Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 2. Кадровые стратегии организации
(1 час)
Стратегия управления персоналом – это разработанное руководством организации приоритетное, качественно определенное направление действий, необходимых для достижения долгосрочных целей по созданию высокопрофессионального, ответственного и сплоченного коллектива и учитывающих стратегические задачи организации и ее ресурсные возможности.
Основные черты стратегии управления персоналом:
- долгосрочный характер, что объясняется направленностью на разработку и изменение психологических установок, мотивации, структуры персонала, всей системы управления персоналом и ее отдельных элементов;
- связь со стратегией организации в целом, учет многочисленных факторов внешней и внутренней среды, поскольку их изменение влечет за собой смену или корректировку стратегии организации и требует своевременных изменений структуры и численности персонала, его навыков и квалификации, стиля и методов управления.
Стратегия управления персоналом как функциональная стратегия может разрабатываться на двух уровнях: для организации в целом и для отдельных сфер ее деятельности.
Составляющие стратегии управления персоналом:
- условия и охрана труда, техника безопасности персонала;
- формы и методы регулирования трудовых отношений;
- методы разрешения производственных и социальных конфликтов;
- установление норм и принципов взаимоотношений в коллективе;
- политика занятости в организации;
- профориентация и адаптации персонала;
- меры по наращиванию кадрового потенциала и лучшему его использованию;
- разработка новых профессионально-квалификационных требований к персоналу на основе систематического анализа и проектирования работ, выполняемых на различных должностях и рабочих местах;
- новые методы и формы отбора, деловой оценки и аттестации персонала;
- разработка концепции развития персонала;
- совершенствование механизма мотивации персонала;
- разработка новых систем и форм оплаты труда, материального и нематериального стимулирования персонала;
- мероприятия по совершенствованию всей системы управления персонала.
Кадровая стратегия осуществляется через реализацию кадровой политики.
Кадровая политика – целенаправленный процесс формирования и управления персоналом, ориентированный на оперативное и эффективное удовлетворение потребностей предприятия кадровыми ресурсами.
Цели кадровой политики:
1. Обеспечение всех структурных подразделений персоналом необходимой специализации и необходимого уровня квалификации.
2. Оптимизация затрат предприятия на содержание наемного персонала.
3. Обеспечение организационных и социально-экономических условий, предотвращающих трудовые конфликты на предприятии и дополнительные затраты, связанные с их разрешением.
4. Поддержание психологического климата, благоприятствующего эффективному функционированию трудовых коллективов и предприятия в целом.
Направления кадровой политики:
1. Планирование трудовых ресурсов:
- оценка состояния наличных трудовых ресурсов;
- оценка будущих потребностей в этих ресурсах;
- разработка программы развития трудовых ресурсов.
2. Определение механизма оплаты труда.
3. Набор персонала.
4. Профориентация, адаптация и обучение персонала.
5. Оценка деятельности работников.
Данные направления кадровой политики предприятия реализуют менеджеры всех уровней управления предприятием, а не только менеджеры по персоналу.
На систему управления персоналом, как и на любое другое направления деятельности предприятия, влияют факторы внешней и внутренней среды:
Внешние факторы, влияющие на кадровые стратегии предприятия в России
Внутренние факторы, влияющие на кадровые стратегии предприятия в России
1. Рынок труда сформирован по всем источникам, мобилен, информационно насыщен.
2. Правовая база разработана и адаптирована к рыночным условиям
3. Налогообложение умеренное, к тому же государством предусмотрены налоговые льготы за проведение активной социальной политики
4. Технология работы с персоналом апробирована и постоянно совершенствуется
1. Финансовое положение предприятия
2. Мотивация высшего управленческого аппарата на необходимость постоянного внимания к кадровым проблемам
3. Профессионализм работников кадровых служб
4. Соответствие условий труда законодательству
5. Ориентация всего персонала на эффективную работу
6. Социальное партнерство как основа психологического климата
Стратегической целью любого предприятия является сохранение наиболее квалифицированного и адаптируемого к условиям рынка персонала. Стратегическая цель включает в себя тактические цели:
Цели
производственно-технического
характера
Цели
экономического характера
Цели социально-психологического характера
Цели
реорганизации кадровой службы
- реорганизация структуры персонала
- переподготовка персонала
- обеспечение предприятия специалистами новых специальностей
- контроль качества труда
- минимизация затрат на содержание персонала
- внедрение механизма оплаты труда и социальная поддержка персонала
- обеспечение экономической заинтересованности персонала в наиболее эффективной работе
- обеспечение ускоренной психологической адаптации персонала к новым условиям деятельности
- ослабление уровня социальной напряженности в коллективе
- переподготовка персонала кадровой службы, усиление ее психологом и специалистом по социальным конфликтам
- реализация новой кадровой политики
Вопросы для самоконтроля:
1. Каковы цели кадровой политики предприятия в условиях рыночной экономики?
2. Какие Вы знаете базовые направления кадровой политики?
3. Какова стратегическая цель кадровой политики любого предприятия?
4. Перечислите основные цели управления персоналом.