Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Истоки формирования экономической политики. Цели, инструменты, направления

  • 👀 773 просмотра
  • 📌 749 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Истоки формирования экономической политики. Цели, инструменты, направления» doc
ЛЕКЦИЯ 1. Введение в специальность Истоки формирования экономической политики. Цели, инструменты, направления 1. Отличие микроэкономики от макроэкономики 2. Назовите основные экономические субъекты (домохозяйства, фирмы, государство, финансовые сектор, заграница) на отношения между этими субъектами и направлена экономическая политика. 3. Нарисовать кругооборот (на микроуровне и на макроуровне) 4. Отличие позитивной экономики от нормативной (так формируется экономическая политика) 5. Спросить, что такое экономическая политика и поставить баллы за активность План: 1 Истоки формирования экономической политики 2 Содержание и направления экономической политики 3 Субъекты экономической политики 4 Инструменты реализации экономической политики 4.1 Классификация методов экономической политики 4.1.1 Административные меры 4.1.2 Экономические меры 4.1.3 Институциональные меры 4.2 Применение методов реализации экономической политики Темы 1. вводная 2. структурную, 3. инвестиционную, 4. финансово-кредитную, 5. социальную, 6. внешнеэкономическую, 7. научно-техническую, 8. налоговую, 9. бюджетную политику (федеральная, региональная) Экономическая политика – совокупность мер, действия правительства по выбору и осуществлению экономических решений на макроэкономическом уровне. Реализация экономической политики предполагает достижение общественно значимых целей. Цели экономической политики определяются состоянием экономики страны в данный момент. Экономическая политика – Проводимая правительством система мер, действий в области управления экономикой, придания определенной направленности экономическим процессам в соответствии с целями, задачами, интересами государства. Включает структурную, инвестиционную, финансово-кредитную, социальную, внешнеэкономическую, научно-техническую, налоговую, бюджетную политику. Государственное регулирование, обеспечивающее реализацию экономических функций государства, осуществляется посредством проведения экономической политики. Макроэкономическая политика - государственная политика, целью которой является ограничение уровней безработицы и инфляции, поддержка роста экономики, предотвращение экономических кризисов, обеспечение стабильного функционирования экономики. В макроэкономической политике выделяют, в частности, налогово-бюджетную, денежно-кредитную и внешнеэкономическую политики. Как правило, макроэкономическая политика государства зависит от состояния экономики данной страны, то есть от того, на какой фазе экономического цикла находится страна: подъёме или рецессии. Если страна находится в рецессии, то власти проводят стимулирующую политику, чтобы вывести страну из дна. Если страна испытывает подъём, то правительство проводит сдерживающую политику, дабы не допустить высоких темпов инфляции в стране. ? что такое рецессия? ? Что такое инфляция? Инфля́ция (лат. Inflatio - вздутие) - повышение уровня цен на товары и услуги. При инфляции на одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде. В этом случае говорят, что за прошедшее время покупательная способность денег снизилась, деньги обесценились — утратили часть своей реальной стоимости. Инфляцию следует отличать от скачка цен, так как это длительный, устойчивый процесс. Инфляция не означает рост всех цен в экономике, потому что цены на отдельные товары и услуги могут повышаться, понижаться или оставаться без изменения. Важно, чтобы изменялся общий уровень цен, то есть дефлятор ВВП. Противоположным процессом является дефляция - снижение общего уровня цен (отрицательный рост). В современной экономике встречается редко и краткосрочно, обычно носит сезонный характер. Например, цены на зерновые сразу после сбора урожая обычно снижаются. Длительная дефляция характерна для очень немногих стран. Сегодня примером дефляции может служить экономика Японии (в пределах −1 %). Известны примеры, когда политика правительства приводила к длительному периоду снижения розничных цен при постепенном повышении заработной платы (например, в СССР в последние годы жизни Сталина и при правительстве Людвига Эрхарда в Западной Германии начиная с 1950 года) ?Что такое стагнация. Стагнация (лат. stagnatio - неподвижность, от stagnum  - стоячая вода) — состояние экономики, характеризующееся застоем производства и торговли на протяжении длительного периода. Стагнация сопровождается увеличением численности безработных, снижением заработной платы и уровня жизни населения Выражается в нулевых или незначительных темпах роста, неизменной структуре экономики, её невосприимчивости к нововведениям, научно-техническому прогрессу. Состояние стагнации было характерно для экономики США в 1930-х гг., для советской экономики в конце 80-х гг.. По мнению экономиста академика Олега Богомолова, «именно стагнация советской экономики дала первый импульс Перестройке». ? В какой фазе находится Россия на данный момент? В фазе стагнации (стагнация – это) на оставшейся части пары!!! ? Основные макроэкономические показатели. Что такое ВВП и каков он в 2014 году? ТЕМА 2 1. Истоки формирования экономической политики Рыночная экономика, которая стала основным способом ведения народного хозяйства, в течение последних нескольких столетий претерпела ряд существенных изменений. Основой для рыночных форм проявления экономики явилось внедрение методов массового производства товаров, что было обусловлено переходом на крупное машинное производство. Развитие машинного способа позволило резко снизить затраты на единицу изделия. Удешевление продукции наряду с повышением доходов населения привели к резкому расширению рыночного оборота. Экономические процессы, происходившие в XVIII и XIX веках создали качественно новую ситуацию в обществе, создав основу для другой взаимосвязи социально-экономических процессов: между рыночным и государственным механизмами. Развитие хозяйственной системы на определенном этапе стало нуждаться в усилении поддерживающих и корректирующих мер государства. Решающим уроком для всей рыночной системы явился мировой экономический кризис 1929-1933 годов. Итогом этого урока стал вывод о том, что роль государственного участия необходимо поднять на новый качественный уровень, найти более эффективный вариант взаимосвязи двух социально-экономических явлений (рынок и государство). В условиях динамичного развития рынка государственные меры должны были выйти за рамки невмешательства, нейтрального поведения государства в роли «ночного сторожа». Экономика стала нуждаться в более сложном комплексе государственных мер. Возникло явление, получившее название «экономическая политика». ? Какое направление экономической мысли возникло в 1930-е годы? Почему оно возникло (кейнсианство, «кейнсианская революция»). Д/з: подготовить сообщение на тему). Первые пробные шаги в области экономической политики были сделаны ещё в конце XIX века. Примером может служить Германия, опередившая в этом отношении многие страны. По инициативе Отто фон Бисмарка были приняты законы, на основе которых возникла новая сфера — социальное страхование. В 1883 году в частности, законом было введено страхование по болезни, в 1884 году- страхование от несчастных случаев и, наконец, в 1889 году - страхование по инвалидности для промышленных рабочих и их пенсионному обслуживанию.. Первые попытки реализации экономической политики были связаны со стратегией «точечного воздействия». В этих условиях как относительно самостоятельные направления рассматривались таможенная, аграрная, промышленная и социальная формы политики. Позднее, в начале XX века на смену такому разрозненному подходу пришел вариант комплексного, взаимосвязанного подхода. Экономическая политика приобрела более комплексный общеэкономический характер. Существенным образом на формирование общеэкономической политики повлияли две мировые войны (1914 – 1918 гг.), с их комплексом политических, социальных и экономических проблем. Вмешательство государства в экономические процессы стало носить не только региональный, но и общеэкономический, а несколько позже международный характер. ? Д/з: подготовить сообщение на тему: Истории возникновения экономической политики 2. Содержание и направления экономической политики Для выработки экономической политики особое значение имеет выбор цели и соответствующих ей инструментов. К целям экономической политики предъявляются определенные требования. Во-первых, должны ставиться только те цели, реализацию которых не может обеспечить рынок. Во-вторых, цель должна быть количественно измерима, что даст возможность контролировать ее выполнение. В процессе реализации основных целей общество вынуждено решать множество разных задач, которые образуют иерархическую соподчиненность - «пирамиду целей» (рисунок 1). Реализация экономической политики предполагает использование совокупности мер, формирующих механизм государственного регулирования. Для умения рационально применять средства воздействия на экономику требуется знать их структуру. В самом общем виде совокупность всех инструментов можно представить в виде рисунка. Пирамида целей Совокупность административных рычагов охватывает те регулирующие действия, которые связаны с обеспечением правовой инфраструктуры. Задача принимаемых мер - создание наиболее разумных для частного сектора правовых рамочных условий. Институциональные инструменты экономической политики воздействуют на экономику путем создания организационно-институциональных структур, включая формирование исполнительных структур государственной власти, создание и поддержание государственного сектора, подготовку экономических программ и прогнозов, поддержку исследовательских центров и др. К важнейшим экономическим инструментам относят финансовый и кредитно-денежный механизмы. В соотношении их использования многое зависит от господствующей в данный момент теоретической концепцией макроэкономического регулирования. До 1970-х годов главенствующую роль играло неокейнсианское направление, для которого финансовые меры были особенно важны. В последующий период в связи с распространением монетаризма более важную роль стали играть кредитно-денежные методы. В условиях российской экономики старт реформе 1992 года был дан за счет активного использования кредитно-денежного механизма. В настоящее время в стране существует необходимость в активном использовании обоих инструментов посредством осуществления бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики. Поэтому: На том или ином этапе экономического развития страны целями экономической политики могут быть: 1. Обеспечение стабильного роста национальной экономики; 2. Поддержание эффективного размера занятости; 3. Стабилизация уровня цен, борьба с инфляцией; 4. Обеспечение сбалансированного внешнеторгового баланса. Существуют различные подходы и критерии классификации в сфере экономической политики. При подходе на основе отраслевых, институциональных критериев принято выделять следующие направления: промышленное, аграрное, социальное, транспортное, внешнеэкономическое и другие. Основываясь на функционально ориентированном подходе, можно выделить: финансовое, структурное, конъюнктурное, ценовое, валютное и другие направления экономической политики. ТАКИМ ОБРАЗОМ: Экономическая политика представляет собой совокупность различных направлений, элементов, которые в совокупности и формируют экономическую политику государства. Основными элементами, составляющими экономическую политику являются: • Налогово-бюджетная (фискальная) политика; • Денежно-кредитная политика (монетарная); • Инвестиционная политика; • Структурная политика; Научно-техническая политика • Социальная (политика в области труда и занятости, рынка рабочей силы, регулирования доходов); • Внешнеэкономическая политика; 1. Фискальная политика - стабилизационная политика государства с целью смягчить экономические циклы с помощью изменений параметров совокупных издержек. Основными инструментами данной политики являются чистые налоги и государственные закупки товаров и услуг. Если в стране рецессия, то правительство может либо увеличить закупки, либо уменьшить налоги, с целью увеличить совокупный выпуск. Если же подъем или перегрев экономики, то, наоборот, снизить закупки или увеличить налоги ? Перегре́в эконо́мики — ситуация, при которой темпы экономического роста приобретают взрывной неподконтрольный характер и, поглотив все ресурсы частного и государственного сектора, близко подходят к черте, при которой дальнейший устойчивый рост исчерпывает себя и заканчивается рецессией. Страны, для которых характерен перегрев экономики: Перегрев экономики является достаточно реальной угрозой для стран с неустойчивой, развивающейся экономикой, а также узко специализированных регионов (страны Латинской Америки), особенно в случаях, когда рост ВВП составляет 8-12 % ежегодно на протяжении 2-3 лет подряд. а) Стимулирующая политика. Если страна переживает депрессию или находится в стадии экономического кризиса, то государство может принять решение о проведении стимулирующей фискальной политики. В данном случае правительству необходимо стимулировать или совокупный спрос, или предложение или оба параметра сразу. Для этого, при прочих равных условиях, государство повышает размер своих закупок товаров и услуг, снижает налоги и повышает трансферты, если это возможно. Любое из данных изменений приведет к увеличению совокупного выпуска, что автоматически увеличивает совокупный спрос и параметры системы национальных счетов. Стимулирующая фискальная политика приводит к увеличению объемов выпуска в большинстве случаях. б) Сдерживающая политика. Власти проводят сдерживающую фискальную политику в случае краткосрочного «перегрева» экономики. В этом случае правительство проводит меры, прямо противоположные тем, что осуществляются при стимулирующей экономической политике. Государство сокращает свои расходы и трансферты и увеличивает налоги, что приводит к сокращению как совокупного спроса, так и, возможно, совокупного предложения. Подобная политика регулярно проводится правительствами ряда стран с целью замедлить темпы инфляции или избежать ее высоких темпов в случае экономического бума. в) Автоматическая или дискреционная. Фискальную политику экономисты также подразделяют на очередные два типа: дискреционную и автоматическую. Дискреционная политика официально объявляется государством. При этом государство изменяет значения параметров фискальной политики: увеличиваются или уменьшаются государственные закупки, изменяются налоговая ставка, размеры трансфертных выплат и тому подобные переменные. Под автоматической политикой понимают работу «встроенных стабилизаторов». Данными стабилизаторами являются такие как процент подоходного налога, косвенные налоги, различные трансфертные пособия. Размеры выплат автоматически изменяются в случае любой ситуации в экономике. Например, потерявшая свое состояние во времена войны домохозяйка будет платить тот же самый процент, но уже от меньшего дохода, следовательно, размеры налогов для нее автоматически снизились. 2. Монетарная политика – стабилизационная политика государства с целью смягчить экономические циклы с помощью изменения Центральным Банком предложения денег. Чтобы изменять предложение денег в обращении, Центральный Банк может изменять норму обязательных резервов для коммерческих банков, оперировать на открытом рынке, то есть проводить: • Операции на открытом рынке • Изменение минимальной резервной нормы • Изменение учетной ставки • Политика дешёвых денег • Политика дорогих денег 3. Инвестиционная политика - составная часть экономической политики, проводимой государством и предприятиями в виде установления структуры и масштабов инвестиций, определения направлений их использования, источников получения с учетом необходимости обновления основных средств и повышения их технического уровня. 4. Структурная политика. Структура экономики - это совокупность пропорций и отношений между всеми элементами хозяйственной системы, обеспечивающей ее целостность. Это многоплановое понятие, которое можно рассматривать с разных точек зрения, характеризующих соотношение различных элементов хозяйственной системы. Структура экономики складывается под влиянием длительных процессов общественного разделения труда, научно-технического прогресса, роста и усложнения потребностей людей, масштабов и ограничений первичных производственных ресурсов, учета внешнеэкономических факторов. Структурная политика (СП) - это совокупность мер государства, оказывающих воздействие на структуру, пропорции экономики. В широком смысле – воздействие на отраслевые и территориальные пропорции, в узком плане – воздействие государства на отраслевые и межотраслевые пропорции. СП как самостоятельный вид государственной политики, начинает осуществляться с 1960-х г.г. в развитых странах. Государственная научно-техническая политика - составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники. 5. Социальная политика - политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов. Вместе с тем следует учитывать, что нет устоявшегося мнения относительно того, что следует понимать под выражением «социальная политика». Так, этот термин нередко используется в смысле социального администрирования по отношению к тем институционализированным (то есть закреплённым в правовом и организационном плане) социальным услугам, которые обеспечиваются государством. Такое использование термина некоторые авторы считают ошибочным. Чаще под социальной политикой в прикладном, практическом смысле (контексте) понимают совокупность (систему) конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. В зависимости от того, от кого исходят эти меры, кто их главный инициатор (субъект), различают соответствующие виды социальной политики - государственная (федеральная), региональная, муниципальная, корпоративная и т.д. В широком смысле и с научных позиций - это не столько система мер и мероприятий, сколько система взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами, социальными слоями общества, в центре которых и главная их конечная цель - человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безопасность населения в целом. Традиционными сферами социальной политики считаются следующие: образование, здравоохранение, жильё и социальное страхование (включая пенсионное обеспечение и индивидуальные социальные услуги). 6. Внешнеэкономическая политика является одним из основных макроэкономических инструментов, применяемых для ускорения либо замедления экономического роста внутри страны. Во внешнеэкономической политике выделяют политики в области: • экспорта; • импорта; • таможенных пошлин; • тарифов; • ограничений; • привлечения иностранного капитала; • вывоза капитала за рубеж; • внешних займов; • предоставления экономической помощи другим странам; • осуществления совместных экономических проектов. 3. Субъекты экономической политики Экономическая политика - система целенаправленных мер государства в области управления экономикой. В обществе существует несколько субъектов экономической политики (схема 1). Субъекты исполнения экономической политики Значимое место в формировании экономической политики отводится субъектам исполнения и влияния: общественным и политическим объединениям, средствам массовой информации, видным политическим деятелям. Влияние на экономическую политику оказывает также каждая личность (в роли потребителя и избирателя). Очевидно, что роли субъектов экономической политики тесно переплетены и взаимосвязаны. Сложная система субъектов экономической политики определяет три принципиальных положения ее формирования: • Экономическая политика всегда испытывает на себе определяющее воздействие двух факторов: постоянно меняющейся хозяйственной ситуации и уровня экономического мышления. • Эффект экономической политики выше в том случае, когда она увязана с реалиями данной страны: учтены политический расклад сил, производственно-технический потенциал, состояние социальной структуры, институциональный порядок общегосударственного и местного управления и т.д. • Экономическая политика является решающим средством поддержания политического курса страны. Субъектами экономической политики могут выступать: • Государство, включая региональные и местные институциональные образования; • Негосударственные союзы и объединения. Государство, являясь главным субъектом экономической политики, обладает властными полномочиями, используя которые, оно связывает интересы различных социальных групп и побуждает их действовать в направлении определённых целей. На уровне законодательной власти происходит обсуждение и законодательное оформление основных направлений экономической политики. Отвечает за её реализацию исполнительная власть — правительство. Правительство, в свою очередь, ставит задачи и передаёт права по реализации экономической политики конкретным органам исполнительной власти. К негосударственным союзам и объединениям относят институты, имеющие так называемый «общественно-правовой статус». Эти близкие к государству структуры также являются субъектами экономической политики. Им могут передаваться определённые задачи управления, которые изъяты из сферы деятельности государственных управленческих структур. Например, к числу таких институтов в Германии относятся региональные управления по страхованию, Фонд выравнивания бремени, система местных больничных касс. В Швейцарии таковыми являются: агентство по поддержке общественного транспорта, учреждения по противопожарной безопасности. К негосударственным субъектам экономической политики относятся также различные объединения, выражающие интересы определенных слоёв общества и групп населения. Это могут быть профессиональные союзы, союзы предпринимателей, религиозные и культурные организации. Роль негосударственных субъектов в выработке и реализации экономической политики определяется возможностью оказания влияния (давления) на власть. Интересы частных групп могут не совпадать с целевой ориентацией государства, ставящего на первый план своей деятельности благосостояние общества. В этих условиях между негосударственными субъектами и государством часто возникает открытая борьба за проявление своих властных возможностей. Помимо государственных институтов и экономических союзов, которые непосредственно участвуют в проведении экономической политики, косвенное влияние на формирование экономической политики могут оказывать определённые группы и институты общества. К ним следует отнести: политические партии и организации, средства массовой информации, влиятельные личности (учёные, политики). Степень влияния этих субъектов на экономическую политику определяется обстановкой в стране, типом политической системы, её структурой. В развития процессов глобализации среди субъектов экономической политики появились также институты, имеющие надгосударственный характер. Основой их деятельности являются межгосударственные соглашения. Национальные органы власти передают им часть своих управленческих функций. Таким образом, в последнее время возникает форма надгосударственной экономической политики. Примером тому является деятельность Европейского союза. Таким образом, в целом на основе опыта выработки и реализации экономической политики в разных странах следует сделать вывод о том, что понятие «экономическая политика» шире термина «государственное регулирование». Проводя экономическую политику, государство выступает инициатором, основным звеном, однако при этом оно должно сорганизовать совместные действия всех участников проводимой экономической политики. ? Почему понятие «экономическая политика» шире термина «государственное регулирование». 4. Инструменты реализации экономической политики Реализация экономической политики предусматривает использование совокупности мер, инструментов, которые образуют механизм государственного воздействия на экономику. ◦ Классификация методов экономической политики Всю совокупность мер воздействия для реализации экономической политики можно разделить на две группы: 1. Меры прямого воздействия. Данные методы предполагают, что субъекты экономики принимают решения не самостоятельно, а по указаниям государства. Примеры: налоговое законодательство, правила в области амортизационных отчислений, бюджетные процедуры по государственным инвестициям. 2. Меры косвенного воздействия. Суть данных методов состоит в том, что государство не влияет прямо на принимаемые субъектами экономики решения. Оно лишь создаёт условия к тому, чтобы субъекты экономики самостоятельно выбирали экономические решения, которые соответствуют целям экономической политики. Существует ещё одна классификация методов реализации экономической политики на основе организационно-институциональных критериев. При данном подходе выделяют: административные, экономические и институциональные методы.. Административные меры Совокупность административных мер регулирующего действия обеспечивается правовой инфраструктурой. Главная функция административных мер состоит в обеспечении стабильной, основанной на праве обстановки в обществе: сохранение прав собственности, защита конкурирующей среды, обеспечение возможностей свободного выбора и принятия экономических решений. Административные меры, в свою очередь, подразделяются на меры запрета, разрешения, принуждения. Экономические меры К экономическим мерам относят действия государства, которые с помощью экономических рычагов в отличие от принудительных мер воздействуют на рыночные отношения. Под этими мерами понимаются различные методы воздействия на совокупный спрос, совокупное предложение, степень централизации капитала, социальные и структурные аспекты экономики. К экономическим мерам относят: • финансовую политику, в том числе бюджетную, фискальную политику; • денежно-кредитную (монетарную) политику; • экономическое программирование и планирование; • прогнозирование. Институциональные меры Институциональные меры предполагают создание, поддержание и развитие определённых общественных институтов. При этом под «институтом» понимается словесный символ для лучшего описания группы общественных обычаев. Наличие институтов означает существование в обществе преобладающего и устойчивого способа мышления или действия, который стал привычкой для определённых социальных групп или обычаем для народа. Примеры: «институт права», «институт собственности». Различными вариантами распространения институциональных форм являются: • структура органов исполнительной государственной власти, непосредственная задача которых - практическая реализация целей правительства; • формирование и поддержание объектов государственного сектора экономики, то есть государственной собственности; • разработка национальных экономических программ и экономических прогнозов; • поддержка исследовательских центров по экономике (имеющих разную форму собственности), институтов экономической информации, торгово-промышленных палат, различных экономических советов и союзов, обеспечение функционирования институтов советников, консультантов, экспертных советов по проблемам экономики; • правовая, информационная поддержка негосударственных структур: предпринимательских и профессиональных союзов; • участие в различных формах экономической интеграции, организация регулярных международных встреч по экономическим вопросам (Большая семёрка, большая восьмёрка, большая двадцатка, АТЭС и другие). ◦ Применение методов реализации экономической политики Применительно к различным направлениям экономической политики могут применяться различные меры достижения целей экономической политики. В рамках Фискальной (налогово-бюджетной) политики к мерам прямого действия относится изменение государственных расходов. Через правительственные расходы осуществляется финансирование государственного сектора, системы социального обеспечения, делаются закупки на рынке ресурсов, товаров и услуг. Правительственные расходы показывают ту долю национального продукта, которая поступает в совместное пользование всех слоёв населения. Они оказывают большое влияние на динамику ВНП. К мерам экономического воздействия в рамках фискальной политики следует отнести политику изменения налогов (видов, ставок, порядка взимания). Регулируя капиталовложения, государство оказывает воздействие на темпы и пропорции общественного воспроизводства, используя при этом финансовый и кредитно-денежный механизмы. Вложения осуществляются как за счёт государственного бюджета, местных бюджетов, так и за счет частных инвестиций, которые стимулируются с помощью налоговых льгот. В рамках денежной политики государство влияет на денежную массу. Государство может оказывать непосредственное воздействие на процентную политику, а тем самым -на инвестиции предприятий и потребление населения. Через инвестиции и потребление государственное регулирование влияет на объёмы и динамику ВНП. Денежная политика оказывает большое влияние роль на инфляцию. Одним их направлений является система антиинфляционных мер, к числу которых может быть отнесена политика регулирования доходов, поскольку она направлена на регулирование денежного спроса населения и организаций. Социальная политика включает в себя систему индексации доходов, установление прожиточного минимума. Она направлена прежде всего на осуществление определенных программ помощи малоимущим слоям населения. Социальная политика охватывает такие сферы, как образование, медицина, культура, оказание помощи многодетным семьям, регулирование отношений в области занятости. Политика в сфере внешнеэкономического регулирования включает в себя торговую политику государства, управление валютным курсом, систему тарифных и нетарифных мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Регулирование рынка рабочей силы осуществляется по ряду направлений: 1. Установление максимальной продолжительности рабочей недели; 2. Установление минимальной величины заработной платы; 3. Установление порядка взносов на нужды социального страхования; 4. Государственное стимулирование профессионального обучения и переподготовки кадров. Государственное регулирование сферы НИОКР позволяет поддерживать высокие темпы научно-технического прогресса, обеспечивать динамичное развитие экономики. Государство в экономически развитых странах финансирует от 40 до 50 % общих затрат на НИОКР, при этом финансовые ресурсы выделяются в форме грантов под конкретный проект. Каждый из названных инструментов государственного регулирования выполняет свою роль и взаимодополняет другие. Система даёт эффект лишь в том случае, если она применяется комплексно и её составляющие не противоречат друг другу. Если в результате реализации политики цели не достигаются, то возникает эффект, получивший название «Эффект кобры». Эффект кобры – идиоматическое выражение, применяемое для характеристики ситуации, когда принятое для разрешения некоей проблемы решение не разрешает эту проблему, а зачастую ведёт к прямо противоположному целям результату. Термин «эффект кобры» возник во времена английского колониального правления в Индии. Англичане обнаружили, что развелось слишком много кобр. Чтобы избавиться от ядовитых змей, губернатор назначил награду за каждую сданную голову змеи. Вначале количество змей быстро снизилось после их уничтожения. Однако потом индийцы быстро приспособились, начав разводить кобр, чтобы получать премию. В конце концов, когда премия за убитую кобру была отменена, разводчики выпустили обесценившихся змей на волю, и оказалось, что количество ядовитых кобр не только не уменьшилось, но даже возросло. Аналогичная ситуация возникла в Ханое во времена французского колониального правления во Вьетнаме, когда колониальные власти разработали программу уничтожения крыс, выплачивая вознаграждение за каждую убитую крысу. В результате население, чтобы заработать, стало разводить крыс. Ещё один пример: уничтожение воробьёв, масштабная кампания по борьбе с сельскохозяйственными вредителями, организованной в Китае в рамках политики Большого скачка (1958-1962). Уничтожение воробьёв привело к тяжёлым нарушениям экологического баланса, в результате которых резко увеличилась популяция насекомых, истреблявших урожаи. Волюнтаристские эксперименты в сочетании с коллективизацией привели к обширному голоду. В книге известного немецкого экономиста Хорста Зиберта приводится много примеров из сферы экономики и политики, когда власти, принимая те или иные меры регулирования, не учитывали в полной мере, каким образом будут реагировать те лица, на которых рассчитаны эти меры воздействия. Решения, принимаемые без должного анализа проблемы, не достигающие при этом желаемого результата и получили наименование «эффект кобры».
«Истоки формирования экономической политики. Цели, инструменты, направления» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 96 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot