Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Ладыгин А.Н.
Экономика и управление качеством
6. Инструменты управления качеством и рекомендации
ISO-9004 по достижению устойчивого успеха предприятия
Рассматривая требования к процессам «измерения, анализа и
улучшения» структуры СМК, благодаря которым обеспечивается
непрерывное улучшение качества продукции предприятия, мы отмечали, что
стандарт предписывает широкое применение статистических методов при
обработке и анализе результатов измерений и мониторинга фактических
данных по несоответствию продукции и процессов предприятия.
В данной лекции мы рассмотрим «семь основных статистических
инструментов контроля и управления качеством», которые были внедрены в
методологию СМК «Японским союзом ученых и инженеров» в 70-х годах
прошлого века, еще до появления серии стандартов ISO-9000, но широко
используются и в настоящее время. Эти инструменты направлены на
выявление проблем с качеством продукции, на основе контроля
действующих процессов, последующей обработки и анализа полученных
фактов (статистического материала) с целью улучшения качества процесса и
его выхода. Они позволяют вовремя выявить и отобразить проблемы,
установить их основные факторы (причины), с которых нужно начинать
действовать, и распределить усилия для эффективного решения этих
проблем.
Из множества возможных статистических инструментов (методов) для
широкого применения в СМК рекомендованы следующие семь, как наиболее
понятные и легко применимые специалистами различного уровня и профиля
деятельности:
1. Контрольный лист
2. Гистограмма
3. Диаграмма Исикавы
4. Метод стратификации
5. Диаграмма Парето
6. Диаграмма разброса
7. Контрольная карта
1. КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ
Является инструментом регистрации и упорядочения данных, для облегчения
дальнейшего использования собранной статистической информации
Все статистические методы должны базироваться на достоверной
фаинформации о состоявшихся фактах. Какая бы задача ни стояла перед
менеджерами, проводящими анализ данных и применяющими систему
статистических методов, все должно начинаться со сбора исходных данных.
Именно для сбора исходных данных и используют контрольные листы (КЛ).
Ладыгин А.Н.
Экономика и управление качеством
Конкретная форма КЛ не регламентируется стандартами. В принципе
для каждой конкретной цели может применяться своя форма (и даже носитель). Например:
КЛ для регистрации измеряемого параметра в ходе производства;
КЛ причин отбраковки изделия;
КЛ для фиксирования отказавших деталей в приборе;
КЛ регистрации телефонных запросов;
КЛ локализации дефектов на покрытии;
КЛ регистрации количества пропусков занятий;
и т. п.
При разнообразии форм и целей общим является принцип оформления
КЛ, предполагающий следующую последовательность действий:
составить перечень контролируемых характеристик
определиться, какие данные будут собираться и в какой
очередности
определить период времени, в течение которого будет
проводиться сбор данных
установить источник данных и тип их отражения
разработать бланк (форму) регистрации данных, максимально
удобную для заполнения в соответствии с установленными
целями.
Ниже представлена возможна форма КЛ для регистрации дефектов,
обнаруживаемых при выходном контроле серийно выпускаемых устройств
силовой полупроводниковой техники. Такой бланк позволяет контролеру
оперативно фиксировать факт обнаруженного дефекта путем проставления
линейных меток.
Операция выходного тестирования изделий «А» и «В»
Регистрация причин отрицательного тестирования (дефектных соединений и деталей)
Контролер:
Иванов И И
Период времени: 45 неделя, 2016
Обнаруженная
неисправность
Отметка события
Соединение
Диод
Транзистор
Конденсатор
////
////
////
///
Частота событий
Изделие типа «А»
//// ////
///
//
Итого
Изделие типа «В»
Соединение
Диод
Транзистор
Конденсатор
Итого
14
8
7
3
32
Ладыгин А.Н.
Экономика и управление качеством
Желательно, чтобы в КЛ указывалась информация, представляющая
непосредственный интерес для анализа путей повышения качества изделия
или производительности труда, например: название процесса, измеряемый
параметр, название и номер детали, цех, участок, станок, смена, оператор,
материал, режимы обработки и пр.. Ставится дата заполнения и подпись
лица, его непосредственно заполнявшего.
Контрольный листок может применяться на различных стадиях ПЖЦ
продукции, причем - как при контроле по качественным, так и по
количественным признакам. Этот инструмент позволяет облегчить задачу
контроля протекающих процессов и предоставить различного рода факты для
анализа, корректировки и улучшения качества процессов. Важно в процессе
сбора данных тщательно их упорядочить, чтобы облегчить их последующую
обработку. Для этого следует регистрировать данные так, чтобы их было
легко использовать.
Основное достоинство данного инструмента - наглядность, простота
освоения и применения.
2. ГИСТОГРАММА
Является инструментом группировки данных по частоте их попадания в
определенный интервал для наглядной оценки распределения
статистических данных по частоте событий
Располагая массивом данных, например полученных при помощи
контрольных листов, необходимо осмыслить эти статистические
характеристики качества изделий и процессов производства, для чего
важным является наглядность представления наблюдаемых фактов. Именно
гистограмма (один из вариантов столбиковой диаграммы) позволяет
зрительно оценить распределение статистических данных, сгруппированных
по частоте попадания в определенный (заранее заданный) интервал. К
построению графического изображения статистического материала
прибегают там, где требуется проведение анализа точности и стабильности
процесса, наблюдение за качеством продукции, отслеживание существенных
показателей производства. Благодаря графическому представлению
имеющейся количественной информации, можно увидеть закономерности,
трудно различимые в простой таблице с набором цифр. Это позволяет лучше
понять вариабельность, присущую процессу, глубже взглянуть на проблему а
затем искать пути решения выявленной проблемы.
Порядок построения гистограммы в обобщенном виде можно
представить следующим образом (для примера, на рисунке ниже
представлена гистограмма, построенная по данным отклонений размеров
вала после токарной обработки):
- проводится сбор и регистрация статистических данных для
измеряемого (контролируемого) параметра действующего процесса (для
Ладыгин А.Н.
Экономика и управление качеством
нашего примера контрольный лист с данными выходного контроля размеров
вала);
- выявляются максимальные и минимальные значения отклонений для
определения размаха (диапазона) гистограммы ( в нашем примере от -6 до +7
микрон);
- определенный диапазон разделить на интервалы, предварительно
определив число и ширину интервалов (в нашем примере ширина всех
интервалов 1 микрон, кроме центрального);
- подсчитать частоту каждого события, зарегистрированного в
контрольном листе, и вычислить частоту попадания данных в каждый из
интервалов;
- строится гистограмма высота столбиков которой соответствует
частоте или относительной частоте попадания данных в каждый из
интервалов:
Гистограмма отклонений размеров вала после токарной обработки
-4…-3…-2...ОК…+2...+3…+4(отклонения размера в микронах
Гистограмма служит источником информации в процессе анализа с
использованием различных статистических методов и для выработки мер по
улучшению качества процессов. Гистограмма, несмотря на простоту
применения, является эффективным инструментом управления качеством с
помощью фактов, облегчающим нахождение результативных решений.
3. ДИАГРАММА ИСИКАВЫ (причинно-следственная диаграмма)
Является инструментом выявления совокупности существенных факторов
(причин), влияющих на конечный результат процесса для использования
этих факторов в дальнейшем анализе их влияния
Причинно-следственная диаграмма позволяет выявить взаимовлияние
между показателями качества и воздействующими на него факторами путем
Ладыгин А.Н.
Экономика и управление качеством
классификации и демонстрации связи между отдельными факторами
(причинами) и конечным результатом (событием). Потенциальные причины
классифицируются по категориям (главные, основные и частные) так, что их
представление напоминает рыбий скелет. Автором причинно-следственной
диаграммы является профессор Токийского университета К. Исикава.
Строго говоря, этот инструмент не имеет дело с массивами данных о
событиях. Он обеспечивает эффективное использование инструментов,
работающих с этими данными и причинами (факторами), их вызывающими.
Применение диаграммы Исикавы должно предшествовать использованию
таких инструментов анализа данных как «Стратификация», «Диаграмма
разброса» и «Диаграмма Поретто».
Особенности построения диаграммы заключаются в следующем:
строится центральная горизонтальная линия, отображающая
событие (проблему с несоответствием), данные о котором
анализируются
под углом к центральной линии на диаграмму наносятся линии,
отображающие главные факторы (основные потенциальные
причины рассматриваемой проблемы)
вокруг наклонных линий располагаю горизонтальные отрезки,
отображающие основные факторы, определяющие состояние
каждого главного фактора;
дополнительно могут быть нанесены наклонные линии к
горизонтальным отрезкам, отображающие частные факторы,
обуславливающие основные факторы.
Количество главных факторов, как правило, ограничено числом 4–6.
Традиционно исследуются пять главных фактора – «5М»: люди (men),
оборудование (machine), предметы труда (material), методы, организация
работ и технологии (metod), измерение (measuring). Часто к этим пяти
добавляют еще один главный фактор – производственные условия. Схема
выстраивается в виде «рыбьего скелета», где «хребет» – проблема, «большие
кости» – главные причины, которые являются следствием действия менее
значимых «основных» факторов, а, в свою очередь, эти менее значимые
факторы являются следствием слабо проявляемых частных причин.
4. МЕТОД СТРАТИФИКАЦИИ (расслаивание данных)
Является инструментом расслоения данных на группы по определенному
признаку для поиска зависимости собранных данных от факторов процесса
Весь массив данных, собранных с применением контрольных листов,
можно расслоить (стратифицировать) на различные группы (слои или
страты) с общими признаками, называемыми переменными стратификации.
При этом важен выбор переменных, которые будут использоваться для
расслоения. Выбор должен основываться на предварительном понимании тех
Ладыгин А.Н.
Экономика и управление качеством
факторов (причин), которые оказывают определяющее влияние на степень
изменчивости процесса (на величину отклонения данных). Именно при
выборе причин, как переменных стратификации, может оказать
существенную помощь диаграмма Исикавы.
Например, в нашем примере с данными по разбросу геометрических
размеров вала после обработки, которые отражены в представленной выше
гистограмме, такими переменными стратификации могут быть «№ станка» и
«№ бригады». Согласно диаграмме Исикавы эти переменные относятся к
главным факторам (причинам) проблем, возникающих на выходе процесса
(«машина» и «человек»).
Предположим далее, что в рассматриваемом нами примере в процессе
токарной обработки задействовано 2 бригада, которые работают поочередно
в две смены на 3 станках. Распределим имеющиеся данные по отклонениям
на 2 гистограммы. А затем распределим эти же данные на 3 гистограммы,
каждая из которых будет соответствовать обрабатывающему станку.
Далее предположим, что бригадам в среднем одинаковы, а
гистограммы построенные по станкам различаются. Такой результат прямо
укажет на то, что при поиске причин появления отклонений следует в первую
очередь обратить внимание на характеристики станка, давшего наибольшее
количество отклонений размеров обработанных деталей.
Отметим, что расслоение данных (стратификация) формирует
информационную основу для применения таких инструментов контроля
качества как диаграмма Парето или диаграмма рассеивания. Такое сочетание
инструментов делает их применение более эффективным на пути
непрерывного улучшения.
5. ДИАГРАММА ПАРЕТО
Является инструментом объединения факторов и частоты их проявления
для выявления основные факторов, вызывающих несоответствия
(дефекты) в процессе
Диаграмма Парето строится в следующей последовательности.
1. Определить, какие проблемы и их факторы (причины) надлежит
исследовать, какие данные использовать и как их классифицировать.
2. Собрать данные, например, используя контрольный листок,
подсчитать итоги по каждому исследуемому фактору (причине).
3. Подготовить таблицу, предусмотрев в ней графы для итогов по
каждому проверяемому фактору в отдельности, накопленной суммы числа
появлений несоответствий по каждому фактору, процентов к общему итогу и
накопленных процентов.
4. Заполнить таблицу, расположив данные, полученные по
проверяемым факторам, в порядке убывания значимости.
Ладыгин А.Н.
Экономика и управление качеством
5. Подготовить оси (одну горизонтальную и две вертикальные линии)
для построения диаграммы. Нанести на левую ось ординат шкалу с
интервалами от 0 до общей суммы числа выявленных событий, а на правую
ось ординат – шкалу с интервалами от 0 до 100, отражающую процентную
меру числа событий. Разделить ось абсцисс на интервалы в соответствии с
числом исследуемых факторов.
6. Построить столбиковую диаграмму. Высота столбца (откладывается
по левой шкале) равна числу появлений соответствующего фактора. Столбцы
располагают в порядке убывания (уменьшения значимости фактора).
Последний столбец характеризует «прочие», т. е. малозначимые факторы, и
может быть выше соседних.
7. Начертить кумулятивную кривую (кривую Парето) – ломаную,
соединяющую точки накопленных сумм (количественной меры факторов или
процентов). Каждую точку ставят над соответствующим столбцом
столбиковой диаграммы, ориентируясь на его правую сторону.
График, построенный по Парето, представляет собой упорядоченную и
распределенную последовательность анализируемых данных (событий
брака). Например, для нашего варианта контрольного листа используется
количество дефектов в производимых устройствах «А» и «В». Элементом
диаграммы Парето является кумулятивная кривая, показывающая
нарастающее количество дефектов по факторам.
соединения
диоды
транзисторы
конденсаторы
Ладыгин А.Н.
Экономика и управление качеством
Простота и наглядность делают возможным использование диаграммы
Парето специалистами, не имеющими особой подготовки. Сравнение
диаграмм Парето, описывающих ситуацию до и после проведения
корректирующих действий, позволяет получить количественную оценку
улучшений от них.
В статистике известен Принцип Парето (принцип 20/80), согласно
которому 20% факторов дают 80% результата, а остальные 80% факторов –
лишь 20% результата.
6. ДИАГРАММА РАЗБРОСА (рассеивания)
Является инструментом отображения взаимосвязанных пар данных и (или)
факторов для определения характера связи (корреляции) между ними
Чаше всего диаграмма разброса используется в процессе контроля
качества для выявления причинно-следственных связей между событиями и
вызывающими их факторами.
Диаграмма разброса - это точечная диаграмма, получаемая путем
нанесения в определенном масштабе экспериментальных, полученных в
результате наблюдений точек. Координаты точек на графике соответствуют
значениям рассматриваемой величины и влияющего на него фактора.
Расположение точек показывает наличие и характер связи (корреляции)
между двумя переменными.
Ладыгин А.Н.
Экономика и управление качеством
Например, для рассмотренного выше процесса токарной обработки
вала на график можно нанести точки, координатами которых являются
значения отклонении размера вала после токарной обработки и время,
прошедшее с начала рабочей смены, когда этот вал был изготовлен. Скорее
всего, построенная нами диаграмма укажет на наличие «прямой
корреляции», как примерно показано на рисунке «а» выше. Такой результат
будет являться следствием влияния усталости токаря на точность обработки.
По полученным экспериментальным точкам могут быть определены и
числовые характеристики связи между рассматриваемыми случайными
величинами: коэффициент корреляции и коэффициенты регрессии.
7. КОНТРОЛЬНАЯ КАРТА
Является инструментом отображения данных о показателях качества для
отслеживания их изменений в ходе процесса и воздействия на него, с
целью устраняя отклонений от требований
Рассмотрим особенности контрольных карт, имеющих наибольшее
распространение. Основными параметрами контрольной карты являются
центральная линия (ЦЛ), верхний контрольный предел (ВКП) и нижний
контрольный предел (НКП), образующие коридор допустимых колебаний
измеряемой
характеристики
качества.
Контрольные
карты
классифицируются в зависимости от показателя, определяющего качество, и
количественного представления этого показателя на карте. Варианты
распределения данных при контроле процесса во времени, отображаемые с
помощью контрольных карт, показаны на заключительном рисунке.
Ладыгин А.Н.
Экономика и управление качеством
Рассмотренные выше семь основных инструментов
позволяют
облегчить задачу контроля протекающих процессов и предоставить
различного рода факты для анализа и улучшения качества. Следует
учитывать, что последовательность применения этих инструментов зависит
от поставленной цели. Можно применять как отдельные инструменты, и как
их систему. Каждый инструмент может находить свое самостоятельное
применение в зависимости от задачи.
Ранее мы уже рассматривали всю совокупность факторов,
определяющих успех экономики предприятия (см. соответствующий рисунок
в Лекции 1). При этом мы отмечали решающую роль качества продукции
предприятия, потому то и уделили должное внимание изучению базовых
аспектов менеджмента качества на предприятии, тому - как должна строиться
и функционировать СМК, соответствующая требованиям ISO-9001.
Можно констатировать, что в СМК заложены все необходимые
предпосылки быть основой для эффективного общего менеджмента
предприятия. На это указывают и основные свойства СМК:
- ориентированность на требования;
- акцент на ответственность руководства и важность командной
работы;
обеспечение
необходимой
компетентности
персонала
и
заинтересованных партнеров;
- акцент на управление процессами, обеспеченными ресурсами;
системный
мониторинг
и
использование
достоверных
информационных потоков;
- системное решение проблем по улучшению деятельности.
Идея использовать механизмы СМК еще более результативно и была
реализована ISO в 2009 году при создании стандарта ISO 9004. Название
этого стандарта «Менеджмент для обеспечения устойчивого успеха
организации. Подход на основе менеджмента качества» полностью
отражает цель его создания – дать рекомендации предприятиям
по
достижению устойчивого успеха в сложной и постоянно меняющейся среде
предприятия путем использования подхода, заложенного в
основу
менеджмента качества.
УСТОЙЧИВЫЙ УСПЕХ- результат способности предприятия решать
поставленные задачи и добиваться достижения долгосрочных целей
.
СРЕДА ПРЕДПРИЯТИЯ - сочетание внутренних и внешних факторов и
условий, способных повлиять на достижение целей предприятия и его
поведение в отношении заинтересованных сторон
Ладыгин А.Н.
Экономика и управление качеством
В этом стандарте менеджмент рассматривается более широко, чем в
ИСО 9001, учитываются потребности и ожидания всех заинтересованных
сторон и даются рекомендации по систематическому и непрерывному
улучшению общих показателей экономики предприятия.
На рисунке представлена развернутая модель СМК предприятия,
основанной на процессном подходе, с включением элементов стандартов
ИСО 9001 и ИСО 9004 одновременно.
Рекомендуемый
стандартом
основной
принцип
достижения
устойчивого успеха предприятия - стараться отвечать потребностям и
ожиданиям не только своих потребителей, но и других заинтересованных
сторон на долговременной основе и сбалансированным образом.
Декларируется, что устойчивого успеха можно добиться посредством
эффективного менеджмента организации при мониторинге и осознании
предприятием среды своего существования и должного применения
обучения, улучшений и инноваций.
Для достижения устойчивого успеха высшее руководство должно
принять подход на основе менеджмента качества. Систему менеджмента
Ладыгин А.Н.
Экономика и управление качеством
качества организации следует основывать на «восьми базовых принципах»,
рассматриваемых в ISO-9001. Для достижения устойчивого успеха высшему
руководству следует применять эти принципы к общей системе предприятия,
акцентируя внимание на обеспечении:
- эффективного использования ресурсов;
- на удовлетворенности запросов потребителей, а также потребностей и
ожиданий других заинтересованных сторон.
К заинтересованным сторонам относятся физические и юридические
лица, так или иначе заинтересованные в положительной деятельности и
успехе предприятия или находящиеся под его влиянием. (см. таблицу).
ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ СТОРОНЫ ПРЕДПРИЯТИЯ И ИХ ПОТРЕБНОСТИ
Заинтересованная сторона
Потребности и ожидания
Потребители
Качество, цена, своевременность
поставки продукции и т.п.
Владельцы/акционеры
Устойчивая рентабельность,
транспарентность и т.п.
Персонал предприятия
Хорошие условия труда, гарантия
занятости, нематериальные поощрения,
денежные вознаграждения и т.п.
Поставщики и партнеры
Взаимные выгоды и преемственность
Защита окружающей среды, этичное
Общество
поведение на рынке, выполнение
законодательных и нормативных
требований ит.п.
Удовлетворение потребностей и ожиданий заинтересованных сторон
способствует достижению предприятием устойчивого успеха. Но важно
отметить, что потребности и ожидания одних заинтересованных сторон
могут противоречить потребностям и ожиданиям других, а также могут
быстро меняться.
Важность изучения среды предприятия предопределяется тем, что
условия среды постоянно претерпевают изменения. Поэтому предприятие
должно непрерывно вести мониторинг и анализировать среду своего
существования для выявления, оценки и регулирования рисков, связанных с
заинтересованными сторонами и их меняющимися потребностями и
ожиданиями.
Высшее руководство должно своевременно принимать решения по
управлению ресурсами (см. рисунок модели менеджмента выше), а также в
отношении изменений и нововведений на предприятии в целом с целью
сохранения и улучшения показателей его деятельности.
Высшему руководству следует сформулировать и обеспечить
реализацию миссии, видения и ценностей организации. Для этого
Ладыгин А.Н.
Экономика и управление качеством
необходимо добиться понимания, признания и поддержки со стороны
работников
организации
и,
по
мере
необходимости,
других
заинтересованных сторон.
Высшее руководство должно четко определить стратегию и политику
организации, чтобы обеспечить признание и поддержку ее миссии, видения и
ценностей всеми заинтересованными сторонами.
В отношении ресурсов - менеджерам следует распространить свое
внимание и решения на более широкий перечень внутренних и внешних
ресурсов. В перечне критически важных для достижения стратегических
целей ресурсов, стандарт рассматривает, кроме трех известных из ISO-9001,
еще четыре:
финансовые ресурсы
ресурсы информационные и знания
поставщики
природная среда.
Политика и подходы предприятия в отношении менеджмента ресурсов,
должны согласовываться с его стратегией. Для обеспечения эффективного
использования ресурсов должны быть введены в действие процессы для
мониторинга, оценивания, оптимизации и поддержания в должном состоянии
этих ресурсов.
С целью обеспечения наличия ресурсов для будущей деятельности
предприятие должно определять и оценивать риски потенциального
отсутствия соответствующих ресурсов и постоянно вести мониторинг
текущего потребления ресурсов, чтобы выявить возможности для
оптимизации. Одновременно следует осуществлять поиск новых ресурсов,
оптимизацию процессов и соответствующих технологий.
Предприятию следует обеспечивать активный менеджмент всех
процессов, включая процессы, переданные сторонним исполнителям, чтобы
сделать их не только результативными, но и эффективными для достижения
поставленных целей.
Для достижения устойчивого успеха при постоянно меняющихся и
неустойчивых условиях существования предприятия приобретает особо
важное значение регулярное ведение мониторинга, измерений, изучения и
анализа эффективности деятельности предприятия (см. рисунок модели
системы).
Измеряемые и анализируемые параметры деятельности предприятия,
имеющие решающее значение для достижения устойчивого успеха, должны
быть определены как ключевые показатели деятельности. Эти показатели
должны поддаваться количественному измерению и должны давать
возможность организации устанавливать измеримые цели. Высшему
руководству следует выбирать ключевые показатели деятельности как
основу для принятия стратегических и тактических решений. Выбор
Ладыгин А.Н.
Экономика и управление качеством
соответствующих ключевых показателей деятельности и методики их
мониторинга имеет решающее значение для достижений целей менеджмента.
Методы сбора информации о ключевых показателях деятельности
должны быть подходящими для предприятия. Типичными методами
являются:
средства оценки рисков;
анкетирование и опросы по определению удовлетворенности
заинтересованных сторон;
бенчмаркинг;
самооценка эффективности деятельности;
регистрация параметров процессов и характеристик продукции.
При выборе ключевых показателей деятельности необходимо
позаботиться, чтобы они обеспечивали измеримую, точную и достоверную
информацию, которую можно было бы использовать для повышения
эффективности и результативности процессов. Такая информация должна
учитывать:
потребности и ожидания заинтересованных сторон;
актуальность соответствующих видов продукции;
результативность и эффективность процессов;
финансовые показатели;
законодательные и нормативные требования.
БЕНЧМАРКИНГ - методика проведения измерений и анализа, используемая
предприятием для поиска передового опыта внутри и во вне предприятия с
целью улучшения деятельности
Проведение самооценки, рекомендуемое стандартом, позволяет
предприятию повысить качество продукции и услуг. Самооценка способна
обеспечить:
выполнение
сравнительного
анализа
уровня
развития
предприятия, включая принципы руководства, стратегию,
систему менеджмента, ресурсы и процессы;
определение сильных и слабых сторон предприятия
выявление возможностей для улучшений или инноваций
Самооценка может стать ключевым элементом стратегического
планирования на предприятии.
При внимательном изучении новой модели менеджмента (см. рисунок)
можно сделать вывод о том важном значении, которое приобретают
процессы
улучшения, инновации и обучения. На пути достижения
устойчивого успеха могут потребоваться как улучшения (продукции,
процессов и т.п.), так и инновации (разработки новой продукции, процессов
и т.п.). А обучение создает основу для результативных и эффективных
Ладыгин А.Н.
Экономика и управление качеством
улучшений и инноваций. Необходимо внедрять процессы «обучения в
масштабах организации» и «обучения путем объединения возможностей
отдельных исполнителей с возможностями организации».
Улучшения, инновации и обучение применимы к:
продукции;
процессам и их связям;
структурам;
системам менеджмента;
человеческим факторам и культуре;
инфраструктуре, производственной среде и технологиям;
отношениям с соответствующими заинтересованными
сторонами.
В стандарте подчеркивается, что важнейшим условием эффективных
улучшений, инноваций и обучения является способность и право работников
организации давать обоснованные оценки путем анализа данных и
использования накопленного опыта. Предприятие должно позаботиться о
том, чтобы постоянные улучшения и инновации стали частью культуры
организации.
.
ИННОВАЦИИ
- нарастающие и/или пошаговые изменения (прорывы) в
продуктах и/или процессах, благоприятно воздействующие на их практику,
функции, формы, результаты и использование ресурсов
В заключении рассмотрим перечень показателей деятельности
предприятия, которые являются составляющими успеха экономики
предприятия и могут свидетельствовать об эффективности менеджмента для
достижения устойчивого успеха.
Уменьшение сроков постановки на производство новых изделий.
Повышение удовлетворенности и приверженности заказчиков.
Повышение производительности.
Быстрота кадрового роста.
Развитие инициативы работников и делегирование полномочий.
Снижение себестоимости продукции.
Сохранение, накопление и передача знаний организации.
Снижение уровня брака.
Увеличение гибкости производства.
Увеличение доли рынка.
Рост уровня конкурентоспособности продукции.