История гештальтпсихологии
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
Лекция 4. История гештальтпсихологии
Методические рекомендации
Задачи изучения темы лекции:
Изучить зарождение и развитие гештальпсихологии, ее значение для
истории психологии.
Познакомиться с основными концепциями гештальтпсихологии.
Литература для углубленного изучения
1.
Зейгарник Б.В. Теория личности Курта Левина. – М., 1981.
2.
Смит Н. Современные системы психологии. История. Постулаты. Практика.
– СПб.; М., 2003.
3.
Xолл К.С., Линдсей Г. Теории личности. – М., 1997.
4.
Ярошевский М.Г., Анцыферова Л.И. Развитие и современное состояние
зарубежной психологии. – М., 1974.
5.
Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины ХХ века.
Гл. 7. – М., 1996.
Первоисточники:
1.
2.
3.
4.
Вертгеймер М. Продуктивное мышление. – М., 1987.
Келлер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. – М., 1930.
Коффка К. Основы психического развития. – М., Л., 1934.
Левин К. Теория поля в социальных науках. – СПб., 2000.
Часть 1. Общая характеристика гештальтпсихологии
В 1912 году во Франкфурте-на-Майне под руководством Макса Вертгеймера возникла
новая психологическая школа - гештальпсихология (от нем. "gestalt" – целостная форма,
структура).
Можно считать одним из "камней фундамента" школы гештальтпсихологии немецкого
философа-идеалиста Ф. Брентано. Он развил учение о предметности сознания как
родовом признаке психических феноменов, и стал основателем целой плеяды будущих
основоположников гештальта. Его ученик К. Штумпф был приверженцем феноменологии
и предвосхитил основные идеи гештальтпсихологии.
А ученик Штумпфа Э. Гуссерль, из Геттингенского университета, является автором
идеи, согласно которой логика должна быть превращена в феноменологию, цель которой
раскрыть фундаментальные феномены и идеальные законы познания, а феноменология
должна абстрагироваться от всего, связанного с существованием человека, и изучать
"чистые" сущности. Для этого интроспективный (от лат. introspecto — смотрю внутрь,
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
самонаблюдение) метод не годился, возникла необходимость его преобразования, в
результате появился феноменологический метод.
На этой базе и возникла школа гештальтпсихологии, представителями которой стали
Макс Вертхеймер, Вольфганг Келлер (1887-1967), Курт Коффка (1886-1941), Д. Катц, Е.
Рубин и другие ученые.
Гештальтпсихология развилась вследствие протеста против бихевиоризма и
существовавших ранее психологических направлений. Бихевиористы ставили поведение
во главу угла, согласно же гештальтпсихологии, поведение — нечто большее, чем связка
рефлексов. Оно целостно и, следовательно, целостный подход к психике
противопоставлялся гештальтпсихологами дробности всех других направлений.
Часть 2. Основные теории гештальтпсихологии
В опытах Макса Вертгеймера (1880-1943) по восприятию было установлено, что в
составе сознания существуют целостные образования (гештальты), не разлагаемые на
сенсорные первоэлементы, т.е. психические образы - это не комплексы ощущений.
Зародившись одновременно с бихевиоризмом, гештальтпсихология вначале занималась
исследованием ощущений, образный же аспект психической жизни, несмотря на все
усилия, выскальзывал из рук, и это происходило потому, что не было теории, которая
могла как-то объяснить полученные экспериментальные данные. Гештальтпсихология
сформировалась во время господства идеалистической философии, что, естественно,
отразилось на ее направленности.
Школа гештальтпсихологии начала свою родословную от главного эксперимента
Вертхеймера, так называемого, фи-феномена. Он с помощью специальных приборов
(стробоскопа и тахиостоскопа) экспонировал с различной скоростью один за другим два
раздражителя (две прямые линии). При достаточно большом интервале, испытуемый
воспринимал их последовательно. При очень коротком интервале линии воспринимались
одновременно, а при оптимальном интервале (около 60 миллисекунд) возникало
восприятие движения, т. е. глаз видел перемещение линии вправо или влево, а не две
линии, данные последовательно или одновременно. Когда же временной интервал
превышал оптимальный, испытуемый начинал воспринимать чистое движение, т. е.
осознавать, что движение происходит, но без перемещения самой линии. Это и был, так
называемый, фи-феномен. Было проведено много подобных опытов и всегда появлялся
фи-феномен, причем не как соединение отдельных сенсорных элементов, а как
"динамическое целое". Это также опровергало существовавшую концепцию о сложении
ощущений в целостную картину.
Из работ одного из представителей гештальтпсихологии Д. Катца "Построение мира
цветов" и "Построение мира сознательных восприятий" ясно, что зрительный и
осязательный опыт гораздо полнее, чем его изображение в психологических схемах,
ограничивающихся простыми понятиями, т.е. образ нужно изучать как самостоятельный
феномен, а не как эффект стимула.
Основным свойством образа является его постоянство при изменяющихся условиях
восприятия. Чувственный образ остается постоянным при изменении условий, но
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
постоянство разрушается, если объект воспринимается не в целостном зрительном поле, а
изолированно от него.
Датский психолог Е. Рубин изучал феномен "фигуры и фона", говорящий о целостности
восприятия и ошибочности представления о нем как мозаике ощущений. Так, например,
на плоском рисунке фигура воспринимается как замкнутое, выступающее вперед целое,
отделенное от фона контуром, тогда как фон кажется находящимся сзади.
Различно воспринимаются "двойственные изображения", где рисунок кажется то вазой,
то двумя профилями. Это явление назвали персептивной реструктуризацией, т.е.
реструктуризацией восприятия.
Работа Вольфганга Келлера (1887 – 1967) "Физические гештальты в покое и
стационарном состоянии" объясняла психологический способ по типу физикоматематического. Он считал, что посредником между физическим полем и целостным
восприятием должна стать новая физиология целостных и динамичных структур —
гештальтов. Келлер представил воображаемую физиологию мозга в физико-химическом
виде.
Гештальтпсихологи считали, что принцип изоморфизма (элементы и отношения в одной
системе взаимно однозначно соответствуют элементам и отношениям в другой) поможет
решить психофизическую проблему, при этом сохранив за сознанием самостоятельность и
соответствие материальным структурам.
Изоморфизм не решал главные вопросы психологии и следовал идеалистической
традиции. Психические и физические явления представлялись ими по типу
параллельности, а не причинной связи. Гештальтисты считали, что, опираясь на особые
законы гештальта, психология превратится в точную науку типа физики.
Келлер, истолковывая интеллект как поведение, провел свои знаменитые опыты над
шимпанзе. Он создавал ситуации, в которых обезьяна для достижения цели должна была
найти обходные пути. Смысл был в том, каким способом она решала задачу, то ли это был
слепой поиск решения путем проб и ошибок, то ли обезьяна достигала цели благодаря,
внезапному "озарению", пониманию ситуации.
Келлер высказался за второе объяснение, это явление было названо инсайтом (инсайт —
схватывание, понимание), дающее возможность подчеркнуть творческий характер
мышления. Действительно эта гипотеза вскрыла ограниченность метода проб и ошибок,
но указание на инсайт никак не объясняло механизм интеллекта.
Появилась новая экспериментальная практика изучения чувственных образов в их
целостности и динамике (К. Дункер, Н. Майер).
Курт Левин (1890 – 1947). Теория поля. Левин использовал понятия из математики,
физики и топологии – науки о пространственных отношениях между объектами, поэтому
читать его трудно: книги и статьи напичканы формулами, графиками и специальными
терминами.
Психическая
деятельность
человека
происходит
в
условиях
воздействия годологического пространства (от греч. hodos – «путь»). Годологическое
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
пространство заключает в себе все события прошлого, настоящего и будущего, которые
могут повлиять на нашу жизнь.
Также Левин исходил из того, что основанием человеческой активности в любых ее
формах (поступок, мышление, память) является потребность. Потребность – это
стремление, тенденция выполнить, осуществить какую-то цель. Чтобы отличить свое
понимание потребности от уже сложившегося в психологии и связанного, главным
образом, с биологическими потребностями, Левин называет их квазипотребностями.
Квазипотребность создает в личности систему напряжения. Эта система стремится
кразрядке. В разрядке состоит, по Левину, удовлетворение потребности.
Разрядка осуществляется в психологическом поле. Каждая вещь в психологическом
поле характеризуется не по своим физическим свойствам, а выступает в каком-то
отношении к потребностям субъекта. Именно потребность обусловливает то, что один
предмет приобретает побудительный характер, притягивает к себе, т.е.
имеет положительную валентность, а другой – не имеет такого побудительного
характера, т.е. имеет отрицательную валентность.
Пример психологического поля: ребенок хочет пойти в кино вопреки возражениям
родителей.
Согласно Левину, все формы поведения могут быть описаны с помощью подобных схем.
Часть 3. Значение гештальтпсихологии
В чем же причина, что гештальтизм перестал соответствовать новым научным запросам?
Скорее всего, основная причина в том, что психические и физические явления в
гештальтпсихологии рассматривались по принципу параллельности, вне причинной связи.
Гештальтизм претендовал на общую теорию психологии, но на самом деле его
достижения касались исследования одной из сторон психического, на которую указывала
категория образа. При объяснении же явлений, которые не могли быть представлены в
категории образа, возникали огромные трудности.
Гештальтпсихология не должна была разъединять образ и действие, образ у
гештальтистов выступал в виде сущности особого рода, подчиненной собственным
законам. Методология, основанная на феноменологической концепции сознания, стала
препятствием для подлинно научного синтеза этих двух категорий.
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
Гештальтисты поставили под сомнение принцип ассоциации в психологии, но их ошибка
была в том, что они разорвали анализ и синтез, т.е. оторвали простое от сложного.
Некоторые гештальтпсихологи даже отрицали вообще ощущение как явление.
Но гештальтпсихология привлекла внимание к вопросам восприятия, памяти,
продуктивного, творческого мышления. В исследованиях гештальпсихологов было
открыто более ста закономерностей зрительного восприятия: апперцепция (зависимость
восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности
человека), взаимодействие фигуры и фона, целостность и структурность восприятия,
прегнантность (стремление к простоте и упорядоченности восприятия), константность
восприятия (постоянство образа предмета несмотря на изменение условий его
восприятия), феномен "близости" (тенденция к объединению элементов, смежных во
времени и пространстве), феномен "замыкания" (тенденции к заполнению пробелов
между элементами воспринимаемой фигуры).
Вопросы для самопроверки
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Какие законы восприятия были открыты в гештальтпсихологии?
Как объясняется в гештальтпсихологии психическое развитие?
Опишите процесс мышления с точки зрения гештальтпсихологов.
Какова роль инсайта в творческом мышлении?
В чем сущность понятия «психологического поля»?
Чем различаются волевое и полевое поведение?
Какие закономерности групповой динамики открыл К.Левин?