных зданий следует учитывать, что укрупненная сетка колонн позволяет лучше использовать производственную площадь, способствует большей гибкости производства. Транспортная связь между отдельными участками в зданиях пролетного типа достигается при помощи мостовых и подвесных кранов. Конвейеров или напольного транспорта. Здания зального типа характеризуются большими пролетами (от 36 до 100 м и более). Применяется этот тип здания, когда необходима большая производственная площадь без внутренних опор (например, ангары, эллинги и т.п.). Большие пролеты залов перекрываются пространственными конструкциями. Пролет и шаг колонн каркаса в зданиях зального типа применяется кратным 6 м. Здания зального типа получают в последнее время распространение в отраслях промышленности, в которых технологический процесс не связан с крупногабаритным оборудованием или продукцией. Это объясняется тем, что большие размеры производственных помещений позволяют свободно использовать пространство, технологические процессы. то есть размещать любые Здания зального типа с укрепленной сеткой колонн (24х12, 30х12 м), позволяют располагать в них сборно-разборные многоэтажные этажерки для размещения технологического оборудования. Здания со сборноразборными этажерками имеют более легкие перекрытия по сравнению с многоэтажными, благодаря чему снижается вес здания, а следовательно стоимость строительства. В зданиях с крупной сеткой колонн легко осуществлять модернизацию, изменять технологический процесс, внедрять новую технологию без перестройки основных конструкций зданий. Развитие массового и непрерывного поточного производства часто требует размещение технологических линий и движения транспорта в двух взаимно перпендикулярных направлениях. Мостовые краны не обеспечивают этого. Поэтому необходимо переход на другой более гибкий – подвесной или напольный – транспорт. В связи с этим появляется новый вид здания сплошной застройки с квадратной или близкой к этому сеткой колонн и одинаковой высотой до низа покрытия с подвеской к нему подъемно-транспортного оборудования. Такая структура объемнопланировочного решения получила название ячейковой, а здания – гибкий или универсальный. В зданиях ячейкового типа наибольшее распространение имеют сетки колонн 12 х 12, 18 х 18, 24 х24, 30 х30, 36 х 36 м. Отличительной особенностью гибких цехов является то, что любое существенное изменение в технологическом процессе не отражается на конструкциях здания. Кроме того, достигается технологическая маневренность, унификация объемно-планировочного и конструктивного решения, повышение эффективности использования производственных площадей, снижение стоимости строительства. Полезная площадь гибких цехов предназначается только для размещения технологического и транспортного оборудования. Вспомогательные помещения размещаются на антресолях в межферменном пространстве или в пристройках. Антресоли располагаются обычно у наружных стен здания или между предприятиями, блокируемыми в одно здание. Антресоли могут также устраиваться над подсобно-производственными помещениями, внутрицеховыми и в «метровой» зоне работы кранового оборудования. Конструктивная схема антресолей – каркасная, с сеткой колонн 6 х 6 м, при сборно-разборных конструкциях. Здания ячейкового типа проектируют с естественным и искусственным освещением. Характерной особенностью освещения производственных участков в гибких цехах является применение в них так, называемых «плавающих» систем верхнего освещения, расположение которых не зависит от пролетов и их величины. Применение таких систем позволяет получить равномерную освещенность по всей площади цеха. В зданиях комбинированного типа объемно-планировочное решение может сочетать признаки зданий пролетного типа с типом зальных, пролетного типа с ячейковыми и т.д. Основные положения по унификации, понятие УГС для различных отраслей промышленности. Унификация промышленных зданий основывается на модульной системе и имеет две формы: отраслевую и межотраслевую. Отраслевая унификация – унификация объемно-планировочных и конструктивных решений Промздания в пределах данной отрасли промышленности. Межотраслевая унификация – создание унифицированных промышленных зданий для различных отраслей промышленности. Создание межотраслевой системы унификации объемно-планировочных и конструктивных решений позволяет сократить число типоразмеров конструкций, снизить стоимость строительства. Для удобства унификации объем Промздания расчленяется на отдельные части или элементы. Объемно-планировочный элемент (пространственная ячейка) – часть здания с размерами, равными высоте этажа, пролету, шагу. Планировочный элемент (планировочная ячейка) – горизонтальная проекция объемно-планировочного элемента. Температурный блок – часть здания, состоящая из нескольких объемнопланировочных элементов, расположенных между поперечными и продольными температурами швами или между температурами швами и торцовой или продольной стороной здания. Основные стадии унификации: линейная, пространственная, объемная. Линейная унификация – унификация отдельных параметров. Основные параметры и модули для одноэтажных и промышленных зданий: Пролет: 6, 12, 18, 24, 30, 36 и более. Шаг: 6, 12, 18 и более. Модуль: 6 м. высота (от пола до низа несущей конструкции покрытия на опоре) – 3; 3,6; 4,2; 4,8; 5,4; 6 и более (для бескрановых зданий) высота для крановых зданий – 8,4; 9; 9,6 и др. Модуль по высоте – 0,6 м. Пространственная унификация – сокращение количества сочетаний параметров по пролетам, высотам и шагам колонн, создание унифицированных объемно-планировочных элементов. Объемная унификация – унификация по пути уменьшения типов зданий, создание условий для их блокирования. Объемная унификация осуществляется (унифицированных габаритных секций). на основе создания УГС Унифицированная секция является объемной частью здания и состоит из нескольких пролетов постоянной высоты. Габариты секции зависят от характера технологического процесса и конструктивного решения здания и чаще всего, представляет собой температурный блок. Длина УГС – расстояние между поперечными температурными швами, максимальная ширина – расстоянию между продольными температурными швами. В зависимости от применяемых сеток колонн, а также от характера блокирования в здании, УГС разделяются на следующие типы: 1 тип – многопролетные для зданий сплошной застройки, рассчитанные на блокирование секции с любой стороны. 2 тип – одно, двух и многопролетные, блокируемые только вдоль пролета, 3 тип – одно и многопролетные, пристраиваемые к многопролетным секциям. а) 1 2 1 2 3 4 12 3 4 125 б) в) 121 1 2 144 72 6 2 3 4 5 6 1 2 3 5 6 8 9 4 6 1 8 9 10 11 12 12 5 1 12 144 72 1 10 144 144 12 12 11 30 30 72 72 а) секции 1 типа б) секция 2 типа в) секции 3 типа На каждую унифицированную секцию разработаны чертежи и издания массовым тиражом, что сокращает объем проектной документации, сроки проектирования. Пример: а)для предприятий машиностроения следующие унифицированные секции: 144 х 72, 72 х 72 м. утверждены б)для одноэтажных предприятий химической промышленности 72 х 72, 72 х 144 м; в)для предприятий легкой и пищевой промышленности: 60 х 24, 60 х 72, 60 х 144, 72 х 24 м и т.д. Как уже было отмечено, практика проектирования подтверждает, что многие унифицированные типовые секции и пролеты, разработанные для конкретных отраслей промышленности, могут применяться и для других отраслей т.е. УГС и УТ П могут быть межотраслевыми. Общие принципы промышленных зданий. компоновки объемов одноэтажных Объемно-планировочные и конструктивные решения одноэтажных промышленных зданий в значительной степени зависит от требований, определенных технологическим процессом. Требования эти могут быть различными: обеспечение кондиционированного метеорологического режима и состава воздуха, обеспечение усиленной аэрации: обеспечение максимальной естественной освещенности и т.д. В одних случаях габариты изделий определяют необходимое пространство (ангары), в других – габариты оборудования (прокатные цехи). Несмотря на многообразие производств и соответственно объемнопланировочных и конструктивных решений зданий, можно выявить некоторые общие принципы этих решений, справедливые для ряда производств: 3. Блокирование в одном промышленном здании. а) некоторых производственных помещений, обслуживающих один технологический процесс б) некоторых цехов с разными технологическими процессами в) разных промышленных предприятий г)объединение однородных вспомогательных цехов (ремонтных, складских и т.д.) разных производительных процессов. Опыт показывает, что с помощью блокирования возможно, уменьшение площади заводской территории до 30 %, сокращение периметра наружных стен на 50 %, снижение стоимости строительства на 15-20%. Блокирование целесообразно в тех случаях, когда характеристики технологических процессов относительно близки между собой и когда условия строительства не вызывают при этом серьезных трудностей. 4. Принцип унификации, осуществляемый на основе УГС и УТП. Унификация способствует повышению гибкости и универсальности объемно-планировочных. И конструктивных решений промышленных зданий, что имеет большое значение для ускорения научно-технического прогресса. Объемно-планировочные и конструктивные параметры здания не должны стеснять или ограничивать процессы модернизации производства. Повышение универсальности или гибкости производственных зданий достигается за счет увеличения сетки колонн и в необходимых случаях за счет повышения высоты помещения. Если позволяет технологический процесс, объемно-планировочное решение должно быть возможно проще по своей форме, т.е. быть прямоугольным в плане с параллельно-расположенными пролетами одинаковой ширины и высоты. В этом случае значительно упрощается конструктивное решение, повышается степень сборности конструкций, сокращается количество их типоразмеров. Важным общим принципом объемно-планировочных решений является изоляция вредностей одних производственных помещений от других. Производства, при которых в воздух могут выделяться ядовитые газы, пары и пыль в концентрациях, превышающих предельно допустимые нормы, располагаются в отдельных помещения, изолированных от других помещений здания соответствующим ограждающими конструкциями. Значительное влияние на объемно-планировочные и конструктивные решения промышленных зданий оказывают природно - климатические характеристики места строительства: температурный и ветровой режим, количество осадков, инсоляция и др. В суровых климатических условиях предпочтительны здания с меньшей площадью наружных стен в целях снижения теплопотерь и, следовательно, повышения экономичности здания в эксплуатации. Повторяемость, скорость и направление ветров, а также закономерности снегопереноса оказывают влияние на выбор профиля покрытия. Характеристики светового климата определяют решение естественного освещения, размеры светопроемов и фонарей. Влияние на объемно-планировочные и конструктивные решения оказывают требования пожарной безопасности. В соответствии с ними определяются: наибольшая допускаемая площадь этажа между противопожарными преградами, требуемая степень огнестойкости конструкций и т.д. Помещения, опасные в пожарном отношении, следует располагать в одноэтажных зданиях у наружных стен. Из здания на случай возникновения пожара необходимо предусмотреть возможность безопасной эвакуации людей, для чего предусматриваются эвакуационные пути и выходы. Требования пожарной безопасности в конструктивных решениях промышленных зданий сказываются прежде всего в устройстве противопожарных преград (брандмауэров) и противопожарных зон. Противопожарные преграды, выполняемые из несгораемых конструкций, разделяют объем здания на отдельные части, ограничивая при возникновении пожара распространение огня пределами одной части здания. Противопожарные зоны устраивают шириной не < 6 м. Они перерезают здание по всей его ширине или длине. На участках противопожарных зон – применяются конструкции из несгораемых материалов. Подъемно - транспортное оборудование промышленных зданий. Для перемещения грузов внутри промышленных зданий используют подъемно - транспортные оборудование или, иначе, внутрицеховой транспорт. Внутрицеховой транспорт может быть подразделен на две группы: 1)транспорт периодического действия 2)транспорт непрерывного действия. К первой группе относятся: напольный безрельсовый и рельсовый транспорт (автокары, автопогрузчики и т.д.), подвесной транспорт (тали, подвесные краны), мостовые краны и др. Ко второй группе относятся конвейеры, пневматической и гидравлический транспорт. Выбор того или иного вида транспорта зависит от технологического процесса и влияет на объемно-планировочное решение и конструкции промышленного здания. Однако целесообразно применять такие виды транспорта, которые оказывали бы наименьшее влияние на объемно - планировочное решение и конструктивное решение здания, т.е. отказываться, где это возможно, от применения мостовых кранов и тех видов транспорта, которые утяжеляют конструкции, затрудняют модернизацию технологического процесса. Поэтому в настоящее время отдается предпочтение напольному безрельсовому и рельсовому, гидравлическому транспорту. конвейерному, пневматическому и Напольный транспорт Напольный транспорт передвигается непосредственно по полу и дает возможность доставлять грузы в любую точку здания, не оказывает влияние на строительную часть здания за исключением конструкции пола, однако ведет к потере производственной площади. Напольный транспорт подразделяется на: рельсовый, безрельсовый и прицепной. Рельсовый транспорт. Направление его связано с колеей, устройство которой требует значительных строительных работ (портальные краны, вагонетки и т.д.). К безрельсовому транспорту относятся: автопогрузчики, тележки, платформы и т.д. Прицепной транспорт состоит из тягача с прицепными тележками или платформами, которые образуют поезд. Напольный транспорт является наиболее гибким видом транспорта. Тали делаются с ручным приводом или электроприводом, стационарными и передвижными. Тали закрепляются на тележке, которая передвигается по нижней полке двутавровой балки (монорельсу). Монорельс подвешивается к нижнему полу несущих конструкций покрытия. Монорельсовая дорога обслуживает лишь узкую полосу рабочего пространства, расположенную вдоль монорельса, что является ее недостатком и ограничивает область ее применения. Подвесные краны (кранбалки) применяются при пролетах зданий до 30 м и относительно небольшой массе поднимаемо груза (до 10 т.). Они состоят из основной двутавровой стальной балки, снабженной на концах катками, которые движутся по нижней полке стальных балок (рельсов), подвешенных к несущими элементам покрытия. По нижней полке основной балки движется электрическая таль. Подвесные краны позволяют перемещать грузы вдоль пролета цеха и поперек него, охватывая таким образом всю рабочую площадь. Мостовые краны – наиболее распространенные средства транспорта. Грузоподъемность мостовых кранов достигает 600 т., возможные пролеты – до 50 м. В зависимости от грузоподъемности мостовые краны могут быть малой (5-50 т.), средней (50-250 т.) и большой грузоподъемности (250-500 т.). Краны грузоподъемностью 15-500 т снабжаются двумя крюками, один из которых имеет большую грузоподъемность, другой – меньшую (Условное обозначение: пример - 30/5 т.). Мостовые краны имеют крюки или снабжаются грейферами, грузовыми электромагнитами, лапами и др. грузозахватными устройствами. Мостовые краны перемещаются вдоль цеха по рельсам, уложенным на подкрановые балки, которые опираются на консоли колонн каркаса или пилястры стен. При применении мостовых кранов увеличивается высота здания и усложняется его конструктивное решение. В зависимости от интенсивности работы мостовые краны подразделяются на краны весьма тяжелого непрерывного действия, весьма тяжелого, тяжелого, среднего и легкого режимов работы. Режим работы крана определяется продолжительностью его работы в единицу времени эксплуатации цеха. Размещение мостовых кранов. Размещение кранов определяется требованиями технологии. В одном пролете можно расположить несколько мостовых кранов. Если потребное количество кранов не удается разместить в одном ярусе, их размещают в двух или трех ярусах. Если необходима одновременная работа на одной и той же площади нескольких кранов, то ниже мостового крана располагают консольно–катучие краны и консольные краны. К специальным кранам относятся: консольно-поворотные краны, устанавливаемые на стены или специальные колонны, козловые краны, консольно-катучие краны и краны – штабелеры. Многоэтажные производственные здания, их характеристика и область применения. Конструктивные системы, унификация объемно – планировочных параметров, понятия об УГС Многоэтажные производственные здания составляют примерно 20% от общего объема промышленного строительства. В настоящее время наблюдается тенденция увеличения объема строительства многоэтажных производственных зданий. Область их применения – в производствах с относительно легким технологическим оборудованием, в случаях организации технологического процесса по вертикали, а также при ограниченных размерах территории застройки. Основные объемно – планировочные структуры многоэтажных производственных зданий: - регулярная; - регулярная, в сочетании с блокировкой производственным зданием; - регулярная с верхним этажом большого пролета; - нерегулярная. с одноэтажным Многоэтажные производственные здания регулярного типа имеют ячейковую или пролетную структуру при сетках колонн каркаса 6х6 м, 6х9 м, 7,2х7,2 м, 7,2х9 м и др. и высота 3,6; 4,2; 4,8; 5,4 м и др. Высоты этажей в предлах всего объема здания – одинаковые. Блокировка многоэтажного здания с регулярной объемно – планировочной структурой с одноэтажным зданием применяются при сплошной застройке одноэтажного производственного здания, способствует сокращению площади застройки, протяженности дорог и коммуникаций и тем самым площади строительства. Многоэтажные здания регулярного типа с верхним большепролетным этажом с краном получили особое распространение в химической промышленности. Нижние этажи имеют регулярную объемно – планировочную структуру с сетками колонн 6х6 м; 6х9 м и др., верхний этаж имеет пролет 12,18 или 24 м, оборудован мостовым или подвижным краном, конструкции верхнего этажа аналогично принимаемым в одноэтажных производственных зданиях. Разновидностью указанного типа здания является двухэтажное производственное здание с верхним этажом, имеющим более крупные пролеты, чем в 1 этаже. На первом этаже размещается тяжелое технологическое оборудование, на втором – более легкое или крупногабаритное (но легкое) оборудование. Примером может служить Московский завод малометражных автомобилей, имеющий на первом этаже сетку колонн 12х12 м, на втором – 12х24м. Многоэтажные здания с нерегулярной объемно – планировочной структурой проектируются, как правило, для предприятий горнорудной, угольной, коксохимической промышленности и др. Высоты этажей в объеме здания могут иметь разные значения. Нередко поперечный профиль этих зданий имеет значительные перепады высот, обусловленные требованиями технологических процессов, необходимостью устройства встроенного оборудования – бункеров, резервуаров и другого подобного оборудования больших размеров. Высота этажей в таких зданиях колеблется в широких пределах и может быть равной 20 м и более. Многоэтажные производственные здания могут быть малой, средней и большой гибкости, которая в той или иной степени позволяет изменить технологический процесс без изменения основных несущих конструкций здания. Здания малой гибкости имеют, как правило, ячейковое построение с небольшими размерами пролетов и шагов и квадратной сеткой колонн – 6х6 м, 7,2х7,2 м и др. Такие здания строятся чаще всего для производств, выпускающих малогабаритные изделия. Здания средней гибкости имеют большие размеры пролетов и шагов. Сетки колонн – 12х6; 18х6; 12х12 и 18х18 м. При квадратной или близкой к ней сетке колонн междуэтажные перекрытия делаются кессонными или безбалочными. Такие здания предусматриваются для производств, выпускающих средне и крупногабаритные изделия легкого веса. Здания большой гибкости строятся с пролетами 24, 30 и 36 м. Высота несущих конструкций междуэтажных перекрытий (ферм) – 2,4-3,3 м позволяет в целях рационального использования объема здания устраивать технические этажи, предназначенные для прокладки коммуникаций, размещения бытовых помещений и др. Здание большой гибкости состоит из чередующихся по высоте основных производственных и технических зданий. Габаритные схемы многоэтажных производственных зданий (УГС) характеризуются количеством пролетов, их размерами, количеством этажей и их высотами, а также наличием подъемно-транспортного оборудования. Сетка колонн назначается в зависимости от нормативной полезной нагрузки на 1 м2 перекрытия. Размеры пролетов кратны 3м, шагов – 6м. Наиболее массовые сетки колонн – 6х6 и 6х9м. Высоты этажей назначаются в соответствии с требованиями модульной координации размеров – кратными укрупненному модулю 6м, но не < 3м. Конструктивные системы многоэтажных производственных зданий каркасная, стеновая, с неполным каркасом. Преобладающей является каркасная конструктивная система. Требования, предъявляемые к каркасам – прочность, устойчивость, долговечность, оптимальность, экономичность. Классификация каркасов по материалам и способу возведения – железобетонные (сборные, сборно-монолитные, монолитные), металлические. Железобетонные каркасы с балочными перекрытиями. Характеристика колонн – на 1, 2, и 3 этажа, крайние и средние, для крановых и бескрановых частей здания. Характеристика фундаментов – монолитные и сборные, фундаментные балки трапециевидного и таврового сечения при шаге 6 и 12м. Характеристика элементов перекрытий и покрытий – ригели прямоугольного сечения, ригели с полками, фермы в зданиях с техническими этажами, плиты, плиты перекрытий ребристые и плоские с пустотами. (С.В. Дятков, А.П. Михеев. «Архитектура промышленных зданий АСВ», М.: 1998г. стр. 227-250). Безбалочные сборные каркасы – характеристика надколонными плитами, приемы раскладки плит. колонн Каркасы со сборно-монолитными безбалочными перекрытиями. с Ограждающие зданий: конструкции многоэтажных производственных Требования, предъявляемые к ограждающим конструкциям. Стены их крупных панелей. Номенклатура панелей. Приемы разрезки стен на крупные панели (горизонтальная и вертикальная разрезка). (С.В. Дятков, А.П. Михеев. «Архитектура промышленных зданий АСВ», М.: 1998г. стр. 278-309). Стены из крупных блоков. Номенклатура блоков. Приемы разрезки стен на крупные блоки (см. учебное пособие Мастаченко В.Н., Кодыш Э.Н. и др. Проектирование зданий железнодорожного транспорта: Учебное пос. – М.: УМК МПС России, 2000).
«Промышленные здания, естественное освещение. Одноэтажные производственные здания.» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Безверхов Г. М., Богословская Т. В., Брызгалова К. В., Елькина Л. В., Крупин М. Н.
Автор(ы) Кирвякова Н.К., Белова А.В.
Смотреть все 269 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot