Исторические формы семьи и брака
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 4 по Социологии семьи , зфо, 1 курс
Тема: Исторические формы семьи и брака
1.Древняя семья
История семьи уходит в далекую древность, она тесно связана с историей первобытного общества, одной из самых сложных и дискуссионных областей исторической науки. Современная реконструкция картины брачных отношений древнего человека не является абсолютно достоверной и в большинстве случаев остается лишь научной гипотезой.
История семьи переплетена с антропогенезом — становлением человека и социогенезом — возникновением социума, общества.
Семья в начале человеческой истории была основным социальным основанием, формой отношений между полами, по всей вероятности, определяла весь социальный порядок древнего общества.
Становление человеческого общества предполагает подавление зоологических инстинктов, введение их в социальные рамки. Исторически шло обуздание, очеловечивание основных биологических инстинктов — пищевого и полового. Именно поэтому система отношений полов и ее развитие тесно связаны со становлением социальной жизни.
Современная эволюционная теория происхождения человека относит появление предка человека — прямоходящую человекообразную обезьяну — рамапитека — к нескольким миллионам лет назад (14—4 млн. лет до н.э.)1. Согласно геохронологической периодизации истории земли и человечества антропоген — период существования человека — соответствует плейстоцену — антропологическому периоду земли. Голоцен — современная геологическая эпоха, которая развивается до сих пор.
По последним данным антропологии, эволюция человеческой линии заняла около 10 Млн. лет .
Переходное звено между обезьяной и человеком — австралопитек (от лат. — южный и греч. — обезьяна). Основные находки австралопитеков — африканские. Прямохождение австралопитека подтверждено современными биотехническими исследованиями. Рост австралопитеков — 120— 150 см, объем мозга — 500 см куб., продолжительность жизни не более 20 лет. По последней реконструкции, пред- люди жили небольшими группами — два-три десятка особей, недалеко от воды, на границе леса и равнины.
В пищу употребляли дикие плоды, мелких животных — грызунов, зайцев, ящериц. Спали на деревьях. На земле делали гнезда — укрытия от диких зверей из колючих веток в скалах, пещерах, баррикадируя вход. Пользовались естественными орудиями труда — камнями, палками, костями.
Последние комплексные исследования подтверждают в основном дарвинистские эволюционные идеи. Сенсационным является открытие корковых полей в мозге обезьян, которые являются механизмом образования понятий. Это открытие привело к выводу о наличии у обезьян доязыкового, авербального мышления.
Оказывается, шимпанзе имеют понятие о форме, расстоянии, они способны дифференцировать альтернативные варианты, выбирая для себя оптимальный. Опыты показали, что шимпанзе усваивают язык глухонемых — до 500 языковых знаков .
По физиологическим реакциям человек ближе всего к гориллам и шимпанзе. Человек относится к животным хордового типа, классу млекопитающих, отряду приматов, семейству гоминид. Сходство человека с приматом подтверждается на любом уровне биологической организации. Человека отличает членораздельная речь, концептуальное мышление, трудовая деятельность.
Социальность имеет свои биологические предпосылки. Большинство антропологов сходятся во мнении, что появление прямоходящих австралопитеков — результат макромутации. Прямохождение — комплексный феномен, связанный с экологическими изменениями, космической радиацией и вулканической активностью. Как и во времена Ч. Дарвина, наиболее вероятной прародиной человечества представляется область Восточно-Африканского рифта — гигантского горного разлома.
В последнее время весьма актуальной стала так называемая альтруистическая теория гомонизации. Очевидно, что выжили только наиболее сплоченные и умные группы австралопитеков.
С течением времени связь между функцией руки и развитием зоны мозга привели предлюдей к овладению орудиями и началу систематической трудовой деятельности. Основные положения трудовой теории антропогенеза Ф. Энгельса подтверждаются последними открытиями и разделяются большинством современных антропологов.
Английский археолог Луис Лики в Олдовайском ущелье в Танзании нашел останки древнего человека, получившего в науке название — "человек умелый". Время обитания "человека умелого" в схеме исторической периодизации древности принято называть олдовайской культурой. Олдовайский человек отличался систематической трудовой деятельностью и владел палочными орудиями труда. Если следы "человека умелого" обнаружены пока только в Африке, то так называемые архантропы (питекантропы, синантропы) проживали в разных климатических зонах. Архантропы относятся к ашельской культуре, название которой связано с находками древних останков во Франции, в местечке Сент-Ашель. Человек ашельской культуры обитал на земле повсеместно 800—200 тыс. лет назад и умел сам изготовлять примитивные орудия труда. На процесс антропогенеза большое влияние оказывало изменение климата. За время антропогена произошло около восьми серьезных оледенений. В эпохи максимальных похолоданий площадь ледников превышала современную в 13 раз . Резкое похолодание, вероятно, приводило к массовой гибели животных и растений, при этом выживали сильнейшие экземпляры, обеспечивая дальнейшее развитие своего вида. Этот процесс говорит о том, что линейный прогресс невозможен, он связан с огромными потерями и трагическими катастрофами. Прогрессивное развитие имеет высокую цену через многочисленные жертвы.
В очередной послеледниковый период произошел новый эволюционный скачок — появление неандертальца, жившего на протяжении длительного исторического периода — 200—40 тыс. лет назад. Неандертальцы умели создавать не только искусственные орудия труда, но строить жилища, хоронить умерших.
Антропогенез неотделим от социогенеза. В ходе эволюции человека в первую очередь закреплялись и усиливались те наследственные изменения биологической организации людей, которые вели его к социализации.
Важнейшим фактором социализации является порядок отношений между полами. История человеческой семьи — один из самых запутанных, спорных и гипотетических вопросов науки.
Существуют две основные гипотезы, раскрывающие сущность древнейших форм брака.
Первая точка зрения связывает всю первобытную эпоху человечества с групповым браком, вторая — отрицает наличие групповых форм отношений между полами, исходит из представления об универсальности индивидуального брака .
В наше время большинство исследователей древности считают, что, выйдя из животного состояния, люди приняли стадный образ жизни, связанный с промискуитетом1.
В далекой древности форма отношений между полами, по всей вероятности, определяла весь социальный порядок, стадного человеческого общества. Стадо прошло огромный путь от ранних коллективов австралопитеков до неандертальцев.
Промискуитет в переводе с латыни означает "общий,, смешанный". Очевидно, древнее стадо было промискуитетным. Это означает, что внутри стада предлюдей существовали неограниченные половые связи, отсутствовали половые запреты. Промискуитет нельзя трактовать как беспорядочные отношения. Сторонники теории промискуитета считают этот порядок вещей зарождением определенных со-; циальных норм. Промискуитет обеспечивал подавление зоологического соперничества в борьбе за самку. Многие стада; животных погибают из-за такого соперничества. ;
В первобытных коллективах должна была быть исключена ревность, изначально связанная с зоологическим за ко-; ном доминирования. Промискуитет содействовал обузданию | животных половых инстинктов, способствуя их очеловечиванию. Промискуитетный брак поддерживал стадную коллективность. Без промискуитета не могло оформиться первичное стадо предлюдей с его постоянством и коллективностью. Промискуитетные стада оказались наиболее спло-1 ченными и в результате жизнестойкими. Промискуитет — это первый социальный порядок, обеспечивший дальнейшую антропологическую эволюцию. Вероятно, основным противоречием стадного образа жизни была борьба двух начал: биологического и социального, между зоологическими инстинктами и развивающейся социальностью. В стадах предлюдей, где доминирование исчезло, появилось равное распределение и согласованность. Доминирование обеспечивает порядок только при биологических связях, социальные отношения в условиях доминирования не развиваются.
Первые социальные организмы возникали как пракоммуны. Процесс распределения пищи был непосредственно связан с ее потреблением — равный доступ к пище всех членов коллектива. Промискуитет привел к обузданию полового инстинкта, а уравнительное распределение, которое отсутствует у животных, подчиненных закону доминирования, подчинило пищевой инстинкт. Ведущей тенденцией развития стадного общества было развитие социальных начал. Первые люди в борьбе за существование выработали инстинктивную солидарность.
В отличие от стада животных человеческое стадо отличалось стабильностью и постоянством. Стабильность стада обеспечивалась общественной дисциплиной и взаимопомощью. Стадные отношения предлюдей не были зоологическим хаосом, а являлись первой социальной формой жизни, связанной с определенными правилами и нормами социального поведения. Таким образом, промискуитет — это одна из самых ранних форм организации.
Стабильность и постоянство человеческого стада способствовали созданию условий сохранности потомства в любое время года. Постепенно праматерь человеческая утратила сезонность размножения. Отсутствие сезонности, постоянство сексуальных связей привели к повышению энергетического потенциала человечества как основы общественных форм существования.
Энергетический фонд человека в четыре раза выше, чем у других млекопитающих1.
Этот факт подтверждает, что антропогенез и социоге- нез — синхронные, взаимосвязанные процессы.
2. Дуально-родовой брак
От стадной организации человечество перешло к следующей социальной форме — родовой. Открытие рода было великим вкладом Л. Моргана в науку. Если существование промискуитетного стада подвергается рядом исследователей древности сомнению, то наличие родовой организации — исторический факт, подтвержденный огромным эт-нографическим материалом.
Род — универсальная, общая для всех народов стадия исторического развития. Достоверно известно, что родовая организация возникла примерно 40 тыс. лет назад, в эпоху верхнего палеолита. Это время совпадает с очередным огромным похолоданием. На территории современной Италии и Испании жили северные олени и мамонты. Зимы были снежные и холодные.
Л. Морган связывал появление рода с экзогамией. Экзогамия — полный запрет браков в пределах определенной группы и необходимость половых контактов вне своего коллектива. Кроме экзогамных запретов существуют агамные правила. Агамия — абсолютный запрет половых отношений. Современный археологический и этнографический материал уточняет природу экзогамии и агамии. Агамные запреты — табу — имеют древнее происхождение. Вероятно, первые половые табу — охотничьи и хозяйственные — были известны в стаде. Табу распространялись на всех членов коллектива. Можно предположить, что агамные и промис- куитетные периоды в стаде перемежались. Постепенно промискуитет стал не постоянным явлением, а сводился к периодическим оргаистическим праздникам. Этнографические наблюдения подтверждают, что хозяйственные и охотничьи табу, сменяемые оргаистическими праздниками, — универсальное явление древности. С появлением агамных периодов появились случаи полового общения между члена-ми разных коллективов. Постепенно эти случайные эпизоды, часто связанные с оргиастическим нападениями, умыканием женщин, сменяются постоянными, традиционными брачными связями между чужеродными коллективами. Стадо не просто перерастает в род, а складывается дуально-родовая система.
Род внутри строго экзогамен, т. е. между его членами категорически запрещены браки. Браки заключаются между женщинами и мужчинами, принадлежащими к разным родам. Отношения между родами поддерживаются благодаря наличию между их членами группового брака. С усложнением социальной жизни дуально-родовой брак перерос в дуально-фратриальный. Фратрия — совокупность родов. Появилась возможность вступать в брак с членами не одного рода, а нескольких. Поскольку род — явление универсальное, дуально-родовой брак тоже универсален для определенного исторического периода. По сравнению с про-мискуитетом дуально-родовой брак был истинной социальной организацией отношений между полами. Все биологические инстинкты были поставлены под социальный контроль. Общественные отношения превратились в первичные, господствующие по отношению к семейно-брачным.
Экзогамия нарушила первобытную замкнутость стадной эпохи. Вероятно, процесс родообразования шел двумя путями: делением внутри стада на две брачные экзогамные группы и взаимодействием между стадами, каждое из которых становилось экзогамным. Главным историческим событием родообразования было появление человека современного типа — Ното заргепз ("человека разумного"). Ното заргепй отличается от неандертальца отсутствием надглазного валика, появлением подбородного выступа, высоким лбом, развитыми боковыми долями мозга. Человек верхнего палеолита обладал членораздельной речью, целенаправленной деятельностью, концептуальным, абстрактным мышлением. Для производственной деятельности родового человека были характерны высокая степень коллективизма, налаженная кооперация труда. Биологи высказали предположение, что экзогамия привела к внутривидовой гибридизации: стали пересекаться до этого замкнутые стадные кровосмесительные линии, что привело к изменениям на генетическом уровне, образованию нового вида — макро-мутации.
Весьма вероятно, что скачок от неандертальца произошел благодаря возникновению дуально-родовой системы брака примерно 40 тыс.лет назад. Экзогамия способствовала процессу очеловечивания. Запрет браков внутри рода превратил род в основу общественного порядка. Большинство исследователей древности считают, что при групповом браке в силу естественного разделения между полами первоначальный род возник как материнский. Историко-этнографические открытия последних лет подтверждают тезис об историческом приоритете материнско-родовой организации. При родовом строе производственные и детопроизводственные отношения исключали друг друга.
Не было ни семейного хозяйства, ни семейного жилья. Брачные группы не были связаны ни совместным проживанием, ни общей собственностью, ни производственной деятельностью, ни воспитанием детей. Этнографический материал подтверждает, что брачные группы были связаны ритуальными встречами в определенных, освещенных обычаем местах. Скорее всего, эти встречи могли иметь форму оргаистических праздников, сопровождавшихся ритуальными играми и плясками.
При рождении ребенок переходил в род матери. Дети принадлежали родовой общине. Воспитателями детей были все взрослые мужчины и женщины рода. Отсутствовало понятие социального отца. Слово "отец" означало "вожак, тотем", а не отец по крови.
Половые партнеры входили в разные хозяйственные и имущественные коллективы. Брак носил дисэкономический характер. Раздельное проживание брачных групп делало брак дислокальным. Родовой человек мог принадлежать только к тому роду, в котором родился, т. е. к роду матери.
Материнский род и групповой брак — взаимосвязанная система.
Имущество, дети, совместное проживание, домашнее хозяйство — все, что привычно ассоциируется с семейным укладом, не имело отношение к родовой семье, а было атрибутами рода. Может быть, время существования матриархата было единственным в истории человечества пе-риодом, когда сексуальные отношения мужчины и женщины имели самостоятельное значение и не были связаны с заботами о детях, очаге; эти отношения не предполагали ревности, соперничества, ненависти .
Важнейшие признаки рода: экзогамия, общее хозяйство, общественная собственность, происхождение по матери. Родовая община характеризовалась коллективизмом, потребление было равнообеспечивающим, общинным.
Процесс становления рода протекал во всех основных регионах земного шара и носил панойкуменный характер. На новой дуально-брачной основе контакты между ранее изолированными человеческими коллективами стали постоянными. С переходом от стадного периода к родовому обществу население земли возросло в 10 раз .
Совсем недавно бытовало в науке представление, что существовала однородность первобытной культуры на всех территориях земли. Современные научные исследования установили, что для первобытной эпохи характерна неравномерность развития. Так, родовой строй возник не повсеместно, а в отдельных наиболее развитых и сплоченных коллективах. Те человеческие группы, которые не перешли к экзогамии, были вытеснены более сильными экзо-гамными сообществами.
С переходом человечества к родовому строю темп исторического развития резко увеличился, что прежде всего выразилось в интенсивном развитии производительных сил.
Если история стадного общества исчисляется миллионами лет, то родового строя — всего несколькими тысячелетиями. Есть серьезные основания считать, что собственно первый социальный строй, называемый социологами эгалитарным, начинается с родовой организации, так как это время "человека разумного", а стадный период — лишь предыстория человечества, связанная с существованием пред- людей.
Примерно десять тысяч лет назад, в эпоху неолита, произошла так называемая неолитическая революция — появилось земледелие и скотоводство. Неолитическая революция выразилась в переходе присваивающей, непроиз-водящей экономики (собирательство, охота) к производящей — земледелие, скотоводство.
Переход к производящему хозяйству был вызван суровой необходимостью. Предполагают, что очередной экологический кризис привел к резкому сокращению числа диких животных. Для того чтобы выжить, человечеству пришлось шагнуть выше еще на одну ступеньку развития. Возникли более сложные и многообразные системы обмена, что привело к укреплению социальных связей. В отличие от воззрений XIX в., выяснилось, что становление производящего хозяйства произошло в комплексной земледельческо-ското- водческой форме лишь в оседлых обществах, а скотоводство обособилось довольно поздно — только ко II тыс. до н.э. Сейчас принято считать первым крупным общественным разделением труда, взятым во всемирно-историческом масштабе, выделение земледельческо-скотоводческих племен из низших охотников и собирателей.
Неолитическая революция оказала огромное влияние на развитие семьи. Появление земледелия и скотоводства резко усилило общественное значение мужского труда. Неолитическая революция привела к кризису и в дальнейшем к разложению материнского рода. От матриархата че-ловечество шагнуло к патриархату. Род стал отцовским, патриархальным. Переход к отцовскому роду занял около четырех тысячелетий. Патриархальные общественные отношения возобладали примерно к VI тыс. до н. э. Появление производящей экономики вызвало гигант-ский рост общественного богатства. Эти громадные сдвиги в общественном развитии привели к разложению первобытного группового брака. Материнский род не был связан с индивидуальным браком. Основой существования пары могли быть лишь лич-ные симпатии и влечение, т. е. свободный выбор. Партнеры по паре были одновременно участниками группового брака. Образование пары не фиксировалось обществом и не влекло за собой никаких прав и обязанностей по отношению друг к другу. Такую пару не связывали совместное проживание, собственность, дети, домашнее хозяйство, она воспроизводилась только по обоюдному желанию.
3. Моногамия
Непосредственным следствием перехода от материнского рода к отцовскому было разложение дуально-родовой брачной системы, переход от группового брака к индивидуальному. В обществе стали накапливаться богатства.
Индивидуальна семья была более приспособленной группой для обладания собственностью.
Если в стадный период основным противоречием была борьба биологического и социального начал, то на этапе зрелой родовой организации стали противостоять друг другу родовые и семейные интересы. Победа семейных отношений привела к возникновению отцовского рода, который в отличие от материнского без индивидуальной семьи существовать не может. Парная семья становилась впервые в истории социально-экономическим союзом. На первых порах брак оставался союзом двух равных в экономическом и социальном отношении сторон. Как свидетельствуют этнографические данные, парный брак был еще тесно связан с групповыми формами брачных отношений. Один мужчина мог быть связан не с одной женщиной, а с несколькими одновременно, т. е. иметь несколько жен, а одна женщина могла состоять в браке с несколькими мужчинами.
Последние исследования установили, что переходная семья между родовой и соседской была гетерогенной. Гетерогенная община состояла из нескольких семейных, или домовых, общин. Каждая домовая община жила в отдельном длинном доме, вела свое обособленное хозяйство. Домовая община — большая патриархальная семья, возглавляемая старшим мужчиной. В составе домовой общины были три- четыре поколения родственников и рабы. Численность до-мовой общины составляла до 200—300 человек. Гетерогенность выражалась в наличии двух форм собственности — общественной и обособленной. Домовая община состояла из малых семей, которые стремились выделиться и владеть собственностью. Противоречие между домовой общиной и малой семьей окончательно расшатало общинные порядки. Это привело к распаду патриархальной семьи.
В борьбе общественных и частнособственнических начал победа оказалась за малой индивидуальной семьей.
Появилась общественная потребность в социальном отце.
Мужчина почувствовал необходимость знать своих детей, чтобы передать собственность по наследству. С введением института наследования собственности детьми впервые появилась возможность строго моногамной семьи. Моногамия — единобрачие.
С точки зрения материалистического понимания истории основной предпосылкой появления моногамной семьи было появление частной собственности. Моногамия явилась первой формой семьи, в основе которой лежали экономические условия, а именно победа частной собственности над первоначальной общей собственностью. Признавая прогрессивную сущность смены первобытного коммунизма классовым обществом, ее историческую неизбежность, марксистская социология вскрывает антигуманную направленность нарождающихся классовых антагонистических отношений. Ф. Энгельс увидел наряду с возникновением классовых антагонизмов антагонизм между полами. Появившаяся в истории противоположность классов совпадает с развитием ан-тагонизма между мужем и женой при единобрачии, и первое классовое угнетение совпадает с порабощением жене- кого пола мужским. Единобрачие было великим историческим прогрессом, но вместе с тем оно открывает наряду с рабством и частным богатством ту продолжающуюся до сих пор эпоху, когда всякий прогресс в то же время означает и относительный регресс, когда благосостояние и развитие одних осуществляется ценой страданий и подавления других .
Помимо экономической предпосылки возникновения моногамии значительную роль сыграл исторический уровень развития самой человеческой личности, которая начала подниматься над родом.
Роль субъективного фактора в становлении моногамии рассматривает Ф. Энгельс, считая, что переход к единобрачию совершился главным образом благодаря женщинам. Ф. Энгельсу принадлежит очень тонкое наблюдение, касающееся нравственного прогресса: с развитием новых экономических отношений, с разложением древнего коммунизма унаследованные издревле отношения между полами утрачивали свой наивный первобытный характер и должны были казаться женщинам унизительными и тягостными.
Поэтому женщины должны были добиваться как избавления права на целомудрие, на временный или постоянный брак лишь с одним мужчиной . С возникновением моногамной индивидуальной семьи ведение домашнего хозяйства утратило свой общественный характер. Оно перестало касаться общества, стало частным занятием. Женщина была устранена от участия в общественном производстве, стала служанкой, рабыней мужа. Началась история женского рабства. На этот раз исторический прогресс потребовал великой жертвы — 'женщины надолго утратили свободу личности.
Процесс перехода от группового брака к моногамии получил своеобразное отражение в религиозных, мифологических воззрениях.
Первой религиозной формой мышления был тотемизм, который являлся фантастическим отражением в сознании людей складывающихся родовых отношений. Тотемизм довольно точно отражает социальную картину жизни материнского рода. Показательно, что древнейшие легенды, восходящие к матриархату, изображают демиургом жен-щину. Эти мифы донесли до нас отражение реальной власти матерей-родоначальниц.
У всех народов земли древние сказания возвеличивают всесильных матерей — владычиц земельных кладовых (Хозяйка Медной горы), богинь плодородия, хранительниц воды и, наконец, правительниц мира. Не случайно в этих древнейших мифах духи мужского пола отсутствуют.
Некоторые народы, которые до наших дней остались на уровне первобытного развития, до сих пор сохраняют в своих верованиях культ женщины. Например, индейцы пуэбло утверждают, что вначале везде была вода, а потом мать камня создала зверей, а затем девушку, от которой пошел человеческий род. Полинезийцы верят, что Великая Матерь Вселенной породила небо и все существующее. Туземцы острова Борнео уверены, что первоначально суще-ствовал хаос, из которого вышла богиня, создавшая небо и землю. Народ йоруба в Нигерии и сейчас верит, что богиня Одудаа сотворила мир. Религиозная фольклористика Китая, Индии, Египта доносит представление о женщине — со-здательнице Вселенной. Смена материнского рода патриархальным, которая привела к резким изменениям в положении женщины, с удивительной точностью воспроизводится в религиозных представлениях.
Мифы показывают постепенное ослабление, а затем отрицание роли женщины.
В образной форме фольклорные сказания изображают гибель матриархата. Духи приобретают мужские черты. Известны мифы, рассказывающие о расправе бога с богиней и создании из ее тела неба и земли. Например, ирокезский бог Ениторио (добрый разум) сделал солнце из головы своей матери, а месяц — из ее туловища. Согласно ацтекскому мифу, двое богов схватили богиню земли и, разорвав ее на две части, создали небо и землю .
С возникновением стратифицированного общества, сменившего эгалитарное, — общества социального неравенства, моногамной семьи — религия услужливо подтверждает и закрепляет униженное положение женщины. С этого времени все религиозные направления несут печать жено-ненавистничества. В связи с появлением моногамии оформляются моральные требования, запрещающие прелюбодеяние. Возникает новое понятие внебрачных отношений. До возникновения моногамии в условиях группового брака тре-бование "не пожелай жены ближнего своего" было нелепым, оно не имело реального социального основания. Заповедь "не прелюбодействуй" появилась с возникновением моногамии, она ограждала мужа от возможного нарушения супружеской верности его женой, т. е. от посягательства на частную собственность. Религия объявила это моральное требование божественным промыслом, божественной заповедью. Религия, мораль веками освящали социальное неравенство женщины, требуя от нее послушания, покорности, воспитывая в ней рабские черты.
С другой стороны, история моногамной семьи связана с нравственным прогрессом человечества. Возникновение моногамии было необходимой предпосылкой появления индивидуальной половой любви. Появляются новые представления о нравственности и ценности отношений пары, связанные с любовью. Любовь считается предметом поэзии и литературы. Однако любовь можно изучить как социологическую категорию. Становление человеческого рода прямо связано с очеловечением сексуальности.
Романтическая любовь — результат длительного исторического развития, она органически связана с процессом формирования человеческой личности, ее индивидуальности. В отличие от примитивного полового влечения романтическая любовь предполагает сложившуюся личность, вей проявления которой глубоко индивидуальны. Отличительное свойство любви — индивидуальность этого чувства. Любовь — индивидуальное половое чувство.
Моногамия, послужившая основой появления любви, не стала ее формой. Диалектика истории заключалась в том, что любовь редко была супружеской, т. е. связанной с браком, скорее это было исключением. Любовные отношения чаще всего имели место вне официального общества.
Мировая художественная литература и искусство отразили трагизм этой исторической коллизии. Поскольку моногамию вызвала к жизни частная собственность, основная ее функция заключалась в охране семейного богатства. С начала возникновения моногамии отсутствовала свобода вступления в брак и выбора супруга. Браки заключались или общиной, или родителями вступающих в брак сторон. При этом решающую роль играли интересы дома, а не личные чувства и желания. Для элитарных слоев браки становились часто политическим актом либо средством увеличения богатства и могущества. Брак приобретает характер династический и строго сословный. Моногамия в течение ряда веков существовала в патриархальной форме при абсолютном господстве хозяина, отца, мужа над женой и детьми.
Моногамия оказалась устойчивой формой семьи. Длительность существования не могла не привести к ее трансформации. Под влиянием урбанизации, индустриализации, интеллектуализации труда ведущей тенденцией развития стала демократизация внутрисемейных отношений. В течение XX в. произошел всемирно-исторический переход от патриархальных семейных устоев к эгалитарным, демократическим. Закономерные сдвиги в развитии общества привели к исторической смене преобладающей некогда патриархальной сельской многодетной семьи городской, малодетной, состоящей из одной брачной пары, преимущественно с равноправными отношениями членов семьи. Жесткая, авторитарная структура семьи, основанная на власти отца, хозяина над женой и детьми, сменяется демократическими отношениями между супругами, родителями и детьми. Гуманизация внутрисемейных отношений непосредственно связана с процессом эмансипации женщин и детей. Фактическая эмансипация женской личности могла быть обеспечена только широким включением женщин в систему общественного труда, осуществившимся в течение XX столетия.
Во всем цивилизованном мире самым распространенным типом семьи стала нуклеарная семья, состоящая из одной брачной пары. За последние десятилетия произошло резкое сокращение среднего размера семьи. Массовая семья стала малодетной.
Процесс демократизации общественной жизни оказал непосредственное влияние на развитие семейных отношений в сторону быстрого разрушения патриархальных устоев. В прошлые эпохи люди воспринимали брак как нечто само собой разумеющееся, стабильное и необходимое. Внебрачные отношения были резко противопоставлены семье. Брак и семья были слиты, единобрачие понималось как пожизненное состояние. В современных условиях моногамия все больше утрачивает свой пожизненный характер, заменяясь правом и возможностью вступить в повторные браки.
Эволюция отношений между полами привела к сравнительно распространенному числу браков, свободных от сексуальных обязательств, росту добрачных и внебрачных связей. Новые нравственно-этические установки получили название сексуальной революции. Эти явления можно рассматривать как определенную деградацию общечеловечес-* ких нравственных ценностей. Вероятно, это некая побочная линия, сопутствующая движению семейных отношений от патриархальной скованности к истинному равноправию. Рас-пущенность и аморализм процветают в условиях определенного нравственного вакуума, когда патриархальные ценности не могут больше соответствовать потребностям современной семьи. Не следует драматизировать эти безрадостные изменения, так как, по общему признанию представителей мировой социологической науки, институт брака сохранился и развивается, а супружеские отношения приобретают все более личностный характер, становятся самоценными. Это, безусловно, прогрессивная тенденция, за которой угадывается будущее семьи как союза, обеспечивающего свободное развитие личности.
Все цивилизованные народы переживают сегодня дестабилизацию брака. Этот объективный процесс касается миллионов людей. Кардинальные сдвиги в содержании и характере внутрисемейных отношений, распад патриархальных семейных связей выдвинули на первый план проблему развода.
Сегодня развод считается важным средством разрешения противоречий современного брака. Развод стал структурным элементом современных брачно-семейных отношений.
Структурные и функциональные изменения института семьи привели к ломке традиционных отношений "родители — дети". Семья перестала быть основной средой включения молодого поколения в профессиональную и культурную традицию. Всеобщим явлением становится уменьшение роли семейного воспитания, резкое возрастание социализирующей функции общественных институтов — детских воспитательных учреждений, школ, вузов, средств массовой информации. Изменение функциональных родительских ролей связано с преобладанием материнских контактов с ребенком. Внутрисемейная феминизация воспитания резко снизила воспитательную роль отца в семье. С другой стороны, в демократических семейных союзах воспитательная роль отца возрастает. При этом демократизация внутрисемейных отношений тесно связана с демократизацией воспитания детей. Изменения, выразившиеся в резком возрастании продолжительности жизни в комбинации с низкой рождаемостью, сократили время совместного проживания детей и родителей. Сто лет назад муж и жена в среднем всего 1,5 года жили без детей, а сейчас — около 20 лет. Современные супруги тратят только 18% брачной жизни против 54% в прошлом на воспитание детей. Появилась новая тенденция — рост автономии поколений. С одной стороны, ушли в прошлое установки родителей, ставящие интересы детей выше своих собственных, с другой — часто дети не испытывают никаких обязанностей перед родителями, несмотря на то что они дали им жизнь и подготовили к самостоятельности.
Тенденция к усилению автономии поколений в значительной мере связана с технологической революцией, которая привела к устареванию трудовой культуры старшего поколения.
Дети получают бесспорное преимущество перед отцами, обладая более современной технологической культурой. Они оказываются более приспособленными к новым условиям общественного труда, чем их отцы. Меняется традиционное профессиональное соотношение отцов и детей, что в свою очередь ослабляет внутрисемейные контакты и усиливает солидарность в поколенческих группах.
Разрушение патриархальных внутрисемейных связей привело к усложнению межличностных отношений между супругами, родителями и детьми. На смену патриархальной монолитности семьи, которая держалась на страхе, на-силии, бесправии, приходят товарищеские отношения между членами семьи. Супруги, которые считают свой брак счастливым, имеют высокую оценку по индексу "супружеского товарищества" и низкую по индексу "супружеской на-пряженности". Новым явлением стало широкое распространение неполных семей. Это не традиционная семья вдовых, а в основном родители без партнеров. В подавляющем большинстве неполная семья состоит из работающей матери с детьми. Неполные семьи составляют вполне жизнеспособную форму. Вместе с тем неполным семьям нужна большая помощь со стороны общества. Распространенность неполных семей привела к такому тяжелому явлению, как> безотцовщина и женское одиночество, которые в свою очередь способствуют росту подростковой преступности.
Современные изменения семьи по своим историческим последствиям грандиозны, они сравнимы с результатами научно-технической революции.
Развитие моногамии в современную эпоху осуществляется через кризис и разрушение патриархальных функций и структур, при этом институт брака сохраняется и его дальнейшее функционирование обеспечивается усилением демократической тенденции в области семейных отношений.