Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
Министерство сельского хозяйства
Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Самарская государственная
сельскохозяйственная академия»
Кафедра «Государственное и муниципальное управление»
А. Н. Толокнова
Информационные технологии на транспорте
Методические указания
Кинель
РИО СГСХА
2018
1
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
УДК 656.1
ББК 39.3
Т52
Т52
Толокнова, А. Н.
Информационные технологии на транспорте. Кинель : РИО
СГСХА, 2018 38 с.
Методические указания по дисциплине «Информационные технологии на
транспорте» составлены в соответствии с требованиями образовательной программы подготовки студентов, обучающихся по направлению 23.03.01 Технология
транспортных процессов, профиль: Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте.
В методических указаниях приводятся вопросы и задания по темам практических работ, а также список литературы, необходимой для подготовки к ним.
© ФГБОУ ВО Самарская ГСХА, 2018
© Толокнова А. Н., 2018
2
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
Предисловие
Методические указания составлены с целью освоения студентами
практической составляющей дисциплины «Информационные технологии
на транспорте».
В методических указаниях приводятся весь необходимый материал,
вопросы и задания по темам практических работ, а также список литературы для подготовки к ним.
Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате освоения дисциплин: «Математика»,
«Информатика», «Введение в профессию».
Целью освоения дисциплины «Информационные технологии на
транспорте» является формирование системы компетенций, направленных на решения профессиональных задач в области, связанной с применением методов и средств информационных технологий в транспортных
системах различной сложности.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование профессиональных компетенций:
- способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с
применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом
основных требований информационной безопасности;
- способность к организации рационального взаимодействия различных видов транспорта в единой транспортной системе;
- способность применять новейшие технологии управления движением транспортных средств;
- способность использовать современные информационные технологии как инструмент оптимизации процессов управления в транспортном
комплексе;
- способность изучать и анализировать информацию, технические
данные, показатели и результаты работы транспортных систем; использовать возможности современных информационно-компьютерных технологий при управлении перевозками в реальном режиме времени.
3
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
Тема 1. Технические средства информационных систем
на автомобильном транспорте
Цель: Изучение технических средств информационных систем на
автомобильном транспорте: изучение применения локальных сетей в информационных технологиях на автомобильном транспорте, изучение
программного обеспечения в информационных технологиях на автомобильном транспорте, технологии информационных систем, применяемых
на автомобильном транспорте.
Применение локальных сетей
в информационных технологиях на автомобильном транспорте
Традиционно все автоматизированные рабочие места (АРМ) информационных систем предприятия настолько связаны между собой,
что о создании эффективной информационной системы без локальной компьютерной сети не может быть и речи. Можно, конечно,
держать на каждом рабочем месте отдельную копию общей базы данных, но в этом случае необходимо ежедневно синхронизировать её
содержание. При этом, несмотря на все усилия персонала, предельную
пунктуальность и аккуратность копирования информации, обязательно
наступит момент рассогласования данных. Последствия могут быть
самые различные: от безобидного искажения одной из сводок до весомого для предприятия штрафа налоговой инспекции за неправильно
рассчитанные налоги. Отсюда следует, что компьютерная сеть - это
необходимый элемент любой информационной системы.
Локальные сети различаются по типу кабеля (физического «переносчика» информации) и по конфигурации (рис. 1).
Для связи компьютеров в локальную сеть используются три типа
носителя информации: коаксиальный кабель, провод типа «витая пара» и оптическое волокно. Компьютеры, которые объединяются в
сеть, должны иметь сетевую карту (сетевую плату), на которой и расположен соединительный разъём. При приобретении сетевой карты
следует иметь в виду, что соединительные разъёмы бывают двух типов: для коаксиального кабеля (внешне напоминает разъём телевизионной антенны) и для витой пары (внешне похож на телефонный
разъём).
Коаксиальный кабель представляет собой одножильный
провод с медной оплёткой (внешне похож на антенный телевизионный кабель). Длина сегмента сети для этого кабеля не может
4
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
превышать 180 м, а скорость обмена информации ограничивается
10 Мбит. При этом не требуется никакого активного дополнительного оборудования. Но если длина сети будет превышать 180 м, то
придётся устанавливать дополнительные устройства (сетевые повторители-репитеры) через каждые 180 м. На сегодняшний день
это самый дешёвый носитель. Однако данная дешевизна обманчива. Дело в том, что сеть, построенная на коаксиальном кабеле, требует жёстких правил подключения компьютеров в электрическую сеть. Правило первое: все компьютеры должны быть заземлены. Правило второе: все компьютеры должны питаться от
одной фазы.
Рис.1. Классификация локальных компьютерных сетей
Витая парапредставляет собой многожильный провод в общей
пластиковой оболочке. Длина сегмента сети для этого кабеля не может
превышать 100 м, а скорость обмена информации доходит до
100 Мбит (в 10 раз больше, чем по коаксиальному кабелю). При этом
для стыковки компьютеров в небольших сетях требуются дополнительные устройства сопряжения сетевые концентраторы (их ещё называют
«хабы» от английского hub). К одному концентратору может быть подключено, как правило, 4, 8, 16, 24 компьютера. Таким образом, при
наличии одного устройства сопряжения максимальное расстояние
между компьютерами не превысит 200 м. Сети, построенные на витой
паре, менее зависимы от прихоти электрического питания компьютеров, более электробезопасны, быстры и надёжны. Однако за надёжность надо платить. Сеть на витой паре будет стоить дороже коаксиальной в 3...6 раз (в зависимости от длины сегментов и конфигурации
сети). Витая пара, несмотря на более высокую стоимость, постепенно
5
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
вытесняет коаксиальный кабель, и это не дань моде, это гарантия
стабильности и надёжности работы сети.
Оптическое волокно принципиально другой тип носителя информации, обеспечивающий сверхбыструю передачу данных. Длина
сегмента сети для этого кабеля может достигать 2 км, а скорость обмена информации доходит до 1 Гбит. При этом для стыковки компьютеров требуются дополнительные устройства сопряжения оптических
и электрических устройств. Локальная сеть, построенная на кабеле из
оптического волокна, будет самой быстрой и надёжной, но её цена
примерно в 10 раз превысит цену сети на базе витой пары. Основные затраты здесь придутся на коммутационные устройства. Конечно, строить всю сеть на данном носителе не целесообразно, но
применение оптического волокна во многих случаях вполне
оправдано. Например, склад предприятия удалён от административного здания на 600...800 м, диспетчерский пункт находится в
2 км от ДТП. В обоих случаях сегмент сети, расположенный между зданиями, может быть выполнен на оптическом волокне. Следует отметить, что такой кабель не окисляется и не боится сырости
(может быть проложен в подземных магистралях).
Теперь остановимся на конфигурации сети. Существуют три
схемы объединения компьютеров в сеть: шина, кольцо и звезда.
Шина.В этом случае компьютеры соединяются последовательно через общий кабель (наподобие лампочек на ёлочной гирлянде, рис. 2). На концы кабеля ставятся специальные «заглушки»
(терминаторы).
При такой конфигурации сети будут минимальные затраты на
кабель и монтажные работы. Однако данная топология сети имеет
один существенный недостаток - эффект ёлочной гирлянды (если
кабель обрывается в одном месте, нарушается работа всей сети).
Рис. 2. Сеть типа «шина»
6
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
Кольцо.В этом случае компьютеры также объединяются последовательно, но отпадает необходимость в терминаторах, т. к.
кабель замкнут (рис. 3).
Рис. 3. Сеть типа «кольцо»
При такой топологии разрыв кабеля также приводит к остановке всей сети.
Звезда. При такой топологии сети расход кабеля значительно
выше, чем в двух предыдущих вариантах (иногда в десятки раз),
поскольку каждый компьютер соединяется с устройством сопряжения отдельным кабелем (рис. 4).
Рис. 4. Сеть типа «звезда»
7
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
Однако это обеспечивает большую надёжность, поскольку
обрыв одного звена приводит к нарушению обмена информацией
только с одним компьютером. При работе с данными на первое
место всегда ставится надёжность, поэтому такая конфигурация
достаточно популярна, несмотря на большие затраты. Здесь следует учитывать, что в ряде случаев передача данных между персональными компьютерами имеет нерегулярный характер, т. к. производится в основном по запросам пользователей. Длительное
время персональные компьютеры (ПК) могут не обращаться к сети
или работать автономно, а затем послать или запросить откуданибудь длинный файл или документ. Поэтому в ряде случаев становится неэффективным использование низкоскоростных каналов
(например, телефонных) в условиях АТП. Файл может перекачиваться несколько минут, при этом пользователь перед своим экраном будет ждать, что серьезно отразится на эффективности перевозочного процесса.
Поэтому специально для межкомпьютерных коммуникаций
был разработан тип сети, для передачи данных в которой используется общий, один на всех, высокоскоростной кабель.
Не вдаваясь в технические подробности, работу такой сети
можно представить следующим образом: каждый компьютер в сети всегда следит за общим каналом. Если текущая передача адресована ему, он её принимает. Если ПК должен что-то передать, то,
когда канал освободится, он начинает передачу. Если получилось,
что другой компьютер тоже занимает общий канал одновременно
с этим ПК, то оба обнаруживают столкновение попыток и через
очень небольшое время (каждый своё) снова попытаются передавать данные, пока один из них не опередит другого. Заняв общий
канал, используют его целиком с полной скоростью. Данный тип
сети называется Ethernet.
Такие сети используются внутри одного здания или на небольшой территории, и поэтому называются локальными вычислительными
сетями (ЛВС). Ethernet стандартизован на международном уровне; есть
и другие виды локальных сетей (например, Token), но стандарт Ethernet
завоевал почти весь мировой рынок (в России больше 90 %).
Беспроводным аналогом Ethernet является недавно разработанный
стремительно завоёвывающий мировой и российский рынки новый
стандарт, называемый Radio-Ethernet.
8
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
Беспроводная ЛВС предоставляет услуги обычной ЛВС, такой
как Ethernet или TokenRing, без ограничений по расстоянию и топологии, накладываемых кабельной инфраструктурой.
Среди отличительных свойств беспроводных технологий наиболее очевидное возможность мобильности. Невозможность подсоединения подвижных (мобильных) объектов является принципиально
непреодолимым ограничением чисто кабельных сетей (т. е. сетей, использующих кабели, на сетевых магистралях, для подсоединения абонентов). Это ограничение относится к любому виду коммуникаций, к
обычной телефонной и факсимильной связи и к передачам данных.
Связь в беспроводных ЛВС осуществляется без физического соединения клиентского компьютера с кабельной сетью. Таким образом,
локальные сети работают на расстояниях в километры и десятки километров. Инфраструктура сети больше не связана с коробами и отверстиями в стенах, она может изменяться в соответствии с потребностями организации.
Существуют две основные топологии беспроводных сетей: внутренние сети, объединяющие компьютеры в пределах одного здания;
внешние сети, объединяющие компьютеры, расположенные в разных
зданиях.
Для лучшей функциональности и дальности связи точка доступа
может быть применена как центральный узел подсети с топологией
«звезда» и служить мостом, связывающим беспроводной сегмент с
обычной кабельной сетью.
Беспроводной сегмент компьютерной внутренней сети может
включать как мобильные компьютеры, так и настольные. С установленным клиентским адаптером пользователь получает возможность
свободно перемещаться в пределах здания, не теряя связи с компьютерной сетью. Применение беспроводной технологии в настольных
компьютерах предоставляет организации гибкость, невозможную в
традиционной проводной сети, что и является основной отличительной особенностью автомобильного транспорта. Если рассматривать
транспортные средства, оборудованные соответствующими электронными техническими средствами как удалённые АРМ распределённых вычислительных сетей автотранспортного комплекса, то беспроводные сети предпочтительны для современных АТП.
9
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
Системное программное обеспечение в информационных
технологиях на автомобильном транспорте
Любой компьютер без системного программного обеспечения
не представляет интереса. Пользователи должны знать, что без операционной системы вообще информационные технологии АТП работать
не будут.
Операционная система это набор программных средств, который начинает работать сразу после того, как включена кнопка электрического питания компьютера. Операционная система делает всё и
отвечает за всё. Под её управлением работает компьютер, внешние
устройства (принтеры, модемы), она обеспечивает работу прикладных
программ и т. п.
С первыми персональными компьютерами (с начала 1980-х гг.)
появилась и первая дисковая операционная система (DOS), которая
используется сейчас редко. У неё есть несколько неоспоримых преимуществ: очень компактна (занимает на диске от 1 до 4-х Мбайт, в
памяти компьютера несколько десятков Кбайт), она работает на любых типах ПЭВМ (от PC-286 до современных Pentium), устойчива в
работе и проста в эксплуатации, имеет невысокую стоимость. Однако
есть и серьёзные недостатки. Монитор работает в текстовом режиме,
что ограничивает возможности вывода данных (24 строки по 80 знаков), в этом режиме нельзя сочетать показ текста и графики. Программы работают в ограниченной области памяти (640 Кбайт), поэтому
большие программы приходится разбивать на фрагменты (причёмесли на компьютере будет 32 Мбайт памяти, DOS её просто не увидит).
Это однозадачная система, и если в течение получаса будет идти выборка данных и расчёт показателей, придётся ждать завершения этого
процесса. DOSне сетевая операционная система, т. е. для обеспечения
связи между компьютерами необходимо ставить дополнительные сетевые программные средства. Довольно высоки трудозатраты на разработку прикладного программного обеспечения, работающего под
DOS. Эта операционная система развивалась до 1995 г., затем не модернизировалась, однако продолжает использоваться на устаревших,
но ещё не списанных компьютерах.
Начиная с 1990-х гг. DOS вытеснялась более производительной, но менее экономичной (с точки зрения размеров и стоимости)
операционной системой Windows. Новая операционная система исключала практически все недостатки DOS. Монитор стал работать
10
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
только в графическом режиме, возросла информативность прикладных
программ за счёт возможности одновременного вывода текста и графики. Размер прикладных программ превысил ограничительный рубеж памяти в 640 Кбайт (компьютер стал видеть всю память и очень
активно её использовать). Это многозадачная система, и если компьютер «задумался» над расчетами, занят печатью документа или
рассылкой факсов, можно продолжать работать, не ожидая завершения этих процессов. Начиная с версии 3.11, в операционную
систему были встроены сетевые функции, т. е. стала обеспечиваться связь между компьютерами без дополнительных программных
средств. Резко (в десятки раз) снизились трудозатраты на разработку прикладного программного обеспечения, работающего под
Windows, за счёт появления более мощных СУБД и инструментальных средств. Фирма «Microsoft» долгое время развивала 2 модификации этой операционной системы: Windows 95/98 и WindowsNT. Однако в 2000 г. произошло объединение этих проектов и
выпуск новых операционных системы Windows 2000, WindowsXP.
Сетевое программное обеспечение. Если компьютеры работают под управлением DOS, то для обмена информацией между
ними необходимо специальное программное обеспечение (традиционно это продукты фирмы «Novell»). Если на компьютерах
установлена операционная система Windows, то нет необходимости в установке специальных сетевых программ, поскольку сетевые функции встроены в эту операционную систему.
Следует отметить, что сетевое программное обеспечение позволяет реализовать сети 2-х типов: одноранговые и с выделенным
сервером.
Рис. 5. Одноранговая сеть
11
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
В одноранговой сети все компьютеры имеют «равные права», хотя у
одного из них явно большие обязанности (на нём хранится база данных).
Такой компьютер называют псевдосервер (рис. 5). В этом случае экономятся средства, но проигрывает производительность, поскольку псевдосервер несёт на себе двойную нагрузку (он работает как рабочая станция и предоставляет хранящиеся на нём данные другим пользователям
сети). Одноранговая сеть может функционировать под управлением операционной системы Windows.
В сети с выделенным сервером один из компьютеров обеспечивает только хранение и обработку данных (рис. 6). Он, как правило, имеет большую производительность, чем остальные компьютеры сети, а значит, и стоит значительно дороже. Такое разделение функций вполне оправдано, т. к. обеспечивает лучшую производительность всех членов сети.
Рис. 6. Сеть с выделенным сервером
Технологии информационных систем,
применяемых на автомобильном транспорте
Существует несколько технологий, на которых основана работа информационных систем, состоящих из группы рабочих мест:
«файл-сервер», «клиент-сервер», Intranet, Internet (рис. 7).
Рис. 7. Виды технологий обработки и представления информации
12
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
При работе системы по технологии «файл-сервер»база данных расположена на сервере, а прикладные программы - на рабочих станциях
(рис. 8). На сервере не происходит никаких вычислительных процессов, он отвечает только за хранение информации. Прикладные программы загружаются в память рабочих станций.
Если требуется сделать поиск данных (например, выбрать один
путевой лист из 100 000), то все путевые листы перекачиваются по
сети с сервера на рабочую станцию, и уже на ней происходит поиск
нужных данных. При этой технологии в случае активной работы пользователей перегружается сетевой трафик (снижается пропускная способность сети), что в итоге приводит к замедлению работы всех прикладных программ.
Такая схема оправдана при 8...10 рабочих станциях. При этом нет
высоких требований к производительности сервера, однако предъявляются повышенные требования к характеристикам рабочих станций.
Рис. 8 Принципиальная схема работы системы «файл-сервер»
Приложения «клиент – сервер» работают по схеме, показанной
на рис. 9. Сервер, кроме хранения данных, обеспечивает и их частичную обработку. Если вернуться к вышеприведённому примеру, то выбор путевого листа будет осуществлён несколько иначе. Для выбора
одной путёвки на клиентской машине будет сформирован некий запрос и передан для исполнения на сервер (он тоже может храниться
в базе данных на сервере, в этом случае достаточно переслать по сети
имя запроса и номер требуемой путёвки). Сервер выберет
13
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
из 100 000 путевых листов один и только его вернёт по сети клиенту
(компьютеру пользователя). В этом случае резко снижается нагрузка
на сеть, объёмы перекачиваемой информации уменьшаются в сотни
раз. Работа клиентов не замедляется, даже если их количество измеряется сотнями. В этом случае на рабочих станциях можно использовать
маломощные компьютеры, однако производительность сервера должна быть на высоком уровне.
Рис. 9. Принципиальная схема работы системы «клиент-сервер»
Интересным направлением развития являются Intranetтехнологии (рис. 10). Intranet - это внутренняя (закрытая от внешнего
мира) сеть предприятия. При этом нет принципиальной разницы, где
физически расположены все службы предприятия (в пределах комнаты, здания, города, страны или на другом континенте).
Такая технология важна организациям, имеющим удалённые филиалы (терминальные перевозки грузов, междугородние
перевозки, станции технического обслуживания с удалёнными
складами, автовокзалы и пр.).
При данной технологии необходим мощный сервер, а требования к рабочим станциям минимальны. Преимущества такой
технологии особенно ощутимы, если в сети работают сотни территориально удалённых компьютеров (например, обслуживание контейнерных перевозок грузов на железной дороге, терминальные
перевозки грузов автомобильным транспортом и т. п.).
14
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
Рис.10. Принципиальная схема работы Intranet-системы
При такой технологии минимальны затраты на развёртывание и
сопровождение прикладного программного обеспечения, с базами
данных могут работать сотни, тысячи пользователей.
Internet-технологии схема показана на рис. 11. Internet это
внешняя (открытая) сеть, связывающая компьютеры всех стран и
континентов.
Рис.11. Структура сети Internet
15
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
В мире насчитываются десятки тысяч провайдеров фирм,
предоставляющих услуги по доступу в Internet. Все они соединены
между собой высокоскоростными каналами связи. При наличии
компьютера, телефона и модема (или выделенного канала связи)
можно подключиться к провайдеру и через него выйти на любой
компьютер (WEB-сервер) глобальной сети.
Таким образом, миллионы компьютеров оказываются объединёнными в единую сеть и могут обмениваться между собой
различной информацией. Через Internet можно купить или продать
автомобиль, узнать расписание движения транспорта, получить
сведения о наличии товаров и услуг и ценах на них, рекламировать
свою продукцию, написать письмо и мгновенно отправить его в
любую точку земного шара, найти работу и т. д. Internet обладает
колоссальными возможностями, его нужно использовать в своей
деятельности, он поможет сэкономить немалые средства.
Таким образом, если сеть АТП насчитывает до 10 рабочих
станций, то нужно использовать файл-серверные системы, а если
их количество больше, то имеет смысл применять системы «клиент-сервер». Если предприятие территориально разбросано, но его
работа основана на единых информационных массивах, то целесообразно применять Intranet-технологию. Эта же технология будет
полезна, если число рабочих станций превышает сто человек, а
прикладные системы требуют постоянного обновления и модификации.
Internet это не только ценная информация для всех, но и
три, четыре тысячи распределённых серверов, способных помочь
лучше организовать производственно-коммерческую деятельность
(продажу запчастей, автомобилей, топлива, масел, оборудования
для ТО и ремонта, услуги автосервиса, междугородние и международные перевозки, документацию по устройству и конструкции
автомобилей и пр.). необходимо использовать данные возможности.
Задание.
1. Привести классификацию локальных компьютерных сетей.
2. Охарактеризовать три схемы конфигурации компьютерной
сети.
3. Дать определение локальным вычислительным сетям.
16
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
4. Охарактеризовать системное программное обеспечение в
информационных технологиях на автомобильном транспорте.
5. Охарактеризовать существующие технологий, на которых
основана работа информационных систем, состоящих из группы
рабочих мест.
Контрольные вопросы
1. По каким классификационным признакам классифицируют локальные сети?
2. Виды локальных сетей по типу кабеля.
3. Существующие конфигурации локальных сетей.
4. Тип сети Ethernet.
5. Какие локальные сети называются вычислительными?
6. Беспроводные ЛВС.
7. Что собой представляет операционная система? Ее роль в информационной системе.
8. Какие типы сетевого программного обеспечения существуют,
охарактеризуйте каждый.
9. Виды технологий обработки и представления информации.
10. Принцип работы системы «файл-сервер».
11. Принцип работы системы «клиент-сервер».
12. Принцип работы Intranet-системы.
13. Структура сети Internet.
Тема 2. Системы мониторинга и управления
автомобильным транспортом
Цель: Изучение систем мониторинга и управления автомобильным
транспортом (грузовые и пассажирские перевозки): изучение спутниковых систем транспортной связи и контроля за грузоперевозками на примере системы Евтелтракс; изучение спутниковых систем транспортной
связи и контроля за пассажирскими перевозками на примере аппаратнопрограммного комплекса для автоматического определения и анализа
пассажиропотоков на городском пассажирском транспорте.
Основы построения систем мониторинга и управления
автомобильным транспортом
Для автотранспортных предприятий как объекта управления
характерны следующие отличительные особенности.
17
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
1. Зависимость функционирования АТП от технологических
процессов клиентов, а также влияние перевозочного процесса на
экономические результаты их деятельности.
2. Зависимость активности элементов организационной структурыи эффективности управления от внешних условий.
3. Динамичность и стохастичность, обусловленные одновременным воздействием множества факторов, часть из которых имеет элементы случайности.
Сущность управления автотранспортными перевозками заключается в обеспечении целенаправленного, планомерного воздействияуправляющей системы на перевозочный процесс с использованиемразличных методов и средств по определенной технологии с цельюповышения ритмичности работы транспорта, равномерной загрузкитранспортной сети, своевременности доставки
грузов. Посколькупроцесс управления автомобильными перевозками осуществляетсяциклически и носит относительно замкнутый
характер, в управляющей системе цикл начинается со сбора информации о состоянииуправляемого объекта. Затем полученная
информация используетсядля выработки решений и, наконец, эти
решения доводятся до исполнителей. С изменением условий работы на управляемом объекте поступает новая информация, и цикл
повторяется снова.
Таким образом, в основе принятия управленческих решений
лежит информация о поведении объектов управления. Базой для ее
получения служит поток данных, поступающий от управляемого
объекта по каналам обратной связи.
Данные вводятся в информационную систему, накапливаются,хранятся и в результате преобразования и фильтрации могут
представлять собой информацию для пользователя. Информация
после ееанализа и использования в принятии управленческих решений такжеможет накапливаться и преобразовываться. Однако
для конкретногопользователя она уже перестает быть информацией и может трактоваться как данные, характеризующие тот или
иной экономическийпроцесс.
Системы мониторинга транспорта
Рациональное управление автотранспортным парком и грузопотоками является основной проблемой многих предприятий, даже если это направление является не основным, а сопутствующим.
18
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
Большую помощь в решении этой проблемы может оказать спутниковый мониторинг транспорта. Его используют для определения
и предотвращения несанкционированного использования авто,
контроля заправок, слива топлива, а при необходимости контроля параметров перевозимого груза.
Система мониторинга транспорта позволяет в режиме реального времени позволяет отслеживать местоположение любого
транспорта автомобиль, спецтехника, поезд или теплоход. Также
в реальном времени можно просматривать историю перемещения
транспорта, стоянки, скоростной режим и множество другой трекинговой информации. Практически к любой системе мониторинга транспорта можно подключить систему контроля, в виде различных датчиков и устройств (контроль топлива, моточасы и т.д.).
Огромную роль мониторинг транспорта играет в оптимизации
маршрутов движения. В случае задержки прибытия водителя в
пункт назначения, система мониторинга транспорта имеет возможность проконтролировать ситуацию и оперативно изменить
маршрут. Также система помогает вести систематический учёт
расхода топлива, существенно снижая расходы предприятия по
этой статье.
Рис. 12. Общая схема системы мониторинга автотранспорта
19
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
Следует отметить повышение дисциплины водителей, ведь
уже не получится безнаказанно выезжать позже и нагонять упущенное время в дороге, превышать скорость и оставлять автомобиль с включённым двигателем на долгое время. Система мониторинга транспортных средств (ТС) отражает все действия водителя
в отчётах.
Внедрение системы мониторинга транспорта позволяет предприятию вести более эффективную конкурентную борьбу благодаря возможности планирования автоперевозок и оптимизации грузопотоков. В качестве дополнительных услуг система сможет
предоставлять клиентам информацию о местоположении их груза
и о параметрах его состояния (о температуре, давлении, влажности
и т.д.). Наряду с этим, система мониторинга ТС значительно
улучшает существующую систему безопасности автомобилей, так
как даёт возможность наблюдать за местоположением транспорта
в реальном времени, а тревожная кнопка позволяет диспетчеру
оперативно отреагировать на нештатную ситуацию. Как показала
практика, внедрение систем слежения улучшает качество, эффективность и слаженность работы отдела логистики, транспортного
отдела, бухгалтерии и склада.
Руководители предприятий, которых заинтересовала система
мониторинга и управления транспортом, хотят знать сроки окупаемости её внедрения. В настоящее время на рынке представлены
системы с разным функционалом, и диапазон цен достаточно
большой. Основное отличие между ними это канал доставки информации от установленного на автомобиле терминала, осуществляющего спутниковый мониторинг авто, до клиента. Большое распространение получили три вида каналов доставки: сотовая связь,
спутниковая связь и радиосвязь. Использованиерадиосвязи является самым дешевым средством, но необходимость дополнительно
устанавливать приемо-передающие устройства в зонах передвижения автотранспорта, необходимость получения разрешения на
использование радиочастот и их низкая пропускная способность
сводят на нет все преимущества. ГЛОНАСС/GPS мониторинг ТС с
использованием спутниковой связи является самым надёжным, но
и самым дорогим, как в обслуживании, так и при покупке терминалов. Часто спутниковую связь используют в комплексе с другими каналами, если необходима высокая надежность и бесперебойность связи с транспортом. Сотовая связьявляется золотой
20
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
серединой, отличается доступной, необременительной ценой обслуживания, достаточной зоной покрытия. Большое количество
преимуществ и недорогое оборудование делают данный сегмент
терминалов самым массовым. Зоны отсутствия покрытия сотовой
связи (GPRS) при GSM мониторинге транспорта компенсируются
буферизацией информации в терминале и передачи ее на сервер
при первой возможности.
При покупке системы мониторинга транспортакроме стоимости самих терминалов и канала связи следует обратить внимание
на стоимость программного обеспечения автоматизированного
рабочего места диспетчера и карт (или планов-схем), используемых в программе. Нередко программа для мониторинга транспорта продаётся отдельно, и стоимость её порой существенна. Также
следует обратить внимание на качество самих терминалов, так как
из-за вибрации в автотранспорте предъявляются повышенные требования к разъемам, а температура и влажность окружающей среды оказывают большое влияние на элементную базу терминала.
Например, системы типа SiriusNavigator окупаются за непродолжительный период от 2 до 12 месяцев. Но тем руководителям, которые решили установить на своём предприятии подобную
систему, следует учитывать, что существует возможность возникновения проблем с водителями, и потребуется компенсация части
«левых» доходов повышением заработной платы. В итоге спутниковый мониторинг автотранспорта позволяет получить прозрачный, предсказуемый и поддающийся планированию отдел грузоперевозок.
Сегодня мониторинг автотранспорта ГЛОНАСС/GPS это
услуга, которая необходима не только для предприятий, содержащих собственные автопарки, но и для частных лиц, так как она
позволяет значительно увеличить производительность труда
транспортной компании и уберечь автомобиль от хищения.
Информационно навигационное обеспечение
современных автоматизированных систем
диспетчерского управления транспортом
Во многих городах России создаются автоматизированные
радионавигационные системы диспетчерского управления городским пассажирским транспортом. Часть работ ведется в рамках
Федеральной целевой программе по использованию глобальной
21
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах
гражданских потребителей.
Основным функциональным элементом в автоматизированных спутниковых радионавигационных системах диспетчерского
управления (АСДУ) является автоматизированное рабочее место
(АРМ) диспетчера центральной диспетчерской службы (ЦДС).
АРМ диспетчера ЦДС обеспечивает:
- формирование и вывод (непрерывный или по запросу) текстовой и графической информации на монитор о работе ТС в режиме реального времени (нахождение на линии, плановое и фактическое выполнение рейсов, прохождение контрольных пунктов,
регулярность по рейсам, интервалы движения и т.д.);
- отображение на мониторе в специальных рабочих окнах отклонений в работе транспортных средств от плана (невыход, отклонения по регулярности, уход с траектории маршрута и т.д.);
- отображение на мониторе местоположения подвижного состава на видеограмме (схеме) маршрута;
- голосовую связь между диспетчерами и водителями ТС;
- отображение на мониторе специальных сообщений с борта
ТС (сигналы «SOS», запросы связи от водителей и др.);
- реализацию управленческих воздействий по корректировке
работы контролируемых ТС;
- протоколирование важнейших событий в работе АСДУ;
- анализ работы АСДУ.
Общее информационное обеспечение маршрутизированного
движения включает в себя следующие основные элементы:
- подсистему диспетчерского управления пассажирским
транспортом и сбора первичной информации о работе подвижного
состава на линии (на базе спутниковой навигации);
- подсистему уровня автотранспортного предприятия (обработка первичной информации, формирование аналитических форм
внутренней отчетности, формирование данных на магнитных носителях для внешней отчетности);
- подсистему уровня территориального автотранспортного
управления (сбор данных о работе автотранспортных подразделений региона, формирование аналитических форм отчетности в
разрезе подразделений региона, формирование данных на магнитных носителях для внешней отчетности);
22
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
- подсистему уровня администрации города, района или области (формирование аналитических форм отчетности о работе автотранспортных подразделений региона и информационного взаимодействия с другими государственными структурами);
- корпоративную региональную сеть (выделенные и коммутируемые каналы связи для передачи данных и голосовых сообщений).
В информационных системах всех уровней используется общий элемент – маршрутная сеть и расписание движения, т.е. то,
что можно охарактеризовать как электронный паспорт маршрутной сети.
Следующим элементом является система, отвечающая за сбор
информации о пассажиропотоках на сформированных маршрутах.
Например, в рамках функционирования типовой системы АСУ
«Навигация», за это отвечает автоматизированная система мониторинга пассажиропотоков (АСМ-ПП). В данном случае инфракрасные датчики, установленные в дверных проемах транспортных средств, подсчитывают количество вошедших и вышедших
пассажиров на каждой остановке, после чего полученные данные
записываются в электронный блок управления.
В результате анализа информации об обследовании пассажиропотоков формируются расписания движения транспортных
средств и нормы на пробег. Примером может служить «Автоматизированная общегородская система формирования и сопровождения маршрутных транспортных расписаний (система РМТ)».
Автоматизированная система диспетчерского управления
необходима для оперативного планирования, инструментального
учета транспортной работы, контроля и управления процессами
перевозок, автоматизированного вывода данных о работе транспорта на линии, предоставления оперативной информации о состоянии перевозок.
В общем случае автоматизированная система диспетчерского
управления может быть охарактеризована наличием элементов
информационного обеспечения, включающих:
а) программно-технологические элементы:
- модуль формирования и корректировки нормативносправочной информации;
- база данных;
23
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
- модуль формирования и корректировки информации о перегонах;
- модуль формирования и корректировки информации о
маршрутах;
- модуль печати вторичных документов;
б) информационные массивы:
- нормативно-справочная информация (контрольные пункты,
расписание движения ТС);
- паспорта маршрутов;
- маршрутные расписания;
- исходная информация для основных автоматизированных
рабочих мест системы: технолога, аналитика, диспетчера;
- выходные формы (расписания для водителей, остановочные
расписания, показатели выполненной работы на маршрутах).
Информационное обеспечение представляет собой основанную на единых принципах многоуровневую иерархическую структуру, включающую обработку данных на следующих объектах
управления:
- на борту транспортного средства;
- в зональном диспетчерском центре;
- в транспортном предприятии;
- в ЦДС.
В состав информационного обеспечения АСДУ входит следующий минимальный набор информационных массивов нормативно-справочной информации (НСИ): перечень маршрутов парков, обслуживаемых системой (городских и пригородных); эксплуатационные нормативы маршрутов; маршрутные расписания.
Здесь следует учитывать, что основная цель диспетчерского
контроля и управления маршрутизированным движением – своевременно (оперативно) зафиксировать проявляющиеся отклонения
движения от запланированного (чтобы не допустить увеличения
интервалов движения транспорта, нерегулярных рейсов, срывов
рейсов по незачету системой и т.д.) и устранить последствия
нарушений и отклонений.
Основным функциональным блоком программного обеспечения АСДУ, который входит в состав программного обеспечения
диспетчерского пункта является подсистема «Автоматизированный учет, контроль и анализ маршрутизированного движения»,
взаимодействующая с подсистемами «Оперативное планирование
24
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
перевозок», «Формирование и выдача отчетных данных об исполненном движении» и подсистемой администрирования баз данных
диспетчерской системы.
В подсистеме «Автоматизированный учет, контроль и анализ
маршрутизированного движения» реализуются следующие функции:
а) Учет и контроль выпуска подвижного состава на маршрутную сеть, включая задачи: регистрация выезда ТС из парка; формирование в автоматизированном режиме сообщений обо всех
нарушениях на выпуске; ввод корректирующей информации по
фактическим данным о выпуске подвижного состава на линию в
режиме реального времени; формирование и вывод оперативных
справок о состоянии процессов выпуска;
б) Учет и контроль открытия движения, начала работы подвижного состава на линии, включая задачи: регистрация фактического времени открытия движения на маршрутах, начала работы
транспортных средств; формирование в автоматизированном режиме сообщений обо всех нарушениях при открытии движения,
нарушениях при отправлении в первый рейс;
в) Учет и контроль движения подвижного состава на маршрутах, включая задачи:
- определение местоположения ТС;
- регистрация прохождения ТС контрольных пунктов, учет
выполнения рейсов;
- установление отклонений ТС от трассы маршрута и от расписания движения;
- регистрация сходов, простоев, возвратов и т.д.;
- мониторинг интервалов движения транспортных средств на
маршрутах;
- формирование в автоматизированном режиме сообщений и
вывод оперативных справок о всех нарушениях при движении по
маршруту;
- прием и обработка сообщений от водителей, в т.ч. запросов
на связь, сигналов бедствия;
- отображение местоположения и движения транспортных
средств на маршрутной сети с помощью электронных карт или
схем;
- мониторинг интервалов движения транспортных средств на
маршрутах с графическим отображением интервалов движения;
25
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
- отображение на мониторе в специальных окнах информации
о грубых нарушениях движения (невыход, уход с траектории
маршрута, сход, выход вне наряда и др.);
г) Учет и контроль времени завершения транспортной работы
на линии, включая задачи:
- автоматическая регистрация времени завершения транспортной работы на линии каждым транспортным средством;
- регистрация брака;
- формирование в автоматизированном режиме сообщений о
несвоевременном завершении транспортной работы.
Являясь ключевым звеном в обнаружении сбоев в транспортной работе и управлении транспортными средствами, диспетчер
должен четко знать каким образом характеризуются сбои и что
необходимо делать при их возникновении. Фактически на диспетчера ложится основная нагрузка по принятию решений в той или
иной ситуации. Под принятием решения может пониматься особый процесс человеческой деятельности, направленный на выбор
наилучшего варианта действий.
Системы мониторинга и управление транспортом
Спутниковые ГЛОНАСС/ GPS системы мониторинга и управления транспортом, системы спутникового контроля передвижения автотранспорта, спутникового контроля перевозок, удаленного
контроля транспорта представляют собой аппаратно-программные
комплексы, состоящие из следующих компонентов:
1. абонентские телематические ГЛОНАСС/ GPS терминалы,
устанавливаемые на автотранспорт для спутникового контроля
транспорта;
2. периферийное оборудование (датчики), устанавливаемое
на транспорт и различные механизмы транспортного средства;
3. телематический сервер с установленным серверным программным обеспечением;
4. специализированное диспетчерское программное обеспечение, устанавливаемое на рабочее место диспетчера.
Принцип работы заключается в следующем.На транспортное
средство для контроля движения транспорта, контроля маршрута
транспорта устанавливается специальное ГЛОНАСС/ GPS оборудование – абонентский терминал. Терминал автоматически определяет местоположение транспортного средства c помощью
26
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
приемника спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС или
GPS, а также различные параметры: скорость, направление передвижения автотранспорта, маршрут транспорта, состояние подключенных датчиков. Далее терминал в автоматическом режиме
или по запросу пользователя передает собранную с автотранспорта
информацию по беспроводным каналам связи.
Это может быть как спутниковый канал системы Inmarsat
стандарта D+, так и сотовый системы GSM стандарта GPRS/SMS.
Весь объем навигационной и технической информации, получаемой от отслеживаемых транспортных средств и дополнительных датчиков, по каналам поступает на телематический сервер,
обрабатывается, сохраняется в базе данных и отправляется в диспетчерский центр.
На рабочее место диспетчера устанавливается специальное
программное обеспечение, в котором используются электронные
векторные многослойные карты местности, с высокой точностью
отображающие текущее местоположение и перемещение транспорта, режимы перевозок независимо от его местонахождения.
Абонентские телематические ГЛОНАСС/ GPS терминалы,
используемые в системах мониторинга, управления, контроля и
слежения за транспортом, спутниковой системе контроля транспорта представляют собой серийно производимые профессиональные устройства.
Терминалы служат для приема и обработки сигналов навигационных спутников систем ГЛОНАСС И GPS, получают данные с
датчиков, установленных для удаленного контроля транспорта и
иных объектов контроля, обеспечивают связь с телематическим
сервером, передают управляющие сигналы на исполнительные
устройства.
В качестве навигационного оборудования в терминалах используются приемники глобальных систем навигации ГЛОНАСС
и GPS, позволяющие с высокой точностью контролировать передвижение транспорта, определять местонахождение и навигационные параметры (скорость движения транспорта, направление движения автотранспорта, высота над уровнем моря) транспортных
средств, маршрут транспорта, используя сигналы навигационных
спутников.
Специальное программное обеспечение устанавливается на
рабочее место диспетчера, логиста или оперативного дежурного.
27
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
Программное обеспечение предназначено для удаленного ГЛОНАСС и GPS контроля транспорта и оперативного управления подвижными и стационарными объектами различного назначения в
режиме реального времени.
Условно функционал диспетчерского программного обеспечения можно разделить на несколько основных функций: мониторинг, решение маршрутной задачи, оперативное управление, контроль и анализ с расширенной системой отчетов.
Спутниковые системы транспортной связи
контроля за грузоперевозками
Преимуществом систем на основе геостационарных спутников является широкая и постоянная зона обзора, охватывающая,
как правило, целый континент. Поэтому и передающий и принимающий абоненты находятся в одной зоне обзора, что существенно упрощает систему.
В наибольшей степени требованиям, предъявляемым к системам управления автотранспортным предприятием отвечает
построенная на основе геостационарных спутников специализированная система связи и контроля за движением транспортных
средств Евтелтракс.
Система обеспечивает высоконадежную и удобную двухстороннюю текстовую связь диспетчера со всеми своими водителями
в любой точке Европейского континента и в любое время суток и
постоянное наблюдение за их движением по электронной карте
на экране своего компьютера.
На автомашине устанавливается малогабаритный спутниковый мобильный связной терминал (МСТ), состоящий из трех блоков: антенна, которая крепится на крыше машины, связной блок и
пульт водителя (существует модификация из двух блоков: антенно-связной блок и пульт водителя). Рабочее же место диспетчера
представляет собой стандартный персональный компьютер и модем, обеспечивающий связь с российским региональным центром
системы в Москве. Компьютер диспетчерского пункта подключается к системе Евтелтракс по любому телефонному каналу или
каналу передачи данных (сети Роспак, Роснет, Совам, Спринт и
т. д.). Возможна связь по сети Интернет при необходимости может быть использован и спутниковый канал для связи диспетчерского пункта с центром системы. В системе используются
28
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
геостационарные спутники европейского космического сообщества «Евтелсат», один из них для передачи сообщений и второй
для определения местоположения (вместе с первым). Европейский Центр системы находится в пригороде Парижа (Рамбуйе).
Система Евтелтракс является единственной спутниковой системой, разработанной специально для наземного транспорта, что
позволило разработчикам учесть всю специфику автоперевозок. В
результате система имеет ряд очень ценных для автоперевозчиков
характеристик. В первую очередь нужно отметить следующие.
Высочайшая надежность доставки сообщений в сложных
условиях движения автомашины. Автомашины в отличие от других транспортных средств периодически могут оказываться в
зоне, где нет связи. Машина может въехать под мост, в ангар, в
паром или оказаться заэкранированной от спутника близко расположенным высоким железобетонным зданием. Чтобы обеспечить надежную доставку передаваемых в такие моменты сообщений система получает от машины подтверждение о доставке и, в
случае неполучения такого подтверждения, автоматически, без
вмешательства оператора повторяет сообщение. Как только машина окажется в зоне связи, ей сразу же будет передано сообщение, а диспетчер получит подтверждение о том, что сообщение
доставлено, с точным указанием – в какое время и в какой точке
(с точностью около 100 метров). Однако водитель может не сразу
прочесть сообщение. Поэтому, когда водитель прочитывает сообщение, диспетчер получает второе подтверждение так же с информацией о времени и месте прочтения.
Повторение сообщений при нахождении машины вне зоны
связи система может производить по желанию диспетчера до
35 минут, либо до 18,5 часов.
Если за это время машина не появится в зоне связи, диспетчер получит извещение, что сообщение не вручено. Таким образом, диспетчер всегда точно знает, когда и где сообщение доставлено, когда и где прочтено. Нужно отметить, что и водитель всегда знает, когда он находится вне зоны связи – в этот период на
его пульте горит красная лампочка. Он может принять соответствующие меры (выехать на открытое место).
Автоматическое определение местоположения всех автомашин. Диспетчерам автопредприятий при современной технологии
управления всегда необходимо знать, где находятся все их машины. Каждый раз посылать запросы, особенно при большом парке
29
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
автомашин довольно обременительно, тем более что не везде
диспетчерская служба работает круглосуточно и в нерабочее время некому посылать запросы. Поэтому система Евтелтракс автоматически ежечасно определяет местоположение всех автомашин
и закладывает их в память компьютера. Таким образом, диспетчер всегда видит, где сейчас находятся все его автомашины, и
может просмотреть трассу движения любой из них за прошедшее
время (прямо по карте автодорог на экране своего компьютера,
либо, по желанию, в табличной форме).
Автоматическое получение и хранение информации даже в
отсутствие диспетчера. Даже в отсутствие диспетчера, его компьютер будет принимать и хранить всю поступающую информацию. Кроме того, в системе используется принцип электронного
почтового ящика. То есть, если даже компьютер диспетчера выключен, никакая информация (как сообщения, так и местоположение) не пропадает, а хранится в Центральном компьютере системы.
Спутниковые системы транспортной связи
и контроля за пассажирскими перевозками
АСУ-Навигация
АСУ-Навигация – автоматизированная радионавигационная
система диспетчерского управления пассажирским транспортом.
Назначением системы является централизованное оперативное диспетчерское управление процессом перевозок пассажиров
на городских, пригородных и междугородних маршрутах. В программном комплексе АСУ-Навигация решены основные задачи
автоматизированного управления транспортными комплексами:
оперативное планирование, контроль, регулирование, учет и отчетность.
Объектами мониторинга и контроля являются:
- автобусы внутригородского сообщения,
- автобусы пригородного сообщения,
- такси,
- маршрутные такси,
- рамваи и тролейбусы.
30
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
Функции диспетчерского управления:
- непрерывный автоматический сбор навигационной информации о местоположении транспортных средств с помощью бортовых спутниковых навигационных приемников;
- автоматическое обнаружение и формирование в «горячих
окнах» диспетчерской программы информации о всех отклонениях
в работе транспортных средств от запланированных параметров
транспортного процесса (нарушения графиков движения, уход с
запланированного маршрута, отказы оборудования);
- проведение управляющих воздействий диспетчера по регулированию транспортных процессов (изменение интервалов движения, переключения на другой маршрут, изменение режимов
движения, оформление сходов по причинам и восстановление контроля движения, изменение наряда, и т.д.);
- обеспечение речевой связи диспетчера с водителями транспортных средств. Запись в компьютерную базу данных переговоров в эфире и воспроизведение переговоров по запросу за любой
прошедший период времени;
- визуальное отображение местоположения транспортных
средств на видеограмме города, региона или на схеме маршрута
движения в реальном масштабе времени. Запись информации о
движении транспортных средств в компьютерную базу данных и
воспроизведение по запросу записанного движения транспортных
средств за любой прошедший период времени с визуальным отображением на электронной видеограмме;
- информирование пассажиров путем вывода информации о
движении транспортных средств на остановочные табло в реальном масштабе времени, в сети Интернет, на сотовых телефонах,
коммуникаторах, путем получения справок по телефону в Callцентрах;
-автоматизированное определение мест возникновения дорожно-транспортных происшествий, чрезвычайных и критических
ситуаций, эффективная организация мобилизационных мероприятий с визуализацией на электронной карте местоположения и движения отдельных или групп транспортных средств.
Технологическая подготовка процесса перевозок:
- формирование и печать маршрутных расписаний;
- формирование нарядов на выпуск транспортных средств.
31
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
Программно-технологический комплекс «Автоматизированная
система формирования и ведения расписаний движения
маршрутизированного транспорта» (система «РМТ»)
Система «РМТ» предназначена для разработки расписаний
движения наземного маршрутизированного транспорта, их хранения и коллективного использования.
Основные функциональные задачи, решаемые системой:
- создание и ведение на машинных носителях справочников
условно-постоянной информации (сезонов, дней недели, остановок
транспорта, транспортных предприятий, видов транспорта, подвижного состава, улиц, видов перевозок и др.);
- создание и ведение исходной информации для расчета расписаний маршрутизированного транспорта паспортов маршрутов (типы рейсов, временные периоды суток, трассы маршрута по
типам рейсов, длины перегонов между остановками, нормативы
времени на проезд и др.);
- создание расписания движения на маршруте в автоматическом и полуавтоматическом режиме; редактирование, корректировка и сохранение нескольких вариантов созданного расписания
движения на маршруте; формирование базового набора выходных
форм по составленному маршрутному расписанию;
- формирование дополнительного набора выходных форм по
расписаниям (эксплуатационные показатели на маршруте, режимы
работы водителей, нормы пробегов, почасовые сводки, машинокилометры, уличные расписания, пути следования по нулевым рейсам и др.);
- ведение и использование библиотеки вариантов маршрутных
расписаний (копирование, создание на основе существующих).
В системе РМТ применяются следующие методы формирования маршрутных расписаний: табличный метод, графический комплексный метод и графический линейный метод.
Аппаратно-программный комплекс для автоматического
определения и анализа пассажиропотоков на городском
пассажирском транспорте
Система предназначена для комплексной оптимизации пассажирских перевозок в задачах среднесрочного и долгосрочного
планирования (рис. 13).
32
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
Рис. 13. Аппаратно-программный комплекс для автоматического определения
и анализа пассажиропотоков на городском пассажирском транспорте
В основе автоматизированной системы лежат технологии автоматического сбора информации о пассажиропотоках на маршрутной сети города/пригорода и оперативное получение характеристик пассажиропотока в формате данных табличного обследования (рис.14).
Рис. 14. Технология автоматического сбора информации
Функциональность системы:
- оперативный контроль объемов перевозки для задания суточных план-нарядов по сбору выручки;
- оптимизация маршрутной сети на уровне пассажирского
предприятия и города на основании информации об остановочном
пассажиропотоке каждого обследованного маршрута;
33
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
- возможность расчета доходности маршрута с учетом зонности оплаты проезда (в том числе с использованием данных матрицы межостановочных корреспонденций);
- ведение актуальных паспартов маршрутов при помощи современных средств геоинформатики, адаптированных к задачам
городского пассажирского транспорта;
- инструментальное определение норм на пробег по периодам
суток на любом перегоне маршрута для составления актуального
расписания движения.
Система так же может использоваться для оперативного перераспределения подвижного состава в режиме реального времени
исходя из динамики загрузки салона.
Задание.
1. Изучить спутниковые системы транспортной связи и контроля за грузоперевозками на примере системы Евтелтракс.
2. Изучить спутниковые системы транспортной связи и контроля за пассажирскими перевозками на примере аппаратнопрограммного комплекса для автоматического определения и анализа пассажиропотоков на городском пассажирском транспорте.
3. Каждую из спутниковых систем характеризовать по следующим параметрам: назначение, принцип работы, техническая
реализация (составные части), достоинства и недостатки системы,
мнение пользователей (отзывы).
Контрольные вопросы
1. Роль спутниковых GPS в управлении автотранспортными потоками.
2. Схема системы мониторинга автотранспорта.
3. Что можно контролировать при внедрении системы мониторинга
и контроля транспорта?
4. Какие виды каналов доставки информации от объекта контроля
до клиента получили наибольшее распространение? Проанализируйте их.
5. Что обеспечивает АРМ диспетчера ЦДС?
6. Что включает в себя общее информационное обеспечение маршрутизированного движения?
7. Возможности автоматизированной системы диспетчерского
управления?
8. Состав программно-технической составляющей АСДУ.
9. Состав информационных массивов АСУД.
34
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
10. Основная цель диспетчерского контроля и управления маршрутизированным движением.
11. Функции подсистемы «Автоматизированный учет, контроль и
анализ маршрутизированного движения.
12. Основные аппаратно-программные компоненты систем мониторинга и управления транспортом.
13. Принцип работы системы мониторинга и управления транспортом.
14. Функции абонентских телематических терминалов.
15. Функции диспетчерского программного обеспечения.
16. Что включает в себя мониторинг?
17. Как происходит решение маршрутной задачи?
18. Как осуществляется оперативное управление?
19. Возможности контроля?
20. Рассмотрите подробнее функцию анализа и системы отчетов.
21. Особенности спутниковой системы Евтелтракс.
22. Особенности спутниковой системы АСУ-Навигация.
23. Особенности системы «РМТ».
24. Особенности аппаратно-программного комплекса для автоматического определения и анализа пассажиропотоков на городском пассажирском транспорте.
35
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
Рекомендуемая литература
1. Горев, А. Э. Информационные технологии на транспорте :
учебник / А. Э. Горев. – М.: Издательство Юрайт, 2017.- 271 с.
2. Яхьяев, Н. Я. Информационное обеспечение организации дорожного движения : учебное пособие / Н. Я. Яхьяев, А. Н. Романов, Б. Т. Залимханов, А. В. Кораблин. – Астрахань : АГТУ,
2011. – 200 с.
3. Якубович, А. Н. Информационные технологии на автотранспорте: учебное пособие / А. Н. Якубович, Н. Г. Куфтинова,
О. Б. Рогова. – М. : МАДИ, 2017. – 252 с.
4. Андреев, А. Я. Информационные системы на транспорте : конспект лекций / А. Я. Андреев. – Минск : БНТУ, 2009. – 79 с.
5. Горев, А. Э. Информационные технологии на транспорте.
Электронная идентификация автотранспортных средств и транспортного оборудования : учебное пособие / А. Э. Горев. – СПб. :
СПбГАСУ, 2010. – 96 с.
36
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
Оглавление
Предисловие ................................................................................
Тема 1. Технические средства информационных систем на
автомобильном транспорте ........................................................
Тема 2. Системы мониторинга и управления автомобильным
транспортом .................................................................................
Рекомендуемая литература .........................................................
37
3
4
17
41
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
Учебное издание
Толокнова Анна Николаевна
Информационные технологии на транспорте
Методические указания
Отпечатано с готового оригинал-макета
Подписано в печать 18.12.2018. Формат 60×84 1/16
Усл. печ. л. 2,21; печ. л. 2,38.
Тираж 50. Заказ № 358.
Редакционно-издательский отдел ФГБОУ ВО Самарской ГСХА
446442, Самарская область, п.г.т. Усть-Кинельский, ул. Учебная, 2
Тел.: 8 939 754 04 86, доб. 608
E-mail: ssaariz@mail.ru
38