Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

История развития и современное состояние международных стандартов серии ISO-9000 по управлению качеством

  • 👀 468 просмотров
  • 📌 444 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «История развития и современное состояние международных стандартов серии ISO-9000 по управлению качеством» pdf
Ладыгин А.Н. Экономика и управление качеством 4. История развития и современное состояние международных стандартов серии ISO-9000 по управлению качеством В предыдущей лекции было отмечено, что наличие на предприятии СМК приводит к росту способности предприятия поставлять продукцию, полностью соответствующую требованиям. А поскольку сама СМК может быть объектом сертификации, то проведение организацией добровольной сертификации СМК и обладание соответствующим сертификатом соответствия порождает доверие потребителей к способности этой организации удовлетворять требования заказчика, т.е. – к качеству продукции предприятия. Для проведения этой сертификации согласно нормам технического регулирования требуется стандарт, в котором указаны требования к СМК, на соответствие которым и может быть проведена сертификация. Такой стандарт существует и имеет название «Система менеджмента качества. Требования». В международной практике он зарегистрирован как стандарт ISO 9001-2008, а как национальный стандарт РФ он имеет шифр ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Кроме этого стандарта к СМК имеют непосредственное отношение еще два стандарта, это ISO 9000 и ISO 9004. Но, прежде чем мы рассмотрим назначение и взаимосвязь этих трех стандартов, которые принято называть серией стандартов ISO 9000, остановимся более подробно на роли ISO в становлении и развитии этой части стандартизации. Международная организация по стандартизации ISO (International Organization for Standardization) разрабатывает стандарты практически по всем направлениям бизнеса, отраслям промышленности и технологиям. Целью этой организации является «содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности». Эта цель четко соответствует глобальным целям «стандартизации», сформулированным в отечественном ФЗ «О техническом регулировании». В структуре ISO функционирует множество технических комитетов по различным отраслям промышленности и сферам деятельности. Упомянутые выше три стандарта в области менеджмента качества, получившие название «Стандарты ISO серии 9000», разрабатывает Технический комитет ISO TC 176 «Менеджмент качества и обеспечение качества». Решение об учреждении ISO было принято 14 октября 1946 г. на генеральной ассамблее ООН. С 1970 это – Всемирный день стандартов) Сейчас ISO объединяет более 140 стран участниц, более 190 технических комитетов и 2100 раб групп для изучения проблем в области стандартизации. Штаб квартира ISO находится в Женеве. Представителямичленами ISO являются национальные организации по стандартизации. Ладыгин А.Н. Экономика и управление качеством Проекты международных стандартов, принятые техническими комитетами, рассылаются членам ISO для одобрения. Для утверждения проектов Советом ИСО и опубликования их в качестве международных стандартов требуется не менее 75% голосов членов, принявших участие в голосовании. Международные стандарты на Систему менеджмента качества (серия ISO 9000) являются едва ли не самым популярным продуктом деятельности организации ISO. Эволюция стандартов по менеджменту качества тесно связана с процессом индустриализации в ХХ веке, который повлек за собой разработку и внедрение национальных промышленных стандартов, выполнявших роль технического и технологического контроля качества в наиболее развитых странах Европы и Америки: UNI – в Италии, DIN – в Германии, BS – в Великобритании, AFNOR – во Франции, ASME – в США. В дальнейшем, потребность в единой нормативной базе для сертификации продукции, а также развитие международной торговли и необходимость снижения таможенных барьеров привели к пересмотру национальных стандартов в области качества и их гармонизации с международными стандартами. В 1960-х многие крупные промышленные компании Великобритании, преследуя цель повышения эффективности процессов производства, контроля и выбора поставщиков обратились к изучению серии документов, опубликованных Министерством обороны США. В этих документах американские военные, извлекшие уроки из проблем, связанных с качеством артиллерийско-технического снабжения своих войск во время Второй Мировой войны, сформулировали основные принципы оценки поставщиков продукции (с точки зрения обеспечения надлежащего уровня ее качества) для оборонной отрасли. Многие из британских компаний опубликовали свои документы, в которых излагались требования по обеспечению качества – как на собственных производствах, так и в производственных процессах поставщиков. В результате появилось множество различных стандартов, аудиты проводились по противоречащим друг другу требованиям. Пытаясь стандартизировать условия по обеспечению качества в общих отраслях промышленности, Британский институт стандартов в ноябре 1972 г опубликовал Руководящие указания по обеспечению качества BS 4891, которые были составлены в общих формулировках и не носили обязательного характера. После публикации этого документа в некоторых сферах британской промышленности пришли к выводу о необходимости дополнительных специфических стандартов. В 1975 г был издан стандарт BS 5179, который в течение нескольких лет довольно успешно использовался рядом крупных фирм и в последствии послужил основой для составления весьма эффективных программ по выбору поставщиков и их оценке. Этот стандарт сыграл важную роль в Ладыгин А.Н. Экономика и управление качеством вопросе знакомства компаний с концепцией стандартов качества и обусловил рост общего интереса к ней. Осознание основными отраслями промышленности важности проблемы качества привело к составлению стандарта с более жесткими указаниями, и в 1979 г был опубликован первый общий стандарт Великобритании – BS 5750. Этот стандарт приняли все основные фирмы, изменив свои системы управления качеством в соответствии с ним. Взяв британский стандарт BS 5750-79 за основу, Технический комитет ISO TC 176 в марте 1987 г составил проект группы стандартов ISO серии 9000. Эти стандарты увидели свет при значительном влиянии Великобритании. Опыт, накопленный этой страной в вопросе стандартизации, обеспечил ей влиятельное положение в этой сфере. Позже был опубликован Европейский стандарт EN 29000, идентичный ISO 9000-1987, а большинство крупных промышленно развитых стран составили свои собственные национальные стандарты таким образом, что они были технически эквивалентны ISO 9000-1987 или представляли собой их точные копии. Серия стандартов ISO 9000-1987 включала в себя три основные «модели обеспечения качества»: - ISO 9001-1987 - Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании; - ISO 9002-1987 - Модель для обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании; - ISO 9003-1987 - Модель для обеспечения качества при контроле и испытаниях готовой продукции. А также - словарь терминов в области обеспечения качества ISO 84021986. (Российский Госстандарт издал национальные аналоги этих стандартов в 1988 г.) Следующая версия международных стандартов ISO серии 9000 вышла в 1994 г (ISO 9000-1994). В целом, она повторяла структуру версии 1987 г, с устранением и расшифровкой неясных моментов. «Моделей обеспечения качества», обязательных для применения, было по-прежнему три. Организации, желающие соответствовать требованиям стандартов ISO 9000, должны были выбрать одну из 3 моделей (отличавшихся только по объему требований), которая наиболее полным образом описывала жизненный цикл выпускаемой ими продукции. Наиболее полной из 3 указанных моделей была ISO 9001-1994. Вместе с тем, по сравнению со своим предшественником, версия 1994 г являлась гораздо более объемной, теперь в нее входили 24 документа. В новой версии содержались различные стандарты для разных типов организаций. Отметим, что основной задачей, решаемой разработчиками стандартов ISO серии 9000, было создание набора требований, по соответствию которым Ладыгин А.Н. Экономика и управление качеством возможно определить, способна ли организация-поставщик произвести продукцию в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями. В связи с этим, версия стандартов 1994 года в полной мере ориентировалась на удовлетворение лишь одной из заинтересованных сторон – клиента организации. 15 декабря 2000 г стандарты 9000-1994 официально заменила новая, третья по счету и радикально обновленная версия- ISO 9000-2000. Главное отличие этой версии от ранее действовавших заключалось в процессном подходе к управлению качеством продукции. Вместо обилия стандартов осталось лишь три: ISO 9000-2000, ISO 9001-2000, ISO 9004-2000. ISO 9000-2000. «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». ISO 9001-2000. «Системы менеджмента качества. Требования». Это базовый стандарт в структуре ИСО. Содержит философию СМК и основывается на понятии «результативность» (способность достигать цель). Устанавливает минимально необходимый набор требований к СМК, выполнение которых необходимо для сертификации – именно по этому стандарту проводится первый аудит компаний, решивших получить сертификат. ISO 9004-2000. «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности». Содержит более широкие, чем 9001, методические указания и рекомендации по постоянному улучшению деятельности организации, ее эффективности и результативности. Рекомендуется для тех организаций, которые, преследуя цель постоянного улучшения деятельности, желают выйти за рамки требований 9001. Не предназначен для целей сертификации или заключения контрактов. В версии 2000г. стандарты стали принципиально отличаться от предшественников своей универсальностью - они применимы для любой организации вне зависимости от численности персонала, формы собственности, занимаемых рынков, характера выпускаемой продукции или оказываемых услуг. Кроме того, стандарты ISO 9000 стали применимы и для государственных административных органов и их департаментов, а также общественных организаций. Эти стандарты служат одновременно и гарантией потребителю в смысле качества получаемой продукции, и методическими указаниями компаниям-производителям по улучшению своей деятельности. С 15 августа 2001 г в нашей стране была введена аутентичная стандартам ISO 900х -2000 серия отечественных стандартов ГОСТ Р ИСО 900х-2001. Существенным моментом в них стало прямое применение термина «менеджмент», вместо привычного термина «управление», что явилось отражением официального признания значимости концепции «всеобщего менеджмента качества». Таким образом, вводились в применение такие словосочетания, как «менеджмент качества», «система менеджмента Ладыгин А.Н. Экономика и управление качеством качества». По своей сути, ГОСТы Р ИСО явились переводом ISO и имели очень незначительные непринципиальные отличия от оригинала. Отметим, что отечественные органы по сертификации оформляют сертификаты на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001-2001, а зарубежные организации – свои, по ISO 9001:2000. Причина заключается в следующем. В России имеются законодательные решения о необходимости сертификации на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (в частности, в соответствии с Постановлением Правительства №113 от 02.02.1998, наличие данного сертификата является одним из условий получения Госзаказа). Однако, наш отечественный сертификат не является действительным за пределами России. Для признания мировым сообществом необходимо сертифицироваться по ISO 9001-2000, у соответствующего органа, например: SGS, Bureau Veritas Quality International (BVQI), Lloyd's Register Quality Assurance, Det Norske Veritas (DNV), TUV (Германия), ABS Quality Evaluations (США) и др. Наличие международного сертификата необходимо тем отечественным компаниям, которые производят продукцию на экспорт, а зарубежным партнерам которых нужны гарантии качества от авторитетных сертифицирующих органов. По сравнению со своими предшественниками 1994 г, серия стандартов ISO 9000 в версии 2000г. обладала существенными особенностями. Философия подхода к менеджменту качества была фундаментально изменена – введен процессный подход. Системной основой новой версии стандартов стали восемь принципов менеджмента качества: - ориентация на потребителя; - лидерство руководителей; - вовлечение работников; - процессный подход; - системный подход к менеджменту; - постоянное улучшение; - принятие решений, основанное на фактах; - взаимовыгодные отношения с поставщиками. Было исключено из применения понятие «обеспечения качества», а три «модели обеспечения качества» (9001, 9002 и 9003 версии 1994 г) были заменены парой взаимосвязанных стандартов 9001 и 9004 версии 2000 г, которые полностью гармонизированы между собой по структуре и содержанию и могут использоваться как совместно, так и раздельно. Претерпела заметные изменения международная терминология в области качества. По сравнению с прежним словарем 8402-1994 в версии 2000 г было исключено 28 и введено 49 дополнительных терминов. В итоге, в словарек приведено толкование 88 ключевых терминов вместо 67. В структуре стандартов был отчетливо выделен подход к улучшению, опирающийся на цикл «планируй – выполняй – проверяй – воздействуй» (цикл PDCA, широко известный как цикл Деминга). Ладыгин А.Н. Экономика и управление качеством Не менее существенным явилось то, что стандарты 2000 г стали менее предписывающими и более гибкими в применении. Базовым стандартом, устанавливающим требования к СМК для сертификации, стал только один – ISO 9001-2000. В структуре этого стандарта вместо жесткого деления требований к СМК на 20 элементов введены требования к четырем основным блокам процессов в организации: - к процессам «Ответственности руководства»; - к процессам «Менеджмента ресурсов»; - к процессам «Процессам жизненного цикла продукции»; - к процессам «Измерения, анализа и улучшения». Работа ISO по актуализации и совершенствованию стандартов серии «9000» продолжалась и ведется непрерывно. В 2005 г был обновлен словарь ISO серии 9000 (ISO 9000:2005). Проведенное обновление не было глубоким и объемным. Достаточно обратить внимание на эти вновь введенные термины: контракт - обязательное соглашение; план аудита - описание мероприятий по организации и обеспечению аудита; область аудита - объем и границы аудита; система менеджмента измерениями - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, необходимых для достижения метрологического подтверждения пригодности и постоянного управления процессами измерения метрологическая служба - организационная структура, несущая ответственность за определение и внедрение системы управления измерениями В ноябре 2008 году была опубликована новая официальная версия стандарта ISO 9001 «Системы менеджмента качества. Требования» (ISO 9001-2008). Внесенные в нее изменения, в целом незначительные, касаются ответственности организаций в случае использования аутсорсинга; деятельности организаций по сопровождению поставок (гарантийное и сервисное обслуживание, вторичная переработка, утилизация); вопросов сохранности продукции; управлению конфигурацией компьютерного программного обеспечения и защите и восстановлению информации; работы с несоответствующей продукцией. В 2009 году опубликована новая версия стандарта ISO 9004 с названием «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе Системы менеджмента качества». Смена названия отражает новое более глубокое содержание рекомендаций по улучшению деятельности, приводящее к «устойчивому успеху». Понятие «устойчивый успех» при этом трактуется как результат способности организации решать поставленные задачи и добиваться достижения долгосрочных целей. Ладыгин А.Н. Экономика и управление качеством Рекомендации новой версии этого стандарта по-прежнему основаны на использовании тех же восьми принципов системы менеджмента качества, введенных ранее. Существенным отличием являются рекомендации по эффективному менеджменту, путем осознания организацией среды своего существования, за счет обучения и должного применения улучшений и (или) инноваций. Стандарт стимулирует использование самооценки как важного инструмента для анализа уровня зрелости организации, охватывающего лидерство, стратегию, систему менеджмента, ресурсы и процессы, для выявления сильных и слабых сторон и возможностей для совершенствования и (или) использования инновационного подхода Таким образом, на сегодняшний день в РФ действующими (актуальными) являются следующие версии основных международных стандартов ISO серии 9000: - ГОСТ Р ИСО 9000-2005 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». - ГОСТ Р ИСО 9001-2008 «Системы менеджмента качества. Требования». - ГОСТ Р ИСО 9004-2010 «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе Системы менеджмента качества». Еще раз отметим, что стандарты «ISO 9000» являются самыми распространенными стандартами современности На Западе бум ISO 9000 пришелся на конец 1990-х. Сейчас в США и Западной Европе сертифицировано более 80% компаний. В Китае число таких предприятий уже превысило отметку 40%. Первое российское предприятие прошло процедуру международной сертификации в 1993 году. По некоторым данным, количество сертифицированных (как по международному, так и по отечественному вариантам) предприятий России сегодня превышает 50 тысяч. Необходимо дополнительно подчеркнуть, что в методологическом плане базой стандартов ISO серии 9000 стал комплексный подход к управлению качеством – всеобщее управление качеством (Total Quality Management, TQM). Термин TQM получил широкую известность в 1990-е, с развитием процессного подхода. TQM переключил внимание управленцев с механистических организационных структур и инструкций на бизнеспроцессы и их исполнителей. Наиболее значительным достижением TQM является тот факт, что мировое сообщество получило возможность взглянуть на бизнес с новой точки зрения, а именно как на процесс достижения справедливо Ладыгин А.Н. Экономика и управление качеством сбалансированных целей всех заинтересованных сторон – владельцев, акционеров, инвесторов, субподрядчиков, менеджеров, рабочих, потребителей, поставщиков, государства, общества. Конечная цель TQM гораздо шире, чем просто выпуск качественной продукции – это эффективность бизнеса в целом.
«История развития и современное состояние международных стандартов серии ISO-9000 по управлению качеством» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 64 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot