Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция
Категория публичного управления как сущность административного права
1. История административного права в России в новейшее время
Новейшее время (новейшая история) — период в истории человечества с 1918 года по настоящее время. В начале XIX века термин «новейшее время» использует Гегель в работе Философия истории, не указывая при этом временных границ: В советскую эпоху термин «новейшее время» означал период с 1917 года (когда в России произошла революция).
2. Общее понятие управления. Управление как социальное явление. Виды и категории управления.
1. Развитие административного права России было долгим, зависело от политических, социальных, экономических и культурных факторов в каждый конкретный период времени.
Выделяют следующие этапы в новейшей истории развития законодательства России в области рассмотрения споров, возникающих из публично-правовых отношений:
1) 1917–1959 гг.: создание специальных юрисдикционных органов для рассмотрения административных споров и установление их компетенции;
2) 1959–1987 гг.: конституционное закрепление права на обжалование в суд неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права и свободы граждан; расширение подведомственности судов по рассмотрению административно-правовых споров;
3) 1987–1991 гг.: законодательное установление порядка обжалования в суд неправомерных действий и решений государственных органов и должностных лиц;
4) с 1991 г.: начало проведения судебной реформы, нормативное закрепление права гражданина на судебную защиту; установление права на судебную защиту в Конституции РФ 1993 г.; создание конституционных (уставных) и арбитражных судов, расширение подведомственности административных дел судами и совершенствование процессуальных форм защиты нарушенных субъективных прав.
Советский период называют разноплановым. Административная система менялась кардинально: от сталинских противоправных репрессий до принятия в 1980 г. Основ законодательства СССР, в 1984 г. – Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.
После смены формы государства главным принципом управления стало разделение властей, а административное право снова оказалось самостоятельной отраслью права.
Административное право в России развивалось в контексте исторических событий и изменения государственного устройства. Законодательная база формировалась очень медленно.
2. Термин управление происходит от латинского слова administracio и имеет много значений. В самом широком смысле оно означает руководство чем-либо или кем-либо.
Оно осуществляется в организованных системах любой природы в целях обеспечения должной организации системы и необходимого режима ее функционирования, а в конечном счете— достижения задач, стоящих перед различными системами.
Механизм управления этими системами одинаков и связан с определенным воздействием управляющего субъекта (субъекта управления) на управляемый объект (объект управления). Управление будет реально только тогда, когда объект подчиняется субъекту (либо добровольно, либо принудительно).
Под социальным управлением (управлением социальными системами) понимается воздействие на общность людей в целях упорядочения общества, его совершенствования и развития, достижения стоящих перед людьми задач. Объективная необходимость в социальном управлении обусловлена общественным характером существования людей: их труда, иных отношений, общения, взаимодействия.
ПРИЗНАКИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1. Социальное управление необходимо всегда, когда осуществляется совместная деятельность людей, для обеспечения ее координации и регулирования, согласованности индивидуальных действий.
2. Действия человека носят сознательный характер. И существенным признаком социального управления – это воздействие на волю. Отсюда объектом социального управления является поведение участников коллективной деятельности людей, взаимоотношения между ними.
3. Управление возможно как по горизонтали, так и по вертикали
Административные практики, определяются административным правом, категорийную сущность которого составляют государственное управление, публичное управление и исполнительная власть.
Слово «публичный» означает общественный, открытый, гласный, не частный. Таким образом, публичное управление –состоит в открытом воздействии субъекта управления на общество (общественные процессы, отношения) в соответствии с возложенными на него общественно-значимыми функциями и полномочиями.
Публичное управление — это система кооперации государственных, неправительственных, частных и смешанных структур, призванная обеспечить удовлетворение общественных интересов и решение коллективных проблем. Публичное управление, объединяя деятельность государственных, муниципальных, некоммерческих организаций, фактически представляет общественно-государственную систему реализации общенациональных и местных интересов и производства публичных услуг.
Социальное управление подразделяется на государственное управление и негосударственное управление.
Негосударственное управление осуществляется органами местного самоуправления, администрацией негосударственных организаций и общественными объединениями граждан.
К категориям управления относится: объект, субъект и содержание управления.
Объект управления – различные системы и их составляющие (люди, явления, события и т. д.).
Субъекты управления – это всегда люди. Выделяют две группы субъектов управления:
1) единоличные; 2) коллегиальные (группы людей).
Содержание управления – правоотношения, возникающие в ходе управленческой деятельности, включающие в себя воздействие на объекты путем согласования, направления различных действий, процессов субъектом управления путем применения соответствующих методов и механизмов.